Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОПЬЕ СВЯТОЕ Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия; лат. Sacra Lancea; нем. Heilige Lanze], реликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми . Как правило, К. с. отождествляли с копьем, к-рым рим. воин пронзил тело Христа (Ин 19. 34), но в средние века существовали также предания о др. копье, якобы принадлежавшем мч. Маврикию , св. равноап. имп. Константину Великому или имп. Карлу Великому . Копье Лонгина Согласно Ин 19. 31-37, Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьем в грудь, «и тотчас истекла кровь и вода». Имя воина - Лонгин (вероятно, от греч. lVogch - копье) впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.- CANT, N 62). Согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти, после того как воины предложили Ему выпить уксус и желчь. Предание о воине, к-рый пронзил тело Христа копьем, получило развитие в откровениях католич. мистика блж. Анны Катарины Эммерик († 1824): воин Кассий (настоящее имя Лонгина) из сочувствия к страданиям Христа не решился перебить Ему ноги, но с силой вонзил в Него копье, чтобы избавить Его от страданий. Из раны хлынули кровь и вода, залившие воину лицо; упав на колени, он во всеуслышание объявил, что уверовал в божественность Христа (Das bittere Leiden unsers Herrn Jesu Christi nach den Betrachtungen d. A. K. Emmerich. Sulzbach, 1834. S. 307-308). Свидетельства о К. с., хранившемся в Иерусалиме, содержатся в трудах лат. авторов VI в. Согласно итинерарию (ок. 570), ложно приписываемому мч. Антонину из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), «копье, которым ударили в бок Господа», находилось в базилике Св. Сиона (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 140. (CCSL; 175)). По-видимому, из этого источника заимствовано свидетельство Григория Турского ( Greg. Turon. Glor. martyr. 6//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 42). Др. упоминание о К. с., к-рое хранилось в Иерусалиме, принадлежит Кассиодору († ок. 580) ( Cassiod. Exp. ps. 86//PL. 70. Col. 621). В VII-VIII вв. свт. Андрей , архиеп. Критский, впервые привел предание о том, что К. с. вместе с др. святынями было обретено равноап. Еленой , матерью имп. Константина Великого, во время раскопок на месте казни и погребения Христа (в более ранних источниках об этом не сообщается).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

Население Г., изначально смешанное, в визант. период стало более однородным. Блж. Иероним ( Hieron. Vita Hilar. 22) и Марк Диакон ( Marc. Diac. Vita Porph. 66-68) пишут, что здесь говорили в основном по-арамейски, а знание греч. ограничивалось высшим обществом. Христианство легче находило путь в низшие слои, чем в эллинизованную верхушку. Св. места Г., связанные с мучениками (Тимофеем, Майором и Феей в Г., св. Виктором по пути в Маюму), гробница прп. Илариона Великого к югу от Г. привлекали с IV в. множество паломников. В храме св. Евдоксии был запланирован странноприимный дом; паломник Антоний из Плаценции писал, что «жители (Газы) очень добродетельны, наделены особой щедростью и любовью к паломникам» ( Anton. Placent. Itinerarium. 33). В V-VI вв. наибольшей популярности достигла газская школа риторики, основанная на стилистически близкой к александрийской школе. Здесь учили владеть стихом и прозой, давали знания классической лит-ры и мифологии. В числе руководителей школы известны: Тимофей, написавший книгу по грамматике и трактат об экзотических животных гекзаметром (сохр. краткое изложение содержания в прозе); Эней Газский , в сочинении к-рого, посвященном бессмертию души, христианство сочеталось с неоплатонизмом (диалог «Феофраст»); поэт и грамматик Иоанн Газский - автор анакреонтических стихотворений и описания гекзаметром росписей в термах Г., Прокопий Газский ( ок. 526) и его преемник и ученик Хорикий Газский . В 618/19 г., во время долгой византийско-персид. войны, Г. заняли персид. войска Хосрова II, в 629 г. имп. Ираклий вернул ее. Однако вскоре в ходе Арабских завоеваний Г. стала одной из первых целей мусульм. армий. В 634 г. патрикий Г. был разбит арабами к востоку от города. В 637 г. Г. была взята араб. полководцем Амром ибн аль-Асом. Захваченные в плен солдаты гарнизона отказались перейти в ислам и были перебиты (см. Газские мученики ). Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. В эпоху халифата Г. входила в состав Палестинского окр.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Возникновение православного чина Раннее свидетельство о чине  богоявленского водоосвящения на православном Востоке принадлежит паломнику из  Равеннского экзархата (византийская провинция в Италии) Антонину родом из города  Плаценции ( совр.  Пьяченца), который имел, вероятно, священнический (или даже епископский) сан. Оно относится примерно к 570 году и описывает практику Иерусалимской Церкви. В Иерусалиме 6 января праздновали Рождество Христово по крайней мере до середины V века, но ко временам Антонина и здесь уже произошло закрепление этого праздника за 25 декаб­ря, а 6 января оказалось посвящено Крещению. Антонин пишет об освящении воды на Иордане следующее: «Богоявление я провел на Иордане, где происходят вот какие чудеса в ту ночь на том месте, где Господь был крещен (там есть обелиск, окруженный решеткой, а на том месте, где вода возвращается в свое русло, в воде установлен деревянный крест; и с обеих сторон [обелиска] к воде спускаются ступени из мрамора). В ночь на Богоявление совершается великое бдение, [в котором участвует] множество народа; утреня бывает [в час] четвертого или пятого [пения] петухов. Когда утреня закончится и забрезжит рассвет, служители выходят [из храма] на улицу, и священник, поддерживаемый диаконом, входит в реку; и в тот самый момент, когда он начинает благословлять воду, тогда [течение] Иордана с шумом меняется на обратное, и, пока совершается Крещение, вода стоит 10 . А все судовладельцы из Александрии посылают туда в тот день своих людей с кувшинами, наполненными ароматами и бальзамом, и когда освящается источник, до начала [собственно] Крещения, все они выливают свои кувшины в реку и [тотчас] набирают в них благословенную воду, и так [судовладельцы] получают воду, используемую для окропления своих судов перед выходом в плавание. Когда же завершится Крещение, все сходят в реку ради [принятия] благословения, обернувшись холстами ткани (а многие и другими предметами [одежды]), чтобы когда-то, когда их будут погребать, использовали [эти холсты]. Вода же по окончании Крещения возвращается на свое место» (гл. 11).

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль Эта церковь также упоминается в «Книге о расположении и названиях еврейских местностей» (ок. 390) блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Onomast.//PL. 23. Col. 923; рус. пер.: ППС. 1894. Т. 13. Вып. 1(37). С. 119). Хотя в этих источниках ничего не говорится об архитектурных особенностях храма, Д. Прингл считает, что он принадлежал к типу «свободного креста», как и более поздняя церковь, построенная на его месте ( Pringle. 1998. Р. 258). На Мадабской мозаичной карте (ок. 565) храм изображен прямоугольным в плане. Анонимный паломник из Плаценции (ок. 570) называет храм базиликой и уточняет, что колодец находился перед алтарной преградой. В храме хранилось ведерко, из которого пил Спаситель, а от воды из К. И. происходили исцеления ( Ps.-Antonini Placentini Itinerarium//Itineraria et alia geographica. P. 131-132; рус. пер.: Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 28). По всей видимости, первоначальная церковь была разрушена во время восстания самарян в 484 или 529 г. и восстановлена имп. Юстинианом I. Описание этого здания было сделано св. Адамнаном (Адомнаном), составившим соч. «О святых местах» по рассказам Галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). В нем говорится, что это здание имело крестообразную форму, а колодец находился в центре, на месте пересечения рукавов креста. Храм был обнесен стенами. Колодец имел 40 локтей в глубину ( Adamnani De locis sanctis//Itineraria et alia geographica. P. 216-219 (рус. пер.: Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 49. С. 95-96). А. Овадия считает, что длина храма составляла примерно 30 м, ширина каждого из рукавов - 9 м. Апсиды отсутствовали, т. к. смысловым центром постройки являлся колодец. Археологи обнаружили остатки мозаичных полов с геометрическим орнаментом (в сев. и юж. рукавах креста, а также на стыке сев. и зап. рукавов), фрагменты колонн и темплона ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245). Прингл отмечает, что это здание существовало в 20-х гг. VIII в. и, возможно, в нач. IX в. ( Pringle. 1998. Р. 258). По мнению Овадии, оно было разрушено арабами в Х в. ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245).

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Однако с VI в. сохранились сведения о том, что захоронение В. м. находилось в базилике на полпути из Вифлеема в Бейт-Сахур (Путник Антонина из Плаценции. С. 40). Эта т. зр. нашла отражение в ряде паломнических описаний, напр. составленного Епифанием Монахом (1-я пол. IX в.), а также в Житии равноап. Елены (VIII в.- BHG, N 364), где говорится, что она построила церковь во имя В. м. на месте их избиения (Повесть Епифания. С. 18, 128-131, 261). Св. Виллибальд (723-727) также относит место избиения и захоронения В. м. к югу от Вифлеема и идентифицирует его с Фекоей ( Wilkinson. P. 241). В 414 г. часть мощей В. м. была привезена в Марсель прп. Иоанном Кассианом Римлянином и передана в основанное им аббатство Сен-Виктор. В Риме часть мощей В. м. хранилась в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура и была перенесена Римским папой Сикстом V в ц. Санта-Мария Маджоре. Частицы мощей В. м. находятся также в ц. св. Иустины в Падуе, кафедральных соборах Милана и Лиссабона, в мон-рях Вифлеем в Аттике, Сорока мучеников Севастийских близ Спарты и др. В Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из В. м., подаренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Одна глава В. м. находится в серпуховском Высоцком мон-ре, а др.- в Давидовой пуст. близ Серпухова. На Западе были написаны мн. гомилии и гимны, посвященные В. м., среди них - сочинения свт. Петра Хрисолога, еп. Равеннского (PL. 52. Col. 604-608), Оптата, еп. Милевского (PLS. 1. Col. 288-294), Пруденция (PL. 59. Col. 901-909), свт. Павлина, еп. Ноланского, Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 623-624), Ноткера (PL. 131. Col. 1007-1008), Абеляра и др. В Византии также был создан ряд произведений в честь В. м.: слова свт. Иоанна Златоуста (PG. 57. Col. 176-184; 61. Col. 697-702), свт. Григория Нисского (PG. 46. Col. 1128-1149), Василия, еп. Селевкийского (PG. 85. Col. 388-400), Прокла, Патриарха К-польского (BHG, N 827f), Иоанна Эвбейского (PG. 96. Col. 1501-1508), Феофана Керамевса (PG. 132. Col. 917-928), Германа II, Патриарха К-польского (PG. 140. Col. 736-757).

http://pravenc.ru/text/158896.html

    Итак, речь идет об обширной местности между Иерусалимом и Газой, ближе к Иерусалиму. В горной части этой местности имеется около 900 источников, так что налицо известная трудность в привязке какого-то определенного родника к описываемому событию. В связи с этим, как и во многих других случаях, в Святой Земле существовало несколько местных народных традиций указания места, где произошло крещение эфиопского евнуха. Так, Антонин из Плаценции (570 г.) помещает источник крещения евнуха, видимо, вблизи Элефтерополя (Бейт-Джубрин): «Затем, свернув в сторону, мы прибыли в город, называемый Елевтерополь, на место, где Сампсон челюстью осла избил тысячу человек; из нее вытек источник и источник этот орошает эти места до нынешнего дня. Были мы и у места, откуда он вытекает. Затем прибыли на место, где убит Захария и почивает в теле; прекрасная, украшенная базилика и много рабов Божиих. Затем прибыли на место, где Исаия распилен пилою и почивает, а пила эта во свидетельство положена у святого Захарии. Оттуда пришли на место, где Аввакум принес пищу жнецам. И оттуда вытекает источник, в котором Филипп крестил евнуха» (Путник, XXXII). Это, таким образом, по-видимому, то место, которые Евсевий Памфил и Иероним Стридонский упоминают, как «другой Вефсур, колена Иудина, отстоящий на один милиарий от Елевферополя» (Ономастикон, 234). Однако преобладали две другие народные традиции, которые были, несомненно, первичны, то есть не вытекали из умозаключений книжников или установлений государственных и церковных деятелей последующих веков. Согласно первой традиции, крещение евнуха Филиппом произошло у источника Эйн эд-Дирве на окраине городка Хальхуль к северу от Хеврона. Например, Евсевий Памфил свидетельствует: «Вефсур (Βεθσορ), колена Иудина или Вениаминова. И доныне Вифсоро (Βηθσωρ) зовется селение по пути из Элии в Хеврон, в двадцати милиариях, где показывается вытекающий из горы источник, в котором, как говорят, был крещен Филиппом евнух Кандаки» (Ономастикон, 234). Согласно второй традиции, место крещение евнуха находится в описываемом здесь урочище Эйн эль-Ханийе. Оба урочища в известном смысле сходны, подобно близнецам. И там, и там наличествуют источник и открытый водосборник, куда могли бы войти Филипп и евнух, и там, и там – развалины византийской церкви IV-VI веков. Немалое число паломников посетило оба урочища за последующие века. До новейшего времени все они описывали только одно из двух мест, либо не зная о втором, либо игнорируя его, что психологически объяснимо.

http://sobory.ru/article/?object=16070

Русские участки в Б.-Д. были приобретены начальником Русской духовной миссии архим. Антонином (Капустиным) . В Дахре (площадь 13177 кв. м), купленной в 1866 г., были построены на средства имп. Марии Александровны двухэтажное здание школы для араб. девочек и на средства гр. О. М. Путятиной одноэтажное здание амбулатории. В 1886 г. участок передан архим. Антонином вместе со школой в дар ИППО, в 1890 г. там была открыта жен. учительская семинария ИППО, готовившая преподавателей для начальных школ. В 1896 г. участок переведен на имя Российского правительства, с 1917 г. находился в ведении РПЦЗ, в 1978 г. продан муниципальным властям г. Вифлеема. Комплекс зданий семинарии и школы не сохранился. Участок с домом архим. Антонина (площадь 2700 кв. м), приобретенный в 1869 г., позже слился в одно владение с предыдущим участком. Участок Рас-Она (площадь 9520 кв. м), купленный в 1873 г., был переведен в 1901 г. на имя председателя ИППО мч. вел. кн. Сергия Александровича. Архим. Леонидом (Сенцовым) на нем был построен приют для паломников (1907). В наст. время в ведении РПЦЗ. Ист.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2). С. 33; Хожение гостя Василья//Там же. 1884. Т. 2. Вып. 3. (Вып. 6). С. 9; Евсевия Памфилова, еп. Кесарии Палестинской, о названиях местностей, встречающихся в Свящ. Писании, ок. 320 г. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского, о положении и названиях Еврейских местностей, ок. 388 г.//Там же. Т. 13. Вып. 1. (Вып. 37). С. 41; Путник Антонина из Плаценции конца VI в.//Там же. Т. 13. Вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 40; Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресв. Богородици, ок. 1370 г.//Там же. 1896. Т. 16. Вып. 3. (Вып. 48). С. 18; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адомнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 85; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1: А-К. Р. 93-95; Россия в Св. земле. Т. 1. С. 703-704, 720. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 1873. С. 335-336, 374-379; Дмитриевский А. А. Бет-Джальская жен. учительская семинария и посещение ее Блаж. Патриархом Иерусалимским Дамианом//СИППО. 1911. Т. 22. Вып. 1. С. 65-73; [Мефодий (Кульман), еп. ]. Св. земля. П., 1961. С. 148; [он же]. Спутник паломника по Св. местам. П., 1992. С. 52-53; Abel F. M. Chronique: Une crypte byzantine à Beit Djala//RB. 1923. T. 32. P. 271-272. Pl. 6; Fleckenstein K. -H. Israel Westjordanland Reiseführer. Lahr (Deutschland), 1995. S. 82; Ραπτπουλος Ζ. Ταξιδεοντας στν Αγα Γ. Λεμεσς, 1996. Σ. 164-165; Δπτυχα. 2002. Σ. 1384.

http://pravenc.ru/text/77832.html

Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Совр. стены мон-ря, сложенные из крупных блоков красного гранита, базилика Преображения Господня и ряд др. построек обители восходят к VI в. Строительство базилики было завершено между 548 и 565 гг. Надпись на одной из ее балок сообщает имя архит. Стефана из Айлы (ныне Элат, Израиль) ( Shevchenko. 1966. P. 256-257). Монастырское предание приписывает Юстиниану возведение в епископский сан игумена мон-ря и дарование Е. в. м. особых привилегий. Попытки связать эти события с К-польским (536) или Вселенским V Собором (553) не находят подтверждения в источниках. В XVII в. синайские монахи, стремясь выйти из-под власти Иерусалимских патриархов, утверждали, что имп. Юстиниан даровал Е. в. м. полную независимость. Церковный историк XVII в. синаит Нектарий , впосл. Иерусалимский патриарх (1661-1669), обнародовал текст соответствующей новеллы Νεαρς имп. Юстиниана в своем сочинении об истории Е. в. м. Уже современниками Нектария была доказана неподлинность этой новеллы (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 137-144), однако долгое время на нее продолжали ссылаться для обоснования особого статуса мон-ря. Позднейшие церковные историки утверждали, что власть Синайского епископа была ограниченна, он не мог посягать на самоуправление монашеского сообщества. Символом этого ограничения было соборное решение запереть архиерейский горний престол в монастырской церкви ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 103-104). Не вполне ясно первоначальное соотношение статусов епископа и игумена в мон-ре: совмещались ли эти должности в одном лице или существовали параллельно. С достаточной уверенностью можно говорить, что епископская кафедра замещалась нерегулярно. От визант. эпохи дошло неск. имен настоятелей и епископов, как правило без дат. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал в Синайском мон-ре 3 авв (в лат. оригинале tres abbates), знающих лат., греч., сир., егип. и бесский языки (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 44). По всей видимости, среди монастырских «рабов» были проживавшие во Фракии бессы.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Тем не менее о могиле И. существовали и др. предания, зафиксированные паломниками. Так, Антонин из Плаценции (70-е гг. VI в.) указывает «место, где Исаия распилен пилою и почивает» вблизи Елевферополя ( Anon. Placent. Itinerarium. 32//CCSL; 175. P. 145 (рус. пер.: Путник Анонима из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объяснил: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 41)). Неизвестно, в какое время и при каких обстоятельствах мощи И. оказались в Панеаде (Кесарии Филипповой), откуда они в сер. V в. были перенесены в К-поль, в ц. св. Лаврентия. Перенесение мощей И. в К-поль состоялось, согласно «Историческому синопсису» Георгия Кедрина, на 35-м году правления имп. Феодосия II Младшего ( Cedrenus. Сотр. hist. Vol. 1. P. 600), т. е. в 442/3 г. В «Хронике» Георгия Амартола это событие относится к правлению имп. Маркиана ( Georg. Mon. Chron.//PG. 110. Col. 756). В отличие от хроник «Описание Константинополя» Псевдо-Кодина сообщает о перенесении мощей не из Панеады, а из Иерусалима (Patria CP. T. 2. Р. 241). Этот источник приписывает построение к-польских храмов св. Лаврентия и прор. Исаии супругам Маркиану (450-457) и Пульхерии (450-453) (Ibid. Р. 241). «Аноним Меркати» называет эти церкви стоящими вместе и говорит, что в ц. прор. Исаии «внутри алтаря лежит половина его тела» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 451). Антоний Новгородец ок. 1200 г. сообщает, что мощи пророка находились в посвященной ему церкви под престолом («под трапезою лежит» - Книга Паломник. С. 28). Здесь от мощей И. происходили чудеса (BHG, N 958f). Как подметили византинисты, эта святыня пользовалась почитанием в различных слоях общества ( K[azhdan] A. e. a. Isaiah//ODB. Vol. 2. P. 1013): среди исцеленных названы протоспафарии Михаил и Константин, знатная дама Евпраксия, мон. Георгий, меняла Николай, виноградарь Константин, рыбак Иоанн. Описания 19 исцелений внесены в Минологий за май Bodl. Baroc. 240, XII в. ( Delehaye H. Synaxarium et Miracula S. Isaiae prophetae//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 257-265). К мощам И. приезжали из провинции (напр., из Фракии и из Пафлагонии). Особенностью кратких синаксарных житий является ошибочное наименование И. дядей царя Манассии (SynCP. Col. 665; PG. 117. Col. 444). В Императорском Минологии содержится Похвала И., приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 958g). Древнейшим из агиографических сочинений на лат. языке, посвященных И., является составленный Потамием, еп. Лиссабонским, в сер. IV в. с опорой на апокрифическое «Вознесение пророка Исаии» «Трактат о мученичестве пророка Исаии» (PL. 8. Col. 1415-1416; CCSL. 69. P. 197-203).

http://pravenc.ru/text/674804.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010