8. А что сказать о святом Давиде, который по просьбе одной женщины, смягчив дух велением отцовского сердца, принял в дом сына недостойного и забывшего о братской крови? 955 9. И тот евангельский отец, который вернувшегося младшего сына, жившего распутно и расточившего все имение, 956 полученное от отца, преклоненный всего одним его смиренно сказанным словом, исповеданием того, что согрешил он против отца, приласкал, в порыве отцовской любви выйдя ему навстречу, и пал ему на шею ( Лк. 15. 20 ), и приказал принести лучшее одеяние, и перстень, и обувь, и удостоил его поцелуя, одарил подарками, принял на дивное пиршество. 957 10. Вот их-то подражателем в отцовской любви, которой мы уподобляемся к Богу, выказал себя и ты. И потому я убедил нашу дочь, чтобы она предприняла труд пути зимней порой, чтобы лучше провести зиму не только в гостеприимстве, но и в отеческой любви, ибо на смену негодованию уже пришла благодать, чтобы, полностью уподобляясь и подражая святым, ты обличил тех, кто, измыслив ложь, вздумал ожесточить твою душу против детей. Прощай и люби нас, ибо и мы тебя любим. 736 Сабин был епископом Плаценции (ныне г. Пьяченца, Италия), он участвовал в Аквилейском соборе 381 г. (ср.: Act. conc. Aquil. 1. 10. 37. 38. 58). Письмо датируется началом 395 г. 737 Речь идет о свт. Павлине Ноланском . Он родился в Бурдигале (совр. г. Бордо, Франция) в 353 г. в богатой сенаторской семье. Крестившись в 390 г., он и его жена Теразия решили оставить мир. Павлин сначала удалился в Испанию, где в 394 г. был рукоположен во священника. Через некоторое время переехал в Италию, и свт. Амвросий принял его в медиоланский клир. В 395 г. Павлин и Теразия обосновались в Ноле, где в 409 г. Павлин был избран епископом. Умер он в 435 г. Сохранилось 35 его стихотворений. 786 Поскольку d манихействе, противопоставлявшем светлое начало в человеке темной материи, был запрещен брак, там были широко распространены блудные грехи. Император Феодосий издал три указа направленные против манихеев (372, 389, 391 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В завоеванную землю по инициативе цензора Гая Фламиния в 220 г. была проведена великолепно вымощенная дорога. Она вела из Рима через Этрурию и Умбрию на Адриатическое побережье и доходила до Аримина, расположенного в галльском поле вблизи устья Рубикона. Фламиниева дорога стала второй важнейшей магистралью Италии после ранее проложенной Аппиевой дороги, связавшей Рим с югом страны. В 218 г. в завоеванной Галлии Рим основал две колонии – Плаценцию и Кремону, ставшие очагами романизации этого региона. Еще одной ареной военных действий Рима в промежуток между Первой и Второй Пуническими войнами был балканский берег Адриатики. На юге Апулии во время войны с пунийцами в 244 г. Рим основал колонию Брундизий, контролировавшую вход из Ионического моря в Адриатическое и ставшую центром интенсивной морской торговли с греческими прибрежными полисами. Между тем морские перевозки да и самые портовые города являлись целью пиратских нападений со стороны приморских иллирийских племен, единственным промыслом которых служил морской разбой. Опорной базой пиратов был Скодар, где царствовал Агрон. Этот царь покорил греческие полисы Аполлонию и Эпидамн. Пиратский флот захватил остров Керкиру. Италийские и греческие мореплаватели и торговцы, граждане Керкиры, просили о помощи римский сенат. В конце концов решено было направить послов братьев Гая и Луция Корунканиев к царю Агрону, а тот в ответ на требование прекратить разбои ответил, что по иллирийским законам пиратство считается законным промыслом. Тогда послы заявили, что в таком случае Рим позаботится о введении у иллирийцев лучших законов. На возвратном пути один из братьев был убит варварами. Война стала неизбежной. В 229 г. римский флот из 200 кораблей разгромил пиратские суденышки; на балканском побережье высадился десант, который повел осаду иллирийских крепостей. После смерти Агрона ввиду несовершеннолетия его сына Пинна править в Скодре стала его мать Тевта. Иллирийцы сопротивлялись упорно, но в конце концов Тевта вынуждена была принять условия мирного договора, навязанные Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сокрушительный удар по партии Сципиона Катон нанес в 184 г., когда вместе с Луцием Валерием Флакком исполнял цензорские обязанности. Из сената были выведены почти все сторонники Сципиона. При этом предлоги могли казаться крайне мелочными даже сочувствовавшим ему людям, но они были в духе Катона, и поэтому трудно было обвинить его в политической пристрастности таких исключений. Так, бывший претор Манилий был вычеркнут цензором из списка сенаторов за то, что у себя дома днем в присутствии дочери поцеловал жену. Катон наживал себе врагов не только свирепыми чистками сената, но и отказом в триумфах полководцам, которые одерживали победу над врагом, и все-таки продолжал доминировать на политической сцене, опираясь на поддержку по преимуществу средних слоев, в отличие от Сципиона, опорой которого в основном была сенаторская знать, римский пролетариат и ветераны. По инициативе Катона продолжалась масштабная раздача земли из государственного фонда (ager publicus), в особенности на севере Италии, в чем он принципиально не расходился с линией его противника Сципиона. На территории между Апеннинами и Падусом и на Адриатическом побережье были основаны колонии римских граждан – Мутина, Парма, Луна, Пизавра, Потенция и колонии латинского права – Кремона, Бонония, Плаценция, Аквилея. Учреждение колоний утоляло земельный голод малоимущих и укрепляло позиции Рима в новоприобретенных регионах. Нужда в пополнении армии, обострившаяся в результате больших человеческих потерь, понесенных в ходе изнурительной войны с Ганнибалом, побудила сенат принять предложение Катона о снижении имущественного ценза для последнего, 5-го класса военнообязанных граждан с 11 до 4 тысяч ассов. Таким образом был значительно расширен мобилизационный контингент. Кроме того, не только свободнорожденные граждане, но и вольноотпущенники с цензом от 4 до полутора тысяч ассов стали привлекаться для службы во флоте. Более того, в случае исключительно острой потребности в пехоту могли призываться как те граждане, кто по цензу приписывался к флоту, так и еще более бедные люди с размером имущества до 375 ассов. В связи с этим расширился состав комиций, в которые были включены лица с имущественным цензом от 11 тысяч ассов, что ранее было нижним пределом для обладания правом голоса, которое по логике военной демократии сопряжено было с обязательной службой в легионе, до 4 тысяч. Кроме того, число центурий первого разряда было понижено с 80 до 70, что вместе с 18 всадническими центуриями не составляло уже половины из оставшегося неизменным общего числа центурий – 193, так что если раньше голосование при единодушии первого разряда, прекращалось ввиду получения большинства голосов центурий до начала обсуждения в центуриях низших классов, то вследствие этой реформы центурии второго класса в любом случае подключались к голосованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1-й пол. VI в. (возможно ок. 530) был создан «Бревиарий об Иерусалиме» (Breviarius de Hiersolyma//Itineraria et alia geographica. 1965. Vol. 1. P. 107-112; CPL, N 2327). В этом кратком тексте, составленном в форме путеводителя для паломника, описаны Иерусалим и его ближайшие окрестности: базилика Константина, Голгофа, Сион, Гефсимания, Елеонская гора, долина потока Кедрон и др. Большой интерес представляет перечисление реликвий, хранившихся в храмах Иерусалима. Трактат «О расположении Святой земли» ( Theodosii De situ Terrae sanctae//Itineraria et alia geographica. 1965. Vol. 1. P. 114-125; CPL, N 2328) (1-я пол. VI в.) по форме был ближе к путеводителю, чем к запискам паломника, однако, без сомнения, автор (в нек-рых рукописях им назван архидиакон (или диакон) Феодосий (неизвестное по др. источникам лицо), вероятно, уроженец Сев. Африки, т. к. всех ариан он называл вандалами) лично посещал многие, если не все описанные им места. Он пользовался и письменными источниками, в т. ч. несохранившимися И. и описаниями св. мест (возможно, также картой Св. земли, близкой к сохранившейся мозаичной карте из Мадабы - Tsafrir Y. The Maps used by Theodosius: On the Pilgrim Maps of the Holy Land and Jerusalem in the 6th Cent. C. E.//DOP. 1986. Vol. 40. P. 129-145). В трактате Феодосия дается описание 5 маршрутов из Иерусалима в разные части Палестины: в Иерихон и долину Иордана; в Самарию и к Галилейскому м.; на юго-запад - к Аскалону, Газе и Ветилуе; в Назарет на г. Фавор; на юг - к Мамврийскому дубу и Хеврону (расстояние между пунктами указано в рим. милях), рассказывается об Иерусалиме и его окрестностях (также указаны расстояния между памятниками). В заключительной части трактата приведены описания нескольких не связанных друг с другом маршрутов по Ближ. Востоку (по Финикии, М. Азии, Месопотамии и др.), основанные, вероятно, на путешествиях Феодосия или на сведениях из известных ему письменных источников. Ок. 570 г. на Св. земле вместе со спутниками побывал анонимный паломник из Плаценции (совр.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

«Авит побежден был Ремиком и сделался епископом в галльском городе Плаценции.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.86). С.Б. Дашков считает, что «некоронованный властитель Италии Рицимер поднял мятеж, Авит был низложен и казнен». (С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.1996 г. с.41) Иордан вообще пропускает Авита в перечне императоров Западной Римской Империи (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 236. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). 135 Майориан (имп. 457–461 гг.). По сообщению Иордана: «После Максима, по повелению Маркиана, императора Восточного, Западную империю получил в управление Майориан (Maiurianus), однако, и он правил недолго, потому что, когда двинул войско против аланов, нападавших на Галлию, был убит в Дертоне, около реки по названию Гира.» (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 236. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). Прокопий сообщает что Майорин умер от дизентерии. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.VII, 14. Последнее издание – М., 1993 г. с.195) По мнению А.А. Чекаловой – пересказывая Приска Понийского; комм. 62 к первой книге «Войны с вандалами», с.504. По поводу места его смерти также косвенно называет Галлию: «... вернулся в Лигурию и во главе пешего войска двинулся сухопутным путем к Геракловым столпам, намереваясь в этом месте перейти через пролив и дальше идти прямо на Карфаген». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.VII, 11. Последнее издание – М., 1993 г. с.195). Феофан же сообщает, что «Майорин убит патрицием Рекимером в Тартионе» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88), правда, ниже он же, видимо, чтобы согласовать сообщения разных источников, вводит второго Майорина, правившего после императора Олибрия, повторяя ошибку Прокопия – и сообщает, что этот Майорин умер от поноса. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.94) По сообщению Iohan. Antioch. c. 87 Майорин бежал в Далмацию, где имел большие владения и был убит 7 августа 461 г. 138 Евагрий имеет в виду ту заслугу Маркиана, которую он оказал Церкви созванием Собора в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Так как от Киприана он ничего не мог добиться, он подкупил одного из его телохранителей, по имени Улифа, чтобы тот убил его тайным образом. Оставшись с Киприаном один на один, Улиф убил его и бежал к Тотиле. Тем не менее воины Киприана продолжали сохранять город для императора. Поэтому готы решили от него отступить. 13. После этого Тотила пошел на Рим и, ставши близко, начал осаду. Земледельцам по всей Италии он не сделал ничего неприятного, он разрешил им навсегда без страха возделывать землю, где они привыкли, внося ему те подати, которые они прежде вносили в казну и владельцам земли. Когда отряд готов подошел очень близко к стенам Рима, то Артасир и Барбатион, подговорив многих из своих частей, несмотря на то, что Бесс решительно им этого не советовал, сделали на него нападение. При первой схватке они многих убили, остальных обратили в бегство. Увлеченные их преследованием, они зашли слишком далеко и попали в засаду, устроенную врагами. Потеряв тут очень многих, они с очень немногими с трудом бежали и в дальнейшем уже не решались выходить против врагов, хотя последние и наступали на них близко. С этого времени римлян стал мучить подлинный голод, так как они не могли ввозить к себе в город никаких продуктов с полей, а от грузов, идущих морем, были тоже отрезаны. Когда готы взяли Неаполь, они создали там флот из быстроходных судов, а также на так называемых Эоловых островах (Липарских) и островах, лежащих у берега, строго следя за проезжающими. Суда, которые шли из Сицилии открытым морем, направляясь в римскую гавань, всё попали с экипажем в их руки. Послав войско в Эмилиеву область, Тотила велел взять город Плаценцию, силой ли, по добровольному ли соглашению. Это первый из городов Эмилиевой области с очень сильными укреплениями. Лежит он на реке Эридане и был единственным из всех городов, находящихся в этой области, оставшимся под властью римлян. Когда посланное войско было очень близко от Плаценции, готы завели переговоры с находившимся там гарнизоном, чтобы он сдал город добровольно Тотиле и готам.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

В это время Вигилий, римский архиерей, пребывавший и Сицилии, наполнив очень много кораблей хлебом, послал его к своим, думая, что тем или другим способом перевозящие сумеют доставить его в Рим. И вот эти корабли плыли к римской гавани; заметив это, враги, опередив их на очень короткое время, оказались в гавани; они скрылись там за стенами, чтобы, как только суда пристанут, без всякого труда овладеть ими. Бывшие в гарнизоне Порта, увидев это, поднялись на укрепления и, размахивая одеждами, хотели дать знать бывшим на кораблях не плыть дальше, а повернуть в другое место, куда придется. Но плывущие не понимали, что делают эти воины; они думали, что находящиеся в Порте римляне радуются и зовут их пристать к гавани, так как ветер был попутный, то они быстро пристали к гавани. На этих кораблях плыло много римлян, в том числе епископ Валентин. Выйдя из засад, варвары овладели всеми кораблями, так как никто им не сопротивлялся. Взяв в плен живым епископа, они привели его к Тотиле, всех же остальных они перебили и, таща на буксире корабли с грузом, удалились. Тотила стал допрашивать священника, стараясь узнать, что ему хотелось, но, признав, что он говорит совершенную неправду, отрубил у него обе руки. Такой результат имело все это дело. В это время окончилась зима, и с ней закончился одиннадцатый год войны, которую описал Прокопий. 16. Римский архиепископ Вигилий, вызванный к императору в Византию, отправился туда из Сицилии; вследствие этого ему пришлось долгое время провести на этом острове. За это время римляне, осажденные в Плаценции, уже давно лишенные всех необходимых запасов, прибегли к безбожному питанию, принуждаемые к этому голодом, а именно – они поедали друг друга. Поэтому они по договору добровольно сдались сами и сдали город готам. Вот что случилось здесь, да и в Риме, уже осажденном Тотилой, был полный недостаток во всем необходимом. Среди римских священнослужителей был некто, но имени Пелагий, по занимаемому положению дьякон; пробыв долгое время в Византии, он стал очень близким другом императора Юстиниана и незадолго перед тем с большими деньгами прибыл в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Андрей Липпомани пожертвовал иезуитам еще один дом и церковь в Венеции. Другие благодетели устроили их в различных итальянских городах. Людовик Мендоза подарил им в Тиволи великолепный дом, сады и часовню. В Модене и Перузе им выстроили коллегии; Павел Дория, привлеченный к ордену Лайнесом, основал в Генуе коллегию; то же сделал кардинал Карпи в Лоретте. В скором времени, иезуитские общежития появились в Мессине, Палермо, Неаполе, Турине, Мантуе, Флоренции, Ферраре, Болонье, Парме, Сиенне, Авиньоне, который в то время принадлежал к папским владениям. В Испании они устроились так же легко. В 1543 году Иоанн III, король Португальский, столь преданный иезуитам, отправляя свою дочь Марию Португальскую в Испанию для бракосочетания с Филиппом Австрийским, сыном Карла V, дал ей в спутники отцов Лефевра и Араоца, которые не замедлили сделать из молодой принцессы покровительницу ордена. Имя Лойолы не было для испанцев подозрительным, они знали хорошо и Араоца, который пользовался у них некоторым влиянием; кроме того, он был одарен таким усердием, что не страшился никаких трудностей. В то время, вице-королем Каталонии был Франциск Борджиа, ставший впоследствии генералом иезуитов. Араоц привлек его к ордену, на защиту которого Борджиа употреблял все свои силы. При таких покровителях, иезуиты быстро покрыли всю страну своими заведениями. Первой была основана коллегия в Алкале, для конкуренции с тамошним университетом. В Гандии, где Франциск Борджиа был герцогом, в Малаге, Плаценции, Компостелле, Овведо, Леоне, Гренаде, Мединедель-Кампо, Кордове, Севилье, Бургосе, Авеле, Куэнце, Симанке, Барцелоне, Мурции, Монте Реджио, Оригелле, Монтейле, Оньяте, в течение нескольких лет, явились иезуитские коллегии, очень хорошо обеспеченные и владевшие значительным имуществом. Араоц основал даже великолепную коллегию в Саламанке, словно бросая вызов тамошнему университету, самому ученому и самому знаменитому во всей Испании. Деньги для постройки здания новой коллегии были даны кардиналом Франциском Мендозой, план составил иезуит-архитектор Михаил де Торрор, которого командировали из Рима для наблюдения за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В данном случае он, правда, не был новатором, а следовал только уже довольно распространенным в то время взглядам: мы видели, что уже в его семье обеты безбрачия высоко почитались. – Он имел обыкновение проповедовать каждый воскресный день 3177 и на первых порах видимо особенно много уделял проповеди девства и безбрачия. 3178 Слава о новом проповеднике быстро разнеслась далеко, так что к нему приходили девы за посвящением из Плаценции, Бононии, Мавритании; 3179 многие, не имея возможности лично присутствовать при его проповеди, ходатайствовали о составлении письменного руководства для жизни. 3180 Но видно также и то, что его проповедь, плоды которой сказывались даже в далекой Мавритании, менее всего имела успеха в Медиолане, впрочем, не потому что проповедь епископа здесь не имела влияния, но потому что матери и вдовы препятствовали увлеченным девицам следовать наставлениям епископа. 3181 Наконец, к началу епископской деятельности Амвросия относится еще один заслуживающий внимания факт – перенесение с востока в Милан мощей православного предшественника Дионисия, сосланного на восток. В то время останки бывшего Миланского епископа были чествуемы восточными христианами, как мощи святого. 3182 Слух об —614— этом, очевидно, дошел до Амвросия. Будучи и прежде лично знакомым со св. Василием Великим , хотя известные нам источники об этом интересном факте ничего не говорят, св. Амвросий теперь отправляет к нему не сохранившееся до нас письмо 3183 с просьбою возвратить в Медиолан мощи Дионисия. 3184 Судя по ответному письму св. Василия, его просьба была исполнена. Мы еще увидим, что епископская деятельность Амвросия ознаменована открытием мощей многих святых и мучеников. Впоследствии Амвросий считал нетленные мощи защитниками, воинами Церкви, покровительство которых тем несомненнее, чем их больше: 3185 они были в его глазах победными трофеями торжествующей Церкви. 3186 Для него сила Церкви определяется богатством её мучеников и их нетленных мощей; мощи, служа проявлением живущей в Церкви силы Божией, вместе с тем служат наглядным и общедоступным доказательством истинности Церкви, украшенной победными трофеями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010