2839 Гл. 180. 181. 189. – Лиц, интересующихся более точными и подробными справками топографического и исторического характера относительно всех перечисленных выше пунктов Палестинских, Сирийских, Киликийских и Финикийских путешествий Мосха, отсылаю, во избежание повторения, к книгам, посвященным выяснению истории Палестинского и Сирийского монашества, и топографии Святой земли: – Олтаржевский, Ф., Иером., Палестинское монашество с IV до VI века, Прав. Палест. Сборн., т. XV, вып. 2., СПБ. 1896; Сладкопевцев П., Древние Палест. обители и прославившие их Св. подвижники. Вып. I–IV, СПБ. 1895–1896,–Изд. Имп. Прав. Пал. Общ. (в виде же статей – см. Душеп. Чт. за 1884–1885 гг.); Сладкопевцев П., Древние Сирийские Обители и просл. их св. подвижн., Вып. 1–2, СПБ. 1902 г., Изд. Имп. Прав. Пал. Общ.; Иером. Анатолий. Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века. Киев, 1911 г., (напр. стр. 200–201; 273–275 и др.); Палестинский Патерик (перев. и прим. проф. И. Помяловского), изд. Имп. Пал. Общ., вып. 4, СПБ. 1885 (житие св. Саввы Освященного), вып. II (Евфимия Вел.), вып. III (Иоанна Молчальника), в. IV (Илариона В.), в. V (Порфирия Газ.), в. VI (Герасима Иорд.), в. VII (Кириака Отшельника), в. VIII (Феодосия Кин.), в. IX (Георгия Кипрского), в. X (Харитона Испов.); Феодосий. О местоположении святой земли начала VI в., изд. Проф. И. Помяловского, Прав. Палест. Сборник, т. X, вып. 1 (28.), СПБ. 1891: Аркульфа рассказ о святых местах, записанный Адамианом ок. 670 г., изд. и пер. И. Помяловского, проф., Пр. Пал. Сб., т. XVII, в. I (49 в.) СПБ. 1898 г.; повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест (пер. пол. IX в.), изд., пер. и объяснил В. Г. Васильевский , Пр. Пал. Сб., т. IV, в. 2 (в. 11), СПБ. 1886 г.; Путник Антонина из Плаценции конца VI в., изд. И. Помяловского, Пр. Пал. Сб., вып. 39; А. Л(еонид)а. Старый Иерусалим и его окрестн., из записок инока-паломника, М. 1873, стр. 389–466; есть данные в сочинениях – Гейки, Антонина, Олесницкого.– 2840 606–620 (Филарет, Луг Духовный, VII с), 611–621 (Порфирий, Александрийская Патриархия, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История гробницы И. С., обстоятельства перенесения мощей в Рим и их последующая судьба были впервые прослежены болландистами (ActaSS. Sept. T. 8. P. 635-651). И. С. был похоронен в своей обители в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества Христова. В 70-х гг. VI в. анонимный паломник из г. Плаценция (ныне Пьяченца, Италия) упоминал о гробнице И. С. при входе в пещеру Рождества. Во 2-й пол. VII в. галльский еп. Аркульф видел гробницу И. С. в Вифлееме, «в церкви, которая построена в долине близ этого городка» ( Adamn á n " s De Locis Sanctis/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 76). По мнению И. В. Помяловского, паломник из Плаценции и Аркульф видели разные гробницы (см.: Путник Антонина. 1895. С. 40), однако свидетельство последнего, записанное с его слов аббатом Адамнаном, может быть ошибочным. Вифлеем был завоеван крестоносцами в 1099 г., после чего при базилике поселилось католич. духовенство, рядом с ней был воздвигнут августинский монастырь. В нач. XII в. базилику Рождества Христова посетил игум. Даниил , к-рый кратко отметил, что под храмом «выдолблены ниши, где лежат мощи святых». Зап. паломники указывали, что гробницы И. С., Павлы и Евстохии находились в искусственных гротах под сев. трансептом базилики. В 1187 г. лат. духовенство было изгнано из Вифлеема, базилика передана сиро-яковитским клирикам, однако в 1229-1244 гг. город вновь находился под властью крестоносцев. Вероятно, в это время мощи И. С. были извлечены из гробницы и вывезены на Запад. Сохранилось описание перенесения мощей (BHL, N 3878), составленное в Риме, однако достоверность изложенных в нем сведений сомнительна. Согласно этому произведению, И. С. явился некоему благочестивому монаху, жившему «в заморских странах», и повелел перенести мощи в Рим, в базилику Санта-Мария Маджоре. Монах вместе с 2 товарищами тайно вскрыл гробницу, вывез мощи в Рим и так же тайно передал их каноникам базилики, к-рые поместили святыню под спудом. Из места захоронения мощей исходили свет и благоухание (PL. 22. Col. 237-240). Во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/293730.html

[cxxxiv] Гладкова О. В. Мотив морского путешествия в античном романе//Da Ulisse a Ulisse... Pisa, 2003. P. 53. [cxxxv] Историко-литературный анализ «Слова о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973. С.152-160. [cxxxvi] Повесть временных лет. СПб., 2007. С. 75. [cxxxvii] Уболъ (амболъ) - «проход под сводами, аркада». См.: Словарь русского языка XI-XYII вв. Вып. 1 (А-Б), М., 1975. С. 35 со ссылкой на «Хождение» Антония Новгородского. Так что А. С. Назаренко ошибся, указав в качестве места погребения «русского священника Леонтия» «один из приделов константинопольской Софии», а не церковь св. Георгия. См.: Назаренко А. С. У истоков русского паломничества... С. 71. Ср.: Гардзанити М. У истоков паломнической литературы Древней Руси//«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. С. 272. [cxxxviii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича...С. 231. [cxxxix] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. T.IV. М., 1987. С.253. Встречающееся иногда в популярной литературе сближение «хождения» и «хаджа» - паломничества у мусульман, связанного с посещением Мекки и ее окрестностей («хадж» в букв. переводе с арабск. означает «стремление к прославленному» и «возвращение, обновление») не имеет под собой оснований. [cxl] См.: Там же. T.III. С.413. Целый ряд исследований посвятил термину «паломник» А. В. Назаренко (см.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С.600-626; Назаренко А. В. Древнерусский паломьник//От Древней Руси к новой России. Юбилейный сборник, посвященный члену-корреспонденту РАН Я. Н. Щапову. М., 205. С. 139-149 и др.). Вероятно, настало время перейти к анализу всего терминологического комплекса, связанного с паломничеством. [cxli] Назаренко А. С. У истоков русского паломничества... С. 72. [cxlii] Ср. со свидетельством Антонина из Плаценции:«Богоявление я провел на Иордане По окончании утрени, на рассвете, идет крестный ход под открытым небом, и священник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнет благословлять воду, тотчас Иордан с ревом возвращается назад и верхнее течение останавливается до окончания крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» ( ППС. Т. XIII. Вып. 3 (39). С. 31).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОПЬЕ СВЯТОЕ Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия; лат. Sacra Lancea; нем. Heilige Lanze], реликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми . Как правило, К. с. отождествляли с копьем, к-рым рим. воин пронзил тело Христа (Ин 19. 34), но в средние века существовали также предания о др. копье, якобы принадлежавшем мч. Маврикию , св. равноап. имп. Константину Великому или имп. Карлу Великому . Копье Лонгина Согласно Ин 19. 31-37, Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьем в грудь, «и тотчас истекла кровь и вода». Имя воина - Лонгин (вероятно, от греч. lVogch - копье) впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.- CANT, N 62). Согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти, после того как воины предложили Ему выпить уксус и желчь. Предание о воине, к-рый пронзил тело Христа копьем, получило развитие в откровениях католич. мистика блж. Анны Катарины Эммерик († 1824): воин Кассий (настоящее имя Лонгина) из сочувствия к страданиям Христа не решился перебить Ему ноги, но с силой вонзил в Него копье, чтобы избавить Его от страданий. Из раны хлынули кровь и вода, залившие воину лицо; упав на колени, он во всеуслышание объявил, что уверовал в божественность Христа (Das bittere Leiden unsers Herrn Jesu Christi nach den Betrachtungen d. A. K. Emmerich. Sulzbach, 1834. S. 307-308). Свидетельства о К. с., хранившемся в Иерусалиме, содержатся в трудах лат. авторов VI в. Согласно итинерарию (ок. 570), ложно приписываемому мч. Антонину из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), «копье, которым ударили в бок Господа», находилось в базилике Св. Сиона (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 140. (CCSL; 175)). По-видимому, из этого источника заимствовано свидетельство Григория Турского ( Greg. Turon. Glor. martyr. 6//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 42). Др. упоминание о К. с., к-рое хранилось в Иерусалиме, принадлежит Кассиодору († ок. 580) ( Cassiod. Exp. ps. 86//PL. 70. Col. 621). В VII-VIII вв. свт. Андрей , архиеп. Критский, впервые привел предание о том, что К. с. вместе с др. святынями было обретено равноап. Еленой , матерью имп. Константина Великого, во время раскопок на месте казни и погребения Христа (в более ранних источниках об этом не сообщается).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

Ист.: BHG, N 823z - 827g; BHL, N 4276-4278; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 432-434; ЖСв. Дек. С. 804-810; Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена//ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3); Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11); Путник Антонина из Плаценции конца VI в.//ППС. 1895. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39); Wilkinson J. Jerusalem Pilgrimage. L., 1988. Лит.: Holweck F. G. Holy Innocents//The Catholic Encyclopedia. 1910. Vol. 7; Leclercq H. Innocents (Massacre des)//DACL. 1926. Fasc. 70-71. Col. 608-611; Holzmeister U. Quot pueros urbis Bethlehem Herodes rex occiderit//Verbum Domini. 1935. T. 15. P. 373-379; Denis A. -M. L " Adoration des Mages une par S. Matthieu//NRT. 1960. T. 92. P. 32-39; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 349; Scorza Barcellona F. La celebrazione dei santi Innocenti nell " omiletica latina dei secoli IV-VI//Studi Medievali. Ser. 3. 1974. Vol. 15. P. 705-767; idem. Innocents, feast of the//EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Spadafora F. Innocenti//BiblSS. Vol. 7. Col. 819-823; Scorza Barcellona F. Innocents, feast of the//EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 138, 155. О . В . Л . Гимнография Согласно Типикону Великой ц. (Mateos. T. 1. P. 166-168), 29 дек. поется следующее последование: на Пс 50 тропарь 1-го гласа «Τς λγηδνας τν γων, ς πρ σο παθον» (            ), на литургии прокимен 4-го гласа Пс 112. 1, 2 (слово «рабы» в тексте прокимна заменено на слово «отроцы»), Апостол Евр 2. 11-18, аллилуиарий 4-го гласа, со стихом Пс 131. 8. Евангелие Мф 2. 13-16. Причастен Пс 32. 1. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение 3 последований: попразднства Рождества Христова, В. м. и прп. Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 312) на утрене указан общий канон младенцев и прп.

http://pravenc.ru/text/158896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН [Антоний, Антон; лат. Antoninus, Antonius, Antonus] († нач. IV в.?), мч. Плацентийский (пам. зап. 4 июля, 13 нояб.). Точное время мученичества неизвестно. По сообщению средневек. жития (XII-XIII вв.), А. был воином Фиваидского легиона (см. Маврикий и др. , мученики Агаунские). Житие умалчивает, каким образом А. смог избежать смерти в Агауне (совр. Сен-Морис, Швейцария) вместе с др. воинами-христианами этого легиона и оказался в Плаценции (совр. Пьяченца, Сев. Италия). В кон. IV в. еп. Плацентийский Сабин обрел мощи А. и перенес их в кафедральную базилику св. Виктора. В 396 г. по просьбе Виктриция Ротомагского (Руанского) часть мощей А. была перенесена в сев. Галлию. Имя А. содержится уже в 1-й (Италийской) редакции Мартиролога Иеронима под 30 сент. С XI в. память А. празднуется 4 июля и 13 нояб. (день 2-го обретения мощей в XI в.). Ист.: BHL, N 580-581; ActaSS. Iul. T. 2. P. 7-19; Mai. T. 3. P. 10-18; Victricius Rotomagensis. De laude sanctorum. 11//PL. 20. Col. 453. Лит.: Wilmart A. Antonin (8)//DHGE. T. 3. Col. 852-853. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/116134.html

В описании 1620 г. сказано о существовавшем здесь «деревенском доме» Иосифа. «Белла кьеза» (прекрасная церковь ), построенная крестоносцами, уже не существовала. Францисканцы в 1754 г. приобрели этот «деревенский дом» и превратили его в церковь . В 1911 г. она была перестроена. Интерьер полностью современный. Лестница справа ведет в крипту, которая представляет собой, скорее всего, баптистерий раннехристианского храма (доконстантиновского времени). Это высеченная в скале квадратная купель (2 х 2 м) с белым мозаическим полом, расчерченным прокладками черного базальта. Штукатурка позднеримского или ранневизантийского времени. Сбоку от крещальни узкая лестница ведет в такой же узкий коридор, который, сделав поворот на 180 градусов, приводит к искусственной пещере в 2 м высотой. Это и есть силосная яма. Церковь синагоги В центре старого Назарета, рядом с мельхитской (униатской) церковью, находится маленькое здание, известное в литературе как « Церковь синагоги». По преданию, она построена на месте той синагоги, в которой впервые проповедовал Иисус. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк. 4, 16–22 ). Анонимный «паломник из Плаценции» (современная Пьяченца) видел синагогу в Назарете в 570 г. «В синагоге, в которой учился Иисус, хранится книга, в которой Господь написал первые Свои буквы, и есть скамья, на которой Он сидел с другими детьми. Христиане могут поднимать и отодвигать скамью, но евреи совершенно не в состоянии поднять ее или сдвинуть с места».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Полчища Одоакра окружили городскую крепость и взяли ее штурмом. Орест бежал затем из захваченно­го и ограбленного Тицина в Плаценцию, но под натиском варва­ров пала и Плаценция. Орест был схвачен, и по приказу Одоакра ему незамедлительно отрубили голову. Затем Одоакр вернулся в Равенну и обнаружил там во дворце мальчика, к которому он почувствовал жалость. Он пощадил Ромула Августула и велел переправить его к богатым родственникам в Кампанию, назна­чив ему солидную пенсию. Но предварительно он должен был отречься от верховной власти в столице империи, перед римским сенатом. Это произо­шло 23 августа 476 г. Будучи арианином, Одоакр не захотел при­сваивать себе императорский титул, но он, в отличие от своего предшественника Рицимера, в руках которого также была Ита­лия, не стал искать подходящую марионетку для облачения ее в императорский пурпур. Подобно многим другим варварам, овладевавшим империей, Одоакр с пиететом относился к ее древ­ним институтам, к ее юридическим традициям, к самому имени Рима. К тому же он, как и его современники, римляне и федераты, греки, латиняне и варвары, проникнут был сознанием того фак­та, что, несмотря на разделение имперской территории в поряд­ке управления на две части, несмотря даже на существование двух имперских столиц – двух Римов – на Тибре и на Босфо­ре, существует однаединственная идеально неделимая Римская империя. И он решил, что по разным причинам будет удобнее устранить фикцию и призрак второго императора: императора-дублера, императора-двойника. Одоакр не вступал в контакт с узурпатором Василиском; когда же, год спустя после отрече­ния Ромула, он узнал о возвращении в Константинополь Зено­на, по его приказу римский сенат отправил в Новый Рим послан­цев, «которые от имени сената и народа должны были объявить: для Рима не нужно больше самостоятельного императора; доста­точно одного императора и для Востока, и для Запада; защитни­ком Италии избран испытанный в делах мира и войны Одоакр, и пусть Зенон даст ему звание патриция и поручит управление Италией» 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Евстафия отвели через Фракию в один город Иллирика. Глава 22 О еретических епископах, рукоположенных в Антиохии по отбытии святого Евстафия А вместо него евсевиане рукоположили Евлалия. Но так как Евлалий пожил недолго, то им захотелось переместить сюда Евсевия Палестинского. Когда же и сам Евсевий стал уклоняться от такого перемещения и царь не дозволять его, то они избрали Евфрония, а по смерти последнего, прожившего только год и несколько месяцев по рукоположении, передали епископство над тою церковию Плаценцию. Все эти епископы одинаково таили в душе своей пагубное учение Ария. Поэтому из христиан, державшихся благочестия, весьма многие между духовенством и народом, оставив церковные собрания, собирались отдельно. Их все называли евстафианами, потому что собираться отдельно начали они по отбытии Евстафия. Между тем та женщина, впав в тягчайшую и продолжительную болезнь, обнаружила бывший умысел – всю ту печальную историю, и рассказала о тайных кознях не двум или трем, но весьма многим священникам. Она призналась, что на ту клевету решилась за деньги и что, впрочем, ее клятва не совсем лжива, ибо дитя действительно родилось от Евстафия, ремеслом медника. Такие-то дела совершены были в Антиохии этим прекрасным собранием. Глава 23 Об обращении к вере индийцев В это время свет богопознания воссиял у индийцев 31 , ибо, когда слава о мужестве и благочестии царя пронеслась всюду и окрестные варвары самым опытом научились предпочитать мир войне, тогда все стали безбоязненно входить во взаимное общение и многие частию из любопытства, частию по видам торговли начали предпринимать дальние путешествия. При этих-то обстоятельствах один сведущий во внешней философии тирянин пожелал видеть крайние пределы Индии и отправился туда с двумя юношами, родными братьями. Удовлетворив своему желанию, он сел на корабль и возвращался назад. Когда же корабль зашел в одну гавань, чтобы запастись водою, на мореплавателей напали варвары и одних потопили, а других забрали в рабство. Тирянин находился в числе умерших, а юноши приведены были к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Германцы разных племен, из которых состояла военная сила империи, не пожелали оставаться в Италии на положении наемников. Их соплеменники, вестготы, бургунды, вандалы, давно показали им пример того, как можно устроиться в империи с вынужденного согласия со стороны римского правительства и двора. Если постой давал по римским законам право на занятие трети дома обывателя, то они распространили то же положение и на самые земли, принадлежавшие населению. Форма крупного землевладения с его выработанными порядками арендного хозяйства и общего управления отдельных поместий облегчала возможность передела земли, и как вандалы в Африке, так вестготы в Галлии и Испании и бургунды в Лугдунской провинции отбирали в свою пользу треть обрабатываемых земель. 1151 Такого же дележа пожелали и варвары, служившие на правах федератов в Италии. Во главе этого движения оказался Одоакр, скир по племени, служивший офицером в императорской гвардии. Он был сыном царя скиров Эдекона, некогда близкого человека к Аттиле. В 472 году, во время войны Рехимера с Анфимием, Одоакр был в числе видных офицеров первого. Орест, чувствуя себя более римлянином, чем эти наемники, восстал против их требований; но оказался слабее, был взят в плен в Тицине и казнен в Плаценции. Сын его был низложен в Равенне (22 августа 476 года) и поселен в одном из замков Кампании, где и жил затем как частный человек, на пенсии от государства в 6 тыс. солидов. Римский сенат, бессильный пред вождем армии, признал совершившийся переворот, и Одоакр, не посягавший на императорскую порфиру, был признан верховным правителем государства. Сокровища императорского двора Одоакр отослал в Константинополь. 1152 Когда в Рим дошла весть, что Зенон вернулся на царство, римский сенат, по инициативе Одоакра, отправил к нему посольство. Сенат заявлял, что Риму не нужно особого императора и в обеих половинах империи довольно одного, и просил Зенона назначить Одоакра как человека подходящего, сведущего в военном деле и разумного, патрицием и поручить ему управление Италией.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010