Любовь есть царство; о ней Господь таинственно обетовал апостолам, что вкусят её в Царстве Его (Лк. 22, 30). Ключ сердцу к божественным дарованиям даётся любовью к ближнему (Исаак Сир.). Авва Агафон сказал: «Если бы я нашёл прокажённого и мог отдать ему своё тело, а его взять себе, охотно бы сделал это» (Отеч. 32, 26). Рассуждение есть светильник во тьме, возвращение заблудших на правый путь, просвещение слепотствующих. Рассудительный муж есть истребитель болезни и восстановитель здравия (Леств. Сл. 26, 136). Прозорливость – от послушания рождается смирение; от смирения – дар рассуждения; от рассуждения – рассмотрение, а от сего – прозрение (Леств. Сл. 4, 105). Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль о божественном. Начало безмолвия состоит в том, чтобы отражать всякий шум врагов, возмущающий глубину сердца; а конец безмолвия в том, чтобы и не бояться их тревог, но пребывать в них без смущения, и даже не ощущать их. Безмолвник тот, кто существо бестелесное – душу свою – усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный (Леств. Сл. 27, 2. 5–6). Избери себе делание усладительное, непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхого человека и сподобились обновления ума. В сии часы душа ощущает оную бессмертную жизнь, и ощущением её совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого (Исаак Сир. Сл. 42). Появление монашества имело самое благотворное влияние на людей, живущих в мире. Основатель отшельнического жития был Антоний Великий , а учредитель иноческого общежития был Пахомий Великий . Святость монашеской жизни, часто сопровождаемая даром чудес, побуждала многих иначе понимать назначение человека, видя, как человек, посредством добродетелей, совершенствуется до уподобления ангелам. Отсюда начинается общее стремление к необщественной жизни, к пустынному водворению, к устройству монастырей. На Востоке в последующее время сильно возросло в обществе расположение к монашеству и к постройке монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Тареев и экстраординарный профессор Н.Л Тушицкий – по 5 лекций и заслуженный экстраординарный профессор П.П. Соколов – 2 лекции; б) по на– —125— хождению в отпуске: и. д. доцента Ф.К. Андреев – 8 лекций и ординарный профессор С.П. Соболевский – 4 лекции. Определили : Ведомость внести в протоколы настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. VI . Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде, от 24 сентября за 3046: «Г. Управляющий делами Совета Министров препроводил Г. Обер-Прокурору Св. Синода копию особого журнала Совета Министров от 9 августа 1916 года по проекту устава и штатов Императорских Российских Университетов. В журнале этом изложено, между прочим, такое постановление Совета Министров: предоставить Министру Народного Просвещения озаботиться разработкой, в срок не долее трёх лет, в особой, имеющей быть образованною для сего при Министерстве Народного Просвещения, межведомственной комиссии вопроса о порядке отмены предоставления сословных и служебных прав по дипломам высших учебных заведений всех ведомств и выработанные комиссией предложения внести затем на уважение Совета Министров. В целях всестороннего освещения вопроса о порядке отмены предоставления служебных прав по дипломам духовных Академий Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Академии сообщить Комитету свой отзыв по означенному вопросу». Определили : Для предварительного рассмотрения вопроса о порядке отмены предоставления сословных и служебных прав по дипломам духовных академий образовать комиссию в составе ординарных профессоров Академии: А.И. Алмазова, С.И. Соболевского и С.С. Глаголева, которой и поручить представить Совету Академии свои соображения и заключение по сему вопросу. VII . Заявление Преосвященного Ректора Академии: «На основании § 111 устава духовных академий, считаю долгом внести на рассмотрение Совета Академии нижесле- —126— дующее представление г.г. ординарных профессоров Академии – С.С. Глаголева, М. М. Богословского и Д.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 11. 20 . Гербовое дело князей Долгоруковых Департамента Герольдии Правительствующего Сената по Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Симбирской и Черниговской губ. 1884 г. РГИА, ф. 1343, оп.20, д.2637. 21 . Например – герб рода Ханыковых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 56. 22 . Например – герб рода Долгово-Сабуровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 32. 23 . Например – герб рода Пивоваровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 140. 24 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 54. иерей Антоний Ермошин. Вопросы методики преподавания Закона Божьего в трудах протоиерея Д.П. Соколова Статья посвящена анализу методики преподавания Закона Божьего в историко-­педагогическом очерке российского законоучителя и исследователя-методиста второй половины XIX века протоиерея Дмитрия Павловича Соколова. Ключевые слова: Закон Божий, методика преподавания, среднее образование, протоиерей Д.П. Соколов. priest Anthony Yermoshin The problem religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in archpriest D.P. Sokolov’s works. The article deals with the problem of religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in a historical and pedagogical essay of the Russian religion teacher and methodology re­searcher of the second half of 19th century archpriest Dmitry P. Sokolov. Key words: religion («Zakon Bozhij»), teaching methods, secondary education, archpriest D.P. Sokolov. «Поминайте наставников ваших...» ( Евр. 13:7 ). Эта апостольская заповедь обращена не только к духовно-молитвенной жизни христианина, но, несомненно, является призывом к каждому, подвизающемуся на ниве церковно-исторической науки. Исследователь, занимающийся сегодня изучением преподавания Закона Божьего в дореволюционной отечественной школе, не может не быть благодарен тем своим предшественникам, которые посвятили время и труды изучению этого вопроса в прежние эпохи. А если учесть, что подобных исследований (особенно качественных и всесторонних) в дореволюционный период проводилось крайне мало, ценность имеющихся трудов многократно возрастает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Читаю после – читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы нисходившие и остающиеся наставлением». 513 Этим объясняется то, что свои творения Преосвященный Игнатий никогда не считал своей собственностью: «Признаю эту книгу никак не моей собственностью, а достоянием христианского православного общества», 514 писал он отцу Антонию Бочкову о своих «Аскетических опытах» в одном письме, и в другом; «Я признаю эту книгу не моей собственностью, а собственностью всех современных подвижников православной Церкви». 515 Этот Божий избранник, этот истинный инок-подвижник, повторяем, всегда стремился употребить богатейший талант свой только на пользу ближних своих, и видя пользу эту в наставлении душ их ко спасению, писал только о том, что могло наставить к этому его читателей. Его рука всегда неустанно трудилась только для блага и утешения меньших, нуждающихся в слове укрепления. 516 Достигал он этого и своими сочинениями, и своими частными письмами к возлюбленным своим во Христе; сам больной, усталый от трудов, измученный скорбями и неприятностями, он всегда находил время и силы для переписки с теми, кто нуждался в его любящем и наставляющем слове «руководствующем во спасение». И вполне прав был отец Антоний Бочков, говоря Владыке Игнатию; «Ваша христианская ко всем любовь, и ваше монашеское смирение всегда побеждали ваши немощи телесные: вы всегда готовы были дать ответ меньшим братиям своим о Христе; так и ныне в переписке со мной забываете великое расстояние между вами и мной; с одобрением приемлете мои нескладные письма и отвечаете да них с отеческой снисходительностью». 517 Своими письмами и своими произведениями желая только «услужить ближним на пути их ко Христу», 518 Епископ Игнатий своими поучениями вовсе не хотел показать другим своего превосходства над ними; он никогда не считал себя достойнее и опытнее их, а учил других только потому, что видел «оскудение истинного духовного знания», недостаток духовного «хлеба». – «Получив письмо ваше», писал он к некоторому настоятелю, «я умилился окаянным сердцем моим и беру перо для ответа вам, единственно с той надеждой, что милосердный Господь, видя истинную нужду души вашей и веру вашу дарует слово полезное, а мне простит мое дерзновение по тесноте нынешнего времени, в которое весьма оскудело истинное духовное знание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Тут кстати будет воспомянуть историю этого вопроса о почетном членстве Владыки./Дело это затеяно в половине сентября, на Совете, когда предлагаются в почетные члены. Мы с профессором А.П. Голубцовым 306 предложили избрать Владыку-митрополита. Но так как это вопрос щекотливый, ввиду отсутствия ученых трудов Владыки, а с другой – вследствие начальственного отношения его к Академии, то предложено было мне сначала частным образом поговорить об этом с Владыкою во время прибытия его в Лавру на день памяти препо­добного Сергия. Тогда-то я и завел с ним беседу об этом. Владыка сказал: «Да, я состою почетным членом других академий; но ведь я – начальник Московской академии». Я ответил, что это ничего не значит; ведь и государей избирают почетными членами тех или иных учреждений, но предварительно испрашивается Его милостивое соиз­воление. Так и в данном случае, мы предварительно испрашиваем у него, как своего начальника, согласия. Владыка предоставил это моему усмотрению, только на акте 1-го октября не объявлять об этом, как это обыкновенно водится. Тогда я поступил следующим образом. Ввиду того что об утверждении избранных Советом почетных лиц доносит­ся митрополитом Синоду и так как в настоящем случае митрополитдолжен бы сам себе испрашивать утверждения, то я решил обратиться частным образом к первоприсутствующему митрополиту Антонию, указав на эти затруднения, непредусмотренные уставом, чтобы он представил Синоду ходатайство Совета. Митрополит Антоний ответил согласием, и тогда ему был представлен журнал Совета об избрании почетным членом нашего Владыки «во уважение Его многоплодного, ознаменованного подвигами христианской любви архипастырского служения в разноплеменных концах России, ревностного попечения о христианском просвещении живым словом проповеди и неустан­ным поощрением всего, клонящегося к утверждению веры и благочестия, и отеческой внимательности к нуждам духовного образования и богословской науки» 307 . Синод, конечно, утвердил избрание Совета. Теперь-то мы и подносили ему этот диплом./Владыка затем пригла­сил нас в малую гостиную, где предложен был чай и фрукты. Почти все время предметом разговора был вопрос о монашестве по поводу статей оо. Евдокима и Никона. Разговор был очень оживленный, а по местам даже резкий. Владыка старался отстаивать точку зрения о. Никона, сторону его держал профессор Цветков; а Каптерев, Соколов стояли за деятельное монашество; я же примирял обе стороны. Каптерев был в большой ажитации против безобразий монашеской жизни и выстав­лял как образец монаха Максима Грека . При этом он опять указал на поругание в Лавре памяти Максима существованием у его могилы иконной лавки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В составе хронографов и хронографических компиляций XVII-XVIII вв. (НБУВ ИР. Собр. Нежинского ин-та. Спер. 39, XVII в.; РГБ. Унд. 728 и 729) встречается 4 отрывка Е. в. к. (из глав 11-13, 14-15; 16; 58; 37, 24-33, 47-48, 40-42); первый из них читается также в сборнике рубежа XVII и XVIII вв. (РГБ. Собр. Д. В. Пискарёва. 155 (М. 590)). Фрагменты Е. в. к. включены и в состав статей, предшествующих тексту Хронографа Русского редакции 1620 г. (СККДР. Вып. 1. С. 41). Пространная редакция Е. в. к. известна в меньшем количестве списков, датируемых не ранее XVI в. (сербские среди них отсутствуют). Наиболее полный из них, озаглавленный «Книги светих таин Енохов» и изданный М. И. Соколовым, находился в болг. сборнике XVI-XVII вв. из старого собрания НБС. 321 (447), погибшем в 1941 г. Более старый (XVI в.) славяно-молдав. список из собрания А. И. Яцимирского (БАН. 13.13.25) обрывается в начале гл. 23. Восточнослав. списки содержат отрывок текста из глав 28-32 Е. в. к. и относятся к еще более позднему времени: сборник из ГИМ (Хлуд. 30) переписан в 1679 г. в Полтаве, сборник из РГБ (Музейное собрание. Ф. 178, 3058), переписан между 1731 и 1734 гг. подьячим духовной канцелярии Троице-Сергиева мон-ря Анфимом Шешковым (впосл. мон. Антоний той же обители); текст в последней рукописи, озаглавленный «Книга Енохова, сына Аредова», отмечен как выписанный из «Перла многоценного» - сборника проповедей архим. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), изданного в 1646 г. в Новгороде-Северском (РГБ. Музейное собрание. Описание. М., 1997. Т. 2. С. 24-25, 469). Под устойчивым названием «Енох» (изредка с уточнением: «что восходил на небеса и видел различныя престолы на седмих небесех и множество ангел» или: «что был на пятом небеси»), Е. в. к. фигурирует в слав. (собственно рус.) «списках отреченных книг» 2-й трети XV - сер. XVII в., начиная с редакции, приписываемой митрополитам Киприану и Зосиме, и кончая изданием «Кирилловой книги» (М., 1644) ( Кобяк Н. А. Индекс ложных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме//РФА. 1988. Вып. 4. С. 711; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 163, 166, 168-170, 172, 174, 176-177, 179-181, 187, 197, 201, 206).

http://pravenc.ru/text/189989.html

В Петербурге мальчик стал принимать участие в архиерейских богослужениях в качестве жезлоносца, при чем в канун этих служб он так волновался, что не мог спокойно спать; вдруг ему во сне казалось, что он уронил жезл и он вздрагивал и просыпался. Гимназия. 9-ти лет Алеша поступил в 5-ую С.-Петербургскую гимназию. Он просил своих родителей, чтобы его отдали учиться в духовное училище, но духовно-учебныя заведения, пополнявшияся преимущественно сыновьями сельскаго беднаго духовенства, не особенно высоко стояли в общественном мнении и Алеша был отдан в гимназию. Один из товарищей Владыки Митрополита по гимназии разсказывает о таком эпизоде, бывшем при переходе Владыки из 1-го во 2-й класс гимназии. Во 2-м классе оставалось несколько второгодников-шалунов, которые встречали своих новых товарищей так: они становились в ряд у дверей и затем каждаго входившаго гимназиста ударяли толстым латинским словарем. Получивший удар обыкновенно набрасывался на своих обидчиков и к большому удовольствию последних происходила свалка. Когда вошел скромный чистенько одетый мальчик Алеша Храповицкий, его также ударили словарем, но он остался невозмутимо спокоен и обратился к своим товарищам с доброй улыбкой, говоря им, что нехорошо обижать друг друга. Это была как бы первая проповедь будущаго Владыки, которая произвела такое впечатление на его товарищей, что они притихли, а Алеша в течение всего гимназическаго курса пользовался добрым влиянием на весь класс, в котором он держал себя всегда скромно, выделялся своей аккуратностью и успехами и обнаруживал себя во всем, по словам разсказчика, как «врожденный христианин». Законоучителем 5-ой С.-Петербургской гимназии в это время был просвещенный богослов и благочестивый пастырь Протоиерей о. Димитрий Соколов. Владыка Митрополит сохранил о нем на всю жизнь благодарную память. В гимназии Алеша Храповицкий делал отличные успехи в науках, продолжая в то же время изучать горячо интересовавшую его духовную литературу. Товарищи его полюбили и часто приходили к нему домой, засиживаясь за разговорами на волнующия темы до глубокой ночи. Интересуясь также своим сельским хозяйством в поместьи, куда семья переезжала на каникулы, Алеша, когда ему было лет 15, сделал первый литературный опыт. Именно он написал по собственной инициативе и послал в С. Петербургский Сельско-Хозяйственный журнал две статьи: «Шипуны или мускусныя утки» и «Испанския куры». Обе эти статьи были напечатаны, но затем, когда редакция узнала, что их автором является 15-летний мальчик, она прекратила сношения с автором. Зато в церковно-религиозной литературе он настолько усовершенствовался, что в последних классах гимназии самостоятельно написал службу св. св. Славянским просветителям Кириллу и Мефодию, которая впоследствии в 1887 году была одобрена Св. Синодом и вошла в богослужебный обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

5. 123. 131. el al. Свои нужные дела по городам и гражданскому ведомству монастыри должны были вести чрез учрежденных на то апокрисиариев, прокураторов, синдиков, которых позволялось иметь каждому монастырю. Vid. ibidem. 16 Vid. acl. concil. III–VII oecumen. He редко пастыри Церкви сами вызывали из монастырей и пустынь известных им подвижников, к участию в делах церковных, как напр. св. В. вызвал в Александрию Антония В. на борьбу с арианами ер. 33. ad casir). Тот же св. Антоний не редко брал на себя, по просьбам обиженных, ходатайство за них у гражданских властей и судов (Sozom. 1, 13), св. Златоуст свидетельствует, что Антиохия спасена была от гнева имп. Феодосия, между прочим, усилеными мольбами соседних иноков, которые, оставя свои обители, стеклись в город и умоляли правительство о прощении виновных, тогда как все знатные лица и большая часть жителей от страха разбежались. Chrysost. Нот. 17. ad Antioch. 19 Изображение ставропигиальных прав патриаршей власти можно видеть в указе патриарха цареградского Гермапа (715), ар. Leunclavtum in iure Graeco–Itomano lib. 3. pag. 235–7. Меньшие права принадлежали патриархам в тех монастырях, которые получали от них кресты не при самом основании своем, а после уже. Vid. ibidem. 20 Leonis et Ecloga tit. 3. § 10 ар. Leunclavium. На западе привилегии независимости от епархиального начальства давались монастырям иногда добровольно от самих епископов, иногда по ходатайству светских властей; потом папы начали своей властью освобождать монастыри от подсудимости епископам. Впрочем, папа Адеодат (672), которому первому приписывается введение таких привилегий на западе, сознавал, что это противно древним правилам Церкви. Давая привилегию одному монастырю, он говорил: «нас теперь приводит в сомнение только то, что обычай и предание св. Церкви не дозволяет отделять священные места от управления епископского». Concil. Gallic. Т. 1. apud Bevereg. annol, ad canon. 4. Chalced. Ho на западе не было таких ставропигий, как на востоке; папы обыкновенно освобождали монастыри от всякой посторонней власти: (extra отпет diecesim).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1883 Записки требовалось списать и переслать так, чтобы никто не догадался, что и для чего это делается. А. В-ч, щадя чужое самолюбие, даже и это исполнял в точности. В 1848 году, когда академическое, в Петербурге, издание готово было, за недостатком материала и сотрудников, прекратиться, А. В-ч выручил из затруднения заведовавшего им Евсевия и писал для журнала статью: «Краткая история собора Константинопольского III-ro, вселенского VI», которая затем и печаталась в нём в четырех подряд книжках. 1884 В 1847 году с Евсевием вышел такой случай. После ревизии Академии петербургский м. Антоний предложил Св. Синоду возвести Евсевия и инспектора Академии архим. Макария (Булгакова) на степень докторов и как то неосторожно проговорился о своем предложении на стороне. —352— В образованном петербургском кругу об этом пошла молва и разные толки. Знакомые уже начали поздравлять Евсевия с получением высшей ученой степени. Проходит не мало времени, – Евсевий томился и ждал. И вдруг Синод дает степень одному только Макарию. Самолюбие Евсевия было крайне уязвлено. Кажется, кто бы решился после этого заговорить с ним об этой неприятной истории. А у А. В-ча хватило духу заговорить и помочь другу в его горе. Вскоре он пишет Евсевию одно за другим письмо, осторожно подходит к больному его месту, раскрывает всю гнусность помешавших ему людей, разъясняет настоящее значение обещанной было награды, незаметно, мало-помалу успокаивает, таким образом, его. И Евсевий благодушно переносит своё искушение. 1885 Правда, Евсевий реже Филарета прибегал за помощью к А. В-чу; но за то услуги ему А. В-ча несравненно большей нравственной цены. Самое обращение обоих носит на себе характер скорее товарищеский, к которому люди привыкают еще на школьных скамьях. Это особенно приметно, когда сличаешь переписки с А. В-чем и Евсевия и Филарета. В письмах Филарета никогда, напр., не встречается таких мест: «дивитесь Вы, почему стращает меня отношение к заведениям? 1886 А я немного дивлюсь, как Вам не представляется очевидною трудность сего дела»; 1887 или: «не думайте, что и Вам много говорю о своих обстоятельствах (о множестве дел): кажется, очень мало! Причины знаете, почему так.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оба его выпускают из вида, когда он выходит из непосредственного ведения Церкви или уходит из дворца от общегосударственных интересов и жизни и погружается в поток гражданских (не важных для церковного историка) и личных (не важных для историка государства) интересов и отношений. Иное дело историк внешнеправовых учреждений Церкви или историк гражданского частного быта. Им приходится встречать явления, которыя обнаруживают источник интересов, пружинами которых движется механизм гражданского общежития, те мутные источники: черствый эгоизм, инстинкт и иные, и вдруг их поражает звук иного порядка, раздавшийся среди рыночной суматохи. В купчей, закладной или духовной под юридическими формами прозвучит иногда нравственный мотив, из под хозяйственной мысли блеснет искра религиозного чувства, и тайная хозяйственная сделка озарится теплым светом, мертвая норма права оживает и перерождается в доброе житейское отношение. Здесь ряд откровений. Историк прочтет договор чисто гражданского характера и найдет, что для утверждения крепостной сделки ее утверждают не на неустойке, а на призыве Св. Покровительницы… Божьей Матери. В содержании завещания, в распоряжении о внебрачных детях он увидит, что писал его человек новых воззрений». Также, в Византии не мало таких актов должно было быть, когда весь её быт был проникнут христианским законом, как о том свидетельствует историк этого быта, Скабалланович, в X веке (в статье, помещенной в Христ. Чтении за 1886 г.). Мы видим новеллу Алексея Комнена, где говорится, что неуместно запрещение церковного венчания для раба в христианском государстве, ибо в Церкви раб не ниже господина. Проф. И. И. Соколов (в Христ. Чт. за 1892 г.) приводит форму суда по одному из тяжких уголовных преступлений, по убийству. Описывается суд над убийцей, прибегнувшем к защите Церкви. Его судит суд из священников, имея перед собой не государственный кодекс, а Евангелие и каноны. Преступник просит на коленях прощения, и его приговаривают к 15 летней эпитимии, становя в разряд кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010