На суде присутствовали обвинитель и обвиняемый, причем первый изложил свое обвинение устно. Обвиняемый затем ответил, что жалобу в расхищении залога иеромонаха Антония нужно предъявлять не к нему, а ко всему монастырю, и добавил, что дело это уже было расследовано митрополитом Иериссо в присутствии дуки Сиранери и других лиц, причем он был признан невиновным. На это иеромонах Антоний возразил, что митрополит Иериссо произвел расследование дела в отсутствие его, обвинителя, а с другой стороны, Афанасий не может представить письменного доказательства относительно такого расследования. Монах Афанасий указал на свидетеля – монаха Гавриила Куртеси, который, по заявлению обвинителя, был его дядей. Свидетель сказал то же, что и его племянник, прибавив, что он слышал от иеромонаха Максима, предшественника того игумена, при котором произошло расхищение денег, что оно было совершено многими монахами Есфигменской киновии во время восстания их против игумена, причем монахи думали, что деньги принадлежат последнему. Суд, выслушав тяжущихся, пришел к заключению, что, по силе требуемой в делах подобного рода точности Божественных законов, предстоит необходимость, чтобы обе стороны явились на Св. Гору Афон, где в присутствии обвинителя, обвиняемого и свидетелей, точно знающих обстоятельства спора, и будет произведено расследование дела на месте, после чего судьями и будет произнесено окончательное решение по закону. Теперь же монах Афанасий должен отвергнуть возведенное на него обвинение и посредством клятвы удостоверить и заявить, что он не был похитителем залога и не взял из него 200 иперпиров, а иеромонах Антоний должен в письменном заявлении, как перед Богом, подтвердить, что у него действительно пропали 200 иперпиров из монастырского хранилища. В удостоверение этого иеромонаху Антонию и была выдана соответствующая грамота, подписанная тремя указанными выше судьями. 707 В г. Серры также существовал институт вселенских судей, которые в октябре 1366 г. принимали участие в суде по делу великого примикирия Исариса с Хиландарским на Афоне монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Когда погиб мой духовник, митрополит Антоний позвонил и спас меня Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь 14 августа, 2017 Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь «Этот мир безопасен». О том, зачем таскать детей на Эльбрус, какие главные вещи можно услышать от отца и как благодарить Бога после гибели духовника и смерти мужа, «Правмиру» рассказывает художник Мария Вишняк. Свои выставки художник Мария Вишняк и ее муж иконописец Александр Соколов всегда проводили совместно. Каждый из них на своем художественном языке говорил о красоте Божьего мира. 34 года они были вместе. Два с половиной года назад Александр умер. «Пиши Россию, которая уходит» Наш с Сашей духовник, отец Анатолий Яковин, служил в маленькой деревне Пятница Владимирской области, среди мещерских лесов и болот. Так сложилось, что у него на приходе  нашли приют  репрессированные в  прошлом люди.  Он селил их заботливо, как мог, с  любовью обустраивал им быт.  В результате приход сложился как скит. Главными прихожанами на ежедневной службе были монахини и схимонахини.  Служба всегда была долгая, уставная. Это были удивительные люди, прожившие невероятно трудную жизнь, видевшие ужас сталинских лагерей. Каждый из них являл собой образ настоящего христианина, простого, глубокого, достойного и невероятно теплого и жертвенного. Мы встречали  много талантливых людей, прекрасных музыкантов, прекрасных художников, просто добрых людей. Но здесь было иное — какой-то загадочный внутренний свет, который шел от этих людей, родившихся в  совершенно незнакомой нам стране… Общение с этими людьми очень повлияло на нас с Сашей. Позднее, когда я уже работала над дипломом,  мой дорогой, любимый учитель Илья Сергеевич Глазунов посоветовал мне, чтобы я к своей работе написала несколько портретов космонавтов. Он хотел, чтоб моя жизнь устроилась как можно лучше, а такая работа дала бы мне известность, признание, то есть, как  он говорил, не просто хлеб с маслом, а еще что-то. Я примчалась к духовнику и говорю: «Батюшка что делать? Илья Сергеевич рекомендует писать космонавтов». Он мне ответил:

http://pravmir.ru/kogda-pogib-moy-duhovn...

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по культуре 26 октября 2007 г. 14:18 25 октября в Лиссабоне в рамках Саммита Россия-ЕС состоялось первое заседание Постоянного совета партнерства Россия-Европейский Союз. Заседание проходило под председательством Министра культуры РФ Александра Соколова , члена Европейской комиссии по вопросам образования, культуры и молодежи Яна Фигеля и Министра культуры Португалии Изабель Переш де Лима. В составе российской делегации в заседании принял участие секретарь представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин. Участники встречи подчеркнули важность тесного культурного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом и обсудили ход реализации «дорожной карты» общего пространства России-ЕС в области науки, образования и культуры. В ходе заседания Постоянного совета партнерства было принято Совместное заявление, которое стало первым официальным документом в данном формате двустороннего сотрудничества. По предложению секретаря представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерея Антония Ильина в итоговый документ было включено принципиальное положение о важности религиозного измерения межкультурного диалога. В своем выступлении прот. Антоний Ильин подчеркнул, что данное положение позволит воспринимать Церкви и религиозные сообщества в качестве заинтересованных партнеров в рамках данного диалога, продвижение которого является приоритетом для Европейского союза в предстоящем 2009 году. Предложение Русской Православной Церкви встретило понимание и поддержку, как с российской, так и с европейской стороны. Как отметил министр культуры РФ А. Соколов на итоговой пресс-конференции, положение о религиозном измерении создает реальную правовую базу для участия Русской Православной Церкви и традиционных конфессий в реализации общего Плана действий по культуре в рамках двустороннего сотрудничества Россия-ЕС. Со своей стороны Я. Фигель подчеркнул, что, несмотря на то, что конкретный формат взаимодействия с религиозными сообществами является компетенцией стран-членов, построение мультикультурного общества предполагает межрелигиозное сотрудничество в самом широком культурном контексте. Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/313378.htm...

«С Новым годом, с Новым счастьем!» Эти приветственные слова, так обычные в устах людей, встречающихся друг с другом в начале каждого января, большей частью произносятся просто по привычке и совсем не означают того, чтобы люди, их произносящие, соединяли с ними какой-либо особенный смысл и действительно имели достаточные основания ожидать от своего нового года и «нового» счастья. Не так было первого января минувшего 1891 года, когда мы, принадлежащие так или иначе к составу Московской духовной академии, встречались и пожимали руку друг другу; мы надеялись, что наш новый год принесет нам действительно «новое» счастье, ибо к нам уже ехал наш новый глава, только что назначенный указом Святейшего Синода на должность ректора нашей академии, архимандрит Антоний. – Во всякой корпорации дружная и единодушная работа всех ее членов составляет, как известно, одно из самых существеннейших условий ее правильной и плодотворной деятельности. «Когда в товарищах согласья нет», На лад их дело не пойдет, И выйдет из него, не дело, только мука». Правда, пожаловаться на недостаток единодушия в своей товарищеской среде мы не имели никаких оснований; напротив, Московская академия, по самому своему положению в маленьком посаде, поставлена в этом отношении в наиболее благоприятные условия. Ее корпорация свободная от неизбежных в большом городе разбрасывающих и разъединяющих влияний, всегда составляла и составляет из себя тесно-сплоченный кружок. Но этого, конечно, еще не достаточно для того, чтобы обеспечить внутренней жизни учреждения ее правильный ход; прежде всего и, пожалуй, более всего нужно единение членов с их главой. Понятно, с каким напряженным интересом ожидала Московская академия приезда своего нового главы. Архимандрит Антоний, в мире Алексей Павлович Храповицкий, – воспитанник С.-Петербургской пятой гимназии, по окончании курса в которой с золотой медалью, поступил в число студентов С.-Петербургской духовной академии. В 1885-м году окончив полный курс наук академии и уже приняв монашество, он поступил на службу по духовно-учебному ведомству и в продолжении пяти лет последовательно проходил должности: помощника инспектора академии, преподавателя Холмской духовной семинарии, доцента С.-Петербургской академии и ректора С.-Петербургской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

доценты университетов. Из духовных Академий были кроме П.Н. Соколова, Петербургский профессор В.С. Серебренников, и студент Московской Академии г. Знаменский. Местом заседаний служил так называемый «Дворец конгрессов» (Palais des Congrès), построенный на территории выставки, на берегу Сены, против знаменитой «rue des Nations». Для докладов и рефератов было допущено четыре языка: французский, немецкий, английский и итальянский. Занятия конгресса были разделены на семь секций под следующими названиями: 1) Психология в связи с анатомией и физиологией; 2) Интроспективная психология в связи с философией; 3) Экспериментальная психология и психофизика; 4) Патологическая психология; 5) Психология гипнотизма и внушения и связанные с ними вопросы; 6) Психология общественная и уголовная; 7) Зоопсихология, сравнительная психология, антропология и этиология. По утрам, от 9 до 12 часов, происходили в разных залах «Дворца конгрессов» одновременные заседания секций, а после завтрака, от 2½ до 5 часов, устраивались в большой зале общие собрания, на которые сходились все конгрессисты. Докладов было заявлено более 150 и из них более 100 было прочитано. Такое обилие докладов дало конгрессу очень многосторонний и оживлённый характер, но оно имело и свои неудобства. По недостатку времени референтам давалось не более 20 минут и лишь в очень редких случаях, каковой и выпал на долю П.Н. Соколова, – полчаса, а на прения было уделено только 15 минут. Вследствие этого большинство докладов читалось в сокращении, и прения были весьма неполны. Программа конгресса была составлена очень широко и отличалась научной свободой и терпимостью. Были приглашены люди всех направлений, представители всех научных взглядов. Этим именно нужно объяснить любопытную особенность Парижского конгресса, – присутствие на нём довольно многочисленных католических патеров. Некоторые из них делали даже доклады и притом весьма солидные. Особенно выдавался доклад аббата Армана Тьери, профессора экспериментальной психологии и директора психологической лаборатории в Лувенском университете в Бельгии: «Экспериментальные исследования о высоте и мелодии разговорной речи». Дру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Оппонент поставил диспутанту на вид, что у него совершенно оставлен в стороне вопрос: была ли церковно-законодательная деятельность Карла результатом только его личных усилий или он пользовался при этом чьим-либо содействием и стоял в большей или меньшей степени под чьим-либо влиянием. Второй оппонент г. Дородницына, проф. В.А. Соколов 1) заметил диспутанту, что он в своей книге изображает по столько церковно-законодательную деятельность Карла, сколько состояние церкви в его время, так как в его изложении находят себе место напр.; постановления соборов, послание Епископа Гербальда к клиру и т.д., а личная деятельность Карла не поставлена надлежащим образом в связь с его теоретическими воззрениями. 2) В общем обзоре, каким представляется первая глава исследования, многое оказывается не доказанным и часто недостоверным, как напр., характеристика Лангобардов конца 8-го и начала 9-го веков, как диких варваров или рассказ о посольстве Карла к императрице Ирине в Константинополь с предложением брачного союза, – рассказ сомнительный сам по себе, а в изложении автора страдающий некоторыми внутренними и хронологическими несообразностями. 3) Наконец, оппонент представил диспутанту ряд замечаний и поправок, касавшихся разных фактических неточностей и ошибок, допущенных в книге, как напр., относительно мозаического изображения в Лютеранском триклинии, хронологической последовательности в событиях внешней и внутренней государственной деятельности Карла, процедуры избрания и рукоположения епископов в эпоху Карла т. д. На диспуте Г. Введенского, 29-го апреля, по поводу его диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основания» инспектор академии, ныне ректор Вифанской семинарии, архимандрит Антоний заметил во 1) некоторые выражения в книге автора, повидимому, приводят к мысли, что он признает возможным, даже для падшего человека, придти к вере в Бога живого, личного и премирного, помимо сверхъестественного откровения Божия. Между тем, по учению православной церкви, такое богопознание для падшего человека невозможно и с его признанием все ветхозаветное Богооткровенное учение о Боге нельзя уже считать безусловно необходимым для достижения падшим человеком Богопознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

2229 Подробную библиографию работ Лесевича см. в статье Я. Колубовского о Лесевиче («Материалы для истории философии в России». Вопр. философии и психологии, 8, 1891), а также в различных энциклопедиях. 2230 К Гербарту Лесевич относился с большим вниманием. См. «Опыт критического исследования…» (Изд. 1877 г.), стр. 133 ff, passim. 2238 Опыт…, стр. 164. Насколько слабо было у Лесевича знание литературы о Канте, видно из того, что он поминает, например, Cohen " a (Ibid., стр. 160, прим.), даже не заглянув в него; иначе не мог бы он утверждать, что «современный критицизм» отверг априоризм. 2258 Статья в «Сев. вести.», 1886, II (цитирую по статье Колубовского. Вопр. фил. и псих., 1891, май, стр. 154). 2267 Для общей оценки творчества М.М. Троицкого см. небольшую статью о нем Вл. Соловьева(т. VIII, изд. 1903 г., стр. 414–419, а также статью В.Н. Ивановского (Вопросы философии и психологии, 1897 г. 47). 2268 См. о нем книгу «Н.Я. Грот» (Сборник статей ряда авторов), Петербург, 1911. Там же приведена и подробная библиография статей и книг как самого Грота, так и статей о нем (стр. 349–373). 2269 Наиболее полную и обстоятельную характеристику философского развития Грота дал проф.Соколов (см. его статью в сборнике, посвященном Гроту. Стр. 99–135). См. также статью того же Соколова в Богосл. вестнике («Философский скиталец»), 1899, V-VII, XI-XII. Иначе, чем Соколов, характеризует развитие Грота Лопатин (Сборник статей, посвященных Гроту, стр. 88–98). См. ту же статью в книге Лопатина. Философские характеристики и речи. Сам Грот ещё в 1886 г. дал чрезвычайно яркое и ценное изображение эволюции его философских взглядов (статья «Направление и задачи моей философии», М., 1886 – перепечатано в сборнике статей Грота «Философия и ее общие задачи». Изд. Моск. психол. общества, Петербург, 1904). Некоторые статьи Грота собраны в этом сборнике. Полную библиографию его работ см. в упомянутой книге «Н.Я. Грот», Петербург, 1911. 2271 Эта же схема легла в основу «реформы логики» у Грота. Но в книге, посвященной логике, дело шло, в сущности, тоже о психологии мышления и только, что и отметил рецензент проф. Козлов (см. выше о нем, ч. III. гл. VII): «Вы с Вашей книгой прошли мимо логики… " (см. книгу «Н.Я. Грот», стр. 75, Примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

В ответной речи своей на это приветствие проф. горячо благодарил за оказанную ему честь.– Кроме приведенных нами речей, произнесенных от имени всей академической корпорации, многие из присутствовавших на обеде лиц обращались также к уважаемым виновникам торжества со своими приветствиями, а именно: ректор Вифанской духовной семинарии арх. Антоний, почетный член Московской академии граф М. В. Толстой , профессоры академии: Д. Ф. Голубинский , В. А. Соколов , Н. А. Заозерский и А. И. Введенский и преподаватель Вифанской семинарии Н. И. Виноградов . В академической семье, дружно собравшейся на товарищеский праздник, всеми было замечено и чувствовалось отсутствие одного из наиболее уважаемых её сочленов, – профессора В. 0. Ключевского. На текущий учебный год проф. Ключевский покинул и академию, и университет, по Высочайшей воле удостоенный приглашения прочитать курс лекций Его Императорскому Высочеству, Великому Князю Георгию Александровичу. В сложных и спешных приготовлениях к поездке на Кавказ в местопребывание Его Высочества проф. Ключевский не имел возможности принять личное участие в академическом празднике, но всегда близкий душой к академии, к её тревогам и радостям, пожелал хотя письменно выразить свои чувства. Присланное им и прочитанное на обеде проф. В. А. Соколовым письмо написано было в следующих выражениях. «Досточтимый Евгений Евсигнеевич!» «Пользуюсь исполнившимся в текущем году тридцатипятилетием Вашей академической службы, чтобы выразить Вам чувства, возбуждаемые ученой Вашей деятельностью. Много лет следя за Вашими трудами по истории русской Церкви, я привык уважать Вашу любовь к историческим изысканиям и Ваш строгий взгляд на обязанности ученого, привык ценить Ваши познания и приемы изучения даже тогда, когда в раздумье останавливался пред Вашими выводами. Примите сердечное приветствие от ближайшего соседа Вашего по ученой специальности, который многому у Вас научился и от всей души желает Вам довести до конца обширный церковно исторический труд, Вами начатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Уже в Москве, дома, я торжественно объявил своей жене: – У нас сегодня особый день. Мы попробуем не просто водку из Троице-Сергиевой Лавры, а «патриаршую водку», из этой бутылки пил сам Святейший Патриарх, ему особо наливал о. Антоний. Я решился на этот грех ради того, чтобы хоть раз в жизни попробовать ту самую водку, которую пил Патриарх. Мы всё приготовили, налили водку в рюмки, я сказал краткое прочувствованное слово, и… Эффект был совершенно неожиданный! Кажется, у меня вырвались слова: «Это чудо!». Мы налили ещё раз, попробовали ещё… Я не верил своим ощущениям. Это была чистейшая вода без всяких градусов! И только позднее я понял и узнал, что уже много лет о. Антоний так тщательно наливает Патриарху именно такую жидкость из специально отмеченной для себя бутылки, чтобы случайно не налить воду какому-нибудь очень важному гостю. Вот так тайно держится аскетизм и подвижничество; вот так просто может ошибиться журналист или газетчик, описывая то, что он сам лично своими глазами видел; вот так незаметно хранится молитва и Православие. Этот урок я запомнил, конечно, на всю жизнь. И я позднее не раз обращался к этому патриаршему приему в тех случаях, когда меня назойливо и неотступно угощали и требовали участвовать в праздновании. Тогда я доставал «патриаршую» бутылку, такую же, как на столе, но наполненную «патриаршим» содержанием, и все были довольны. Особенно я. 1 апреля 1976 г. перед приемом делегации в Патриарших покоях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Александрийская овца  В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, т. е. лицевую сторону патриарха, а я – за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное всё вроде как и у нас.

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

Общий принцип был: или избегай людей, или веди себя как шут, которого все презирают. Отсюда оставался один шаг до юродства, и он был сделан. На Нитрийской горе обитал странный монах, который ни с кем не разговаривал, а встретив кого – нибудь из братьев, начинал громко смеяться, так что все от него шарахались, как от сумасшедшего. Был один старец, который, встречая гостей, нарочно садился у ворот своего дома и пожирал хлеб с сыром, чтобы все его осуждали за чревоугодие. В то же время появились и женщины – юродивые. До нас дошла история о монахине Исидоре, которая притворялась безумной: грязно одетая, она всем служила, бралась за любую работу, почти не ела и терпела поношения. В женском монастыре ее считали местной дурочкой: остальные монахини над ней смеялись, постоянно ее оскорбляли, били, издевались, выливали на нее помои. Когда же открылась ее святость, она сбежала из обители, и больше ее никто не видел. Продавец Необычность и скандальность поведения юродивых снискали им большую популярность у народа, и предприимчивые миряне научились извлекать из нее выгоду. Некий трактирщик нанял юродивого продавать бобы в кабаке: тот стал их есть и раздавать нищим. Но причуды блаженного и его известность привлекали в трактир столько посетителей, что хозяин все равно остался в прибыли. Борясь с гордостью и превозношением, подвижники смирялись до того, что считали себя ниже мирян. В историях пустынников есть немало эпизодов, когда Господь уничижает монахов, превознося достоинства какого – нибудь мирянина. Пафнутий спрашивал у Бога, с кем он сравнялся по своим подвигам, и ангел ему ответил: «Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении теперь промышляет своим искусством ради пропитания». Пафнутий нашел этого скомороха, который рассказал, что когда – то был разбойником и спас от изнасилования юную деву. Монах сделал вывод: «Не должны мы презирать никого в здешнем мире – будь то разбойник или комедиант, простой ли земледелец, женатый ли человек, купец ли, преданный своей торговле». Антоний Великий обратился к Богу с таким же вопросом – все ли он делает для спасения души или кто – то превосходит его в этом деле, – и Бог указал ему не на другого, более совершенного подвижника, а на двух простых женщин, живших в городе. Когда Антоний отправился туда, чтобы узнать, что делают эти женщины и чего ему не хватает для совершенства, оказалось, что свекровь просто много лет прожила с золовкой, ни разу не поссорившись. Возможно, именно отсюда родилась одна из монашеских заповедей: прежде, чем бежать от людей, сначала научись хорошо с ними жить. Монахи ставили выше себя не только мирян, но и всех людей А включая рабов и иноверцев. Кто знает, рассуждали они, может быть, дух Божий в них, а не в тебе? Иеремиты принимали у себя даже манихеев и языческих жрецов и у них находили, чему поучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010