Что читать:   Представлены и отрецензированы издания:   Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским . Сост. Г. Соколова . - М.: Никея, 2019. - 448 с./  Представляет Иван Григорьев //Фома. - — декабрь 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   Знаменитый оптинский старец отец Варсонофий ушел в пустынь в немолодом уже          возрасте, оставив перспективы женитьбы и генеральского звания (в миру он был полковником). Будучи человеком интеллигентным, наделенным талантом рассказчика          и проповедника, он быстро привлек немалую паству: богомольцы тянулись к нему в скит со всей России, присылали множество писем. Всем своим духовным чадам старец Варсонофий отвечал с неизменной любовью и мудростью, демонстрируя поразительное знание человеческой души. Многие паломники запомнили старца по знаменитым назидательным беседам, которые он подолгу вел при лампаде в заполненной посетителями моленной комнате, используя поучительные истории из мирской и монастырской жизни, объясняя места в Священном Писании и наследии святых отцов. В этом издании собраны наиболее интересные для современного читателя образцы святоотеческой мудрости, дающие возможность ближе познакомиться с жизнью и духовным трудом одного из великих оптинских старцев. Беседы записаны от первого лица, эта прямая речь создает эффект личного присутствия при одной из проповедей старца: «Пока есть в тебе стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание. Цел он — и не надо бояться возможных житейских бурь».     Митрополит Антоний Сурожский . Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах . - М.: Никея, 2019. - 368 с./Представляет Иван Григорьев//Фома. - — декабрь 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   В книгу вошло множество фрагментов различных выступлений владыки Антония — радиоинтервью, докладов, лекций, бесед. Они впервые публикуются в русском переводе. Интересно, что в них епископ обращается с христианской проповедью, во-первых, на неродном языке, во-вторых, к людям светским — журналистам, студентам, зачастую людям противоположных взглядов. Это требовало настоящего таланта миссионера, умения находить индивидуальный подход к людям и, конечно, хорошего образования. Выбраны отрывки, в которых владыка затрагивает фундаментальные вопросы, лежащие в основе христианского мировоззрения: отношения хаоса и     гармонии, закона и свободы, Бога и человека. Часть материалов посвящена молодости будущего митрополита, пришедшейся на Вторую мировую войну. Особую ценность в этом издании представляет предисловие писателя и ученого Евгения Водолазкина, лично знавшего митрополита Антония. Он с теплотой и благодарностью вспоминает о своих встречах с ним и о том, как проповеди владыки повлияли на его собственное творчество. В приложении можно найти редкие фотографии митрополита, вырезки из иностранных газет и журналов, а также афиши и листовки его университетских    выступлений.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12200-...

2274 Философия и её общие задачи, стр. 164 (Из статьи «Значение чувства в познании деятельности человека»). 2277 П.П. Соколов (Грот. Сборник статей. Стр. 111) удачно говорит о метафизических построениях Грота, как «недопетой песне». 2279 Об этом свидетельствует Лопатин в своих статьях, посвященных докладу Вернадского («Научное мировоззрение и философия». Вопросы философии и психологии 70, 71, 72). 2280 Напечатано в Вопр. фил. и псих., перепечатано с обильными примечаниями в сборнике «В.И. Вернадский. Очерки и речи». Вып. II. Петроград, 1922, а также в книге «Сборник по философии естествознания». Москва, 1906. 2282 Вернадский пишет слово «Природа» с большой буквы («Научн. мировоззр.». Очерки и речи. Вып. II, стр. 6). 2284 Ibid., стр. 23. В статье о времени Вернадский несколько раз отмечает значение духовных течений времени для роста научных знаний, что вызвало тут же отповедь Деборина, представителя официальной «советской философии». См. Изв. Акад. наук, 1932 (VII с. 4, стр. 543–571). 2295 Сюда надо присоединить и сборник его статей «Сорок лет искания рационального мировоззрения», Москва, 1925. 2296 См. чрезвычайно ценную книгу его жены O.H. Мечниковой «Жизнь И.И. Мечникова». Москва, 1926, и отрывки из воспоминаний в книге И.И. Мечников. Страницы воспоминаний. Москва, 1946. 2302 «Нравственность следует основывать на научных данных», читаем в «Этюдах оптимизма» (стр. 269). 2309 Хотя Мечников в юные годы встречался с Герценом, но едва ли можно говорить о влиянии Герцена на Мечникова. 2312 «Если справедливо, – пишет он (Этюды о природе человека), – как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой в могущество знания». 2313 А.А. Максимов. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М.,1947, стр. 341–350. 2314 Нельзя не пожелать, чтобы кто-либо в специальной монографии дал общий обзор всего, даже случайного, но ценного, что нередко можно найти у русских ученых на философские темы. Читать далее Источник: История русской философии/Василий Зеньковский. - М. : Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с. ISBN 5-8291-0127-0. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

14 лет Алеша Храповицкий получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца и читал на клиросе преимущественно в Исаакиевском соборе, в Александро-Невской Лавре, а также и в других храмах столицы. С переходом в старшие классы будущий Владыка стал серьезно интересоваться русской литературой. Глубокое впечатление на его душу произвел Ф. М. Достоевский, который был в это время в полном расцвете своего великаго гения и выступал на литературных вечерах с неописуемым триумфом, восторженно принимаемый русским обществом, особенно молодежью, в первых рядах которой был и Алексей Храповацкий, слушавший Достоевскаго с затаенным дыханием. Существует мнение, что будто бы великий писатель написал Алешу в «Бр. Карамазовых» с Алеши Храповицкаго. Однако сам Владыка отрицает это, заявляя, что Достоевский лично его не знал. Во всяком случае «Бр. Карамазовы» и другия произведения великаго писателя произвели на юношу Храповицкаго такое сильное впечатление, что после их чтения он в течение нескольких ночей не мог заснуть и самыя творения Достоевскаго так врезались в память юноши, что потом, в течение всей жизни, он мог цитировать наизусть многия места из его произведений, знал всех его героев и все сложныя перепетии их душевных переживаний. Глубокое понимание Достоевскаго и преклонение перед его великим гением Владыка пронес через всю жизнь. Будущий Владыка также слушал на литературных вечерах И. С. Аксакова, В. С. Соловьева , увлекался стихотворениями Майкова, Розенгейма, гр. Ал. Толстого, читал Некрасова, Тургенева. Это были годы пышнаго расцвета русской литературы. Скоро Алешей Храповицким заинтересовалось духовенство и дом его родителей стали посещать духовныя лица. В этот дом был вхож Архиепископ Николай, знаменитый просветитель Японии, сотрудник его игумен (впоследствии архиепископ) Владимир (Соколовский) и другие Японские миссионеры. Под влиянием разсказов этих духовных лиц об их миссионерских трудах, Алеша загорелся желанием сделаться миссионером и стал было изучать Японский язык. Но затем он убедился в том, что Петербургское и вообще русское общество нуждается в духовном просвещении не в меньшей степени, чем язычники-японцы и поэтому оставил эту мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Смирнов-Платонов, Григ. Петр., прот. Моск. Соколов, Ал-ий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. гражд. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М. Д. Академии. Сыров, Гр. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ. Шумов, Ал. Як., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп. Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. д. учил. III. Действительные члены. Абрамова, Софья Абрамовна. Абрикосов, Ал. Ив., Комм. Сов. Адрианов, Мих. Ильич. Азбукин, Матв. Павл., преп. 1-го Орлов. д. уч. Аксенов, Серг. Дм., пот. поч. гр. Алянчикова, Пелаг. Ал-др., Моск. купч. Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Моск. Андреев, Карп Андр., крест. Рязан. губ. Аничкин, Ив. Сем., крест. Костр . губ. Антоний, Архим., Рект. Вифан. д. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Апарин, Пав. Феодор., Моск. куп. Арсеньев, Мих. Арс., Моск. куп. Афонский, Ал. Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Барбарин, Вас. Филип., священ. Моск. Басов, Феоф. Ал-др., священ. Моск. Берг, Серг. Павл. Берников, А-р Феод., пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Бобринский Ал-ей Ал-еев., граф. Богословский, Вас. Серг., прот. Моск. Богословский, Мих. Мих., Ст. Сов. Богоявленский, Конст. Иван., прот. Моск. Бородин, Ник. Мих., пот. поч. гр. Буткевич, Тим. Ив., ключарь Харьк. каф. соб. Бутурлина, Марья Серг., вдова генер. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. д. уч. Бычков, Ант. Феодор., Моск. куп. Белкина, Валент. Серг. Белкина, Марья Лукин. Белкин, Серг. Ив., пот. поч. гражд. Белокуров, Серг. Ал-еев. Белтов, Мих. Ильич, эконом М. Д. Акад. Беляев, А-р Дим., доц. Моск. д. Академии. Вальский, Ник. Андр., свящ., смотр. Пошехон. д. учил. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М. Д. Академии. Веселовский, Мих. Андр, свящ., инсп. кл. Влад. Е. ж. у. Виноградов, Феод. Петр., Моск. куп. Вишерский, Ник. Ник., преп. Усть-сысол. д. учил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В весеннюю сессию состав 4-го Отдела заключал в себе: председателя, преосвященнаго Стефана Могилевского, А. А. Папкова , известного теоретика по приходской части (состоящего губернатором в Тавастгусе в Финляндии), и девяти священников, нз коих отец Титов – профессор отец Казанский – из Финляндии (он даже родился за границей, а весь век пробыл в Финляндии), о. Левитский с Волыни, о. Бречкович из Одессы, о. Сребрянский из Псковской губернии, о. Козловский из Могилевской, о. Лебедев – настоятель Вознесенской церкви в Петербурге, о. П. Соколов – председатель Училищного Совета при Св. Синоде, и о. Успенский из Ярославля – единственный в Отделе представитель настоящего Русского прихода. Вот, в сущности, какими силами бы создан «Нормальный устав православных русских приходов». За эту сессию немножко заглядывали в отдел проф. Н. Глубоковский , причислены были также проф. Ивановский и Н.П. Аксаков . Но они в выработке устава участия не имели . Во вторую сессию, в 4-ом Отделе явилось много новых лиц, в том числе и я. Но устав уже был готов, и Отдел решил не пересматривать его более. Устав этот был напечатан лишь по окончании первой сессии, 8 июля, и среди членов Особого Присутствия, ознакомившихся с ним, возбудил не мало сомнений и критики. По возобновлении заседаний, профессор И. С. Бердников представил особый «Сепаратный проект», в котором подвергает жестокой критике все стороны проекта 4-го Отдела. Я также заготовил «Замечания на проект 4-го Отдела», в которых объявлял его совершенно неприемлемым. Но Отдел, – и совершенно справедливо, – решил, что нельзя же пересматривать бесконечно все возражения, какие могут у кого-либо явиться, и сделал исключение только для «Протоколов Могилевского епархиального собрания», которые, впрочем, вполне солидарны с ним по духу и предлагали лишь ничтожные изменения. Все же остальные возражения предоставлено было, кому угодно, обратить к общим собраниям Присутствия . Все полагали, что так и выйдет. Оказалось иначе, Высокопреосвященный митрополит Антоний, председатель Особого Присутствия, поставил на обсуждение общих собраний ряд других вопросов раньше приходского, так что когда, наконец, дошла очередь до прихода, оставалось уже всего 6 дней до роспуска.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Гонение Валериана ограничилось единственной жертвой, на положении которой оказался епископ Киприан Карфагенский , причем «смертный приговор выразительно упрекает его в мятежнических тайнах» 929 . И, во всяком случае, не следует упускать из виду, что часто страстное желание христиан пострадать за Христа побуждало их к необдуманным поступкам 930 , которые только и влекли за собой гонение. Часто сама правительственная власть отказывалась иметь дело с ними, так сильно наэлектризованными: по свидетельству Тертуллиана , «когда Аррий Антоний преследовал христиан Азии, то все они из его провинции, собравшись вместе, явились пред его судилище. Он некоторых посадил в темницу, и другим сказал: безумные! если вы хотите умереть, то разве нет довольно веревок и пропастей?» 931 «Постоянная черта мартилогов – напоминание должностных лиц плененным о друзьях, женах, детях с целью сделать возможно редкими кровавые приговоры. Действительная жажда крови замечается при христианских преследованиях со стороны раздраженной черни, но только в исключительных случаях характеризовала начальство» 932 . Действительно, Лукиан, литературный борец против христианства, будучи губернатором Сирии, заключал под арест схваченных христиан «вместо того, чтобы наказывать их смертью , которой они ни в каком случай не заслуживали. На это он указывает ясно, говоря, что и другие правители будут поступать хорошо, если будут делать так. Потому что не следует предпринимать так много важного в отношении к этим глупым людям, которые все так скоро забывают, что это было бы неизвинительным» 933 . Если так относился к христианам представитель эпикуреизма, то не менее пренебрежительно о них отзывается платоник Цельс: учители христианства для него пьяные среди пьяных, слепые среди слепых, которые, будучи слепыми, говорят, что обладают острыми глазами 934 . И «во всяком случае, можно утверждать: без вины, как стадо баранов, христиане не убивались. Это – живая, радостная война между обеими сторонами и христианские апологеты стояли за самих себя, как указывают их книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—27— В январе 1916 года редакция просила у Св. Синода временной субсидии в 4000 рублей (Ж., 1916, с. с. 23–23), в чем Синод отказал указом от 15.09.1916 года, отсылая к епархиальным архиереям. Кроме того, Синод рекомендовал сократить протокольную часть журнала, сократить тираж и число рассылаемых бесплатно экземпляров (Ж., 1916, с.100). Ввиду тяжелого материального положения объем «Богословского вестника» в 1917–1918 годах был значительно сокращен. 3 сентября 1917 года Совет академии обратился к Московскому митрополиту Тихону с просьбой о субсидии в размере 5000 рублей на 1917 год и 5000 рублей на 1918 год на издание журнала. К этому времени в связи с переходом Лаврской типографии в издательство «Солдат-гражданин» Московского Совета солдатских и рабочих депутатов в пять раз вздорожала плата за печатный лист (с 22 рублей до 114 рублей). Вскоре эта просьба (в отношении 1917 года) была полностью удовлетворена (из миссионерских сумм) 318 . 15 октября 1917 года по просьбе М.Тареева Совет поручил комиссии в составе прот. А.П.Орлова, М.Тареева и И.Попова войти в суждение об участии Совета в редакционном деле. Журнал издавался до декабря 1918 года включительно. 2 марта 1919 года Правление академии постановило «приостановить временно издание академического журнала» в связи с заявлением его редактора «о невозможности продолжать издание журнала вследствие тяжелых условий переживаемого времени» 319 . В.А.Соколов часть своей статьи 320 посвящает интересным сведениям о сношениях редактора с цензурой, которую возглавлял по должности ректор академии. Он отмечает относительно большую свободу при ректоре академии архим. Антонии (Храповицком) в 1891–1895 годах, который при московском владыке Леонтии (Лебединском; 1891–1893 гг.) не боялся помещать даже статьи, не нравившиеся К.П.Победоносцеву . Но с приходом в 1893 году на московскую кафедру бывшего воспитанника академии митрополита Сергия (Ляпидевского) положение журнала скоро изменилось в худшую —28— сторону, хотя на первых порах он и возымел мысль о публикации на страницах «Богословского вестника» материалов о желательности перевода академии в Москву, что было встречено громадным большинством корпорации сочувственно. Но, получив намек на неодобрение этой идеи из высоких сфер в Петрограде, поспешил дать отбой. Вскоре в угоду этому митрополиту архим. Антоний был переведен из академии в Казань, а его место занял протеже владыки – архим. Лаврентий, далеко отошедший по своим интересам от академии. Он был безропотным проводником резко реакционной, консервативной политики митрополита Сергия, вскоре запретившего печатать вообще какие-либо труды бывшего ректора Антония, проф. Е.Голубинского и А.П. Лебедева .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—86— щуюся в научном исследовании. Вооружившись против задач Психологического института и изгнав спиритов, Парижский конгресс изменил своим широким принципам. Из русских, кроме П.Н. Соколова, здесь читали доклады академик Тарханов «об иллюзиях и галлюцинациях у лягушек», профессор Юрьевского университета В.Ф. Чиж «О боли», и приват-доцент Петербургского университета А. П. Нечаев «К вопросу о развитии памяти учащихся детей». В честь членов конгресса был организован ряд приёмов и празднеств. Между прочим, для них устроил Soirée принц Роланд Бонапарт в своём роскошном дворце на Avenue d’Jena. Кроме того конгрессисты получили ряд приглашений для осмотра различных санаторий, психологических клиник и психологических лабораторий. Конгресс закончился банкетом в русском ресторане на Эйфелевой башне. Следующий конгресс назначен в Риме в 1904 году. Экстраординарный профессор по кафедре Основного богословия С.С. Глаголев был в том же Париже на конгрессе по истории религий, который происходил с 21-го по 26 августа (3–8 сентября). Местом заседаний конгресса – вступительного и заключительного – был «Дворец конгрессов» на всемирной выставке. Для всех прочих заседаний – по секциям и общих – были отданы аудитории и амфитеатры Сорбонны. Конгресс имел своей задачей исключительно научное исследование религий и, безусловно, исключал из предметов своего обсуждения конфессиональные взгляды. Но, не смотря на это, конгресс имел конфессиональную окраску, которая была сообщена ему его учредителями и многими докладчиками. Он был протестантским с сильным рационалистическим оттенком. Однако в публике рационалистические тенденции не встретили сочувствия. Напротив, положительные религиозные утверждения встречаемы были одушевлённым одобрением. Почётными президентами конгресса были избраны М. Мюллер, ныне умерший, и Тиле. Президентом конгресса был Альберт Ревиль. Занятия конгресса происходили по секциям. Всех было 8 секций: 1) о религии некультурных народов; 2) религии крайнего востока; 3) Египта; 4) семити-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В духовной и светской периодике отмечалось также «усиление» в духовно-учебных заведениях «недуховного элемента» – выходцев из других сословий, предпочитавших идти именно в «ученое монашество», поскольку там «дорога шире». Примечательно, что один из идеологов «ученого монашества» и восстановления патриаршества митрополит Антоний (Храповицкий) , оказавший значительное влияние на церковную политику того времени, происходил из дворян. «Великолепный боярин-митрополит» 2379 , – отзывался о нем архимандрит Киприан (Керн) . В связи с этим позволим себе небольшое отступление, навеянное обзором светских журналов, помещенным в сентябрьском номере «Странника» за 1896 г. 2380 Автор обзора обращал внимание на опубликованный в «Вестнике Европы» 7) рассказ «Дома» И. Соколова . Рассказ этот – о двух академистах, один из которых крестьянин, другой дворянин, сын «помещика-крепостника». Академисты едут на каникулы домой, по дороге между ними и их попутчиком (автором рассказа) происходит разговор о причинах, побудивших их пойти в «духовные». Ответ представителя из дворянства сводился к следующему: «По его убеждению, мужик наш – разнузданный зверь, груб и невежественен, мало того – зол и мстителен, травит чужие поля, делает порубки в чужих лесах, пьянствует, ворует, обманывает. Без энергичных мер с ним не обойдешься. В духовные этот юноша пошел по настоянию своего отца, полагавшего, что в наше время только с церковной кафедры и возможно влиять еще на отбившегося от рук мужика, что только отсюда еще есть возможность руководить толпой и вести ее куда следует». По поводу сего его собеседник (попутчик) выразил мнение, что «папенька» направил того в духовные в надежде «вернуть назад доброе старое время, стать снова крепостником», и задал вопрос, куда тот собирается пойти после окончания духовной академии. В отличие от крестьянина, собиравшегося вернуться в деревню, дворянин ответил: «Наши, т. е. дворяне, больше идут в черные. Там дорога шире. Наш преосвященный из дворян». В сочинении «Русская духовная школа и наша богословская наука», оставшемся незавершенным, архимандрит Киприан (Керн) прослеживает в русском богословии столкновение двух «начал»: «консервативного» и «либерального», «монашеского» и «светского», иными словами – консервативно-монашеского и либерально-светского, связывая их также с сословным происхождением. Второе характеризовалось им как «плебейское» или «протестантствующее»; самым ярким представителем этого «вульгарного плебейства» он называл профессора А. П. Лебедева 2381 . Представителем монашеского или консервативного начала о. Киприан считал отчасти митрополита Антония (Храповицкого) , которого весьма почитал, хотя столь же критически отмечал его ярко проявившуюся нелюбовь к науке (особенно истории) и академическим профессорам 2382 . §3. H. H. Глубоковский об «ученом монашестве»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—193— год 1:2, 3–4:5, 6 и 8, Г. Тареев напечатал своё исследование под заглавием: „Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской церкви“. Это исследование, изданное особой книгой, одобрено Советом академии в качестве магистерской диссертации и допущено к защите. – Возражениям оппонентов предшествовала пространная речь магистранта, в которой он своими разъяснениями старался предотвратить возможность каких-либо недоразумений, как относительно некоторых существенных сторон его исследования, так и формы его изложения. Первым офф. оппонентом Г. Тарееву был о. ректор академии, арх. Антоний. Своим замечаниям он предпослал несколько лестных для автора отзывов о содержании и характере его труда. По словам оппонента, книга Г. Тареева представляет собою такое явление, какие встречаются не часто. Большей частью учёные работы совсем не выражают всего содержания души их автора; диспутант же в своей книге выяснил самую основу своего мировоззрения и распространяет её на все области знания и жизни. Благодаря такому свойству его труда он отовсюду может вызвать возражения; но они не могут умалить его достоинств. Видно, что автор пишет не для степени только, но излагает, можно сказать, исповедь души, интересовавшейся разными областями знания и достигшей серьёзных моральных интуиций. Многие места книги автора производят на читателя сильное впечатление, когда напр.: он выясняет сущность греха, не как слабости только, а как чего-то соединённого со враждой против Бога и с упорным самооправданием, или когда он развивает ту мысль, что оправдание не просто освобождает человека от виновности, а делает его новою тварью; когда он указывает ту громадную нравственную разность, какая существует между христианином и язычником, не смотря на малое видимое различие в их внешнем поведении; когда из истории религий и культуры он выясняет великое значение нравственных и религиозных вопросов, причём богословие является ключом для всякого знания и истории. Есть в книге не мало мест, имеющих вы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010