Святейший владыка! Объятый великим трепетом и страхом в этот страшный и священнейший момент, наклоняя выю и колено души и тела и исповедуя, что я неспособен и недостоин, чтобы под кров души моей вошел Царь царствующих и Господь славы, усердно молю и с сокрушенным сердцем прошу, чтобы посредством возложения рук вашего святейшества и сослужащих вашему святейшеству архиереев и посредством ваших молитв и молений предстоящего Христолюбивого и избранного этого народа Господня почила и на мне благодать Всесвятого Духа и освятила и душу мою и тело, и ум, и сердце, и всего меня обновила и возродила для этой новой духовной деятельности и более высокой жизни, к которой по милости Божией, каноническим избранием преосвященных митрополитов и священным соизволением вашей богопрославленной главы, призван и я, недостойный, и чтобы всесильно действующая Божественная благодать укрепила и утвердила колеблющиеся шаги первого моего выступления, дабы мне мужественно бороться в этой прекрасной борьбе, победоносно совершить поприще долга, сохранять в течении всей моей жизни веру и догматы и заповеди отцов невредимыми и непоколебимыми, во славу Пастыреначальника и Спасителя нашего Христа, в похвалу и для спасения вверенного моей немощи христоименного общества. Да будет! Аминь.» 124 . В июле митрополит Христосом отправился в свою епархию и был с честью встречен паствой, как об этом было сообщено в патриархию самим митрополитом и димогеронтией г. Драмы 125 . 22 мая 1902 года священный синод в экстренном заседании занимался обсуждением митрополичьего вопроса в Ираклийской епархии который уже давно беспокоил патриархию. Синод признал необходимым удалить митрополита Иеронима из этой епархии в силу местных причин ( νεκα λγων τοπικν). В том же заседании решено было и заместить вакантную Ираклийскую кафедру. Кандидатами были указаны следующие лица: Амасийский митрополит Анфим, Янинский митрополит Григорий и Веррийский митрополит Константин. После канонического голосования в патриаршем храме, митрополитом Ираклии и Редеста был избран Янинский митрополит Григорий, который тотчас же предстал пред священным синодом и выслушал обычное малое объявление, а по окончании синодального заседания совершил в патриаршем храме установленный чин благодарения 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

«Василий, епископ Трайянополя в области родопской, (сказал: и мое смирение определяет согласно с святыми отцами относительно лица пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Константин, епископ Димитриады, (сказал: я согласен со всем, что определено святыми отцами на святом ефесском соборе, именно – чтобы почтеннейший пресвитер Евтихий имел священство и начальство над монастырем, так как он объявил, что согласен с никейскою верою и со всем, что изложено святыми отцами относительно кафолической веры)». «Александр, епископ Севастии тарсской, (сказал: так как почтеннейший и благочестивейший пресвитер и архимандрит Евтихий согласен с верою 318-ти, бывших в Никее, и с верою блаженной памяти святейшего и благочестивейшего Кирилла, утвержденною в Ефесе: то считаю справедливым, чтобы этот почтеннейший пресвитер и архимандрит имел пресвитерство и начальство над монастырем)». «Созон, епископ филиппийский, (сказал: записки, которые теперь представлены почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, согласны с тем, что изложено святыми отцами в Никее, и с тем, что утвердили определения святых отцов, собиравшихся в этом городе. Посему, так как он содержит такую веру, определяю, согласно суду всех, чтобы он имел и священническую честь и начальство над монахами)». «Евсевий, епископ дувирский 190 , в первой Македонии, (сказал: тоже самое угодно и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Максимин, 191 , епископ серрэйский в первой Македонии, (сказал: тоже самое угодно и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Гермоген, епископ кассандрийский, в первой Македонии, (сказал: тоже самое кажется и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Лука, епископ веррийский, в первой Македонии, (сказал: находя, что почтеннейший и набожнейший Евтихий, начальник монахов и из множества благочестивых первейший, ни в чем не заслуживает порицания, но напротив есть последователь кафолической веры святых отцов, собиравшихся в Никее и в этом городе, желаю, чтобы он имел прежнюю честь пресвитерства и предстоятельства над монахами)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Приехавший в одно время с ними архимандрит Ватопедского Монастыря Игнатий был принят, но как видно, по особенному случаю: потому что Государь писал с ним грамоту к Цареградскому Патриарху Кириллу весьма замечательного содержания. «Извещал нашему Царскому Величеству и отцу нашему, Великому Государю, Святейшему Патриарху, Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, богомолец наш, Веррийский Митрополит Аверкий: сказывал ему Аверкию, Ватопедскаго монастыря архимандрит Игнатий, который приезжал к нам для милостыни, что есть на Афонской горе, в Ватопедском монастыре, крест животворящаго древа, на нем же распять был Господь наш Иисус Христос , с которым ходили благочестивые Цари Греческие на недругов своих, Царь Константин и иные древние Цари, и их верою и прошением, даровал им Бог победу на недругов их. Архимандрит и братия того монастыря, хотят тот крест животворящаго древа проводить к нам Великому Государю, и к отцу нашему Святейшему Патриарху, в наше государство, но без вашего святительскаго благословения и повеления учинить того не смеют. И говорил нам Митрополит Аверкий, чтобы мы о том отписали к вашему Святейшеству. И мы архимандрита Игнатия, пожаловав нашим государским жалованьем, отпустили назад в Ватопедский монастырь, а велели ему тот крест животворящаго древа, доложа вашему Святейшеству, как вы укажете и повелите, привести к нам на поклонение и на освящение нам и всем православным Христианам. Благословите ваше Святейшество, чтобы тот животворящий крест прислать к нам, с архимандритом или с старцем тогоже Ватопедскаго мопастыря». Затем Государь извещал, что если тот крест привезут в Москву, то он наградит большими подарками Патриарха за его содействие к сему, а Ватопедский монастырь пожалует великим своим жалованьем. (Грамота писана 27 Дек. 1630 г.). С своей стороны и Патриарх Филарет послал с архимандритом Игнатием к Патриарху Кириллу грамоту, в которой также, как и Государь, писал о животворящем кресте. 16) Между тем посланниками нашими из Константинополя присланы были расписки, выданные им чрез Патриарха Константинопольского Кирилла, от различных духовных властей, о получении ими царской милостыни. Таким образом, Ноября 6-го 1629 года, по свидетельству Вселенского Патриарха, архимандрит Св. гроба Филофей, извещал: что прибывши в Царьград из Иерусалима, принял в церкви Св. Георгия заздравной милостыни от Царя и Патриарха, присланной с их послами Семеном Яковлевым и Петром Евдокимовым, к богомольцу их Патриарху Иерусалимскому: пять сороков соболей, два по сороку рублей, один в тридцать пять руб., четвертый в тридцать руб., а пятый в двадцать пять р., всего на сто семьдесят рублей, и для подлинного свидетельства дал сию отпись с приложением печатей Патриарха Кирилла и Св. живодавного гроба; «Филофей, архимандрит Святаго гроба и Патриарха Иерусалимскаго наместник писал своею рукою.» 21)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Остальные грамоты к Веррийскому Митрополиту от некоторых Греков и от Волошского Князя Юнаки содержали в себе только просьбы о Архиепископе Софронии дабы исходатайствовать ему царскую милостыню. То же было писано и в грамоте к Селунскому Митрополиту Паисию от постельника Волошского Князя Юнаки. В Москве дано было Архиепископу Государева жалованья: кубок серебряный вызолоченный, сорок соболей в двадцать пять рублей и тридцать рублей денег; от Патриарха же: камка смирная, сорок соболей в пятнадцать и денег пятнадцать рублей. Архимандриту Парфению: от Государя сорок соболей в двадцать рублей и денег двадцать рублей; от Патриарха сорок соболей в пятнадцать рублей и пятнадцать рублей денег. 27-го Мая Архиепископ и архимандрит были у Государя на дворе и с ними вместе представлялся Никольского Ставропольского монастыря архимандрит Максим. Они поднесли Царю: Архиепископ мощи Св. мученика Иакова Персского; архимандрит Максим мощи Св. Лазаря друга Божия. На другой день они была у Патриарха. С Максимом были две грамоты к Царю от Константинопольского Патриарха Кирилла и от братии монастыря. В первой было писано, что монастырь сей сооружен и обновлен со многим тщанием и поспешением. Преблаженнейший Патриарх, господин Иеремия, восхотел его совершить до конца и украсить, но преставился, и та обитель осталась не совершенною, священные сосуды не исправлены, и того ныне невозможно им совершить, ибо пребывают ныне старцы в поругании и в тесноте от державцев Агарянских, и дают подать беспрестанно. Такие худые обстоятельства побудили их обратиться к Царю с молением о помощи. (Грамота от 1629 г.) Во второй грамоте старцы монастырские писали к Царю о своей нужде и, упадая на колена, молили пособить им избавиться от притеснений. 18-й) В Мае по Государеву и Патриаршему указу посланы были в Нижний Новгород, в Дудин монастырь, Синадского Митрополита архимандрит Григорий и брат его двоюродный, Грек, белец Кузьма, которые приехали в том же году бить челом о милостыне, архимандрит с своим Митрополитом Мелетием, а Кузьма с Духорецким архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С архимандритом Парфением Феофан писал (от 4 Фев.) к Царю: что монастырь Св. отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского чудотворца, пребывал в руках Греческих в богатстве, а ныне, навождением лукавого, разорили Агаряне многие пречудные церкви Божии и монастыри в том месте; также и сей монастырь разорили до конца тому назад лет со сто. Всеблагий же и милосердый Господь, всем церквам Глава, по божественному своему промыслу дал сему архимандриту Парфению смысл своим разумом опять соорудить и воскресить сию обитель и украсить по прежнему; он собрал до тридцати человек братии, но ненавистник всякой добродетели диавол вложил мысль некоему вельможе Агарянскому опять разорить до основания святую обитель. Только шестьдесят тысяч левов, обещанных безбожному вельможе, спасли монастырь от уничтожения. Вследствие сего обещания архимандрит задолжал и теперь прибегает к Царскому Величеству за помощию и милостынею для освобождения от такого тяжкого долга. Такого же содержания была грамота и к Патриарху Филарету Никитичу. Митрополиту Веррийскому Аверкию привезена была грамота от Бухарестского архимандрита Венедикта, которою уведомлял, что его, Аверкия, многие осуждают. «Ведомо тебе буди, Владыко мой, о зломысленном человеке архимандрите Селунском; поведаю тебе истинно, чтобы и превысочайший Царь и пресветлейший Патриарх не имели веры никакой ложным словам такого вора и безчинника. Преосвященство твое, пребывая с Патриархами в чину, и с Архиереями и с вельможами, свидетельствовал о нем, а сколько отпишут на тебя, то единая мысль их злая ведает. Владыко мой, ведомо тебе буди чт о здесь случилось по ненависти, за то что ты меня пожаловал и любил. Митрополит Киевский и архимандрит Печерский предали меня и сказали, будто я в челобитной написал, что они имеют в себе Латинскую ересь и иное на меня сказали по ненависти; был тому распрос и сыск, сыскалось, что они возвели на меня по ненависти, и потом опять помирили нас в любви. Посему челом бью тебе и надежду имею на Бога да на тебя, будь предстателем у превысочайшаго Царя и пресветлейшаго Патриарха, уверь их, что я таких праздных и укоризненных слов никогда не говорил. И еще поведаю, что упомянутый архимандрит Селунский Иосиф, предал меня одному капитану Венецейскому и сказал, будто я лазутчик, ходил в Московское государство к Царю, от Турскаго Султана привозил граматы да саблю, и будто здесь живучи, в Литовской земле, проведываю вестей и пишу к Московскому Государю. Так на меня сказал безбожный предатель Иуда и на меня такая напасть нашла, как уже однажды ложным своим воровством раззорил здесь на Москве Климентия, и он ныне на свое воровство также надеется.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В грамоте братии монастыря Кусинского к Царю объясняется причина рукоприкладства к Патриаршей грамоте столь многих Митрополитов. «От смуты и от постоянной и безчисленной скорби, Христиане, Архиереи и монастыри нашей страны обнищали, и великий наш монастырь впал в долги, и неоткуда нам ничего взять. В прошлом году хотели мы придти к страннолюбивому благоутросному Царствию твоему, почему пресвятейший Патриарх Иерусалимский и прочие все Архиереи нам дали свидетельство, для веры святому твоему Царствию; но от помешания времени, не поспели тогда придти в Москву.» 15) В Феврале 1630 года приехал к Путивлю из Афонского Благовещенского монастыря архимандрит Пахомий и привез с собою две грамоты от братии той обители, одну к Царю, другую к Патриарху, в которых просили помочь им перестроить монастырское строение и церковь Пр. Богородицы, честного ее благовещения, нарицаемого Св. Филофея. Но Государь приказал отправить архимандрита Пахомия обратно, для того что с ним не было свидетельствованных грамот ни от какого Патриарха 16). Но приехавшие в след за ним из Македонии Погоянинских монастырей Петропавловского Архиепископ Софроний и Никольского архимандрит Парфений, снабжены были доверительными грамотами, которые были препровождены в Москву. У Софрония было их семь (две от Феофана к Царю и Патриарху, четыре к Веррийскому Митрополиту и одна к Селунскому Митрополиту Паисию), а у Парфения две грамоты Феофана к Царю и Патриарху. 17) О Софронии Феофан писал к Государю: что он разорился от тяжкого долга, наложенного на него Агарянами, которым заложил все сосуды церковные и священные одежды, чтобы тем хотя сколько-нибудь, облегчить свое бедственное положение. Вместе с тем, Патриарх молил Царя помочь бедному Архипастырю освободиться от долга и таким образом избежать тесноты Агарянской. (Грамота от 3 Фев. 1630 г.). И к Патриарху Филарету Никитичу Феофан писал о горькой участи Софрония, прося не оставить, с своей стороны, достойного Архиерея как ходатайством у Государя, так и наделением милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

(см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 28 fin.), то надлежит думать, что его восемь лет правления составлены из годов неполных и что он поставлен только в сем 1316 г. (а при счислении 8 лет взяты за целые года неизвестные последние месяцы 1316 г. и первые четыре с половиной месяца 1323 г. [В грамоте Милутина от 1318 г., напечатанной в описании сербской Хилендарской лавры архим. Леонида в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, стр. 42 sqq, Никодим называется игуменом хилендарским не как бывший в этом самом году, а как бывший прежде]. За сим, чтобы между 1286 и 1316 годами было место для всех трех остальных архиепископов, следует пронимать, что – Никодим, умерший 16 или 26 июля 1316 г., правил неполные 8 лет и был поставлен в последних месяцах 1309 г., – что Евстафий 2-й, умерший 16 августа 1309 г., правил не совсем полные 18 лет в поставлен после февраля в 1292 г., – что Иаков, поставленный в 1286 г. и правивший шесть лет, умер 3 Февраля 1292 года. 291 См. древнее перечисление епархий, существовавших при Св. Савве, сделанное на основании собственных хризовулов Саввы и его брата Стефана Первовенчанного, в Памятниках Шафарика стр. 34. Позднейшие сербские летописи утверждают, что Саввой было открыто не 8, а 12-ть епархий, но их показания не имеют никакого значения, и в число этих 12-ти епархий они включают такие, относительно которых положительно известно, что они открыты были или стали сербскими не при Савве, а после него. 292 В правление Стефана Душана или в половине XIV века в названных областях существовали: в восточной Македонии митрополии мельникская, филипинская, христопольская и серезская (с подчиненными епископиями) и архиепископия драмская; в Фессалии, южном Эпире и Акарнании – митрополии веррийская, ларисская, навпактская и иоаннинская или днинская (также с подчиненными епископиями, – Солунь ие была завоевана Душаном). 294 Cfr bышe в истории болгарской церкви, что говорено было о попытках константинопольских греков присоединить к константинопольскому престолу архиепископию ахридскую и патриархию пекскую, деланных в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

От 24 августа 1643 года Афанасий писал к государю: «Великие и неудобоносимые беды понуждали нас, самодержавный великий царь, ходить из страны в страну, чтобы нам получить помощь и покой при старости, ибо меня поставили на вселенский престол братья мои архиереи, в помощь блаженнейшему и святейшему старому патриарху господину Кириллу, чтобы согнать нового Кирилла Веррийского, и после того дали мне собором Солунский престол; но я не могу получить себе покоя, от неодержимых долгов, и терплю многие тесноты, беды и гонения и даже темничное сидение, угрожающее гибелью. Не в силах будучи более сего терпеть, приезжал я с великой надеждой к благочестивому и Богохранимому государю Молдавскому, Иоанну Василию воеводе, верному советнику святого вашего царствия, к пространной его милости. Желательно было мне прибегнуть и к неизреченным щедротам царствия вашего, с великим упованием, чтобы мне получить освобождение от печалей своих и от немощи моей, но мне учинилась помеха; преждереченный благочестивый государь не дал мне разрешения отбыть, но научил меня и снабдил грамотой своей и людьми, чтобы я прежде от себя послал к святому вашему царствию преподобного отца архимандрита господина Игнатия. Отверзи щедроты милосердия своего, державный царь, приими нас всегдашних твоих нищих Богомольцев и поспеши милостью своею на помощь прехвальному престолу Солунскому, который погибает до конца от неверных Иудеев и Агарян; выкупи из рук их священные сосуды и ризы; они держат их у себя на поругание вере христианской. Поскольку неизреченные милости творит повседневно Боговенчанное и самодержавное царствие ваше, то да будет и сей преславный престол Солунский утверждён и сподоблен христолюбивой благодати вашей; иного пристанища перед Богом не имеем. Ты, царь нам, всем православным христианам помощник и столп благочестия, и к тебе все, как отцу и утешителю, в печалях наших прибегаем; призри нас, святой царь, потому что, без вашей богатой милости и помощи, не возможно мне возвратиться и спастись от погибели, и митрополия наша разорится до конца от тяготы долгов наших, коих пятнадцать тысяч ефимков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благодаря этим уверениям самих просителей наше правительство искренне было убеждено, что, раздавая всем и повсюду милостыню, оно тем самым спасает от конечной гибели Православие на Востоке, которое теперь держится там единственно благодаря русской милостыне. В этом убеждении оно находило для себя полное удовлетворение за свои материальные жертвы, а просители пользовались им в видах наживы на счет русской благотворительности и со своей стороны тоже как нельзя более были довольны подобным характером русского покровительства православному Востоку. Понятно отсюда также и то, почему православный Восток так решительно и единодушно признал московского царя опорою и покровителем всего Православия, царем всех православных народов: с этим признанием соединена была постоянная возможность получать более или менее щедрую русскую милостыню, которую каждый получивший мог свободно израсходовать на свои личные нужды и потребности. б) Разные иерархи и другие лица, приезжавшие с Востока и остававшиеся в России на вечное житье (Побуждения, заставлявшие восточных милостынесобирателей оставаться в России на вечное житье. Причины, которые, с одной стороны, сдерживали прилив к нам выходцев с Востока, с другой – заставляли и тех из них, которые уже поселялись в России, в большинстве случаев снова возвращаться на Восток. Характеристика некоторых выходцев, успевших занять в Москве видное и влиятельное положение: Новоспасский келарь грек Иоанникий, Веррийский митрополит Аверкий, Паисий Лигарид, Арсений Грек, архимандрит Иверского афонского монастыря Дионисий. Впечатление, которое эти выходцы производили на русских.) В Москву с православного Востока приезжали различные лица не только за получением обычной милостыни, но иногда и для вечного поселения в России, так как они не находили для себя более возможным по каким-либо причинам оставаться под властью неверных. Такие выезды в Россию разных лиц с Востока сделались нередки собственно с XVII века. В Москве их принимали очень радушно, награждали особенно щедрою милостынею и оказывали им всякое участие и благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

аспр (1619) ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 334-335; Μαμαλκης. Σ. 242-243, 257, 269). Кроме денежных пожертвований делались также различные ценные вклады, так в 1521 г. господарь Валахии Владислав (Влайку) передал в собор большую икону прп. Афанасия Афонского в серебряном с позолотой окладе, на к-рой был изображен и сам господарь вместе с супругой ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 350). В 1489 г. в В. Л. проживало 300 монахов, а в 1518/19 и 1530 гг.- 200 ( С. 99). В 1522 или 1527 г. митр. Серрский Геннадий на свои средства произвел ремонт башни Цимисхия, где находился параклис во имя первомч. Стефана, и братской трапезной. В 1535 г. живописец Феофан Критский расписал соборный храм В. Л. (по заказу Веррийского митр. Неофита), а в 1560 г. Франгос Кателанос из Фив - параклис свт. Николая (на деньги мон. Киприана). Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Тяжелым экономическим ударом для В. Л. была конфискация султаном Селимом II (1566-1574) всех подворий и владений афонских мон-рей с предоставлением права их выкупа монахами ( С. 49-52). Если хиландарский игум. Паисий (1550) и игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким (1560) упоминают 300 иноков, то в тур. налоговом реестре 1569 г. насчитывается всего 140 чел. ( С. 99). В 1574 г. на праздник Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь возвратился к общежительному уставу. Это событие произошло при участии Александрийского Патриарха Сильвестра (1566-1590), прибывшего в В. Л. для составления 5-го Типикона, утвержденного в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха Иеремии II ( Meyer. S. 215-218). В том же году игуменом преобразованного мон-ря был избран иером. Иосиф, а после него - Феодул. Со 2-й пол. XVI в. начинают возникать афонские скиты. Первым был основан принадлежавший В. Л. скит св. Анны (1572 или 1575). Если в 1583 г. в самой Лавре проживало 150 монахов, то в скитах - 94 чел.

http://pravenc.ru/text/150059.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010