Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв. Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв. Во время гонений 276-282 гг. в В. пострадала прмц. Иерусалима. К 343 г. относится первое достоверное упоминание епископской кафедры в В. (еп. Веррийский Геронтий участвовал в Сардикийском Соборе - Mansi. T. 3. Col. 39, 42). Веррийская епископия находилась в подчинении архиепископа Фессалоники ( Darrouz è s. Notitiae. P. 278, 299, 316, 358, 371). На протяжении всего визант. периода В. в политическом, экономическом и культурном отношении была тесно связана с Фессалоникой. В В. сохранились остатки церковных построек: баптистерия IV в. и 3-нефной базилики V в. (видимо, служившей кафедральным храмом) с мозаичными полами (ок. ц. св. Патапия), базилики VI в. с мозаичным изображением павлина (ул. Каратасу). Мн. визант. храмы были воздвигнуты на развалинах раннехрист. базилик: Старая Митрополия, ц. Сретения Господня (Панагуда), ц. св. Анны и, возможно, древнейшая часть ц. св. Стефана. В VII в. равнина вокруг города была заселена слав. племенем драгувитов. В кон. VIII в. имп. Ирина отстроила В. и назвала ее своим именем - Иринуполь, хотя нек-рые исследователи относят это известие к В. Фракийской (совр. Стара-Загора) ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 14-18). В 904 г. город был разграблен арабами. В Х в. В. входила в Фессалоникийскую фему. Эскуриальский Тактикон (Х в.) упоминает стратига В. рядом со стратигом Стримона ( Oikonomid è s. P. 265). Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия) Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия) В 985 г. В. была взята болгарами ( Лев Диакон. История. М., 1988. С. 90-91, 222), царь Самуил поставил правителем города Добромира. В результате болг. завоеваний В. вошла в состав Болгарского Патриархата. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной царем Самуилом в своей столице Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Веррийской епархии. В 1001 г. имп. Василий II Болгаробойца вернул В. под власть Византии, но и после завоевания им всего Первого Болгарского царства Веррийская епархия осталась в диоцезе Охридской архиепископии (1018). В Третьем сигиллии (1020) имп. Василия II епископу В. предписывалось иметь в своем подчинении 30 клириков и 30 париков (зависимых крестьян) ( Gelzer. S. 46).

http://pravenc.ru/text/158188.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции состоялась канонизация новомучеников Наусских 27.06.2011 26 июня 2011 г. в городе Наусса (Центральная Македония, Греция), относящемся к Веррийской, Наусской и Кампанийской митрополии Элладской Православной Церкви , прошли торжества по поводу канонизации 1241 Наусского новомученика , пострадавшего в апреле 1822 г. во время греческого национально-освободительного восстания (1821-1829 гг.). Восставшая Наусса выдерживала турецкую осаду в течение 2 месяцев. В четверг Светлой Седмицы турки ворвались в город. Женщины и дети были уведены в Фессалонику, а все уцелевшие после уличных боев мужчины были собраны перед пашой, который по очереди каждому из них предлагал выбрать между принятием ислама или мученической смертью. Ни один из жителей Науссы не отрекся от Христа, и все они были казнены. Из примерно 400 чел., уведенных в Фессалонику, 60 женщин были повешены на городских воротах, 6 заморены голодом в темнице, а остальные, кроме знатных, были проданы в рабство. Женщин благородного происхождения закопали по пояс в землю и оставили на поругание толпе. Поскольку ни одна из них не отреклась от веры, их посадили в мешки с голодными кошками и мышами. Растерзанные тела знатных жительниц Науссы были брошены в море. Особой казни были подвергнуты жены руководителей восстания - Тасоса Каратасоса и архонта Логофетиса Зафиракиса. Первая из них была зашита в мешок со змеями, а вторая заживо замурована напротив церкви Св. Софии. Эти мученики за Христианскую веру ранее местно почитались в Веррийской, Наусской и Кампанийской митрополии. На церемонии канонизации присутствовали представители Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской и Чехо-Словацкой Православных Церквей. После Божественной литургии, совершенной в соборе Преображения Господня в Науссе, был зачитан Патриарший указ о канонизации Наусских новомучеников, для поклонения была вынесена икона новопрославленных святых, а присутствовавшие на службе архиереи-представители Поместных Церквей подписали акт канонизации. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.06.2011 20:01:44

http://drevo-info.ru/news/10955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Элладская Православная Церковь ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви ИОСИФ (1770 (?) - 1844), еп. Андрусский, церковный и политический деятель Элладской Православной Церкви КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАССОПИТРЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Керкирской, Паксийской и Заморских островов митрополии (Элладская Православная Церковь), находится в пригороде г. Керкира Канони КЕСАРИАНИ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богорородицы, недействующий, принадлежит Элладской Православной Церкви КЕФАЛИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Элладской Православной Церкви на самом большом из Ионических о-вов - Кефалиния (Кефалония) КЕХРОВУНИУ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви КИНИГУ мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный (Элладская Православная Церковь) ЛАКЕДЕМОН историческая область в Греции на п-ове Пелопоннес - см. в ст. Монемвасийская и Спартанская митрополия ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/121620_3.html

Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима, и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно 338 : Максим Антиохийский, (в Сирии); Стефан Ефесский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Диоген Кизический; Квинтилл Ираклийский (в Македонии), занимавший место Анастасия Фессалоникского; Лукиан Бизский, занимавший место Кириака, (епископа) Ираклии Фракийской; Флоренций Сардийский (в Лидии); Евномий Никомидийский; Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, (епископа) Никейского; Мелетий Ларисский, занимавший место Домна, (епископа) Апамеи второй 339 ; Амфилохий Сидский (в Памфилии); Юлиан Косский, занимавший также место апостольского престола: Феодор Тарсский; Кир Аназаврский (во второй Киликии); Константин Бострский; Фотий Тирский (в Финикии); Феодор Дамаскский; Нонн Едесский (в Сирии); Симеон Амидский (в Месопотамии); Иоанн Севастийский (в Армении); Селевк Амасийский; Константин Мелитинский (в Армении); Патрикий Тианский (во второй Каппадокии); Петр Гангрский; Фотин архидиакон, занимавший место Дорофея (епископа) Неокесарийского; Роман Мирский (в Ликии); Критониан Афродисийский, в Карии; Нунехий Лаодикийский (в спокойной Фригии); Мариниан Синнадский; Онисифор Иконийский; Иергамий Антиохийский, в Писидии; Епифаний Пергский (в Памфилии); Аттик Никопольский (в древнем Эпире); Мартирий Гортинский (в Крите); Лука Диррахийский; Константин Димитриадский, занимавший место Вигилянция, епископа Лариссы Фессалийской; Франкион Филиппопольский (во Фракии); Василий Траянопольский (в Родопе); Севастиан Веррийский в Македонии; Феоктист Веррийский в Сирии; Геронтий Селевкийский (в Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария (епископа) Лаодикийского, в Сирии; Евсевий Дорилейский; Савва Палтский (в первой Сирии); Софроний Константинский; Патрикий Неокасарийский; Мара Аназарвский 340 ; Роман 341 Халкидский; Евстафий Беритский (в Финикии); Леонтий Аскалонский (в Палестине); Аниан Капитолийский; Зевенн Пеллский; Иоанн Тивериадский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В середине 432 г. в Антиохию был послан трибун и нотарий Аристолай с письмом к Иоанну; Иоанн должен был для мирных переговоров прийти в Никомидию, куда должен явиться и Кирилл; предполагалось, что Иоанн отречется от Нестория и его учений. К Кириллу император также обращался с письмом (не сохранившимся). Привлечены были к содействию в деле примирения подвижник Симеон Столпник и престарелый епископ Веррийский Акакий. Иоанн устроил совещание из нескольких епископов (Александр Иерапольский, Акакий Веррийский, Макарий Лаодикийский, Андрей Самосатский и Феодорит Киррский), на котором были выработаны условия воссоединения в шести пунктах; требовалось держаться Никейского символа, авторитетным толкованием к нему считать лишь послание Афанасия Александрийского к Эпиктету — против аполлинарианства, а свои анафематизмы Кирилл должен был взять назад; низложение Нестория предполагалось в то же время совершенным незаконно. Аристолай предъявил затем эти требования Кириллу вместе с письмом Акакия. Кирилл отвечал в письме Акакию, что его несправедливо обвиняют в аполлинарианстве или арианстве и других ересях, что он держится совсем иного учения, а эти ереси анафематствует; его анафематизмы направлены против лжеучения Нестория, и кто не согласен с последним, не может порицать их; он готов по восстановлении мира разъяснить в них то, что возбуждает недоумения, но отказаться от них не может. Акакий, отчасти также Феодорит и вслед за последним Андрей Самосатский более или менее удовлетворились ясным и решительным отвержением аполлинарианства Кириллом, хотя Александр Иерапольский и некоторые другие продолжали по–прежнему неприязненно относиться к нему, и решено было вести начавшиеся переговоры далее. Иоанн отправил в Александрию в конце 432 г. для личных объяснений с Кириллом Павла Эмесского. В своем письме к Кириллу он довольно ясно проводил мысль о необходимости полного устранения анафематизмов; устно Павел должен был передать о несогласии восточных с осуждением Нестория. Кирилл был весьма недоволен этими заявлениями. Но Павел, сверх того, представил от восточных их исповедание веры, составленное еще в 431 г. в Ефесе по требованию императора (может быть, самим же Павлом, а не Феодоритом) и теперь лишь несколько дополненное. В то же время Павел постарался насколько возможно смягчить смысл сделанных восточными заявлений и предлагал даже от их лица анафематствовать Нестория и его лжеучение. По желанию Кирилла он, однако, лишь от своего лица дал письменный документ с признанием Максимиана Константинопольским епископом и отвержением Нестория. После этого он торжественно был принят в церковное общение и по приглашению Кирилла несколько раз говорил в Александрии проповеди (25 декабря и 1 января). Он просил было затем о восстановлении четырех низложенных Максимианом несториан, но Кирилл нашел это невозможным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Та же участь ожидала и его преемника Афанасия, успокоившегося в гостеприимной России. Если же он был советником и соплеменником патриарха Кирилла, как утверждает сам Парфений, то, конечно, не дей­ствовал против него, чтобы заступить его кафедру, хотя и безуспешно было его кратковременное правление. Сам Афанасий в грамоте своей к царю от 24-го августа того же года так о себе свидетельствует: «что братия его архиереи поставили его на вселенский престол, в помощь святейшему блаженнейшему Кириллу, чтобы согнать нового Кирил­ла Веррийского, и после того дали ему собором Солунский престол». Следственно нельзя верить позднейшим нареканиям, будто бы Афа­насий, чрез посредство иезуитов, происками домогался Цареградского престола. Это тем вероятнее, что сам патриарх Кирилл после своего удаления с престола писал царю Михаилу Феодоровичу, нисколько не жалуясь на Афанасия: «что когда султан Мурат возвратил его из заточения с острова Родоса, после низложения Кирилла Веррийского, и велел ему быть в Цареграде, то, покамест он ехал, посадили на патриаршество иного, а когда приехал, то все к нему прибегли и учинили подобающую почесть, но на патриаршеское место он не хотел идти, пока не заплатят архиереи того, что посулили султану. Потом же благодатью Божией и милостью царскою будем мы сидеть по-прежнему на патриаршестве; хотелось бы под старость успокоиться, но мир не оставляет». Все это согласно с показанием Афанасия, которого избрали только для того, чтобы удалить недостойного Кирилла и дать время возвратиться ве­ликому Лукарису. Оттого, вероятно, и просидел он так мало на его кафедре, не более 28 дней. Нельзя однако слишком верить обвинениям патриарха Парфения против Афанасия, будто он причинил убытков великой Церкви на 50 000 ефимков, так как известно, что Кирилл Вер- рийский был причиною сего долга и разорения церковного, посулив до 30 000 ефимков для подкупа властей турецких, чтобы только достиг­нуть престола; может быть, нужно было употребить столько же, чтобы его низвергнуть; в случае же неуплаты угрожала опасность великой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Может быть, мы и заслуживаем это: если бы у нас была ревность по Боге и если бы мы подражали отцам в любви к Богу, то мы данно бы уже, водимые чувством благочестия, произнесли суд на тех, которые дерзко говорят против Христа, и предают проклятию как нас живых, так и святых отцов, отшедших уже к Богу. Этот суд послужил бы, как надобно надеяться, к уврачеванию и тех из людей, в которых поколебалась правота веры. Скажи наше благожелание братиям, которые с тобою; приветствуют тебя о Господе все, находящиеся со мною. XIX. Послание Акакия, епископа веррийского, к Кириллу. Господину моему, преосвященнейшему и боголюбивейшему епископу Кириллу Акакий желает о Господе всякого блага. Я читал писание, которое от твоего благочестия недавно доставлено мне смиренному, его содержание – слезы и скорбь по случаю смятений в константинопольской Церкви; но в нем также сила и теплота христианской веры. В нем содержатся и сии слова: «еще в самом начале не было надобности предлагать это учение». В самом деле, какую принес пользу (Церкви) Аполлинарий лаодикийский, который думал быть великим борцем впереди других, в защиту правой веры, крепким воителем против врагов ее? Надеясь на свою мудрость и желая проложить какие-то пути к чистой и простой вере Христовой по местам непроходимым, не заставил ли он кафолическую Церковь поставить его самого в числе отступников? Не видна ли крепкая рассудительность, полное благоразумие в словах, которые сказаны одним из прежних епископов, желавшим остановить людей умных от исследования того, что выше сил человека? Его слова таковы: «тайну, как Отец родил Единородного, надобно чтить благоговейным молчанием о ней». И продолжая свою беседу, он присоединил слова: «исследование этого недоступно всем силам небесным, а не только человекам и уму человеческому» 153 . Не здесь ли нужно и не сюда ли прямо относится предостережение священного Писания, которое учит: вышших себе не ищи, и креплших себе не испытуй: яже ти повеленна, сия разумевай, нест бо ти потреба тайных (Иис.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

На заседании 16 января 1901 г. священный синод, под председательством патриарха Константина V, имел суждение о замещении вакантной Рашскопризренской митрополичьей кафедры, вследствии кончины местного митрополита Дионисия († 7 дек. 1900 г.). На основании предварительной оценки кандидатов для замещения этой кафедры, священный синод наметил трех следующих лиц: архимандрита Никифора Перича, бывшего настоятелем прихода Ферикиой в Константинополе, Пантелеймона Принеу, профессора богословской школы на Халки, и Дамаскина Мосхопула, архиерейского епитропа в Гевгели, Воденской епархии. После канонического голосования, совершенного в патриаршем храме св. Георгия, митрополитом Рашскопризренским был избран архимандрит Никифор. Новый митрополит, родом из Сербии, получил образование в духовной семинарии в Белграде, по окончании курса которой поступил в богословскую школу на остров Халки, где обучался в продолжении трех лет и хорошо изучил греческий язык. Получив степень дидаскала православного богословия, он был назначен на должность протосинкелла в Скопии (Ускюб), при здешнем митрополите Мефодии, а после его смерти прибыл в Константинополь и состоял настоятелем прихода в Ферикиой, где с ревностью и преданностью исполнял свои обязанности. 17 января архимандрит Никифор, явившись в патриархию, выразил святейшему патриарху благодарность за избрание; 18 января, в присутствии святого и священного синода, было совершено установленное малое наречение ( τ εθισμνον μ νομα), а по окончании заседания священного синода, в патриаршем храме состоялся узаконенный чин благодарения ( νενομισμνη τελετ τς εχαριστας). 21 января в патриаршем храме была совершена епископская хиротония архимандрита Никифора, в которой первенствовал, как бы исполняя миссию патриаршего экзарха ( προεξρχо νοτος), Амасийский митрополит Амфим и ему сослужили митрополиты – Веррийский Константин, Мифимнский Стефан, Варнский Поликарп и Литкцкий Никифор 58 . По окончании литургии, новохиротонисанный митрополит Никифор раздавал присутствовавшему в храме народу священный антидор, причем все лобызали его десницу 59 . Когда в Рашскопризренской епархии было получено известие об избрании архимандрита Никифора на митрополичью кафедру, то из Призрена и Ипека были присланы в синод местными жителями телеграммы с выражением горячей благодарности и признательности Великой Христовой Церкви за это избрание 60 . В конце марта митрополит Никифор, после прощального приветствия патриарху и членам синода, отправился в свою епархию 61 , а в апреле он сперва телеграммой, а потом письменным докладом сообщил Великой Христовой Церкви о благополучном своем прибытии в епархию и о сердечном его приеме со стороны паствы 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Новый Леросско-Калимнский митрополит Герман по телеграфу выразил Церкви благодарность за перемещение 172 а Кассандрийский митрополит Иоанн, известив по телеграфу Церковь , что он принимает избрание ( ποδχεται τν εκλογν), вместе с тем просил разрешения отправиться с острова Лероса прямо в новую свою епархию. Хотя и существует ранее изданное синодальное определение о том, что все вновь избираемые или перемещаемые митрополиты обязаны проезжать через Константинополь, направляясь в свои епархии 173 , тем не менее священный синод позволил митрополиту Иоанну отправиться прямо в свою новую Кассандрийскую епархию, потому что последняя, будучи давно лишена архипастыря, нуждается в возможно скором прибытии его 174 . В октябре Кассандрийский митрополит Иоанн уведомил Церковь о благополучном прибытии в епархию и о радушной его встрече с паствой 175 . Леросско-Калимнский митрополит Герман прибыл в Константинополь и 25 сентября предстал пред священным синодом для выслушания установленного малого наречения, а по окончании заседания совершил в патриаршем храме в присутствии членов синода, чин благодарения. После этого митрополит Герман через Хиос отправился в свою епархию 176 . 13 октября 1903 года скончался Кизикский митрополит Константин 177 , и это обстоятельство дало повод к целому ряду перемещений митрополитов. В заседании 17 октября священный синод рассуждал об избрании митрополита для вакантной Кизикской митрополии. Кандидатами были предложены митрополиты: Афанасий Фессалоникский, Амвросий Пелагонийский и Иоаким Меленнкский. Затем митрополиты-синодалы явились в патриарший храм и, после канонического голосования, избрали Кизикским митрополитом кир Афанасия, митрополита Фессалоникского. Когда определилась новая вакантная кафедра – Фессалоникская, то снова открылось синодальное заседание для ее замещения, причем кандидатами были названы митрополиты: Александр Неокесарийский, Константин Веррийско-Наусский и Анфим Преспо-Ахридский. Когда в патриаршем храме было произведено каноническое голосование, то митрополитом Фессалоники был избран Неокесарийский митрополит Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

1 июня состоялось избрание нового Янинского митрополита, вследствие канонической отставки прежнего иерарха кир Софрония. Кандидатами на кафедру были указаны митрополиты: Герасим Писидийский, иАфанасий Иконийский и Григорий Серрский. Каноническое голосование в патриаршем храме было в пользу митрополита Герасима. Он окончил курс в Халкинской богословской школе в 1879 году и учился потом на юридическом факультете Афинского университета, состоял при патриархии секретарем духовного суда, в 1892 году был хиротонисан в митрополита Сервион и Козани, а потом в течение тринадцати лет управлял Писидийской епархией, заявив себя ревностью в защите церковных прав, и привилегий и твердостью характера 234 . Кинотские власти Янинской епархии приветствовали нового своего митрополита и выразили благодарность синоду за избрание 235 . 3 июня священный синод, обсудив вопрос о замещении вдовствующей Писидийской митрополичьей кафедры, единогласно ( παμψηφε) избрал на эту кафедру Гано-Хорского митрополита Константина, оказав ему предпочтение перед другими кандидатами, митрополитами Леонтием Филадельфийским и Константием бывшим Маронийским. Димогеронтия и кинотские власти выразили Церкви благодарность за это избрание 236 . Что касается Гано-Хорской вдовствующей митрополии, то посредством синодального деяния для управления ей был избран, в качестве проедра ( διωρσθη ι πρξεως συνο ικς προε ρικς), Веррийский митрополит Константий 237 . Последний управлял Гано-Хорской митрополией до 22-го августа, когда священный синод избрал на эту кафедру Меленикского митрополита Константина, оказав ему предпочтение пред другими кандидатами – Литицким митрополитом Никифором и Ксанфопольским епископом Иоанном 238 . 29 июня, священный синод, находясь на острове Халки, избрал, посредством канонического голосования в храме Святой Троицы, на Трапезунтскую митрополичью кафедру митрополита Веллы и Коницы Константина, явившегося преемником кир Константия, скончавшегося 18 июня. Другими кандидатами на Трапезунтскую кафедру были митрополиты: Фотий Корицкий и Гервасий Родопольский. Новый митрополит три года состоял епископом округа Саранта-Екклисион и семь лет управлял епархией Веллы и Коницы, заявив себя административною опытностью 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010