Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Православных Церквях, проведённая в 1924 году, вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием старостильнического «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учреждён «Священный Союз Монахов Зилотов» («ερς Συνδεσμς τν Ζηλωτν Μοναχν»), опубликовавший в 1926 году программный документ под характерным названием «Якорь Православия» (« γκυρα τς ρθοδοξας»). Весьма примечательно, что уже в 1926 году «Священный Союз Монахов Зилотов» поддерживало 450 афонских иеромонахов и монахов. В 1927 году афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных её членов постигла участь изгнания со Святой Горы 698 . Заслуживает особого внимания тот факт, что в деле умиротворения афонских монахов-зилотов, готовых на разрыв с Церковью ради сохранения юлианского календаря, весьма позитивную роль сыграл первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей бывший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) . Будучи противником календарной реформы, он вступил в переписку с насельниками Святой Горы, постоянно призывая их к терпимости и убеждая в необходимости пребывания в каноническом единстве с церковной иерархией. Так, в одном из писем на Афон, датированных 1926 годом, митрополит Антоний пишет: «Я остаюсь при убеждении, что Вы напрасно терзаете свою совесть сомнениями о продолжении общения с Константинопольской Патриархией, предоставьте это дело суду архиереев, а пока он не состоялся (то есть может быть никогда), пребывайте спокойно в общении» 699 . В другом письме содержится следующее указание: «Поминайте Патриарха, но служите по старому стилю. Отделение от Патриарха и непризнание его таинств достойно канонического осуждения» 700 . После того, как к 1932 году протест отдельных монашествующих достиг своего апогея и грозил вылиться в схизму, митрополит Антоний в своём письме резко обличал их, указывая на попранные каноны и сравнивая смутьянов со старообрядцами-беспоповцами 701 , «Новый стиль для меня противен не менее Вашего, – писал он, – но ещё противнее откол от Православия и его иерархии самолюбивых иноков» 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, когда он был совсем еще юным, он отправился на прогулку с товарищем, который был и старше его, и выше ростом. За окраиной села того юношу вдруг охватило плотское искушение, и он набросился на юного Антония, чтобы удовлетворить свое постыдное и презренное желание. Антоний стал призывать на помощь, но людей поблизости не было. Тогда он призвал в помощь себе Бога и, хотя и был мал, как новый Давид, с неожиданной большой силой оттолкнул далеко от себя крупного юношу, избежав, подобно прекрасному Иосифу, искушения. Его благоразумие и внутренняя чистота хорошо видны и в другом случае, который он в мягкой и поучительной манере рассказал одному из своих учеников: «Когда я жил в Америке, то работал чистильщиком обуви. Через нас проходило много людей, желавших почистить обувь И однажды пришла очень красивая молодая девушка из знатной семьи. Мои товарищи боялись искушения плоти и обслужить ее послали меня, потому что я никакого особенного искушения не чувствовал. Под конец она дала мне хорошие чаевые. Бог хранил меня, я не почувствовал искушения». Если мы примем во внимание то, что жил он в Америке в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет, то есть в те годы, когда естественны волнения плоти, то поймем, что Антоний, раз сохранил свою чистоту, был отмечен особой милостью Господа. Даже среди бурной жизни Америки с ее многочисленными соблазнами Божественное Провидение стеной окружило его и сохранило нетронутым и неопаленным, подобно трем святым отрокам в печи. «Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого; бывает малым чем умален от Ангел, но не значит, что меньше их» («Лествица» слово 15-е). И Антоний, еще до того, как стал монахом и иеромонахом Филаретом, был земной ангел, «малым чем умален от Ангел», так как имел плоть Он был ангелом во плоти. Имея такое основание, как чистая жизнь и чистое сердце, с юности сохранил он силу сопротивления будущим искушениям. Временами, когда бесы атаковали его постыдными помыслами (когда он уже стал монахом), ему приходилось напрягать духовные свои силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Антоний (Паканич): Приходским священникам нужны ориентиры Существует особый опыт жизни в Церкви в современных условиях. Он требует осмысления и, если хотите, определенной «кодификации» 3 декабря, 2014 Существует особый опыт жизни в Церкви в современных условиях. Он требует осмысления и, если хотите, определенной «кодификации» На последнем заседании Священного Синода утверждён новый состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Обновлённые комиссии начинают свою работу, а мы задали епископам, священникам и мирянам вопрос: какие темы вы бы предложили для обсуждения на Межсоборном присутствии, какие проблемы, на ваш взгляд, нужно решать в первую очередь? Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о том, какие вопросы приходской жизни необходимо обсудить. – Владыка, как вы полагаете, какие наиболее актуальные вопросы следует вынести на обсуждение в Межсоборном присутствии в его обновленном составе? – В Межсоборном присутствии действует тринадцать комиссий, каждой из которых поручена отдельная сфера церковной жизни. Спектр вопросов, которые обсуждались и еще будут обсуждаться в комиссиях, чрезвычайно широк. Едва ли можно сейчас сказать обо всем сразу. В обновленном составе Межсоборного присутствия мне поручено трудиться в Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики. Потому я могу высказать свое мнение лишь об актуальных вопросах, относящихся к сфере компетенции этой комиссии. – Да, конечно. Было бы важно услышать ваше мнение, как председателя этой комиссии. – Мы уже собрали суждения членов комиссии о том, какие темы они считают наиболее важными для обсуждения. Есть несколько сторон приходской жизни, которые, по общему мнению членов комиссии, требуют серьезного обсуждения. Прежде всего, это сфера личного благочестия. Для каждого воцерковленного человека это, быть может, наиболее важная тема. Это то, с чем сталкиваемся все мы. Здесь и вопрос личного молитвенного правила, и практика поста в современных условиях, и вопрос о частоте причащения, и животрепещущая проблема взаимоотношений с духовником, и многое другое.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Когда материалов стало достаточно много, владыка Марк решил издать «Религиозную энциклопедию» и «Историю христианской Церкви» на компакт-дисках. Вполне логичным шагом стало и создание сначала подсайта в рамках портала «Богослов.Ru», а затем и полноценного самостоятельного сайта с доменным именем www.mir-slovo.ru . Когда рассказ об истории Церкви стал приближаться к ХХ веку, стало очевидным, что этот проект рано или поздно закончится. Поэтому началась разработка новой радиопередачи «Россия. История в лицах», а в дополнение к «Религиозной энциклопедии» не так давно появилась радиопостановка «Учители. Мыслители. Пророки». Примечательно, что общий вектор развития передач – от собственно религиозной тематики к общекультурной, но при этом сохраняется, если позволите сказать, верность христианской аксиоматике, о чём бы речь не шла. О. Антоний:  Если вернуться к книге-лауреату, как она появилась? О. Павел: Это также – впрочем, как и весь проект – личная инициатива влыдыки Марка. К нашему большому удивлению, интерес к проекту за минувшие шесть лет его существования не утратился, а, напротив, возрос. Это и побудило задуматься о целесообразности издания самих текстов передач – хотя, как я уже говорил, изначально об этом речь не велась. Кроме книжного формата, избранные материалы из «Религиозной энциклопедии» послужили сценариями для видеофильмов. Так, анимационный фильм «Любовь», выполненный в технике песочной анимации киностудией Московской духовной академии «Богослов», занял призовое место на Международном кинофестивале «Покров» в 2010 г. и на Международном кинофестивале «Радонеж» в 2011 г. В этом году киностудией Анастасии Дадыко «Интересное кино» был издан диск с видеофильмом по 10 передачам, посвящённым основам веры и Таинствам Церкви. О. Антоний:  Какие перспективы у проекта вы видите? О. Павел: На мой взгляд, самое главное, что удалось в данном проекте – правильная интонация рассказа о Православии. Есть несколько новых передач, которые скоро выйдут в эфир – но не будем забегать вперёд. Сейчас мы активно осваиваем новый для нас формат представления материалов – аудио- и видеоподкасты. В настоящее время в ITunes в разделе «Education» и «Religion and Spirituality» размещено семь подкастов, которые регулярно обновляются. Высокий уровень интереса, который колеблется в зависимости от передачи от 250 до 2000 скачиваний в день, говорит о том, что это очень важная ниша, где присутствие православных более чем востребовано. Беседовал иерей Антоний Борисов Комментарии ( 1): Виктор 19 ноября 2011г. 01:41 Для модератора. Теперь я знаю кто делает такие прекрасные телепередачи. Спасибо. Бог вам в помощь. С уважением. Виктор Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/2236343

Вот тут-то и вспомнишь про времена Магницкого... чтобы оценить значение его действий и проч. А между тем ныне, хотя и воспомянуто было всё это в исторической записке, но в каком смысле и значении, – сами Вы видели из прочитанных давеча нами некоторых выдержек». – «Да, да! отвечал с явною грустью собеседник – Преосвященный... Но мне кажется, – говорил он, – на счёт содержания этих речей нужно бы рассудить посерьёзнее... Вы всего твёрже меня знаете, как поступил, помните, высокопреосв. Филарет, митропол. Киевский, когда при нём читана была в Киевском Университете речь «о конкубинате». «Еще бы не помнить, – отвечал Преосвященный Антоний. Это было лично при мне на университетском акте; да и то, что писал по этому поводу Владыка Филарет, проходило буквально через мои руки; я составлял и самую бумагу со слов Владыки. Да ведь тогда Владыка-то поступил слишком открыто и решительно, так что течение речи в ту же минуту было прекращено... При этом он сказал только, что он не нарушает продолжения акта, а нарушать своё духовное состояние и особенное настроение, после только что совершённой им в тот же день Божественной Литургии, никто не в силах ни упросить его, ни заставить...» «А впрочем, – присовокупил Владыка тогда же, – если прерванием речи нарушается, быть может, некоторым образом порядок официальный, – об этом я сам же первый готов представить, куда должно, и ответствовать» 271 . «Да, – продолжал преосв. Антоний, – то были другие времена. Помните, как действовал в отношении к Университету и Бибиков; хоть у него была одна только рука, но держал он всё и всех и, в частности, – Университет и кадетский Корпус, крепче, чем двумя руками... Да и присноблаженной памяти Государь Император НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ, помните, какие изволил изречь слова, обращённые, между прочим, вслух ко всем студентам, когда изволил Он, в бытность в Киеве, лично осматривать только что отстроенный тогда новый университетский корпус. А ещё прежде-то, знаете, Университет Киевский был даже закрываем вовсе на два года по Высочайшему повелению 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В Красноярске открылись краевые Рождественские чтения Красноярск, 12 января 2004 г. Сегодня в малом концертном зале филармонии состоялась церемония открытия V красноярских краевых образовательных Рождественских чтений, сообщает ИА REGNUM. На ней присутствовали архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, заместитель губернатора края Юрий Олейников, председатель Комитета по делам национальностей и религий администрации края Марк Денисов, начальник Департамента социальной политики администрации Красноярска Василий Куимов, а также педагоги и ученые, работники культуры и социальной сферы. В начале чтений был отслужен молебен. После благословления чтений с приветственным словом выступил архиепископ Антоний. Поздравив собравшихся с праздником, он поблагодарил всех, чьими стараниями поддерживается и развивается добрая традиция чтений и православного воспитания. " Нам не обойтись без педагогической науки, так как добродетель приходит к человеку вместе с воспитанием и сообразно ему.  Главным же источником воспитания испокон веков на Руси была Библия " , - сказал владыка Антоний. " Цель Рождественских чтений в том, чтобы вести и молодежь, и зрелых людей к свету. Приобщить каждого желающего к православному сообществу " , - также отметил архиепископ. Заместитель губернатора края Юрий Олейников в своем выступлении обратился к организаторам чтений – духовенству и православной общественности. " Примите мою искреннюю признательность за то, что вы так самоотверженно отстаиваете основу российского мировоззрения и государственности. Власть всегда будет с чувством благодарности поддерживать вас и с особым вниманием прислушиваться к вашим инициативам и потребностям " . После еще нескольких официальных выступлений участники чтений услышали русскую духовную музыку в исполнении лучших краевых хоров. Рождественские чтения продлятся три дня. 13-14 января в православных гимназиях Лесосибирска и Енисейска будет работать выездная секция по православной педагогике. В это же время в Красноярской краевой научной библиотеке, в Литературном музее и Красноярском культурно-историческом и музейном комплексе будут работать другие секции. 15 января в 18:00 в краевой библиотеке состоится итоговое пленарное заседание, где будут подведены итоги ушедшего года и приняты планы на новый. 12 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8624.html

Нет, правда – сейчас ревизия нашей жизни насущна, как никогда, и главное должно выйти в ней на первый план, а может быть, даже и стать единственно важным. Ной строил по повелению Божиему ковчег, в котором семья его спаслась от потопа. А нам нужно всерьез озаботиться созиданием духовного дома добродетелей, о котором писал когда-то богомудрый авва Дорофей. Потому что все остальное, очевидно, не выдержит испытания этой эпохой перемен, разрушится. А он, этот дом, выстоит, несмотря ни на что. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1624 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 28 июня 2020, 22:08 > > Он классический «сын века сего», которые, как мы помним, зачастую оказываются «догадливее сынов света» (ср.: Лк. 16, 8). Неужели мы должны снова оказаться и менее догадливыми, и менее дальновидными? А разве так не всегда было? Да, христиане не только могут себе позволить быть " тупее " и " недогадливее " , но им и невозможно быть такими как " сыны века сего " . Нам очень многое не позволено. Но, если посмотреть глубже, то так и должно быть, потому что задача христианина не лукаво приспосабливаться, а " стоять скалой " на пути находящих волн " житейского моря " . Денис 28 июня 2020, 17:44 Антоний, у нас в Красноярске вот уже много лет в общественном транспорте работают кондукторы. Касательно масок, то большинство всё же носит в общественном транспорте и местах общего пользования в закрытых помещениях. Тогда как " самоизоляция " фактически сошла на нет ещё в начале мая, как массовое явление. Антоний 28 июня 2020, 12:01 То, что я вижу, на " Новый дивный мир " никак не похоже. Ибо строгость (и подчас непродуманность) законов у нас, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Весь период самоизоляции в магазинах и автобусах было полно народа без масок, детей на площадках в теплые дни тоже было немало. Неудивительно: полиция как исчезла с улиц в начале апреля - так до прошлой недели не появлялась, контролеров в транспорте никогда не было, и те редкие чудаки, которые раньше платили, теперь, видя, что " Тройка " не срабатывает, матерились и ехали как все - бесплатно. В общем самоизоляция народом была успешно самоотменена. Так что это не " Новый дивный мир " , а пародия на него.

http://pravoslavie.ru/132098.html

Наша академическая молодежь, как и всякая другая молодежь, интересующаяся всегда новостями в духовном мире и принимающая их близко к сердцу, особенно те из них, которые касались академической жизни, заволновалась и зашевелилась, под влиянием этих слухов, шедших к нам из Петербурга. Все ждали с нетерпением и радостно, с назначением к нам на место ректора этого именно человека, чего-то нового в жизни, захватывающего их всецело, каких-то новых и предчувствуемых ими только теперь перемен во всем строе академической жизни. Скоро слух этот осуществился на деле и стал уже настоящим фактом. К нам, в нашу старейшую Московскую Духовную Академию, назначен Архимандрит Антоний (Храповицкий) . Я лично не знаю и не помню приезда в Академию нового ректора ее, потому что этот приезд случился как раз на Рождественских каникулах, когда большинство студентов выехало уже, по случаю роспуска, из Академии и из Сергиева Посада. Мне пришлось уже познакомиться с ним лично после этих каникул, именно в начале 1891 года. Хотя я слышал и раньше о нем из уст других, близких к нему людей, хотя пришлось мне испытать влияние его, в деле своей собственной судьбы, заочно, но я не мог даже и в половину представить себе того, что я видел воочию и что я испытал от соприкосновения в жизни с этою редкою и необыкновенною духовною личностью. Уже тот факт, о котором передавали нам из уст в уста студенты Академии, оставшиеся в ней на Рождественских каникулах и имевшие счастье видеть нового ректора, в день его приезда, и беседовать с ним в числе первых, – уже этот факт, казавшийся нам тогда легендарным и баснословным, что новый ректор, о. Архимандрит Антоний, явился во вверенную ему Академию с одним только странническим посохом в одной руке и с чемоданом, наполненным несколькими книгами духовного содержания, в другой, не имея более ничего другого при себе, – уже этот факт громко говорил уму и сердцу каждого из нас, что новый ректор несет к нам совершенно новое направление и совершенно новый образ жизни. А если представить себе тогдашнего ректора с внешней стороны, если посмотреть на его открытый лоб и широкое, благообразное, истиннорусское лицо, обрамленное широкою же светло-русою бородою, если почувствовать его приветливую улыбку на устах и какую-то незаметную снаружи и только ощущаемую внутренно любовь, светящуюся в его глазах, если принять во внимание его цветущий, менее чем тридцатилетий, возраст, – то ясно станет, что он произвел на нас чарующее впечатление. В самые близкие и, поистине, духовно-родственные отношения он стал к Академии вообще и к академической молодежи в частности. И чуткая молодежь поняла его сразу и отдалась ему всем сердцем своим, вверив свою собственную судьбу в руки этого, назначенного к ней свыше, Начальника и Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу: “Спросил я стража, который стоял у дверей нового года: – Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное… И он мне сказал: – Вложи руку твою в руку Божию – это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути”… Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год; и когда мы будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас, станем обращать свои молитвы и к святому Стефану Сурожскому, память которого мы совершаем теперь, в первое воскресенье после календарного дня, назначенного празднованию его памяти; пусть он будет тем стражем, тем вратарем, который раскроет нам новый год, который с нами вступит в него и благословит нас, чтобы, подобно ему, мы этот год сделали годом Божией воли и благодати. Митрополит Сурожский Антоний Много осталось позади кривых путей Мы вступали в этот год, как вступают в безбрежную снежную равнину: ни одного пятна, ни одного следа, все было белоснежно чисто. А когда оглядываемся, то видим, что много, много мы проложили кривых путей. И в этом мы должны каяться перед Богом, — но каяться творчески: не только сожалеть о том, что было неладного, а научившись, вступить в новый год с новой мудростью, с новым пониманием. Но кроме этого — сколько было светлого, доброго в истекшем году, сколько доброго нам дали люди, сколько доброго нам сделал Бог! И перед тем, как вступить в новый год, поблагодарим и Бога, и людей, благословим тех, через которых пришло к нам столько светлого, доброго в жизни. Плод жизни, в конечном итоге, — только любовь и благодарность, радость и смирение. Почерпнем же из прошлого года всю благодарность, какую мы только можем из него извлечь, благодарность добрым, ласковым людям, которые к нам были милостивы, и благодарность Богу, и с этим вступим и в новый год. Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное — потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-novym-...

«С Новым годом, с Новым счастьем!» Эти приветственные слова, так обычные в устах людей, встречающихся друг с другом в начале каждого января, большей частью произносятся просто по привычке и совсем не означают того, чтобы люди, их произносящие, соединяли с ними какой-либо особенный смысл и действительно имели достаточные основания ожидать от своего нового года и «нового» счастья. Не так было первого января минувшего 1891 года, когда мы, принадлежащие так или иначе к составу Московской духовной академии, встречались и пожимали руку друг другу; мы надеялись, что наш новый год принесет нам действительно «новое» счастье, ибо к нам уже ехал наш новый глава, только что назначенный указом Святейшего Синода на должность ректора нашей академии, архимандрит Антоний. – Во всякой корпорации дружная и единодушная работа всех ее членов составляет, как известно, одно из самых существеннейших условий ее правильной и плодотворной деятельности. «Когда в товарищах согласья нет», На лад их дело не пойдет, И выйдет из него, не дело, только мука». Правда, пожаловаться на недостаток единодушия в своей товарищеской среде мы не имели никаких оснований; напротив, Московская академия, по самому своему положению в маленьком посаде, поставлена в этом отношении в наиболее благоприятные условия. Ее корпорация свободная от неизбежных в большом городе разбрасывающих и разъединяющих влияний, всегда составляла и составляет из себя тесно-сплоченный кружок. Но этого, конечно, еще не достаточно для того, чтобы обеспечить внутренней жизни учреждения ее правильный ход; прежде всего и, пожалуй, более всего нужно единение членов с их главой. Понятно, с каким напряженным интересом ожидала Московская академия приезда своего нового главы. Архимандрит Антоний, в мире Алексей Павлович Храповицкий, – воспитанник С.-Петербургской пятой гимназии, по окончании курса в которой с золотой медалью, поступил в число студентов С.-Петербургской духовной академии. В 1885-м году окончив полный курс наук академии и уже приняв монашество, он поступил на службу по духовно-учебному ведомству и в продолжении пяти лет последовательно проходил должности: помощника инспектора академии, преподавателя Холмской духовной семинарии, доцента С.-Петербургской академии и ректора С.-Петербургской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010