«Но миропомазание, как говорил некогда епископ Онуфрий, ныне инок единоверческой церкви, благодати священства не дает, а только крещение подтверждает; если бы тайна миропомазания подавала священство, то всяк бы миропомазанный мог священнодействовать» 338 . – Ясно так. обр., что австрийское священство и при этом аргументе со стороны своих защитников, все-таки остается зданием основанным на песке, и по своему существу является такою же искусственною и гнилою нитью, какою хотели поповцы придерживаться церкви и при беглых попах. Помимо шаткости в самых основах, австрийское священство и по личным качествам своих представителей было учреждением жалким, и мало имело задатков для дальнейшего процветания. Правда, эти представители были не из изменников православия, а из старообрядцев же, и упрекнуть их в том недостатке, какой был господствующим между беглыми попами, т. е. в пристрастии к горячим напиткам, пожалуй, нельзя; но за то к другим недостаткам, наследованным ими от прежних попов, они присоединили глубокое невежество и безграмотность. Мы встречались в своем очерке со многими архиереями, – которые едва ли хотя немного возвышались над своими пасомыми в умственном отношении? – За исключением немногих, все они были малограмотны, необразованны, а некоторые, напр. Антоний новый и Антоний, наместник митрополии, были положительно невежды и едва умели разбирать грамоту. О самом даже Антоние московском и владимирском известно, что «он в знание божественного писания и в глубину разума весьма мало вникал, даже читая что-нибудь, не мог правильно произносить и понимать» 341 . В нравственном отношении они тоже ничуть не возвышались над толпою, и во всяком случае не могли быть примером для нее. Могли ли напр. быть хорошими примером для других сам митрополит Кирилл, эта «многонарядная, по выражению одного старообрядца, кукла, удивлявшая жителей пяти держав» 342 , и Антоний архиепископ, из коих и один из-за денег, а другой – из-за славы и почестей – передавались то на одну, то на другую сторону?... Мог ли быть опять примером для других епископ Софроний, который смотрел на свой сани, как на выгодную профессию, и в этих видах не хотел подчиняться тем отеческим правилам и постановлениям, на основании которых его извергали из сана несколько раз? – Но этого мало. Старообрядческие архиереи не свободны были даже от поступков чисто скандального свойства. Рассказывают, что Аркадий васлуйский или измайловский в начале 70-х годов устроился в городе Измаиле семейным образом и летом 1872 г. оказались последствия этой жизни, за что старообрядцы, по русскому обычаю, вымазали дегтем его квартиру и даже гнали из города 343 . Другой старообрядческий архиерей, Антоний наместник митрополии, однажды в женской обители учинил драку и своими руками подрал рубашку одной монахини, которая дозволила было себе конфузить его особу, передразнивать его читанье и возгласы и называть его недостойным быть архиереем 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

А когда Вика услышала о диагнозе сына, то больше всего ей захотелось умереть. Или чтобы сын ее умер. Все лучше, чем мучиться. Торговаться с Господом пыталась: «Ты вылечи его! А я… Да я Тебе — что угодно!» И копалась у себя в душе, искала, что исправить. Но чаще думала тогда Вика, что Бог, Которого она так любила, просто взял и предал ее. — Как Ты мог? — рыдала она. И не знала, как теперь ей молиться и в храм идти. А главное — зачем. Правильный батюшка  А еще обиделась она на священника, отца Антония. Когда все же пришла на подворье со своим Генкой, так сына назвали. Через боль пошла. Отец Антоний был настоятелем в храме, куда они с мужем ходили. Назначили его туда месяца за три до рождения Генки. А предыдущий — по возрасту ушел на покой. Близко они не общались — здоровались только. Исповедь ее молча раза три выслушал. Вот и все… Но за это время успела Вика заметить, что любил отец Антоний порядок. Фанатично. Даже сдвинутые со своих привычных мест церковная лавочка или подсвечник могли поколебать его душевное равновесие. Тогда он тщательно и скрупулезно объяснял храмовым тетушкам о важности порядка в жизни христианина. На службах у него тоже царили порядок и благоговение. А не как при прошлом настоятеле — «разброд и шатание». Каждый знал теперь свое место, послушание и последовательность действий. Отец Антоний и проповеди больше всего любил говорить о правилах и порядке семейного устроительства. Как целомудренно жить, как жениться-замуж выходить. Как постные дни соблюдать, как правило и Писание читать (он очень любил это слово — «правило») и какова в семье иерархия. — И тогда все у нас, братья и сестры, будет хорошо, — резюмировал он. — И чада у нас будут хорошие — послушные и здоровые! Аминь! Было у батюшки с матушкой двое детей. Хотели еще. Виктория сама слышала, как говорил он: «Духовенству ПОЛОЖЕНО многочадие». Матушка его, Елена, кстати, была тогда беременна. Так что можно считать, что положенного многочадия отец Антоний уже достиг. Вот таким был этот новый настоятель. К нему и подошла Виктория со своей бедой. Чтобы правильно рассудил. Причинно-следственные связи

http://pravmir.ru/bolnoj-rebenok-eto-vam...

Митрополит Антоний напомнил, что от ПЦУ сразу же отошел глава ликвидированной УПЦ КП Филарет Денисенко, «который и является родоначальником организованного раскольнического движения в Украине». «И эти противоречия будут только нарастать. Там нет внутренней религиозной почвы, ядра, чтобы жить совместно. Ведь до сих пор в разных городах есть и т.н. епископы УАПЦ и Киевского патриархата, а задача в будущем, как я понимаю, чтобы был один т.н. епископ. Это все происходит очень болезненно, с этим связан процесс внутренних захватов храмов. Должны констатировать, что ПЦУ, как искусственная организация, будет иметь именно такое будущее — раздоры, распри, разделения», — заявил управляющий делами Украинской Православной Церкви. Еще одна тема, затронутая на пресс-конференции, — встреча на всеправославном уровне, которая станет реальной возможностью решить церковную проблему в стране. «Мы видели, что необходимость диалога между Поместными Православным Церквами — это, наверное, единственный возможный и реальный шаг для того, чтобы и решить вопрос в Украине, и, конечно, попытаться восстановить единство всеправославного мира, которое сейчас находится под угрозой, —  отметил  митрополит Антоний. — И в  заявлении   Патриарха Иерусалимского Феофила  по случаю годовщины Амманской встречи как раз было сказано, что это та платформа, которая нам дает надежду на восстановление того единства, которое мы постепенно начинаем терять». По словам управделами Украинской Православной Церкви, сейчас многое зависит от пандемии, которая охватила весь мир и не позволяет реально заниматься подготовкой новой встречи на всеправославном уровне. Однако он убежден, что именно такая встреча даст возможность решить возникшие проблемы «вопреки тому, что Фанар против — понятно, что вопросы прежде всего будут к Патриарху Варфоломею, поскольку именно в его действиях кроется причина и наших проблем в Украине, и, уже по цепочке, это передается и на всеправославный уровень». В ходе беседы с представителями СМИ митрополит Антоний также  рассказал  о мотивах, которые преследуют украинские политики при принятии антицерковных законов, и о том, к каким пагубным последствиям они могут привести государство и общество Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/5796595.ht...

– Но ведь до семинарии и духовной академии вы окончили физический факультет Ленинградского университета. Как сюда вписались древние языки? – Да, первое мое образование – физик . Но тогда считалось, что если ты физик, должен знать всё. По крайней мере, не ударить перед «лириками» в грязь лицом. И, как минимум, одну главу из «Евгения Онегина» надо было знать наизусть. Физики тогда были широко образованными людьми. А образование по библеистике я получил, отчасти, благодаря Патриарху Кириллу. Тогда он был ректором Ленинградской духовной семинарии и академии и отправил меня заниматься древнееврейским языком частным образом к замечательному человеку и востоковеду – Клавдии Борисовне Старковой . Ездил я к ней домой на занятия один-два раза в неделю, и это продолжалось около двух лет. Древнегреческим же языком я занимался в Ленинградском университете – был нелегальным студентом в группе. Таких нелегалов, людей церковных и мотивированных, там оказалось несколько. Преподаватель «закрывал глаза» на наше присутствие, так как мы были хорошими студентами. Занимались для себя – из интереса и желания понять библейское слово. Ведь Новый Завет на древнегреческом написан. И это приглашение из Лондона стало для меня невероятным подарком. Потому что, прежде всего, интересовала всё-таки не столько учеба, сколько возможность жить рядом с владыкой Антонием. Митрополит Антоний и отец Алексий Фоогд Я его знал по книгам, видел издалека, когда он приезжал в Питер и Москву служить, что происходило крайне редко, встречал на квартирах, но всё-таки близкого знакомства не случилось. А для меня очень важным было просто рядом стоять с владыкой, почувствовать, в чем же его тайна. А тайна действительно существовала. И владыка Антоний, безусловно, был удивительным человеком. Его проповеди доходили до сердца и зачастую просто разворачивали людей – они обретали новый смысл жизни, новое понимание Евангелия. А как это происходило? Ведь не просто владыка прочитал внимательно евангельский отрывок, подумал, вышел и перед всеми сказал. Владыка Антоний так рассказывал, как возникают его проповеди: «Евангелие я знаю почти наизусть. И когда слышу какой-то отрывок или читаю его, вдруг какое-то одно его слово звучит так, что оно обращено именно ко мне. И вот это слово так глубоко меня цепляет, что на нем и вырастает дальше проповедь».

http://pravmir.ru/tayna-mitropolita-anto...

156 Под молодым Цезарем здесь подразумевается Октавиан. Гай Октавий приходился внучатым племянником Юлию Цезарю. Рано потерявший отца, Октавий, по завещанию Цезаря, был им усыновлен и принял имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В ноябре 43 г. до н.э. Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид заключили второй триумвират. Решением народного собрания им предоставлялась верховная власть на пять лет для наведения порядка в Римском государстве. Брут и Кассий были их противниками. 157 Феликс – римский военачальник, назначенный Кассием командующим римским гарнизоном в Иерусалиме. Ранее же Антипатр отдал управление Иерусалимом своему сыну Фазаелю. Конфликт между ними был неизбежен. 159 Из страха перед Иродом Гиркан обручил с ним эту знаменитую по своей красоте и трагической жизни Мариамму. Брак состоялся позже, когда Ирод уже был назначен царем и осаждал Иерусалим. (Перев.) 160 В двух сражениях при Филиппах (в Македонии), где сошлись в кровавом бою друг против друга два огромных римских войска, Антоний и Октавиан разгромили Брута и Кассия. Кассий погиб, Брут покончил жизнь самоубийством. 164 В 41 г. до н.э. Антоний покинул бурлившие восточные провинции и, увлеченный своим романом с Клеопатрой, отправился за нею в Египет, провел там зиму 4140 г. Летом 40 г. он вернулся в Италию. На Востоке Антоний снова появился только в 38 г. до н.э. 166 Пятидесятница – шебуот (древнеевр.– праздник недель), справляется на 50-й день пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл – праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай. 171 Более вероятным выглядит вариант из «Иудейских древностей» (XIV, 13, 10), по которому Антигон приказал отрезать уши Гиркану. 175 После конфликта 41–40 гг. до н.э. между Антонием и Октавианом, выразившемся в войне Луция Антония и Фульвии (брата и жены Марка Антония) против Октавиана, в которой победил последний, в октябре 40 г. произошло примирение Марка Антония с Октавианом на встрече в Брундизий. Триумвиры произвели новый раздел провинций между собой. Антонию достались восточные провинции, Октавиану – западные, Лепиду – северная Африка. Ирод прибыл в Рим вскоре после Брундизийского соглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Здесь я, Антоний, не бегаю ваших ударов, взывает он к демонам. Если нанесёте мне и ещё большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой“. Подвергшись новому устрашающему нападению злых духов, Антоний говорит им: „если можете и имеете надо мной власть, то не медлите и нападайте, а если не имеете, то зачем мятётесь напрасно?“ Так была одержана Антонием решительная победа над бесами. Явившийся ему Спаситель обещает ему свою всегдашнюю помощь 1084 . Победа в гробнице одушевляет Антония на новый подвиг. Он ещё глубже проникает на территорию демонов. Пустыня мыслилась местом преимущественного обитания де- —116— монов. Воззрение это разделал и автор Жизни Антония. По его рассказам, изгоняя демонов из одержимых, Антоний повелевает им идти в „места безводные“ 1085 . Антонию демоны говорят: „удались из наших мест; что тебе в этой пустыне“ 1086 ? Однажды, явившись Антонию, и принимая на себя вид обиженного, сатана жалуется: „я стал немощен... Нет уже мне ни места, не имею ни стрел, ни города. Везде христиане, и пустыня наконец наполняется монахами“ 1087 . Смысл жалобы ясен. Злые духи изгнаны из городов наполняющими их христианами. После этого для них осталась только пустыня, но и в неё уже проникают монахи, угрожая изгнанием и оттуда 1088 . Переселение Антония в пустыню имело целью борьбу с демонами в самом их жилище. Он принимает решение уйти в пустыню уже на следующий день после своего окончательного торжества над демонами в гробнице 1089 . Можно предпола- —117— гать, что мотивом переселения в пустыню в данном случае не было стремление к уединению и желание избежать отвлекающего от богомыслия общества людей. Целью в данном случае было продолжение борьбы с демонами. Догадываться о настоящих мотивах Антония позволяют некоторые черты рассказа. Что Антоний искал в пустыне именно уединения, об этом в рассказе не говорится ни слова. Более того, в данную пору его жизни мотив этот не мог иметь для него значения. Интересно сравнить обстоятельства переселения Антония в покинутую крепость с обстоятельствами его удаления во внутреннюю пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Антоний напомнил, что от ПЦУ сразу же отошел глава ликвидированной УПЦ КП Филарет Денисенко, «который и является родоначальником организованного раскольнического движения в Украине». «И эти противоречия будут только нарастать. Там нет внутренней религиозной почвы, ядра, чтобы жить совместно. Ведь до сих пор в разных городах есть и т.н. епископы УАПЦ и Киевского патриархата, а задача в будущем, как я понимаю, чтобы был один т.н. епископ. Это все происходит очень болезненно, с этим связан процесс внутренних захватов храмов. Должны констатировать, что ПЦУ, как искусственная организация, будет иметь именно такое будущее — раздоры, распри, разделения», — заявил управляющий делами Украинской Православной Церкви. Еще одна тема, затронутая на пресс-конференции, — встреча на всеправославном уровне, которая станет реальной возможностью решить церковную проблему в стране. «Мы видели, что необходимость диалога между Поместными Православным Церквами — это, наверное, единственный возможный и реальный шаг для того, чтобы и решить вопрос в Украине, и, конечно, попытаться восстановить единство всеправославного мира, которое сейчас находится под угрозой, — отметил митрополит Антоний. — И в заявлении Патриарха Иерусалимского Феофила по случаю годовщины Амманской встречи как раз было сказано, что это та платформа, которая нам дает надежду на восстановление того единства, которое мы постепенно начинаем терять». По словам управделами Украинской Православной Церкви, сейчас многое зависит от пандемии, которая охватила весь мир и не позволяет реально заниматься подготовкой новой встречи на всеправославном уровне. Однако он убежден, что именно такая встреча даст возможность решить возникшие проблемы «вопреки тому, что Фанар против — понятно, что вопросы прежде всего будут к Патриарху Варфоломею, поскольку именно в его действиях кроется причина и наших проблем в Украине, и, уже по цепочке, это передается и на всеправославный уровень». В ходе беседы с представителями СМИ митрополит Антоний также рассказал о мотивах, которые преследуют украинские политики при принятии антицерковных законов, и о том, к каким пагубным последствиям они могут привести государство и общество Украины.

http://pravoslavie.ru/138577.html

Митрополит Антоний: Что изменилось в Вашей жизни, когда Вы обнаружили, что существует музыка? В каком-то отношении Вы могли бы прекрасно прожить, никогда не пережив ничего связанного с музыкой. Это не сделало Вас ни лучше, ни хуже, но чем-то обогатило Вас. Это — часть подлинного и более обширного опыта жизни, — так бы я поставил и проблему касательно Бога. М. Ласки: Это мне понятно. Но ведь ясно, что Бог существует не для того, чтобы я стала богаче. Вы как бы говорите, что существует еще вид искусства, с которым я не встречалась. Я глуха к Богу; в противном случае я стала бы богаче, так же как если бы могла понять какой-то вид искусства, сейчас мне недоступный. Но ведь Бог, должно быть, больше, чем это. Митрополит Антоний: Тем не менее, что касается моего человеческого опыта, когда мне случалось говорить: “Мне нет дела до музыки, она мне чужда и я не люблю ее” — люди отзывались: “Ах, бедный! Какая потеря для тебя, от тебя закрыта часть жизни”. М. Ласки: Но Вы хотя бы знали, что музыка существует. Вы могли видеть, как эти люди пиликают. Митрополит Антоний: Весьма глубокомысленно и вдумчиво… Но как насчет нашего пиликанья? Что, например, великие люди, вроде святой Терезы 10 ? М. Ласки: Святая Тереза — пример не для меня; мне кажется, всякий раз, как чьи-либо представления о Боге не соответствовали в точности ее собственным, она искала другого советчика, так что она не относится к моим любимым святым. Но я согласна, что она — хороший пример, потому что она сильнее, чем большинство людей, действительно была убеждена, что ощущает Бога в большей мере, чем свойственно христианству в целом, но тем не менее не подвергала свои видения суждению авторитета. Как я уже сказала, она меняла свои авторитеты всякий раз, как они не соответствовали ее видению. Митрополит Антоний: И тем не менее, вот женщина, которая, подобно многим, обладает чем-то, что считает реальным. Вы приложили бы много усилий, чтобы открыть для себя нового писателя, нового художника, живописца или скульптора, новый мир исследований, а здесь Вы утверждаете, что нет ничего достойного исследования. Меня это озадачивает.

http://pravmir.ru/dialog-ateista-s-hrist...

Что же касается безраздельности комнат на спальные и занятные, то этот порядок оставался не только до кончины высокопр. Филарета, но и после. Студенты со своей стороны были довольны этим положением и даже боялись, что оно скоро или поздно изменится. В моё же время (в половине 1858 г.) дошло известие по тогдашнему секретное, что вот-вот прибудет какой-то важный из Петербурга чиновник по Духовно-учебному Ведомству; и тут-то студенты подумывали, что существовавший порядок в житье-бытье их более всего бросится ему в глаза и непременно будет отменён. Известие это действительно оправдалось; в конце Сентября приехал Директор Канцелярии г. Обер-Прокурора Св. Синода – действит. стат. советник П.И. Саломон. Назначение его, насколько было доступно знать нам, – студентам, последовало будто бы по поводу статей по разным предметам церковного и духовно-учебного управления, напечатанных в пресловутом тогдашнем заграничном «Колоколе». С этим «Колоколом», привезённом в своём портфеле, как говорили тогда, и осматривал прибывший Директор всё, что подходило под его программу и, по преимуществу, по части воспитательной и экономической. И что ж? Когда он посещал комнаты студентов в существовавшем порядке и виде, то студенты, как говорится, не верили своим ушам, слыша, как посещавший отзывался об обстановке студенческой жизни почти такими же словами, какие известны были, по преданию из уст высокопр. Филарета. И тут-то имя и память последнего ещё более стали благословляться. Все, доселе изложенные сведения, хотя разновременны и разнослучайны, и относились к лицу Ректора Академии А. Антония, не все непосредственно, тем не менее в них видны, уже достаточно, полные и характеристические данные для определения его управления по отношению собственно к студентам и для верного понимания того самого значения, какое имело здесь личное влияние со стороны высокопр. Филарета. В одном из своих писем к своим, особенно любимым родственникам 230 , А. Антоний выражался о своём состоянии так: «Ах, да! ведь этот первенец ваш новорожденный мне-то приходится уже внук. Вот тебе и новость, пока негаданная!! Стало быть, я сделался уже дедушкой!.. Кстати сказать, недаром и седые волосы уже начали показываться на голове. О! когда бы дал Господь с этими новинками обновления многих ветхостей души моей, и с сединами – прибавлялось и более мудрости духовной и опытности житейской. А слава Богу, что для руководствования во всем этом не стареет, а преизбыточествует духом мудрости и ведения, разума и совета тот, кто для новорожденного уже теперь пра-прадед, который и благословляет молитвенно своего потомка, радуясь, яко человек родися в мир». В этом же самом письме А. Антоний просил родных порадоваться с ним его приятной по службе новости, что у него новый Инспектор – А. Леонтий, – в добрых единодушных отношениях которого А. Антоний был совершенно уверен.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Здесь я, Антоний, не бегаю ваших ударов, взывает он к демонам. Если нанесете мне и еще большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой». Подвергшись новому устрашающему нападению злых духов, Антоний говорит им: «если можете и имеете надо мной власть, то не медлите и нападайте, а если не имеете, то зачем мятетесь напрасно?» Так была одержана Антонием решительная победа над бесами. Явившийся ему Спаситель обещает ему свою всегдашнюю помощь 261 . Победа в гробнице воодушевляет Антония на новый подвиг. Он еще глубже проникает на территорию демонов. Пустыня мыслилась местом преимущественного обитания демонов. Воззрение это разделял и автор «Жизни Антония». По его рассказам, изгоняя демонов из одержимых, Антоний повелевает им идти в «места безводные» 262 . Антонию демоны говорят: «удались из наших мест, что тебе в этой пустыне?» 263 . Однажды, явившись Антонию, и принимая на себя вид обиженного, сатана жалуется: «я стал немощен... Нет уже мне ни места, не имею ни стрел, ни города. Везде христиане, и пустыня наконец наполняется монахами» 264 . Смысл жалобы ясен. Злые духи изгнаны из городов наполняющими их христианами. После этого для них осталась только пустыня, но и в нее уже проникают монахи, угрожая изгнанием и оттуда 265 . Переселение Антония в пустыню имело целью борьбу с демонами в самом их жилище. Он принимает решение уйти в пустыню уже на следующий день после своего окончательного торжества над демонами в гробнице 266 . Можно предполагать, что мотивом переселения в пустыню в данном случае не было стремление к уединению и желание избежать отвлекающего от богомыслия общества людей. Целью в данном случае было продолжение борьбы с демонами. Догадываться о настоящих мотивах Антония позволяют некоторые черты рассказа. Что Антоний искал в пустыне именно уединения, об этом в рассказе не говорится ни слова. Более того, в данную пору его жизни мотив этот не мог иметь для него значения. Интересно сравнить обстоятельства переселения Антония в покинутую крепость с обстоятельствами его удаления во внутреннюю пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010