Численно ученое монашество с 60–х гг. постоянно сокращалось, так как лишь немногие выпускники академий соглашались на постриг, в 70–80–х гг. эта тенденция еще более усилилась  . С возвратом ректорства в академиях в руки ученого монашества студентов стали настойчиво подталкивать к пострижению. В Петербургской Академии эта практика возобновилась в ректорство епископа Арсения Брянцева (1883–1887), ставшего монахом из вдовых священников. Особым рвением в этом отношении отличался Антоний Вадковский, впоследствии митрополит Петербургский. Несколько лет он прослужил инспектором в академиях Казанской (1883–1886) и Петербургской (1886–1888), в которой он затем стал ректором (1888–1892); в течение петербургского периода своей академической деятельности Антоний постриг в монахи не менее 17 студентов  , среди которых были и два выдающихся деятеля Русской Церкви последующих лет — Антоний Храповицкий и Сергий Страгородский, оба — ревностные поборники ученого монашества. Каждый из трех названных иерархов имел собственный взгляд на задачи монашества в Русской Церкви, но все они многое сделали для того, чтобы возродить в студентах академий стремление к постригу. Как типичный и убежденный представитель нового поколения ученого монашества, Антоний Храповицкий в этом ряду, несомненно, первый. Алексей Павлович Храповицкий происходил из дворянской семьи. С аттестатом зрелости классической гимназии он, будучи человеком религиозным, поступил в Петербургскую Духовную Академию и в 1885 г. 22–летним студентом принял монашество. В следующем году, сразу после окончания академии, он был назначен в ней помощником инспектора. Затем чуть меньше года он прослужил учителем в Холмской семинарии, после чего вернулся в качестве доцента в Петербургскую Академию, где ему было предоставлено место инспектора. Через несколько месяцев он уже ректор Петербургской семинарии (1890) и в том же году — ректор Московской Академии; ему было в то время всего 27 лет. «Прибыл новый начальник, живой, одаренный, хороший оратор. Однако он очень молод. Дай Бог, чтобы он успешно исполнил трудное дело, на которое призван», — писал один из старейших профессоров академии Н. И. Субботин в частном письме; названные здесь качества Антоний сохранил до конца своей долгой жизни, ими запечатлена вся его церковно–политическая деятельность  . Между тем Московскому митрополиту Сергию Ляпидевскому, представителю старой филаретовской школы, не слишком понравился молодой ректор его академии, и в 1895 г. Антоний был переведен на ту же должность в Казанскую Академию  , где он оставался до своего назначения в 1900 г. епископом Уфимским; начался церковно–политический период его деятельности (см. § 9, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

да и вообще самый их авторитет служебный в епархии имел очевидный благотворный вес и в среде семинарско-училищных корпораций. О не избирании Членов Консистории в благочинные преосв. Антоний высказывался в этом же роде. «Что за беда, если напр. Член Консистории есть и местный Благочинный (т. е. над городскими церквами только). Положим, по делам его благочиния по его же собственным рапортам идут рассуждения в Консистории; да не то ли же бывает в св. Синоде, где присутствующими состоят епархиальные Архиереи, и по делам их епархий и даже их личным представлениям происходят рассуждения в Синоде; – или в Государственном Совете, в коем состоят Членами Министры, разве не по их же делам происходят обсуждения?» «Вслед за обновлением состава Консистории, говорится в некрологе 67 , преосв. Антоний не укоснил обновить и институт благочиннический. Он ввёл совершенно новый порядок избрания и определения лиц на должности благочинных, именно установил правило для выбора благочинных самим духовенством. Этот порядок действительно был совершенно новый по отношению собственно к здешней епархии; но он был уже не новый для некоторых других епархий и для самого преосв. Антония. Говорить об этом, впрочем, излишне после всего сказанного в подробности и pro и contra в прежнем изложении о его Смоленском служении. Преосв. Антоний этим нововведением в здешней епархии доказал, очевидно, твердость прежних своих личных убеждений, несмотря на известные возражения высокопр. Филарета Московского , которые, – как он говорил сам, – высказывал ему и здесь преосв. Афанасий – его предместник, титуловавший его, между прочим, прогрессистом и либералом именно за это нововведение. Для устройства порядка в выборах благочинных преосв. Антоний воспользовался, почти целиком, своими же прежними Смоленскими правилами. «С введением выборного начала в благочиннический институт (говорится в том же некрологе 68 ) Владыка, естественно, должен был придти к мысли и об учреждении, так называемых, благочиннических советов – этих зародышей местного самоуправления в среде духовенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Люди тоже должны признавать, что иногда служба их не затрагивает, и они остаются холодными. Какими холодными пришли, такими же и ушли. Нельзя делать вид, что какая-то искра в тебе загорелась. Нет искры – признайся в этом. Стань перед Господом таким, какой ты есть, чтобы Бог имел дело с живым, настоящим, подлинным человеком, со всеми твоими черными сторонами, твоим холодом и отрицанием. Не будь призраком, и Богу тогда легче будет что-то делать с тобой. С призраком нельзя сотрудничать, с настоящим человеком можно. В этом проявлялась неординарность митрополита Антония. Митрополит Антоний действительно особый человек. Представьте себе: в открытое окно дохнул свежий ветер – это митрополит Антоний. Вы привыкли к обстановке, не то чтобы вам душно было или какой-то затхлый воздух был в комнате, нет, все привычно – книги стоят на своем месте, разные предметы, мебель, все благоустроено. И вдруг открылось окно и свежестью повеяло, что-то новое появилось, не отрицая того, что было, но показывая это в новом свете. Однажды некая дама, недавно приехавшая из Советского или бывшего Советского Союза, говорила, что надо строго придерживаться правил: надо сначала так-то поступить, потом так-то, сначала исповедоваться, потом подойти к Чаше. А митрополит Антоний сказал, что не надо себя сковывать этим. Бывают случаи, что важнее подойти к Чаше без исповеди. Он привел такой образ: человек пришел с работы – грязный, совершенно разбитый, уставший, ему сейчас не до ванны, не до душа, он даже руки помыть не может, но скорее хочет чего-нибудь перекусить, просто умирает от голода. А ему говорят: «Вот, сел за стол – ванну не принял, душ не принял, руки грязные». Но быть может, в тот момент для него есть нечто более важное – этому человеку надо перекусить. Вот это было то, что владыка Антоний вносил в жизнь: свежий воздух, новый свет, помогал по-новому взглянуть на старую обстановку, не отвергать привычные решения, но и не сковывать себя ригоризмом, увидеть что-то новое и верное решение отыскать. – За подобные отступления владыку Антония сильно критиковали – не так исповедовал, не так отпевал. А с другой стороны, сколько людей он привлек в православный мир, до этого Православия не знавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Митр. Антоний: Что изменилось в вашей жизни, когда вы обнаружили, что существует музыка? В каком-то отношении вы могли бы прекрасно прожить, никогда не пережив ничего, связанного с музыкой. Это не сделало вас ни лучше, ни хуже, но чем-то обогатило вас. Это – часть подлинного и более обширного опыта жизни, – так бы я поставил и проблему касательно Бога. М. Ласки: Это мне понятно. Но ведь Бог, ясно, существует не для того, чтобы я стала богаче. Вы как бы говорите, что существует еще вид искусства, с которым я не встречалась. Я глуха к Богу, в противном случае я стала бы богаче, так же как если бы могла понять какой-то вид искусства, сейчас мне недоступный. Но ведь Бог, должно быть, больше, чем это. Митр. Антоний: Тем не менее, что касается моего человеческого опыта, когда мне случалось говорить: «Мне нет дела до музыки, она мне чужда, и я не люблю ее» – люди отзывались: «Ах, бедный! Какая потеря для тебя, тебе закрыта часть жизни». М. Ласки: Но вы хотя бы знали, что музыка существует. Вы могли видеть, как эти люди пиликают. Митр. Антоний: Весьма глубокомысленно и вдумчиво… Но как насчет нашего пиликанья? Что, например, великие люди, вроде святой Терезы? 14 М. Ласки: Святая Тереза – пример не для меня. Мне кажется, всякий раз, как чьи-либо представления о Боге не соответствовали в точности ее собственным, она искала другого советчика, так что она не относится к моим любимым святым. Но я согласна, что она – хороший пример, потому что она была убеждена, что ощущает Бога в большей мере, чем свойственно христианству в целом, но тем не менее не подвергала свои видения суждению авторитета. Как я уже сказала, она переменяла свои авторитеты всякий раз, как они не соответствовали ее видению. Митр. Антоний: И тем не менее вот женщина, которая, подобно многим, обладает чем-то, что считает реальным. Вы приложили бы много усилий, чтобы открыть для себя нового писателя, нового художника, живописца или скульптора, новый мир исследований, а здесь вы утверждаете, что нет ничего достойного исследования. Меня это озадачивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Проводником этого устава в С.-Петербургской Академии довелось сделаться о. Антонию. Переезжая в СПБ на новое место служения, о. Антоний не мог надеяться на особенно радушный прием. Петербургская Академия не привыкла видеть в своей среде монахов-начальников, а этот монах вдобавок был пришельцем извне. Но о. Антоний, мягкий, деликатный, благородный и высоко просвещенный сумел скоро развеять предубеждения. Уже через несколько недель служения он тесно, дружно сблизился с профессорами и в студенчестве нашел задушевную среду... С переездом в столицу архимандрита Антония захватил новый ряд деятельности, окружил и новый ряд лиц. Здесь началась его видная административная деятельность. Здесь же постепенно стали отражаться в этой деятельности те взгляды, то мировоззрение, которые вспоила и вскормила в нем родная мать – Казанская Академия, – те убеждения, которые сложились у идеалистов семидесятых годов» (стр. 53). 15 апреля 1887 г. архимандрит Антоний назначается ректором Академии, возводится в сан епископа Выборгского и делается вторым викарием С.-Петербургской митрополии. «Весьма интересны характер управления преосвященного Антония вверенной ему Академии и его «начальствование» над студентами... В основу своих отношений к студентам, преосвященный однажды навсегда положил высокие христианские нравственные начала, исключавшие всякий намек на «начальнический» тон, всякие «репрессии», узкую внешнюю дисциплину. Идеальным порядком студенческой корпоративной жизни он считал тот порядок, при котором студенты: сами, без всяких внешних побуждений, —344— вполне сознательно и убежденно исполняли бы свои прямые обязанности и сами же строго следили бы за соблюдением условий студенческого общежития. Тогда – говаривал преосвященный Антоний – излишни были бы и звонки, и контроль инспекции, тогда двери всех комнат академического помещения никогда бы не запирались». В студенте преосвящ. Антоний, прежде всего, видел человека, самостоятельную личность; он уважал все права этой нравственной личности, и в то же время требовал от нее строгого исполнения законных обязанностей, налагаемых на нее известными принципами общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Октавиан получил от Антония 120 кораблей для ведения войны с Секстом Помпеем, а Антоний взамен - 21 тыс. солдат для похода против парфян. Помпей был объявлен «врагом республики». Летом 36 г. война на море шла с переменным успехом; в сент. в битве при Навлохе флот Марка Випсания Агриппы, соратника Октавиана, почти уничтожил эскадры Помпея. Войска Октавиана и Лепида оккупировали Сицилию; Секст Помпей бежал в М. Азию, где вскоре был схвачен и убит. После победы Октавиан объявил о прекращении гражданской войны. Владельцам были возвращены 30 тыс. беглых рабов, снижены налоги, прощены недоимки, прекращены конфискации. Осенью 36 г. Лепид совершил попытку захвата власти на Сицилии, однако его войска перешли на сторону Октавиана. Октавиан сохранил ему жизнь только из уважения к его сану верховного понтифика; впосл. Лепид жил в Риме как частное лицо. 2-й триумвират превратился в дуумвират Октавиана и Антония. В 35-33 гг. Агриппа и Октавиан предприняли ряд успешных кампаний против иллирийцев. В 37 г. Антоний, не дав развода Октавии, официально женился на Клеопатре, чем настроил против себя общественное мнение римлян. Клеопатре были подарены область Иерихона, Сев. Финикия, Халкидика, Кипр и владения в М. Азии. На Востоке Антоний жил и правил как эллинистический монарх. Он был обожествлен и почитался как Новый Дионис. В 36 г. Антоний совершил поход в Парфию, окончившийся неудачно, но тем не менее отпраздновал триумф в Александрии. Между дуумвирами началась пропагандистская война: обмен упреками и взаимными обвинениями аккуратно доводился до сведения общественности. В 32 г. Антоний официально развелся с Октавией и Октавиан решил начать войну. Из политических соображений война была объявлена не Антонию, а егип. царице Клеопатре. Сенат, очищенный от приверженцев Антония, объявил последнего «врагом республики». С началом войны союзники и солдаты Антония постепенно стали переходить на сторону Октавиана. 2 сент. 31 г. в морском сражении близ мыса Акция (Эпир) флот Антония и Клеопатры был разбит силами Агриппы и Октавиана.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Нельзя ведь забывать всей заслуги митрополита Антония перед русской духовной школой, не забывая, конечно, и весь вред, им нанесенный, в известную минуту истории нашей школы. Не надо быть его панегиристом. Но значения его тоже нельзя зачеркивать. Антоний — это эпоха в истории. «Да, да, мой милый Кернушка, сколько вам лет?» «Да вот 23, владыко святый». «Вы на каком курсе?» «Да вот только что кончил юридический, и теперь я на первом курсе богословского факультета». «Значит, вы кончите богословский факультет в 27 лет, не правда ли?» «Да, владыко, выходит так». «Ну, а я вот в 28 лет был уже архимандритом и ректором Московской академии». Я тогда изумлялся, восхищался. Только подумать: 28 лет — и ректор академии! А теперь я вижу всю неправильность этого, неправильность с точки зрения академической иерархичности и просто педагогического опыта. Молодой, очень талантливый инок, блестящий лектор, вдохновенный, образованный Антоний (Храповицкий) поставлен начальствовать над заслуженными Муретовыми , Лебедевыми , Голубинскими , Ключевскими и многими другими. Антоний именно и представляет этот типичный для русской культуры контраст. Образованный и блестящий человек, с убеждением и свежей верой и уверенностью в примате Церкви и церковности над всем, получает всю полноту власти над старой школой с ее традициями, с ее тенями Филаретов , Делицына , Казанского и Голубинского. С одной стороны, он вносит новую веру в вечно живую силу Церкви, в обновляющую мощь благодати. Вносит новый протестующий порыв против всякой схоластики, против Макария Булгакова, против рационализирующего протестантизма и латинизма старой бурсы. Вносит струю новой жизни, струю возврата к святым отцам, к литургическому богословию, к церковной традиции. Зовет юношество, с доверием к нему тянущееся, к иноческому подвигу, к научной работе над святыми отцами, над библейским текстом. Зовет это юношество отрешиться от всей этой уже приевшейся, пресной и прогорклой отравы рационализма, позитивизма, писаревщины, добролюбовщины.

http://pravoslavie.ru/3117.html

Скачать epub pdf Труд См. также: Ближний . 46; Бодрствование . 97; Епископ . 256; Кончина праведника . 335; Милостыня . 448; Молитва праведника . 498; Молчание . 517; Монах . 521; Награда . 578; Подвиг мирянина . 744; Смерть . 1027; Смирение . 1046. 1151. Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии См. также: Спасение . В Келиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братии приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: “Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 71). 1152. Ангел научил преподобного Антония Великого , что при молитвенном подвиге необходим труд См. также: Молитва ; Помыслы ; Спасение . Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. “Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?” Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы снова принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангелом, посланным Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: “Антоний! Поступай так – и спасешься.” Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал… (Еп. Игнатий. Отечник. С. 37. 194). 1153. Видением мужа с весами, положившего лопату на правую чашу, преподобному Антонию было показано, что труды его угодны Богу Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удручаемый трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и молился мысленно Богу: “Господи! Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои” ( Пс. 24:18 ). По прошествии довольно долгого времени он видит во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы. На левой их стороне положены были все грехи Атония, содеянные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одном уровне, потом начала перетягивать левая, в которую положены были согрешения. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил ее на правую чашу, – она и перетянула тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: “Вот! Бог показал тебе значение твоих трудов и простил тебе все твои согрешения.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Антония – до начала 1858 года. Это обстоятельство сам покойный владыка Антоний признавал знаменательным и благоприятным для заведения и для себя самого. «Верно, – говорил он, – я не был пришельцем и наемником, иже распудит... и сам бежит... «Высокопр. Филарет со своей стороны тоже смотрел как на назначение А. Антония, так и на состав самой корпорации особенно благоволительно. Он говаривал: «тот улей особенно хорош и по пчелам и по меду, в котором матка своя доморощенная, а не принесённая издалека, из чужого улья. (Разумелось под этим, что А. Антоний был из воспитанников Киевской же Академии). Во всё время ректорства А. Антония можно указать только на перемены в инспекторах Академии. Первый инспектор, бывший при самом вступлении А. Антония, был Архим. Даниил, и пробыл на этой должности до 1853 года. Выбытие о. А. Даниила, по словам самого же покойного, было неощутительно для Академии, в смысле лишения. «Он, как и предместник его А. Феофан, были, не в обиду сказать, не на месте для этой должности, как отличавшиеся особенною своеобразною сосредоточенностью исключительно теоретического и мистического характера. В частности для самого А. Антония перемена в инспектуре была желательна особенно потому, что он имел в виду готового преемника в лице о. Леонтия, бывшего в это время же Инспектором в Киевской Семинарии, того самого, с которым он душевно сошёлся ещё в бытность свою на чреде в Петербурге и здесь в Киеве ещё более сблизился. Насколько было приятно назначение о. Леонтия, возведённого при этом в сан Архимандрита, Инспектором Академии, доказательством служить то, что А. Антоний не замедлил поделиться этою приятностью даже со своими родными калужскими. «Порадуйтесь со мной, – писал он, – новости приятной для меня по службе. Вот у меня, наконец, новый Инспектор о. Леонтий. Надеюсь с полною и приятнейшею уверенностью, что он будет добрый и единодушный сотрудник мне на пользу общую» 220 . После А. Леонтия, назначенного в 1856 году в Ректоры Владимирской Семинарии, определён был А.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Антоний, он писал так: «Вместо красного яйца примите, высокопреосвященнейший Владыко, и от меня и от всей Академии Киевской, приснопамятующей Вас... несколько экз. Воскресного Чтения, имеющегося продолжаться и в наступающем новом для него годе 258 . Как бы журнал сей и сам новый его Редактор почли себя счастливыми, если бы Ваше В-ство удостоили иногда украсить его своими какими-либо статьями!.. Их давно уже не было в сём журнале и потому тем приятнее было бы их появление» 259 . В другом же письме было писано следующее: «Усерднейше прошу Ваше В-ство, – пришлите нам для Воскресного Чтения своих проповедей. Их давно уже не видно и подумают, что Ваше В-ство прогневались на Воскресное Чтение, как далеко, будто бы, отставшее от прежнего своего положения... Между тем оно усильно старается быть верным своему первоначальному назначению и направлению, хотя конечно, теперь и материал лучший разобрался и нескольких даровитейших сотрудников не стало» 260 . Впрочем, журнал – Воскресное Чтение выдерживал себя в своём достоинстве вообще, с небольшою разностью только к самому концу времени редакторства А. Антония. Причина последней перемены зависела, сколько от указанных выше, в письме А. Антония, обстоятельств, столько же и от того, что в последнюю пору ректорства А. Антония, в силу движения и потребностей духовной науки, сознавалась и вырабатывалась в академической корпорации мысль о новом научном периодическом издании. Тот же А. Антоний вполне сочувствовал этой мысли, устраивал собрания у себя для обсуждения дела. Мысль эта скоро и осуществилась, хотя уже по выходе его из Академии, именно 1860 г. Мы разумеем периодическое издание под названием: «Труды Киевской духовной Академии». Серьёзно и с ревностью занимаясь делом редактирования «Воскресного Чтения», А. Антоний в тоже время немало печатал в нём и своих статей. Последние были, кроме некоторых его проповедей, систематические трактаты по двум Богословиям – Нравственному и Пастырскому. Начальное происхождение этих учёных трудов, – как уже известно читателям, – относится ещё ко времени ректорства А.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010