Этот штрих вобрал в себя всю психологию раскола: грубый материальный расчет, личные корыстные интересы. Показательно, что храм в перечне «благ» стоял на последнем месте. В ответ на сочувствие Антония прагматик Филарет сразу перешел к деловому предложению перечислить все средства УПЦ на счета УАПЦ. В обмен расстрига требовал гарантий, что ему сохранят право собственности на все суммы Как говорит владыка Антоний (Масендич), он всю ночь не спал, пытаясь связаться с Мстиславом Скрипником, как и было предписано июньским «собором» УАПЦ. Происшедшее «чудо», по-видимому, также было предусмотрено «соборным разумом» автокефалистов: телефон и факс в канцелярии и резиденции Мстислава в Баунд-Бруке исправно молчали. Владыка Антоний попытался, по его словам, уехать из города, дабы избежать ответственности за события, которые начали бурно разворачивались в Киеве 24 июня. Однако, в его резиденцию нагрянули вдруг воспылавшие религиозной ревностью депутаты Павлычко, Скорик, Червоний, Поровский, Тернопольский и прочие, уже успевшие прославиться своим экстремизмом на национальной почве Нелишним будет отметить, что двое первых ревностные греко-католики, и можно только догадываться, что подвигло их столь решительно озаботиться судьбой Православия на Украине. Депутаты в ультимативной форме потребовали от «митрополита» созвать «объединительный собор» УАПЦ. В ответ на возражения Антония, говорившего, что он не имеет право на подобные действия, последовал ответ: « Вы обязаны, это распоряжение президента Украины» Однако, сам Антоний в своем интервью киевской газете «Независимость», которое он дал после своего возвращения в лоно Московского Патриархата, усомнился в решающей роли Кравчука в афере с учреждением УПЦ КП По его словам, депутаты лишь прикрывались именем президента. Едва ли это справедливо. Можно думать, что бывший «митрополит Сичеславский» опасался навлечь на себя гнев Леонида Макаровича: интервью давалось в марте 1994 года, когда президент Кравчук еще был у власти. В то же время, владыка Антоний полностью опроверг свои собственные слова, тут же вспомнив, что президентскими указами были устранены со своих постов «недоброжелатели» Филарета.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

25 июня 1992 г. в Киев для участия в соборе УАПЦ прибыли ее раскольнические «архиереи», за исключением «епископов» Тернопольского Василия Боднарчука и Львовского Петра Петруся . На собор также явились экстремистски настроенные депутаты Верховной Рады, которые в ультимативной форме потребовали от «епископов» УАПЦ объединиться с Филаретом, угрожая в противном случае расправой. Тем не менее 3 «епископа» УАПЦ: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) - покинули собрание, отказавшись от объединения с Филаретом. Позже Абрамчук все-таки вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и после получения законной хиротонии стали каноническими епископами в УПЦ. Впосл. к ним также присоединился Пантелеимон (Романовский) . На мероприятии, которое его организаторы назвали «Всеукраинский православный собор», было постановлено «объединить Украинскую Православную Церковь и Украинскую Автокефальную Православную Церковь в единую Украинскую Православную Церковь - Киевский Патриархат». УПЦ КП была объявлена правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех их средств, имущества, включая храмы, мон-ри, учебные заведения и банковские счета. Главой УПЦ КП номинально был объявлен «патриарх» Мстислав Скрыпник. Одновременно было решено «в связи с крайней необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за рубежами Украины, а также его возраст (94 года), что усложняет руководство Церковью, ввести должность Заместителя Патриарха Киевского Патриаршего Престола» и «утвердить Заместителем Патриарха Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины». Управляющим делами УПЦ КП стал Антоний (Масендич). Помимо «Синода» была также образована «Высшая церковная рада» УПЦ КП, в состав к-рой помимо 4 наиболее влиятельных раскольнических «протоиереев» вошли народные депутаты Червоный, О. Шевченко и Поровский, известные своими экстремистскими убеждениями. 26 июня 1992 г. была совершена торжественная служба по случаю образования УПЦ КП. Бывший митрополит вместе с «иерархами» УАПЦ совместно отслужили молебен и литургию в Софийском соборе. Акция раскольников завершилась снятием анафемы с гетмана Ивана Мазепы .

http://pravenc.ru/text/171683.html

При этом в свидетельстве не были указаны ни место, ни дата названной хиротонии, а также ошибочно был указан титул архиепископа Варлаама как «Волынский и Ровенский», тогда как Варлаам (Ильющенко) на самом деле с февраля 1990 г. носил титул архиепископа Симферопольского и Крымского. В документе, подписанном «митрополитом» Иоанном Боднарчуком, «архиепископом» Василием Боднарчуком и священниками Игорем Сас-Жураковским и Мироном Сас-Жураковским, отмечается, что они дали клятву держать имя «архиепископа Варлаама» в тайне до его смерти и что хиротония Василия была снята на видео водителем архиепископа Варлаама, который увез ее с собой, не оставив копии. Впоследствии в качестве доказательства в УАПЦ пытались предъявлять отрывки из какого-то некачественного видео, где кроме Иоанна Боднарчука невозможно было никого узнать, однако, как оказалось, даже это видео было с другой хиротонии, совершенной намного позже и не над Василием. В этой истории удивляет то, что если подписавшие этот документ действительно дали клятву держать имя «архиепископа Варлаама» в тайне до его смерти, то почему они этот факт засвидетельствовали лишь через четыре года после того, как тот умер, а не сразу после его кончины в сентябре 1990 г., когда в УАПЦ разразился громкий скандал из-за самозванства Чекалина и его участия в неканоническом поставлении иерархии УАПЦ? Весьма странным выглядит и то, что составлен документ был якобы за неделю до смерти Иоанна Боднарчука, которая последовала 9 ноября 1994 г., однако на самом документе стоит подпись еще и митрофорного протоиерея Мирона Сас-Жураковского, датированная «15 августа 1995 г.», т. е. девять месяцев спустя после того, как Боднарчук умер. В связи с этим остаются сомнения, действительно ли Иоанн поставил свою подпись под этим документом за неделю до смерти, или же она была поставлена вместо него позже? Тем более что в предыдущих своих заявлениях 1992 г. он заверял, что первую хиротонию УАПЦ они совершали вдвоем с Чекалиным. Следует отметить, что категорически отрицал участие архиепископа Варлаама (Ильющенко) в первых хиротониях УАПЦ и бывший Экзарх РПЦ в Украине митр. Филарет (Денисенко), который по этой самой причине при объединении с УАПЦ настаивал на перерукоположении ведущих иерархов «чекалинской преемственности» Владимира Романюка, Антония Масендича и Даниила Ковальчука . Отрицают версию об участии архиепископа Варлаама (Ильющенко) в хиротониях УАПЦ и письменные свидетельства водителя архиепископа Варлаама — Андрухова Николая Яковлевича (1943 г. р.) и архиерейского протодиакона Марущака Василия Анатольевича (1961 г. р.). Оба свидетеля нотариально заверили свои показания, в которых утверждают, что 30-31 марта и 1 апреля 1990 г. архиепископ Варлаам (Ильющенко) как правящий архиерей Симферопольской и Крымской епархии РПЦ не покидал пределы своей епархии и служил в эти дни в кафедральном соборе г. Симферополь. В частности, в показаниях водителя архиепископа Варлаама говорится следующее:

http://bogoslov.ru/article/6025766

Алтайское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (временная). Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Даты строительства первого храма в с. Алтайском не имеется. Архивные материалы говорят, что в первой половине XIX века деревянная церковь сгорела. В 1870-х годах была освящена каменная однопрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где и совершались богослужения. Не миновала в революционные годы Покровский храм и судьба многих православных церквей – храм был уничтожен. Возрождение церковной жизни в Алтайском районе связано с 1994 годом, когда главой районной администрации Ретенко В. Н. было передано под нужды религиозной организации ветхое здание дореволюционной постройки. В июле того же года епископом Антонием (Масендич) был освящен антиминс для Покровского Церкви. С этого времени в Алтайском возрождается церковная жизнь. Сегодня готовится проект для строительства нового Покровского храма. Источник, обнаруженный в Государственном Архиве Алтайского края и подтверждающий наличие храма в с. Алтайском уже в сороковых-пятидесятых годах XIX в – это «ведомость о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменскаго, Бiйckaro округа за 1898 годъ». Ведомость буквально в первом своем пункте говорит: «Первая церковь, сгоревшая 15 декабря 1856 года, была освящена въ 1840 году». Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, она была так же, как и последующая церковь деревянной. Никакой более подробной информации о том храме не сохранилось. Далее «ведомость» описывает собственно Покровскую церковь с. Алтайское. Сообщается, что церковь была заложена в 1857 году, построена на средства прихожан в 1859 г., освящена 15 августа 1860 г. благочинным с. Красноярского Покровской церкви, священником Лаврентием Невским. «Зданием деревянная» церковь была выстроена на каменном фундаменте «съ таковою же въ связи колокольнею». Была прочной, обшитой тесом, окрашенной, обнесенной кругом деревянной оградой с отдельной от церкви сторожкой. Ведомость говорит, что имелся и план на строительство, которого, к сожалению, в архивных материалах разыскать не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=27253

Перед этим депутатами была предпринята попытка все-таки протащить в «первоиерархи» Филарета (Денисенко). Как сообщает епископ Антоний (Масендич), на «соборе» народные избранники вели себя столь же нагло, как и в Верховнной Раде: встав у двух микрофонов подобно тому, как они делали это в парламенте, Поровский и Червоний, требовали избрания Филарета «патриархом». Столь же активно на «соборе» вела себя и греко-католичка Скорик, также поддержавшая кандидатуру Денисенко. Епископ Антоний уверяет, что даже при коммунистах церковь не испытывала на себе такого влияния властей, как в новообразованной независимой Украине. В знак протеста Антоний и несколько «архиереев», некогда входивших в состав УАПЦ, покинули «собор». Эта акция, по мнению владыки Антония, подействовала, что в итоге и обеспечило избрание Романюка, а не Денисенко Филарет же по-прежнему остался при нем «Блаженнейшим митрополитом Киевским» и «заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины» c.30]. Новый «патриарх» Володимир (Василий Емельянович Романюк) не прибавил авторитета расколу. Это была личность весьма недалекая и слабовольная, хотя и с громким прошлым правозащитника. Родился Романюк в 1925 году в униатской семье в Станиславской (ныне Ивано-Франковской) области За участие в бандеровщине приговорен в сентябре 1944 года к 10 годам лишения свободы. После выхода на свободу женился. Романюк учился в Московской семинарии, которую так и не закончил. Став в 1964 году священником Ивано-Франковской епархии Русской Православной Церкви, он вскоре увлекся националистическими идеями. В июне 1972 года за антисоветскую деятельность и националистическую агитацию был вновь осужден и приговорен к семи годам тюрьмы и трем годам ссылки. Еще находясь в заключении, Романюк в 1976 году объявил себя членом раскольничьей УАПЦ. В 1979 году он вступил в уже упоминавшуюся Украинскую Хельсинкскую группу Следует отметить, что за некий недостойный поступок, совершенный им в лагере, основная масса диссидентов отвернулась в свое время от Романюка.

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

Адрес : 656008, г. Барнаул, ул. Никитина, 137. Телефон : 8 (3852) 63-62-16 Подробнее... Храм апостола Иоанна Богослова (Барнаул) [ править править код ] Официально приход апостола и евангелиста Иоанна Богослова был зарегистрирован в апреле 1996 года, а уже в мае того же года Преосвященнейший Антоний (Масендич, +2001) освятил крест и камень на месте будущего храма. Больше года камень с крестом стояли в чистом поле... Первым фактическим настоятелем прихода стал игумен Алексий (Просфирин), который смог быстро организовать своих духовных чад. С их помощью за один месяц была поставлена " коробка " временного помещения для богослужения. 9 октября 1997 года, в престольный праздник, уже была отслужена первая литургия. Этот день можно считать днем рождения прихода. Времянку построили быстро, а вскоре рассчитывали начать строительство основного храма. Настоятель храма : протоиерей Георгий Крейдун. Адрес : 656058, г.Барнаул, ул.Шумакова, 25а Телефон : (3852) 45-57-52 , (3852) 45-53-52 Подробнее... Храм святителя Димитрия Ростовского (Барнаул) [ править править код ] Димитриевская церковь - самый старый в настоящее время храм в Барнауле. Были в нашем городе храмы и с более солидным возрастом - к примеру, Петропавловский собор, Богородице-Одигитриевская церковь, - но в богоборческие времена их разрушили, и сейчас на их месте находятся слегка облагороженные пустыри, громко именуемые скверами. А Димитриевская церковь чудом сохранилась. Может быть потому, что умышленно обезображенная разного рода пристройками 30-х годов XX века, она даже и на храм не была похожа... Промыслом Божиим сохраняется мистическая связь времен. Священник Димитриевской церкви Александр Абрашкин, узнав историю храма, решил поминать усопшего протоиерея Иоанна Горетовского. В первый же день поминовения после Божественной литургии одна из благочестивых прихожанок рассказала отцу Александру , что видела в алтаре у жертвенника седовласого священника в белом облачении... А 22 мая этого года была найдена надгробная плита с могилы диакона Феодора Голубинского, много лет прослужившего в Димитриевской церкви...

http://azbyka.ru/palomnik/Барнаул

Дело в том, что власти уже не единожды насильственно присоединяли автокефалов к Филарету и даже упраздняли их юридические структуры. До 1995 года они вообще были на нелегальном положении. Первая группа присоединенных в 1992 году во главе с «митрополитом» Антонием (Масендичем) уже через год бежала из объединенной филаретовской «церкви» в разные стороны, перед этим выступив с обращением к народу Украины о том, «что Филарет ведет людей к вечной погибели». Первый автокефальный «патриарх» Мстислав (Скрыпник), племянник Петлюры, ввел в оборот термин «филаретовщина» и объявил ее главной бедой Украины. Родоначальник автокефального движения в Украине и второй «патриарх» автокефалов Димитрий (Ярема) даже в своем завещании в 2001 году наименовал Филарета «сатаной украинского народа». Избранный на его место, ныне покойный Мефодий (Кудряков), обвинил Филарета в убийстве своего предшественника «патриарха УПЦ КП» Владимира (Романюка). Автокефалы всегда относились к Филарету как к исчадию КГБ, коммунизма, советов и главному украиножеру. Поэтому трудно представить, как нынешние руководители УАПЦ смогут переступить через заветы своих предшественников и объединиться с «погибелью украинского народа», «сатаной», «убийцей и украиножером». Кем они после этого станут, и какой верой и правдой они будут насыщать свой народ? И Мстислав, и Романюк, и Димитрий, и Мефодий искали пути объединения с УПЦ, каноничной тысячелетней церковью своего народа, с церковью Шевченко, Грушевского, и, кстати, все они очень хорошо относились к покойному Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Надо не искать кривые пути, а возвращаться к Богу, в лоно Церкви Христовой, к чему их призывает все Мировое Православие. Расколы уже принесли свои плоды – единство народа и страны и так трещит по швам. - Нынешний руководитель УАПЦ Макарий (Малетич) говорит, что постоянно получает звонки из Администрации Президента, правительства и СБУ с требованиями присоединиться к Филарету. - Если такие звонки есть, в чем я, впрочем, не сомневаюсь, то никакого европейского выбора в Украине так и не произошло.

http://radonezh.ru/analytics/dlya-tserkv...

Новый лжепатриарх стал по сути марионеткой в руках «заместителя патриарха» Филарета. «Блаженнейший» по-прежнему верховодил всеми делами раскольников и значил в УПЦ КП куда больше, чем «святейший». К тому же Володимир любил выпить. Епископ Антоний (Масендич) считает, что Филарет намеренно спаивал Романюка, дабы иметь на него большее влияние Жил «патриарх» в резиденции Филарета на Пушкинской, в нескольких маленьких комнатах на антресолях так Филарету легче было его держать под контролем. Самостоятельно Романюк почти что не служил повсюду с ним рядом был Денисенко. В поездках по епархиям он также неотлучно находился при «патриархе» Монах Филарет приобретал при сером и бесхарактерном «предстоятеле» УПЦ КП неограниченную власть. Он распоряжался во всех раскольничьих структурах исключительно по своему усмотрению. Так, по собственному почину он практически ликвидировал «отдел внеших церковных сношений», доставшийся Романюку в наследство еще от УАПЦ, а его сотрудников отстранил от всякой деятельности Столь же свободно он распоряжался и всеми финансами УПЦ КП, для чего организовал специальный банк «Киевского патриархата» Все более «церковь» Филарета превращалась в «агитационно-пропагандистский отдел ультранационалистических политических сил и удобную нишу для отмывания финансовых средств» По мнению киевских аналитиков, созданный при непосредственном участии Кравчука и Филарета «Киевский патриархат» стал эффективным каналом для негласных финаннсовых афер. Это было легко достижимо при наличии в УПЦ КП собственного банка и многочисленных коммерческих структур. С их помощью стало возможным «отмывание» средств, полученных противозаконым путем. Кроме того, из средств УПЦ КП оказалось легко финансировать нужных политиков и даже целые политические движения. А отсутствие контроля со стороны государственных финансовых органов давало возможность беспрепятственно получать финансовые вливания от заинтересованных зарубежных сил По сути, благодаря деятельности Филарета были созданы негосударственные силовые структуры из отрядов националистических боевиков.

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

- Но затея все равно провалилась? - Конечно. Мстислав лишь через пять дней узнал, что возглавляет уже другую церковь. Ему было 94 года, и наши аферисты полагали, что он уже плохо соображает и трепыхаться не станет. Но Мстислав прилетел в Украину, отлучил от УАПЦ всех создателей новой Церкви и обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой привлечь филаретовцев к уголовной ответственности. Месть Кравчука и Филарета была жестокой: его не слушали, игнорировали, создали невыносимые условия пребывания в Киеве. Я с Мстиславом встретился в его обшарпанном гостиничном номере, с обвалившейся штукатуркой потолка, старик в инвалидной коляске жаловался, что его ограбили, украли деньги, которые он привез, держал меня за руку и говорил «Сину я не маю де переночувати!». Хотя ведь он окормлял украинское правительство в экзиле и уговорил его передать полномочия Кравчуку, первому президенту независимой Украины. Ширмы для аферы из него не получилось. В 1993 году Мстислав умер, в филаретовском расколе вместо петлюровца решили в качестве ширмы поставить патриархом бандеровца-отсидента Владимира Романюка, оставляя Филарета в заместителях. Но Романюк тоже решил изгнать Филарета, даже указ издал о лишении его должностей и полномочий, начал искать украденную кассу УПЦ, в итоге был замучен некими реаниматорами на скамейке в Ботсаду. После это Филарет уже не стал баловаться с разными ширмами и сам себя на безальтернативной основе избрал «патриархом». - Получается, что после создания единой поместной автокефальной церкви вместо двух церквей стало три? - Даже четыре, поскольку от УАПЦ откололась Мстиславова диаспора. Это все результаты «невмешательства» государства во внутренние дела Церкви. Кстати, автокефальные епископы, «соучредители» УПЦ-КП во главе с Антонием Масендичем 5 января 1994 года выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором заявили, что Филарет и его сторонники, «используя национальные чувства верующих», ведут их к «вечной погибели». Вот это единственная «услуга», которую филаретовский раскол предоставляет гражданам Украины. Это свидетельство не сторонних наблюдателей, а отцов-основателей раскола, которые нашли в себе мужество осознать беду, которую они содеяли, преодолеть ложь и вернуться с покаянием в спасительное лоно Церкви.

http://radonezh.ru/2018/04/26/vasiliy-an...

правительства. В работе Собора приняли участие 95 делегатов от 22 епархий и 32 монастырей Украины. Под сильнейшим нажимом митр. Филарета участники Собора приняли определение о необходимости автокефалии для УПЦ. С этой просьбой от имени Собора укр. иерархи обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Необходимость автокефалии мотивировалась новыми политическими условиями - провозглашением независимого Украинского гос-ва. 20-21 нояб. 1991 г., в канун президентских выборов, в Киеве прошел созванный по инициативе председателя Верховного Совета Украины Кравчука межрелиг. форум, в к-ром участвовали 211 глав и представителей 16 действовавших в стране конфессий. Кравчук, выступая на форуме, произнес призыв в адрес Украинской Православной Церкви: «Независимой Украине - независимую Церковь» и сказал о необходимости объединения с УАПЦ. Митр. Филарет выразил поддержку идеям Кравчука. Управляющий делами УАПЦ Антоний (Масендич) заявил, что об объединении можно будет говорить после обретения Украинской Церковью автокефалии. 25-27 дек. 1991 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ рассматривался вопрос об автокефалии Украинской Церкви. Синод постановил, что этот вопрос в силу своей исключительной важности должен быть рассмотрен на Архиерейском Соборе Русской Церкви, а возможно, и на ее Поместном Соборе, также было высказано пожелание о необходимости лучше выявить позицию клира и мирян Украины по этому вопросу. 22 янв. 1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание УПЦ, которое под нажимом митр. Филарета, действовавшего в тесном союзе с Президентом Украины Кравчуком, приняло ультимативное обращение к патриарху Алексию II, Синоду и ко всем архиереям РПЦ с призывом о даровании полной независимости УПЦ. Епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) отозвали свои подписи под обращением, 23 янв. решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр. Епископы Алипий и Сергий были назначены викариями К. е.: Алипий - епископом Черкасским, Сергий - епископом Переяслав-Хмельницким (Постанови Свящ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009