Допустим, если, вдруг, действительно и т.д. Филарет чудесным образом преобразился из сталиниста в петлюро-бандеровца, то мог бы с Евгенией Петровной скромно перейти к Мстиславу в УАПЦ, чтобы «доживати хустиною», а не создавать под себя, любимого, еще один националистический раскол, загоняя в него тех же автокефалистов. При создании этого «киевского патриархата» ни о каком патриотизме речь не шла. Соучредитель УПЦ-КП «митрополит» Антоний Масендич свидетельствовал, что первый же вопрос, с которым к нему обратился Филарет, звучал так: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы их у меня не отнимете?» Речь шла о многомиллиардной кассе УПЦ, прихваченной Филаретом. Как Священный Синод УПЦ своими воззваниями к власти и правоохранителям ни добивался возвращения своих финансов, документации, резиденции киевских митрополитов на Пушкинской, Владимирского кафедрального собора и прочей собственности, захваченной Филаретом и боевиками Корчинского, – никто не реагировал и не возвращал. Патриотическое бескорыстие било ключом.   Мафиозная составляющая раскола Мы вообще недооцениваем мафиозную составляющую в деятельности филаретовского раскола, хотя о ней даже депутаты Верховной Рады заявляли в своих обращениях и требовали расследований. Но мафия всегда оказывалась сильней. В 1994 году Леонид Кучма победил на выборах, раскол потерял своего покровителя в лице проигравшего президента Кравчука, и впервые правоохранители занялись филаретовством. Что же они обнаружили? Оказалось, что двухгодовалая патриотическая «церковь» обзавелась своим коммерческим банком («Ажио», Филарет – учредитель), а на резиденцию Филарета зарегистрировано с десяток фирм. Чем же занимались патриотические молитвенники? Ввозом и торговлей нефтью, металлом, иномарками, тканями, бытовой и офисной техникой, шинами и т.д. с «криминальным сокрытием от налогообложения». Только на иномарках держава была «кинута» на 117 млрд. крб. Объемы тоже впечатляли: тысячи тонн металла, 30 тысяч аккумуляторов и т.д. Это целая теневая экономика и отмывка финансов. Торговали в Украине и за рубежом. Хотя именовались «православными» благотворительными миссиями и братствами.

http://radonezh.ru/2018/07/19/kto-kryshu...

Для всех было очевидно, что добровольно ни Мстислав Скрипник, ни Антоний (Масендич), ни Филарет (Денисенко) со своих постов не уйдут, а значит, никакое объединение невозможно. Также уже не было секретом и то, что огромное число клириков и мирян ушло в раскол только по причине нежелания быть под началом митрополита Филарета. Наивно было бы полагать, что все они вернутся под его руку, едва лишь УПЦ обретет автокефалию. Было отчеьливо понятно и другое: оставшись один на один с таким мощным врагом, как финансируемое и поддерживаемое Ватиканом униатство, неоформившаяся должным образом новорожденная автокефальная церковь неминуемо станет жертвой католической агрессии, в то время, как апеллировать к авторитету Москвы уже было бы невозможно. И наконец, уже на Соборе стало предельно ясно, что автокефалия позволит утвердиться в УПЦ ничем не прикрытому самовластию Филарета (Денисенко). Однако, возражать всесильному Блаженнейшему митрополиту никто тогда не решился. Обращение подписали все участники Собора единогласно. В подтверждение того, что УПЦ была вполне готова к обретению автокефалии, на Соборе приводились следующие статистические данные: на территории Украины в 1991 году действовали 22 епархии, было 23 епископа, насчитывалось 35 миллионов человек паствы, 3 семинарии (Киевская Духовная Академия долго не могла начать функционировать по-настоящему, планировалось, что она станет работать с 1992 года), 32 монастыря, в том числе две Лавры Киево-Печерская и Почаевская. Всего УПЦ имела 5,5 тысяч приходов Возможно, что такая масштабная картина действительно несколько дезориентировала участников Собора и вдохновила их к единодушной поддержке притязания митрополита Филарета. В то же время на Украине в целом господствовало всеобщее эйфорическое убеждение в том, что, выйдя из состава СССР, Украина, будучи державой, сказочно богатой природными ресурсами, быстро достигнет процветания. Настроение типа «отделимся и заживем хорошо» было на исходе 1991 года, к сожалению, почти всеобщим. Возможно, что веяние времени тоже как-то отразилось на решениях Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

20 июня 1992 г. в Киев прибыл митр. Киевский и всея Украины Владимир, радостно встреченный тысячами верующих канонической Церкви. Поскольку в этот день Владимирский кафедральный собор был забаррикадирован боевиками УНСО, митр. Владимир направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая с этого дня стала резиденцией Киевского митрополита. В лаврском Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия митр. Владимир совершил благодарственный молебен и обратился с 1-й проповедью к верующим УПЦ. После молебна в Трапезном храме состоялся Архиерейский Собор, который констатировал, что митр. Владимир приступил к исполнению обязанностей управляющего К. е. и предстоятеля УПЦ. Собор признал факт хищения мон. Филаретом (Денисенко) церковной казны и имущества, принадлежавших Киевской митрополии. 23 июня 1992 г. Филарет (Денисенко) вместе с «архиереями» УАПЦ, группой народных депутатов и представителями гражданской общественности создал «Комитет по защите украинского православия». На раскольническом «соборе» 25-26 июня 1992 г. произошло организационное оформление «Украинской православной церкви - Киевского Патриархата» (УПЦ КП), фактическим главой к-рой стал Филарет (Денисенко) с титулом «митрополит Киевский и всея Украины». Номинально УПЦ КП возглавил «патриарх Киевский» Мстислав (Скрыпник). Т. о., оба руководителя раскольнической структуры имели титул «Киевский». 26 июня 1992 г. в Киево-Печерской лавре прошел Собор УПЦ, который своим решением подтвердил правомочность низложения бывш. митр. Филарета (Денисенко) и избрания предстоятелем УПЦ и митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана). В постановлении указывалось, что объединение с УАПЦ является личным делом Филарета (Денисенко) и никакого отношения к УПЦ не имеет. Постановлением Собора Черкасское викариатство К. е. было преобразовано в самостоятельную епархию. В июле 1992 г. Филарет (Денисенко) и Антоний (Масендич) посетили в Стамбуле К-польского патриарха Варфоломея, прося признать УПЦ КП. Патриарх ограничился обещаниями, отказал он им и в выдаче св.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Переговоры велись в Киеве под патронажем президента и правительства Украины и закончились 25 июня собранием запрещенных священнослужителей и впавших в раскол мирян, провозгласившим себя Всеукраинским православным собором. Этот лжесобор постановил объединить сторонников митрополита Филарета, отделившихся от канонической Украинской Православной Церкви, с УАПЦ и считать, что «Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключенных ими до нынешнего дня, и всех ее средств, имущества – движимого и недвижимого, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое. Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата. Собор заявляет, что главой Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата считает Патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст – 94 года, что осложняет руководство Церковью, ввести должность заместителя Патриарха. Утвердить заместителем Патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины. Утвердить управляющим делами Киевской Патриархии митрополита Переяславского и Всечеславского Антония» 741 . Но вопреки расчетам объединителей Мстислав, узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их, предложив своему давнему противнику Филарету подчиниться своему церковному начальству и уйти на покой. Филаретовская группировка в составе бывших епископов Русской Православной Церкви Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), бывшего Житомирского епископа Боднарчука, Антония (Масендича) объявила решение Мстислава следствием невменяемости престарелого иерарха. Большинство раскольников восточной и южной Украины, а также Волыни пошли за Филаретом; раскольники Галиции объединились вокруг лжеепископа Петра Петруся и бывшего львовского священника Владимира Яремы – их-то и признал своими продолжавший жить в Соединенных Штатах Мстислав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

25 июня прибыли в Киев «иерархи». Среди них, однако, не оказалось Василия, «епископа» Тернопольского, и Петра (Петруся), «епископа» Львовского, который был известен своей неприязнью к Филарету. «Владыка» Петро сказался больным вероятно, на всякий случай, предчувствуя, чем оборачивается дело, и желая остаться в стороне от творцов новой аферы. Показательно прямое и неприкрытое вмешательство политиков: на это же собрание явились все те же депутаты, уже имевшие дело с Антонием (Масендичем), а также Виктор Бурлаков из «Руха» (ныне генерал Службы безопасности Украины) Антоний проинформировал «епископов» о цели их собрания. После этого Андрей Ивано-Франковский тут же заявил, что на сделку с Филаретом идти отказывается. На него набросились с угрозами и бранью депутат-католичка Лариса Скорик и «викарный епископ» Володимир Романюк, обозвавшие Абрамчука «агентом Москвы» и «предателем» (среди украинских политиков это обычные ярлыки для всех с чем-либо несогласных). Тем не менее, не взирая на угрозы, трое «епископов»: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) покинули собрание раскольничьего «епископата», отказавшись от участия в затее объединения с Филаретом. Позже, однако, Андрей все же вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и стали каноническими епископами в УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром: епископ Антоний ныне возглавляет Хмельницкую кафедру, а владыка Николай управляет Ивано-Франковской епархией c. 110-111]. На собрании Львовскую епархию УАПЦ представлял протоиерей Володимир Ярема, пионер раскола (будущий лже-патриарх УАПЦ Димитрий). По словам Антония, он на этом собрании скандалил с депутатом-экстремистом Червонием, но, тем не менее, не покинул сборища Как говорит бывший «митрополит Сичеславский», «если бы не давление депутатов, а они тогда еще были в авторитете, ни я, ни епископы ни на какое объединение с Филаретом не пошли бы» Заявление, надо отметить, странное для тех, кто именует себя «епископами»: что же это за «архипастыри», если так их легко запугать и заставить делать то, чего желают нечистоплотные политики? На следующий день было совершено торжественное «богослужение» по случаю долгожданного «воссоединения» расстриги с раскольниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Но тем не менее, Денисенко скоро создал вокруг себя целую плеяду новых раскольничьих «архиереев», достаточно надежных и верных своему «шефу». Причем, Филарет иногда умышленно «рукополагал» людей, чем-то себя запятнавших, так как их легче было держать в повиновении из страха перед разглашением их грехов. Были и откровенно скандальные ситуации. Так, «епископом» Ивано-Франковским Филарет определил быть женатому священнику, супруга которого, узнав об этом, устроила семейную сцену c.29]. И напротив, многие из числа лже-епископов прежней УАПЦ стали приносить покаяние и возвращаться в лоно Московского Патриархата. Уже упоминались «епископы» Николай (Грох) и Антоний (Фиалко). Вскоре к ним прибавились Спиридон Бабский и даже Антоний (Масендич) c.544-551]. Всего же только за полтора года, прошедшие с момента «объединения» и создания УПЦ КП, ее покинуло 12 лже-архиереев Некоторые из них были впоследствии законно рукоположены и ныне являются архиереями Украинской и Русской Православных Церквей. Другие приняты в том сане, который имели в УПЦ до ухода в раскол. Некий «епископ» Поликарп Пахалюк вообще стал светским человеком c.548]. Уже во второй половине 1992 года Филарет стал абсолютным лидером раскольничьей УПЦ КП, из которой ему в короткий срок удалось сколотить коррумпированное сообщество, ничего общего с собственнно религиозной жизнью не имеющее, но несмотря на свою малочисленность агрессивно влияющее на ход церковной жизни Украины. Филарет приобрел столь решающий вес, что будучи «заместителем патриарха» сумел полностью изолировать и нейтрализовать пребывающего за океаном Скрипника. И когда последний отлучил Филарета (Денисенко), Антония (Масендича) и Володимира Романюка, об этом на Украине попросту почти никто не узнал Все документы, поступавшие в Киев от Мстислава из его резиденции в Баунд-Бруке (США), объявлялись либо частным мнением «патриарха», либо вовсе подложными. А потому Филарет их клал под сукно и управлял «Киевским патриархатом» целиком по своему усмотрению. Так, например, он скрыл не только факт отлучения Мстиславом Денисенко, Масендича и Романюка, но и факт назначения управляющим делами УАПЦ (а не УПЦ Киевского Патриархата, которую Мстислав перестал признавать) «архиепископа» Львовского Петра (Петруся).

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

В один из последних своих визитов на Украину Скрипник даже Кравчуку стал говорить о том, что эта затея во всем мире вызывает откровенный смех. Понимая, что вполне реальную власть он имеет только над своими американскими приходами, Скрипник в последний год жизни, вопреки тому, что он сам говорил ранее, стал периодически делать заявления о непризнании УПЦ КП и лично Филарета, как своего «заместителя». А к исходу 1992 года Мстислав окончательно решил отмежеваться от аферы с УПЦ КП: он объявил пресловутое «объединение» частным делом монаха Филарета и Антония (Масендича). Причем, первого Скрипник с некоторым опозданием стал считать лишенным сана, а Антония, как и Володимира Романюка «изверг из сана» самолично 94]. Делалось это, очевидно, с оглядкой прежде всего на украинскую диаспору в Америке. Возможно, что это была и досада на оправдавшиеся предчувствия: Филарет в короткий срок стал лидером подавляющего большинства раскольников и благодаря своим связям с властными структурами и политиками превратил УПЦ КП в мощную, но весьма сомнительную, с точки зрения нравственности, политическую силу на Украине. Однако, на реакцию Мстислава уже никто не обращал внимания: он сделал свое дело, и теперь только мешал новым лидерам раскола реализовать власть в автокефалистском сообществе. Итак, УПЦ КП вышла на политическую арену Украины и тотчас зарекомендовала себя подлинным агрессором по отношению к каноническому Православию. Политические экстремисты, стоявшие у колыбели УПЦ КП и обеспечившие ее появление на свет, не оставили своим попечением общее с Филаретом детище. Альянс воинственных депутатов-националистов и Денисенко оказался на редкость устойчивым. При тесном содействии все тех же Тернопольского, Поровского, Червония, Скорик и прочих УПЦ КП, как злокачественная опухоль, стала давать метастазы по всей Украине. В Галиции, где почти все православные храмы были к этому времени уже захвачены униатами и раскольниками, Филарету, еще недавно хулимому, теперь рукоплескали. Но на Востоке, где у раскола не было никакой поддержки от православного населения, новая филаретовская «церковь» стала насильственно водворяться при содействии властей и активной помощи боевиков УНСО и прочих фашиствующих формирований.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

После создания УПЦ КП Филарет и Антоний (Масендич) ездили в Стамбул к Патриарху К-польскому Варфоломею I с намерением добиться от него признания статуса автокефальной Поместной Церкви. Однако, приняв раскольников, Патриарх не оказал им поддержки. Отказал он и в выдаче св. мира для УПЦ КП. Одновременно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с письмом к К-польскому Патриарху Варфоломею, в к-ром изложил церковную ситуацию на Украине, возникшую в связи с раскольнической деятельностью Филарета. Предстоятель Русской Церкви выражал надежду, что Патриарх Варфоломей не допустит распространения раскола и не окажет поддержки раскольникам. В ответ из Стамбула в Москву поступило сообщение о том, что литургического общения Патриарха Варфоломея с укр. раскольниками не было. 26 авг. 1992 г. К-польский Патриарх известил Патриарха Московского о признании митр. Владимира (Сабодана) единственным законным Предстоятелем УПЦ и о поддержке решения о лишении Филарета священного сана. К кон. 1992 г. «патриарх» Мстислав изменил отношение к УПЦ КП и объявил объединительную акцию Филарета и Антония (Масендича) их частным делом. Скрыпник признал факт лишения сана Филарета Московским Патриархатом и в свою очередь объявил лишенными сана Антония (Масендича) и Владимира Романюка - главных инициаторов создания УПЦ КП. Однако эти акты пребывавшего в США «патриарха Киевского» не были обнародованы на Украине. Филарет, прежде заявлявший, что УАПЦ - это «канализация, куда текут все нечистоты», теперь возглавил автокефалистский раскол, оттеснив от управления его первоначальных лидеров - Мстислава Скрыпника и Антония (Масендича). Ранее почти не умевший говорить по-украински, теперь Филарет старался подчеркнуть приверженность националистическим убеждениям. Показателем доминирующего положения Филарета в УПЦ КП стала весьма необычная акция, предпринятая им вскоре после «объединительного собора»: изверженный из сана бывш. митрополит Киевский заново рукоположил большинство «архиереев», перешедших под его начало из УАПЦ. При поддержке президента Кравчука и депутатов-националистов Тернопольского, Поровского, Червоного, Скорика и др. УПЦ КП стала крайне агрессивно действовать против канонической Церкви и расширять свою структуру на всей территории Украины. Несмотря на то что вне Зап. Украины раскол не находил поддержки у большинства правосл. населения, здесь при содействии гос. властей УПЦ КП передавались храмовые здания. Нек-рые храмы УПЦ были захвачены при помощи боевиков УНА-УНСО и др. экстремистских формирований, к-рым Филарет стал активно покровительствовать. Во 2-й пол. 1992 - нач. 1993 г. при поддержке националистических политиков приверженцы УПЦ КП организовали серию захватов правосл. храмов: были захвачены кафедральные соборы в Луцке, Ровно и храмы в ряде др. городов. Неск. раз боевики из УНА-УНСО пытались захватить Киево-Печерскую лавру, но монахам и мирянам удавалось ее отстоять.

http://pravenc.ru/text/171683.html

В то же время, помимо прокатолических симпатий, среди раскольников заметна и другая стойкая тенденция представление о своей преемственности по отношению к «самосвятской» псевдоцеркви Липкивского, первой среди имевших место в ХХ столетии попыток создать «самостийную украинскую церковь». Наиболее последовательно отстаивает точку зрения на УАПЦ как продолжательницу «Липкивщины» все тот же харьковский «владыка» Игорь Исиченко. 5 мая 1995 года, в 75-ую годовщину провозглашения автокефалии «самосвятами» Липкивского, он вместе с «духовенством» УАПЦ совершил в Киеве молебен, посвященный этой дате Кроме того, «владыка» Игорь принял в дар «реликвии», некогда принадлежавшие «самосвятскому» лжемитрополиту из УАПЦ 1921 года Ивану Павловскому. При этом раскольничий «епископ» еще раз подчеркнул свою преемственность от «церкви» Липкивского. Автокефалистам стало известно, что ряд церковных предметов, некогда захваченных Павловским в Киево-Печерской Лавре и присвоенных им, ныне вновь вернулся в Лавру. Раскольники нахально потребовали передачи этих церковных древностей себе, ссылаясь при этом на «священную память митрополита Ивана» Полное пренебрежение к священным канонам Православия закономерно обусловливает и конфессиональную индифферентность сторонников раскола. Главное для них неприятие Москвы. Под этот критерий вполне могут подойти в качестве союзника любые деноминации. В этом отношении показателен симпозиум «Религия и церковь в национальном возрождении», организованный в 1992 году Киевским институтом национальных отношений и политологии. В нем приняли участие, кроме ученых, политиков и государственных деятелей (Е.Сверстюка, Председателя Совета по делам религий при Совмине Украины Н.Колесника и др.), главы украинских церквей и их полномочные представители: «митрополит Сичеславский» Антоний (Масендич), униатский епископ Павел Василик, глава Союза евангельских христиан-баптистов пастор Я.Духонченко. Василик огласил предложение Синода УГКЦ создать совместную Литургическую комиссию с участием греко-католиков, православных, ученых и литераторов Симпатии к протестантам со стороны УАПЦ также не случайны.

http://sedmitza.ru/lib/text/440082/

- Однако уже тогда власть Украины заботилась о признании филаретовского раскола Церковью? - На второй день. За автокефалистов никто никуда не обращался, а за филаретовский раскол – сразу. Кравчук писал обращение, их возили депутаты, министры. Не вмешивались постоянно и в поте лица. Ездили и сами раскольники. Масендича отправили в Грузию, где он получил отлуп от Патриарха Илии, а Филарет отправился в Стамбул, но не доехал. Был пойман на турецкой таможне с контрабандой валюты, чуть не загремел на невольничий рынок. Грянул скандал, он, естественно, назвал случившееся происками российских спецслужб. - Вез взятку? - Очевидно, вспомоществование, по чекистской традиции, – наличкой. Любопытно, филаретовцы на своих ресурсах обвиняют Константинополь в многовековой коррупции из-за переподчинения Киевской митрополии Московскому Патриарху. Дескать, гетман Иван Выговский, его подручные – Мазепа, Лисица и другие совместно с Московским Патриархом Иоакимом златом и соболями уговорили Константинопольского Патриарха передать Митрополию Москве. Пишут, что и Польская Церковь за мзду от Константинополя получила Томос. Не считают это оскорбительным и просят признания. Хотя Патриарх Варфоломей еще при Кравчуке вынес свой вердикт, который вице-премьер Николай Жулинский зафиксировал в своей докладной президенту по итогам поездки в Стамбул: «Такой институции, как киевский патриархат, в Православии не существует, а Филарета никто не считает архиереем». Это солидарная позиция всех Поместных Церквей, и она 26 лет остается неизменной. Раскол незаконен и с юридической, и с канонической точек зрения. - Для чего власть поддерживает это беззаконие? - Филарет во всех предвыборных агитационных кампаниях активно участвовал, разумеется, на стороне тех, кто обещал его не трогать и не мешать паразитировать на Церкви Христовой. Вот и сейчас не успел Петр Алексеевич повитийствовать об автокефалии, по раскольничьим приходам полетели «вказивки»: молиться за Порошенко. Бесплатная агитация. Он по всем опросам скатился на четвертое место и покатится дальше, поэтому политтехнологи считают, что это подтянет его рейтинг. Порошенко — бывший коммунист, был в православии, сейчас причащается у униатов. Руководство Рады у нас тоже униатское. Аналитики посмотрели, кто из нардепов проголосовал за обращение к Патриарху Варфоломею. Оказалось – баптисты, евангелисты, греко-католики, иудеи, автокефалы, филаретовцы, мусульмане, атеисты, сайентологи и даже буддисты. Все – из «партии войны», слились ради «объединенного православия». На самом деле это, разумеется, антиправославная коалиция, лидером которой на грядущих выборах и хочет стать Порошенко. Православная Церковь Украины не является для политиков оппонентом, она ведет людей к Богу, а не к власти. Но из нее упорно создают «образ врага» и объединяют политикум для борьбы с ней. Ведь у нас в Украине больше не с кем, не с чем и не за что бороться.

http://radonezh.ru/2018/04/26/vasiliy-an...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009