Однако, за всеми торжествами Мстислав не упустил из виду, что на новоиспеченного «патриарха» вожди раскола смотрят скорее как на некий символ, чем как на реального «предстоятеля» своего сообщества. Упускать из рук бразды правления УАПЦ они явно не торопились. Неожиданно для всех девяностолетний старец проявил небывалую энергию и попытался сделать свою власть в УАПЦ вполне реальной. Вопреки принятому ранее уставу УАПЦ Скрипник назначил из числа своих ближайших сотрудников «патриарший совет», учредил в Киеве «патриаршую канцелярию» с.27]. Причем, «местоблюститель патриарха» митрополит Иоанн в эти руководящие органы не вошел. Фактически надобность в должности «местоблюстителя» вообще отпала, так как «интронизация» Мстислава уже состоялась. Поэтому Скрипник решил ввести новую должность управляющего делами УАПЦ и поставить на нее своего человека. Таковым был назначен «епископ» Антоний (Масендич), которому в это время едва минуло 29 лет (1961 года рождения). Галичанин, уроженец Ивано-Франковской области, он после принятия в 1980 г. монашества, а затем священного сана, служил на приходах Владимирской и Новосибирской епархий Московского Патриархата. После перевода Новосибирского митрополита Гедеона (Докукина) на Ставропольско-Бакинскую кафедру Антоний (Масендич) переехал вместе с ним на новое место служения, где стал благочинным азербайджанских приходов в сане архимандрита. После начала автокефалистской смуты на Украине архимандрит Антоний объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и перебрался на Украину, примкнув к УАПЦ 14, с.548]. Будучи энергичным и бойким деятелем, был замечен Иоанном (Боднарчуком) и другими лидерами раскола и вскоре стал «архиереем» Позднее, когда Мстиславу в 1991 году стало известно о «хиротониях», произведенных Боднарчуком, он запретил новые «рукоположения епископов» в УАПЦ. Скрипник отправил из США на Украину своего «архиепископа» Антония Щербу для совершения «хиротоний». Были «перерукоположены» и все чекалинские лже-архиереи, хотя едва ли это придало им каноничности с.27].

http://sedmitza.ru/lib/text/440070/

- Руководитель УАПЦ Макарий Малетич говорит о давлении на него не со стороны политиков, а со стороны властей, которые требуют объединения. Зачем это им? - У нас религией занимается министерство культуры, и отношение к расколам соответственное - как к театрам. И вот две труппы служителей Мельпомены решили соединить в одну. Хотя здесь демократический прогресс налицо. Когда в первый раз создавали " единую поместную церковь " , то КГБ-СБУ просто загнало всех автокефальных епископов к Филарету, грозили даже убить. Антоний Масендич, руководитель УАПЦ в Украине, трижды пытался бежать, но был отловлен. А патриарх УАПЦ Мстислав Скрипник, живший в США, лишь через неделю узнал, что его церковь ликвидирована, а он - руководитель другой, " поместной церкви " . Правда, тогда предлагали не только кнут, но и пряник - 4 миллиарда рублей церковной кассы УПЦ, которые украл Филарет. Огромные деньги! - Искусились? - Не все. Оказалось, что вся эта " поместная церковь " , которая называлась сначала УАПЦ-КП, потом УПЦ-КП, была лишь ширмой для ограбления УПЦ и присвоения ее финансов Филаретом. Масендич, " соучредитель " поместной церкви, жаловался мне, что Михаил Антонович - редкий жмот, они не получили ни копейки, а самому соучредителю досталась лишь какая-то старая поломанная панагия. А Мстислав, не мудрствуя лукаво, " за сговор с Филаретом " отлучил от своей церкви всех бывших соратников, а также обратился к руководителям державы и в генеральную прокуратуру с требованием организаторов " поместной церкви " привлечь к уголовной ответственности за содеянный правовой беспредел. УПЦ, кстати, тоже выступила с обращением к народу и президенту о том, что под видом " поместной церкви " произошло ограбление УПЦ, присвоение одним человеком имущества и средств, которые православные годами жертвовали Церкви. - И чем ответила власть? - Погромами и захватами православных храмов на Волыни, которые под прикрытием милиции осуществляли УНА-УНСО и боевики нардепов Червония и Поровского. А УАПЦ вообще лишили регистрации, она перешла на нелегальное положение. Ее восстановили года через три, уже при Кучме. С Мстиславом поступили просто по-свински. Он был неординарной личностью, с любопытной биографией: полтавчанин, офицер царской армии, племянник Петлюры, его адъютант, участник гражданской войны, рассказывал, что играл на киевских подмостках, даже Лермонтова нам декламировал. Мстислав был сенатором довоенного польского сейма, затем стал на религиозную стезю, сотрудничал с фашистами на оккупированной Украине и при них же сидел в тюрьмах. А затем был духовным лидером украинской националистической диаспоры. Он добился того, чтобы националистическое правительство в изгнании передало свои полномочия первому президенту независимой Украины - Кравчуку. Кравчук до этого был членом политбюро и главным идеологом Компартии Украины, поэтому диаспора не хотела его признавать, но, говорят, Мстислав настоял. Его носили на руках, а после того, как он объявил " поместную церковь " аферой, попал в немилость.

http://pravoslavie.ru/80259.html

«Митрополит» вызвал игумению Стефану и стал требовать, чтобы она вместе с сестрами перешла в УПЦ КП. В противном случае обещал прогнать всех монахинь «за Урал». Тем не менее, они отказались перейти в безблагодатную псевдо-церковь. Монахини считают настоящим чудом Божиим то, что громилы Масендича не тронули беззащитный женский монастырь и больше не появлялись в нем Однако, для множества других храмов на Волыни, Ровенщине и Тернопольщине визиты «митрополита Сичеславского» принесли куда более плачевные результаты. Особенно отличились «бойцы» из УПЦ КП в Тернополе. Здесь еще в 1990 году были захвачены униатами и раскольниками все православные храмы. Верные УПЦ собирались для совершения богослужений в маленьком и тесном здании епархиального управления. Но «казаки» под руководством Червония и Антония (Масендича) в начале 1993 года решили отобрать у православных последнее помещение. Епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий) вместе со всеми, кто находился в здании епархии, был выброшен на улицу. Внутри здания был учинен погром, причем с престола были сброшены Святые Дары, уничтожены богослужебные книги и документы. Червоний лично руководил «боевой операцией», а «митрополит Сичеславский», желая остаться в стороне, находился неподалеку, в ранее занятом раскольниками кафедральном соборе. Видя, что дело обернулось избиением православного архиерея, Антоний решил уехать, но «казаки» Червония этому воспрепятствовали: дескать, воюем за общее дело, так будем вместе до конца Ситуация на Западе Украины значительно ухудшилась также вследствие еще одного предательства: в июле 1992 года к Филарету перебежал епископ Львовский и Дрогобычский Андрей (Горак). Он незаконно передал в веденние УПЦ КП кафедральный Покровский собор (бывший костел св. Николая, в 1940-х 1960-х годах действовавший в качестве православного Михайло-Архангельского собора), здание епархиального управления и все имущество епархии, включая ризницу, архив и автопарк После этой измены положение православных на Львовщине стало поистине катастрофическим. В самом городе оставался лишь один православный храм русский приход святого Георгия. В епархии было около 30 общин, но многие из них скрывали и ныне продолжают скрывать свою принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви. По словам нынешнего правящего архиерея Львовской епархии епископа Львовского и Дрогобычского Августина (Маркевича), когда он приехал осенью 1992 года к месту своего нового архипастырского служения, епархия УПЦ уже была снята областной администрацией с регистрации Шантажом и угрозами от немногих остававшихся верными Московскому Патриархату священников Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской епархий требовали перейти либо в унию, либо в филаретовскую УПЦ КП.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Так закончил жизнь первый патриарх «правдивой церкви». Второй – Романюк – пытался запретить Филарета, обращался в УБОП с просьбой защитить его от Филарета, помочь найти сокрытую за рубежом церковную казну – и был придушен неизвестными реаниматорами на скамейке Ботсада. Сами же автокефалисты-учредители УПЦ-КП во главе с Масендичем, принявшие Филарета, уже через полтора года выступили с покаянным обращением к народу, в котором заявили, что они и сами безблагодатные самозванцы, и стали ширмой для финансовых аферистов во главе самозванцем М. Денисенко, который ведет людей «к вечной погибели». После этого разоблачения они бежали от СБУ и Филаретова гнева из Украины, куда глаза глядят. И боялись не напрасно, потому что все, кто возражал Филарету или боролся с ним в его «правдивой церкви» (Мстислав, Романюк, Боднарчук, тот же, Масендич, Горак и т.д.), оказывались неправы, и земля очень быстро становилась им пухом. Кроме того, Филарет еще и банально «кинул» принявших его автокефалов: никаких обещанных 4 миллиардов они от него так и не получили, Масендич жаловался, что жмот-Филарет дал ему лишь какую-то старую поломанную панагию. Понятно, что ни одна не только церковь, но церковная организация таким образом создаваться не может. Генеральная прокуратура дважды (в 1993 и 2002 годах) выносила протесты, снимающие УПЦ-КП с регистрации как незаконно созданную, паразитирующую на чужой собственности организацию. Однако президент Кравчук, а затем и президент Кучма не давали восторжествовать законности. Протесты до сих пор не исполнены властью. Ни Мировое Православие, ни Римско-католическая Церковь – никто, кроме нашей коррумпированной до корней волос державы, не признает филаретовский раскол христианской церковью и никогда не признает. Константинопольский Патриарх Варфоломей еще в 1993 году на пальцах объяснял посланнику Кравчука вице-премьеру Николаю Жулинскому: «Такой институции, как УПЦ-Киевский патриархат, в христианстве не существует, а Филарета никто не считает епископом». И уже почти четверть века все, без исключения, Предстоятели Поместных Православных Церквей растолковывают это нашим высшим сановникам и президентам.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Более того, они осознавали, что слишком «национально сознательная» позиция деятелей УАПЦ может привести к узкой локализации раскола на Западе Украины, тогда как альянс с Филаретом обещал более активное продвижение на Восток. Вместе с тем, противники Филарета внутри УПЦ КП полагали, что если «Киевский патриархат» возглавит столь одиозная фигура, как Денисенко, то это отвернет от УПЦ КП многих ее сторонников в Галичине. В том, что подобное может случиться, убеждало не только воссоздание УАПЦ под руководством Яремы, но и отказ украинцев диаспоры после смерти Скрипника оставаться в юрисдикции УПЦ КП или УАПЦ. Автокефалисты США быстро убедились в том, что пресловутый «Киевский патриархат» на деле стал орудием в руках политических дельцов и коррумпированных элементов, а потому отказавшись от громкой патриаршей титуляции, избрали преемником Скрипника над раскольничьими американскими приходами «митрополита» Константина. Оппозицию Филарету внутри УПЦ КП фактически возглавил «митрополит» Антоний (Масендич), который, возможно, тоже имел свои собственные планы в отношении «патриаршества». Во всяком случае, на «соборе», избиравшем нового «предстоятеля» УПЦ КП он выступил с предложением понизить возрастной барьер для кандидатов в «патриархи Киевские»: «митрополиту Сичеславскому» тогда было лишь 32 года, а по уставу УПЦ КП возглавить ее мог только «архиерей» не моложе, чем сорока лет Разрыв между бывшими союзниками и творцами УПЦ КП Антонием и Филаретом стал очевиден для всех. Но несмотря на поддержку депутатов и председателя Совета по делам религий Зинченко, Филарет не смог стать «местоблюстителем». Антоний (Масендич) прямо тогда заявил ему, что это будет чревато выходом из УПЦ КП галицких епархий, которые не хотят иметь Филарета «патриархом» Ради сохранения с таким трудом созданного «патриархата» Денисенко согласился на избрание «местоблюстителем» Володимира Романюка, что и произошло 14 июня 1993 года 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся «собор» УПЦ КП, на котором «патриархом Киевским» был избран Володимир Романюк.

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

Подавляющее число верующих К. е. отнеслось к действиям митр. Филарета крайне негативно: в большинстве храмов прекратилось поминовение главы Украинской Православной Церкви за богослужением. 27 мая 1992 г. на Архиерейском Соборе в Харькове епископы УПЦ приняли решение о смещении Филарета с поста митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ постановил извергнуть митр. Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, а также считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митр. Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая того же года, незаконными и недействительными. 25-26 июня 1992 г. при поддержке властей Украины состоялся «Всеукраинский собор», к-рый провозгласил «объединение УПЦ и УАПЦ в одну церковь, УПЦ КП». 10 июля 1992 г. Денисенко и Антоний (Масендич) подали на регистрацию устав УПЦ КП, представляя его как новую редакцию устава УАПЦ, переименованной в УПЦ КП. Попытка Совета по делам религий поставить под сомнение легитимность этого «преемства» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 648. Л. 55, 94) привела к отставке его руководящего состава. Уже 12 авг. Совет возглавил бывш. депутат Верховной рады Украины А. Л. Зинченко, к-рый сформировал новое «профиларетовское» руководство Совета, а также отдела религий Киевского горсовета. Любая критика УПЦ КП со стороны канонического духовенства расценивалась ими как «откровенная антиукраинская пропаганда» (из отчета Зинченко на имя премьер-министра В. П. Фокина от 7 авг. 1992 г.- Там же. Д. 644. Л. 94, 108). Также Зинченко сообщал, что в разговоре с ним Филарет Денисенко и Антоний Масендич изъявили согласие подписать предложенный им текст меморандума «Основные принципы согласия между руководством УПЦ КП и УГКЦ», чтобы положить конец взаимным конфликтам, в целях объединения усилий для борьбы против УПЦ; впрочем, из-за отказа греко-католиков подписание меморандума не состоялось.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После возвращения из Стамбула в Киев Антония (Масендича) ожидал неприятный разговор с Мстиславом. Престарелого «патриарха Киевского» уже, впрочем, вовсю обрабатывали народные депутаты-филаретовцы, то сулившие ему «золотые горы», то угрожавшие изоляцией «Его Святейшества» в случае непризнания объединения с Филаретом. В киевской гостинице «Жовтневой» состоялась встреча Антония (Масендича) и Мстислава Скрипника. Причем, сам епископ Антоний говорил позже, что боялся этого разговора. Мстислав, выслушав Антония, сказал, что раз уж он действовал по заданию президента, то это смягчает его вину, но все же объявил Масендичу о своей немилости На просьбу Антония принять Филарета Мстислав ответил отказом. Не внял он и уговорам депутатов Червония, Скорик, Поровского. Но через некоторое время Мстислав, сочтя, что уже достаточно изобразил свое недовольство, все-таки признал «объединение», но выступил при этом против наличия в новой конфессии должности «заместителя патриарха», которую, тем более, занял Филарет. Скрипник говорил, что над его «заместителем» в мире попросту смеются «Митрополит» Ивано-Франковский УПЦ КП Андрей Абрамчук свидетельствовал, что Мстислав в пору уговоров его народными депутатами признать Филарета своим заместителем говорил: «Пусть сядет тихо. Пусть докажет верность Украинской Православной Церкви в Одесской епархии» Надо думать, что Мстислав был более неравнодушен, чем Филарет, к тому, как выглядит он сам и его действия перед лицом общественности. Правда, после долгого сопротивления он все же дал себя уговорить не только признать УПЦ КП ( хотя громко об этом он тоже не стал объявлять), но и принять, наконец, Филарета. Скрипник беседовал с Денисенко наедине около 15 минут. Вскоре «патриарх» вновь улетел в США, предварительно попросив, чтобы среди провожающих его в аэропорту Борисполь лиц не было Филарета. Тем не менее, Денисенко прибыл и еще раз встречался с Мстиславом Вскоре в США Мстислав столкнулся с неприятием среди диаспоры авантюры по «объединению» с Филаретом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Включали они в себя почти всегда лишь по нескольку человек активистов «Руха» из числа выходцев из Галичины или представителей националистической интеллигенции. Многие и вовсе числились только на бумаге приверженцев УПЦ КП где-нибудь в Луганской области найти было трудно, а директиву из Киева местным властям выполнять приходилось. Увеличивал Филарет число своих приходов и методом захвата храмов у канонической УПЦ. Боевики Корчинского и Витовича, «казачки» Червония и прочий полууголовный-полунацистский элемент стали главной опорой Филарета, а «духовником» их числился лже-епископ Володимир Романюк, будущий «патриарх Киевский». По его и Филарета «благословению» началась настоящая вакханалия насилия. Личное участие в захватах соборов в Луцке, Ровно и многих других городах принимали все те же депутаты Поровский, Гудима, Червоний и прочие c.29]. В Луцке в ходе автокефалистских бесчинств в 1992 г. многие храмы оказались просто разграбленными. В Ровно Червоний при помощи своих «казачков» развязал настоящий террор против канонической православной епархии. В течение всего лета верующие с огромным трудом отбивали натиск автокефалистов, которым удалось захватить здание епархиального управления. Представители власти бездействовали, а раскольники и боевики штурмовали на их глазах кафедральный Воскресенский собор 61], который в итоге удалось отобрать у православных верующих. «Митрополит Переяславский и Сичеславский» Антоний (Масендич) также лично принимал участие в штурме многих храмов, принадлежавших УПЦ. Так, он, например, возглавлял кампанию по захвату православных храмов на Волыни. В августе 1992 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Антоний (Масендич) вместе с несколькими «архиереями» УПЦ КП, сопровождаемый боевиками УНА-УНСО, прибывшими на военной технике (той самой, из немецкой гуманитарной помощи), нагрянул в недавно открытый Зимненский Успенский Святогорский монастырь в окрестностях Владимира-Волынского. «Иерархи» вошли прямо в собор, где шла служба отмечали престольный праздник обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Вполне патриотичным был и правовой беспредел власти против Церкви в независимой державе. Кравчук объявил, что не признает Харьковский Собор, тоже сделал спикер Верховной Рады Иван Плющ, протащивший через президиум соответствующее заявление. Это было грубым нарушением Конституции и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Какое дело им было до отделенной от государства Церкви? Коли Собор нарушил закон или ущемил чьи-то права, то на это должна была реагировать прокуратура, решение должен принимать суд. Но ни в прокуратуру, ни в суды никто не обращался. Дальше – больше. По приказу власти боевики УНА-УНСО захватили Владимирский кафедральный собор и резиденцию Киевских митрополитов на Пушкинской и забаррикадировались, чтобы не допустить их передачи новоизбранному предстоятелю УПЦ. Они же попытались захватить Лавру, устроив в ней погром. СБУ, в свою очередь, пыталась снять Митрополита Владимира с поезда, не пустить в Киев. Ей же была поручена операция по ограблению УПЦ. Тогда в Украине уже была зарегистрирована малочисленная, неканоническая, очень политизированная, объединенная ненавистью к Филарету и весьма русофобская УАПЦ (автокефальный раскол). Она была объединена тоже с неканонической православной церковью в американской диаспоре (110 общин), которую возглавлял «патриарх» Мстислав Скрипник, известный деятель националистов. Он проживал в Бавн Бруке (США), а в Украине его замещал «митрополит» Антоний Масендич. К нему и нагрянули нардепы и эсбэушники с «заданием Кравчука»: принять в свои ряды Филарета с церковной кассой УПЦ в 4 млрд. рублей, резиденцией киевских митрополитов и Владимирским собором. Масендич встретился с Филаретом, который сразу обратился с главным патриотическим вопросом: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы у меня их не отнимете?» Масендичу приказали созвать автокефальных «епископов» на совещание, не говоря о цели оного, чтобы не было скандала. Понимая, в какую аферу его втягивают, он пытался трижды бежать из Киева, но всякий раз эсбэушники его отлавливали и, угрожая убить, заставляли выполнять задание. Из 13 автокефальных «епископов» прибыли восемь, пришли нардепы-комсомольцы Червоний, Поровский, униатка Скорик, генерал СБУ Бурлаков. Несмотря на шантаж и угрозы, трое из восьми плюнули и в гневе покинули собрание, остальных поволокли к Филарету – «объединяться».

http://pravoslavie.ru/73344.html

Еще раз о возможной автокефалии Украинской Православной Церкви В последние дни 2007 года православное сообщество Украины с нетерпением ждало результатов Собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), проведение которого было назначено на конец декабря. Его перенос на 2008 год под предлогом приурочивания к 1020-летию Крещения Руси, осуждение ряда православных организаций и их лидеров Архиерейским Собором и объявление об изменениях в Уставе УПЦ МП вызвали неоднозначную реакцию у православных граждан Украины. В Украине уже много лет существует определенная группа людей, от политиков до обычных прихожан, стремящихся к отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. В определенной мере осуществить это им удалось: нынешняя УПЦ МП фактически является в достаточной степени независимой Церковью со своими финансовыми и организационными структурами, но канонически соединенная с Московским Патриархатом. Изменилось и ее название: вместо экзархата Русской Православной Церкви она превратилась в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Но, несомненно, наибольшим успехом сторонников «единой поместной национальной Церкви» был уход в раскол бывшего экзарха Украины митрополита Филарета, ныне анафематствованного мирянина Михаила Денисенко. В течение ряда лет УПЦ МП приходилось выдерживать натиск со стороны государства, принуждавшего ее к вливанию в так называемый «Киевский патриархат», а также униатов и националистов, захватывавших храмы. Отношения с «Украинской православной церковью Киевского патриархата» строились исключительно на основании канонов, согласно которым «Киевский патриархат» однозначно является схизматической группой с элементами филетизма. Присоединение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершалось через таинство покаяния, а в ряде случаев даже через таинство крещения. Надо отметить, что некоторые епископы вернулись в лоно канонической Церкви, в том числе и один из ведущих деятелей раскола владыка Антоний (Масендич; † 2001).

http://pravoslavie.ru/5184.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009