Филарет и Иаков не подчинились решениям Архиерейского Собора кириархальной Церкви и вступили в переговоры с лжеепископами УАПЦ во главе с Антонием (Масендичем). Переговоры велись в Киеве под патронажем президента и правительства Украины и закончились 25 июня собранием запрещенных священнослужителей и впавших в раскол мирян, провозгласившим себя Всеукраинским православным собором. Этот лжесобор постановил объединить сторонников Филарета, отделившихся от канонической Украинской Православной Церкви, с УАПЦ и считать, что «Украинская православная церковь – Киевский патриархат является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключенных ими до нынешнего дня, и всех ее средств и имущества – движимого и недвижимого, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое. Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской православной церкви – Киевского патриархата. Собор заявляет, что главой Украинской Православной Церкви – Киевского патриархата считает патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руководства Украинской православной церкви – Киевского патриархата, учитывая пребывание патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст – 94 года, что осложняет руководство церковью, ввести должность заместителя патриарха. Утвердить заместителем патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины. Утвердить управляющим делами Киевской патриархии митрополита Переяславского и Всечеславского Антония». Но вопреки расчетам объединителей, Мстислав, узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их, предложив своему давнему противнику Филарету подчиниться своему церковному начальству и уйти на покой. Филаретовская группировка объявила решение Мстислава следствием невменяемости. Большинство раскольников Восточной и Южной Украины, а также Волыни пошли за Филаретом; раскольники Галиции объединились вокруг лжеепископа Петра Петруся и бывшего львовского священника Владимира Яремы – их-то и признал своими продолжавший жить в Соединенных Штатах Мстислав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Русская Православная Церковь ХХ век 21 июня 1921 год – Православной Церкви в Латвии предоставлена автономия. Митрополит Никодим (Ротов) 1960 год – Митрополит Николай (Ярушевич) подал в отставку с поста председателя Отдела внешних церковных сношений. Митрополит Николай, открыто выступавший против ужесточения государственно-церковного курса, решил продолжать борьбу с новыми гонениями всеми возможными способами. Председателем Отдела стал его 30-летний заместитель архимандрит Никодим (Ротов), на которого владыка Николай в беседах с Куроедовым не раз указывал как на своего преемника. С его именем будет связано большинство событий церковной жизни последующего драматического десятилетия. 1982 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица пребывали в США. В Организации Объединенных Наций Его Святейшество обратился к участникам Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (21–28 июня). 1992 год – Предстоятели Элладской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Афин в сослужении архиеерев и клириков, в присутствии государственных деятелей Греции. 1992 год – В канцелярию УАПЦ в Киеве, к главе украинских автокефалистов «митрополиту» Антонию (Масендичу), прибыли народные депутаты Зинченко, Скорик, Павлычко, Червоний, Поровский. Вместе с ними прибыли будущий заместитель председателя СБУ В. Бурлаков, сотрудник аппарата президента Л. Кравчука Б. Тернопильский. Прибывшие потребовали немедленно созвать «собор епископов УАПЦ» для приема в ее лоно Филарета вместе с церковной казной, зданием митрополии на Пушкинской и Владимирским собором. «Это приказ президента!» — заявили они оторопевшему главе автокефалистов. 1994 год – В Свято-Даниловом монастыре в Москве проходила Межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (21–23 июня). В конференции, организованной Русской Православной Церковью, наряду с ее представителями, приняли участие представители многих других Церквей и религиозных объединений, традиционно осуществлявших служение в Советском Союзе и  продолжавших его в странах СНГ и Балтии.  21 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5489.html

1 нояб. в телеграмме Патриарху Пимену и Свящ. Синоду Б. объявил о своем выходе из РПЦ. Его неоднократно уговаривали одуматься, но после того как Б. дважды отказался прибыть на заседание Свящ. Синода РПЦ, Синод 13 нояб. 1989 г. вынес определение о лишении еп. Иоанна (Боднарчука) архиерейского сана и монашества. Первые «архиерейские хиротонии» в качестве главы укр. автокефалистов Б. совершил вместе с «епископом Яснополянским Викентием (Чекалиным) Истинно православной церкви», в числе первых был «хиротонисан» брат Б. (ныне «митрополит Тернопольский и Бучачский Василий» УПЦ (КП)). 5-6 июня 1990 г. в Киеве прошел «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром была провозглашена автокефалия, «патриархом Киевским» избран (заочно) Мстислав (Скрыпник), Б. назначен «местоблюстителем патриаршего престола» с титулом «Блаженнейшего митрополита Львовского и Галицкого». Вскоре после «собора» выяснилось, что «Викентий» Чекалин является бывш. диаконом Тульской епархии Виктором, к-рый в 1986 г. был лишен сана за двоеженство, а в 1987 г. осужден по ст. 120 УК РСФСР «за развратные действия в отношении несовершеннолетних». После выхода из заключения Чекалин объявил себя катакомбным епископом, побывал в Канаде и США, где поначалу был принят епископами РПЦЗ, но впосл. изобличен как самозванец и вор. После этих разоблачений Мстислав категорически запретил «хиротонисать новых епископов» без своего ведома, ранее «поставленные» епископы были «перерукоположены». Лжепатриарх Мстислав, пытаясь укрепить свою власть в УАПЦ, решил удалить от управления «церковью» тех, кто стоял у ее истоков. Вопреки принятому ранее уставу он назначил из числа своих ближайших сотрудников «патриарший совет», учредил в Киеве «патриаршую канцелярию», «местоблюститель патриарха» лжемитр. Иоанн в эти органы не вошел. После своей «интронизации» 17 нояб. 1990 г. «патриарх» Мстислав упразднил должность «местоблюстителя», вместо к-рой ввел должность управляющего делами УАПЦ и назначил на нее «еп.» Антония (Масендича ; впосл. принес покаяние и вернулся в РПЦ). Б. еще нек-рое время оставался в УАПЦ в качестве «митр.» Львовского, позднее был переведен на Дрогобычскую и Самборскую кафедру. Однако его отношения с управляющим делами УАПЦ не сложились, и 29 апр. 1992 г. «синод епископов» УАПЦ принял решение об исключении «митр. Иоанна (Боднарчука)» из состава «епископата» УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/149635.html

Конфликт между Иоанном (Боднарчуком) и Антонием (Масендичем) завершился в пользу последнего после того, как Иоанн запретил в своих приходах поминать Антония за «богослужениями». 29 апреля 1992 года Боднарчук был выведен из состава «епископата» УАПЦ. Впоследствии он на короткое время вновь оказался в числе раскольничьих «архиереев», но это было уже после смерти Мстислава (июнь 1993 года), когда Антоний и Филарет (Денисенко) создали так называемую «Украинскую Православную Церковь Киевский Патриархат», в которой Иоанну отвели место Волынского «митрополита». Однако он недолго управлял своей новой «епархией». Боднарчук погиб в автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах осенью 1994 года Правда, люди, знавшие Иоанна близко, считают, что это могло быть и самоубийство от отчаяния. Интриги и распри, ставшие в УАПЦ основным содержанием ее деятельности наряду с пропагандой националистических идей, только лишний раз подтверждают подлинную причину раскола: полнейшую бездуховность его лидеров, стремление сделать из Церкви средство для достижения материальных благ и реализации честолюбивых амбиций. На этих путях никоим образом невозможно создание благодатной поместной православной церкви, что наглядно демонстрирует печальный опыт украинских раскольников-автокефалистов. Более ста лет назад подобная пагубная практика привнесения в лоно Церкви националистической идеологии, несовместимой с духом Евангелия, была уже квалифицирована на Поместном Соборе Константинопольской Церкви 1872 года как ересь филетизма т.1, с.263]. Взявшие УАПЦ под свое покровительство политиканы-сепаратисты активно содействовали ее раскольничьей деятельности по отторжению от Русской Церкви приходов на Западе Украины, а позже в Волынской, Ровенской, Черновицкой и ряде других областей. Продолжалась и их помощь униатам. В результате, к началу 1991 года во Львовской области УАПЦ имела уже 249 приходов, в Ивано-Франковской - 50, в Тернопольской 201, УГКЦ соответственно 864, 530 и 283 Естественно, что эти цифры уже не отражали реального соотношения верующих в указанных регионах, но больше иллюстрировали деятельность националистически настроенных представителей администрации и активность боевиков «Руха». Многие приходы «национальных церквей» существовали лишь на бумаге Причем, статистика упрямо свидетельствовала о том, что подавляющее большинство населения Украины не приемлет римоили греко-католичества.

http://sedmitza.ru/lib/text/440070/

В первые два года филаретовский раскол покинули полтора десятка «архиереев» во главе с соучредителем УПЦ-КП «митрополитом» Антонием Масендичем. Они выступили с обращением к украинскому народу, в котором указали, что по патриотическим мотивам оказались в расколе, но увидели, что, кроме лжи, алчности и корысти, в нем ничего нет, и ведет раскол людей «не ко Христу, а к вечной погибели». Они покаялись перед украинским народом и призвали с покаянием возвращаться в УПЦ, спасительную каноническую Церковь. Мафия не простила им отступничества – и все вынуждены были бежать из Украины. Не сбежал диссидент-лагерник бандеровец Владимир Романюк, поставленный мафией в качестве ширмы в патриархи УПЦ-КП. Он издавал указы об увольнении Филарета, которые никто не выполнял, просил о помощи Блаженнейшего Владимира, обращался с заявлениями в Киевский УБОП с просьбой защитить его от Филарета и помочь найти миллиарды УПЦ и Компартии, спрятанные расколом за границей. Его одинокая борьба закончилась загадочной смертью на скамейке Ботсада. Да и сам Филарет оказался узником собственной мафиозной клетки. Вот попытался в этом году покаяться, письмо на Архиерейский Собор РПЦ написал. Не прошло и дня, как начал давать заднюю, сам себя опровергать. Очевидно, человечишке напомнили, что в Ботсаду много скамеек.   Паразитирование, как смысл существования Вести к вечной погибели – это единственная услуга, которую может предоставить филаретовский «Киевский патриархат» населению. Я далек от мысли, что Филарет с Зорей и Епифанием собирают свой «синод» и дают разнарядки, где и сколько людей к этой погибели привести. Но ими создан спрут, целая индустрия фальсификата, на которой многие кормятся. Рыбак рыбака видит издалека, поэтому филаретовская мафия тесно связана с кладбищенской, медицинской, управленческой. Полчища ряженых филаретовских лжесвященников, наглых, как цыгане, караулят у роддомов, офисов, моргов, кладбищ. Врут, распространяют всякие страшилки и суеверия, предлагают покрестить, освятить, отпеть, их порой и отогнать невозможно ни от младенца, ни от офиса, ни от машины, ни от покойника.

http://radonezh.ru/2018/07/19/kto-kryshu...

Второй по величине колокол собора, весом 978 пудов, был украшен ликами святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна и занимал левую башню северного портика. Третий колокол, 663 пуда, с образами святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, располагался в левой от южного портика башне. В четвертой башне собора находились остальные 12 колоколов. Некоторые из них также имели барельефы с изображениями святых благоверных великих князей Владимира и Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Исаакия Далматского, под чье покровительство отдал Петр Великий свой город. Автором моделей медальонов на всех колоколах был скульптор А. В. Логановский, а литье выполнил все тот же кудесник Стуколкин. Впрочем, всего не расскажешь даже об этих удивительных колоколах. С 1931 г. посыпалась колокольная медь в руки «культурно выросших трудовых масс» мелкой разменной монетой. Добавили колокольную медь и в никелевую монету, которая полностью заменила денежное серебро, — дополнительная прибыль Внешторгу. Хватило меди и на памятники «мировым революционерам». 1923 год — Архангельский губотдел ГПУ принял решение об освобождении епископа Илариона (Троицкого), который в течение года находился в ссылке, из-под стражи. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником святителя Тихона. Именно ему патриарх поручает главную задачу — искоренение обновленческого раскола. Первым шагом на этом пути стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 г. находились последователи одного из лидеров обновленчества «митрополита» Антонина (Грановского). 1990 год — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Новгород. Первосвятитель Русской Церкви совершил богослужение в Евфимиевском храме Николо-Вяжищского женского монастыря, возвращенного Церкви. Патриарх провел пресс-конференцию. 1992 год — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию во Введенском соборе Оптиной пустыни. В этот же день состоялась поездка делегации УПЦ-КП в Константинополь. В Состав делегации вошли «заместитель патриарха, митрополит» Филарет, «митрополит» Антоний (Масендич), «архимандрит» Валентин (Дажук), «игумен» Даниил (Чокалюк), депутат Верховного Совета Украины В. Червоний. Позднее была распространена информация о якобы возможном признании УПЦ-КП Константинопольским Патриархом. Константинополь опроверг эту ложь.

http://pravoslavie.ru/5498.html

- Перестали пускать на Украину? - Лучше бы не пускали, чем так унижать. Мы с коллегой-журналистом посетили Мстислава за полгода до его смерти, в его последний приезд в Украину, в облупленном номере гостиницы, где даже штукатурка падала с потолка. 95-летний старик, неходячий, подслеповатый, во время разговора он постоянно брал меня за руку и говорил: " Сину мiй, я habimь не маю де переночувати! " Он был потрясен предательством, унижениями, тем, что его никто не хотел ни слушать, ни слышать, ни принимать. К тому же его обворовали, были проблемы с оплатой номера, и мы с коллегой даже ходили к директору гостиницы, грозили скандалом за обдираловку: с иностранца Мстислава брали в десять раз больше, чем с граждан Украины. Так что он умер с разбитым сердцем, выпив до дна чашу унижений и оскорблений. Такой была месть Филарета. А сегодня у нас празднуют 25-летие избрание Мстислава патриархом. Чудеса! - Но та " единая поместная " развалилась? - На бумаге до сих пор существует. После Мстислава и Романюка ее возглавляет отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет), который был у них " заместителем " . Большая часть основателей-автокефалов во главе с Масендичем выступила с обращением к украинскому народу о том, что Филарет ведет людей к " вечной погибели " , и покинула ее. Но автокефалам удалось своего епископа поставить в зиц-руководители УПЦ КП - Владимира Романюка. Тот попытался выгнать Филарета, издал указ о его увольнении со всех постов, обратился за помощью в Управление по борьбе с организованной преступностью с просьбой защитить и помочь найти вывезенные за границу Филаретом миллиарды. Однако вскоре погиб на скамейке Ботанического сада от рук неизвестных реаниматоров. Выборы Филарета привели к новому расколу: две трети общин вернулись в УАПЦ. Затем часть из них опять загнали к Филарету. Наконец преемник Мстислава, лидер УАПЦ Владимир Ярема объявил Филарета " сатаной украинского народа " , о чем даже в своем духовном завещании в 2001 году записал. Но это не остановило желание филаретовцев поглотить автокефалистов. При Ющенко даже была создана общественная организация, возглавляемая братом президента, - " ЗаПУк " (За Поместную Украину). Между тем генеральная прокуратура Украины дважды снимала эту " церковь " с регистрации как незаконно созданную, но " старая преступная власть " всегда спасала Филарета. Парламентарии же в своих обращениях квалифицировали филаретовскую лжецерковь как чисто мафиозную структуру.

http://pravoslavie.ru/80259.html

Бедный папа во всех своих болезнях, не поднимая головы, прослушал выступления, а когда все поднялись и стали выходить, прощаясь с ним, Филарет сгреб ошеломленного старика в объятия, развернул к телекамерам и зацеловал. Естественно, по всем раскольничьим СМИ пошли фотографии: «Киевский патриарх Филарет встретился с Папой Римским!». Апостольская нунциатура вынуждена была выступить с опровержением: Святой Престол официальные отношения имеет лишь с канонической Православной Церковью Украины, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Все остальное – фольклор и художественная самодеятельность. Когда люди не давались, филаретовцы даже монтировали поцелуи и засылали их в эфир. – Было и такое? – Конечно. В начале 1990-х УАПЦ возглавлял «патриарх Украины-Руси»» Мстислав Скрипник, легендарная личность, племянник Симона Петлюры. Он терпеть не мог Филарета, считал его «украиножером», исчадием КГБ и коммунизма, даже ввел в оборот термин «филаретовщина», объявив ее «самой большой бедой Украины». Филарет платил ему той же монетой, именуя его самозванцем, преступным святотатцем, одно общение с которым ввергает человека в геенну огненную. Когда Филарета на Харьковском Соборе расстригли и выгнали из руководства и УПЦ, он прихватил многомиллиардную церковную кассу УПЦ, и они с президентом Леонидом Кравчуком решили пристроить Филарета в заместители к Мстиславу, который жил в США. Чтобы деньги стырить: мол, часть верующих одной церкви (Филарет, Евгения Петровна, челядь с Пушкинской – горстка людей) объединились с другой (согнанными КГБ-СБУ четырьмя епископами УАПЦ во главе с Масендичем) под омофором Мстислава, великого националиста и патриота. О чем торжественно объявили по всем государственным СМИ. Мстислав только на пятый день узнал , что злейший его враг оказался у него в заместителях, а церковь без его ведома переименована. Взбунтовалась диаспора, взбунтовался Мстислав, прилетел срочно в Украину. Здесь его обламывали и власть, и депутаты, и спецслужбы, но он наотрез отказался признавать себя патриархом новой структуры, Филарета – своим замом.

http://pravoslavie.ru/63213.html

Даже в столице отряды УНА-УНСО несколько раз повторяли попытки штурма Киево-Печерской Лавры, где, по их заявлению, «окопались москали» (там находилась резиденция митрополита Владимира). Всякий раз фашиствующих молодчиков удавалось отбить: братия Лавры и православные люди стойко обороняли вековую святыню от кощунников. Филарет (Денисенко) и Антоний (Масендич) тем временем поехали в Стамбул к патриарху Варфоломею. В честь киевских гостей был дан обед в патриаршей резиденции. Раскольники посетили Царьградские святыни. Филарет преподнес в дар Варфоломею две драгоценные панагии. Однако, Вселенский патриарх проявлял свой дипломатический талант: он медлил с признанием митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Церкви, но в то же время, весьма торжественно принимая Филарета, ограничивался только обещаниями. Отказал он и в выдаче Св. Мира для Денисенко Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с письмом к Вселенскому Патриарху Варфоломею, в котором изложил церковную ситуацию на Украине, возникшую в связи с раскольнической деятельностью монаха Филарета. В письме говорилось: «К глубокому сожалению, преступные антиканонические деяния монаха Филарета (Денисенко) соответствуют амбициозным устремлениям определенных политических кругов на Украине и активно поддерживаются ими. Последние получают выражение в умножающихся попытках насильственного захвата храмов, монастырей, зданий епархиальных управлений Украинской Православной Церкви. В своей борьбе в целях разрушения канонической структуры Церкви на Украине монах Филарет (Денисенко) использует захваченные им церковнные финансовые средства» Патриарх Алексий оповещал Патриарха Варфоломея о том, что раскольничьи круги распространяют на Украине информацию о якобы успешном протекании переговоров Филарета с Вселенским Патриархом, что вызывает беспокойство у православных людей. Предстоятель Русской Церкви выражал надежду миллионов своих верных чад о том, что Патриарх Варфоломей не допустит распространения раскола и не окажет никакой поддержки антиканоническим проискам Филарета В ответ из Стамбула поступило сообшение о том, что литургического общения с раскольниками не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Однако, все участники постыдного шоу стремились придать ему видимость важнейшего события в церковной жизни Украины. Сам Антоний, менее чем два года спустя, назвал этот «собор», создавший новую объединенную конфессию УПЦ КП, нелегитимным и незаконным, совершенно не соответствующим канонам Православия. Экс-«митрополит» УАПЦ справедливо отметил, что итогом этой «унии» стал новый раскол, а не его преодоление. Вину за все происшедшее епископ Антоний (Масендич) в своем интервью газете «Независимость» возложил на Филарета и депутатов «Собор» действительно был абсолютно неканоничен он проходил вопреки воле подавляющего большинства тех, от лица кого совершалось «соединение». Причем, с обеих сторон. Ни единого епископа УПЦ, которую якобы представлял Филарет, на сборище раскольников не было. Со стороны УАПЦ также далеко не все были согласны на авантюру с Филаретом. Среди них был и сам глава автокефалистов лжепатриарх Мстислав. Узнав едва ли не позже всех о случившемся 25-26 июня, Мстислав Скрипник решительно выступил против каких бы то ни было контактов с бывшим митрополитом Киевским, говоря о церковном союзе с Филаретом, что это ниже его, Мстислава, человеческого достоинства Нельзя скрестить капусту с горохом, говорил Скрипник. Однако, вскоре Мстислава удалось уговорить признать свершившееся: через Антония президент Кравчук обещал «патриарху» передать в его ведение ряд храмов, в том числе и собор святой Софии в Киеве. По воле объединительного «Всеукраинского Собора» УАПЦ, подтвердившего «слияние» УАПЦ и УПЦ (в лице Филарета и присных) и провозгласившего образование новой конфессии «Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат» (УПЦ КП), главой ее номинально был провозглашен Мстислав . Он стал «патриархом» новообразованной «церкви». Однако, Филарет сохранил за собой титул «Блаженнейшего митрополита Киевского» (что весьма странно при наличии «патриарха Киевского») и даже присовокупил к нему экзотический пост «заместителя патриарха», которого не имеется ни в одной Поместной Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009