Пойдем же за мной туда, пока мы еще с тобою живы, пойдем хоть из простого любопытства!… I. Праведная кончина инока Передо мной лежит письмо, простое частное письмо от лица к лицу. Давнишнее уже письмо это, и время наложило на него печать разрушения: поблекли и пожелтели листы почтовой бумаги, повыцвели чернила; только любовь, которая его диктовала, все так же свежа, все так же благоухает, и время не имело власти над нею. Я знаю этих лиц, хотя они уже ушли из этого мира, и я на его распутиях не встречался с ними; но я знаю их по рассказам о них от близких им по духу, по общности нашей с ними веры и любви, по вере и любви к тем обетованиям, в которые веровали они и в которые всем сердцем верю и я: они близки и дороги мне, эти лица, как воплощение чистейшего идеала и величия духа простых сердцем русских людей, былых строителей великой моей Родины. Пишет духовник Киево-Печерской Лавры иеромонах Антоний к именитому курскому купцу Федору Ивановичу Антимонову о последних днях жизни родного брата Федора Ивановича, еклесиарха Великой церкви архимандрита Мелетия . Прочти его со мною вместе, мой дорогой читатель! «Достопочтеннейший Федор Иванович! Сообщаю вам Божие благословение как поручение вашею любезного брата и моего духовного друга, отца Мелетия, вам и всему вашему потомству и всем родственникам вашим. Испросил я его у брата вашего от лица всех вас за восемь часов до блаженной его кончины, последовавшей 1865 года октября 17-го, пополуночи в пять тридцать утра. Последняя телеграмма передала вам роковую сию весть, столь близкую вашему сердцу. Я обещал писать вам подробно, но доселе замедлил. Причины замедления заключаются в том, что мне пришлось исполнить весь долг христианский в отношении дорогого усопшего: уход за ним во все время его предсмертной болезни, напутствие его к смерти, погребение и, наконец, шестинедельное по душе его служение Божественной литургии — все это лежало на моей обязанности. И теперь еще, до исполнения сорока дней со дня его кончины, я не свободен, так как ежедневно совершаю службу в Великой церкви за упокой души дорогого почившего. Поэтому не взыщите за недостаточную связность изложения — пишу вам урывками.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   Сей, хотя и в нынешние времена явился, но крепость и любовь к Богу, которые в нем сияли, многих, прежде него бывших подвижников, превзошли. Уже в юном возрасте он земных благ гнушался и о небесном помышлял, от чрева матери был чистым сосудом для Святого Духа, не взлюбил он славу мира сего, нищету добровольно воспринял и во всем уподобился Господу своему. Красоты мимотекущие ни во что вменив, об одном только помышлял, — как бы прийти, предстать пред лицом Бога, наедине с ним общаться в молитве. И от матери многие и жестокие истязания принял он, ибо этим хотел отвратить враг наш святого отрока от доброго помысла; предвидя, окаянный льстец, что от него побежден он будет, многие беды обрушил он на него. Благодать же Божия вела его туда, где, как солнце, воссиял он на тверди небесной, лучами своими просветив весь мир, и, видения не лишенный, предначертанное свыше принял, разумом восходя ежедневно на высшее, по апостолу, — «забывая заднее и вперед простираясь». Был он послушлив безмерно родившей его, но более того стремился исполнить Божественные повеления; уразумев мудростью Духа Святого, что препятствуют заботы о мирском заповеди Божественные исполнить, все отверг он и на бег устремился, помыслив в себе и говоря: «Лучше мать огорчить на малое время, пока наконец не даст ей Господь разум суетным пренебречь, нежели Царства Господнего лишиться».    Пришел он в город Киев, наставника ища и учителя, который ясно открыл бы ему путь Божественный; и, долго искав, нашел, — не оставляет Господь без наград стремящихся к доброму. Мужа чудного встретил он, совершенного в рассуждении, и многоразумного, и пророческим даром обладающего, которого звали Антоний. К нему пришел блаженный Феодосий, юный возрастом, разумом же старый, все поведенное ему учителем усердно исполнял он и больше того, и был, если сказать по Иову, — «око слепым и нога хромым»; апостольское слово, в котором сказано: «Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов», всегда в сердце держал. Сей же блаженный не за одного или за двух понес бремя, но всей братии служил и всем помощь оказывал. Многие из них покой обретали служением его. С помощью Бога, который даровал ему силу телесную, творил он это во все дни, и никогда службы церковной не пропускал и правила келейного никогда не нарушал, и к уставу монастырскому, который написал приходящим для доброго труда и благого послушания, с великим прилежанием относился. За это Господь и возвеличил его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Затем священник берёт правой рукой Чашу, целует её, делает малый крест над антиминсом, не касаясь его, говоря тихо: «Благословен Бог наш», оборачивается лицом к народу и в Царских вратах произносит, делая крест Чашей: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Потом несёт Чашу со Святыми Дарами, держа её не ниже лица, у жертвеннику (а диакон, встречая их, кадит), поставляет их на жертвеннике, берёт у диакона кадило и кадит Святые Дары единожды (т.е. совершает три движения кадильницей с одним поклонением. Некоторые иереи и архимандриты говорили при этом трижды: «Слава Тебе, Боже». Схиархиепископ Антоний (Абашидзе), кадя, всегда говорил трижды «Слава Тебе, Боже», и затем, слагая антиминс, читал молитву «Благодарим Тебя, Владыко, Человеколюбче, благодетелю душ наших»), затем отдает кадило диакону, крестится и поклоняется перед жертвенником и отходит к престолу, где складывает антиминс, предварительно сделав знак креста губкой над антиминсом, поцеловав её и положив её посредине. При складывании антиминса нужно следить, чтобы «верхняя», т.е. восточная часть была под «нижней», т.е. западной, а левая – под правой. §81 . В это время диакон, распустив орарь, идёт северными дверьми на солею, где произносит ектению «Прости приимше». В Киево-Печерской Лавре диакон не распускает ораря «дондеже потребит Святая», и произносит эту ектению (если, конечно, служба не соборная или диакон лишь один) с крестовидным препоясанием. На возгласе ектении священник, взяв предварительно евангелие, делает им знак креста над сложенным антиминсом, целует его и полагает на престол. Делая крест евангелием, следует держаться того же порядка, что и при возгласе «Благословенно Царство»: на словах «Отцу» ставить евангелие на восток, «Сыну» – на запад, «и Святому Духу» – на север и юг. Затем священник целует престол, с крестным знамением единожды, возглашает «С миром изыдем», выходит через Царские врата за амвон, где и читает заамвонную молитву. Примечание (из воспоминаний, не вошедших в книгу): Заамвонная молитва читается сразу за амвоном (там, где чтец читает Апостола). А то иногда её читают, заходя за аналой. Это неверно. Даже как-то одному батюшке, делающему так, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– активизация на контраразузнавателните «мероприятия» на украинските тайни служби по отношение на Украинската Православна Църква; – лишаване на Украинската Православна Църква от правото да използва храмовете на най-значимия исторически манастир – Киево-Печерската Лавра; – въвеждане на т. нар. «санкции» спрямо нейното духовенство. На същия ден решението беше утвърдено с указ на президента Зеленски; с негови последващи укази бе определен списък на подложените на «санкции» епископи на Украинската Православна Църква. Освен всичко друго, «санкциите» означават фактическо лишаване от правото за управление на имущество на територията на Украйна. Нещо повече, както съобщават украинските медии, впоследствие с указ на президента Зеленски редица архиереи на Украинската Православна Църква са били лишени от украинско гражданство, което вероятно ще бъде използвано като основание за принудителното им изгонване от страната. Това се върши, въпреки че член 25 на Конституцията на Украйна гласи: «Гражданинът на Украйна не може да бъде лишен от гражданство и право за промяна на гражданство. Гражданинът на Украйна не може да бъде изгонен от Украйна». Член 9 на разработената под егидата на ООН «Конвенция за намаляване на броя на лицата без гражданство», към която през 2013 г. се присъедини и Украйна, гласи: «Никоя договаряща се държава не може да лиши никое лице или група лица от гражданство на расови, етнически, религиозни или политически основания». Проскрипционните списъци на украинския епископат и духовенство се приемат от Съвета за национална сигурност и отбрана на Украйна без законна съдебно-следствена процедура и възможност за обжалване на решенията. «Санкциите» и лишаването от гражданство се прилагат спрямо духовниците на само една конфесия, въпреки че член 24 на Конституцията на Украйна пряко забранява привилегии или ограничения на правата на гражданите на Украйна въз основа на религиозните им убеждения. Ето защо лишаването на украинските религиозни деятели от гражданство е несъмнено форма на масови политически репресии, противоречащи на Конституцията на Украйна и подписаните от тази държава международни договори. При това се нарушават именно онези права и свободи, чието ограничаване е пряко забранено от член 64 на Конституцията на Украйна дори по време на военно или извънредно положение.

http://mospat.ru/bg/news/89956/

Таким образом, уже во время работы сейма православные через русского резидента стали искать помощи и поддержки русского правительства в борьбе с правительственной политикой. Уже после заключения Андрусовского перемирия 1667 г. был поднят вопрос о внесении в текст будущего мирного договора гарантий для православных в Речи Посполитой После вторжения османов в Речь Посполитую в 1672 г. вопрос об этом временно отошел на задний план, но в начале 1676 г. он снова стал актуальным. Можно высказать и некоторые соображения о том, по чьей инициативе православные, приехавшие на сейм, стали искать контактов с резидентом. В «расходных книгах» В. М. Тяпкина под 15 марта отмечено, что он передал Антонию Виницкому 2 пары соболей Установившиеся контакты получили продолжение в следующем, 1677 г. В письме от 5 января он сообщал об отправке в Москву королевской инструкции на сеймики, где отметил, что документ привез «старец Офонасей Соколскои от митрополита Антония Виницкого», и они оба – «верные слуги великому государю» 25 февраля резидента посетил сам «неусыпный слуга верной» Антоний Виницкий и попросил, чтобы царь разрешил ему «съехать на обещание в Киево-Печерскую святую лавру, где пострижен» Эти сообщения В. М. Тяпкина четко фиксируют поворот в политике ранее лояльной по отношению к Речи Посполитой православной иерархии в сторону России, что было закономерной реакцией на переход властей Польско-Литовского государства к политике форсированного насаждения унии.     © Флоря Б. Н., 2015   Текст наказа см.: РГАДА, ф. 79 (Сношения России с Польшей), кн. 100, л. 22–38. Там же, кн. 163, л. 129. О нем как члене Львовского братства в 1660 г. см.: Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586–1788): Источниковедческое исследование. М., 2009. С. 323. РГАДА, ф. 79, кн. 160, л. 255–255 об. Там же, л. 300. Там же, кн. 163, л. 60–60 об. Там же, кн. 160, л. 439 об. Там же, л. 37 об.— 38. Там же, ф. 79, 1675 г., 5, л. 72. Там же, ф. 79, кн. 163, л. 55 об., 166. Там же, кн. 160, л. 476; кн. 163, л. 57.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982993/

– «Бывало нередко, – прибавлял о. Антоний, – придет к Батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идет бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелел». «Однажды, – рассказывал оптинский старожил иеромонах Пимен 112 , – когда я, бывши еще новоначальным, пришел к о. Леониду с тремя другими послушниками, и мы, стоя пред ним на коленях, объясняли ему, что каждому было нужно, вошел какой-то приезжий господин в густых эполетах. Старец спросил его: „Что вам угодно?“ Господин ответил: „Я много об вас слышал и, приехавши в Оптину Пустынь, желал посмотреть на вас“. – „Извольте смотреть“, – сказал о. Леонид. При этом он встает и, поглаживая обеими руками грудь и живот, поворачивается к приезжему боком, спиною и другим боком, а потом опять обращается к нему лицом, повторяя: „Вот, извольте смотреть меня“. Озадаченный и смущенный таким поступком Старца, господин тотчас же пошел к настоятелю жаловаться, что приехал в обитель ради пользы душевной, а Старец очень странно принял его, – вставши, только кругом повернулся пред ним. Настоятель спросил: „Как вы пришли к Старцу и что ему сказали?“ – Тот отвечал: „Я ему сказал, что, много наслышавшись о нем, желал посмотреть его“. – „По вопросу вашему был и ответ вам, – заметил настоятель, – о. Леонид иногда полу-юродствует, но, уверяю вас, что Старец мудрый и святой“». «Не успели мы уйти, – продолжал иеромонах Пимен, – как господин с густыми эполетами опять явился к батюшке о. Леониду и поклонился ему в ноги, хотя Старец и удерживал его. – „Простите, Батюшка, – сказал он, – я вам не сумел объяснить о себе и вас не понял». – Тогда Батюшка махнул нам рукою, и мы ушли, а Старец часа два занимался с приезжим господином. Что они говорили, не знаю. Только после этот господин целый месяц жил в монастырской гостинице, очень часто ходил к о. Леониду, и после много раз писал ему, что он был в отчаянном положении, и что Старец оживил и воскресил его». Рассказ вышеупомянутого Киево-Печерского иеросхимонаха Антония: «В 1812 г. в войне с французами убит был полковник Кульнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Преп. Анин «въ начало въздраста въ облашьстмь образ сы въ кротости и въ безмлъвии, въ сьмрении же и тихости нрава видимъ баше прбывая присно, и веселие юности не движеся вь немъ николиже и мятеж грховъныихъ страстии диствоуюштия присно въ юныихъ, и тако кротъкъ баше и сьмренъ срьдцемъ, коже дивити ся вьсмъ зъряштиимъ го, како бес прданы и не отъ оучень имхъ въложи въ свою доушу вьсю, коже решти, кротость»... (Супрасл. рукоп., 426). О детских годах Антония Вликого Афанасий Александрийский рассказывает: «книгы же выкныи и не хотяше нихь ити, дтми зовм на игры точныимъ лты. и оуспва възрастм, но пребидя оумомь. хотние же все имаше по писаномоу, акы безлобы жити въ домоу своемь. хождааше оубо съ родителема въ црковь. ти ни аки дтищь тоужаше ни пакы верстою оуспва, пребидяше оумм. но родителема повиновашеся». (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1366, л. 243). Роковое значение для Антония имел такой случай: «въниде въ црквь. и случися тогда чести. и слыша га глюща богатомоу. аще хощеши съвръшень быти раздаи свое оубогымь и въ слд мене. и имти имаши съкровище на нбсхъ... и иде пакы въ црковь и ко вниде слыша глюще. ре гь не пецтес оутръшним»... (там же, л. 243, b–c). Под влиянием слов Евангелия: Мф.16:24 , слышанных в церкви в один из воскресных дней, и Кириак Отшельник оставляет мир и удаляется в пустыню. (Палестинск. Патер. Вп. VII, 3). Феодосий Киновиарх отправляется в Иерусалим, прочитав повеление Божие Аврааму ( Быт. 11:1 ) оставить страну родную и семью (Палест. Пат. VIII, 5). О чрезвычайно быстрых учебных успехах рассказывается и в житии Евфимия Великого: «малоу же времени минувшю разоумвь еппь прешедша и дтьскаа предасть и оучителем... оучиже стымь книгам зло любяше подражатель быти стмь моужем словоущимь въ них. гнвашеже егда лишенъ бывааше стхъ книгь»... (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1366, л. 273, а–в). Придя в Киев, Феодосий обошёл все монастыри, «хот быти мнихъ и молс. да притъ... боудеть» (лист 31), но, как бедный человек, не был принят ни в одном: «ни (т. е. настоятели монастырей, с которыми приходилось иметь дело Феодосию) видвъше отрока простость и ризами же хоудами облечена. не рачиша того прити». Тогда, услыхав о преп. Антонии, подвизавшемся в пещере, пылкий юноша, «окрилатвъ оумъмь», идет к нему, падает в ноги великому отшельнику и со слезами на глазах умоляет «дабы оу него былъ». «Чадо, – возражает ему Антоний, – видиши ли пещероу сию скьрьбьно соуще мсто и тснише паче инхъ мстъ. ты же оунъ сыи ко же мню и не имаши трьпти на мст семь скърби». «Се же, – оговаривается Нестор, – не тъкмо искоуша и глаголаше нъ и прозорочьныма очина прозр. ко тъ хотше възградити самъ мсто то. и манастырь славьнъ сътворити. на събьрани множьствоу чьрньць».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Несколько времени спустя после смерти Ярослава, господин человек из города Любеча, который находился в Черниговской области, пошёл странствовать по святым местам. Прежде всего, он направился вниз по Днепру, к православной Греции, где в то время уже славилась своими монастырями и строгой монашеской жизнью св. славная гора Афон. Там много жило иноков в строгом посте, в молитве и уединении. Далеко распространилась слава про их строгую подвижническую жизнь. И вот идет этот человек из, города Любеча, пробираясь к Афонской горе, и не страшится никакой опасности. Сильно ему захотелось посмотреть на отшельников Афонской горы и самому поучиться у них постническому житию; а опасностей на пути ему предстояло много. Едва лишь успеешь подойти к Днепровским порогам, которые находятся в сорока четырех верстах ниже Киева, неизбежно было встретиться с печенегами, которые любили здесь поджидать торговые суда, чтобы воспользоваться богатою добычей. Чем дальше идти по берегу, тем скорее можно встретить смерть. Но как ни велика была опасность в пути, а сила душевная, упование на Бога и желание побывать на Афоне были сильнее в душе любечанина и он безтрепетно шёл вперед. Много бед и лишений перенес он на пути, наконец, его желания увенчались успехом – он увидал св. Афонскую гору и обрадовался. Он обошёл все монастыри на Афоне, видел Афонских иноков, которые, обращаясь с любовью к каждому приходящему, пленили кротостью душу русского человека; захотелось и ему вести подобную им жизнь, захотелось потрудиться для Бога, посвятить себя молитвам за грешный людской род, и он попросил игумена, одного из монастырей, постричь его в иноческий сан. Игумен охотно постриг его и наименовал Антонием. При пострижении игумен благословил его и сказал: «иди в Россию – пусть будет на тебе благословение св. горы и пусть от тебя размножатся монахи на Руси». И пошёл Антоний обратно по дороге в Россию. Через несколько времени он пришёл в Киев и стал ходить по Киевским монастырям, отыскивая, где бы ему поселиться. Но не по душе ему было в Киевских монастырях, так как он крепко любил тишину и уединение, и он не остался ни в одном из Киевских монастырей: так, видно, Богу угодно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Эти взгляды и отзывы были, впрочем, как нельзя было не заметить при подобных беседах, плодом уже последующих его убеждений. А с другой стороны эти последние сложились у него, сколько лично, столько же под влиянием высокопр. Филарета, который, как не безызвестно, смотрел на изучение философии своеобразно и, во всяком случае, со слишком строгой точки христианско-религиозной и духовно-нравственной аскетической, а потому и самых тогдашних представителей философствования он не очень-то жаловал и не обеспокоивался при оставлении ими Академии 87 . Из личных же воспоминаний преосв. Антония за описываемую пору его академического образования нельзя было не замечать, что он не платил особенной дани увлечения к слышанным лекциям; «мне не по душе, – говорил он, – было особенно то мистифирование, в котором как-то безразлично перемешивалось человеческое психо-философическое содержание с истинно христианским... оно не увлекало, а держало как бы ум в раздумье, – но бесплодном... Самоё-то было уже не в пользу преподавания, что лекции полные не сдавались; студенты же если и составляли записки со слышанного в классе, то не полно и не точно, а иногда по местам по произволу... Наконец, если и давались некоторыми профессорами собственные записки, то слишком краткие и, к тому же, часто видоизменявшиеся, что и подрывало веру в авторитетность. Еще более как-то не укладывалось всё это в душе при одном представлении, что живёшь в Киеве, под сенью святынь, где мудрование человеческое менее всего могло иметь места... Бывало, особливо, когда посетишь св. Лавру, так и чувствуешь, что и возможный жар увлечения остывал и не скоро опять пробивался»... Ближайшим же последствием указываемого впечатления от лаврского Богослужения была известная брошюра под заглавием: «Великие дни Богослужения в Киево-Печерской Лавре». Напечатание её относится к последующим годам; но всё содержание есть плод описываемых первоначальных впечатлений. Происхождение этой брошюры, как объяснил сам покойный Владыка, двойственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Говоря о непростой международной обстановке, Сергей Степашин обратил внимание присутствующих на тот факт, что старейшая международная общественная организация дала серьезную оценку происходящим в Киево-Печерской Лавре событиям. В своём докладе председатель ИППО уделил внимание работе Культурно-просветительской секции. Он отметил успешное проведение ряда просветительских и благотворительных мероприятий. Сергей Степашин упомянул и презентацию серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии, состоявшуюся в Центре ИППО. Сергей Степашин также коснулся информационной деятельности, отметив, что официальный сайт ИППО оперативно откликается на все значимые для Общества события. Подводя итоги работы за отчетный период, Сергей Степашин отметил, что ИППО по-прежнему подтверждает свою жизнеспособность и эффективность, в том числе в сложной международной обстановке. Далее прозвучали выступления руководителя Московского регионального отделения Общества Олега Шабуневича, руководителя Научной секции ИППО Сергея Житенева, председателя Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», заместителя председателя ИППО Анны Громовой, председателя Совета ИППО в Государстве Израиль Игоря Ашурбейли, руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима (Кравченко), руководителя Сирийского отделения Общества Мишеля Аль-Тали, руководителя Кипрского отделения ИППО Леонида Буланова, руководителя Молодежной секции ИППО Олега Робинова, руководителя Московского областного отделения ИППО Юрия Смирнова. Управляющий делами ИППО Даниил Бурдыга внёс на рассмотрение Совета вопрос принятия новых членов в Общество. Все кандидатуры были единогласно одобрены. По окончании заседания состоялся просмотр документального фильма «Россия в Святой Земле», снятого по заказу Императорского православного палестинского общества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Распечатать публикацию

http://mospat.ru/ru/news/90257/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010