Я студентам часто напоминаю: «Между мной и вами нет большой разницы в возрасте, но семинаристы моего поколения обрекали себя на участь быть изгоями общества. Для государства, строящего коммунизм, это были люди второго сорта». Сейчас воспитанники семинарии, если можно так сказать, представители престижной профессии. Однако статусное положение дает настоящие плоды только тогда, когда оно соответствует личностным качествам. Подлинный проповедник живет тем, чему учит. В этом и заключается смысл духовного образования. Причем необходимо учитывать, что к нам приходят абитуриенты, которых можно назвать «христианами первого поколения». В большинстве своем они или их родители недавно пришли к вере. Однако одно дело получить веру, а другое суметь ее сохранить и передать. Каждый христианин является обладателем Божественных тайн. Священники обязаны сделать все, чтобы современное общество приняло и усвоило божественные истины. Один умный человек сказал, что семинаристы это «дети Церкви», которые должны стать «отцами Церкви». Поэтому воспитательный элемент в духовных школах очень важен, слава Богу, что Киевская духовная академия и семинария располагается на территории Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Здесь все видимым образом доказывает: идеал, о котором говорит Евангелие, достижим. Для молодых людей это очень важно. При взгляде из России кажется, что украинское общество достаточно четко разделено на западную и восточную части. Это отражается на составе студентов Академии? У вас есть студенты из западных областей? Уникальность Украинской Православной Церкви в том, что она (если говорить о Церкви как об общественном институте) единственный институт, который объединяет все регионы Украины. В этом большая заслуга прежде всего ее предстоятеля Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира , который является символом церковного единства как на западе, так и на востоке. Среди студентов региональные разделения вообще не ощущаются. У нас учатся уроженцы и западной Украины, и востока, и юга, и Крыма. Каково количественное соотношение студентов из разных областей Украины? Две области дают самое большое количество студентов: Донецкая и Закарпатская, на третьем месте Ровенская область. Все остальные представлены равномерно. На вступительных экзаменах мы не учитываем, откуда приехал абитуриент. Главное, чтобы у человека были способности и желание учиться, заниматься богословием, и чтобы он был предан Церкви. Кроме того, что преподаватели Московской духовной академии публикуют свои работы в «Трудах Киевской духовной академии» и приезжают на конференции, есть еще какие-то регулярные связи в течение года?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210610...

Однако все же надо понимать, что наши возможности ограничены. Внедрение новых предметов не должно приводить к сокращению часов, выделяемых на изучение Священного Писания, догматики, литургики и других сугубо церковных дисциплин. Обновление учебных планов не должно происходить за счет сокращения часов, выделяемых на базовые предметы. — Зачастую священник становится хранителем памятника истории — храма, вокруг которого собран приход. Как Вы думаете, должен ли он еще в духовной школе получить некую базу знаний по истории, искусству и архитектуре, которые помогут ему при контактах с искусствоведами, проведении реставрационных и консервационных работ? — Мы думали над этим вопросом. И пришли к однозначному выводу о необходимости давать будущим священникам знания не только об истории церковного искусства, но и о современных подходах к сохранению и реставрации памятников. Еще более важно, чтобы священник был знаком с действующим законодательством, регулирующим эту сферу. В нынешнем году мы подписали договор о сотрудничестве с Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником. Заповедник является одним из наиболее авторитетных в Украине учреждений, занимающихся, в том числе, и реставрационной работой. Подписанный договор предполагает, что Киевская духовная академия совместно со специалистами заповедника будет разрабатывать учебные курсы (или, скорее, спецкурсы), посвященные охране и реставрации памятников искусства. В настоящее время уже разработаны проекты программ таких курсов. Надеемся, что с нового учебного года мы будем вводить их в учебный процесс. — Когда выпускники духовных школ приступят к порученному послушанию на приходе, им, несомненно, придется столкнуться с необходимостью организации социального, миссионерского служения, окормления военнослужащих и заключенных. Есть ли у них возможность получить теоретическую базу и практические навыки уже во время обучения? — Как я уже сказал, у нас есть в программе предмет «Социальная доктрина Церкви», преподается у нас и миссиология. Но тут, конечно же, решающее значение имеют практические навыки. Потому мы всячески поощряем посещение нашими студентами военных частей и пенитенциарных учреждений. Кроме того, наши студенты уже во время учебы несут послушание в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и иными военными формированиями Украины, где также имеют возможность приобрести практический опыт.

http://patriarchia.ru/db/text/3102728.ht...

Но если близкие связи вообще благоприятны для созвучных переживаний, то почвою по преимуществу приспособленною к ним бывает дружба: по утверждению св. Максима Исповедника «верный друг несчастия друга считает своими и терпит их вместе с ним, страдая до смерти». 765 Ведь вообще отличительное преимущество любви, по св. Нилу Синайскому , – в том, что она объединяет всех, до самого внутреннего расположения души; вследствие такого единства каждый свои страдания передает всем другим, а сам от других принимает их страдания. 766 Все за всех отвечают и все за всех страдают. Объединяясь так, существом своим, и образуя рассудочно непостижимое дву-единство, други приходят в едино-чувствие, едино-волие, едино-мыслие, вполне исключающие разно-чувствие, разно-волие и разно-мыслие. Но, вместе с тем, будучи активно ставимым, это единство – вовсе не медиумическое взаимо-овладение личностей, не погружение их в безличную и безразличную, – а потому и несвободную, – стихию обоих. Оно – не растворение индивидуальности, не принижение ее, а подъем ее, сгущение, укрепление и углубление. Тем более относится это к дружбе. В отношениях дружбы незаменимая и ни с чем не сравнимая ценность и своеобразность каждой личности выявляется во всей красоте своей. В другом Я личность одного открывает свои задатки, духовно оплодотворяемые личностью другого. По слову Платона, любящий рождает в любимом. 767 Каждый из друзей для личности своей получает утверждение, находя свое Я в Я другого. «Имеющий друга, – говорит Златоуст, – имеет другого себя – λλον αυτν χει». 768 « Любимый для любящего, – рассуждает св. Отец в другом месте, – то же, что сам он. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека – τατα γρ στι φιλα, μηκτι εναι τν φιλοντα κα τν φιλομενον δο διηρημνους, λλ’ να τν νθρωπον». 769 Разделенность в дружбе – лишь грубо-физическая, только для зрения в самом внешнем значении слова. Потому-то, в стихире на день Трех Святителей, 30-го января, поется о них, живших в местах различных, как о «разделеннех телесне, но совокупленнех духовне». Но при житии совместном даже тело становится как бы единым. Так, Киево-печерский иеросхимонах Антоний, описывая кончину архимандрита Мелетия, пишет: «Тридцать с лишним лет были мы с ним в теснейшем дружеском общении, а последние три года у нас было так, что мы стали как бы тело едино и душа едина ». 770

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

А как теперешнее состояние здоровья моего, по благости Божией, дозволяет мне предпринять поездку в С.-Петербург, то дабы во всей точности исполнить Высочайшую Его Императорского Величества Волю, которая всегда есть и будет для меня священным законом, призвав Господа Бога в помощь, завтра же, 10 числа сего Ноября, я отправляюсь в путь. Поспешая о сём известить Вас, Милостивый Государь, с совершенным почитанием и преданностью имею честь быть и пр. 9-го Ноября 1840 года Но вслед за этим отношением было написано другое следующее. Сиятельнейший Граф! Милостивый Государь! Человек яко трава, дние его, яко цвете сельный, тако отцветет. Сию Божественную истину я ныне испытал на себе. Отношением моим от 9-го сего Ноября за имел я честь известить Ваше Сиятельство, что теперешнее состояние моего здоровья дозволяет мне предпринять поездку в Столицу. 10-го числа в воскресный день, совершивши Божественную Литургию в Киево-Печерской Лавре, я отправился в путь. И дорога, хотя весьма грязная, представлялась сносною; но в ночи на 11-е число, после продолжительных дождей, последовал мороз; от сгустившейся грязи проезд в моих экипажах сделался совершенно невозможным. С величайшею трудностью, в течение почти суток, едва могли мы доехать до города Козельца Черниговской губернии. На семидесяти верстах я уже почувствовал, что состояние моего здоровья не может дозволить мне ныне продолжать поездку в Столицу. Почему с крайним прискорбием я принуждён был возвратиться в Киев. Извещая о сём Вас, М.Г., с совершенным почитанием и пр. 12-го Ноября 1840 г. Покойный высокопр. Антоний по поводу этой переписки объяснял, что самое первое желание и просьба дяди-Владыки освободиться от поездки в С.-Петербург происходили, как было заметно, не собственно от слабости его здоровья телесного, а от особенного душевного настроения. Потому-то остаётся заключить, что в незадолгое время перед получением им Высочайшего вызова для присутствования в Св. Синоде, им была принята схима. На этом-то основании и мы выше заметили, что принятие высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Еще когда Киев был в руках большевиков, они пытались провести свое расследование убийства митрополита Владимира. М. Муравьев заявил, что большевистское командование не отдавало приказов об его убийстве и что святитель стал жертвой анархии, царившей в Киеве после взятия города советскими войсками. По свидетельству одного из современников, Муравьев даже издал воззвание «по поводу убийства митрополита Владимира», в котором сообщал, что оно «совершено кучкой каких-то анархистов, с которыми он будет вести беспощадную борьбу» 19 . Несмотря на обещания, большевики так и не выявили убийц. Попытки переложить вину за это преступление на «кучку каких-то анархистов» выглядят странно, поскольку в состав большевистской армии Муравьева входило большое количество идейных анархистов, некоторые из них даже занимали высокие командные должности. Да и сам Муравьев не скрывал своих про­анархистских симпатий, в связи с чем ожидать от него беспристрастного расследования было бы странно. Свои преступления и массовые казни в Киеве Муравьев оправдывал «революционной целесообразностью», а многие из них поощрял лично.  Не рассчитывая на помощь новой власти, в Киево-Печерской лавре было решено провести собственное независимое расследование. По его результатам профессор Киевской духовной академии протоиерей Федор Титов уже в апреле 1918 года издал книгу «Венок на могилу мит­рополита Владимира», в которой постарался в деталях реконструировать события последних дней жизни святителя 20 . Однако автор не смог дать однозначный ответ на вопрос, кто же именно убил митрополита.  После того как большевики бежали из Киева, предпринималось несколько попыток расследовать преступление 21 . Следствию, проводившемуся в период правления в Киеве гетмана Павла Скоропадского, даже удалось установить одного из предполагаемых участников убийства — солдата большевистского 436-го Новоладожского полка Трофима Нетребко, у которого были родственники среди лаврских монахов 22 . Однако после падения гетманского правительства в декабре 1918 года следствие было приостановлено и больше не возобновлялось. Зверское убийство Киевского митрополита так и осталось нераскрытым.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

В двух остальных частях Палинодии, если и можно подмечать некоторое соответствие с Republica Ecclesiastica, то оно касается некоторых частностей и обусловливается сущностью самого предмета и единством школьных богословских преданий. Здесь автор держится своего плана, какой определен для него задачей полемики с Кревзой и сочинением последнего, и приводит свои доводы из древних славянских книг, преимущественно богослужебных, на которые ссылается и Кревза. Вообще, в последних двух частях Палинодии Копыстенского есть самостоятельное произведение православной мысли, которая, пользуясь для своей цели разнообразными источниками, творчески распоряжалась ими и создала из них одно стройное целое. Да и в первых частях она представляет собой счастливое подражание оригиналу. Протестантских воззрений в ней нет и следа. В Киево-Печерской лавре сохранилась рукопись de Republica Ecclesiastica, которой пользовался Копыстенский: над каждым тенденциозным сектантским местом ее написаны им заметки вроде: error, peccans aussus. Немало таких же заметок сделано на ней другими неизвестными авторами, которые, как и Копыстенский, очевидно отрицали все, что противоречило их православным убеждениям. Самой рукописью мы, к сожалению, не могли пользоваться и свои сопоставления и суждения делаем на основании статьи: Сплетнский архиепископ Марк Антоний, помещенной в Труд. Киевск. Дух. Акад. за 1879 год, февраль, 206–213, 343–344 стр., март 348 и 349, 353–355. Главные виновники падения Польши, приучившие юношество к партизанству в быту домашнем, политическом и религиозном, систематически поощрявшие народ ко всякому насилию и самоличной расправе, благословлявшие буйных шляхтичей и магнатов на страшные грабежи и наезды, стремившиеся превратить страну в царство лжи, коварства, обмана, вражды и злобы, чтобы им самим царить над этим темным царством, иезуиты были такими же предателями-врагами на поприще ученом, какими они явили себя на поприще политическом. После долголетней борьбы с краковской и замойской академиями за дело воспитания, они удержали за собой поле битвы, овладели всем образованием страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Предстоятель Украинской Православной Церкви открыл VIII ежегодную студенческую конференцию Киевских духовных школ 15 марта 2017 г. 13:53 14 марта 2017 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в стенах Киевской духовной академии и семинарии состоялась VIII ежегодная студенческая конференция «Студенческая наука в духовной школе». В этом году конференция посвящена 25-летию Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви , прошедшего 27-28 мая 1992 года. В начале пленарного заседания в актовом зале в Киево-Печерской лавре с приветственным словом к собравшимся обратился Блаженнейший митрополит Онуфрий.  Ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний сообщил присутствующим о тематике предложенных докладов и познакомил с участниками конференции. Управляющий делами Украинской Православной Церкви выступил с первым пленарным докладом, посвященном предпосылкам и каноническим последствиям Харьковского Собора. Перед завершением пленарного заседания состоялись презентация изданий Киевской духовной академии и вручение именных стипендий Предстоятеля Украинской Православной Церкви лучшим студентам высших духовных учебных заведений. Блаженнейший митрополит Онуфрий вручил премии преподавателям духовных школ, осуществившим подготовку учебных пособий в 2016 году. Именная стипендия Предстоятеля Украинской Православной Церкви для лучших студентов высших духовных учебных заведений Украинской Православной Церкви была учреждена решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 октября 2016 года. После пленарного заседания работа конференции продолжилась в девяти секциях: «Православие в современной Украине: проблемы и перспективы», «Библейские науки», «Догматическое богословие и патрология», «История Церкви», «Христианство в ХХ веке», «История духовных школ», «Общие вопросы богословия, философии и культуры», «Литургическое богословие» и «Церковно-практические дисциплины». В этом году мероприятие, которое ежегодно проводит Киевская духовная академия, собрало представителей различных духовных учебных заведений. На секциях участникам форума было предложено более 100 докладов, авторами которых стали студенты и аспиранты Киевской духовной академии и семинарии, Московской духовной академии , Одесской, Волынской, Полтавской, Харьковской, Почаевской духовных семинарий, Черниговского духовного училища, а также представители светских учебных заведений: Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Житомирского государственного университета им. И. Франко, Хмельницкого института Межрегиональной академии управления персоналом, Черниговского областного педагогического лицея, Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды, Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского и Всеукраинской благотворительной организации инвалидов и пенсионеров «Лицом к истине». Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/4834628.ht...

И се теб, брате, скажю, что ради мое тщание и вра къ святому Антонию и Феодосию. СКАЗАНИЕ СИМОНА, ЕПИСКОПА ВЛАДИМЕРЬСКАГО И СУЖДАЛЬСКАГО, О СВЯТЫХЪ ЧЕРНОРИЗЦЕХ ПЕЧЕРЬСКЫХ И ЧТО РАДИ ИМТИ ТЩАНИЕ И ЛЮБОВЪ КЪ ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦЕМЬ АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕРЬСКИМ. 884 СЛОВО 15 Слышах вещь предивну от блаженныхъ техъ старець, яко рша слышавъше от самовидець онхъ таковаго чюдеси, бывшаго при игуменъств Пиминов 885 в Печерьскомъ святмъ монастыр. Бысть убо муж съвръшен въ всякой добродтели в том же Печерьскомъ монастыр, имянем Ансифоръ, презвитеръ саном. И прозорлива дара сподобися от Бога, еже видити на всяком человц съгршниа. И инаа того исправлениа повдают, но се едино скажю. Бысть сему блаженному Ансифору сынъ духовный, черноризець нкто и другъ по любви, иже не истиною подражаше житие того святаго: постникъ ся являася лжею и цломудръ ся творя, втайн же ядый и пиа и скврно живый препровади лта своа. Се же утаися духовнаго того мужа, и ни единъ же от братиа сего разумвъ. Въ единъ же день, здравъ сый, напрасно умре. Не можаше ни единъ же телеси его приближитися смрада ради, бывъшаго от него. И приатъ же страхъ вся, и нуждею сего изъвлекше, и не можаху пниа над нимъ сътворити смрада ради. Положивше того особъ и ставъше издалеча, пние обычное сътворивше, нци же заимше ноздри своа. И сего, внесше внутрь, в печер положиша, и толми въсмердшася, якоже и безъсловесным бгати тоа печеры. Многажды же и вопль слышашеся горекъ, яко нции мучаще того. И явися святый Антоний прозвитеру Оньсифору, съ прещениемь глаголя: «Почто се сътворилъ еси? Таковаго сквернаго, и нечистаго, и безаконнаго, и многогршнаго зд положилъ еси, якоже таковъ не бысть положен никтоже, иже осквернилъ есть святое мсто сие». Възбнувъ же от видениа и пад на лици своемь, моляшеся Богу, глаголя: «Господи, что ради съкрылъ еси от мен дла человка сего?» И приступль аггелъ, глаголя ему: «На показание всмь съгршающим и не кающимся бысть се, да видвше, покаются». И сие рекъ, невидимъ бысть. Тогда прозвитерь, шед, възвести вся сиа игумену Пимину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таковой моей крайности непритворной, но истинной, приемлю смелость просить ваше сиятельство пред Всемилостивейшим Государем и св. синодом исходатайствовать для меня увольнение от управления воронежской епархией, с перемещением на жительство в Киево-Печерскую лавру, на основании, прописанном мною в письме к его высокопреосвященству Филарету, митрополиту киевскому, от сего же 17-го января». 360 Государь на эту просьбу ответил, «чтобы он не спешил оставлять вверенную ему паству и не удалялся от мест, освященных в Его царствование видимыми знамениями Господней благодати, продолжая возносить у гроба св. угодника Божия теплые молитвы о здравии и спасении Его и всего Августейшего Дома». Такой ответ умилил Антония и, конечно, заставил переменить свое намерение, но не мог прибавить ему новых сил – он нуждался в викарии. Между тем, в ожидании назначения его, прошло, со времени получения вышеприведенного ответа Государя, почти два года и, может быть, прошло бы еще и более, если бы одно событие не ускорило решения этого дела. 27-го октября 1841 года было кончено дело о так называемом волнении лифляндских крестьян, по которому обвинения главным образом падали на тогдашнего рижского епископа Иринарха. Синод нашел его поступки в этом деле неправильными и неосторожными, а выражения, которые он употреблял в сношениях с местным гражданским начальством, неумеренными. Положение Иринарха было щекотливо, а дальнейшее пребывание его в Риге не совсем прилично. Государь, несмотря на приговор синода, не удалил Иринарха на покой, но думал только перевести его куда-нибудь из Риги. Тогда вспомнили о слабости Антония и открыли воронежское викариатство, куда указом 28-го октября 1841 г. и был назначен Иринарх. На вопрос синода о том, на каком положении быть новому викарию и какое получать ему содержание, Антоний донес, что, конечно, удобнейшим и с целью назначения этого викария сообразнейшим было бы поместить его в Митрофаниевском монастыре, но в нем нет приличного помещения, потому что собственно в архиерейском доме вверху комнаты почти все приемные, а внизу малы, низки и заняты монашествующими и разными службами, братские же кельи вообще состоят из малых отделений, частью на заднем дворе, и даже некоторые по необходимости, за недостатком помещения, устроены из конюшен; один только каменный, значительной величины корпус хотя и мог бы с удобностью и благоприличием быть назначен для жительства викария, но он занимается уездными и приходскими духовными училищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пойдем же за мной туда, пока мы еще с тобой живы, пойдем хоть из простого любопытства!.. Праведная кончина инока Передо мной лежит письмо, простое частное письмо от лица к лицу. Давнишнее уже письмо это, и время наложило на него печать разрушения: поблекли и пожелтели листы почтовой бумаги, повыцвели чернила; только любовь, которая его диктовала, все так же свежа, все так же благоухает, и время не имело власти над ней. Я знаю этих лиц, хотя они уже ушли из этого мира, и я на его распутиях не встречался с ними; но я знаю их по рассказам о них от близких им по духу, по общности нашей с ними веры и любви, по вере и любви к тем обетованиям, в которые веровали они и в которые всем сердцем верю и я: они близки и дороги мне, эти лица, как воплощение чистейшего идеала и величия духа простых сердцем русских людей, былых строителей великой моей Родины. Пишет духовник Киево-Печерской Лавры иеромонах Антоний к именитому курскому купцу Федору Ивановичу Антимонову о последних днях жизни родного брата Федора Ивановича, екклесиарха Великой церкви, архимандрита Мелетия. Прочти его со мной вместе, мой дорогой читатель! «Достопочтеннейший Федор Иванович! Сообщаю Вам Божье благословение как поручение Вашего любезного брата и моего духовного друга, отца Мелетия, Вам и всему Вашему потомству, и всем родственникам Вашим. Испросил я его у брата Вашего от лица всех вас за восемь часов до блаженной его кончины, последовавшей 1865 года октября 17-го, пополуночи в 5 ч 30 м утра. Последняя телеграмма передала Вам роковую сию весть, столь близкую Вашему сердцу. Я обещал писать Вам подробно, но доселе замедлил. Причины замедления заключаются в том, что мне пришлось исполнить весь долг христианский в отношении дорогого усопшего: уход за ним во все время его предсмертной болезни; напутствие его к смерти, погребение и, наконец, шестинедельное по душе его служение Божественной Литургии – все это лежало на моей обязанности. И теперь еще, до исполнения 40 дней со дня его кончины я не свободен, так как ежедневно совершаю службу в Великой церкви за упокой души дорогого почившего. Поэтому не взыщите за недостаточную связность изложения – пишу Вам урывками.

http://azbyka.ru/fiction/zhatva-zhizni-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010