У преосвященного был брат, намного моложе его, которому он покровительствовал и которого воспитывал; брата звали Антонием и родился он в 1800 году. Воспитанник Каменец-подольской семинарии, отец Антоний занял приход брата в Каменец-Подольской епархии, 20и лет от роду, когда отец Августин уехал учиться в Киевскую Академию. Отец Антоний Мартыновский никогда не выезжал из Каменец-Подольской епархии — жил тихой мирной жизнью и умер в сане протоиерея в 70х годах. У него было 3ое детей: старший Василий, строгий аскет, рано принявший монашество и умерший иеромонахом Киево-Печерской лавры в сравнительно молодом возрасте; дочь Анастасия Антоновна, вышедшая замуж за акцизного чиновника, и младший — Виктор Антонович — мой Дед. Дед начал карьеру, как и его предки, в Каменец-Подольской Духовной Семинарии. Мягкий, вдумчивый юноша, он считался кандидатом в ученые монахи: все считали, что он пойдет по стопам своего дяди, архиепископа. И тот считал его будущим иерархом. Киевская Духовная Академия гостеприимно распахивала перед ним свои двери. Все дело испортил, однако, Белинский. Увлекшись его статьями в «Современнике», молодой семинарист перешел от него к Гегелю и Фейербаху. Вскоре один из его товарищей побывал в Петербурге и привез оттуда «Колокол». Перейдя в последний класс Семинарии, на каникулах, Виктор Мартыновский поехал в Петербург. И сразу познакомился с Добролюбовым. Тот принял его по-братски, поставил четверть водки; начались расспросы о Семинарии, об учителях, об экзаменах. Воспоминания о товарищах, о семинарских порядках, о порках, полученных в свое время обоими в изобилии. Два бурсака очень быстро нашли общий язык. Неизвестно, о чем еще говорили Добролюбов и Мартыновский, только по приезде в Каменец-Подольск Виктор Антонович категорически заявил отцу, что в Академию он не пойдет и от сана отказывается, а вместо этого поедет в Петербург, поступать в Филологический Институт. Мягкий и сговорчивый отец Антоний сначала очень удивился, но довольно быстро дал свое согласие. В 1860 году молодой попович прибыл в Петербург и преобразился в студента-филолога. Вскоре умер его друг, А.Н. Добролюбов, однако благоговение к нему и к Чернышевскому дед сохранил до конца жизни.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Архиепископ Бориспольский Антоний: СВЯЩЕННИКОВ И ВРАЧЕЙ НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ ЗАОЧНО 7 мин., 26.10.2009 Антоний, архиепископ Бориспольский, ректор Киевской Духовной академии и семинарии, викарий Киевской митрополии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви: Прошедшие этим летом вступительные экзамены показали, что авторитет наших Духовных школ растет как в церковной среде, так и в светском обществе. В этом году конкурс составил четыре человека на место. Более того, тенденции последних лет показывают, что к нам все чаще стремятся поступить люди, уже имеющие светское высшее образование. В этом году таких была почти половина — 40 процентов. В последнее время к нам постоянно приходят корреспонденты из разных изданий и спрашивают, с чем связан такой высокий конкурс. Ответ, думаю состоит в том, что мы являемся центральными Духовными школами на Украине. Играет, видимо, свою роль и наше местонахождение в стенах Киево-Печерской лавры — главной святыни нашего народа: здесь ведь сами стены воспитывают будущих священников в духе преданности Православию. Ну и, конечно, еще один важный фактор — реформа, которую мы проводим в Духовных школах по подобию реформ, уже проведенных в Москве и Санкт-Петербурге. С одной стороны, наше отставание здесь — это минус, но, с другой стороны, — плюс. Ведь мы идем по уже проторенной дорожке и все недоработки теперь можем учитывать. Суть реформ в том, чтобы привести наши учебные курсы к стандартам высшего образования: это касается и количества прочитанных часов, и самого содержание лекций. Так, нами был значительно усилен преподавательский состав. Достаточно сказать, что, когда я принял академию три года назад, у нас было 37 преподавателей, а сейчас их уже 72. Причем у нас очень много предложений, мы можем позволить себе отбирать тех, кто больше всего нам подходит.

http://foma.ru/arxiepiskop-borispolskij-...

Потом ситуация изменилась, и по известным причинам необходимость в такой встрече возникла уже со стороны властей. Как только Президент выступил с инициативой встречи, Блаженнейший митрополит Онуфрий согласился и изначально предложил встретиться на территории Киево-Печерской лавры . И это понятно — на встрече должны были обсуждаться церковные вопросы, и где, как не в церковной атмосфере, это делать. Кроме того, Петр Алексеевич Порошенко — человек верующий, и мы полагали, что приглашение приехать в Лавру, главную святыню нашего народа, будет воспринято положительно. Поэтому сразу же, когда были определены дата и время, по благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия 8 ноября всем архиереям Украинской Православной Церкви был разослан циркуляр: прибыть 13 ноября к 14.00 в Киево-Печерскую лавру на встречу с Президентом Украины. Однако через сутки мы узнали, что в Администрации Президента с этим не согласились и там было принято решение от имени главы государства направить приглашения нашим архиереям о встрече с Президентом на те же дату и время, но не в Лавре, а в «Украинском доме» («Украинский дом» — национальный центр делового и культурного сотрудничества в Киеве; до 1993 года — «Музей Ленина» —  прим. ). Создалась серьезная коллизия, и чтобы ее разрешить, епископы нашей Церкви собрались в Лавре на два часа раньше, то есть в 12.00. В результате обсуждения подавляющее большинство архиереев проголосовало за необходимость встречи с Президентом и за приглашение главы государства в Лавру. Мне было поручено сообщить о решении епископов в Администрацию Президента, что я и сделал. Через какоето время Блаженнейшему позвонил сам Петр Алексеевич Порошенко и сообщил, что в Лавру он не приедет. Такова внешняя канва этих событий. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что вины Церкви в срыве встречи нет. Хочу также опровергнуть клеветнические уверения в том, что изначально члены Синода были настроены против встречи с главой государства. Это неправда. Все решалось в живой дискуссии всеми иерархами нашей Церкви. Мы очень хотели встретиться с Президентом, чтобы обсудить различные аспекты церковно-государственных отношений. Многое наболело, было что сказать, о чем спросить, чтобы из первых уст получить ответ. Но поскольку объектом обсуждения является церковная жизнь, церковная проблематика — наши архиереи справедливо сочли, что и обсуждаться они должны на церковной территории, а не в бывшем музее Ленина. Даже не понимаю, как на Банковой не поняли абсурдность выбора места встречи. Или же прекрасно понимали и делали это осознанно…

http://patriarchia.ru/db/text/5319014.ht...

Киевляне обратились с просьбою к Святославу, умоляя его заступиться за них или же уговорить брата Изяслава, чтобы он не обижал их. Изяслав успокоил киевлян таким ответом: «никого не трону». Вот подошел он к городу и послал впереди себя сына своего Мстислава. Мстислав казнил в Киеве семьдесят человек; между ними были неправые, но были также и правые. Пришёл и отец, Изяслав, в Киев. Вспомнил он об Антонии, Печерском старце. «Уж не друг ли он Всеславу, что так заступается за него?» пришло ему на мысль. И он ужасно рассердился. Совсем бы лишились теперь иноки Печерской обители своего покровителя, святого Антония, и велика была бы эта потеря. Святослав Черниговский, должно быть, знал, какие мысли были в голове брата Изяслава. Он тайно увез Антония в свою область и скрыл у себя святого от княжеского гнева. И жил Антоний в Черниговской области, в Болдиных горах, где выкопал себе пещеру. Между тем время шло, a вместе со временем проходил гнев Киевского князя на Антония, так что Антонию скоро можно было возвратиться в Печерскую обитель. Восстановилось тогда нарушенное спокойствие этой обители. До самой своей смерти Святослав княжил в Киеве. Спокойно было жить киевским людям за таким добрым и храбрым князем. Святослав старался лаской склонить Феодосия на свою сторону и зазывал его к себе в княжеские хоромы, за княжеский стол. На приглашение князя Феодосий отвечал: «не вкушу я брашна, исполненного крови и убийства». Терпел Святослав эти укоры, чувствуя всю их правоту; но Феодосий не переставал укорять князя: он при каждом удобном случае говорили ему: «кровь брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь праведного Авеля на Каина». Но не только он говорил это словами, но часто и писал к нему. Не трогали Святослава и эти послания Феодосия; но и Святослав, в свою очередь, не сердился и не трогал Феодосия, хотя все-таки продолжал княжить в Киеве и не возвращал Киевского княжения брату своему, чего так желал Феодосий. Горько было Феодосию, что не слушает его князь. Вздумалось тогда игумену Печерскому сблизиться с Киевским князем, поговорить с ним, «может быть живое слово правды заронит луч Божественного света в душу князя», думал Феодосий. Перестал он тогда обличать Святослава. Он дозволил даже поминать его на молитвах после имени старшего брата Изяслава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Arhiva În Lavra Pecerska din Kiev a avut loc adunarea reprezentanilor departamentelor juridice din eparhiile Bisericii Orodoxe din Ucraina 6 februarie 2019 13:57 5 февраля 2019 года, по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенской Киево-Печерской лавре состоялось собрание представителей епархиальных юридических отделов Украинской Православной Церкви . С приветственным словом к участникам собрания обратился митрополит Бориспольский и Броварской Антоний . В своей речи управляющий делами Украинской Православной Церкви подчеркнул важность деятельности юридических отделов на местах, поскольку особенно сейчас священники и верующие нуждаются в правовой помощи и защите от противоправных действий и вмешательства. «В сегодняшнее непростое для нашей Церкви время мы являемся свидетелями многочисленных нарушений прав верующих и религиозных общин Украинской Православной Церкви. Не проходит и дня, чтобы не поступало сообщений о захвате храмов наших религиозных общин и разжигании религиозной розни, — отметил архипастырь. — Кроме неконституционных законопроектов, которые направлены против Украинской Православной Церкви, мы наблюдаем не только нарушение права на свободу вероисповедания, но еще и нарушение права собственности на храмы религиозных общин, надругательство над ними (ограбление, осквернение и поджоги)». Митрополит Антоний напомнил о решении Синода Украинской Православной Церкви от 17 декабря 2018 года (журнал 73): «О случаях нарушения прав епископата, духовенства, мирян и учреждений Украинской Православной Церкви (препятствия в совершении богослужений, захват храмов, совершение провокаций и давление, угрозы и т. п) безотлагательно сообщать в Юридический отдел Украинской Православной Церкви». В завершение выступления управляющий делами Украинской Православной Церкви пожелал всем участникам творческих сил, вдохновения, плодотворных обсуждений, взаимоуважения, мира и Божиего благословения. Во время встречи был обсужден ряд вопросов, касающихся правового обеспечения деятельности религиозных организаций и последних изменений законодательства Украины в сфере свободы совести и вероисповедания. В мероприятии принял участие председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви архиепископ Нежинский и Прилукский Климент . Он напомнил присутствующим о важности освещения правонарушений во время захватов храмов и фиксации фактов посягательства на права духовенства и мирян. Завершая собрание юристов епархиальных управлений, председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов поблагодарил присутствующих за активное участие и обсуждение насущных вопросов. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5369800...

И, в конце концов, вышло, что куда мы ни заезжали – только не солоно хлебали. Сие глаголю не в притчах... и потому имеяй уши слышати да слышит, – сказал Владыка, взглянувши пристально на меня. ΝΒ : Заметим здесь, кстати, для читающих о самом говоре Высокопр. Филарета. Во-первых, произношение его, в значение так называемого жаргона, было на «а» (например, харашо, абайдемся и т. п.); во-вторых, звуки его выходили с большим пришамкиванием (от старости); в-третьих, говорил он протяжно, в чём выражались какое-то спокойствие и с тем вместе величавость, свойственная его лицу и сану; в-четвёртых, речь вёл всегда самым простым образом и особенно любил употреблять простонародные слова и выражения с разными поговорками, пословицами и прибаутками и весьма остротно, сколько и приятно и всегда к месту и к делу. Но вышесказанное произношение – на «а» он не позволял себе употреблять при Богослужении и чтении священных книг, – и не терпел, когда произносят например: Ва имя Атца и Сына и Святова Духа… и делал замечание об этом. 68 См. Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 г. т. IV (с 6 Ноября 1796 г. по 1798 г.) Изд. 1830 г. 71 На своём месте увидим, что и сам Высокопр. Филарет совершил так же точно рукоположение одного Иеродиакона в Великой Лаврской Церкви, который был впоследствии Благочинным Лавры. 72 См. в Записках, лист 1, в слове, сказанном Архимандр. Иоанникием при погребении, – в подстрочном примечании на странице 94. 75 См. Заметки о жизни Высокопр Филарета (1879 г. Казань). К этому покойный Высокопр. Антоний присовокупил следующее: «По причине столь долго мучившей Владыку Филарета болезни – лихорадки, он в Январе 1802 г. ездил, по обещанию, на богомолье в Киев, где был Митрополитом тогда Гавриил (Бонулеско), весьма приветливо отнёсшийся к юному учёному монаху. Тут же он особенно хорошо (в значении духовно-иноческом) познакомился и с бывшим тогда Наместником Киево-Печерской Лавры Архимандритом Антонием, отличавшимся примерно-высокою духовною жизнью и бывшим с этой стороны известным и почитаемым Самим Государем AЛEKCAHДPOM I, Который поэтому Сам лично изволил назначить Архимандрита Антония Епископом в Воронеже, где при его Святительстве обретены и открыто прославлены Св. мощи Святителя Воронежского Митрофана». Со своей стороны присовокупим, что оба духовные знакомцы – Антоний и Филарет имели ещё личное свидание в Воронеже, куда приезжал по особенному же обещанию и по причине болезни же, Филарет, бывший уже Архиепископом Казанским, на поклонение новоявленному тогда угоднику Святителю Митрофану. Это было в Апреле 1836 г., когда Высокопр. Филарет вызван был из Казани в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде, – каковым вызовом он и воспользовался, чтобы на пути в Санкт-Петербург заехать в Воронеж. Об этом свидании будет сказано нами подробно в своём месте. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Arhiva La Academia de teologie din Kiev a avut loc cea de-a X-a Conferin internaional tiinifico-practic „Învtmântul teologic i cel laic: istoria relaiilor reciproce - contemporaneitatea - perspectivele” 25 octombrie 2018 17:13 23 октября 2018 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Киевской духовной академии состоялась X Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». В этом году мероприятие посвящено 100-летию со дня кончины выдающегося патролога, выпускника и преподавателя КДА Сергея Леонтьевича Епифановича. Пленарное заседание состоялось в актовом зале на территории Успенской Киево-Печерской лавры . В президиум вошли управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр , первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик, проректор по научно-богословской работе КДА В.В. Бурега и проректор по учебно-методической работе иеромонах Филарет (Волошин). Открывая конференцию, владыка ректор поздравил ее участников с тем, что этот научный форум проводится уже в десятый раз подряд. Митрополит Антоний озвучил приветственный адрес участникам и гостям конференции Блаженнейшего митрополита Онуфрия и представил доклад «Вклад Киевской духовной академии в развитие патрологии как учебной и научной дисциплины». С докладом «Киевский патролог, " праведник наших дней " : К столетию со дня смерти С.Л. Епифановича» выступил епископ Сильвестр. Далее на пленарном заседании прозвучало выступление проректора по научно-богословской работе КДА В.В. Буреги, который рассказал о новых архивных материалах, освещающих историю текста магистерской диссертации С.Л. Епифановича. Кандидат философских наук, представитель Общественного совета по вопросам сотрудничества с Церквами и религиозными организациями при Министерстве образования и науки Украины Ю.Е. Решетников представил доклад на тему «Государственное признание документов, выданных духовными учебными заведениями, в контексте взаимодействия духовного и светского образования».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5290822...

И пошли они к своему покровителю преподобному Антонию. «Поставь нам игумена», просили они его. – Кого хотите? – спросил он. «Кого хочет Бог и ты», отвечали пришедшие. Сказал тогда им Антоний: «Кто между вами послушливее, кротче, смирение Феодосия, пусть тот и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу и поставили над собой игуменом Феодосия. В это время в обители было уже двадцать иноков. Но это число братии стало по немного увеличиваться. Пришлось тогда новому игумену подумать, как устроить братию. Не один только он думал об этом. Узнало про иноков и стало оказывать свою помощь им русское общество; а общество это было тогда великодушно и сильно: во главе его стояли князья со своею храброю дружиной, со своими боярами и управляли народом; а народ тот был – купцы, земледельцы и духовные. Трудно было жить тогдашнему русскому человеку. Войску земскому и дружине княжеской много было дела. По границам русской земли, на юге и на востоке от Киева, кочевали воинственные племена сначала печенегов, а потом половцев, а на западе и севере нужно было вести войну то с поляками, то с чудью, латышами и т. д.; а там, глядишь, свои князья повздорили между собой и решают какой-нибудь спор кровью своих подданных. Меч тогда редко оставался без дела. Земледелец пахал землю, засевал её и не всегда был уверен, дождется ли он жатвы, получит ли он с поля хлеб: найдут из степей хищные кочевники и все прижгут, все притопчут. Купцам тоже не лучше было: везут товар и не знают, будет ли он у них цел, придется ли им увидать выгоду с товара. И любило тогдашнее общество забывать свои беды, свои невзгоды за чарой крепкого меда. Нынче пирует, пьет крепкий мед русский человек, а на утро с такой же готовностью несется с мечом на врагов, побивает их или слагает свою буйную голову в битве. Нет сомнения, что привычки войны входили в мирную жизнь тогдашнего общества. Да и чем же было действовать против врагов, против грубой силы как не той же самой силой, а была эта силушка не малая. Любил русский человек показать эту силушку, удаль молодецкую, порасправит плечо богатырское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

4 декабря 2022 г. Президент Украины В.А. Зеленский анонсировал ряд репрессивных мер в отношении Украинской Православной Церкви. На рассмотрение высшего законодательного органа Украины были внесены противоречащие международным правовым нормам законопроекты, предполагающие дискриминацию Украинской Православной Церкви и ее ограничение в правах. На фоне этого на Украине усилились противозаконные действия по отношению к структурам и членам Украинской Православной Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. ( журнал 126 ) выразил поддержку «архиереям, клирикам, монашествующим и мирянам, стремящимся и в нынешних тяжелых обстоятельствах сохранить единство и канонический строй Украинской Православной Церкви» и посчитал важным «привлечение внимания Поместных Православных Церквей, представителей христианских конфессий и мирового религиозного сообщества, а также международных правозащитных организаций к нарушениям прав верующих на Украине». 17 января 2023 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний в дистанционном формате выступил с докладом на заседании Совета Безопасности ООН с сообщением о положении Украинской Православной Церкви. Председатель ОВЦС изложил основные факты ограничений на Украине прав верующих УПЦ: принятие антиконституционных решений о наложении так называемых санкций на представителей УПЦ и о лишении их украинского гражданства; проводимые украинскими спецслужбами массовые обыски в епархиальных управлениях, монастырях и приходах; регистрация в Верховной Раде законопроектов о запрете деятельности УПЦ; лишение ее права пользования соборами Киево-Печерской лавры и продолжающийся рейдерский захват храмов; клеветническая информационная кампания против Украинской Православной Церкви, приведшая к всплеску насилия в отношении ее верующих, многочисленным случаям поджогов и вандализма в ее храмах, избиениям и покушениям на убийство духовенства. Внимание членов Совета Безопасности ООН было обращено на противоречие действий государственных властей Украины в отношении крупнейшей конфессии страны фундаментальным международным документам, равно как украинской Конституции и законодательству.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1802269...

Справка: 17 января 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний в дистанционном формате выступил с докладом на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций с сообщением о положении Украинской Православной Церкви. Председатель ОВЦС изложил основные факты ограничений на Украине прав верующих Украинской Православной Церкви: принятие антиконституционных решений о наложении так называемых санкций на представителей Украинской Православной Церкви и о лишении их украинского гражданства; проводимые украинскими спецслужбами массовые обыски в епархиальных управлениях, монастырях и приходах; регистрация в Верховной Раде законопроектов о запрете деятельности Украинской Православной Церкви; лишение ее права пользования соборами Киево-Печерской лавры и продолжающийся рейдерский захват храмов; клеветническая информационная кампания против Украинской Православной Церкви, приведшая к всплеску насилия в отношении ее верующих, многочисленным случаям поджогов и вандализма в ее храмах, избиениям и покушениям на убийство духовенства. Внимание членов Совета Безопасности ООН было обращено на противоречие действий государственных властей Украины в отношении крупнейшей конфессии страны фундаментальным международным документам, равно как украинской Конституции и законодательству. Факт выступления представителя Русской Православной Церкви получил широкое освещение в СМИ. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. С прискорбием констатировать факт усиления преследований верующих Украинской Православной Церкви и призвать международное сообщество возвысить свой голос в ее защиту.   ЖУРНАЛ 14 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о последствиях поминовения новоизбранным Предстоятелем Кипрской Православной Церкви руководителя раскольнической структуры, действующей на Украине. Справка: Священный Синод в заседании от 20 ноября 2020 года (журнал 77) констатировал невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним в связи с признанием им одной из раскольнических групп на Украине и поминовением ее руководителя в числе Предстоятелей автокефальных Церквей. Тогда же Синод заявил о невозможности сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

http://patriarchia.ru/db/text/6010341.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010