19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний (Варжанский Михаил Антонович), архп. Виленский и Литовский Родился 16 января 1890 года в семье псаломщика с.Лопатино Житомирской области. 1909 окончил духовную семинарию в гор.Житомире. 1911 поступил в Неврологический институт в Петербурге. 1915 поступил в Юрьевский университет, где до янв.1917 года закончил восемь семестров историко-филологического факультета. С янв. 1917 по янв.1918 в рядах Русской армии. После демобилизации назначается инспектором Высш.нач.школы. Во время польской оккупации в 1920 г. отстранен от педагогической работы и с 1922 года состоял псаломщиком в Волынской епархии. I сент.1935 г. (а по «ЖМП» 10, стр. 10, 1937 г.) рукоположен во священники с.Бодячева той же епархии. 24 июня 1941 потерял жену, убитую немцами. Во время немецкой оккупации отстранен от служения за отказ подчиниться администратору «Автокефальной Украинской церкви» Поликарпу Сикорскому. В 1944 восстановлен в том же селе. С 1946 – настоятель Покровской церкви в г.Луцке и с 1956 – преподаватель Волынской духовной семинарии. С 1958 – настоятель Русской Православной Церкви в г.Дрездене, затем благочинный приходов Р.П.Ц. в ГДР и в течение года секретарь при епископе Берлинском и Германском. В авг. 1961 отозван на Родину, находился на лечении, а в янв. 1962 года назначен ректором Одесской духовной семинарии. 25 авг.1963 г. хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. Того же 25 авг. «ввиду высокого положения Виленской епархии... и во внимание к многолетней службе в Церквей Божией в священническом сане» возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Труды : Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1963, 10, стр.8. Литература: «ЖМП» 1963, 10, стр.3, 8, II. Gestorben am 28.5.1971, vor der Eröffnung des Landeskonzils der Russisch-Orthodoxen Kirche (MP 1971,11,24–25). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Главными иезуитскими деятелями со времени поселения иезуитов в Польше и Литве, т.е. в конце XVI в. были Петр Скарга и Антоний Поссевин. Скарга на протяжении 24 лет исполнял обязанности придворного проповедника при короле Сигизмунде III и имел на него и на сенат сильное влияние. По словам польского историка Станислава Реши, он служил «украшением польского двора, стражем родных обычаев и государственных порядков». Конечно, руководя этими порядками, он, как иезуит и блюститель интересов Римского престола, не мог не оказывать влияния на короля в пользу этих интересов, в особенности в деле его отношений к Западно-Русской Церкви. А отношения эти, как увидим далее, не были к ней благожелательными. Скарга провел и осуществил едва ли не все дело подготовки Брестской унии, причем он же руководил главными ее деятелями. Антоний Поссевин по поручению папы Григория XIII посетил в 1581 г. Москву для переговоров с царем Иоанном Грозным о соединении Церквей, но получил от Иоанна сильный отпор. На обратном пути через Польшу Поссевин, чтобы поправить свои неудачи, советовал королю Стефану Баторию и своим собратьям-иезуитам всячески действовать в пользу унии, что явилось бы единственным, постепенным и скрытым способом приведения православных к латинству, так как прямого подчинения их папе достигнуть невозможно. То же внушал он и папе, советуя начать это дело с Западно-Русской Церкви, причем не препятствовать православным до времени удерживать свои обряды и богослужение, а также оставить за униатскими священниками право вступать в брак согласно греческому обряду. План этот был одобрен папой. По настоянию Поссевина при Виленской иезуитской академии была открыта вторая семинария под названием «папской», которой папа Григорий XIII назначил из своей казны 1000 дукатов в год на содержание 12 клириков, а преемник Григория папа Сикст V прибавил еще 1000, чтобы на них воспитывались 24 клирика, собственных его стипендиата. Виленская академия, согласно воле короля, была наделена в 1578 г. правом, в качестве высшего заведения, выпускать бакалавров, магистров, лиценциатов и докторов свободных наук, философии и богословия во всем Литовско-Русском княжестве, что несказанно увеличило наплыв иезуитов в Вильну, а вместе с сим и значение их в Вильне и во всей Литве. Первым ректором этой академии был Петр Скарга. В 1579 г. она была уравнена во всех правах со знаменитой Краковской академией. В 1586 г. Виленская иезуитская академия имела свыше 700 воспитанников, а в 1632 г.— более 1200 с 75 преподавателями. На ее содержание жертвовали громадные денежные суммы и земельные фундуши и принимались туда и бедные, и богатые, и знатные, и простолюдины. Так быстро формировалась целая боевая армия иезуитов, готовая во всякое время нанести смертельный удар православию в Литве и западно-русских областях. Нет ничего удивительного, что борьба с этой армией оказалась для православных непосильной. Глава V ПАТРОНАТЫ И ЦЕРКОВНЫЕ БРАТСТВА В ЛИТВЕ Патронаты Церковные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Таким образом, иезуитские братства имели главною своею целию латинскую пропаганду. Православные ничего не могли противопоставить с своей стороны всем этим коллегиям и семинариям, которые заводили иезуиты в разных местах Литвы и Польши, и, чувствуя потребность в образовании, волею или неволею принуждены были отдавать своих детей в те же училища. Антоний Поссевин сам видел русских детей и студентов из бедного сословия и из богатого в Виленской коллегии-академии и свидетельствовал, что русские обучались также в Ярославской коллегии и Ольмюцкой семинарии. Но, зная по опыту, как видно из отзыва Курбского княгине Чарторыйской о Виленской коллегии, что в иезуитских училищах дети могут потерять веру отцов и затем сделаться проводниками латинства в родную среду, православные начали заботиться об учреждении своих собственных училищ. Доселе мы не встречали никаких следов даже первоначальных школ в Литовской митрополии и ни одного об них свидетельства; теперь находим указания на существование (1572) церковной школы в Турове и на учреждение (1577) такой же школы во Владимире Волынском . А один протестантский писатель (Павел Одерборн), бывший пастором в Ковне, входивший в собеседования с русскими священниками, посещавший Вильну и в Пречистенском соборе видевший богослужение самого митрополита Онисифора, в своем сочинении, писанном в 1581 г., свидетельствует следующее: «Русские всегда имеют при церквах школы; здесь тридцатилетний юноша обучает детей первым начаткам грамоты; алхвавит их весьма похож на древний греческий. Катехизиса не преподают никакого, а предлагают детям только молитвы к Пресв. Деве и св. Николаю, написанные в книгах; впрочем, изучают апостольский Символ, несколько измененный. Затем следуют псалмы Давида, которые они употребляют и днем и ночью». Без сомнения, такие школы мало могли оказывать помощи для противодействия латинской пропаганде: они давали только своим питомцам возможность развиваться и обогащаться познаниями впоследствии чрез чтение книг. Но «князья острожский и слуцкий,— как писал Антоний Поссевин в 1581 г.,— имели типографии и школы, которыми далеко и широко поддерживалась схизма», следовательно, школы, уже не первоначальные .

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черемисов Иван Иванович; род. 17.11.1939, ст. Терновка Воронежской обл.), митр. Орловский и Болховский. В 1946 г. вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и муз. техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в вильнюсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС, в 1965-1968 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1972 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре Свящ. Писания НЗ «Профессор Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу»». В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом ин-те Боссэ (Швейцария). В годы учебы нес послушание личного секретаря митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апр. 1971 г. в Покровском храме МДА еп. Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) пострижен в монашество, 14 апр. рукоположен во иеродиакона, а 4 нояб. 1972 г.- во иеромонаха. В 1975-1982 гг. служил настоятелем и благочинным храмов Вильнюса, с 1982 по янв. 1985 г.- заместителем настоятеля Патриаршего подворья в Токио. 8 апр. 1979 г. еп. Виленским Викторином (Беляевым) возведен в сан игумена, а 24 марта 1987 г. митр. Херсонским Сергием (Петровым) - в сан архимандрита. С нояб. 1986 по апр. 1989 г. А. служил благочинным Данилова московского мон-ря . Антоний (Черемисов), еп. Красноярский Антоний (Черемисов), еп. Красноярский 22 апр. 1989 г. в Даниловом мон-ре А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 янв. 1990 г. переведен на восстановленную Тобольскую кафедру, а 20 июля того же года - на Красноярскую кафедру. С 19 февр. 1999 г. архиепископ. С 17 июля по 29 дек. 1999 г. временно управлял также Абаканско-Кызылской епархией. В дек. 1999 г. Красноярскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высоко оценивший труды А. по укреплению Православия в Сибири. Святейший Патриарх наградил А. орденом св. кн. Даниила Московского 2-й степени. А. награжден др. церковными и светскими наградами, является почетным гражданином Красноярска.

http://pravenc.ru/text/116028.html

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином. Как-то раз, прислуживая Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение . Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Архив Пн В Минске состоялись торжества по случаю 30-летия образования Белорусского экзархата 30 сентября 2019 г. 09:21 29 сентября 2019 года в Минске состоялись торжества по случаю 30-летия со дня образования Белорусского экзархата Московского Патриархата . Божественную литургию на площади перед Свято-Духовым кафедральным собором города совершили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Виленский и Литовский Иннокентий , митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий , Пинский и Лунинецкий Стефан , Гродненский и Волковысский Артемий , Новогрудский и Слонимский Гурий , Могилевский и Мстиславский Софроний , Брестский и Кобринский Иоанн , Гомельский и Жлобинский Стефан , Перемышльский и Горлицкий Паисий ( Польская Православная Церковь ), епископы Бобруйский и Быховский Серафим , Туровский и Мозырский Леонид , Борисовский и Марьиногорский Вениамин , Молодечненский и Столбцовский Павел , Слуцкий и Солигорский Антоний , Полоцкий и Глубокский Игнатий . Архипастырям сослужили: избранный и нареченный во епископа Светлогорского, викария Гомельской епархии, архимандрит Амвросий (Шевцов) , клирики собора, духовенство Белорусской Православной Церкви и гости в священном сане. На богослужение собралось множество жителей города и паломников. Перед причастием епископ Слуцкий и Солигорский Антоний огласил поздравительные послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла и почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) . После причащения митрополит Павел кратко напутствовал верующих; всем присутствовавшим были розданы образки с памятными надписями. В тот же день в Минской духовной академии состоялось открытие фотовыставки «Белорусский экзархат: 30 лет истории». В экспозицию вошло около 200 фотографий из архивов фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси, «Журнала Московской Патриархии», пресс-службы Президента Республики Беларусь, БелТА, Минской епархии, Гродненской епархии, братства святого Архистратига Михаила, храма равноапостольной Марии Магдалины в Минске, личного архива архиепископа Аристарха (Станкевича). Представленные на выставке снимки отражают историю Белорусского экзархата Московского Патриархата от его создания до наших дней. В торжественной церемонии приняли участие митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев; присутствовали преподаватели и учащиеся духовной школы, общественность.

http://patriarchia.ru/db/text/5506287.ht...

Антоний, митрополит (Черемисов Иван Иванович) Дата рождения: 6 ноября 1939 г. Дата хиротонии: 22 апреля 1989 г. Дата пострига: 7 апреля 1971 г. День ангела: 27 апреля Страна: Россия Биография: Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской обл. в семье рабочего. В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии , которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия. В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС , в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учебы нес послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апреля 1971 г. в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 г. рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 г. — во иеромонаха. С 1975 г. — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 г. — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 г. возведен в сан игумена. В 1982-1985 гг. — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 г. по апрель 1989 г. — благочинный московского Данилова монастыря . 24 марта 1987 г. возведен в сан архимандрита. 22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 января 1990 г. переведен на Тобольскую кафедру , 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 г. временно управлял Абаканской и Кызылской епархией . Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 44 ) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 109 ) назначен на Орловскую кафедру . Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

Лев, женат на Котловской Елена-Иоанна, за Изайковским Александр Маркиан, мечник литовский; женат на Халецкой Казимир, воевода троцкий и виленский, кавалер белого орла † 1733 Марианна, 1) за Халецким, 2) за Тышкевичем КОЛЕНО XXVI: Карл Огинский, женат на Рахиле Выговской NN, за шведским генералом Карлом-Густавом Дюкером Иосиф Огинский Владислав Огинский Иосафат Огинский Франц-Ксаверий Огинский, монах-иезуит Игнатий Огинский, каштелян виленский, великий маршал литовский, кавалер белого орла † 1774; женат на Елене Огинской Фаддей Огинский, воевода троцкий; женат: 1) на княжне Радзивилл; 2) на Залусской (оба сына от 1-го брака) Казимир Огинский Станислав Огинский Варвара, за полоцким каштеляном Христофором Пацом Анна, за Матвеем Бялозором Марцеллина, за волынским воеводою Михайлом Потоцким Венедикта, за Тышкевичем Станислава, за Оскеркою Лудовик Огинский, епископ смоленский † 1718 Юрий Огинск Антоний Огинский, монах-иезуит Роза, за Красинским Марцеллина, монахиня-визитандинка Терезия Франциска, за князем Масальским Казимир Огинский, женат на Екатерине Гумницкой Ян Огинский, великий кухмистр литовский; кавалер белого орла Елисавета: 1) за Гельгудом; 2) за Пузиною Анела, за Феликсом Паризем Евфросиния, за Пацом Михаил Огинский Луиза, за Кроликовским Антоний Огинский Иосиф Огинский, воевода троцкий, кавалер белого орла; женат на княжне Анне Вишневецкой Терезия, за Соллогубом Марцеллина, за литовским мечником Игнатием Завишею Марианна КОЛЕНО XXVII: Иосиф † 1776, женат на Антонине Бялозор Франц-Ксаверий Андрей, рождение 1724 † 1786; женат на Паулине Потоцкой, рождённой Шембек Матвей Алоизий NN, за плоцким воеводою Иофом Подосским Михаил-Казимир, великий гетман литовский, кавалер Святого Андрея и белого орла, рождение 1731 † 1801; женат на княгине Александра Сапега, рождённой княжне Чарторыжской Августина: 1) за Платером; 2) за литовским великим подскарбием Бржостовским Екатерина: 1) за литовским подканцлером Пршездзецким; 2) за литовским ловчим Виельгорским Гонората, монахиня доминиканского монастыря в городе Львове

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Гравюра. Святцы. 1713 г. Худож. Г.П. Тепчегорский (ГЛМ). Фрагмент Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Гравюра. Святцы. 1713 г. Худож. Г.П. Тепчегорский (ГЛМ). Фрагмент правосл., в XVII - нач. XIX в. униатский, существовал при ц. во имя Св. Троицы в Вильно. Храм был построен по инициативе вел. кнг. Иулиании Александровны († 1392), дочери тверского кн. св. Александра Михайловича , 2-й жены (с 1349) литов. вел. кн. Ольгерда , на месте казни Виленских мучеников Антония , Иоанна и Евстафия (1347). Первое упоминание об обители при ц. Св. Троицы относится к 1391 г. ( Яpaшэbiч. С. 68). По-видимому, изначально В. м. имел статус архимандритии. Настоятель обители архим. Макарий в 1495 г. в виленском кафедральном Успенском соборе был хиротонисан во митрополита Киевского. Нек-рое время спустя митр. Макарий назначил настоятеля В. м. своим наместником в Вильно, что вызвало протест священников виленских храмов. Архимандрит В. м. Зосима участвовал в Виленском Соборе , проходившем с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. До кон. XVI в. В. м. был наиболее почитаемой в крае правосл. обителью, существовал в основном за счет великокняжеских и частных пожертвований. Первый известный вклад (деньгами, книгами и церковной утварью) сделал в 1460 г. приближенный кор. Казимира IV Ягеллончика литов. маршалок А. А. Солтан (Описание ОР БАН. СПб., 1910. Т. 1. С. 32). После кончины киевского воеводы кн. Д. И. Путятича-Друцкого его душеприказчик кн. М. Л. Глинский 29 апр. 1506 г. пожертвовал обители 10 коп грошей, в то время как на другие «на дванадцать церквей виленьских по копе грошей» (АЗР. Т. 1. 224. С. 370). 12 марта 1510 г. грамотой польск. кор. Сигизмунда I В. м. был дан в пожизненное владение вдовствующей кор. и вел. кнг. литов. Елене Иоанновне с правом избирать по своему усмотрению архимандритов. Первые крупные земельные пожалования в пользу обители (имения Свинтыники и Пурвиники в Ковенском повете и др.) сделали в 10-30-х гг. XVI в. гетман Вел. княжества Литовского и воевода Вильно кн. К. И. Острожский и кн. М. Н. Головчинский, служивший у вел. кнг. Елены Иоанновны. За победу над московскими войсками под Оршей (1514) кор. Сигизмунд I разрешил кн. Острожскому выстроить вместо деревянного каменный Троицкий храм с приделом в честь Сретения Господня. Строительство шло медленно: еще 12 нояб. 1529 г. подскарбий земский и маршалок М. Богуш Боговитинович завещал «на будованье у Вильни светлое Троицы» 200 коп грошей (АЮЗР. Т. 1. 91. С. 76).

http://pravenc.ru/text/158630.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010