Ныне у Престола предстояще Цареви всех/и будущих благ наслаждающеся, Богоблаженнии,/чтущих поминайте вашу память священную. Богородичен: Воды живыя исполнь веселия,/благодати дарования проливаеши, всем сия независтно источая,/Тебе бо ради даровася всяко благо мирови, Владычице. Светилен: Мучения добротами осиявшеся,/от Бога воздаяние трудом ныне приясте воистинну,/о нас, мученицы, Благодателя молите. Слава, и ныне, Богородичен: Велика Совета Ангела родила еси – Христа, Препетая Отроковице, Царя Славы,/Егоже Крест мученицы вземше, во след Сего потекоша,/с нимиже непрестанно о нас молися. На хвалитех стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Имуще, блаженнии, Христову Божественную силу,/яко оружие непобедимое,/отразисте вся силы бесовския/и тьмы безплотных борец/и победы почести взясте,/темже предстояще Подвигоположнику Христу,/о всех молитеся, чтущих память вашу. Огню не послуживше чувственному, приснопамятнии,/и огню причастившеся и мукам,/приясте Небесную росу,/и покой Божественный, и вечную радость/и, князя тьмы, мученицы премудрии, попаливше/терпением болезней ваших,/верных утвердисте ко истинному благочестию. К пристанищу невлаемому пристасте, мученицы,/мятежныя волны избавльшеся, яко мудростнии,/и треволнения мятежа великаго,/отнюдуже собирающе плод болезней – вечную жизнь,/поминайте и нас, блаженнии,/чтущих память вашу. Слава, глас 3: Доблественнии мученицы истиннии,/вас ни нужда мучительская, ни ласкание льстивное,/ни удов отрезание,/ниже смерти прещение/от Божественныя любве разлучити возможе,/темже дерзновение имуще ко Христу,/Иже над всеми Богу,/просите от Христа и нам молитвами вашими/даровати велию милость. И ныне, Богородичен, глас 8: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Евангелие от Матфея, зачало 36. Причастен: Радуйтеся, праведнии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писание. Издание «Слово на Пятидесятницу» (стр. 86), но лучшим спискам, принадлежит Клименту епископу Болгарскому; да и по слогу оно не сочинение красноречивого Туровского проповедника. Слово (XI) о премудрости очень не мудрено и простотою своею указывает в сочинителе простого инока. б) Аллегорическое изображение инока и мирянина, представленное в послании к игумену Василию, такое же изображение отношения души к телу (изд. Калайдовичем в Памятн. XII в.), назидательны и любопытны. Еще более важно послание к игумену Василию, с прекрасными наставлениями для инока (изд. в приб. к твор. отц. 1851 г.). И вот все, что имеем доселе из многих назидательных наставлений св. Кирилла, известных древнему биографу его. в) Нельзя не пожалеть, что остается неизданным покаянный канон св. Кирилла (в перг. рукоп. Соф. библ.); он дышит глубоким сокрушением. В рукоп. Волокол. мон. 109, 413), в Синодальном 470), у Толстого (II, 111) читаются дневные молитвы блаженного Кирилла Туровского , на каждый день по 4 молитвы, всего 30 молитв. Из них 22 молитвы напечатаны в Виленском молитвеннике 1596 и 1635 г., в Острожской следов. Псалтыри 1598 г. (Сахарова Библиогр. 102, 108, 319). Писцы вносили свои произволы в эти молитвы; но немногого стоило бы труда отделить дело писцов от сочинения Кириллова, и Калайдович напрасно не принял на себя этого занятия. Вообще издание Калайдовича во многом требует поправок и дополнений. 39. Антоний , архиепископ Новгородский, в мире Добрыня Ядреиковичь, инок Хутынский, с 1212 г. архиепископ Новгородский – жертва своеволия Новгородцев; в 1219 г. изгнан новгородцами и определен он митрополитом на кафедру Перемышльскую; в 1225 г. возвращен в Новгород; но в 1228 г., лишась языка, удалился на покой в Хутынь; в том же году снова принужден был принять управление епархиею; однако в следующем году возвратился в Хутынь, где и скончался в 1238 г. Путешествие его в Царьград, совершенное в 1200 г., известное по списку XV в., весьма любопытно, между прочим и по известию о св. княгине Ольге.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Генерального штаба. СПб., 1863. Т. 5: Гродненская губ./Сост.: П. О. Бобровский. Ч. 2. С. 1064-1070; Stebelski J., ks. Kongregacye albo kapituy Generalne Basylianskie//Scriptores Rerum Polonicarum. Kraków, 1874. T. 4. S. 343-354; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882; Орловский Е. М. Жировицы: (Кр. ист. описание)//Виленский календарь на 1894 г. Вильна, 1893. С. 217-230; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Lorentz S. Wycieczki sonimskie. Sonim, 1933; Urban J., ks. W Byteniu i Zyrowicach//Oriens. Kraków, 1938. N 1/2. S. 19-20; Антоний (Мельников), архим. Жировицкий мон-рь в истории западнорусских епархий: Дис. Од., 1964. Ч. 1-3. Маш.; Acinчыk А. А. Жыpobiчы: Гicmapычhы нарыс. (ЗША), 1980; В. Ф. Жыpobiцkae Евангелле//Энцыклапедыя лimapamypы i мастацтва Бeлapyci. Mihck, 1985. Т. 2. С. 463; Мальдис А. И. Жировичи как центр лит. жизни//Христианизация Руси и белорус. культура: Мат-лы конф. Минск, 1988. Маш.; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu yrowickiego//Rocznik teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-218; М. Палата khiranichaя: Pykanichaя khira на Бeлapyci X-XVIII ст. Mihck, 1993; Супрун В. Р. За смугою часу: (Дacлeдbahhi i мepkabahhi). Mihck, 1994; Лазарева Д. И. Ранние этапы истории Жировичского мон-ря по письменным источникам//Bechik Беларускага ун-та. Сер. 3. 1996. 1. С. 6-9; Kyлarih А. М., Яpaшэbiч А. А. Жыpobiцki Cbяma-Ycnehcki ман-р//Беларуская Энцыклапедыя. Mihck, 1998. Т. 6. С. 471-472; Боровой Р. В. Загадки Жирович//Архитектура и строительство. 2001. 1. С. 20-23; Kyлarih А. М. Жыpobiчы: Cbяma-Ycnehcki муж. ман-р// Он же. храмы на Бeлapyci: Энцкл. даведник. Mihck, 2001. С. 81-84; Попов В. По страницам жировичских конволютов//Ступени. Минск, 2001. 4(5). С. 37; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 425-439; Гавриила (Глухова), игум. История Жировицкого Св.-Успенского мон-ря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников. М., 2004; Жыpobiцki Cbяma-Ycnehcki тэксту: А. А. Яpaшэbiч. Mihck, 2006.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Страсть к чтению не ослабела в Иосифе и в главной семинарии. При всей обременительности уроков, он умел выгадывать время и для чтения сторонних книг, особенно литературного и исторического содержания, которые он приобретал даже на собственные деньги. Книги эти были преимущественно польские и написаны в духе приверженности ко всему польскому и ненависти к России, которая представлялась каким-то ожесточенным врагом Польши. Такого рода книги оказали было некоторое влияние на Иосифа. Прочитав историю конституции 3-го Мая, он приобрел было привязанность к римлянам и даже немало польского патриотизма. Такое влияние польских книг на Иосифа тем более должно было оказать на него вредное влияние, что он не имел возможности узнать истину из русских книг, на которые было гонение в Виленском университете. Насколько было трудно достать и читать здесь русские книги, может свидетельствовать следующий рассказ самого Иосифа. «Помню, – пишет он, – мой товарищ, Антоний Зубко, достал как-то номер старинного журнала «Улей». Мы его начали просматривать вдвоем в ботаническом классе до прихода профессора. Нужно было посмотреть шум, который подняли светские ученики университета... а разве такие нам нужны священники, которые забывают мать Польшу... которые сочувствуют России, и мы должны были припрятать поскорее свой журналец» 8 . Таким образом, по-видимому, все заставляло думать, что юный Семашко, по выходе из главной семинарии, будет приверженцем Польши и католицизма. Но на деле оказалось совершенно иное. Несмотря на то, что он учился в римско-католическом заведении в смешении с римско-католическим юношеством, имел начальников и наставников из римско-католических духовных лиц, участвовал по большей части в римском богослужении, – несмотря на то, что воспитывался в Виленском университете, где господствовало направление известного Чарторыжского, любовь и сочувствие его к России и православной церкви – плод впечатлений его детства и родины не истребился. Юноша вышел из заведения не только без предубеждения против православной церкви, но и с сильным предубеждением против католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Учреждение семинарий и духовных училищ давало средства образовать духовное юношество, сообразно намеченной цели. Назначение соборных протоиреев открывало возможность награждать духовных, усердствующих в исполнении предписаний начальства. Подчинение монастырей епархиальным начальствам делало безвредным переродившееся в римлян униатское монашество и дало возможность употреблять с пользой как самих монашествующих, так и монастырские средства 19 . Обозревая дальнейшие меры, предпринятые в 1828 и 1829 годах и направленные к предположенной цели – воссоединению униатов, находим, что воспрещено было принимать в униатское монашество лиц римско-католического исповедания, а монахам униатским из латинян предоставлено право возвратиться в прежнее исповедание, каковым правом и воспользовались более 50 монахов. Положено было также монахов униатских не поставлять в священный сан, без предварительного рассмотрения и определения консистории. Десятину, собиравшуюся с греко-униатского населения в пользу латинского духовенства, постановлено было обращать в пользу униатского; воспрещено было также отправлять униатских воспитанников в Виленскую главную семинарию, печатать униатские книги, без дозволения коллегии, а равно определять униатских священников к латинским костелам в звании викарных или под другим наименованием. В Жировицах была учреждена и открыта Литовская семинария, и ректором ее был назначен товарищ Иосифа по главной семинарии, протоиерей Антоний Зубко, снабженный особой инструкцией. «Здесь-то в Жировицах, – по выражению одного из слов, сказанных при гробе митрополита Иосифа, – совершилось спасение западного края, ибо здесь юноши, приобретая отличное умственное образование в истинном духе православной церкви, учились любить вместе с сею духовною своею материю и земное отечество – Русь православную» 20 . Для руководства духовной академии, семинарии и училищ были приняты уставы, существовавшие для таковых же заведений православной церкви, а затем на детей униатских священнослужителей были распространены все те права и преимущества, какие были дарованы законами детям православного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сущность этого проекта заключалась в применении к унии некоторых реформ, за коими представлялась со временем возможность воссоединения ее с православием . Для ведения этого дела был назначен статс-секретарь Блудов, со званием главноуправляющего духовными делами иностранных вероисповеданий, и это управление было отделено от министерства просвещения. Таким образом, весь ход этого дела основан был на проекте Семашко и на представлениях коллегии, душой которой был он. Принятые по этому случаю меры заключались в следующем: Прежде всего, последовало Высочайшее повеление о переименовании 2-го департамента римско-католической коллегии в греко-унитскую коллегию 49 , а другим повелением, особенно важным, состоявшимся по представлению коллегии, последовало 50 подчинение монахов епархиальному ведомству, упразднение излишних базилианских монастырей и заведение на счет монастырских фундушей семинарии для Брестской епархии 51 , а также и общеобразовательных уездных духовных училищ с целью подготовления учеников к семинариям. Вслед за тем для увеличения эдукационного фундуша были упразднены две унитские малые епархии: Луцкая и Виленская, так что из четырех епархий унитских составились две: Литовская, которой епархиальное управление помещалось в местечке Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой управление епархиальное по-прежнему было в Полоцке. В 1827 году я был командирован из коллегии для основания литовской семинарии в Жировицах, в звании ректора семинарии. Огромно каменное монастырское строение послужило удобным помещением для семинаристов. При семинарии решено было устроить и одно из предложенных низших (уездных) духовных училищ. Архиереями были: Литовской епархии митрополит Булгак, а Белорусской епархии Иаков Мартусевич (Красовский уже не был в живых). Митрополит Булгак, как председатель греко-унитской коллегии, постоянно жил в Петербурге, а Литовской епархией управлял, по поручению Булгака, в звании официала, Антоний Тупальский, товарищ по воспитанию покойного полоцкого архиепископа Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 609-610 610-611 АНТОНИЙ († 1862 г.), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа муж мон-ря АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.) 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-620 АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) 620-621 621-623 623-624 624-625 625-626 626-627 628-629 629-631 631-632 АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) 632-634 634-635 635-636 636-637 АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии 637-638 АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии 638-639 639-640 640-641 АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) 641-644 644-645 645-646 646-652 652-653 АНТОНИЙ (Шутов; 1812-1881), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии 653-654 654-655 АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) 656-658 658-659 АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых) 659-664 АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 664-665 655-666 666-668 668-669 АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре — придворные литовского князя Ольгерда Гедиминовича. В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно — тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн скоро вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел иметь с ним ничего общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин. Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и наконец приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием. Иерей Нестор исповедал и причастил их Святых Тайн. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на дереве, на котором вешали преступников. Перед смертью он предсказал брату, что и он скоро будет мучеником.

http://sedmitza.ru/lib/text/437081/

В 1374 году Константинопольский патриарх святой Филофей, при содействии своего ученика святого Киприана, будущего митрополита Киевского, перевез частицу их мощей из Вильно в Константинополь. Там от них совершилось множество чудес, поэтому патриарх официально утвердил почитание этих святых. В Русской Церкви оно получило распространение в XVI веке . Во время Первой мировой войны чудотворные мощи были перевезены в Москву. В 1946 году святыня вернулась в Вильнюс, в монастырь Святого Духа. Совр. Вильнюс. Их почитание было признано на Руси после Московского Собора 1549 г. 27 апреля 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Валерия 27 апреля 2023, 10:37 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, молите Бога о нас грешных. Ирина 10 января 2020, 11:12 Святые Божьи угодники мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские молите Бога обо мне.Прошу вас здравия душевного и телесного. Ольга 27 апреля 2018, 17:17 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий! Молите Бога о нас! Ольга 27 апреля 2017, 19:06 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий! Молите Бога о даровании нам Царствия Божьего! Фаина 26 апреля 2016, 10:32 Святые мученики, Антоний, Иоанн и Евстафий! Молюсь вам о ребенке моем Андрее, прошу вас быть заступниками перед Господом за него! Помогите ему в ученье на пользу Господу и ближним, испросите ему здравия душевного и телесного, пусть Ангел Господень пребывает с ним всегда и Пресвятая Богородица покрывает его своим Омофором. Святые мученики! Вы своей смертью заслужили право общения с Господом и помощи нам грешным людям! Помогите ребенку моему Андрею! Аминь! Ольга Фролова 19 мая 2014, 09:39 На светлой седмице, в день памяти свв. мучеников, помог Господь доехать до Вильнюса и поклониться их святым мощам. Какая благодать от них исходит! Св.мученик Ефстафий был умучен с особой жестокостью, кости его ног перебиты. Мы в честь праздника прикладывались к открытым мощам. Такой чувство, как будто свв. мученики - живые. millie toll 30 апреля 2013, 00:16 Святые мученики Христовы Антоний Иоанн Евстафий Виленские

http://pravoslavie.ru/61114.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010