Иоанн и Антоний, так назывались братья в крещении, целый год провели в тюрьме, томимые голодом и сыростью темницы; ласки и угрозы жрецов не успевали возвратить их на путь лжи; они оставались тверды. На другом году Иоанн, старший брат, ослабел и объявил жрецам, что отрекается от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Антоний ни от мук, ни от ласк не переставал быть искренним христианином. Он открыто совершал дела христианские и отказывался от языческих. Жрецы положили испытать обоих братьев. В день постный сказано было: братья должны быть при столе князя. Иоанн разделял мясную трапезу, Антоний отказался от обычая языческого. Ольгерд уговаривал его не пренебрегать обычаем Литовским. Антоний хотел быть верным христианскому правилу, и его опять бросили в темницу. На этот раз положение св. страдальца было до крайности отягчено. Всё, что могла придумать злость жрецов, было употреблено для того, чтобы победить твёрдость Антония. Но он был твёрд и покоен; он утешался тем, что верен Господу своему, Тому, Кто приготовил блаженную вечность верным Своим. Слух о твёрдости Антония, о его радости в темнице обратил к нему многих, а слушавшие исповедника Христова чувствовали, что устами его говорит небесная истина. Кумец напротив того чувствовал, что нет для него радости без имени Христова. Сами придворные Ольгерда, привыкшие уважать твёрдость военную, пренебрегали малодушным, а брат Антоний не хотел и видеть его. Мучимый стыдом и совестью, Иоанн открыл свою душу священнику Нестору и просил примирить с ним брата. Антоний отвечал, что у него ничего нет общего с отступником веры. – Иоанн решился снять с души свой грех . Раз служил он, по обыкновению, князю в бане и здесь объявил, что он – христианин. Ольгерд смолчал; но после спросил его при других: точно ли он отрёкся от веры отцов? Иоанн смело отвечал: «государь! открыто сознаюсь, что я опять христианин; делай со мной, что тебе угодно, но более не изменю я святой вере». Ольгерд вышел из себя, – бил Иоанна своими руками, велел бить его палками и, закованного в тяжкие оковы, приказал бросить в темницу 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

http://pravicon.com/info-2247

1) Антоний Зубко, уроженец Витебской губернии, магистр богословия. С 1809–16 учился в Полоцкой греко-униатской духовной семинарии, 1816–18 – в Полоцкой иезуитской академии, а 1818–22 – в Виленской главной семинарии. 1822–25 состоял преподавателем Полоцкой семинарии, по рукоположении в 1824 во священника, и с прохождением одновременно должности члена Полоцкой консистории. В 1825 назначен асессором униатской коллегии, а в 1828 – ректором Литовской духовной семинарии, каковую должность проходил с 1828–34 в сане протоиерея, а с 1834–36 в сане уже епископа Пинского, викария Литовской греко-униатской епархии. В последней должности состоял и после воссоединения униатов до 28 января 1840, когда был назначен епископом Минским. 6 апреля 1841 возведен в сан архиепископа, а 1 марта 1848 уволен на покой и скончался 15 февраля 1884 в Пожайском монастыре, Ковенской губернии, спустя несколько дней, после празднования своего пятидесятилетнего юбилея. Как ректор Литовской духовной семинарии, пр. Антоний оказал большие услуги для церкви, потому что был вполне предан мысли о необходимости воссоединения униатов с православною церковью и старался самое преподавание наук в семинарии поставить в такое положение, чтобы оно облегчало путь к этому воссоединению. 21 2) Преемником пр. Антония по Брестскому викариатству и после по Минской кафедре был Михаил Голубович, уроженец Гродненской губернии, доктор богословия и церковного права. По окончании курса в Виленской главной семинарии, он с 1828–29 состоял инспектором новооткрытой Литовской духовной семинарии. С назначением его ассесором Литовской духовной консистории, остался при одной должности преподавателя семинарии и проходил оную до 1831. 8 сентября 1839 рукоположен во епископа Пинского, с переименованием 28 января 1840 во епископа Брестского. 1848–68 состоял епархиальным начальником Минской епархии, с возведением в 1853 в сан архиепископа. 23 января 1868 уволен на покой в Жировицкий монастырь, где и скончался 6 марта 1881 года. 3) Па место пр. Михаила был назначен епископам Брестским архимандрит Игнатий Железовский, уроженец Гродненской губернии, кандидат главной Виленской семинарии, в которой окончил курс в 1829 После того занимал должность учителя в духовных училищах, с 1832 по 4 марта 1839 – смотрителя в оных, а затем состоял инспектором Литовской духовной семинарии. 20 апреля 1848 назначен епископом Брестским, в каковой должности состоял по 27 июня 1870, когда был уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь, где и скончался 31 марта 1872. Об административных способностях пр. Игнатия митрополит Иосиф был невысокого мнения, но ценил его скромность и набожность. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347 ), придворный князя Ольгерда , младший брат мч. Иоанна Виленского , мученик Память 14 апреля , 13 июля (Вильн., день возвращения мощей), в Соборе Белорусских святых Родные братья Антоний и Иоанн служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда и были обращены в Православие священником Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, и открыто соблюдали все христианские обычаи. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от Христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн , не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие, а брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Засим поставляю в обязанность монастырю, при продолжающихся ныне работах в под-алтарном склепе, устроить для меня гроб под ракой святых Виленских мучеников, по данным мною указаниям архитектору, и на гробе сем положить сказанную выше памятную чугунную доску – да лучшая надежда христиан, блаженное упокоение, предстоит всегда памяти и взорам нашим грешным! 75. Список с рапорта Св. Синоду, от 26 октября 1850 года за 3352, с просьбою о разрешении на устройство церкви в пещере, где почивают мощи св. Виленских мучеников Пятьсот уже миную лет как пострадали за веру Христову в городе Вильне первые Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная празднует их память в 14-й день апреля, и под сим же днём помещены их жития в Четьи-Минеи. Нетленные мощи сих угодников Божиих сохранились в под-алтарном склепе церкви Виленского Святодухова монастыря и были освидетельствованы Святейшим Синодом в 1826 году, посредством преосвященных Минского Анатолия и Черниговского Лаврентия. Между тем, к мощам сим оказывали и оказывают большое благоговение не только Православные, но и Римляне, не только местные жители, но и отдалённые, прибегая к ним в чаянии получить облегчение в скорбях и немощах. Вход в под-алтарный склеп, где почивают мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, находился доныне пред самыми царскими вратами, так что затруднялось самое богослужение; да притом оный был весьма неудобен для спуска, по крутизне лестницы. Желая устранить это неудобство, я отчасти собственными, а отчасти монастырскими средствами, соорудил в склеп, прошлым летом, новый удобный и благовидный вход, подальше от царских врат, и самый склеп устроил поприличнее, как донесено мною Св. Синоду, от 10 сего октября за 9858, и как значится на прилагаемом при сем плане под 1. Эта святыня, сохранившаяся как бы чудом, заслуживает полного внимания Православной Церкви. Может быть, в бедственные прошлые времена, из стольких бывших в Вильне церквей один только Святодухов монастырь устоял непоколебимо в Православии потому единственно, что самым делом основан на святых мучениках. С другой стороны, это есть видимая точка соединения здешней страны с общею Православною Церковью, и напоминовение всякому русскому сердцу, что эта страна издревле не чужда России и Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   Покойный о. архимандрит отличался необыкновенно кротким характером и истинно христианским доброжелательством ко всем и к каждому, и к знатным людям, и к простым бедным поселянам. Каждый обращавшийся к нему за советом и благословением всегда выходил от него утешенным, обласканным, ободренным, подкрепленным, — подавляемый ли душевными страданиями, или удручаемый семейными скорбями, или предпринимавший какие-либо житейские добрые дела. На его погребение прибыло в пустынь множество народа из Глухова, Рыльска, Путивля, Белополья, Сум и других дальних и близких мест, а многие, не знавшие о времени его погребения, ехали уже на другой и третий день после погребения, которое было 20-го сентября. Погребение отправлял Путивльский архимандрит Иоасаф со многими иеромонахами и священниками, приехавшими из разных сел. Пели монахи, — их было много на обоих клиросах, и пели они так хорошо, что многим не придется, быть может, слышать в другой раз такого пения никогда.    Вся обширная соборная церковь и хоры в ней были наполнены молящимися помещиками, купцами и другими знатными лицами, не говоря уже о простом народе, которого было множество. Любовь к нему народа с особенной силой выразилась во время его погребения. Во все время его погребения все звания, полы и возрасты, находившиеся во храме, не исключая и священнослужителей, до того сильно рыдали, что как будто потеряли что-то самое заветное, дорогое; с такими рыданиями лили слезы непрестанно, с какими только провожают в могилу дети своих любимых родителей, оставаясь после их смерти без всяких средств к жизни и без надежды на лучшее будущее. Как дорог и на земле святой человек для людей! Упокой Господи душу раба Твоего о. архимандрита Иннокентия в горних селениях праведников.     Священник А. Силин АРХИМАНДРИТ АНТОНИЙ, ВПОСЛЕДСТВИИ НАМЕСТНИК ВИЛЕНСКОГО СВЯТО-ДУХОВА МОНАСТЫРЯ (†1862)     Глинский подвижник архимандрит Антоний был назначен сначала экономом архиерейского дома Литовской епархии. Затем, с 1845 г. по день смерти в 1862 г., он был наместником Виленского Свято-Духова монастыря. В трудное время перехода епархиального управления и семинарии из Жировиц в Вильну отец Антоний являлся ближайшим помощником и «исполнителем хозяйственных распоряжений известного воссоединителя униатов с православием митрополита Иосифа (Семашко)» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евстафий Виленский, мч. Описания иконы Евстафий Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5756.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (0) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 5757.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 5758.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5760.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1713

•  Жизнь преподобной в иночестве связана с обителями Твери и Кашина, городов Тверского княжества (ныне в Тверской обл.).   •  На Соборе 1649 г. было постановлено открыть мощи преподобной для всеобщего почитания и причислить ее к лику святых, но в 1677 г. Патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания святой в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего имя прп. Анны в своих целях. 12 июня 1909 г. произошло вторичное прославление и установлено повсеместное празднование. Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре — придворные литовского князя  Ольгерда Гедиминовича.  В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно — тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн скоро вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел иметь с ним ничего общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин. Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и наконец приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати – Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово. Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Зубко Антоний Григорьевич; 2.07.1797, с. Белое Полоцкого у. Белорусской губ.- 15.02. 1884, Пожайский мон-рь, близ Ковно), архиеп. Минский и Бобруйский. Род. в семье белорус. униатского священника. Лишившись отца в 6-летнем возрасте, учился у местного органиста. В 1809 г. поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитскую коллегию, к-рую окончил в 1818 г. со степенью канд. философии. В 1822 г. окончил Виленскую главную семинарию при Виленском ун-те со степенью канд. богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 г. был рукоположен целибатом во священника к полоцкому кафедральному греко-католич. собору и назначен членом Полоцкой консистории. В 1825 г. возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в С.-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 г. командирован в Жировицы для открытия Литовской ДС и в 1828 г. назначен ее первым ректором. С 18 апр. 1832 г. старший соборный протоиерей. Антоний (Зубко), архиеп. Минский Антоний (Зубко), архиеп. Минский В 1834 г. А. был хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Являлся одним из виднейших представителей греко-католич. духовенства, имел близкие дружеские отношения с еп. Литовским Иосифом (Семашко) , стал его ближайшим помощником в осуществлении воссоединения греко-католиков с правосл. Церковью. В «Записках» митр. Иосиф отмечал, что «никто ему в этом деле столько не помогал, как Зубко». На Полоцком церковном Соборе 1839 г. А. участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием, а по воссоединении, 28 янв. 1840 г., был назначен на правосл. Минскую и Бобруйскую кафедру; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя, по словам проф. М. О. Кояловича , как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». По болезни А. не раз ходатайствовал об увольнении на покой, в 1848 г. его прошение было удовлетворено. В 1848-1862 гг. он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком мон-ре , а последние 20 лет - в Пожайском в честь Успения Божией Матери мон-ре в Ковенской губ. За 11 дней до кончины А. праздновал 50-летие своего архиерейства. Со всех концов России ему прислали приветствия и поздравления, в т. ч. имп. Александр III и Святейший Синод. Несмотря на заслуги перед Церковью в деле присоединения униатов, свои труды в этом великом деле А. не считал сколько-нибудь значимыми. Старец-архипастырь, как часто называли его, любил естествознание, много занимался им, однако труды его в этой области остались неизданными.

http://pravenc.ru/text/115966.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010