Антоний со своей стороны, – и личной и епархиально-административной, – питал прямую и особенную уверенность в самых духовных лицах, служивших в ту пору в Университете и в обеих гимназиях. Первый из них был прежде упоминаемый о. Прот. Д.П. Владимирский – Профессор Богословия в Университете; другие же двое были законоучителями в гимназиях; – в первой Императорской свящ. Н.А. Переверзев, во 2-й свящ. М.М. Зефиров 253 . Всем этим лицам преосв. Антоний придавал особенное значение ещё потому, что все они состояли, избранными от духовенства, членами Педагогического Собрания в духовной Семинарии. А как это было в самые начальные годы нового преобразования семинарий, когда нужно было, по преимуществу, иметь прямой и зрелый взгляд, разумное опытное суждение по разным предметам и возникавшим вопросам, и как преосв. Антоний сам лично, более всего, сосредоточил тогда же своё понимание на деле этого преобразования, – и притом, в соотношении с таковым же преобразованием, происходившим тогда и в светских средне-учебных заведениях, – то непосредственное служебное участие сказанных лиц, как членов Советов и там и здесь, составляло для преосв. Антония особый, так сказать, критериум, сколько и самый источник сведений о распоряжениях, исходивших от одного главенствующего инициатора и заправителя этого преобразования в лице Графа Д.А. Толстого – как Обер-Прокурора св. Синода и как Министра Народного Просвещения В конце концов, всё это, столь желательно установившееся на самых первых порах, воззрение преосвящ. Антония на возможное объединение замыкалось, так сказать, в личных самых благоприятных дружественных отношениях между ним и Попечителем Казанского уч. Округа Петром Димитриевичем Шестаковым, с коим, как известно уже из прежних фактов, преосв. Антоний сам же первый пользовался случаями разделять свои воззрения и суждения по вопросам, относящимся и к духовно-учебному ведомству. При этих отношениях к г. Попечителю преосв. Антоний поставлял себя и его в равностепенное служебное положение не номинально, а в силу того же воззрения на объединение общих интересов в разрешении многих одинаково существеннейших задач и вопросов в деле христианского истинно народного просвещения от высших учёных и учебных кафедр до деревенских скамей в сельских школах и не Русских только, но и инородческих, и не от правительства только учреждаемых, но и от самих приходских сельчан и, в частности, от Братства Святителя Гурия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Во всех напр. церквах, построенных в предместьях города на известных каким-либо историческим значением местах, он не оставил ни одного удобного случая для священнослужения, и тут же личным своим посещением развалин, даже едва сохранившихся под толстыми насыпями признаков чего-либо священно-древнего, привлекал внимание жителей, воскрешая и внедряя в них, соответствующий предмету чувствования, – не в роде археологических, только удовлетворяющих любопытству или хотя бы научности исследований, а ради благочестиво назидательного воспоминания и подобающего чествования этих мест или следов на них священной древности. При поездках по обозрению епархии преосв. Антоний обращал всюду такое же благочестивое внимание на все подобные предметы. Потому когда, как известно, состоялось синодальное распоряжение о составлении историко-статистических описаний епархии, преосв. Антоний со всею ревностною готовностью приступил к исполнению этого дела. Он нашёл для этого дела самого сочувственного и компетентного деятеля в лице бывшего тогда Профессора Смоленской Семинарии магистра Н. Трофимовского, с которым преосв. Антоний тем более мог входить в ближайшее соучастие в его труде, что они были оба товарищи однокурсники по Киевской Академии. Труд этот был выполнен в числе самых первых по времени, равно как и по достоинству был одним из самых лучших. В издании этого описания преосв. Антоний принимал самое живое участие, даже отчасти собственными денежными средствами. Труд этот весьма объёмистый (881 стр.); издание его было сделано в Петербурге (в 1864 г.) весьма хорошо и отчетливо. Вслед за изданием этого исторически-статистического описания Смоленской епархии, преосв. Антоний по собственной мысли в видах дальнейшего постепенного продолжения сказанного описания, а с тем вместе, в видах прямого назидания современников, сделал распоряжение, чтобы при каждой церкви, без исключения, была ведена местная церковная летопись, куда бы священно-церковнослужителями и другими, достойными вероятия, лицами были вносимы все происшествия, представляющие особенную важность и заслуживающие внимания, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Заботясь с такою архипастырскою ревностью об образовании детей духовенства, преосв. Антоний не ограничивался одними только детьми – сыновьями, но имел в таком же внимании и воспитание дочерей духовенства. Прежде, приведённый самим же преосв. Антонием, пример в лице священника Богоявленского, имевшего прямою себе сотрудницею свою жену в учрежденном им училище, а равно вообще сказанное об учительницах – девицах духовного звания в церковно-приходских школах, дают ясно и вполне разуметь все значение указываемой благопопечительности преосв. Антония о надлежащем воспитании дочерей духовенства. Вопрос этот, впрочем, не был обязан собственно инициативе преосв. Антония. В Смоленской епархии, ещё в 1849 г., попечением преосв. Тимофея было учреждено училище девиц духовного звания, открытое сначала в г. Вязьме, а потом в 1852 г. перемещённое в г. Смоленск, и устроенное при местном женском Монастыре. Но это училище до прибытия преосв. Антония было ограничено и в средствах к содержанию, и в самом количестве учащихся. Преосв. Антоний в первый же год обратился к св. Синоду с ходатайством об ассигновании из духовно-учебных капиталов, по крайней мере, одной тысячи рублей для воспособления сему училищу в средствах к содержанию, так как оно пробавлялось лишь процентами с капитала в 16 000 руб. и отчасти деньгами, отделяемыми из церковных кружечных сборов по всей епархии и скудными сборами по особым пригласительным листам. Затем, спустя три года, когда уже разрешён был св. Синодом проект о содержании всех учебных заведений в Смоленской епархии собственными средствами, и когда поэтому средства училища девиц, получавшиеся из числа тех же епархиальных источников, естественно уменьшились, – преосв. Антоний вошел в св. Синод с новым ходатайством об ассигновании для женского училища ещё другой тысячи рублей. Это ходатайство тоже было удовлетворено св. Синодом, назначившим отпускать из духовно-учебного капитала с Января 1865 года по две тысячи рублей на каждый год 397 . Таким образом, находя Училище девиц довольно обеспеченным с материальной стороны, преосв. Антоний не замедлил дать ему иной большой объём и по количеству воспитанниц и по составу лиц служащих. Число воспитанниц казённокоштных, вместо бывших прежде 20, назначено 35. При этом преосв. Антоний предоставил самому духовенству, между прочим, избирать и представлять от себя в Училище по одной кандидатке – сироте из священнических и диаконских дочерей своего уезда. Всех воспитанниц, как видно напр. из отчета в Июне 1865 г., состояло в этом Училище 63 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

И что замечательно, как ни странно обыкновенно бывает для самих же товарищей видеть между собою подобную монахообразную отличительность в ком-либо, чтобы не смотреть на неё как-нибудь не двусмысленно... но Я.Г. Амфитеатров составлял с этой стороны исключение. Последнее условливалось собственно тем, что как говорится, он не казался, а действительно был таковым... С другой стороны самые стороны, выдающиеся в нём, были полные достоинства на разумно-благородный взгляд кого бы то ни было. Потому-то и не было двусмысленности какой-либо; один только В.И. Аскоченский позволял себе некоторые выходки и остроты, и то более задушевные и отнюдь не оскорблявшие ничьего чувства. По свидетельству одного, теперь уже высокоавторитетного лица 97 , бывало даже так, что когда в кругу товарищеском заводились напр. разговоры праздные и свойственные молодежи, и когда вдруг появлялся Я.Г. Амфитеатров, сказанные разговоры отнюдь не продолжались. Сам он лично хотя и держал себя скромно и как бы строго и вообще сосредоточенно, но через это не охлаждал отношений к себе других, а вызывал прямую симпатию. Товарищи действительно сознавали и ценили личные достоинства Я.Г. Амфитеатрова, как одного из лучших, и притом первого из всех студентов. Для оправдания же этих самых достоинств, очевидно требовалось и от него многое сравнительно перед другими, начиная с того, чтобы следить особенно внимательно за лекциями и усвоять их, равно как обрабатывать с достойною аккуратностью и студенческие свои сочинения 98 . В этом отношении и при отличных дарованиях нужны были не только усидчивые труды, но должно было быть ценимо и правильно располагаемо и самое время, что и видели все на деле. Напр. хотя звонок для общего вставанья утром был обыкновенно в 6 часов, но студент Амфитеатров в 5 уже был, как говорится, на ногах 99 . Такая правильность и аккуратность преосв. Антония сохранилась примерно неизменно навсегда. Он говаривал в последние годы, что для него изменить часы и образ дневных занятий не составляло ничего, как бы ни были последние разнообразны и неблаговременны; но время отхождения ко сну, с предварительным выполнением правил, а так же время вставания утром было им всячески не нарушаемо...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

332 Разговор этот был, между прочим, в присутствии о. Наместника Лавры Арх. Антония, который, передавая мне об нём, выражал своё особенное сочувствие к мыслям преосв. Антония и примолвил: «от нашего-то Владыки, я знаю по опыту, всего труднее надеяться решительного соглашения в подобных делах... Прекрасно бы, если бы преосв. Антоний, и помимо согласия Митрополита, предпринял бы сам, возможно скорее, привести свои мысли в исполнение... Ведь иначе из-за разнообразий и малых в священно-церковных действиях есть и теперь, своего рода раскол потаённый... И у нас вот бывает, что иной – прямо сказать – неуч-монах, насмотревшийся там и сям служб церковных, готов бывает препираться с нашими за истовость и неистовость тех или иных действий служебных. 333 Настоящий рассказ относится ко времени первого свидания, для которого преосв. Антоний совершил нарочитую поездку в Москву в Июне 1866 г. Пишущему вскоре же (в конце Августа) привелось быть самому в Москве и слышать из верных рассказов, что приезд преосв. Антония для свидания с Владыкою Московским, был для последнего особенно приятен, так что видевшие личные приемы и отношения его к гостю дивились небывалой перемене в состоянии и обычной тактике маститого Первосвятителя. Сам преосв. Антоний тоже не находил слов, чтобы высказать вполне, что видел и чувствовал при личных свиданиях с ним. «Я даже конфузился, некоторым образом, за себя самого, – говорил преосв. Антоний, – когда встретил столь близкое и искренне откровенное обращение со мною и ко мне во всём со стороны Владыки Митрополита, – начиная с того напр., что он приказывал посылать за мною свою карету не иначе, как в шестерню». 334 В Церковном Вестнике за 1881 г. 44 в статье: «О религиозном элементе в нашей сельской школе» – эти же мысли раскрываются как будто бы невиданные и неслыханные... а между тем всё это было уже на деле, – что видят читающие в фактических данных, излагаемых за время более 15-ти лет до настоящего... Как бы взглянул теперь на подобные статьи сам преосв. Антоний?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Вот-де где злоба дня и насущная потребность в проявлении и приложении всей деятельности Архиерея! И действительно, всякое более или менее выдающееся в какой-либо епархии, нововведение в этом роде и значении сейчас и в самых газетах разносится и по достоинству одобряется, восхваляется, как пример и образец... и что же? Если покойный Антоний действительно так энергически до самоотвержения проявлял и направлял всю свою многолетнюю здесь деятельность, как на главную потребность и задачу, – на вопрос и самоё дело совершавшихся преобразований в столь близких ему духовных заведениях и, с тем вместе, зорко следил за этим же делом и в заведениях светских, начиная с Университета и, сколько мне известно из личных бесед с покойным Преосвященным, продолжая нашими гимназиями, от которых мы же с вами чуть не воем, подчас, за детей наших... Во-первых, будь бы покойный Антоний где-нибудь в Тобольской, Архангельской епархии, и будь бы сам он на службе до архиерейства на подобных же окраинах, где мог бы иметь понятие об университетах, как бы во сне, да и об академиях настолько же, насколько когда сам учился в Академии, – тогда бы он, само собою, и не взялся писать то, что писал... Но ведь мы сами величаемся, что наш-де город и университетский и академический, и мы же иногда толкуем, что вот-де таков подобаше нам архиерей, каковы были прежние Григорий и покойный Антоний, т. е. как Доктора Богословия, и бывшие в своё время ректорами академий и тогда же знакомые хорошо с университетским состоянием... Далее мы же, вот сейчас, выражали ожидание, что академии вступят в ту колею, как проектировал преосв. Антоний, хотя за подлинное не знаем, что и насколько именно войдёт собственно из проекта его в новый... значит, преосв. Антоний в своё время трудился над своим проектом не напрасно... Правда, жалко, что писанное им не печаталось в ту пору, – хотя это не от него уже зависело…; – а если бы он поступил так, как напр. преосв. Агафангел – (известный нам бывший здешний же Ректор Академии) по вопросу о проектировавшейся духовно-церковной судебной реформе, – который напечатал свои взгляды и мнения прямо в своих епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В этом отношении преосв. Антоний, кроме возможно частых словесных внушений, давал от себя разные циркулярные предложения. Так во 1-х, видя из исповедных росписей о большом множестве прихожан, не бывающих не только у св. Причащения, но и на исповеди и в этом самом находя явное живое свидетельство как о не усердии прихожан к исполнению этого главнейшего христианского долга, так и о нерадении духовенства, чтобы всемерно располагать к тому первых, – преосв. Антоний не только делал настоятельные циркулярный распоряжения по этому предмету, но предписал разослать при этом изложение самых вопросов при исповеди вообще и, в отдельности, при исповеди детей. Последние, как известно из письма прежде приведённые были составлены Викарием преосв. Викторином, а первые те же самые, что были изданы прежде в Смоленской епархии. По связи с делом говения были тоже, как и в Смоленске, сделаны циркулярные распоряжения, чтобы священники и вообще члены причта не отлучались из приходов в течение всего великого поста и совершали бы Богослужения во все недели. Еще писал преосв. Антоний в одном из подобных предложений Консистории для зависящего распоряжения так: «С прискорбием вижу, что весьма часто приходские священники с разными просьбами или ради каких-либо не важных объяснений являются ко мне, как будто нарочно, по субботам или накануне праздников и оставляют, таким образом, приходы и церкви без Богослужения» 89 . Касательно того, что некоторые из подобных распоряжений, и не в малом числе, выходили по Казанской епархии те же самые, какие делал преосв. Антоний ещё прежде по епархии Смоленской, он не только не скрывался, а напротив высказывал это сам, как свидетельство того, что он действовал не по теории только, а на основании, уже бывших у него, опытов. Он любил вообще, в виду какого-либо мероприятия, предварительно высказываться, – где, когда, как и что делалось им 90 , или что известно ему из опытов других, приводя данные иногда и с противной стороны, – в смысле даже анекдотов или абсурдов, – приговаривая в предостережение самого себя или слушающих, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Не эта ли же самая мысль была такою же преобладающею и у преосв. Антония, в силу которой он так, можно сказать, вопиял против раздробленности и разбросанности преподавания наук в нововведённых факультетах в академиях? 2) Сказанные К.П. слова о желанном характере духовной науки и приложении её, – в чём представлена примером и образцом древняя и позднейшая до нового преобразования Киевская духовная Академия, – не то ли же в главном содержании и значении, что многократно говорил преосв. Антоний и чего желал видеть в Казанской духовной Академии? 3) Самоё выражение святоевангельское – вы есте соль земли, обращённое и приложенное К.П. к профессорам Академии, – не из уст ли преосв. Антония, как известно слышавшим, – часто исходило в этом же смысле и приложении? 4) Все благожелания К.П. студентам Академии, чтобы «во всём своём прохождении академического образования держались они средоточия, и чтобы это средоточие было основано на едином краеугольном камени – укоренении и сохранении в себе чистой веры и прямых положительных убеждений в истинах христианского исповедания, – не есть ли пастырский отеческий глас того же преосв. Антония, всего чаще раздававшийся во всеуслышание, посещаемых им, студентов? 5) Все суждения К.П. о том, как нынешние науки, – в том числе и Богословские, ушли, так сказать, по уши в критику, и как это направление доведено до крайности в сбивчивости понятий, в запутанности в исследованиях... не напоминает ли самым явным образом для читателей то, что высказывал преосв. Антоний по поводу, между прочим, напр. докторского сочинения бывшего Ректора в самой же Киевской духовной Академии, занёсшегося тоже в глушь немецко-богословской критики? 6) Далее, что сказать о выраженном К.П., между прочим, желании, чтобы воспитанникам Академии иметь печатные руководства по изучаемым ими предметам вместо существующего записывания лекций, требующего от них много времени и труда? Не об этом ли трактовал весьма много и подробно преосв. Антоний? 7) И ещё: если К.П. в одной из Семинарии высказался так об учениках, – «что лучше было бы, если они не имели приличного сюртука, жилета и пр., но имели бы каждый у себя Новый Завет , – то не Преосвященный ли же Антоний желал и проектировал, чтобы не Новый только Завет, но полная Библия были непременною принадлежностью и настольной потребностью для каждого ученика с первого класса Семинарии и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Прочие данные, соединявшиеся с задачею и целью учащательных поездок преосв. Антония, имели значение по отношению к быту и положению приходского сельского духовенства и вообще административной части в общем строе и состоянии епархии, – о чем будет подробно сказано в следующей главе. В заключение всего, что относится до примерно ревностного усердия преосв. Антония ко всем Богослужениям и к самому точному совершению их, для наглядной характеристики его в рассматриваемом отношении, мы приведём здесь следующий факт: – «Любя во всем благолепие при Богослужении, в том числе и личный состав соборного причта, преосв. Антоний был на первых же порах озабочен приисканием хорошего Протодиакона. Таковой, наконец, нашёлся в Петербурге, состоявший в классном чине в придворной Капелле певчий – бас Пешехонов, который действительно своим видом, ростом, манерами и голосом составлял красу в общей обстановке церковного служения; сам преосв. Антоний выражал к нему явное внимание и расположение. Спустя год, однажды как-то за обедом праздничным, преосв. Антоний обратился к этому Протодиакону с вопросом: «А что о. Протодиакон, – привыкли ли вы к служению?» – Тот бесцеремонно отвечал: «Нет, Ваше В-ство, тут вопрос-то не о привычке, а о том, насколько может ещё хватить моих сил. Ведь, по моему верному нарочито записанному счёту выходит, что мне привелось служить с Вами в течение прожитого мною здесь года почти полтораста разов и, притом, с весьма частым приготовлением... А, наконец, Ваши-то служения, особливо всенощные, известно, каковы: ничего не сокращают ни в пении стихир, ни в чтении и кафизм, хотя бы их было три – (напр. в пост великий). Если бы я знал, Ваше В-ство, наперёд обо всём этом, то простите милостиво, ни за что бы в жизни не согласился поступить в протодиаконы». Этот Протодиакон действительно недолго (года два с небольшим) выдержал; он скончался от чахотки. Да и сам преосв. Антоний, как замечали все, тоже подорвал свои силы, между прочим, ревностью к Богослужению, при множестве других многообразных своих служебных занятиях, от которых он не давал себе буквально ни отдыха, ни срока, начиная с официальных и оканчивая всякими частными выслушиваниями просителей и приёмами посетителей во всякую пору без отказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Антония, дерзкого его ходатайства, чтобы в случае надобности, дело об открытии особой кафедры Татарского языка и миссионерских противо-мусульманских наставлений было повергнуто даже на Высочайшее Государя Императора воззрение, то хотя официально не было дано ответа на это преосв. Антонию, зато конфиденциально было сообщено ему указание на неуместность такого ходатайства и, в частности, самого выражения, в котором он наименовал сам же своё ходатайство дерзким... Преосвященный Антоний, по крайней мере, со своей стороны, не раз указывал на это сообщение. Когда приводилось ему ещё делать подобные же от себя представления, он наперёд высказывался: «а что? ведь, опять пожалуй, жди того же ответа...» Помнится нам в особенности, как высказывался на счёт дел подобного рода преосв. Антоний при личных беседах с преосв. Макарием в бытность последнего здесь, в Казани (в Окт. 1874 г.), на ревизии Академии. Высказывался он неприкровенно тем более, что преосв. Макарий был в течение многих последних лет присутствующим в св. Синоде и знал, таким образом, о самых представлениях преосв. Антония; а с другой стороны, сам высокопр. Макарий, при всей видимой сдержанности, выражал прямое сочувствие к убеждениям преосв. Антония и вполне понимал дух и характер его. Вот, между прочим, подлинные слова высокопреосв. Макария, высказанные со всею задушевностью при последней прощальной беседе с преосв. Антонием. На какие суждения и выражения Московского Митрополита указывал напоминательно преосв. Антонию в вышеприведённых словах высокопр. Макария, – те и другие известны были пишущему ещё прежде из уст преосв. Антония. Указываемые сведения интересны и идут совершенно к настоящему месту, чтобы остановиться на них. Самый случай и повод, по которым преосв. Антоний повторял – как бы в нравоучение себе, – суждения и буквальные выражения «мудрого в советех и делех», Первосвятителя Московского, относятся к той самой поре, когда преосв. Антоний видел неудачу за неудачей в результатах «своих представлений по делам Казанской Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010