Примем и мы к сердцу сии св. слова и будем жить так, как бы мы всегда были пред очами наших архипастырей, пред очами великих святителей и отцов церкви, или лучше пред очами Божиими. Дай Бог, чтобы в небесном лике святителей и отцов сказано было и о нас: «Вот мы и дети, которых дал ты нам, Боже!» Аминь. 21. Беседа первая о семейной жизни Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам, сперва, о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а отсюда и семейная жизнь установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. «И сотвори Бог человека, – сказано в слове Божием, – по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю». ( Быт.1:27–28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, он сам благоволил быть с пречистою Материю своею и учениками на браке в Кане Галилейской, как то читается, если помните, в Св. Евангелии при венчании. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержден Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то обяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви» ( Еф.5:32 ). Заметьте, братие: «Тайна сия велика!» – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святой. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз в таинстве брака? Припомните слова апостола: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

http://azbyka.ru/molitva-po-soglasheniyu...

Скажу только, что могу сказать по вере и совести. Когда Спаситель посылал учеников на проповедь, т.е. то служение, которое по преемству от них перешло и к нам, то Он велел им ничем не запасаться на дорогу, ибо, говорил, трудящийся достоин своего пропитания, т.е. должен содержаться теми, для кого он трудится. Также, хотя другими словами, учит св. Павел, говоря, что служащие алтарю, от алтаря пусть и питаются. Св. апостолы не были корыстны, как не должен быть и пастырь церкви. Они готовы были и сами работать, чтоб не отягощать других своим содержанием. Но право на такое содержание они признавали за собою. " Если мы, – говорил св. ап. Павел, – посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» ( 1Кор.9:11 )? И первые христиане были так усердны к апостолам, что готовы были все имущество отдать в руки апостолов. И неудивительно! такова была любовь между ними и христианами. Св. Павел так говорит о своей любви к Солунянам: «Мы из усердия к вам восхотели предать вам не только благовествование Божие, но и души свои, потому что вы стали нам любезны» ( 1Сол.2:8 ). Он же так говорит о любви к нему Галатов: «Вы приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. О как вы были блаженны! Свидетельствую вам, что если бы можно было, вы исторгли бы глаза свои и отдали мне!» ( Гал.4:14–15 ) Да утверждается же и у нас взаимная любовь, доверие, усердие между пастырями и пасомыми, духовными и прихожанами! А при этом прихожане, как добрые христиане, сделают все, что могут, для своих пастырей с тем, чтобы они совершали свое святое служение, свой духовный труд с радостию, а не воздыхая, чтобы, не имея надобности много промышлять, суетиться, томиться, горевать, для подобающего содержания себя с семьями, они тем свободнее, усерднее и более трудились для своих прихожан, их добра духовного, которое гораздо выше и ценнее всякого добра вещественного, всякого достатка земного! Третья обязанность церковного попечительства – это приходская благотворителъность. Св. вера наша учит нас любви ко всем, милосердию к несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Страшное будет то время, братия мои, такое страшное, что как вспомнишь о нем, так сердце замирает! Но желаете ли вы не бояться последней лютой годины? С слезным молением вопрошаю вас: «Желаете ли?» Если желаете, то чаще помышляйте об оной. Когда вы видите, что пришло время жатвы, то помышляйте, что рано или поздно придет кончина света. Когда вы жнете хлеб, думайте, что некогда пожнут и вас Ангелы Господни. Когда примечаете в поле дурную траву между пшеницею, то припоминайте, что и между вами есть дурные люди, и что, может быть, вы сами то же пред Господом, что худая трава. Когда намереваетесь выполоть дурную траву, то представляйте, что должно из сердца своего исторгать и искоренять худые привычки, грехи и пороки. Когда, связавши плевелы в снопы, бросаете их в огонь, то подумайте, что и вас так же бросят некогда в огонь вечный, если вы не захотите сделаться людьми праведными. Когда смотрите на златящиеся и полные колосья пшеницы и радуетесь урожаю, то помышляйте, что и вы так же полны должны быть добродетели и честности, как колосья полны зерен. Пшеница бывает молода, зелена, потом начинает цвести, потом наливается, а наконец желтеет и поспевает. Точно также и нам, други мои, должно возрастать в добре, цвести праведностию и созревать в святости. Одним словом, выходя в поле, прочитывайте про себя: «А поле есть мир». Видя там добрые и худые растения, читайте: «А доброе семя суть сыны Царствия, а плевелы суть сыны лукавого. Смотря на жатву, читайте: «А жатва есть кончина мира». Взирая на жнецов, или будучи сами жнецами, читайте: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». Наконец, полагая очищенный хлеб в житницу на сбережение, читайте: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Особенно, держите в уме своем эту великую науку Господню теперь, когда отправляетесь на жатву. Благодарите Отца Небесного, что Он в нынешнем году уродил вам хлеб; но знайте, что чем более и лучше у вас урожай, тем вы должны быть добродетельнее, честнее, благочестивее, богобоязненнее, дружелюбнее и святее. Тогда вы не будете страшиться последней лютой годины. Аминь. 36. Беседа о десятой заповеди Господней

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Что значит надеяться или уповать на Бога? Значит всегда, везде и во всем полагаться на Бога, во всех добрых делах и во всех честных трудах от Него ожидать помощи и содействия; значит всегда мыслить и говорить: «Сам по себе я, как человек слабый, ничего не могу сделать, если Бог не пособит мне». Засеваешь поле? Не говори: «Я тружусь, я хорошо обработал поле, вовремя посеял». Ничего не родится, если ты работал и сеял без надежды на Бога. Отправляешься в дорогу? Помышляй в себе: «Неудача, беда может на дороге случиться, но Бог мне помощник и покровитель; с Ним если пойду и посреди сени-тьмы смертной, не убоюся зла». Заболел ты, или сын твой, или скот твой? Не крушись, как язычник, неведущий Бога, а возверзи-возложи печаль твою на Господа и говори: «Да будет воля Твоя». Короче, где бы ты ни был, чтобы ни делал, чтобы ни случилось с тобою, всегда помышляй: «Господь есть со мною, все мое видит и знает, и что Ему угодно, то и делает со мною. Будь Его святая воля на все». Это значит – надеяться на Бога. Как надобно любить Бога? Это показывает нам сам Бог Спаситель наш, когда говорит: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ); т.е. надобно любить Бога выше и больше всех людей и всех вещей на свете. Надобно любить Бога всем, чем только можешь любить: любить сердцем, любить душою и разумом, любить словом и делом, любить всегда, во всяких случаях и происшествиях нашей жизни. Ты веришь, что Бог лучше всего, больше всего, сильнее всего, ближе всего к тебе? Следственно, поймешь, что Он и должен быть тебе любимее всего на свете; поймешь, что должен ты любить Его прежде и больше всего. Спросишь: Как сделать, чтоб любить Бога выше и больше всего? Слушай. Кого ты любишь на свете? Положим; любишь отца и мать, жену и детей, сродников и приятелей. Хорошо, надобно любить и их, и всех людей. Ho ты спроси себя и подумай: кто дал тебе отца и мать, жену, детей и все что есть у тебя? Бог . Если же дал Бог; то и любить Его должно больше отца и матери, больше всего, что имеешь и зовешь своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

архиепископ Антоний (Амфитеатров) (27.10.1815–20.11.1879) Догматическое богословие Основы православия Пастырское богословие Письма, слова, речи архиепископ Антоний (Амфитеатров) Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук. Биография До пострижения Яков Гаврилович Амфитеатров , родился 15-го октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском Заводе, где отец его был священником, умер 8-го ноября 1879 года. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академии по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а в 1841 году, кроме того, инспектором Киевской семинарии. В 1845 году Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 года за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия. В 1848 — 1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди и состоял членом Санкт-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Священным Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу Олонецкому. В январе 1851 года Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Вратского Богоявлевского монастыря. 30-го марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиривского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, а 16-го апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Правда, преосв. Антоний успокаивался было тем, что в виде опыта было открыто параллельное отделение 1-го класса. Но увы! и это, впоследствии, послужило для него ещё к новой скорби и недовольству. Оказалось во 1-х, что в двух параллельных отделениях этого 1-го класса число учеников увеличивалось незначительно, во 2-х, переводить из них в следующий класс тоже нельзя было более определённого числа; а в 3-х, преосв. Антоний скоро понял, что тут дело приняло особый характер. После двух лет существования параллельных отделений самоё-то число успевающих и заслуживающих перевода в следующий второй класс оказывалось, сравнительно с прежними годами, не большее, … потому что оставлялось на второй курс в первом классе десятка два и более учеников... и в конце концов выходило тоже, т. е. после четвертого класса уходить стали ученики ещё в большем количестве, а число оканчивающих курс, как и прежде, до не существования параллельных отделений, нисколько не увеличивалось. Но как на параллельное отделение требовалась особая сумма свыше тысячи рублей из средств собственно епархиальных, которые и без того довольно скудны, – то преосв. Антоний скоро и положил конец существованию параллельного отделения». Дело это, правда, не обошлось для него без неприятностей своего рода, но он настоял на своём. Не можем сказать утвердительно, чтобы преосв. Антоний выражал письменно, но несомненно он высказывал открыто, что не может он, видя не видеть, что признаваемая Правлением Семинарии потребность в параллельном отделении обусловливалась побуждениями и целями не столько в отношении к пользе заведения, сколько к получаемому преподавателями добавочному вознаграждению... Во всяком случае известно, что преосв. Антоний прямо на журналах Правления указывал и опирался, преимущественно на том, что в двух параллельных отделениях оказывалось весьма значительное число учеников, не признаваемых достойными перевода, т. е. говоря прямее, он видел, что на число последних имелся тут особый расчёт, дабы в сложности со вновь принимаемыми в первый класс учениками, и при небольшом количестве последних, выходил общий итог, всегда превышающий нормальную цифру (50), хотя бы то на 5, много на 7–10 человек. Это, действительно, и бывало и оправдывалось самыми справками, которых преосв. Антоний требовал от Правления. Опираясь на последние, преосв. Антоний говорил: «что же? ужели согласиться мне, чтобы, ради каких-либо пяти или десяти учеников, тратить по тысяче слишком рублей в год, а с тем вместе, как бы, искусственно плодить число неуспевающих и рассчитывающих на повторительный курс». Преосв. Антоний настолько решительно был убеждён в этом, что когда Правление Семинарии в общем Педагогическом Собрании постановило просить его, на основании § 114, представить это дело в св. Синод, он не признал нужным выполнять этот § по настоящему делу. С этой поры, при жизни преосв. Антония не было открываемо параллельного отделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

С 1841 по 1847 годы архимандрит Антоний читал лекции по догматическому богословию. Исполняя долг ректора семинарии, архимандрит Антоний составил учебник «Догматическое богословие», нужда в котором давно назрела в духовных школах. В печать он вышел в 1848 году. За этот труд архимандрит Антоний получил степень доктора богословия. Обе-прокурор граф Н.А. Протасов писал: «Вы оказали нам великую услугу, сняли с нас позор, что доселе в России не было своей богословской системы». С 1848 по 1857 года учебник догматического богословия выдержал 7 изданий. Этот труд писался под руководством митрополита Филарета Киевского. Митрополит Филарет (Амфитеатров) сам составил курс Догматического Богословия, будучи ректором МДА (1814–1819 гг.). Некоторые стороны его курса воспринял и архимандрит Антоний. Святитель Филарет во время составления учебника обращался за советом к митрополиту Московскому Филарету. Будучи в Петербурге, оба митрополита рассматривали первую часть Догматики архимандрита Антония. Великий московский святитель ожидал скорейшего исполнение поставленной задачи, но не делал никаких замечаний, так как, по его собственным словам, доверял руководству Филарета Киевского более, чем самому себе. «Догматическое Богословие» архимандрит Антоний писал с самого начала преподавания, с 1841 по 1847 года, шесть лет. Лекции были составлены к 1843 году, однако владыка Филарет подверг труд своего ученика важному испытанию. Курс был рассчитан на 2 года и должен был пройти проверку на деле. С 1843 по 1485 года догматику в двух отделениях семинарии читали по двум курсам: архимандрит Антоний по своим лекциям, архимандрит Евсевий, ректор семинарии, по курсу П.М. Терновского. На экзаменах митрополит Филарет Киевский тщательно сличал результаты преподавания двух систем. Когда в 1845 году архимандрит Антоний был определен ректором семинарии, то владыка Филарет вновь заставил его программу по Догматике пройти проверку временем. Он поручил читать один курс в обоих отделениях семинарии, чтобы убедиться, что одна система окажется удовлетворительной в руках не только автора, но и другого преподавателя. Только после этого было решено вынести «Догматическое богословие» архимандрита Антония на официальное рассмотрение в Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Занимаясь самолично духовно-литературными трудами, преосв. Антоний бдительно следил и умел ценить по достоинству и труды других духовно-литературных деятелей. Довольно указать, как он первый отнёсся напр. к трудам тогдашних архиепископов – Анатолия Могилевского и Филарета Черниговского . Дело это началось уже в самое последнее время ректорства преосв. Антония в Киевской Академии и пишущему было известно тогда же из самых данных в Конференции Академического Правления. Преосв. Антоний во главе, а с ним и о. Протоиерей Иван Михайлович Скворцов первые вошли от себя запискою в Конференцию о том, чтобы Конференция сделала ходатайственное представление Св. Синоду о возведении сказанных святителей в достойную их трудов авторских степень «Доктора Богословия». Дело это двигалось, однако, не без колебаний и во всяком случае очень медленно. В этом смысле преосв. Антоний сам же писал в Петербург, между прочим, так: «Не знаю, утвердит ли журнал Конференции наш Владыка (Митр. Исидор). А кому же после этого украшаться этим званием «Докторским», как не сочинителям подобных книг? Думаю, что и в Питере не имеют причин отказать...» Одному из архипастырей-докторантов Анатолию Могилевскому, он же писал так: «Напрасно изволите беспокоиться, что сочинение Ваше (об отношениях Римской Церкви) не довольно отделано: оно прекрасно и преполезно и вполне достаточно для своей цели. А привязкам оцеживающих (при цензуре) комаров ничто в свете не удовлетворит, ни даже ангельское совершенство». Когда же, наконец, дело это увенчалось успехом, то преосв. Антоний рассчитывал было, что самые кресты докторские он будет иметь приятнейший случай лично доставить обоим архипастырям в ту именно пору, когда состоялось назначение его в Смоленскую епархию и когда путь свой в последнюю он избрал себе Белорусским трактом, проходящим через Чернигов и Могилёв 265 . Сюда же, наконец, должно отнести и сочинения студентов, – (курсовые), писанные на степень Магистра. Прежде всего, преосв. Антоний обращал самое серьёзное внимание на выбор самых тем для подобных сочинений, строго сообразуясь с достоинством магистрантов и со значением самых предметов; затем, когда сочинения выходили весьма хорошими, давал им ход в печати или в отдельных изданиях, или в выдержках в Воскресном Чтении. С другой стороны преосв. Антоний многого не одобрял в современной ему духовной журналистике. С такой именно стороны он смотрел (впоследствии) на столичные журналы: «Дух Христианина», «Странник», «Православное Обозрение» и на «Христианское, даже, Чтение». «Жаль, – писал он напр. о Православном Обозрении, – что оно чем дальше, тем больше уклоняется от надлежащего строго православного направления. О полемике же бранчивой и говорить нечего». При разговорах же преосв. Антоний о Православном Обозрении отзывался, что оно в довольно многих отношениях «право же не славное» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Прежде было уже указано, что в 1866 г. состоялось с Высочайшего разрешения постановление св. Синода, по которому было дозволено епархиальным Архиереям делать отлучки за пределы своей епархии сроком на восемь дней. Чем тогда обусловливалось это распоряжение, неизвестно. Преосв. Антоний, однако, много рассуждал об этом предмете... Он приводил в доказательство своих суждений, между прочим, речь высокопр. Московск. митроп. Филарета, сказанную им при хиротонии преосв. Порфирия, епископа Дмитровского – Викария Московского. Это было ещё в 1858 г., – говорил преосв. Антоний, – но уже и тогда, значит, начинала проводиться мысль о возможном общении между епископами. Преосв. Антоний, имея эту речь под руками, прочитал из неё несколько выражений 415 и сказал: «да, давно бы пора; – иначе на кого мы походили?? правду сказать, не обидеть, – походили на медведей, из коих каждый в своей берлоге... а кто же засадил нас в эти-то берлоги. Вот вопрос?! на который если бы отвечать всё и как должно, то и пожалуй бы, вышло по пословице: «не слушай матушки, хоромина». Потому-то, когда преосв. Антоний прежде всех воспользовался дарованным правом, чтобы посетить высокопр. Филарета, митр. Московского и когда, помним мы, светские газеты первые отнеслись к этому случаю с каким-то особенным сочувствием, ставя поездку преосв. Антония чуть не в пример образцовый, – тогда преосв. Антоний проговорил: «вот тебе и на! что же тут такое особенное, о чем нужно так толковать... Не скорее ли нужно было бы на то обратить внимание, – отчего же не было этого прежде, да и могло ли быть? ...» При этом преосв. Антоний рассказал: «ты помнишь статейку о посещении в 1842 г. Владыкой нашим (разум. Филарет митр. Киевский) св. Троицкой Сергиевой Лавры и г. Ростова... Сам Владыка мне рассказывал тогда, – чего это ему стоило... Цель и побуждения у него были самые простые, проистекавшие единственно из его чувств благочестия; между тем, тут старались выводить что-то такое, чего он сам с трудом решился тогда коснуться в своём рассказе... Впрочем, довольно уже было знать при этом, что когда одного приезжавшего гостем в Москву и Лавру отпустили, в это же время другого – самого-то хозяина, под благовидностью какою-то, задержали там в Петербурге... Но пусть будет это, как и прочее подобное, преданием как бы старины глубокой. Дай-ко Бог, чтобы мы то только вполне уразумели, что значит возможно близкое взаимное общение между нами, архипастырями, у коих всех едино стадо единого Пастыря, – а не епархиальные только дела консисторские и проч. ...»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010