Уже в Москве, дома, я торжественно объявил своей жене: – У нас сегодня особый день. Мы попробуем не просто водку из Троице-Сергиевой Лавры, а «патриаршую водку», из этой бутылки пил сам Святейший Патриарх, ему особо наливал о. Антоний. Я решился на этот грех ради того, чтобы хоть раз в жизни попробовать ту самую водку, которую пил Патриарх. Мы всё приготовили, налили водку в рюмки, я сказал краткое прочувствованное слово, и… Эффект был совершенно неожиданный! Кажется, у меня вырвались слова: «Это чудо!». Мы налили ещё раз, попробовали ещё… Я не верил своим ощущениям. Это была чистейшая вода без всяких градусов! И только позднее я понял и узнал, что уже много лет о. Антоний так тщательно наливает Патриарху именно такую жидкость из специально отмеченной для себя бутылки, чтобы случайно не налить воду какому-нибудь очень важному гостю. Вот так тайно держится аскетизм и подвижничество; вот так просто может ошибиться журналист или газетчик, описывая то, что он сам лично своими глазами видел; вот так незаметно хранится молитва и Православие. Этот урок я запомнил, конечно, на всю жизнь. И я позднее не раз обращался к этому патриаршему приему в тех случаях, когда меня назойливо и неотступно угощали и требовали участвовать в праздновании. Тогда я доставал «патриаршую» бутылку, такую же, как на столе, но наполненную «патриаршим» содержанием, и все были довольны. Особенно я. 1 апреля 1976 г. перед приемом делегации в Патриарших покоях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Александрийская овца  В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, т. е. лицевую сторону патриарха, а я – за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное всё вроде как и у нас.

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

Вспомним слова святого Антония о том, что старцам следует открывать, сколько капель воды ты выпил в келье 498 . Бесы чревоугодия и тщеславия обманывают нас весьма искусно: одни заставляют нас ослабить наше воздержание, а другие подталкивают к тому, чтобы увеличить его сверх меры. Мы уже приводили слова аввы Дорофея , сказанные им о собственном теле: «Оно убивает меня, а я убиваю его» 499 . Однако не следует понимать эту формулу буквально и прилагать ее ко всем Отцам пустыни. Авва Пимен сказал, что когда в молодости он предавался суровым подвигам, «он не убивал тело, но лишь стеснял его до такой степени, чтобы ему удалось войти в точную меру Господа» 500 . И вот после такого заявления имеем ли мы право упрекнуть монахов-пустынников в мере их воздержания, которая кажется нам избыточной? Ключевое слово здесь «принуждение», то есть те нормы, которые налагали на себя Отцы, чтобы остаться верными своему призванию. Чувствуя то, что можно назвать высшей радостью, они отказывались следовать за гастрономическими удовольствиями. И именно поэтому они практиковали особый подход к еде. Элладий, как и Бане, часто ели стоя 501 . Авва Пиор ел на ходу 502 . А один старец ел одной рукой, другую же простирал к молитве, не переставая думать о Божьем суде 503 . Тело и душа Когда Афанасий Александрийский говорит, что Антоний стыдился видеть себя во время еды или сна, то он заимствует эту мысль из «Жизнеописания Плотина», который, по словам Порфирия, «стыдился, что у него есть тело». Но отец монашества часто ел вместе с братьями 504 . Авва Даниил сказал: «Насколько тело тучнеет, настолько и душа прозябает; насколько тело прозябает, настолько же и душа процветает» 505 . Но такие заветы могли быть опасными и приводить к излишествам, которые стал порицать уже Антоний: «Некоторые изнуряют тело аскезой, но, лишенные рассудительности, они удаляются от Бога» 506 . «Нужно, – говорил он, – посвящать все свободное время душе скорее, чем телу, уступать телу лишь на малый срок по необходимости, остальное же время отдавать душе, искать пользы для нее, чтобы не увлеклась она телесными удовольствиями, но скорее, чтобы тело стало ее рабом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Таков был конец Антониевой жизни в теле и таково начало его подвижничества. И хотя по­вествование сие малозначительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, однакоже и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, или даже не обмывавший ног водою, ни в чем одна­коже не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы, и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. Одним словом, казался бодрее и крепче всякаго, пользующагося разнообразными снедями, омовениями и различными одеждами. А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже невидавшие любили его, это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Ибо не сочинениями и внешнею мудростию, не искусством каким, но единым богочестием стал известен Антоний. И никто не станет отрицать, что это был Божий дар. Ибо кáк в Испанию, в Галлию, в Рим и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе, если бы не Бог соделывал повсюду известными рабов Своих, чтò и Антонию обещал Он еще вначале? Хотя сами они делают все тайно и желают быть сокрытыми, но Господь делает их видимыми для всех, подобно светильникам, чтобы, слыша о них, знали, как могут заповеди приводить к npecneяhiю, и возревновали идти путем добродетели.    Поэтому прочтите сие жизнеописание и другим братиям; пусть узнают, какова должна быть жизнь иноческая, и пусть убедятся, что Господь и Спаси­тель наш Иисус Христос прославляет прославляю­щих Его, и служащих Ему до конца не только вводит в Небесное Царствие, но и здесь, сколько бы ни утаивались и ни старались пребывать в уединении, соделывает повсюду известными и славными, ради добродетели их и ради пользы других. Если же потребует нужда, прочтите сие и язычникам: пусть и они таким образом познают, что не только Господь наш Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, но и искренне служащие Ему и благочестиво верующие в Него христиане, тех самых бесов, которых язычники почитают богами, не только изобличают, что они не боги, но, как обольстителей и растлителей человека, попирают и прогоняют о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки веков! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Клеопатра правит с братом Птолемеем XIII два года (47–45). По отъезде Цезаря, Клеопатра разрешилась от бремени сыном, которого Египтяне назвали Цезарионом. Антипатр, лично помогавший Цезарю окончить Александрийскую войну, был сделан за это прокуратором Иудеи. Он разделил свою власть со своими сыновьями: Фасаилом, которому поручил Иерусалим, и Иродом, которому дал Галилею. Гиркан II остался при одних титулах. Ирод усмирил шайку разбойников из Иудеев, которые грабили пределы Сирии, и заслужил признательность ее правителя Секста, родственника Цезаря. Когда Гиркан II вызвал Ирода в Иерусалим на суд за казнь Иудеев без его разрешения, Ирод посрамил суд, и удалившись в Дамаск, купил у Секста начальство над Келе-Сириею. Здесь он собрал войско, и пошел войною на Гиркана II, но был удержан от нее отцом и братом. В 45 г. Юлий Цезарь провозглашен бессменным диктатором. Клеопатра умертвила своего брата Птоломея XIII, последнего Птоломея, и взяла себе в соправители Птоломея XIV Цезариона, прижитого с Юлием Цезарем (45–87=8 л.) Стремление Цезаря к самовластью вызвало против него заговор республиканцев, во главе которых стояли Юний Брут, его друг, и Кай-Кассий. Цезарь, пронзенный в Сенате кинжалами, пал к подножию статуи Помпея. Римский Сенат роздал убийцам провинции в управление. Брут получил Македонию, Кассий – Сирию. Когда Кассий обременял Иудею страшными налогами, Ирод поспешил уплатить свою дань и за это заслужил благоволение Кассия. Около этого времени Малих отравил Антипатра на пиру у Гиркана II. В Ноябре 43 г. Цезарь Октавиан, внучатный племянник Юлия Цезаря и его преемник, близь Болоньи, на острове речки Рена, составил второй триумвират с Антонием и Лепидом. Триумвиры разделили между собою управление областей римских. В 42 г. Октавиан и Антоний, преследуя республиканцев, разбили их предводителей Брута и Кассия в Македонии, на равнине при городе Филиппах. После этой победы Октавий отправился в Италию, а Антоний, побывав короткое время в Греции, переправился в Азию и здесь предался разврату и роскоши. В Ефес он вступил в одежде Вакха. Прибыв в Киликию, вытребовал к себе из Египта Клеопатру, бывшую любовницу Цезаря, для наказания ее за помощь Бруту и Кассию. Она приехала, очаровала Антония и увезла его в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

74 . Известно, что, когда после этого снова пришли к нему какие–то люди, которых греки считали мудрецами, и попросили рассказать о нашей вере во Христа (намеревались они начать рассуждение о проповеди божественного креста, чтобы посмеяться над ней), – Антоний, немного помедлив и сперва пожалев об их невежестве, сказал им через переводчика, прекрасно переводившего слова его: «Что лучше: исповедовать крест или приписывать прелюбодейство и деторастление тем, кого вы называете богами? Ведь наше учение – это доказательство мужества и знак презрения к смерти; а ваше – страсть к распутству. Далее, что лучше? – говорить, что Слово Божие неизменно, но, будучи одним и тем же, восприняло человеческую плоть ради спасения и блага людей, чтобы, приобщившись к роду человеческому, сделать людей сопричастными божественного и духовного естества или уподоблять божество бессловесным и, следовательно, почитать четвероногих животных, пресмыкающихся и человеческие изображения?.. 19 76 . Поведайте же и вы нам свое учение. Что можете сказать о бессловесных, кроме того, что они неразумны и свирепы? Если же, как слышу, захотите утверждать, будто все это говорится у вас притчами и похищение девы есть иносказание о земле 20 , а хромой Гефест – об огне, Гера – о воздухе, Аполлон – о солнце, Артемида – о луне, Посейдон – о море, то самого Бога вы вовсе не почитаете, но служите твари, а не всеобщему творцу – Богу. Если подобные басни сложили вы по той причине, что тварь прекрасна, то вы должны были только удивляться тварям, а не обожествлять их, чтобы не оказывать созданному той почести, какая подобает создателю. В таком случае вы должны воздавать почесть не архитектору, а построенному им дому или не военачальнику, а воину. Итак, что вы скажете на это, чтобы мы знали, – достоин ли крест презрения?» 77 . Поскольку те в замешательстве оглядывались по сторонам, Антоний, улыбнувшись, сказал еще через переводчика: «Хотя это ясно само собою с первого взгляда, однако раз вы опираетесь более на доказательства от разума и, владея этим искусством, требуете, чтобы и наше богочестие было не без доказательств от разума, то скажите мне прежде: каким образом достигается достоверное познание вещей и особенно – познание Бога, – посредством доказательств от разума или посредством действенной веры? И что чему предшествует: действенная вера или доказательство от разума?»

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ориген. Против Цельса=Origune. Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976. Ориген. Увещание к мученичеству=Origenes Werke I: Exhortatio ad martyrium, Contra Celsum 1–4. Ed. P. Koetschau. GCS 1. Leipzig, 1899. Ориген. Филокалия=Origune. Philocalie. Ed. E. Junod, M. Harl. SC 226; 302. Paris, 1976–1983. Пиндар. Оды=Pindarus Lyricus. Odes. Ed. O. Schroeder. Leipzig, 1900. Платон. Сочинения=Platonis Opera. Voll. IVI. Oxford, 1958–1962. Плотин. Эннеады=Plotin. Enneades. Ed. E. Brehier. Tt. IVI. Paris, 1924–1926. Симеон Новый Богослов. Гимны=Symйon le Nouveau Thйologien. Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Tt. IIII. SC 156; 174; 196. Paris, 1969–1973. Созомен. Церк. ист.=Sozomenus Salaminis. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1860. Сократ. Церк. ист.=Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1853. Татиан. Речь против эллинов=Tatiani Oratio ad Graecos. Ed. E. Schwartz. TU 4, 1. Leipzig, 1888. Тертуллиан. Апология=Tertullianus. Opera omnia. CCL 1. Louvain, 1954. Pp. 85–171. Феодорит. Церк. ист.=Theodoret. Kirchengeschichte. Ed. L. Parmentier — B. Scheidweiler. GCS 44. Berlin, 1954. Феофил Антиохийский. К Автолику=Theophile d " Antioche. Trois livres а Autolycus. Ed. G. Bardy, J. Sender. SC 20. Paris, 1948. Филон Александрийский. Сочинения=Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Ed. L. Cohn, P. Wendland. Vols. IVI. Berlin, 1896–1926. Эврипид. Финикиянки=Euripides. Phoenician Women. Ed. E. Craik. Warminster, Wilshire, 1988. 3. Литература Антоний. О встрече=Митрополит Сурожский Антоний. О встрече. Спб., 1994. Болотов. История=В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Тт. IIV. М., 1994 (репринт). Голубинский. История=Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1901. [репринт: М., 1996] Керн. Антропология=Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 [репринт]. Лауенштайн. Мистерии=Д. Лауенштайн. Элевсинские мистерии. М., 1996. Левин. История=История русской переводной художественной литературы. Отв. ред Ю. Д. Левин. Спб., 1995.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Антония, представляющие собой более или менее пространные речи, обращенные ко всем приходившим к нему за советом и руководством в духовной жизни. Впрочем, более характерными для него являются краткие изречения, исполненные глубокого смысла и силы. По свидетельству св. Афанасия Александрийского , преп. Антоний говорил с такой силой на пользу вопрошавших его, что многие из ведших светскую жизнь расставались с миром и делались монахами, а нерадивые монахи снова делались ревностными и крепкими в подвигах. Но одно дело подвигнуться к ведению духовной жизни, и совсем другое взять себе в руководство то, что превышает духовные силы и является преждевременным. Это и следует учитывать при чтении изречений преп. Антония, которые при всей своей простоте и доступности содержат в себе нечто неудобовразумительное для человека душевного, «не разумеющего того, что от Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ). Примером неправильного восприятия поучений преп. Антония может служить некий Малпа из Едессы, известный в истории как ересеначальник евхитов. По свидетельству св. Исаака Сирина , Малпа слышал от преп. Антония «таинственные словеса, изглаголанные им о чистоте и спасении душ: слышал тонкие вопросы о страстях, в которых Антоний объяснял, что ум, по очищении своем, имеет созерцания духовных таин и что душа может, по благодати, сподобиться бесстрастия, когда деланием заповедей совлечется ветхих страстей и придет в здравие первобытного своего естества» 347 . Выслушав то, что было для него еще несвоевременным, он по высокоумию своему взялся за исполнение подвигов отшельнического характера с надеждой достигнуть той высоты созерцания тайн духовных, о которой слышал. В результате Малпа развил в себе бесовский род прелести, заключающийся в приятии ложных понятий о духовных предметах и называемый Отцами «мнением». Таким образом, преждевременное знакомство с поучениями великого учредителя пустынножития и неправильное их восприятие может далеко увести от пути спасения всякого неразумного подвижника, считающего себя способным повторить делание великого отца-пустынника во всей его полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Следует также отметить, что даже при сходных определениях молитвы у разных авторов могут быть нюансы, которые касаются и расстановки акцентов, и особенностей молитвенной практики. В качестве примера можно привести два определения молитвы как «беседы» у Климента Александрии кого и Евагрия. Климент Александрийский говорит о том, что «молитва есть беседа с Богом» 614 . Авва Евагрий Понтийский в своем трактате «О молитве» приводит определение Климента практически дословно: «Молитва есть беседа ума с Богом» 615 . Но при этом есть и едва ощутимая разница. Климент предполагает, что молитва – это «беседа (человека) с Богом», поскольку далее по тексту идет описание соответствующей молитвенной позы (Strom., VII, 7), а у Евагрия «человек» практически синонимичен понятию «ум», что заметно сужает смысл. Несмотря на то, что авва Евагрий касается положений молящихся (О молитве, 106–109,111–112), они используются им как синоним невозмутимости. В другом месте трактата (О молитве, 111), положение молящегося вообще противоположно тому, о чем пишет Климент: он говорит о том, что глаза должны быть воздеты к небу, а Евагрий рекомендует молиться с потупленным взором. Мы не рискнем утверждать, что Евагрий вообще безразличен к внешнему образу молящегося, но акцент у него, несомненно, смещен на положение ума в молитве, тогда как «соматическая» составляющая (несомненно, важная для Климента) заметно отодвинута на второй план 616 . В наших текстах мы встречаем помимо общего смысла молитвы и ряд ее конкретных значений: в каких случаях следует к ней прибегать, как молитва соотносится с аскезой, добродетелями, духовными дарами и т. п. Все эти смыслы «молитвы» для нас не менее важны, поскольку являются важными свидетельствами духовной монашеской практики IV в. 1) «Житие преп. Антония» В «Житии» о молитве говорится главным образом в двух плоскостях: при описании подвижничества самого преп. Антония и при воспроизведении его советов и поучений. В 3-ей главе сообщается, что в начале своих подвигов преп. Антоний непрерывно молился (προσηχετο συνεχς), памятуя о том, что следует молиться непрестанно (προσεχεσθαι διαλεπτως – сар. 3,6). Здесь, судя по всему, представление о молитве расширяется до значения «внутреннего образа жизни» или «основного вектора душевной аскезы» 617 . Подобное значение имеется ввиду, когда свт. Афанасий сообщает о том, что преп. Антоний перенимал у σπουδαοι неутомимость в молитвах 618 , а также в поучении преподобного о том, что следует непрестанно молиться (εχεσθαι συνεχς – сар. 55, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Афанасий изображает его «не знавшим грамоты», а Послания выдают в нем человека, получившего какое-то образование и неплохо знакомого с экзегетической традицией Оригена . По мнению Рубенсона, есть различия и в миросозерцании Антония «Жития» и Антония Посланий. Прежде всего, это находит свое выражение в разнице акцентов – в первом случае – на духовной борьбе (σκησις), во втором – на знании (γνσις). Если в «Житии» автор призывает читателей следовать представленному идеалу, то автор Посланий хочет, чтобы они поняли его учение. Антоний «Жития» постоянно акцентирует внимание на том, что в духовной борьбе с демонами Христос с теми, кто подвизается, Антоний Посланий говорит о том, что наиболее существенное духовное оружие – это самопознание. Однако, с точки зрения Рубенсона, такой контраст можно отчасти объяснить разницей жанров. Но при этом он настаивает, что образ Антония в «Житии» серьезно трансформирован: из сторонника учения александрийской катехизической школы, учителя самопознания и харизматического лидера Афанасий делает святого и ставит его на службу Церкви. Но в этом Рубенсон видит достоинство «Жития» как источника при сравнении его с Apophthegmata Patrum. В «Житии», по его мнению, ясно видно, откуда произошли искажения, а значит есть четкий критерий для работы по критике текста. В апофтегмах такой ясности нет. Мало того, в них образ Антония очень сильно нивелирован и уже практически лишен индивидуальных черт, и виной тому, по мнению исследователя, является специфика жанра апофтегм. Работа Рубенсона не прошла незамеченной, породив дискуссии о пересмотре представлений о социальном происхождении монахов, уровне их грамотности, о степени влиянии оригиенизма на монашескую среду и т.д. Вызвала она и критические рецензии (к сожалению, гораздо менее известные, чем сама работа). В частности, с критикой взглядов Рубенсона выступил известный исследователь раннего монашества Г. Гулд [Gould, 1993]. Гулд посчитал, что Рубенсон очевидным образом преувеличил философский уровень Посланий и его претензии на то, что они несут прямые следы оригенистической и платонической мысли недостаточно аргументированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

И взял он ее в жены, бросив сестру Августа Цезаря Октавиана и задумав вместе с Клеопатрой узурпировать римскую власть и захватить Рим. А когда об этой узурпации стало известно римлянам, тотчас сам Август Цезарь поднял оружие против них, выдав свою сестру, жену Антония, за Марка Агриппу, которого выбрал из числа сенаторов как человека могущественного. Достигнув с ним и с военными силами места под названием Левкат, он схватился с Антонием и Клеопатрой в великом морском сражении. И так много было заколото людей Антония и Клеопатры, что морские воды смешались с кровью и видны были лишь волны крови. Победив, Август убил Антония, а Клеопатру, захватив, привел в Рим как пленницу». – В действительности, Антоний покончил с собой, а Клеопатра отравилась. 305 С доб.: «После такой победы Август Цезарь вместе с полководцем Агриппой, своим шурином, пройдя через всю Европу, переправился из Византия в азиатский город Халкидон. И тотчас он поставил архонтом Вифинии одного человека из своих, по имени Лавс, так как до него Помпей Магн забрал власть над Вифинией после кончины их топарха Никомеда, родом из македонян. Подчинил он и Галатию и, основав город, назвал его Анкирой из-за того, что он находится между двух морей: Понтийского н Азиатского. Оставил он там галльских воинов охранять эту страну и город, назвав их именем провинцию (т.е. Галатию. – A.B.) и реку Галл (т.е. Галис. – A.B.). Захватил он и Лидию, Памфилию, Фригию, Ликаонию и все топархии». 306 F 1 PHKSl 1 . – Отсюда и далее рукописи семейства χ ( F 1 ΡΗΚΝ ) и «славянский Симеон» ( Sl 1 ) передают более полный текст, чем взятый за основу издателем список Т . Расхождение вызвано, скорее, не интерполяциями χ , а сокращениями Т (напр., регулярно опускаются «психосоматограммы» императоров, описание их захоронений, информация о патриархах). Ввиду важности этих мест при переводе соответствующие отрывки перемещены из аппарата (куда их поместил С. Вальгрен) в основной текст в угловых скобках. 307 Год Рождества был впервые соотнесен с 5500 г. от сотворения мира в хронологических схемах Юлия Африкана и Ипполита Римского (III в.). Впоследствии этот принцип строго соблюдался только в александрийской хронографической системе (Рождество Христово в 5500 г. от с.м.=8 г. н.э.), но не в византийской (Рождество в 5505 г. от с.м.=4 г. до н.э.). Здесь мы встречаем популярный в Византии с VII в. «гибридный» вариант, когда хронологическая канва, выстроенная по византийской эре, соседствует с александрийской «круглой» датой Рождества. 308 H доб.: «указ о переписи всей вселенной издан был им не просто и случайно, но по тем суждениям, кои ведает Тот, Кто сошел восставить падшего и погибшего даже до глубин ада, и не только вывел его из ада, но и почтил падшего человека сидением рядом с Отцом. Потому-то и...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010