Никак не соглашался умащать себя елеем, говоря, что юным всего приличнее быть ревностными к подвигу и не искать того, чтò разслабляет тело, но приучать оное к трудам, содержа в мыслях Апостольское изречение: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Коринф. XII:10). Душевныя силы, говаривал он, тогда бывают крепки, когда ослабевают телесныя удовольствия.    Изнуряя себя, Антоний удалился в бывшия не­далеко от селения гробницы и сделал поручение одному знакомому, чтобы, по прошествии многих дней, приносил ему хлеб; сам же, войдя в одну из гробниц и заключив за собою дверь, остался в ней один. Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. От нанесенных ему ударов не в силах он еще стоять на ногах, и молится лежа; по молитве же громко взывает: «здесь я, Антоний, не бегаю от ваших ударов. Если нанесете мне и еще большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой». Потом начинает петь: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Псал. XXVI:3).    А диавол не затрудняется в способах изъявить свою злобу. Так и теперь ночью демоны произво­дят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и как-бы разорив четыре сте­ны Антониева жилища, вторгаются, преобразив­шись в зверей и пресмыкающихся. Все место мгно­венно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, вол­ков. Каждый из сих призраков действует соответственно наружному своему виду. Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться, волк напрягает силы броситься. И все сии привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость. Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душею, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однакоже, трезвясь умом и как-бы посмеваясь, говорит: «ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было придти и одному из вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   Когда же Антоний увидел, что многие безпокоят его и не дают пребывать ему в избранном им уединении, как бы желалось,-тогда, опасаясь, чтобы или самому не превознестись тем, чтò творит чрез него Господь, или чтобы другой кто не подумал о нем выше того, чтò он есть, заблагоразсудил и решился уйдти в верхнюю Фиваиду, где не знали его. И, взяв у братии хлебов, сел он на берегу реки, смотря, не пойдет ли какой корабль, чтобы, войдя в него, удалиться. Когда же дожидался он корабля, был к нему свыше голос: «Куда и за чем идешь, Антоний?» Он не смутился, но как привык уже часто слышать такия воззвания, выслушав сие, сказал в ответ: «поелику народ не дает пребывать мне в покое, то хочу идти в верхнюю Фиваиду, по причине многих мне здесь безпокойств, и особенно потому, что требуют у меня того, что свыше сил моих». Голос сказал ему: «если уйдешь в Фиваиду и далее, как намереваешься, к пасущим стада волов, то еще большие и сугубые труды понесешь. Если же действительно хочешь пребыть на покое, то иди теперь во внутреннюю пустыню». На вопрос же Антония: «кто укажет мне путь, потомучто неизвестен мне оный?» голос немедленно указал ему Сарацын, которым надлежало идти сим путем. Антоний, подойдя к ним, стал просить позволе­ния идти с ними в пустыню. Сарацыны, как-бы по велению Промысла, охотно приняли его. Три дня и три ночи проведя с ними в пути, он приходит на одну весьма высокую гору. Из-под горы текла прозрачная, сладкая и довольно холодная вода; вокруг была равнина и несколько диких пальм. Антоний, как-бы по внушению свыше, возлюбил место сие; оно было то самое, какое указывал ему голос, вещавший на берегу реки. Итак, взяв хлебы у спутников, стал он пребывать на горе сперва один, не имея при себе никого другаго, и место сие признавал уже как-бы собственным своим домом. Сарацыны же, увидев ревность его, с намерением стали проходить путем сим и с радостию приносили ему хлебы; иногда и от пальм имел он малое некое и скудное утешение. Впо­следствии же и братия, узнав его местопребывание, как дети, помня отца, заботились присылать ему потребное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Представление о монашеском постриге, как о таинственном втором благодатном крещении, освобождающем человека от содеянных им в прежней мирской жизни грехов, с тем большей легкостью подчинило себе сознание сторонников этого учения, особенно горячо защищаемого в Византии преп. Феодором Студитом , что в среде монашествующих на Востоке и на Западе издавна ходил ряд апокрифических сказаний, связанных с учением о монашеской схиме, как о таинстве. Уже в житии св. Антония Великого , написанном св. Афанасием александрийским , проводится мысль о святости св. Антония с того именно момента, как он дал Богу обет посвятить себя аскетической жизни. Однажды св. Антоний восхищен был в духе от земли ангелами. Когда вместе с ангелами он восходил к небу, то демоны заградили ему путь и препятствовали дальнейшему восхождению, а на вопрос ангелов о причине препятствия, указали на необходимость рассмотреть грехи Антония от первых дней его рождения. На это ангелы сказали демонам: «Что было от рождения его, то изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу» 462 . Демоны стали измышлять грехи св. Антония, но так как не могли подтвердить действительными фактами обвинений, возводимых на Антония, то были посрамлены, а св. подвижник получил свободу. Конечно, говоря об обете св. Антония Великого , св. Афанасий александрийский разумел тот обет, который Антоний Великий мог дать Богу относительно подвижнической жизни только в сердце, а не в храме пред глазами видимых свидетелей 463 . Решив оставить греховный мир и давши Богу обет вести подвижническую жизнь, св. Антоний отселе не позволял уже себе каких либо колебаний в поведении, – он твердо и неуклонно следовал в своей жизни велениям высшего христианского долга. Проводя строгую подвижническую жизнь, св. Антоний стал не похож на прежнего мирянина. Он действительно как бы переродился. Вот на эту то особенность в нравственном облике св. Антония и указывал, очевидно, св. Афанасий словами ангелов, предложивших демонам найти в подвижнике – Антонии черты прежнего мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вторая черта отшельника, постоянно подчеркиваемая в исторических и литературных описаниях, – занятие пением, каким бы странным это ни казалось. Знакомясь с источниками, мы узнаем, что аскеты большую часть своей жизни посвящали делу, которое как будто противопоказано самим смыслом их существования Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к «житиям» аскетов. «Отец» монашества святой Антоний хорошо знал, что коварные демоны, мечтающие совратить любого человека и свести его с дороги, указанной Господом, «притворяются, что мелодично поют псалмы» ( Афанасий Александрийский . Житие св. Антония 25). Они делают это, чтобы скрыть свои истинные намерения и притупить бдительность верующих. Поющий псалмы не вызывает у доверчивого человека подозрений, и тогда нечистая сила с успехом может творить любые козни, ибо не встречает противодействия у своей жертвы, усыпленной звуками псалмопения. Так, однажды демоны даже пели для Антония 14-й стих из 37-го псалма: А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих. Своим пением они ублажали отшельника и хотели отвлечь его внимание. Когда же это не помогло, они начали сотрясать его хижину, а затем в ладоши, свистеть и плясать. Но Антоний «пел про себя псалмы» (Житие св. Антония 39) и вышел победителем из поединка с нечистой силой. В другой раз демоны вновь хотели завлечь Антония своим пением. Когда же это не удалось, они, угрожая ему, наполнили хижину отшельника конями, зверями и разными змеями. Чтобы противостоять нечистой силе, он запел 8-й стих из 19-го псалма: Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. И демоны были посрамлены. Как-то раз, будучи в пустыне, Антоний заперся в своей гробнице, а нечистая сила всю ночь избивала его. Однако он, невзирая на боль, пел 3-й стих из 26-го псалма: Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое. Своим пением он не только создавал священный щит против демонов, но и вселял в себя мужество. Однажды все подумали, что Антоний умер и демоны одолели его. Но когда люди зашли к нему в келью, то нашли его поющим псалмы. Вначале они услышали два стиха из 67-го псалма:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Антония было написано Афанасием, епископом Александрийским, сразу же после кончины святого. Оно, в том числе и по причине своего авторства, является поистине «уставным документом» монашеской жизни. Антоний родился у пожилой четы в селении Кома, в долине Нила, около 250 года. В возрасте восемнадцати лет он потерял своих родителей. Момент его призвания к монашеской жизни во время чтения Евангелия в храме, является как бы образцом монашеского призвания. Но не минуло еще шести месяцев со смерти его родителей, когда он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять о том, как Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм. В чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене ( Мф. 19:21 ). Антоний, приняв это за напоминание свыше, как если бы для него именно было это чтение, выходит немедленно из храма […]. Все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив немного для сестры. Антоний стал учиться у подвижников, живших по соседству, и начал вести образ жизни, который, по сути своей, будут вести впоследствии все монахи. В одном ближнем селении был тогда старец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антоний, увидев его, поревновал ему в добром деле […]. Все желания устремлял, все тщание прилагал к трудам подвижническим. Работал собственными своими руками, слыша, что праздный ниже да яст ( 2Сол. 3:10 ), и часть издерживал на хлеб себе, иное же – на нуждающихся. Молился он часто, зная, что должно наедине молиться непрестанно ( 1Сол. 5:17 ), и столь был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе, почему, наконец, память заменила ему книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

479 См. предисловие к изданию: Athanase d’Alexandne. Vie d’Antoine/Ed. par G. J. M. Bartelink//Sources chrétiennes. Nb 400. Paris, 1994. P. 27–42. 480 Особенно отчетливо это проявляется в учении о благодати (с акцентом на синэргии Бога и человека). См.: Anatolios Khaled. Athanasius. The Coherence of hisThought. London; N. Y., 1998. P. 166–172, 177–195. 481 Некоторые ученые склоняются к тому мнению, что александрийский святитель «затмил» собою «отца монашества». См.: Roldanus J. Die Vita Antonii als Spiegel der Theologie des Athanasius und ihr Wei­terwirken bis ins 5. Jahrhundert//Theologie und Philosophie, Bd. 58. 1983. S. 194–216. 483 См. у С. Лобачевского: «Антоний вовсе не знал грамоты ни греческой, ни своей коптской»; «ряд исторических свидетельств не оставляет ни малейшего сомнения в неграмотности Антония» (Лобачевский С. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906. С. 30, 32). Более осторожно высказывает свое мнение П. Казанский : «Антоний не получил ученого образования» ( Казанский П. История православного монашества. Ч. 1. С. 45). 484 См.: Lanne E. The Life of St. Antony by St. Athanasius the Great: A Link between Eastem and Western Christianity//Proche-Orient Chrétien. T. 42. 1992. P. 248–250. 485 См.: Rubenson S. The Letters of St. Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, 1990. P. 141–144. 486 См., например, работы: Wipszycka E. La degré d’alphabétization en Égypte byzantine//Revue des Études Augustiniennes. T. 30. 1984. P. 279–280; Lewis N. Life in Egypt under Roman Rule. Oxford, 1983. P. 61. 487 Общий обзор литературной деятельности преп. Антония см. в классических трудах по патрологии: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. III. Freiburg im Breisgau, 1912. S. 81–82; Quasten J. Patrology. Vol. III. Utrecht – Antwerp, 1975. P. 150–153. 495 См.: Hamless W. Desert Christians. An Introduction to the Literature of Early Monasticism. Oxford, 2004. P. 78. 496

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

( < < back) Божий, — говорил Антоний, — не есть тварь и не из несущих, но присносущное Слово и Мудрость существа Отчего. Не имейте никакого общения с арианами, ибо кое общение свету к тьме (2 Кор.6:14). Если соблюдаете благочестие, то вы христиане, а те, именующие Сына Божия и Слово сущее от Отца тварью, ничем не различаются от язычников, потому что служат твари, паче создавшего Бога. Поверьте мне, — продолжал Антоний, — самые стихии мира негодуют, и вся тварь воздыхает о безумии арианском, видя сравненным с собою своего Господа, чрез которого все сотворено». — В это время преподобному Антонию было уже 104 года. Еще ранее этого, когда открылась ересь Ария, Антоний явился защитником истины: в 335 г. он писал обличительные письма арианскому епископу Григорию и гражданскому правителю Александрию — тоже еретику; в то же время он письмом ходатайствовал у императора Константина за Афанасия Александрийского, тогда прогнанного с престола. ( < < back) свидетельству св. Афанасия Александрийского, в немногие дни пребывания преподобного в Александрии, число обратившихся в христианство язычников превышало количество обращенных в продолжение целого года. ( < < back) Богочеловеком, чем Сын Божий не был до воплощения. ( < < back) е. — очеловечившимся Сыном Божиим, ибо Христос вознесся на небо и воссел одесную Отца с Своим прославленным человечеством. ( < < back) ни Божество этим не ограничивается и не терпит ущерба в своей славе, ни человеческая природа не утрачивает своих существенных свойств, не изменяется в смысле обожествления. ( < < back) египетский бог, который на ряду с Изидой почитался во всей стране, был, по верованиям древних египтян, супругом, и вместе братом Изиды. Но его брат Тифон коварно посадил его в ящик, заколотил его, залил свинцом и бросил в Нил; Изида отыскала гроб и скрыла, но ночью Тифон открыл его и растерзал тело на 14 частей, которые развеял на все стороны; Изида же собрала их и погребла, а Тифон, после долгой борьбы, был совершенно побежден. Между тем, как Изида обозначает нильскую землю, Озирис есть оплодотворяющий бог Нила; в более общем смысле под образом Изиды обоготворялась земля, как все рождающая мать, а Озирис, напротив, представлял собою производительную силу солнца, воплотившуюся в земле; он почитался одновременно богом Нила и солнца. Борьба Тифона изображала борьбу против производительной силы солнца, присущей земле. В лице Тифона язычники обоготворяли какое-то страшное чудовище, объясняемое как губительный вихрь и палящий ветер, или, как пар выходящий с разрушительною силою из земли, из огнедышащих гор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Антоний имел еще и сие дарование. Во время пребывания своего на горе в уединении, если иногда, предложив сам себе какой-либо вопрос, приходил в недоумение,-то, по Божию промышлению, во время молитвы бывало ему о том откровение, и блажен­ный, по написанному, был научаем Богом (Исаия LIV, 13). Так однажды вел он разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет ея местопребывание. В следую­щую ночь зовет его некто свыше, говоря: «встань, Антоний, выйди и посмотри». Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что вос­ходят еще некие как-бы окрыленные, и первый про­стирает к последним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают чрез него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх; на последних великан сей скрежещет зубами, о тех же, кото­рые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию гово­рит голос: «уразумей видимое». Тогда отверзся ум его, и уразумел он, что это есть прехождение душ, что стоящий великан есть враг завидующий верным, и он подпадших власти его удерживает и возбраняет им идти далее; но не может задер­жать непокорившихся ему, потомучто они прохо­дят выше его. Увидев сие, и такое видение прияв как-бы за напоминание себе, Антоний стал прилагать еще вящшее старание, чтобы ежедневно преуспевать в прежних подвигах. Объявлял же он о таких видениях неохотно. Но поелику бывшие с ним, когда видели, что он долее обыкновеннаго молится и представляется удивленным, спрашивали его и докучали ему своими вопросами,-то принужден бывал сказывать им, как отец, который ничего не может скрыть от детей; притом разсуждал он, что совесть его останется чиста, а им разсказ его послужит на пользу, когда узнают, что подвижничество имеет благие плоды, и видения нередко бывают утешением в трудах.    Антоний был терпеливаго нрава и имел смиренномудрое сердце. При всей духовной чистоте своей, чрезвычайно уважал церковное правило и всякому церковнослужителю готов был отдавать пред собою предпочтение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Часто и об идущих к нему за несколько дней и даже за месяц предсказывал Антоний, по какой причине идут они. Ибо одни приходили единственно для того, чтобы видеть его, другие по при­ине болезни, а иные потому, что страдали от бесов. И трудность путешествия никто не почитал для себя бременем и не жалел о трудах, потому что каждый возвращался, чувствуя пользу. Когда же было Антонию подобное видение и рассказывал он о сем, всегда просил, чтобы никто не удивлялся ему в том, дивился же бы паче Господу, Который нам, человекам, даровал возможность познавать Его по мере сил наших. Весьма многие из монахов согласно и одинаково рассказывали, что совершено Антонием много и иного сему подобного. Но это еще не столько чудно, сколько пред всем иным наиболее чудным кажется следующее. Однажды пред вкушением пищи, около девятаго часа, встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его но воздуху; в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Поскольку же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности пред ними, а поэтому хотят вести счет с самого его рождения: но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «Чтò было от рождения его, тò изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». Тогда, поскольку обвинители не могли уличить его, свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя и снова делается прежним Антонием. В сие время, забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводит он в воздыханиях и молитве; ибо удивлялся, видя, с сколь многими врагами предстоит нам брань и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушные ( Еф.2:2 ). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Еф. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

The Evolution of Muslim Family Law in Egypt//Oriento Moderno. 1985. Vol. 65. P. 67-124; Najjar F. Egypt " s Laws of Personal Status//Arab Studies Quarterly. 1988. Vol. 10. N 3. P. 319-344; Burton J. The Sources of Islamic Law. Edinb., 1990; Nasir J. J. The Islamic Law of Personal Status. L., 19902; Calder N. Studies in Early Muslim Jurisprudence. Oxf., 1993; Islamic Law and Legal Theory/Ed. I. Edge. Alder, 1996; Brown N. J. The Rule of Law in the Arab World: Courts in Egypt and the Gulf. Camb., 1997. Эпоха Римской и Византийской империи (кон. I в. до Р. Х.- сер. VII в. по Р. Х.) Вскоре после убийства Цезаря в 44 г. до Р. Х. власть в Риме была разделена между новым триумвиратом, главными членами к-рого были племянник Цезаря Октавиан и Марк Антоний. По соглашению с Октавианом Антоний, офиц. женившийся на царице Клеопатре VII, получил власть над Востоком и сделал своей резиденцией Александрию. В последующие годы Клеопатра и ее дети получали в дар от Антония различные страны, входившие в сферу влияния Рима: Киренаику, Кипр, Ливию, Келесирию, Армению. Стены рим. форта Вавилон в Каире. Нач. II в. Стены рим. форта Вавилон в Каире. Нач. II в. Конфликт между Антонием и Октавианом привел к войне и поражению Антония. В сент. 31 г. егип. флот был разбит в морской битве при Акции. Через 10 месяцев Октавиан прибыл в Е. и взял Александрию. Сначала Антоний, а затем Клеопатра покончили жизнь самоубийством. Птолемей Цезарион был убит, а детям Антония и Клеопатры жизнь сохранили. Октавиан первоначально планировал сделать центром рим. власти в Е. Никополь под Александрией, однако вскоре отказался от этого намерения. Столицей осталась Александрия. Октавиан ввел в Е. режим своего прямого правления через рим. префекта. Урезав т. о. полномочия греков в городе, Август даровал самоуправление александрийским евреям, к-рым было позволено иметь совет старейшин и представлять свои интересы рим. власти через этнарха. Первым рим. префектом Е. был назначен Корнелий Галл, в распоряжении к-рого находилось 3 легиона (Никополь, Вавилон и Фивы).

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010