Но поелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством. Но и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в безсловесных».    Господь же не забыл при сем Антониева по­двига и пришел на помощь к подвижнику. Возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как-бы раскрылась, и нисходит к нему луч света. Демоны внезапно стали невидимы; телесная боль мгновенно прекратилась; жилище его оказалось ни в чем неповрежденным. Было же ему тогда около тридцати пяти лет.    В следующий день, вышедши из гробницы и исполнившись еще большей ревности к благочестию, приходит он к упомянутому выше древнему старцу и просит его жить с ним в пустыне. Поелику же старец отказался и по летам и по непривычке к пустынной жизни, то Антоний немедля уходит один в гору. Нашедши по другую сторону реки пустое огражденное место, от давняго запустения наполнившееся пресмыкающимися, переселяется туда и начинает там обитать. Пресмыкающияся, как будто гонимыя кем, тотчас удаляются. Антоний же, заградив вход и запасши на шесть месяцев хлебов (так запасают Фивяне, и хлеб у них нередко впродолжение целаго года сохраняется невредимым), воду же имея внутри ограды, как-бы укрывшись в какое недоступное место, пребывает там один, и сам не выходя, и не видя никого из приходящих. Так подвизаясь, провел он долгое время, два раза только в год принимая хлебы через ограду.    Приходящие к нему знакомые, поелику не поз­волял им входить внутрь ограды, нередко дни и ночи проводили вне оной; и слышат они, что в ограде как-бы целыя толпы мятутся, стучат, жа­лобно вопят и взывают: «удались из наших мест: чтò тебе в этой пустыне? не перенесешь наших козней». Стоящие вне подумали сначала, что с Антонием препираются какие-то люди, во­шедшие к нему по лестницам; когда же, проник­нув в одну скважину, не увидели никого, тогда заключив, что это демоны, объятые страхом, на­чинают звать Антония. И он скорее услышал слова последних, нежели позаботился о демонских воплях. Подойдя к двери, умоляет пришедших удалиться и не бояться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   Часто и об идущих к нему, за несколько дней, даже за месяц, предсказывал Антоний, по какой причине идут они. Ибо одни приходили един­ственно для того, чтобы видеть его, другие по при­чине болезни, а иные потому, что страдали от бе­сов. И трудность путешествия никто не почитал для себя бременем и не жалел о трудах, потомучто каждый возвращался, чувствуя пользу. Когда же было Антонию подобное видение, и разсказывал он о сем,-всегда просил, чтобы никто не удивлялся ему в том, дивился же бы паче Господу, Который нам человекам даровал возможность познавать Его по мере сил наших.     Весьма многие из монахов согласно и одинаково разсказывали, что совершено Антонием много и инаго сему подобнаго. Но это еще не столько чудно, сколько пред всем иным наиболее чудным кажется следующее. Однажды, пред вкушением пищи около девятаго часа встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как-бы возводит его но воздуху; в воздухе же стоят какия-то угрюмыя и страшныя лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Поелику же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности пред ними, а поэтому хотят вести счет с самаго его рождения: но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: «чтò было от рождения его, тò изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». Тогда, поелику обвинители не могли уличить его, свободен и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как-бы возвращается и входит сам в себя, и снова делается прежним Антонием. В сие время, забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводит он в воздыханиях и молитве; ибо удивлялся, видя, с сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Ефес. II:2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Ефес. VI:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Не стыдился преклонять главу пред епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей,— он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону, не стыдясь учиться и сам. Нередко предлагал вопросы и желал слушать пребывающих с ним; сознавался, что и сам получает пользу, если кто скажет что-либо полезное. И лице его имело великую и необычайную приятность. Приял же Антоний от Спасителя и сие дарование: если бывал он окружен множеством монахов, и кому-нибудь, незнавшему его прежде, желательно было видеть его,-то желающий, миновав других, прямо подходил к Антонию, как-бы привлекаемый взором его. От других же отличался Антоний не высотою и bзpaчhocmiю, но благонравием и чистотою души. Поелику душа была безмятежна, то и внешния чувства оставались невозмущаемыми, а потому от душевной радости весело было и лице, и по движениям телесным можно было ощущать и уразумевать спокойствие души, согласно с написанным: сердцу веселящуся, лице цветет, в печалех же сущу, сетует (Притч. XV:13).    Весьма чуден был он по вере и благочестив. Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество; не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками-вред и погибель душе. Гнушался также и арианскою ересию, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их зловерия. Когда приходили к нему некоторые из ариан, то испытав и изведав, что они нечествуют, прогонял в горы, говоря, что речи их хуже змеинаго яда.    Однажды ариане распустили ложный слух, будто и Антоний одинаковых с ними мыслей,-тогда воз­негодовал он и раздражился против них; а по­том, по просьбе епископов и всей братии, прибыв в Александрию, осудил ариан, сказав, что ариан­ство есть последняя ересь и предтеча антихриста. Народ же учил, что «Сын Божий не тварь и не из несущих, но есть вечное Слово и Премудрость Отчей сущности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

992 Фраат IV — царь Парфии (ок. 40—3 гг. до н.э.). 993 До 100 г. н.э. легионы не имели знамени из материи. Знаком легиона было изображение орла (из серебра или золота). 994 В свой первый поход на Парфию Антоний выступил в 36 г. до н.э. 995 Речь идет о Птолемее XIV, втором муже (и брате) Клеопатры. Он скончался в 44 г. до н.э. в пятнадцатилетнем возрасте. Возможно, его отравили. 996 Арсиноя была сестрой Клеопатры. Во время бурных событий в Александрии, когда там находился Юлий Цезарь, она была провозглашена александрийской царицей. Однако Цезарь восстановил на престоле Клеопатру. Арсиноя была убита по воле Клеопатры, когда та заручилась уже покровительством Марка Антония. 997 Храмы имели право убежища — человека, скрывавшегося в храме, нельзя было ни убить, ни схватить. Иосиф Флавий, сообщая эту подробность, тем самым обвиняет Клеопатру в святотатстве. 998 Этот поход Антоний предпринял в 34 г. до н.э. 999 Артавазд II был царем Армении в 55—34 гг. до н.э. Его брат Артаксес царствовал с 34 по 20 г. 1000 Речь идет о походе в Армению Тиберия Клавдия Нерона в 20 г. до н.э. Тогда на армянский престол взошел Тигран III (20—8 гг. до н.э.). Тиберий стал именоваться Цезарем лишь после его усыновления Октавианом Августом в 4 г. н.э. 1001 Решающее сражение между Октавианом и Антонием произошло на море у мыса Акций (греческое побережье Ионийского моря) в сентябре 31 г. до н.э. В этом морском бою Клеопатра оставила боевые порядки флота Антония и отплыла в Египет, что сыграло немалую роль в поражении Антония. Сухопутная армия Антония без боя перешла на сторону Октавиана. Летом 30 г. Октавиан вторгся в Египет и довольно легко завоевал его, превратив вскоре в римскую провинцию. Антоний покончил с собой, немного позднее это сделала и 39-летняя Клеопатра, предпочтя смерть позору участия в триумфе Октавиана. Октавиан стал единоличным правителем Римской державы. В 27 г. сенат присвоил ему имя Августа («возвеличенного богами»), и он стал именоваться «Император Цезарь Август». В истории Рима началась эпоха Империи, хотя внешне государство выглядело республиканским (все республиканские учреждения и должности были сохранены), а себе Октавиан взял титул принцепса (первого в сенате). Отсюда период в истории Римской империи до конца III в. (до императора Диоклетиана) определяют как эпоху принципата. Основы принципата как формы государственного правления были заложены Октавианом Августом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   По сообщению историка Созомена, святый Афанасий еще в юности сделан был писцом и домашним секретарем Александрийскаго архиепископа. Это также благодетельно влияло на развитие Афанасия и расширяло горизонт его понятий и практических церковных обобщений. Всемирная столица морской торговли и образованности того времени-Александрия с первых времен христианства была одною из великих церковных митрополий, начало которой положено было святым Апостолом и Евангелистом Марком. Около же этого времени авторитет Александрийскаго первосвятителя простирался над сотнею епископов Египта, Ливии и Пентаполя. К этому же патриархату принадлежали пустыни Фиваидская, Синайская, Нитрийская и Арсинойская, первые великие обитатели коих, отцы и основатели монашества: Антоний Великий, Пахомий, Макарий и многие другие очень нередко заходили в Александрию, где у них и довершал Афанасий свое подвижническое развитие. Особенно, говорят, он был дружен с святым Антонием Великим, которому он в течение некотораго времени прислуживал и «лил воду на его руки». Не могло конечно не повлиять на пламенную душу юнаго Александрийца, как 80-летний старец Антоний бодро стоял в белом овчинном плаще пред пышным и могущественным префектом Александрии и мужественно и мудро защищал от несправедливых преследований христиан, не смущаясь никаким страхом. И вот где, быть может, загорелась та Божественная искра неугасимой ничем ревности по истинной вере, которая горела в юном Афанасии и пылала до конца его жизни, распространяя повсюду теплоту любви и свет веры христианской более чем 50 лет при жизни и доныне по смерти. Как бы заблаговременно подготовляемый Промыслом Божиим к великому своему служению христианскому миру, святый Афанасий весьма рано был поставлен в диакона, а потом возведен и в архидиакона. Живя при архиепископе, святый Афанасий был во многом ему помощником, так как, кроме широкаго образования, он обладал проницательным умом, и, что всего важнее, всегда горел ревностию об истинной вере, ценимой им выше всего. Труды по патриархату конечно много занимали его, но юный аскет находил время и для самостоятельных занятий, ища в них выражения своего одушевления верою. К этому времени относится его «Слово против язычников», в котором он показывает нелепость идолопоклонства (бывшаго тогда еще в немалой силе), доказывает истину единобожия и указывает пути к истинному Богопознанию. Доводы Афанасия и самобытны и могущественны. К этому же времени относят знаменитое произведение «О воплощении Слова», где говорится о необходимости воплощения Сына Божия для возстановления падшаго человечества и доказывается с полною основательностию, что воплотившееся Слово есть Единородный Сын Божий. Этот заветный предмет юношески-пламенной веры святаго Афанасия был потом основным предметом несокрушимаго убеждения в пору его твердаго мужества и славнейшим предметом упования при конце многотрудной жизни, отягченной неустанною борьбою с еретиком Арием и его приверженцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

eccl. IV, 25)]. Он изучил также Священное Писание Ветхого и Нового Завета и знанием его поражал слушавших его. Св. Афанасий поставил его во главе александрийской школы [(Rufin., Hist. eccl. II, 7)]; он с честью руководил знаменитым училищем в качестве последнего великого ее учителя: после его смерти школа с Родоном переселилась в Сиду и там скоро прекратила свое существование. В какое время Дидим управлял школой, в точности не известно. Можно думать, что жизнь его в это время протекала совершенно спокойно. Хотя он был верным приверженцем св. Афанасия, но не подвергался преследованиям со стороны ариан – вероятно, его защищала от них слепота, так как не думали, чтобы он мог иметь какое-нибудь влияние на ход событий. Как и большинство отцов его времени, Дидим жил аскетом. Предположение, – основывающееся на некоторых местах его произведений (De Trinitate II, 7[.]8 1176 ; III, 1), в которых Дидим говорит о своих детях, – что он был женат, представляется неосновательным, так как он имел в виду своих учеников. Несомненно, что влечение к аскетической жизни он чувствовал с ранних лет. Он жил в палатке и был знаком с выдающимися подвижниками и подвижницами Египта. Антоний Великий часто посещал его и любил беседовать с ним о красотах невидимого мира. Не случайно и то, что именно среди пустынников он встречал наиболее верных друзей и лучших своих учеников. Пустынник Антоний настойчиво занимался чтением его толкований на библейские книги. Палладий, приходивший в Египет, чтобы постигнуть сущность аскетической дисциплины, четыре раза посещал Дидима [(Hist. Laus. 4.1 Bartelink)]. Евагрий Понтик почитал его как «великого [и] гностического учителя» [(Gnosticus 48)]. Аскеты были и самые выдающиеся ученики Дидима – Иероним и Руфин. Правда, Иероним непосредственно слушал Дидима не более тридцати дней 1177 ; но он потом переписывался с ним, часто называл его своим учителем 1178 ; он прославлял его ученость, с любовью называл его «зрячим» и даже «пророком» и «апостольским мужем» 1179 . Позднее, когда поднялись оригенистические споры и Иероним разошелся с бывшим своим другом Руфином, а Дидим написал сочинение в защиту Оригена , Иероним изменил свое отношение к Дидиму; но он все-таки не отважился поносить александрийского учителя, как он это обычно делал по отношению к другим. Руфин был учеником Дидима в течение нескольких лет и если не восхвалял его в таких высокопарных выражениях, как Иероним, то сохранил навсегда верность своему учителю. Предположение, что св. Григорий Богослов слушал Дидима во время своего пребывания в Александрии в начале пятидесятых годов IV столетия, не может быть доказано. Само собой понятно, что влияние Дидима выходило далеко за пределы тесного круга непосредственных его учеников: под сильным влиянием его писал не только Кирилл Александрийский , но и Амвросий Медиоланский .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Аскет, аскети – подвижници за вярата през първите векове на християнството, постници и молитвеници, които водили усамотен живот. Движението на аскетите-подвижници породило монашеството. Аскетизм (гр. – упражнение, подготовка за борба; по-късно – духовни упражнения за добродетелен живот) – древен елемент от религиозния живот, свойствен на почти всички религии в света. В християнството аскезата е доброволно подвижничество, основано на следването на евангелсеките заповеди. Тя е пътят към духовна подготовка за спасение на душата чрез усърдна молитва, отказ от суетни развлечения, строго самоограничение в храната (пост) и подчиняване на своята воля на волята на духовния наставник (вж. послушничество). Аскезата е достъпна на всеки човек в различна степен: аскеза е например предпазването от гняв и други пагубни страсти. Аскетизъмът получил голямо разпространение в православната практика от IV-VI векове, виж монашество. Св. Атанасий Велики , архиепископ Александрийски (295–373) – светител, ревностен защитник на Православната вяра от еретиците ариани. Роден в Александрия, Египет. Духовен син и помощник на св. Александър Александрийски. Двадесет и три годишен взел дейно участие в Първия вселенски събор против ереста на Арий през 325 г. и в създаването на Символа на вярата. По-късно станал архиепископ на Александрия и с всички сили защищавал истинското Христово учение от арианската ерес. От всичките 47 години на своето епископско служение 15 той прекарал в изгнание, при императорите Констанций, Юлиан Отстъпник и при Валент. Св. Атанасий Велики оставил богато духовно наследство: три апологии в защита на православната вяра, житие на св. Антоний Велики, тълкувания на много книги от Свещеното Писание, прекрасни проповеди и много послания. Неговите «Четири слова против арианите» са преведени на старобългарски език още през Х в. от Константин Преславски. Голям е приносът на св. Атанасий и при установяването на истинския сборник (канон) на книгите на Свещеното Писание. Житието на св. Атанасий Александрийски оказало силно влияние върху развитието на монашеството, особено на Запад. Св. Атанасий починал на 2 май 373 година. Извън речника: Св. Атанасий Велики.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2. С одним братом случилось искушение, то есть он совершил грех. Это произошло в Киновии аввы Илии, он был оттуда изгнан и пошел к авве Антонию на гору, и прожил у него некоторое время. Затем авва Антоний снова направил его в Киновию, откуда он прибыл. Но братья не приняли его, и он вернулся к авве Антонию и сказал: - Они не хотят меня принимать, отче. Тот послал его вместе с одним из своих монахов и передал насельникам Киновии: «Корабль потерпел крушение в открытом море, потерял управление и с трудом достиг земли. А вы спасшийся корабль хотите потопить?» Монастырские братья поняли, что брата прислал авва Антоний и тут же приняли его. Глава 49: О том, что настоятель не должен спокойно смотреть на то, как его подчиненные грешат, но обличать их, наказывать и исцелять всеми способами 1. Из Патерика Как-то авва Макарий Александрийский пришел к авве Пахомию Тавеннскому. Пахомий спросил его: - У меня есть бесчинные братья, что с ними делать? Наказывать? - Нужно наказывать их и судить по справедливости тех, кто у тебя в подчинении, - ответил авва Макарий, - Только внешних не суди. Ведь в Писании сказано: " Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог " (1 Кор 5,12-13). 2. Из святого Ефрема На бесчинных и нерадивых братьев должен всегда опускаться посох настоятеля. Ведь если они не хотят Божьим страхом обуздать свое сердце, то пусть хоть благодаря посоху воздерживаются от того, что им не полезно. Ведь и раб становится разумнее, когда хозяин у него строгий. 3. Из аввы Марка Кто позволяет послушнику возражать, когда не следует, вводит его в заблуждение сразу же, научая отвергать самые основы послушания. 2. Не становись двуличным, одним лицом относясь к человеку на словах, а другим - по совести. Священное Писание проклинает таких людей. 3. Человека, говорящего истину, безрассудные ненавидят, а лицемера любят. Но воздаяние не заставит себя долго ждать, потому что Господь одним решением каждому воздает по заслугам. Глава 50: О том, что, если грешник позорит монашеское братство и не исправится после надлежащего вразумления, его нужно выгонять, и настоятель не должен проявлять чрезмерную снисходительность, ибо он может навредить себе и всем тюкам

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

В 341 г. при Григории Александрийском, он письмами (к dux Balacius, ) пытался действовать в пользу православных, но без успеха. Писал ли он в защиту Афанасия к императору Константину (Soz. р. 89), это сомнительно. Последние 15 лет жизни дряхлеющий старец жил на горе с двумя учениками. Незадолго до смерти он в последний раз посетил Писпир, преподал последние наставления, и возвратившись на гору Холзим – завещал ученикам похоронить его по-христиански, зарыв в землю – Антоний всегда был против державшегося между христианами египетского обряда погребения (изготовления мумии), убеждал их идти по стезе монашеских подвигов и не вступать в общение с арианами и мелетианами. «А затем, дети, спасайтеся. Антоний отходит, он уже не с вами». И с этими словами, с радостным лицом он скончался 17 января 355–356 г. Такова внешняя сторона жизни Антония. Его биограф и сборники отеческих изречений сохранили несколько подробностей, позволяющих бросить взгляд на его внутреннего человека, и понять хоть отчасти обаятельное действие его высокого нравственного характера на его современников. Если смотреть на внешнюю сторону его подвига, он до самой смерти остался строгим аскетом с чертами даже не симпатичными людям нашего века. Он всегда носил кожаную одежду сверху, а под нею власяницу, постился строжайшим образом и даже считал унизительным, что мы, при нашем бессмертном духе, должны все-таки питаться материальной пищей (n. 45). Никогда он не мыл не только своего тела, но даже и ног, не опускал их и в воду без крайней необходимости. Эта грязь, πος, говорит по-видимому о крайней узости взгляда. Да чего и ожидать, кажется, от ребенка без всякого образования, человека выросшего в мавзолеях, в опустелых укреплениях, что могли ему дать 20 лет полнейшего одиночества? Оказывается, однако, что это уединение вдумчивого человека обогатило его от природы меткий ум светлыми мыслями, расширили нравственный кругозор его, и его необыкновенно крепкую волю превратили в нравственное самообладание. Задумчивый ребенок стал зрелым человеком духовно собранным, с твердым нравственным средоточием в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так и душа тогда узнает, что она получила Духа Святаго, когда остановятся в ней токи низких страстей. Доколе душа бывает одержима страстями, как может хвалиться своим бесстрастием? Отдай кровь и приими Духа " .Авва Антоний говорил: " Всегда имей страх Божий пред очами: помни Того, Кто мертвит и живит (1 Цар. 2, 6). Возненавидьте мир и все, что в нем, возненавидьте всякое плотское успокоение, отрекитесь сей жизни, дабы жить для Бога. Помните, что вы обещали Богу, ибо Он взыщет сего от вас. Алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем, испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтобы спасти вам души свои " .Авва Антоний говорил: " Думаю, что в теле есть движение естественное, прирожденное ему, но оно не действует, когда душа не хочет, и показывает в теле только движение бесстрастное. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищей и питьем. От сего жар крови возбуждает тело к деятельности. Потому-то и говорит Апостол: Не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18). Равно и Господь заповедал ученикам Своим: Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34). В подвижниках же бывает еще и иное движение, которое происходит от коварства и зависти демонов. Итак, надобно знать, что в теле бывает троякое движение: одно естественное, другое от безразличного употребления пищи, а третье от демонов. Не приучай глаз к рассеянности. Авва Пимен сказал авве Анувию: " Отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс. 118, 37), ибо вольность убивает душу " .Однажды авва Исидор пошел к авве Феофилу, архиепископу Александрийскому, и, когда возвратился в Скит, братия спросили его: " Каков город? " . Он сказал: " Поистине, братия, не видал я лица человеческого, кроме одного архиепископа " . Услышав это, братия смутились. " Не опустел ли город, авва? " – спросили они.– " Нет " ,– отвечал авва,– но помысл не увлек меня взглянуть на кого-либо " . Услышав сие, братия удивились и поставили себе за правило: хранить глаза свои от рассеянности.Когда авва Силуан жил на горе Синайской, ученик его Захария однажды, отходя на работу, говорил старцу: " Авва, сходи за водой и полей сад " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010