Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: « βος κα πολιτεα το σου πατρς μν ντονου συηηραφε ς κα ποσταλες πρς τος ν ρη ξνη μονχους " 1 , обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний 2 , Росвейд 3 , основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив Антоний» 4 , полагают, что это жизнеописание было составлено прежде смерти Антония и до встречи его с Павлом Фивейским и смерти последнего (около 341 г.). Но что жизнеописание составлено Афанасием не в это время, а уже после смерти Антония, это открывается из самого предисловия к «жизни Антония». В этом предисловии говорится: «требовали вы у меня сведения о жизни Антония и пожелали знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни» 5 . Это показывает, что жизнеописание составлено после смерти Антония. Относительно же молчания автора о встрече Антония с Павлом нужно с одной стороны припомнить то, что жизнь св. Антония изложена не очень подробно, как это видно из предисловия к ней 6 , а с другой стороны этим молчанием автора «жизни Антония» заподозривается самый факт – встречи подвижников между собою, передаваемый Иеронимом 7 . Что касается свидетельства Иеронима о Маркелле, из которого выводят, будто она читала письменное житие Антония, то относительно этого замечают следующее: 8 Иероним не говорит, что Маркелла изучала жизнь Антония в письменном изложении, но указывает только, что она познакомилась с жизнью Антония и Пахомия чрез Афанасия, который был тогда в Риме и еще – при жизни Антония. А что подвиги Антония были известны в Риме еще при жизни этого отшельника, об этом свидетельствует сам Афанасий, говоря: «как в Испании, Галлии, в Риме и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе» 9 . Таким образом нужно признать, что «жизнь Антония» написана св. Афанасием по смерти отшельника; но в какое именно время – это с точностью указать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Вот почему апостол увещевает нас вооружиться щитом веры, о который разобьются все стрелы лукавого. Итак, вы видите, что грехи суть также стрелы демона, поражающие нашу душу. Подумайте же о том, сколько времени потребно для исцеления подобных ран. О, если бы могли видеть, сколько ран внутренних наш человек принимает от каждого греха и в какой степени она изнашивается от худых речей!.. Итак, душа получает раны от языка, получает от мыслей и худых желаний; она разбивается и разрушается делами греховными. Если бы мы могли видеть все эти раны и ощущать мучения души так изъязвленной, то мы не стали бы грешить до самой смерти. Но, с одной стороны, одержимые демонами и помраченные умом не ощущают своих ран, потому что лишены естественного здорового чувства, с другой – алчное желание мирских удовольствий и опьянение, производимое в нас нашими пороками, препятствуют нам понимать, сколь разрушительно действуют грехи на нашу душу. Итак, справедливо, что время покаяния продолжается по мере болезни, которую надо лечить, чтобы заботы и средства соответствовали тяжести наших ран. Итак, какое продолжительное покаяние потребно для исцеления болезни, чтобы заботы и лекарства соответствовали глубине наших ран». Это сравнение между ранами тела и грехами есть одно из таких, которые выходят весьма часто из-под пера Оригена . Поэтому мы должны признаться, что он часто повторяется и что одни и те же мысли, одни и те же образы повторяются очень часто в его беседах. Но и невозможно не встретить этого от человека, который так много говорил и так много писал. Его враги не переставали порицать в нем то, что Евстафий Антиохийский и св. Епифаний Кипрский называют «болтовнею без меры». Феофил Александрийский называет Оригена «веятелем слов»; но, очевидно, подобные суждения страшно преувеличены. Ориген никогда не говорит из пустого удовольствия говорить, и каждое его сочинение имеет великую цену. То правда, что краткость и сжатость не были принадлежностью Оригена , но зато речь его была обильна и ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   Так вразумлял Антоний людей жестокосердых, других же, приходивших к нему, приводил в такое умиление, что немедленно забывали они о де­лах судебных и начинали ублажать отрекшихся от мирской жизни. За обиженных же Антоний предстательствовал с такою силою, что можно было подумать, будто бы терпит обиду сам он, а не другой кто. Притом, в такой мере умел он го­ворить на пользу каждому, что многие из людей военных и имеющих большой достаток слагали с себя житейския тяготы и делались наконец мо­нахами. Одним словом, как врач, дарован он был Богом Египту.    Приходили к нему и из чужих земель, и вместе со всеми получив пользу, возвращались, как-бы разставаясь с отцем. И теперь, по его успении, все, став, как сироты после отца, уте­шаются одним воспоминанием о нем, храня в сердце его наставления и увещания.    А каков был конец жизни его, сие достойно того, чтобы и мне напомянуть, и вам выслушать с любовию, потомучто и в этом должно соревновать ему. Посещал он по обычаю монахов, живущих на внешней горе, и предуведомленный Промыслом о кончине своей, сказал братии так: «последнее это мое посещение вам; и удивительно будет, если удивимся еще в жизни сей. И мне время уже разрешиться, потомучто близ ста пяти лет имею себе от роду». Братия, слыша сие, плакали, обнимали и лобызали старца. А он, как-бы из чужаго города возвращаясь в свой, беседовал с ними весело и заповедал им трудиться неленостно и не унывать в подвиге, но жить, как-бы ежедневно умирая, и, по сказанному выше, стараться охранять душу свою от нечистых помыслов, соревновать святым, не сближаться с отщепенцами мелетианами, зная лукавое и мерзкое их произволение, не иметь никакого общения с арианами, потомучто их нечестие всякому явно: «и если видите, что им покровительствуют судии, не смущайтесь, потомучто лжемудрие их прекратится, оно временно и непродолжительно. Посему, храните себя паче чистыми от онаго, соблюдайте предание отцев, предпочтительно же всему благочестную веру в Господа нашего Иисуса Христа, какой научились вы из Писания и о какой часто напоминал я вам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   По смерти родителей, остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая во едино мысли свои, на пути стал размышлять, кáк Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, кáк упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование, и какия воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм; в чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди вслед Мене, и имети имаши сокровище на небеси (Матф. XIX:21). Антоний, прияв сие за напоминание свыше, так как-бы для него собственно было сие чтение, выходит немедленно из храма, и чтò имел во владении от предков (было же у него триста арур весьма хорошей, плодоносной земли), дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не безпокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает, и собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но как-скоро, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: не пецытеся на утрей (Матф. VI:34),-hu на минуту не остается в храме, идет вон и остальное отдает людям недостаточным, сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает наконец упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении.    В Египте немногочисленны еще были монасты­ри, и инок вовсе не знал великой пустыни, вся­кий же из намеревавшихся внимать себе подвизал­ся, уединившись не вдали от своего селения. По­этому, в одном ближнем селении был тогда ста­рец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антоний, увидев его, поревновал ему в добром деле, и прежде всего начал уединяться в местах, лежавших перед селением. И если слышал там о каком рачителе добродетели, шел, отыскивал его, как мудрая пчела, и не прежде возвращался в место свое, как увидевшись с ним. Когда же получал от него как-бы напут­ствие какое для шествования стезею добродетели, уходил назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Указания на роль ангелов и бесов в духовной жизни могут быть найдены в церковных писаниях с самого начала христианства. Тем не менее только с возникновением монашества и выработки аскетического учения в четвертом веке этот вопрос стал рассматриваться систематически и более обстоятельно. Первым значительным произведением такого рода является, несомненно, «Житие пр. Антония», написанное св. Афанасием Александрийским 1 . «Житие» может быть рассматриваемо как классическое выражение православного учения об участии, принимаемом силами тьмы в духовной борьбе человека. Оно сохраняет до нашего времени свое жизненное значение, хотя более поздние духовные писатели и подошли, может быть, более глубоко к рассмотрению вопроса. Само монашество понималось св. Афанасием (и его современниками) не только как путь к личному спасению и освящению, но прежде всего как борьба против темных демонских сил. Конечно, всякий христианин обязан принимать участие в этой духовной войне, монахи, однако, образуют собою авангард или ударные части, которые нападают на врага непосредственно в его убежище – в пустыне, которая считалась особенным местом жительства бесов после распространения христианства в населенных местностях. Удаление от мира понималось не как попытка избежать борьбы со злом, но как более активное и героическое сражение с ним. Поэтому монахи окружены бесами. «Мы имеем страшных и лукавых врагов, – говорит пр. Антоний своим ученикам, – злых бесов, и против них наша борьба» 2 . «…Велико их множество в окружающем нас воздухе, и они недалеко от нас» 3 . Мы находим в «Житии» много описаний способов, которыми пользуются бесы, чтобы нас искушать. Во-первых, они стараются отклонить монаха от подвижнического пути и внушают ему оставить монашескую жизнь 4 . Далее, они начинают искушать различными дурными мыслями и плотскими желаниями 5 . После этого они пытаются испугать подвижника устрашающими фантастическими явлениями 6 . Но если подвижник сопротивляется всем этим искушениям, и диавол видит себя «изгоняемым из его сердца» 7 , он является ему в человеческом образе 8 . Вся эта борьба имеет преимущественно духовный характер, но бесы действительные живые существа, способные даже производить такие вещественные действия, как, например, шум, который может быть слышен другими лицами извне 9 . Они даже способны причинять серьезные физические повреждения, как, например, раны тем, кого они искушают. Так, пр. Антоний был так безжалостно избит злыми духами в начале своей подвижнической жизни, что он был оставлен ими «лежащим на земле как мертвый» 10 . Он был найден в таком состоянии другими лицами на следующее утро. Он заверял, что испытанные им боли были столь сильными, что, как он говорил, раны, наносимые людьми, никогда не могли бы причинить такое мучение 11 . Бесы также пользуются различными хитрыми приемами с целью вкрасться в доверие подвижника. Они поют, читают псалмы, будят его на молитву, внушают поститься и т.д. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Таков был конец Антониевой жизни в теле и таково начало его подвижничества. И хотя повествование сие малозначительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, или даже не обмывавший ног водою, ни в чем однако же не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы, и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. Одним словом, казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразными снедями, омовениями и различными одеждами. А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже невидавшие любили его, это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Ибо не сочинениями и внешнею мудростью, не искусством каким, но единым богочестием стал известен Антоний. И никто не станет отрицать, что это был Божий дар. Ибо кáк в Испанию, в Галлию, в Рим и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе, если бы не Бог соделывал повсюду известными рабов Своих, чтò и Антонию обещал Он еще вначале? Хотя сами они делают все тайно и желают быть сокрытыми, но Господь делает их видимыми для всех, подобно светильникам, чтобы, слыша о них, знали, как могут заповеди приводить к преспеянию, и возревновали идти путем добродетели. Поэтому прочтите сие жизнеописание и другим братиям; пусть узнают, какова должна быть жизнь иноческая, и пусть убедятся, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос прославляет прославляющих Его, и служащих Ему до конца не только вводит в Небесное Царствие, но и здесь, сколько бы ни утаивались и ни старались пребывать в уединении, соделывает повсюду известными и славными, ради добродетели их и ради пользы других. Если же потребует нужда, прочтите сие и язычникам; пусть и они таким образом познают, что не только Господь наш Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, но и искренне служащие Ему и благочестиво верующие в Него христиане тех самых бесов, которых язычники почитают богами, не только изобличают, что они не боги, но их, как обольстителей и растлителей человека, попирают и прогоняют о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ориген обладал всеми теми свойствами, которые составляют неотъемлемую принадлежность всякого замечательного оратора. Дикция ясная и легкая, богатое воображение, сила внутреннего убеждения, проникающая прямо в сердце, увлекательное воодушевление, иногда довольно продолжительное, но без резких перерывов и промежутков, – все соединялось в Оригене , чтобы сделать его проповеди увлекательными и интересными. Поэтому не трудно объяснить и представить себе необыкновенно живое впечатление, которое производил он на своих слушателей. Будучи мирянином, он не проповедовал в Александрии, и александрийский епископ Димитрий никогда не позволял ему восходить на церковную кафедру, даже и после посвящения его в сан пресвитера. Епископы же палестинские согласились, как мы видели, возложить на знаменитого Оригена бремя назидания и научения верующих в церковных собраниях. Получивши сан священства, Ориген и после изгнания своего из Александрии не переставал предаваться служению проповеди до самого конца своей жизни. Всюду, куда он прибывал, в Кесарии, в Иерусалиме, везде епископы обращались к нему с просьбою изъяснять Святое Писание народу; и он выполнял возложенную на него задачу с полным успехом, которого всегда можно было ожидать от его всеобъемлющего и огромного таланта. В третьей своей беседе на книгу Левит, произнесенной после 245 года, он говорит о своих проповеднических трудах, как служении, проходимом им уже очень давно. В самом деле в это время он мог считать уже более двадцати лет своей проповеднической деятельности. И однако же он, по свидетельству Евсевия, дозволил скорописцам записывать его проповеди уже тогда, когда ему было шестьдесят лет (VI, 36); не будь в нем этой скромности, не чуждой и некоторого рода благоразумия, нам не пришлось бы сожалеть о потере большой части его гомилий. Количество же их должно быть весьма велико, так как Ориген импровизировал весьма часто; этому обстоятельству удивляться вовсе не следует, так как он, по свидетельству св. Памфила, проповедовал почти каждый день, следовательно, для письменного составления проповедей у него не могло быть достаточно времени. Сто восемьдесят шесть гомилий, оставшихся нам от него, могут поэтому дать весьма неполное представление о его проповедническом служении. Блаженный Иероним в свое время читал более тысячи его проповеднических произведений; это было еще в V веке, но и эта цифра намного должна была бы увеличиться, если бы сюда включить все те проповеди, которые никогда не были записаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Разлучившись с нею, он пошел внутрь Нитрийской горы на ней в то время не было так много монастырей, построил себе двухэтажную келию, и, прожив еще двадцать два года в пустыне и достигши до высоты подвижнической добродетели, святой Аммун скончался или, лучше, почил в монашеской жизни шестидесяти двух лет от роду. Со своею супругою виделся он в год два раза. Когда он жил уже один в Нитрийской горе, рассказывают, принесли к нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеною собакою. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Святой Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: " Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь! Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров " . Пораженные уликою, они с радостию исполнили, что было велено. И по молитве Аммуна отрок стал здоров. Однажды несколько человек пришли к нему чтобы его видеть. Святой муж, испытывая их, сказал: " Привезите мне одну бочку воды, чтобы у меня ее довольно было для принятия приходящих " . Они обещали привезти бочку. Но, вышедши из келии, один из них стал жалеть, что дал обещание, и говорит другому: " Не хочу губить своего верблюда: он падет, если везти на нем бочку " . Услышав это, другой запряг своих ослов и с большим трудом ввез бочку в гору. Аммун шел навстречу и спрашивает его: " Отчего это пал верблюд твоего товарища в то самое время, как ты шел сюда? " . Тот, возвратившись, действительно увидел, что верблюда растерзали гиены. Много и других чудес совершил муж сей. О следующем чуде его рассказывает блаженный Афанасий Александрийский в описании жития Антониева. Однажды ему нужно было перейти чрез реку Ликон с Феодором, учеником своим, а раздеться он стыдился, чтобы не увидеть своей наготы. Находясь в таком раздумье, он вдруг явился на той стороне реки, как бы в исступлении перенесенный Ангелами. Братия же переплыли реку. Когда он пришел к Антонию, то Антоний первый ему стал говорить: " Бог открыл мне многое о тебе и о твоем преставлении возвестил мне. Потому я и приглашал тебя к себе так настоятельно, чтобы, видя друг друга, мы могли взаимно помочь один другому " . Он указал ему жилище в одном самом уединенном месте и просил не уходить отсюда до преставления. И когда Аммун скончался в своем уединении, блаженный Антоний видел, как Ангелы возносили душу его на небо. Таковы жизнь и кончина Аммуна. Та река Ликон есть не что иное, как глубокий рукав огромного Нила, и мне даже в лодке страшно было переправляться чрез нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Ориген. Против Цельса=Origune. Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976. Ориген. Увещание к мученичеству=Origenes Werke I: Exhortatio ad martyrium, Contra Celsum 1–4. Ed. P. Koetschau. GCS 1. Leipzig, 1899. Ориген. Филокалия=Origune. Philocalie. Ed. E. Junod, M. Harl. SC 226; 302. Paris, 1976–1983. Пиндар. Оды=Pindarus Lyricus. Odes. Ed. O. Schroeder. Leipzig, 1900. Платон. Сочинения=Platonis Opera. Voll. I-VI. Oxford, 1958–1962. Плотин. Эннеады=Plotin. Enneades. Ed. E. Brehier. Tt. I-VI. Paris, 1924–1926. Симеон Новый Богослов. Гимны=Symйon le Nouveau Thйologien. Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Tt. I-III. SC 156; 174; 196. Paris, 1969–1973. Созомен. Церк. ист.=Sozomenus Salaminis. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1860. Сократ. Церк. ист.=Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1853. Татиан. Речь против эллинов=Tatiani Oratio ad Graecos. Ed. E. Schwartz. TU 4, 1. Leipzig, 1888. Тертуллиан. Апология=Tertullianus. Opera omnia. CCL 1. Louvain, 1954. Pp. 85–171. Феодорит. Церк. ист.=Theodoret. Kirchengeschichte. Ed. L. Parmentier — B. Scheidweiler. GCS 44. Berlin, 1954. Феофил Антиохийский. К Автолику=Theophile d " Antioche. Trois livres а Autolycus. Ed. G. Bardy, J. Sender. SC 20. Paris, 1948. Филон Александрийский. Сочинения=Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Ed. L. Cohn, P. Wendland. Vols. I-VI. Berlin, 1896–1926. Эврипид. Финикиянки=Euripides. Phoenician Women. Ed. E. Craik. Warminster, Wilshire, 1988. 3. Литература Антоний. О встрече=Митрополит Сурожский Антоний. О встрече. Спб., 1994. Болотов. История=В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Тт. I-IV. М., 1994 (репринт). Голубинский. История=Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1901. [репринт: М., 1996] Керн. Антропология=Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 [репринт]. Лауенштайн. Мистерии=Д. Лауенштайн. Элевсинские мистерии. М., 1996. Левин. История=История русской переводной художественной литературы. Отв. ред Ю. Д. Левин. Спб., 1995.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   Так проводя там первоначально жизнь, Антоний наблюдал за своими помыслами, чтобы не возвращались к воспоминанию о родительском имуществе и о сродниках. Все желание устремлял, все тщание прилагал к трудам подвижническим. Работал собственными своими руками, слыша, что праздный нижè да яст (2 Солун. III, 10), и иное издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что должно наедине молиттся непрестанно (1 Солун. V, 17); и столько был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе; почему, наконец, память заменила ему книги. Так вел себя Антоний, и был любим всеми.    Ревнителям же добродетели, к которым ходил он, искренно подчинялся, и в каждом изучал, чем особенно преимуществовал он в тщательности и в подвиге: в одном наблюдал его приветливость, в другом неутомимость в молитвах; в ином замечал его безгневие, в другом человеколюбие; в одном обращал внимание на его неусыпность, в другом на его любовь к учению; кому удивлялся за его терпение, а кому за посты и возлежания на голой земле; не оставлял без наблюдения и кротости одного и великодушия другаго; во всех же обращал внимание на благочестивую веру во Христа и на любовь друг к другу. Так, с обильным приобретением возвращался в место собственнаго своего подвижничества, сам в себе сочетавая во едино, чтò заимствовал у каждаго, и стараясь в себе одном явить преимущества всех. А с равными ему по возрасту не входил в состязание, разве только чтобы не быть вторым после них в совершенстве. И делал сие так, что никого не оскорблял, но и те, с кем состязался, радовались о нем. Поэтому, все жители селения и все добротолюбцы, с которыми был он знаком, видя такую жизнь его, называли его боголюбивым, и любили его, одни-как сына, другие-как брата.    Но ненавистник добра завистливый диавол, ви­дя такое расположение в юном Антонии, не потер­пел сего, но как привык действовать, так на­меревается поступить и с ним. Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни, приводя ему на мысль то воспоминание об имуще­стве, то заботливость о сестре, то родственныя свя­зи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другия удобства жизни, и наконец жестокий путь добродетели и ея многотрудность, представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени, и вообще возбуждает в уме его сильную бурю помыслов, желая отвратить его от праваго произволения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010