С особым трепетом размышляю я сегодня о своем служении в богоспасаемом граде Воронеже под архипастырским омофором митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Здесь, у мощей Воронежского Первопрестольника Митрофана, святителей Тихона и Антония, священномученика Петра, обращаясь к их молитвенному предстательству, я постоянно назидаюсь уроками их жития, служения и подвигов. Я искренне признателен Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию, который даровал мне личный пример сердечного отношения к каждому человеку. Владыка научил меня ценить чужой труд, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Матери-Церкви, помощником Святейшего Патриарха и верным гражданином нашего земного Отечества. Большое духовно-символическое значение имеет для меня то, что избрание мое епископом произошло в стенах древней Киево-Печерской лавры. Вместе со святителем Антонием (Смирницким), призванным на Воронежскую кафедру из Лавры преподобных Антония и Феодосия, мне хочется сказать: «От нового Афона, святой горы Печерской, где Матерь Божия селение Свое положила, я, недостойнейший, быв воззван на пастырское служение в сих благословенных пределах, в которых многие пастыри, яко светила, просияли» . Эта связь с Киев-градом дорога для меня и потому еще, что согласно церковному преданию, пребывал здесь и мой святой покровитель апостол Андрей Первозванный: «Мати Сион — псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским» (Акафист св. ап. Андрею Первозванному, икос 9). Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Прошу принять мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы ныне оказали мне недостойному, ибо сегодня избранием Вашим и Священного Синода мне предстоит стать епископом Острогожским. Воронежские викарии с титулом Острогожский начинают свою историю в 1841 году при святителе Антонии. Для меня важно быть достойным преемником четырнадцати своих предшественников, среди которых духовные писатели, просветители и миссионеры епископы Иринарх (Попов), Елпидифор (Бенедиктов), Макарий (Троицкий), Владимир (Соколовский), святитель-исповедник митрополит Владимир (Шимкович).

http://patriarchia.ru/db/text/1625396.ht...

С тех пор Анастасия пошла по пути спасения души и к концу жизни стала схимонахиней с именем Антония. Многих обратила она на путь покаяния и спасения. За ее труды сподобил ее Господь дара прозорливости». Святые Отцы всегда рекомендовали крайне осторожно относиться к тому, что нам привиделось или приснилось. Этот случай еще раз подтверждает, что не следует верить различным видениям и снам. Тем не менее нас убеждают, что это «откровение» открывает, «как вымолить всех младенцев и матери освободиться от греха» и что этим «правилом… поднимется вся Россия» . Надругательство над Таинством Святого Крещения В «правиле» предлагается окрестить давно убиенного ребенка. Но младенцы, убиенные в утробе, никак не могут быть крещены, потому что крещение совершается только над живым человеком. Поэтому распространяемые самиздатовские чинопоследованиятаких «крещений» не могут быть восприняты иначе, как кощунство, надругательство над Таинством Святого Крещения. «Сам чин “крещения” абортированных младенцев является нарушением признанного всеми Поместными Церквами правила 26–го Карфагенского Собора, воспрещающего крестить и причащать мертвых, – пишет диакон Владимир СОКОЛОВ в статье «Правило отмаливания». – Однако этот чин имел и до сих пор имеет хождение среди православных – и многие по неведению пользуются им. Но такое стало возможным только потому, что подобные вещи прикрываются авторитетом “старцев” и “стариц”. Здесь я не поднимаю вопрос о том, действительно ли этот чин принадлежит схимонахине Антонии (как, впрочем, и все то, что говорится от лица старцев) – это вопрос, требующий особого исследования. Возможно, многое из того, что приписывается действительно благочестивым старцам и старицам, написано без их ведома и благословения. Здесь важно отметить только то, что это действует разрушительно, и только потому, что это связано с нашим ложным отношением к старчеству. И злые силы это используют. От лица так называемых старцев создается новое “предание” и даже, как видно из приведенного примера, новое прочтение Таинств» 70 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

В «правиле схимонахини Антонии» содержится несколько весьма спорных рекомендаций, как, например, «заплатить за крещение младенца». Что это? Индульгенция? Родители не могут заплатить за него сами? А если заплатишь и вычитаешь все, что положено (48 раз «Отче наш», 48 раз – Иисусову молитву и др.), выполнишь неправославные советы вроде «разделить» число молитв и поклонов на число молящихся, усвоив, что «главное – чтобы общее число поклонов на всех было не менее 160», то «правило» обещает: «Матерь Божия выведет убиенного младенца из ада » как будто пребывание во аде зависит от формального исполнен правил. В другой редакции «правила» утверждается, что «если мать со слезами правильно все выполнит, то ребенок освобождается от мучений и попадает в Царствие Небесное». Выходит, «самый лучший способ попасть в Царствие Небесное это, оказывается, вообще не дать человеку родиться – умертвить его во чреве, а затем лишь все правильно выполнить, – пишет диакон Владимир Соколов. – Но в Церкви никто и никогда не предоставлял гарантий спасения (даже в результате длительных аскетических подвигов и уж тем более в результате прочтения каких–либо чинов с поклонами)». К тому же никто не может утверждать, что младенцы, убиенные во чреве, находятся в аду: этому нет подтверждения в Священном Писании. Мы не знаем точно, где они, убиенные младенцы. Если кто и нуждается в изведении из ада – то не младенцы–мученики, а их родители–убийцы, матери и отцы абортированных детей. Происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается «вымаливание младенцев». А молитва начинается со слов: «Господи, помилуй чад моих, умерших(!) во утробе моей». То есть не меня помилуй, а чад моих. Разве это не кощунство? Выгодная «индульгенция» Весьма сомнительны рекомендации «отдать пеленку, чепчик и крестик для бедных детей». Это похоже на издевательство над бедными детьми. Бедным детям нужны продукты, лекарства, одежда, деньги, жилье, а не чепчик с одной пеленкой. Выходит слишком легкое «правило», выгодное.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

Наименованный первым почетным доктором богословия, избранный в вице-президента Российского библейского общества и в почетные члены медико-хирургической академии и С.-Петербургской «Беседы любителей русского слова», митрополит Амвросий известен был и своими литературными трудами. Ему принадлежат: «Руководство к чтению священнаго писания Ветхаго и Новаго завета»; «Сокращение богословских догматов»; примечания и объяснения на «Опыт словенскаго словаря»; «Молитвы для чтения в больницах по утру и в вечеру» и «Собрание поучительных слов, произнесенных в разныя времена и в разных местах». Кроме того, в рукописях остаются несколько академических рассуждений, курс богословских уроков и много проповедей. Пособниками митрополиту Амвросию в управлении Новгородскою епархиею в 1800–1818 гг. были семь епископов Старорусских, его викариев: Антоний (Знаменский) в 1799–1802 гг., Михаил (Десницкий) в 1802–1803 гг., Евгений (Болховитинов) в 1804–1808 гг., Антоний (Соколов) в 1808–1840 гг., Иоасаф (Стретенский) в 1810–1813 гг., Мефодий (Пишнячев­ский) в 1813–1816 гг. и Амвросий (Орнатский) в 1816–1819 гг. О епископе Антонии (Знаменском) была речь раньше, так как он начал свое служение в Новгороде еще при митрополите Гаврииле. Епископ Михаил (Десницкий) в 1802 г. был викарием митрополита Амвросия, а в 1818 г. преемником его по С.-Петербургской и Новгородской епархиям; поэтому речь о нем впереди. Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов), сын священника, родился 18 декабря 1767 г. в г. Воронеже. Девяти лет он лишился отца и был определен в хор архиерейских певчих, откуда через несколько месяцев 15 октября 1777 г. определен был в Воронежскую семинарию. В 1785–1788 гг. Болховитинов обучался в Московской академии и слушал лекции в Московском университете. С 9-го января 1789 г. он занял место учителя в Воронежской семинарии и преподавал риторику, французский и греческий языки, римские древности, философию, с 5 сентября 1790 г. – богословие, с 14 августа 1797 г. – церковную историю и герменевтику; в то же время проходил и административные должности: вице-префекта, с осени 1790 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Я там сидел на дубовом пне, и этот пень попадет под первую церковь; туда пойдешь в монастырь и ты. Когда я там был первый раз, то удостоился, грешный, видеть, как на том месте, где будет соборный храм, спустилась икона Божией Матери “Утоли моя печали”. Я успел только поклониться спустившейся иконе и встал, а икона уже исчезла. Я был тогда еще молод (26 лет было ему). Место это святое: его возлюбила Царица Небесная”. Прошло с тех пор много лет, и на месте поставленного креста была основана Неонилою Захаровою община. А в 1858 году, 2 октября был освящен и первый храм во имя Всех Святых. На этом торжестве присутствовал и престарелый 85-летний Дубов. Плача от умиления, он рассказал тогдашней начальнице Антонии Соколовой и всем присутствовавшим о подслушанной им беседе и предсказании о.Серафима... Крест, вероятно, не сохранился от времени, а пень должен быть под храмом, по неложному слову батюшки. Сюда пришла и Марфа, окончив свои дни в глубокой старости в 1889 году. Мы так подробно и долго задержались на посмертных вещах преподобного о.Серафима потому, что нам весьма дороги и мельчайшие памятки от него... А главное – они являются проводниками Божией благодати. И потому так хочется вспоминать о них именно после кончины его. И кто знает: может быть, милосердый Бог, по молитвам угодника, приведет и нас снова посетить эти места; и тогда данная книга может послужить вместо проводника к священным реликвиям святого старца, как к живым свидетелям его жизни и подвигов, облагодатствованным от него... А по пророчествам о.Серафима еще не конец Православной Церкви в России, еще ожидает светлое будущее и Дивеево, и Саров... Еще будут петь летом Пасхальные песни... И к этому уже приближается время. Дай Боже, за молитвы Твоего Дивнаго Угодника! ТРОПАРЬ, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне возжделав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божией Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. КОНДАК, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. МОЛИТВА Преподобному и Богоносному отцу нашему

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1801 г. в епархии была учреждена должность уездных надзирателей за благочинными (т. е. благочинных над благочинными), еп. Арсением введено избрание духовников для каждого церковного округа. Распоряжением 1807 г. запрещено служение клириков, не бывших на исповеди. По его инициативе в 1803 г. при Воронежской ДС было открыто рус. уч-ще «для неспособных к продолжению учения на латинском языке», в 1804 г. в Острогожске учреждено ДУ для подготовки учителей приходских школ, в 1806 г. в Старобельске на средства духовенства - уч-ще для сиротствующих детей священнослужителей, а также 5 народных школ в юж. уездах епархии. При еп. Антонии (Соколове) было построено 3-этажное здание Воронежской ДС с домовой церковью, возведен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на месте уединения свт. Тихона Задонского. В дек. 1810 г. он создал курсы подготовки кандидатов в клир, в 1813 г. открыл приходские уч-ща в Новохопёрске и Землянске. В годы Отечественной войны 1812 г. еп. Антоний благословил ополчение, принимал деятельное участие в сборе пожертвований (от мон-рей, приходов и клира В. е. было собрано более 50 тыс. р.), проповедями способствовал подъему патриотических настроений среди духовенства и паствы. «Торжественное открытие мощей свт. Митрофана в Воронеже в 1832 г.». Гравюра. 1833 г. (ГЛМ) «Торжественное открытие мощей свт. Митрофана в Воронеже в 1832 г.». Гравюра. 1833 г. (ГЛМ) В 1831 г. при ремонте воронежского Благовещенского собора были обретены мощи свт. Митрофана. Воронежский архиеп. св. Антоний (Смирницкий) подготовил канонизацию свт. Митрофана, совершившуюся в 1832 г., тогда же Воронеж посетил имп. Николай I Павлович . В 1846 г., после переустройства храма, в Задонском мон-ре были обретены мощи свт. Тихона, к-рого архиеп. Антоний чтил и канонизации к-рого он активно добивался в Синоде. Трудами архиеп. Антония были построены мн. храмы (в 1834-1846 - 63 храма), открыт Митрофанов воронежский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь , основаны задонская Богородице-Тихонова, Тюнинская и Белогорская Воскресенская общины, ставшие позже известными обителями, восстановлен Дивногорский Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/155254.html

1885 г. – построен и освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения Словущего. 1887 г. – освящен храм во имя Живоначальной Троицы, устроенный в нижнем этаже надвратной Тихвинской церкви. В этом храме были положены в склепе останки схиигумении Серафимы (Соковниной), перенесенные с кладбища по многочисленным просьбам сестер, почитавших Матушку как небесную покровительницу обители и желавших молиться у ее гробницы. В том же 1887 г. устроено Афанасьевское кладбище. Теперь оно городское, изначально же было только монастырским, получив название по тому первому погосту, на котором обитель открылась в 17 веке. Все работы по созданию кладбища проведены в кратчайший срок – полтора месяца. 1895 г. – освящена Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище, строительству которой содействовала Екатерина Духонина, духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой), оставившая о них свои воспоминания. 1902 г. – состоялось открытие нового здания школы, ставшей одной из наиболее благоустроенных в городе (при том, что содержалась исклю­чи­тельно на монастырские средства). Девочек учили, в том числе, тонкому рукоделию, поскольку одна из характерных сторон монашеского бытия – занятия вышиванием, золотошвейные работы, изготовление вещей из бисера. К началу 1900-х гг. Введенский монастырь полностью благоустроен и считался лучшей обителью Орловской епархии. В ведомости 1901 г. сообщалось, что в монастыре 583 насельницы: 80 мантийных монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании. Общий вид монастыря. Фотооткрытка нач. 20 в. Монастырь посещали – императрица Елизавета Петровна (в 1744 г.), императрица Екатерина Великая (в 1787 г.), императрица Александра Федоровна (в 1837 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей инокиней Варварой – преподобномученицы Елисавета и Варвара, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Сергей Нилус. Одна из насельниц обители на рубеже XIX-XX веков привлекала к монастырю внимание любителей литературы: затворницу схимонахиню Макарию (Коротневу) и сейчас литературоведы считают наиболее веро­ятным прототипом тургеневской Лизы Калитиной из романа «Дво­рян­ское гнездо».

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

Впрочем, это не такое уж новое прочтение. Известно, что во 2-ом веке еретики маркиониты, буквально трактуя ап. Павла ( 1Кор.15:29 ), крестили некрещеных мертвецов. Выходит,  «самый лучший способ попасть в Царствие Небесное это, оказывается, вообще не дать человеку родиться  —  умертвить его во чреве, а затем лишь все правильно выполнить,  — пишет диакон Владимир Соколов. —  Но в Церкви никто и никогда не предоставлял гарантий спасения (даже в результате длительных аскетических подвигов и уж тем более в результате прочтения каких-либо чинов с поклонами)». Если кто и нуждается в изведении из ада — то не убиенные во чреве младенцы, а их родители-убийцы, матери и отцы абортированных детей. Грех аборта страшнее убийства, ибо он не только лишает жизни ребенка, но и лишает его возможности принять Таинство Святого Крещения, омыться от первородного греха и наследовать Царство Небесное. В подобных «правилах» происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается  «вымаливание младенцев».  А молитва начинается со слов: « Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей» . То есть не меня помилуй, а чад моих. Разве это не кощунство? Выгодная «индульгенция» Весьма сомнительны рекомендации  «отдать пеленку, чепчик и крестик для бедных детей».  Это похоже на издевательство над бедными детьми. Бедным детям нужны продукты, лекарства, одежда, деньги, жилье, а не чепчик с одной пеленкой. Выходит слишком легкое «правило», выгодное. Разве не очевидно, что милостыня для бедных должна носить не символический, а конкретный характер? В «правиле» есть множество других несуразностей. В частности, как можно нарекать имя младенцу, пол которого неизвестен? Но есть и более серьезные замечания. Сам по себе грех аборта настолько тяжел, что перечеркивает жизнь человека пополам — «до» и «после». Его невозможно искупить: если ты что-то украл, то можно вернуть украденное. Если нельзя вернуть, то можно совершить милостыню, превосходящую принесенный ущерб. Можно помириться с тем, с кем поругался, ленивого можно научить работать, пьяница может на всю жизнь перестать пить и т.д., но нет такого наказания, которое соответствовало бы аборту. Если муж отправил свою жену на аборт четыре раза, то нельзя же их убить четырежды! Даже если потом родить десятерых детей, то убитого, того самого, не вернешь никогда. Поэтому епитимии, которые дают священники после аборта, носят скорее символический характер, чтобы возбудить в человеке покаянные чувства и сокрушение о содеянном. Разве исповеди нам недостаточно..?!

http://sueverie.net/kak-iskupit-grex-abo...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1870-х годах в монастыре возведены деревянная трапезная, появились богадельня, больница. Гостеприимный дом впоследствии обустраивается в школу для девочек. В эту Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу принимались на бесплатное обучение девочки из семей духовного звания и из бедных семей, число обучающихся доходило до 120 воспитанниц. В 90-е годы XIX века строительство монастыря продолжается. Возведены и освящены каменные храм-усыпальница Воскресения Словущего и храм Живоначальной Троицы в нижнем этаже Тихвинского надвратной церкви. В склепе храма Живоначальной Троицы покоятся останки схиигуимении Серафимы (Соковниной), которая управляла монастырем с 1821 по 1845 год. Своей подвижнической жизнью матушка Серафима являла пример нестяжания, постничества, всецелого горения души к Богу. Ее жизнь была чужда какого-либо самосожаления, чем поражала людей, окружавших матушку ранее – известных сановников, дворян. В 1837 году келью схимницы посетила сама императрица Александра Федоровна. В молитвенное предстательство матушки Серафимы свято верили и верят сейчас насельницы Введенского монастыря. Материалы о житии схиигумении Серафимы находятся в настоящее время в Синодальной Комисси по канонизации святых. В 1887 году обустроено Афанасьевское кладбище. Тогда оно было только монастырским, а свое название получило по первому погосту, на котором открылся монастырь в XVII веке. В 1895 году на кладбище освящена Воскресенская церковь. Строительство ее шло при активном содействии духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой) — Екатерины Духониной. В начале 1900-х годов Введенский монастырь становится полностью благоустроенной лучшей обителью Орловской епархии. В нем живут 80 мантийных и 277 рясофорных монахинь, а еще 244 насельницы находятся на испытании. Открывается новое здание школы для девочек — одной из лучших тогда в Орле. Школа содержится только лишь на монастырские средства, и кроме традиционных предметов, воспитанницы обучались шитью золотом, вышиванием.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010