В последний раз перед открытием монастыря перестройки в соборе были осуществлены в начале 1830-х годов при преосвященном Антонии II (Смирницком). Устроили новую кровлю, позолотили главы. При замене пола 11 декабря 1831 года обнаружили тело епископа Митрофана. В связи с подготовкой к открытию святых мощей начались обширные работы по украшению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по рисунку архитектора Осипа Бове. На четыре особо ценимые иконы в Москве заказали позолоченные чеканной работы ризы, стоившие более тридцати двух тысяч рублей. В конце 1833 года в соборе был учрежден придел во имя святого Митрофана. «Усердием» местного купечества на московском заводе Полтавцева заказана рака для мощей святителя весом в 35 пудов, из которых серебра 9 пудов 34 фунта. Благовещенский собор до 1840 года не отапливался, был летним. Епископ Тихон I (Соколов) решил возвести собор для богослужения в зимнее время. Имя ему решено было дать в честь архангела Михаила (во времена Митрофана существовал такой придел, где он завещал похоронить себя). В августе 1764 года владыка (позже он был канонизирован как святитель Тихон Задонский) обратился к мирянам с просьбой о пожертвованиях на возведение Архангельской церкви. Весной 1765 года храм был заложен и два года спустя построен, освящен уже новым епископом, Тихоном II (Якубовским), 30 декабря 1768 года. Строительство Архангельского собора вел «искусный в каменном деле» монах Мельхиседек (1731-1788). В 1832 году в этом храме был устроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, упраздненный через полвека. С августа 1832 по июнь 1833 года в зимнем соборе временно пребывали мощи святителя Митрофана Воронежского. Появление на архиерейском подворье прекрасных в архитектурном отношении зданий, ставших потом украшением монастыря, связано с именем зодчего Джакомо Кваренги (1745-1817). Эта страница строительной истории Воронежа два десятилетия назад была раскрыта воронежским архитектором В.А. Митиным и московским искусствоведом А.Ф. Крашенинниковым, мне остается лишь повторить их основные выводы.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Кто бы ни являлся к нему из гордых и надменных преимуществами суетной жизни, каждый уходил от него в ином настроении, изменялся, делался благоразумным, почитая эту жизнь тенью и сном. И наоборот, кто приходил к нему с горем и страданиями, тот поучался от него не унывать и не печалиться, считать несчастья путём к спасению и стремиться к нему. Одним словом, замечает Лев, Антоний и по жизни, и по слову было ангелоподобным, божественным мужем. 70 А другой современник Антония, анонимный епископ Хонский, делает такой о нём отзыв. «Бог, как Сердцеведец, воздвиг достойного мужа, который пребывает в святости и правде, чист сердцем, неподкупен, достиг смирения в высшей степени, незлобив, друг простоты, радуется с радующимися, плачет с плачущими, поборник истинного и боголюбезного мира, сохранивший и при большой своей власти аскетическую настроенность без изменения, радуется каждому доброму делу, всё совершает с большим знанием и опытом в науке, муж апостольский по благодати. Порадуйся же этому божественному дару, – заключает епископ Хонский, – и поздравь Церковь , вновь получившую в Антонии блаженного воскресшего Полиевкта» 71 Значит, по своим трудам и заслугам для Церкви Антоний был подобен патриарху Полиевкту, ревностному защитнику канонов и внутренней независимости Церкви, в совершенстве изучившему божественную и человеческую философию, превосходившему других выдающейся мудростью и просветительной деятельностью. И патриарх Антоний Студит был весьма сведущ в божественной философии, прекрасно знал Св. Писание, творения св. отцов, церковные каноны и ту богословскую науку, которая существовала в Византии его времени. Отличаясь выдающимся нравственным совершенством, патриарх Антоний покровительственно относился и к просвещению, располагал духовенство и монастыри к образовательной деятельности по примеру Студийского монастыря, поощрял деятелей богословской науки и литературы в их занятиях. Патриарх и окружил себя наиболее образованными духовными лицами. Так, его синкеллом 72 был Никомидийский митрополит Стефан, муж учёный, знаменитый мудростью и добродетелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Торжественная закладка соборного храма Дальне-Давыдовского женского монастыря во имя иконы Божией Матери " Утоли моя печали " произошла в 1862 году. Возведению храма весьма способствовала вдова надворного советника Дарья Ивановна Таборина, родная тетка начальницы общины Веры Ивановны Соколовой (матери Антонии), очень любившая ее. Дарья Ивановна переехала на постоянное место жительство в общину в 1867 году; она имела хороший собственный капитал, с которым дело возведения храма сразу пошло полным ходом. Уже через два года каменный пятиглавый храм был не только вчерне готов, но и отштукатурен внутри и снаружи. Торжественное открытие этой главной монастырской святыни состоялось в 1869 году при огромном стечении гостей и жителей Дальнего Давыдова и окрестных сел и деревень. Касательно освящения храма сведения противоречивы. По одним данным, освящение произошло в том же 1869 году. Однако, описание монастыря от 7 января 1907 года составленное игуменией Августой, бывшей в то время настоятельницей монастыря, сообщает нам, что освящение состоялось 9 октября 1877 года. С 1869 по 1872 годы был возведен правый придел к главному соборному храму - на том самом месте, где основательница общины, блаженная Неонилла Захарова, сразу после своего переселения на Кряжёву Сечь, по велению Божию, обрела когда-то тот самый деревянный крест, который поставили в 1785 году на месте будущей обители святые подвижники Серафим Саровский и Антоний Муромский. Еще тогда по просьбе Неониллы Борисовны, нашедшей этот крест, его прикрепили к длинному деревянному шесту, и он был водружен на месте закладки будущего соборного храма. Этот крест стоял вплоть до водружения над соборным храмом всех пяти металлических крестов, а потом по распоряжению первоначальницы общины он был положен под престолом придельного храма. Именно  в память этого события придельный храм был освящен во имя Воздвижения Креста Господня 17 октября 1872 года. Вот выдержка из вышеупомянутого описания монастыря от 7 января 1907 года:Внутри ограды находятся следующие здания:1. Каменная, двух-престольная, пятиглавая церковь во имя образа Пресвятые Богородицы " Утоли моя печали " , основанная в 1862 году, с приделом в честь воздвижения Честнаго Креста Господня. Настоящий (соборный) храм освящен по благословению Архиепископа Уоаникия, ныне в Бозе почившаго Преосвященнейшаго Митрополита, 9 октября 1877 года

http://sobory.ru/article/?object=20513

Предсказание о. Серафима исполнилось: в 1858 году, после утверждения общины, основавшейся на этом месте, 2 октября был освящен первый храм во имя Всех Святых, и на этом духовном торжестве привелось быть уже престарелому Дубову. Он плакал от умиления и после литургии, обливаясь слезами, рассказывал первоначальнице общины, матери Антонии Соколовой, и всем присутствовавшим о предсказании батюшки о. Серафима и о своем случайном присутствии при водружении им креста. Возвратившись домой, Дубов вскоре заболел и умер. Рассказ этот передается в семействе Дубовых с особым благоговением к памяти подвижника Саровского. Другой крестьянин села Давыдова, 86-летний старец Василий Рощин передавал слышанное им от самого Козьмы Григорьева Кербенева, что и в последние годы своей жизни преподобный Серафим неоднократно повторял, что обитель в Давыдове будет женская, что будут в оную сперва сходиться девицы из Владимирской губернии, потом из мордвы, а затем будут стекаться в ту обитель со всех сторон, что благодать тогда ключом польется. За два года до своей кончины преподобный Серафим Саровский , пришедшей к нему, страннице сказал: «зачем ты странствуешь? иди в монастырь, тебе готовится новая обитель». Потом, помолчав, продолжал: «когда я ходил по сбору в Муром (в 1785 г.), то на пути в лесу я видел место, избранное Божией Матерью для монастыря, я там сидел на дубовом пне, и этот пень попадет под первую церковь ; туда пойдешь в монастырь и ты. Когда я был там в первый раз, то удостоился, грешный, видеть, как на том месте, где будет соборный храм, спустилась икона Божией Матери «Утоли моя печали». Я успел только поклониться спустившейся иконе и встал, а икона уже исчезла; я был тогда еще молодым. Место это святое: его возлюбила Царица Небесная...» Странница послушалась совета прозорливого старца и поступила в монастырь, а впоследствии, когда был основан Дальне-Давыдовский монастырь, она перешла в него и жила там до самой смерти в 1889 году, передавая о предсказании преподобного Серафима Саровского . Это была старица Марфа Артемьевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое опасение профессора было небезосновательным. В то время как раз начал активно обсуждаться проект реформы духовных школ, и многие профессора в целях оптимизации учебного процесса предлагали упразднить ряд предметов. При обер-прокуроре Святейшего Синода графе Протасове региональным духовным школам в данном вопросе предоставлялась значительная свобода. Поэтому неудивительно, что ректор Казанской духовной академии архимандрит Иоанн (Соколов , впоследствии – епископ Смоленский) смог, ни с кем не посоветовавшись, упразднить некоторые предметы. Профессор П. Знаменский в своей «Истории Казанской духовной академии» сообщает о реформаторской деятельности ректора архимандрита Иоанна: «В вакат (каникулы – И. М.) 1858 года... в отсутствие наставников академии, большею частью разъехавшихся из Казани... 3 июля он подал в правление обширную записку, в которой... произвел радикальную перетасовку всех предметов преподавания, тоже никого предварительно не спросясь, ни с кем не посоветовавшись.... Он начал с упразднения миссионерских отделений, которые называл курятниками, пристроенными к академии.... Из других наук обличительное богословие признано необходимым перевести в высшее отделение, взамен же его в низшее отделение перевести церковное красноречие, присоединив его к словесности, чтобы младшие курсы занимались составлением проповедей и изучением не одной светской литературы и многих пустых и бесполезных ее видов и произведений, но и образцов духовного красноречия, древних и новых, отечественных и иностранных.... Бывший профессор пастырского богословия и гомилетики священник М. М. Зефиров был назначен к переводу на монгольские предметы.... К 3 ноября Святейший Синод утвердил решение правления...» 4 . Таким образом, самостоятельная кафедра гомилетики в Казанской академии была упразднена, оказавшись присоединенной к кафедре общей словесности. Позже, в 1864 г., новый ректор архимандрит Иннокентий заметил, что в курсе лекций по предмету словесности о церковном красноречии даже не упоминается и проповеди студенты не произносят. Ректор настоял на том, чтобы преподаватель словесности в своих лекциях больше внимания уделял церковному красноречию, нежели светской литературе, также он поручил канцелярии составлять на каждый год списки проповедников и представлять ему на утверждение. Лишь при ректоре архимандрите Антонии, с 1867 г., кафедра гомилетики в Казанской духовной академии была отделена от кафедры общей словесности и вновь обрела самостоятельное существование 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Подробнее... Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь [ править править код ] Абабковский во имя святого Великомученика Николая единого от воин и великомученика Георгия женский монастырь — православный женский монастырь Выксунской епархии Русской православной церкви. Находится на правом берегу Оки, в селе Абабково Павловского района Нижегородской области. Николаевский Георгиевский женский монастырь — один из десяти монастырей, основанных по благословению преподобного Серафима Саровского. Так как монастырь основан по благословению преп. Серафима Саровского, за основу взят Устав Дивеевского монастыря. Распорядок жизни монастыря: в 6 часов – утреннее правило, Божественная литургия, молебен или панихида, в 11 – завтрак, послушания, обед в 15.00, крестный ход с чтением 150 раз «Богородице Дево радуйся» по территории монастыря, в 17.00 – вечернее богослужение. Ужин факультативно, вечерние молитвы. В 22.00 отбой. Читается также псалтирь днем и в ночные часы. Адрес: 606119 Нижегородская область, Павловский район, поселок Молодежный, 25 Телефоны: 8 (83171) 7-13-15 ; 8 (908) 735-15-47 Подробнее... Дальне-Давыдовский женский монастырь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " [ править править код ] Село Дальнее Давыдово известно прежде всего своим женским монастырем, который действовал с февраля 1858 года и почти до конца 20-х годов XX века. К моменту закрытия в нем насчитывалось более 150 монахинь и еще непосвященных инокинь. Основание этого монастыря было предречено еще Серафимом Саровским. Торжественная закладка соборного храма Дальне-Давыдовского женского монастыря во имя иконы Божией Матери " Утоли моя печали " произошла в 1862 году. Возведению храма весьма способствовала вдова надворного советника Дарья Ивановна Таборина, родная тетка начальницы общины Веры Ивановны Соколовой (матери Антонии), очень любившая ее. Дарья Ивановна переехала на постоянное место жительство в общину в 1867 году; она имела хороший собственный капитал, с которым дело возведения храма сразу пошло полным ходом. Уже через два года каменный пятиглавый храм был не только вчерне готов, но и отштукатурен внутри и снаружи. Торжественное открытие этой главной монастырской святыни состоялось в 1869 году при огромном стечении гостей и жителей Дальнего Давыдова и окрестных сел и деревень. Касательно освящения храма сведения противоречивы. По одним данным, освящение произошло в том же 1869 году. Однако, описание монастыря от 7 января 1907 года составленное игуменией Августой, бывшей в то время настоятельницей монастыря, сообщает нам, что освящение состоялось 9 октября 1877 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

362 См. Maassen. Geschichte der Quellen und der Literat, des canonischen Rechts in Aberlande, S. 426, 642–721; Беляев, стр. 83–84; Ianus, S. 85 и др. 366 Правила св. апост., вселенск. и поместн. соб. и св. о.о. Издание московск. общ люб. духовн. просвещ. Т. 2, стр. 1191–1192. 403 Maassen. Цитир. соч., В. I, S. 420–797; Kunstmann. Grundzuge eines vergleichenden Kirchenrechts. München. 1867. S. 21–31. 407 Ibid. S. 428–429; Kunstmann, S. 22; Беляев. Догмат папск. непогр., стр. 84; Иоанн. Опыт курса церков. законов, стр. 113. 413 Janus, S. 101; Беляев, стр. 86; Лебедев. Разности в уч. о церкви, стр. 148; Предтеч. Развитие влияния пап на д. Зап., ц., стр. 227. 440 Döllinger. Kirche und Kirchen, S. 7–8. Катанский. История попыток к соединению церквей. Стр. 33 и далее. 441 «Вопроса о соединении церквей собственно не существовало, а был только вопрос о подчинении восточной Западной», – справедливо замечает проф. Курганов (Курганов. Устройство управления в ц. корол. греч., стр. 45). 442 Ограничиваемся возможно кратким указанием попыток соединения церквей. За подробным же ознакомлением с этим вопросом отсылаем читателя к специальному сочинению А. Катанского – «История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении». С.-Петербург. 1868. 444 Бердников. Краткий курс церк. права, стр. 12–18; Еп. Иоанн. Опыт курса церк. законоведения, стр. 86, 92–93; Соколов. Из лекций по церк. пр., 172, 176–177. 450 Таковы, например, соборы: 867 г., собор при патриархе Антонии, 1054 г. 1168 г. 1283, 1443, 1722, 1772 гг. и др.; таковы, например, окружные послания: Фотия от 867 г., Михаила Керуллария, Германа при императоре Дуке Ватакисе, Иосифа при Михаиле Палеологе, Анфима от 1848 г. и др. 451 Катанский. История попыток к соедин. ц., стр. 58. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung. В. 1, 8. 263. 461 Mansi, t. XVI, p. 318–319; Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточной ц. в IX, X и XI вв., стр. 151; Барсов. Канонический элемент в церк. упр., стр. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Современником Петровской эпохи был святитель Митрофан Воронежский (†1703; пам. 23 нояб.), в схиме Макарий. Его труды и подвиги также приходятся на стык XVII–XVIII веков. Это был ревнитель отеческих преданий и православных традиций, который мог и самому Петру I сказать о недопустимости западных веяний при дворе 18 . Святитель Митрофан был прославлен в 1832 году, но его почитание началось сразу после кончины и со временем все более возрастало. В 1831 году во время строительных работ в соборе, где он был погребен, были обретены его святые мощи (при архиепископе Воронежском Антонии, 1826–1848). Святейший Синод рассмотрел свидетельства об угоднике Божием и употребил “средства испытания, какие для сего предписаны в Духовном Регламенте и какие употреблены были прежде в подобных случаях, как-то при обретении мощей святителя Димитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского” 19 . Служба святителю Митрофану Воронежскому, по замечанию протоиерея Григория Дебольского, была напечатана в 1844 году; в ней “Церковь прославляет его непоколебимым ревнителем уставов Церкви, поборником ее особенно против суемудрых лжеучителей, которые в царствующем граде Москве на Соборе святительском отверзоша нечестивые уста свои на хуление Церкви” 20 . Ее составителем был ректор Киевской Духовной академии архимандрит Иеремия 21 . В литийной стихире цитируется текст Священного Писания (Евр 7:26): Таков нам подобаше архиерей, преподобен, праведен, милостив и во всех оправданиях Господних непорочен 22 . Почитателем святителя Митрофана был епископ Тихон Задонский (†1783; пам. 13 авг.). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Позднее в Новгородской семинарии ему была дана фамилия Соколов. Детство Святителя проходило в большой бедности, но отрок отличался способностью к образованию, которое он получил первоначально в духовном училище, а затем — в семинарии в Великом Новгороде. В 1758 году он был недолгое время префектом семинарии. 13 мая 1761 года была совершена его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В тот же день Тверской епископ Афанасий (1758–1763), еще не зная о его хиротонии, помянул святителя Тихона на Херувимской песни епископом.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

Вот это внутреннее равнодушие или бездушность в книгах Макария многих раздражала при самом их появлении… Хомяков находил «Введение» Макария «восхитительно глупым», и так же отзывался о нем Филарет Гумилевский: «вздорная путаница», «ни логического порядка, ни силы в доказательствах нет…» О богословских книгах Макария можно повторить то, что Гиляров-Платонов [ 71 ] писал о его «Истории:» «ремесленное изделие с наружным аппаратом учености…» Гиляров подчеркивал: История Макария имеет всю «видимость исторической книги, но не есть история, но только книга…» Подобным образом, и «догматика» Макария имеет всю видимость богословской книги, но не есть богословие, а только книга… «Не история, и даже не книга, а просто изделие» (слова Гилярова)… Макарий учился в Киеве, когда в академии все еще так силен и жив был богословский и философский пафос, — для него это прошло бесследно. Но не чувствуется в нем и «Печерского благочестия», столь явного в Филарете Киевском, в Антонии Амфитеатрове… Именно поэтому Макарий всего больше и подошел к стилю Пратасовской эпохи. Он был богослов-бюрократ. Его «догматика» есть типический продукт Николаевской эпохи. Кроме «большой» догматики Макарий составил и «малую», для употребления в училищах. Эта книга, как сам он рассказывал впоследствии, «десять лет провалялась у покойного мудреца Московского», т. е. у митр. Филарета. Только после смерти Филарета это руководство смогло быть напечатано и введено в училища, как «классическая» книга. Филарет молчаливо осудил Макария… Сверстник Макария, бывший после него ректором Петербургской академии, Иоанн Соколов, отзывался о книгах Макария еще резче. «Ученые книги автора, о котором теперь речь, с их тысячными цитатами, как нельзя больше способствует в настоящее (столь важное) время конечному притуплению и косности наших духовных голов в наших училищах, именно способствуют отсутствием в своем составе всякой светлой мысли, всякого сколько-нибудь свежего взгляда, всякой доказательности, всякой внутренней силы…» Догматика Макария была устарелой уже при самом ее появлении в свет, она отставала и от потребностей, и от возможностей русского богословского сознания. Не могла она удовлетворить и ревнителей духовной жизни, воспитанных в аскетических понятиях или традициях. С «Добротолюбием» Макариевское богословие диссонирует не меньше, чем с философией…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Игуменья Антония получила основательное музыкальное образование в доме родителя своего и затем в пансионе Севенар, где она, как уже говорили, выделялась из всех воспитанниц своею искусною игрою на фортепиано. Давши по поступлении в монастырь, по совету митрополита Филарета обет не прикасаться к клавишам, она всю свою любовь к музыке вложила в церковное пение, горячо интересуясь им до самой своей смерти и прилагая все свои старания к улучшению в подведомых ей монастырях – Страстном и Алексеевском церковного пения. Вступивши в управление Алексеевским монастырем, игуменья Антония застала в нем небольшой хор в 30 человек, мало к тому же обученный. Тяжело было ей слышать в церкви пение такого хора. Возвратившись однажды в келью от преждеосвященной литургии в первый же пост 1871 года, она так была расстроена плохим пением, что плакала. Волнуемая такими чувствами, игуменья Антония немедленно же принялась за устройство монастырского хора. Увеличивши хор хорошими голосами, она пригласила опытного учителя пения И. В. Виноградова и начала совместно с ним обучать своих певчих. Впоследствии ею был приглашен г. Гедике для обучения регентш игре на скрипке. После Виноградова в хору Алексеевского монастыря учительствовали питомцы Московско-синодального хора – Михайловский и Соколов. Зная хорошо музыку и пение, она во все время управления своего Алексеевским монастырем сама пробовала голоса и выбирала нотные песнопения. Любовь к пению и обширные познания в нем послужили причиною того, что знакомые с нею духовные композиторы присылали к ней свои произведения как бы на испытание. Так известный своими композициями бывший Московский викарий, а впоследствии епископ Калужский Александр, препроводивши к матушке при письме от 10 октября 1889 года партитуру одного из канонов, писал: «если вам понравится это, то готов и к другим услугам; кое-что и еще есть». Особенно обширная переписка в том же роде велась матушкой с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. Он также присылал ей партитуры своих произведений, – например при письме от 17 января 1881 года партитуру ирмосов трипеснца, а от 12 марта 1884 года положенный на ноты кондак святому Алексею человеку Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010