По глубокому уважению к Вам, высокоуважаемая матушка, мы считали бы настоящее свое поздравление, хотя и от искреннего сердца исходящее, недостаточным, если бы оно ограничилось только словами привета. Мы желали бы и с своей стороны оказать некоторое содействие Вашим добрым начинаниям на пользу обители. И вот, к счастью, нам сделалось известным, что в сердце Ваше запала благочестивая мысль соорудить новый храм Господу Богу на новом, приобретенном Вами для обители месте. Сердечно присоединяясь к Вашей святой мысли, мы ныне просим Ваше Высокопреподобие принять от нас первый камень для будущего храма Божия и положить его в основание этого храма, да будут на жертвеннике его возносимы молитвы Господу за храмоздательницу», Подгорецкий при этих заключительных словах адреса вручил матери Антонии сделанный в виде кирпича футляр, в который были вложены 3500 рублей – первая жертва на храмоздание, собранные между почитателями матери Антонии. В числе почитателей матери Антонии приведенный адрес подписали следующие почетные лица Москвы: князь Владимир Андреевич Долгоруков, почетный опекун В. И Ахшарумов, М. Н. Катков, П. Н. Зубов, К. К. Шильдбах, Е. С. Подгорецкий, И. Ю. Давыдов, А. Я. Краснопевков, А. Я. Чертова, графиня М. А. Бреверн-де-ла-Гарди, А. Н. Стрекалова, С. П. Каткова, графиня А. Е. Толстая, княгиня В. А. Четвертинская, Е. И. Слезкина, С. Ф. Подгорецкая, Д. П. Ладыженская, К. М. Мессинг, 3. Н. Есипова, Е. М. Зубова, М. П. Мордвинона, В. К. фон-Мекк, Ю. В. Бутовская, М. П. Кузьмина, И. И. Прохорова, П. Алексеева, Н. К. Беркут, И. Ф. Рерберг, Н. П. Зубов, Н. Сафонов, П. Г. Фирсанов, А. И. Мамонтов, И. Н. Соколов, К. Е. Тупицын, А. М. Смагин, Е. А. Добров, А. А. Баженов, В. Д. Попов, А. М. Попов, В. X. Спиридонов, И. И. Соловьев, Н. Д. Финляндский, Н. А. Журавлев и другие. Адрес вложен был в роскошной бархатной папке 39 . Затем приветствовал юбиляршу архитектор А. А. Никифоров в следующих выражениях: «Ваше Высокопреподобие, досточтимая игуменья, матушка Антония! Позвольте и мне присоединиться к кружку многочисленных Ваших почитателей и принести мое искреннее сердечное поздравление с исполнившимся сегодня многознаменательным двадцати пятилетием Вашей настоятельской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Погребение А. совершилось в Задонском мон-ре при многотысячном стечении богомольцев на 3-й день после кончины. До 20-х гг. XX в. могила А. находилась под алтарем Вознесенского храма задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в усыпальнице, рядом с почитаемыми им подвижниками: схим. Митрофаном, затворником Георгием Машуриным, архиеп. Подольским Антонием (Соколовым) , игум. Евфимием (в схиме Евсевием), иеросхимонахами Агапитом, Авраамом, Нафанаилом, старицей Евфимией Поповой и др. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы наиболее явные случаи (ок. 300) чудесной помощи, исцелений и заступничества А. После закрытия обители в 20-х гг. ХХ в. останки А. вместе с останками др. задонских подвижников были перенесены на Тюнинское кладбище Задонска. В окт. 1993 г. место захоронения было найдено и останки задонских подвижников были возвращены в мон-рь, где рядом с мощами свт. Тихона по благословению митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) устроена гробница-склеп задонских старцев, некогда покоившихся под Вознесенским храмом. Почитание блаженного продолжается в Воронежско-Липецкой епархии и в наст. время, особенно в окрестностях Задонска. Сохранились многочисленные предания, песни и сказы о чудесах и благодатной помощи блаженного старца. Лит.: Письма задонского затворника Георгия Алексеевича. Воронеж, 1860. Т. 3. С. 448; Герасим (Добросердов), еп. Краткая биография [об] Антонии Алексеевиче. СПб., 1865; Толстой М. Задонские и Елецкие подвижники. СПб., 1872. С. 38-43; Воронежские ЕВ. 1880. 7; Геронтий (Кургановский), иером. Воспоминания об Антонии Алексеевиче. Воронеж, 18872. С. 1-59; Юродивый Антоний Алексеевич//Троицкие листки. Вифания; Серг. П., 1890. Мая 10 дня. С. 1-4; Никольский А. Монашество на Дону//Воронежская старина. Воронеж, 1891. Вып. 10. С. 224; Поселянин Е. Русские подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 384-398; Пречистенский Т. Летопись Русской Православной Церкви//ЖМП. 1945. 9. С. 78; Стаднюк А. , прот. Антоний Алексеевич Монкин, Христа ради юродивый//Воронежский епарх. вестн. 1993. 6/7 (38/39). С. 24; Воспоминания об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом, почивающем в Задонском Богородицком первокл. мон-ре. М., 1996. С. 3-64; ЖПодв. Сентябрь. С. 803.

http://pravenc.ru/text/115900.html

В двадцатые годы к матушке Антонии шли за советом, утешением и наставлением в вере разные люди, они обращались к ней как к душевному, доброму человеку. Все это не могло не дойти до советских властей. Уничтожение сестринской артели С начала 1927 года в Саратовский губотдел ОГПУ стали поступать сведения, что Крестовоздвиженская трудовая женская артель «превратилась в форменный монастырь: совершаются постриги в монашеские духовные чины, в церкви произносятся антисоветские проповеди, монастырь является экономической базой для поддержки высланного саратовского монархического духовенства…». Игумения Антония (Заборская) и еще пять сестер — Вигондт Елизавета Федоровна, Абрамова Прасковья Васильевна, Лукашова Мария Васильевна, Лопасова Александра Самсоновна и Колениченко Матрона Михайловна — были арестованы 22 июля 1927 года. У игумении Антонии при аресте были изъяты разные заметки, адреса и письма, кожаный портфель с документами монастыря, в том числе планами, купчими крепостями старых времен, отчетами, протоколами собраний, уставом артели; три книги и домовая книга жильцов. При личном обыске изъяты два деревянных креста и 11 рублей 30 копеек. У Абрамовой П.В. — 3 молитвенника, чистая бумага, конверты, бутылка воды, крест металлический; у Лукашовой М.В. — очки, ключ, карандаш, крест, гребешок; у Лопасовой А.С. — деньги в сумме 3 рубля, очки с футляром, карандаш и гребешок; у Колениченко М.М. — очки с футляром, крест, карандаш, книга, поясок да английская булавка. Председателем церковного совета являлась мать Антония, секретарем — Елизавета Федоровна Вигондт. О ней известно, что она 1879 года рождения, уроженка города Саратова, отец — цеховой. Окончила Саратовскую женскую гимназию. В монастырь поступила в 1902 году 22 лет от роду, не постригалась и монашеского чина не имела. Она была первой помощницей матери Антонии, ее стараниями устраивались многие церковные и артельные дела. О других арестованных мы знаем следующее. Абрамова Прасковья Васильевна, 1882 года рождения, уроженка Пензенской губернии, села Старо-Корсаковский Майдан, из семьи крестьян, окончила церковно-приходскую школу. В монастырь поступила в возрасте четырех лет, жила без пострижения в монашеский чин. Добровольно оказывала посильную помощь ссыльному епископу Сердобскому Петру (Соколову).

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Антоний, архиепископ Подольский и Брацлавский (Соколов Алексей Федорович) Родился около 1767 года, окончил Казанскую духовную семинарию и определен в ней учителем информации. С 1794 года – учитель греческого языка и катехизатор в младших классах. В 1795 году – учитель синтаксимы. В 1797 году определен префектом семинарии и учителем поэзии. В ноябре 1797 года рукоположен во священника. В 1798 году овдовел и был пострижен в монашество. 30 августа 1799 года возведен в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1800 года – ректор Казанской духовной академии. В 1805 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 2 февраля 1808 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 23 сентября 1810 года – епископ Воронежский и Черкасский. С 7 февраля 1816 года – епископ Калужский и Боровский. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа и переведен на Подольскую кафедру. 3 апреля 1823 года уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Скончался 29 марта 1827 года. О преосвященном Антонии сохранилось немного сведений. Его характеризуют благочестивым, кротким, доступным для всех. Он любил светское общество и слыл в нем за большого остряка и умника. Им составлена подборка из творений святителя Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице». Ежедневно после молитв он читал это «Поклонение». При преосвященном Антонии у Тюнина колодца, месте уединения святителя Тихона, построен храм в честь Божией Матери «Живоносный источник», который был освящен архиепископом Антонием 15 августа 1813 года. Характерно, что преосвященный Антоний, по воспоминаниям княжны Т. А. Волконской, допускал для приезжавшего в Задонск дворянства некоторые мирские развлечения (танцы, духовную музыку). Причем все эти развлечения происходили в его присутствии. Однако, желая увлечь общество на более полезное дело, он заставлял всех дам и девушек дворянского сословия, приехавших в Задонск, заниматься посадкой деревьев вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Общ. Истории и Древностей Российских избрали его своим почетным пожизненным! и действительным членом. Составляя гордость и красу Казанской Академии, П. В-ч состоял почетным членом всех духовных академий. Ученая критика всегда с восторгом приветствовала появление в свет трудов П. В-ча. Популярнее всех книг П. В-ча было и остается его Руководство к Русской Церковной Истории, как известно, переделанное в 1896 году в учебное руководство по Истории Русской церкви, применительно к семинарской программе. Посредством своего «Руководства» Петр Васильевич издавна сделался учителем всего российского юношества, насадителем в русской духовной школе здравых неприкрашенных понятий о религиозности русского народа и православии Русской церкви. П. В-ч прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов) , Иннокентий (Новгородцев), Никанор (Бровкович) , прот. А. П. Владимирский) и при пяти казанских архиепископах (Афанасии – Соколов, Антонии – Амфитеатров, Палладии – Раев, Павел – Лебедев и Владимир – Петров). Два года он служил при ректоре Академии архим. Антонии – Храповицком, при чем один год служил, уже выйдя в отставку. По выходе из Академии он прожил двадцать лет; за это время управляли Академией в сане епископов – Антоний – Храповицкий, ныне на покое архиеп. Харьковский, Алексий – Молчанов, скончавшийся экзархом Грузии, Алексий – Дородницын, ныне архиеп. Владимирский, Анастасий–Александров, ныне еписк. Ямбургский, викарий Петроградский, ректор столичной Академии, и нынешний ректор Академии епископ Чистополский Анатолий, которому суждено благословить в последний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильевича и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений – Брянцев, Димитрий Ковальницкий, Димитрий – Самбикин, Никанор – Каменский и ныне здравствующий архиепископ Иаков – Пятницкий, которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Петра Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Покровской епархии Саратовской митрополии), находится в пос. Монастырском Пугачёвского р-на Саратовской обл. Первоначально мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. как старообрядческий скит в излучине р. Б. Иргиз выходцем с Ветки (совр. Белоруссия) священноиноком Пахомием (подробнее см. Иргизские монастыри ). Наиболее достоверным годом устроения обители исследователи считали 1764-й ( Добротворский. 1857. 2. С. 384; Попов. 1866. С. 51) или 1762-й ( Соколов. 1888. С. 37). В обители, первоначально называвшейся Пахомиевым Средним скитом, была сооружена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца. После возведения при настоятеле Антонии одноименного деревянного 19-главого храма с колокольней (1788-1790) скит стал называться Средненикольским. К 1800 г. были построены также деревянные теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1798-1799) и 40 келий; территорию обители с 3 сторон окружала деревянная ограда с 4 воротами, имелись монастырский хутор и пчельник ( Соколов. 1888. С. 89-90; Наумлюк. 2009. С. 44). Согласно статистическому описанию 1827-1828 гг., на территории мон-ря (486 саж.) находились 58 деревянных келий, крытых тесом и драньем, одна братская, келарня, пекарня, кладовая, 2 хлебных амбара, 3 сарая, 2 конюшни и колодец. Поблизости располагался монастырский хутор с 2 кельями и 4 сараями. В одной версте от мон-ря находился пчельник с кельей, омшаником и 60 ульями пчел. При Н. Ч. м. имелись также кирпичная кузница с одним горном и мельница. В хозяйстве насчитывалось 20 волов, 17 дойных коров, лошади. По генеральному межеванию 1801 г. монастырь получил «в вечное владение» 1653 дес. земли, в т. ч. 410 дес. 1668 кв. саж. пашни, 166 дес. 1660 кв. саж. сенокоса, 437 дес. 61 кв. саж. леса ( Лебедев. 1911. С. 5-7). К кон. 1833 г. в обители проживало более 250 чел.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

Прошло двенадцать лет со времени переселения Неониллы Борисовны из села на Кряжеву сечь, наступила для общежития новая пора. 17 февраля 1858 года Высочайше утвержденная община была открыта; первоначальницей ее назначена из Крестовоздвиженского Нижегородского монастыря рясофорная послушница Антония, в миру Вера Ивановна Соколова, получившая всестороннее образование в Смольном институте. В то время рясофорной послушнице Антонии Соколовой было 28 лет, но, несмотря на свою молодость, она вела себя строго и взялась за дело, порученное ей начальством, с усердием. Земля, купленная, по поручению Неониллы Борисовны, на имя помещика Валериана Владимировича Аристова, в 1850 и в 1851 годах не была еще им укреплена за общиною; Нижегородская гражданская палата потребовала 250 рублей для укрепления за общиною этой земли, без чего нельзя было совершать дарственную, и Антония поспешила внести из своих собственных денег нужную для уплаты крепостных пошлин сумму, за что, как видно из ее формулярного списка, ей была объявлена, указом Консистории, архипастырская благодарность. В 1860 году воля Всевышнего извела смиренную труженицу, рабу Божию блаженную Неониллу, в инокинях Надежду, из дорогих ей лесов Давыдовских, где она с юности уединенно молилась, где столько слез и трудов ею было положено для прославления Владычицы Пресвятой Богородицы. При прощании с нею были плач и рыдания. Первоначальница Антония до трех раз при всех сестрах кланялась ей до земли, просила не оставлять обители, обещала ей всевозможный покой, и сама плакала, провожая ее, но Неонилла сквозь слезы смиренно отвечала: «простите, сестры, не моя воля, а воля Царицы Небесной, мне надо основать еще другую обитель». Поводом к уходу было неудовольствие между м. Антонией и Агриппиной, с которой Неонилла расстаться не могла. Мать Антония Соколова неуклонно старалась установить требуемые начальством должные порядки. Скорбен был ее жизненный путь, но зато он был основанием благоденствия сестер, ей вверенных, он был началом правильной в обители жизни, началом исполнения уставов православного монашества и православной нашей Церкви, так как до того времени в общине той монашеской дисциплины не существовало, молитвенные правила как общее, так и келейное, по неграмотности основательницы, исполнялись по произволу, а потому, все нововведения показались сестрам странными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В его квартире все часы отбивали время согласно из минуты в минуты... Точность и аккуратность у Петра Васильевича проявлялись во всем положительно, не исключая ответов на самые важные письма к нему... Он ни у кого и ни в чем не был в долгу. В течение целого полстолетия Петр Васильевич оставался верен приемам своих ученых исследований и как оригинальный писатель-историк неизменно занимал выдающееся место среди ученых историков. Его яркая ученая звезда на русском просвещенном небосклоне никогда не меркла, пока литературное перо держалось в его руках. Многочисленные учено-литературные труды доставили Петру Васильевичу всероссийскую известность и снискали ему уважение среди многих ученых, учебных и просветительных учреждений, интересующихся учеными историческими трудами. В 1892 году Московский университет удостоил его степени доктора русской истории, Казанский университет избрал его своим почетным членом; в начале следующего, 1893 года Академия наук избрала его в число своих членов-корреспондентов, множество ученых обществ во главе с Московским обществом истории и древностей российских избрали его своим почетным пожизненным и действительным членом. Составляя гордость и красу Казанской академии, Петр Васильевич состоял почетным членом всех духовных академий. Ученая критика всегда с восторгом приветствовала появление в свет трудов Петра Васильевича. Популярнее всех книг Петра Васильевича было и остается его «Руководство к русской церковной истории», как известно, переделанное в 1896 году в учебное руководство по истории Русской Церкви применительно к семинарской программе. Посредством своего «Руководства» Петр Васильевич издавна сделался учителем всего российского юношества, насадителем в русской духовной школе здравых неприкрашенных понятий о религиозности русского народа и православии Русской Церкви. Часть 4 Петр Васильевич прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов) , Иннокен­тий (Новгородцев) 15 , Никанор (Бровкович) 16 , прот. А. П. Вла­димирский 17 и при пяти казанских архиепископах (Афана­сий (Соколов) 18 , Антоний (Ам­фитеатров) 19 , Палладий (Раев) 20 , Павел (Лебедев) 21 и Вла­димир (Петров) 22 ). Два года он служил при ректоре Акаде­мии архимандрите Антонии (Храповиц­ком), причем один год служил, уже выйдя в отставку. По выхо­де из Академии он прожил два­дцать лет; за это время управля­ли Академией в сане епископов Антоний (Храповицкий) 23 , ны­не на покое архиепископ Харьковский,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Уже при жизни отшельника его аскетические подвиги стали легендой и образцом для подражания. Антоний носил на голом теле власяницу (одежду из грубой колючей шерсти), сурово постился и почти не спал, считая унизительным для человека, что тот вынужден питаться и уступать требованиям плоти. Старец никогда не мылся и избегал воды. С утра до ночи он трудился, чтобы не оставаться праздным и зарабатывать на пропитание. Первое время монахи доставляли ему пищу из ближайшего монастыря, но потом он попросил принести ему лопату и топор и занялся земледелием, выращивая на грядках пшеницу и овощи. В отличие от Павла Фивейского, Антоний поддерживал связь с внешним миром и был в курсе всего, что происходило в Египте. За время своего отшельничества он дважды побывал в Александрии, чтобы поддержать православных христиан во время гонений и церковных смут. В городе его встречали как некое чудо: в церковь , куда он пришел, прибежали не только христиане, но и язычники – посмотреть на человека Божия. Многие обращались в христианство чуть ли не одним видом Антония. Даже император Константин написал ему почтительное письмо, прося его мудрых наставлений и советов. Умер он на той же горе Холзим в возрасте 105 лет, попросив завернуть его в шерстяной плащ, подаренный Афанасием Великим . После смерти Антония остались его слова и поучения, по которым можно судить о взглядах и характере этого отшельника. В Антонии была особенно заметна общая черта всех подвижников – сочетание суровой требовательности к себе с необыкновенной снисходительностью к другим. За многие десятилетия отшельничества он не стал мрачным и угрюмым ригористом, грозящим карами грешникам. Наоборот, даже физически старец выглядел приятно – крепким, бодрым, здоровым человеком, спокойным и располагающим к себе. Он часто улыбался, иногда шутил. Шутливое поведение с монахами однажды смутило одного ученика. В ответ Антоний попросил его натянуть лук; когда тот исполнил его просьбу, старец предлагал тянуть еще и еще, пока ученик не ответил, что этого нельзя сделать, потому что тетива лопнет. Тогда Антоний объяснил, что и с монахами нельзя всегда обращаться слишком строго, иначе они тоже сломаются: «Нужно немножко иметь снисхождения и к братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Корейского Феофана, временно управляющего Кызыльской епархией, освободить его от должности игумена мужского монастыря в честь святого равноапостольного великого князя Владимира города Турана Республики Тыва и назначить на эту должность Преосвященного епископа Туранского Ермогена, викария Кызыльской епархии. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина освободить игумена Гурия (Соколова) от должности игумена Спасо-Преображенского Геннадиевого мужского монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области и назначить на эту должность иеромонаха Геннадия (Морозова). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Боровичского и Пестовского Ефрема открыть Свято-Троице Никандров женский монастырь села Никандрово Любытинского района Новгородской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Колосову). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Парамона освободить игумена Иону (Пестова) от должности наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области и назначить на эту должность иеромонаха Антония (Скорика). 7. В связи с отсутствием регистрации учредить следующие монастыри Луганской епархии и зарегистрировать их юридические лица: а. Вознесенский мужской монастырь села Хорошее Славяносербского района Луганской Народной Республики с назначением наместником монастыря архимандрита Иоанна (Сухина); б. Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы села Красный Деркул Станично-Луганского района Луганской Народной Республики с назначением настоятельницей игумении Антонии (Рыбинцевой).   ЖУРНАЛ 36 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о прошениях Преосвященных архиереев об утверждении их священноархимандритами особо значимых обителей вверенных им епархий. Справка: Архиерейский Собор 2011 года постановил: «Правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения» (Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.25).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010