В Акт. отн. Зап. России т. 1, 12 помещена грамота владыки Ивана из Луцка Польскому Королю Владиславу, с обязательством дать ему 200 гривен русских и 30 коней, если тот поможет ему поставиться в сан Митрополита Галицкого. «Знаемо чиню всем, аже дал ми Государь мой, великий Король, Митрополию Галицкую, хочет ми помочи на поставленье Митрополитом». Datum этой грамоты 1 Февраля 1398 г. Но мы относим ее к 1392 г. на основании грамот, указания на которые находятся в Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 158–159. Здесь есть указание на грамоту Патриарха Антония к Митрополиту Киевскому, которой он извещал последнего, что Епископ Луцкий ложно называет себя Митрополитом Галицким. Значит Епископ Луцкий думал объявить себя Митрополитом при Патриархе Антонии и след. раньше 1398 г. потому, что Патриарх Антоний правил Церковью Константинопольской только до 1396 г. (Oriens. Christ. 1, 304). С другой стороны между теми же протоколами Константинопольского Патриарха находится приказ, данный отправлявшемуся в Россию 1392 г. Митрополиту Вифлеемскому о Митрополите Галицком и Мавровалахском (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6 отд. II, стр. 159, 54). Но Митрополит Галицкий, поставленный по просьбе Казимира Великого, умер (ibid. стр. 158, 46) и Галич подчинен был уже Митрополиту Киевскому и всея России Киприану (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 233); след. этот приказ отдан был касательно какого-то нового Митрополита Галицкого, который после 1390 г. отнял от Киприана Галич. Грамота Патриарха к Киприану, помещенная выше под 48 и указывающая на Иоанна Епископа Луцкого, дает нам право думать, что касательно его дан приказ Митрополиту Вифлеемскому, и следовательно его происки и грамота Королю Польскому относятся к тому же 1392 г., к которому относится и приказ Патриарха. Что же касается до datum подлинника, хранящегося в Румянцевском Музеуме, которое указывает на 1398 г., то издатели этого акта не приняли-ли цифры 2 за 8, что очень могло случиться, потому что славянские начертания чисел 8 и 2 при слитном письме делаются очень схожи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены. В состав его, кроме изложенного в записках киево-печерского иеросхимонаха Антония, вошло еще несколько устных рассказов оптинских старожилов-монахов, которых теперь уже давно нет на свете. Также принята во внимание помещенная в «Душеполезном чтении» за апрель 1881 года статья Андрея Ковалевского под заглавием «Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры иеросхимонахе Антонии». В этой статье автор поместил немало сведений об оптинском старце отце Леониде, слышанных им от иеросхимонаха Антония. Но в статье этой встречаются неточности. Например, предместником Калужского епископа Николая (Соколова) Ковалевский называет Евлампия (Введенского). На самом же деле предместником епископа Николая был епископ Никанор (Клементьевский) , впоследствии Санкт-Петербургский митрополит. И между епископом Евлампием, скончавшимся в 1813 году, и епископом Николаем, вступившим на Калужскую кафедру в 1834 году, был целый ряд калужских епископов (см.: «Церковные ведомости» за 1899 год 33. «Калужские архипастыри»). Еще: оптинского старца иеросхимонаха Макария Ковалевский называет спостником киево-печерского иеросхимонаха Антония. Отца Макария можно назвать спостником Антония, только не киевопечерского, а оптинского скитоначальника иеромонаха Антония (Путилова). Киево-печерский же иеросхимонах Антоний был в то время одним из новоначальных скитских послушников и вскоре переведен был в Тихонову пустынь. Еще: путешествие киево-печерского иеросхимонаха Антония на Валаам, в Свирский и другие монастыри Ковалевский относит ко времени после кончины старца Леонида и говорит, что ему на дорогу оптинский скитоначальник Антоний дал пять рублей. Но старец отец Леонид скончался в 1841 году, а оптинский скитоначальник Антоний в 1839 году переведен был в Малоярославецкий монастырь в настоятеля, где и прожил более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

А) внутри монастыря: 1) главная СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Спасова Преображения и святого Варсонофия, Епископа Тверского, построена в 1601 году, а при Архимандрите Гepмahe II распространены в оной окна и устроен новый иконостас. Потом, после пожара, возобновлена Архимандритом Феофиолом и покрыта белым железом, поставлены пять глав, и с трёх сторон построены коридоры каменные, а именно: с северной – со сводами крыты листовым железом, а с южной и западной – не покрыты. В 1774 году при Архимандрите Платоне, после опустошения Пугачёвского, церковь сия вновь перекрыта и украшена. 2) К западу от этой соборной церкви – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Ратника с трапезой; церковь сия с соборной Спасо-Преображенской соединяется крытым коридором с северной стороны, а с южной – глухой стеной; 3) Над восточными воротами – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Великомученицы Варвары, построена при Архимандрите Гepмahe II вместо ветхой, бывшей во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы. При этой церкви на южной стороне под крыльцом имеется часовня; 4) От тёплой соборной церкви к северу – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Ратника древняя, построенная ещё при Царе Иоанне Васильевиче. Она была первым каменным зданием в этом монастыре; 5) КЕЛЬИ Настоятельские с западной стороны от тёплой соборной Церкви, примыкающие к оной, в два этажа. Возобновлены при Архимандрите Антонии Соколове; 6) На северной стороне монастыря – КЕЛЬИ братские двухэтажные. Нижний этаж построен при Архимандрите Гeopruu II, а верхний – при Архимандрите Гepмahe II; 7) На восточной стороне от Варваринской церкви к северу – казначейские КЕЛЬИ и КЛАДОВЫЕ; 8) На юго-восточном углу – КОМНАТЫ пустые; 9) С южной стороны ограждён монастырь СТЕНОЙ кремлёвской, подле которой сад и ЛАВКИ деревянные купеческие; 10) С западной стороны – также кремлёвская СТЕНА в недалёком расстоянии от настоятельских келий; 11) В северо-западном углу монастыря, близ церкви Николая Ратного – певческий ФЛИГЕЛЬ. Б) Вне монастыря: 1)  ЦЕРКОВЬ святого священномученика Киприана и св. мученицы Иустины, построена первой по взятию города Казани в память о дне сего, а в 1801 году дворянством Казанским в возблагодарение Господу Богу, и в признательность Государю Императору, восстановившему возобновлённые права дворянства;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Летописная «Повесть временных лет» нач. XII в. гласит: «Нача гневатися Изяслав на Антония из-за Всеслава, и прислав Святослав нощью, поя Антония к Чернигову. Антонии же пришед к Чернигову, и возлюби Болдину гору, и ископав пещеру, и ту вселися, и есть манастырь Святое Богородице на Болдинах горах и до сих днии» (рукописный вариант: «и до сего места»)». Продолжение... Смотрите также: ЧЕРНИГОВСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 34 страницы) Описание [ править править код ] В центре обители возвышается Успенский собор, вокруг которого, на разном удалении, расположены корпуса, старинный деревянный дом и включенная в кольцо ограды колокольня (небольшие хозяйственные строения находятся на задворках восточного корпуса). Под обителью залегают пещеры. Разведанная их часть представляет собой обложенное кирпичом подземелье – 2-ярусные комплексы камер под новой Свято-Петро-Павловской церковью и ход к ним от южной стены притвора Успенского собора. В свое время, гипотеза о. Иоанникия о роли прп. Антония в судьбе Елецкого монастыря привела управлявшего обителью в 1890-1892 гг. епископа Новгород-Северского Сергия (Соколова) к мысли, что Елецкие пещеры были первоначальным местом подвига прп. Антония в Чернигове, а пещеры Свято-Троицкого Ильинского монастыря – 2-м; владыка Сергий даже стал называть оба лабиринта соответственно Ближними и Дальними пещерами (по аналогии с пещерами Киево-Печерской Лавры) и произвел работы по расширению и укреплению Елецкого подземелья. Однако, когда в 1892 г, по просьбе Черниговского епископа Вениамина, лабиринт осмотрели представители Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии протоиерей Петр Лебединцев и профессор Адриан Прахов, они констатировали, что доступная для обзора часть пещер не выглядит древнерусской. Тем не менее, учитывая поверхностный характер осмотра, а также факт существования подземелья до работ 1892 г. и наличия в Болдиных горах множества других пещер (не только при Свято-Троицкой Ильинской обители), историки, во-первых, говорят о необходимости нового исследования Елецкого подземного лабиринта, и, во-вторых, выдвигают гипотезу о принадлежности всех пещер Болдиных гор единому некогда Богородичному монастырю, где подвиг пещерножительства насадил именно прп. Антоний. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Елец...

117 Иеросхимонах Гавриил скончался в 1876 году. По смерти его должность братского духовника исполнял иеромонах Никодим. 118 19 ноября 1892 года игумен Леонид переведен из Задонского монастыря настоятелем в Преображенскую Толшевскую пустынь. 119 Иеромонах Никодим скончался в 1892 году, а по смерти его должность братского духовника исполняет ныне иеромонах Арсений. 120 Хотя в монастырском Синодике записаны Кирилл и Герасим схимонахами, но точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось. И поэтому неизвестно, в каком звании были сии благочестивые старцы, простыми ли монахами, или имели степень священства; а также нет никакого предания о том, когда они скончались и где погребены. 122 Крест серебряный напрестольный, башня на северо-западной стороне монастыря и стена, в которой вторые св. ворота. 123 Из донесения сего настоятеля Варсонофия в Воронежскую духовную консисторию от 11 августа 1751 года видно, что в его время атаманша войска Донского К. И. Фролова подарила в Богородицкий Задонский монастырь две архимандричьи митры с надписью на них от кого и куда пожертвованы, а также ею же пожертвована в обитель серебряная и оловянная посуда. 24 июля 1752 года было дело за в земском суде об отнятии архимандритом Варсонофием земли сенных покосов у крестьян села Подтешевого. 124 Это видно из донесения архимандрита Иринарха с братией в Воронежскую консисторию с приложением описания монастырского движимого и недвижимого имущества 1763 г. и из спора сего настоятеля с настоятелем Елецкого Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом (1764 год, 1 апреля). 125 Имя игумена Климента Елецкого монастыря упоминается в указе о погребении тела святителя Тихона (с. 234 в приложениях). 127 Указ Святейшего Синода от 11 ноября 1807 г.; Указ Воронежской консистории 1813 года 1814 года 128 Сведения сии о Преосвященном Антонии Соколове заимствованы из собственноручной записки архимандрита Самуила, внесенной в заведенную в 1816 году монастырскую книгу. 130 При сооружении летнего Владимирского храма, когда готовили для него в 1845 году основание, много костей сложено было в одну усыпальницу близ покоев настоятельских в палисаднике, против восточной стороны соборного храма. Некоторые гробы оставлены под помостом церковным в нижнем этаже.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Вот это внутреннее равнодушие или бездушность в книгах Макария многих раздражала при самом их появлении... Хомяков находил «Введение» Макария «восхитительно глупым», и так же отзывался о нем Филарет Гумилевский : «вздорная путаница», «ни логического порядка, ни силы в доказательствах нет..». О богословских книгах Макария можно повторить то, что Гиляров-Платонов 71 писал о его «Истории:» «ремесленное изделие с наружным аппаратом учености..». Гиляров подчеркивал: История Макария имеет всю «видимость исторической книги, но не есть история, но только книга..». Подобным образом, и «догматика» Макария имеет всю видимость богословской книги, но не есть богословие, а только книга... «Не история, и даже не книга, а просто изделие» (слова Гилярова)... Макарий учился в Киеве, когда в академии все еще так силен и жив был богословский и философский пафос, – для него это прошло бесследно. Но не чувствуется в нем и «Печерского благочестия», столь явного в Филарете Киевском, в Антонии Амфитеатрове ... Именно поэтому Макарий всего больше и подошел к стилю Пратасовской эпохи. Он был богослов-бюрократ. Его «догматика» есть типический продукт Николаевской эпохи. Кроме «большой» догматики Макарий составил и «малую», для употребления в училищах. Эта книга, как сам он рассказывал впоследствии, «десять лет провалялась у покойного мудреца Московского», т. е. у митр. Филарета. Только после смерти Филарета это руководство смогло быть напечатано и введено в училища, как «классическая» книга. Филарет молчаливо осудил Макария... Сверстник Макария, бывший после него ректором Петербургской академии, Иоанн Соколов , отзывался о книгах Макария еще резче. «Ученые книги автора, о котором теперь речь, с их тысячными цитатами, как нельзя больше способствует в настоящее (столь важное) время конечному притуплению и косности наших духовных голов в наших училищах, именно способствуют отсутствием в своем составе всякой светлой мысли, всякого сколько-нибудь свежего взгляда, всякой доказательности, всякой внутренней силы..».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Восприемниками и восприемницами у новокрещенных назначать старинных русских людей, а так как многие из них не знают в чем заключается обязанность восприемника, то сочинить поучительное слово, напечатать его с разрешения Св. Синода и разослать по всем церквам… Желательно также говорится в указе далее, чтобы новокрещенные с русскими вступали в брак и чрез то возобновляли между собою мирные и дружеские отношения, потому что такие браки могут удерживать новокрещенных от возвращения к прежним заблуждениям» 137 . Архимандрит Дмитрий Сеченов и его помощники, снабженные такими инструкциями, ревностно принялись за проповедь слова Божия среди неверных; проповедь имела громаднейший успех. Начальник миссии, архимандрит Сеченов в течение 2 лет от 1740–1742 успел окрестить 17,362 чел.; а в 1742 г., будучи уже Нижегородским архиереем, в продолжение 4 л. обратил ко Христу свыше 30,000 душ 138 . Такой значительный успех проповеди объясняется, по мнению проф. Фирсова, тем, что при таком правительственном содействии миссии проповедники без особенных усилий могли приводить ко крещению целыми массами языческое население края, большинство которого материальный интерес ставило выше всего в жизни, не имея или имея смутное понятие, что у людей должны быть и другие, высшего разряда интересы и стремления 139 . Преемниками Д. Сеченова были столь же деятельные и образованные: Сильвестр Гловацкий, Вениамин Пуцек-Григорович, Евмений Соколовский. За время существования новокрещенской конторы при Свияжском монастыре было крещено иноверцев 406792 человека. В 1764 году контора была закрыта 140 . Явление Чудотворной иконы Казанской Божией Матери 141 О явлении чудотворной иконы Пресвятой богородицы в городе Казани так сообщается в древнем сказании, составленном Гермогеном, митрополитом Казанским, бывшим впоследствии патриархом Всероссийским. «В 1579 году, в царствование благочестивейшего и Христолюбивого Государя – Царя и великого Князя Иоанна Васильевича, всея России Самодержца, при Святейшем митрополите Антонии Московском и всея России и архиепископе Казанском Иеремии, было явление этой иконы Божией Матери таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Новости В 15-ю годовщину со дня кончины митрополита Сурожского Антония в Лондоне прошли памятные богослужения 07.08.2018 16:34 Фото: http://www.sourozh.org Лондон, 6 августа. 4 августа, в 15-ю годовщину со дня кончины основателя Сурожской епархии митрополита Антония (Блума), в Лондоне прошли памятные богослужения, сообщает " Патриархия.ру " со ссылкой на сайт Сурожской епархии. Епископ Сурожский Матфей возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Лондона. За Литургией в алтаре собора молился старший хранитель Гроба Господня архиепископ Иерапольский Исидор (Иерусалимский патриархат). Архипастырю сослужило епархиальное духовенство, прибывшее из различных городов Великобритании и Ирландии, чтобы почтить память приснопамятного митрополита Антония: протоиерей Максим Никольский, протоиерей Михаил Гоголев, протоиерей Михаил Насонов, иерей Анатолий Вихров, протодиакон Вадим Санцевич, диакон Сергий Соколовский, диакон Виктор Ахряпин и диакон Виктор Никифоров. На заупокойной ектении архипастыри и сослужащее духовенство вознесли сугубые молитвы о приснопамятном митрополите Антонии. В завершение богослужения епископ Матфей обратился со словом к собравшимся. Иерарх особо отметил радость совместной молитвы с представителем Иерусалимской Церкви. В тот же день на Старом Бромтоновском кладбище епископ Сурожский Матфей возглавил заупокойную панихиду на могиле митрополита Антония. После богослужения епископ Матфей обратился со словом к духовенству и многочисленным духовным чадам и почитателям архипастыря. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Средства на сооружение церкви изыскивала в т. ч. Духонина. Церковной утварью и предметами для ризницы храм снабдил потомственный почетный гражданин Орла купец Н. Каверин. Указом Орловской духовной консистории кладбище стало именоваться Афанасьевским по названию погоста, на к-ром первоначально возник мон-рь. В 1897 г. по ходатайству игум. Антонии кладбище было открыто и для погребения мирян. В 1901 г. в О. В. м. проживали 580 насельниц (в т. ч. 80 монахинь), занимавшихся в основном рукоделием, в т. ч. золотошвейными работами. Более 70 сестер пели в монастырском хоре, инокини выпекали просфоры для всех городских церквей. В 1900 г. в обители служили прот. Петр Калинников, свящ. Павел Святитский († 1937), диаконы Иоанн Бунин и Викентий Генерозов, псаломщик С. Попов. Мон-рь посещал прав. Иоанн Кронштадтский (в 1890 и 21 авг. 1904), состоявший с игум. Антонией (Соколовой) в переписке (см. письма: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7а. Л. 41-42, 256-257 об.; Д. 7в, Л. 16-16 об. и др.). За устроение при О. В. м. лазарета для раненых во время русско-япон. войны (1904-1905) игум. Антония получила от вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны жетон и портрет с личной подписью. В мае 1904 г. игум. Антония поднесла имп. св. Николаю II Александровичу , посетившему Орёл, список с чтимой в мон-ре Балыкинской иконы Божией Матери . 17 окт. 1907 г. настоятельницей О. В. м. была назначена мон. Евпраксия (Россет Надежда Александровна), племянница фрейлины имп. двора А. О. Смирновой-Россет (1809-1882), ученица оптинских старцев и постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря. 8 нояб. того же года еп. Орловский и Севский сщмч. Серафим (Чичагов) возвел мон. Евпраксию в сан игумении. По его словам, назначение молодой и энергичной настоятельницы было необходимо мон-рю, находившемуся в городе, где «много учебных заведений и других учреждений, и поэтому обитель должна быть светилом и образцом истинно-христианской жизни». Однако вскоре, 30 марта 1909 г., на 2-й день Пасхи, игум. Евпраксия внезапно скончалась ( Афанасьев П., свящ.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Получивши маленькую возможность читать книги, я подписался на два журнала церковно-исторические: The Ecclesiastic and Theologian и The Christian Remembrancer. – Вещь недурная... Вот списочек памятников в переводе: 1) Сведения о начале хр. в Р., из сказания о Стефане Сурож.; 2) Символ веры , данный Владимиру; 3) Послание Леонтия м. К.; 4) Поучение Луки Жидяты; 5) Послание м. Киев. Иоанна; 6) Слово Илариона и его же исповедание веры; 7) Жизнь пр. Антония и Феодосия, из Патерика; 8) Жизнь Никона Печерского, из Патерика; 9) Ц. Правила Uoahha II м. К.; 10) Сказание об Антонии Римлянине; 11) Поучение м. Никифора и его же ответы об отторжении латинян от православной церкви; 12) Часть завещания Мономаха; 13) Ответы Нифонта Кирику; 14) Послание м. Иоанна к папе Александру III; 15) Наставление попом Кирилла м.; 16) Постановление собора Владимирского; 17) 4 слова Серапионовы; 18) Наставление м. Петра игумнам и пр.; 19) Наставление м. Алексея; 20) Жизнь пр. Сергия, соч. м. Филарета; 21) Некоторое извлечение из сочинений Иосифа Волоколамского; 22) Два отрывка из Максима Грека ; 23) Послание п. Иова Грузинской церкви; 24) Жизнь Никона Шушерина; 25) Извлечение из путешествия Макария п. Антиохийского; 26) Письмо Никона к п. Константинопольскому, перехваченное боярами; 27) Три письма и несколько грамот Никона; 28) Нечто из записок Паисия Газского; 29) грамота о низложении Никона, составленная собором В. Патриархов; 30) Изложение веры Димитрия Ростовского ; 31) Катех. наставление его же; 32) Три письма Иннокентия Пензенского ; 33) Отчет Иннокентия Камчатского и Алеутского; 34) Часть сочинения Руднева о ересях и расколах; 35) Извлечение из книги Кульчинского, напечатанной в Риме в 1733 г., посвященной папе Клименту XII; 36) История Георгия Конисского ; 37) Памятники русской литературы XII в. Вот и все, что один из знаменитейших ученых английских знает о России и судьбах ее Церкви. Нужно доставить ему средства узнать еще более. Я уверен, что он несравненно умнее и дельнее Андрея Николаевича написал бы историю патриарха Никона , если бы познакомился со всеми материалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010