Однажды во время причащения мирян он присел в кресло отдохнуть. Горевшая перед ним лампада погасла, и батюшка Петр решил ее поправить. «Что, выслуживаешься перед архиереем?» – недовольно пробурчал владыка. С 1952 по 1954 год отец Петр Сухоносов служил штатным священником в храме во имя святого апостола Андрея, ныне ставшем кафедральным собором города Ставрополя. Молчаливого, смиренного, отзывчивого молодого священника полюбили прихожане, стремились попасть к нему на исповедь, но вместе с этим подняли голову злоречие, недоброжелательство, зависть, что крайне отягощало батюшку. По настоянию своей матери отец Петр решился просить место где-нибудь на дальнем, скромном приходе. Мария убеждала сына: «Мы – простые люди, из простого народа. В городе с интеллигенцией тебе будет тяжело». «Владыка, дайте мне какое-нибудь захолустье, попроще», – просил он. Батюшку Петра переводили с прихода на приход. Вначале он попал в село Малые Ягуры, где прослужил с 1954 по 1959 год, одновременно с 30 марта 1959 года исполняя должность настоятеля храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Дивное. Климат в Малых Ягурах тяжелый, сырой, часто опускаются туманы. Здесь отец Петр много болел и надорвал себе легкие. Сюда приезжали любившие батюшку ставропольские прихожане. Однажды по делам прихода он прибыл в кафедральный Крестовоздвиженский собор к владыке Антонию (Романовскому). Во дворе молодого священника ожидала целая толпа почитателей, желавших получить его благословение. Оберегая духовного сына одновременно от тщеславия и от зависти сослуживцев, архиепископ задержал его у себя в келье. Люди во дворе терпеливо ждали своего пастыря до тех пор, пока он не вышел, и при встрече низко поклонились ему. Глубоко тронутый их любовью батюшка, проходя через толпу, в ответ со смирением низко-низко кланялся своим прихожанам. О его служении на этом приходе красноречиво говорит выдержка из секретного некогда документа: «Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви тов. Карпову. Секретно. 10.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

(Докукин Александр Николаевич; 18.12.1929, ст-ца Новопокровская, ныне Краснодарского края - 21.03.2003, Ставрополь), митр. Ставропольский и Владикавказский. Род. в казачьей семье. Вскоре после рождения Александра семью раскулачили, и 3-летним младенцем он лишился отца. Впосл. мать и сын переехали в ст-цу Зимовники Ростовской обл., где с авг. 1942 г. А. Докукин исполнял послушание алтарника в Петропавловской ц. В 1947 г., по окончании 8 классов средней школы, поступил в Ставропольскую ДС, откуда в 1950 г. был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в строительных войсках в г. Грозном. По ходатайству Московской Патриархии в 1951 г. А. Докукин был досрочно демобилизован и продолжил обучение в Ставропольской ДС, по окончании к-рой в 1952 г. получил назначение регентом-псаломщиком в Успенскую ц. г. Махачкалы. 2 авг. 1953 г. Ставропольским архиеп. Антонием (Романовским) А. Докукин был рукоположен во диакона, 4 авг.- во иерея и назначен настоятелем храма в с. Крайновка, затем переведен в клир Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. В 1955 г. поступил на заочный сектор ЛДА, к-рую окончил в 1960 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христианство на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». В 1959 г. награжден наперсным крестом, в 1961 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. С мая 1962 г. настоятель Покровской ц. в г. Минеральные Воды. В результате притеснений со стороны местного уполномоченного Совета по делам религий прот. Александр был вынужден покинуть Ставропольскую епархию, и 26 марта 1965 г. Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) он был принят в клир Ленинградской епархии с назначением в штат Екатерининской ц. в г. Петрозаводске. 13 авг. того же года переведен в Крестовоздвиженский собор Петрозаводска, 1 янв. 1966 г. назначен настоятелем этого собора и благочинным церквей Олонецкой епархии. 23 марта 1966 г. в домовом храме ЛДА митр. Никодимом пострижен в монашество с именем Гедеон. 8 мая возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/161866.html

1728 Наследнику цесаревичу в то время было уже 14 лет. Он приступил уже к систематическому курсу учения и успел обнаружить высокие качества своего ума и сердца. Кроме того, у августейших родителей в то время была ещё дщерь, Мария Александровна (род. в 1858 году), ныне герцогиня Эдинбургская. 1729 Подчеркнутые в самой беседе слова буквально заимствованы из Высочайшего рескрипта на имя митрополита Филарета, данного 29 апреля 1857 года по случаю рождения великого князя Сергия Александровича. См. текст итого рескрипта в Собрании мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 443–444, СПб, 1887. 1733 Высочайший рескрипт о сем на имя митрополита Филарета. См. Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 443–444, СПб. 1887. 1736 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 443. Мысль о том, чтобы молебствие совершено были от имени Их Величеств, также прямо выражена в упомянутом высочайшем рескрипте. См. там же, стр. 444. Срав. указание на то же обстоятельство еще в речи митрополита Филарета государыне императрице, 12 августа 1858 года, в Сочинениях Филарета, V, 463; 514. 1738 Замечательно, что и в 1891–1892 годах, когда великий князь Сергий Александрович по назначения Его Высочества Московском генерал-губернатором, вследствие производившегося в генерал-губернаторском доме (на Тверской улице) ремонта, не мог еще жить в сем последнем, он с своею августейшею супругою значительное время изволил пребывать: то в кремлевском малом дворце, а то в Нескучном Саду. 1743 Письма Филарета к Алексию Тверскому, стр. 265–266. Москва, 1383. Охранитель великого князя Сергия Александровича, его воспитатель, флигель-адъютант и Д. С. Арсеньев, ныне вице-адмирал, начальник Николаевской морской академии. 1744 Срав. благодарственное за эту весть письмо митрополита Филарета графу Адлербергу в Душеполезном Чтении, 1885, II, 370. 1745 См. раньше приведенную речь митрополита Филарета при сей встрече Его Величеству Сочинения Филарета, V, 465–466. 1748 Сочинения Филарета, V, 466–467. Срав. краткое сообщение о пребывании государя императора в Москве и о закладке Романовских палат и письмах Филарета к Антонию, IV, 110–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Батареи заняли позиции. Но ночью в палатку принца вошел старый русский монах. — Не тронь обители сей, — сказал он вице-королю, — помилуй ее и Господь помилует род твой, ибо суждено ему молиться в этой обители и служить той земле, по которой ты идешь с огнем и мечем… — Сказал и исчез. Ни часовые, ни дежуривший в ту ночь офицер не видели монаха. Решили — приснилось принцу… Но когда встало солнце, разнесся призывный звон колоколов монастыря, раскрылись для молящихся его святые врата и разбуженный этим звоном принц-полководец вошел в них не грозным врагом, но воином, чтящим Христа. Войдя, он стал, пораженный перед образом Святого основателя монастыря. — Он! Он! Это он приходил ко мне ночью! Легенду сменяет история. Сын принца Богарнэ, получившего в удел от Венского Конгресса крохотное Лейхтенбергское герцогство, покинул его, чтобы вступить на службу России, жениться на дочери ее царя и основать новый род русских князей Романовских. Проходит век. И вновь стелется туман легенды. Он клубится легкими тенями над каналами Венеции, под аркадами Фиренцы, Генуи, Милана… Она струится сквозь колючую проволоку опутанных ею лагерей. Эту легенду пересказывают друг другу какие-то непонятные призраки-люди, появляющиеся в сумерках близ кухонь английских, австралийских, польских полков. Эта легенда повествует: — В Риме есть русский князь. Настоящий русский князь русского царского рода. Он поможет… стать снова человеком, а не тенью… Люди-тени скользят меж столпившихся на подъездных путях вагонов, сливаются с ними, исчезают и вновь обретают кровь и плоть у дверей бывшей студии Антонио Кановы. Плоть от плоти. К крови — кровь. Педантичному и точному «ученому» расисту пришлось бы много потрудиться над генетическим анализом крови князя Сергея Георгиевича Романовского. Он нашел бы в его жилах и капли крови бешеного вина креолки Жозефины, и струнку текущую из пламенных сердец рыцарей-крестоносцев, виконтов Богарнэ, и царственный пурпур рода Романовых и крепкий настой народного старейшины Николы Петровича Черногорского…

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

Евстафий, отец — Евстафий (Романовский Николай) (1809–1885) — выпускник Московской Духовной академии (1834); архимандрит, служивший и позже похороненный в Симоновском монастыре в Москве; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 287 Евстолия (Ерофеева) (1810–1886) — игуменья, настоятельница петербургского Воскресенского первоклассного женского монастыря (с 1866 г.); при монастыре находились золотошвейная и иконописная мастерские, в которых практиковались и девушки из токийской семинарии; подаренные игуменьей иконы украшали церковь Антония Римлянина в местечке Одавара, под Токио — 83, 90, 101, 108, 186, 187, 220–221, 291, 317 Евфимий Васильевич — см. Путятин Е. В. Екатерина — Екатерина II Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1725 г.) — 151, 158, 318 Екатерина Дмитриевна — см. Пеликан Е. Д. Екатерина Ивановна — см. Вениаминова Е. И. Екатерина Михайловна (1827–1898) — великая княгиня, дочь великого князя Михаила Павловича; председательница Санкт–Петербургского женского патриотического общества (с 1870 г.) — 119, 147, 188, 219, 241, 312 Елагин Николай Васильевич (1817–1891) — цензор Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (с 1848 г.); автор сочинений по вопросам религии и церкви — 292 Елена (ок. 244–327) — святая; греческая царица, мать византийского императора Константина, способствовала распространению христианства — 73 Елена Васильевна — см. Бюцова Е. В. Елизавета (Елисавета) Егоровна — см. Ламберт Е. Е. Елисавета (Елизавета) Петровна (1709–1761/62) — российская императрица (с 1741 г.), дочь Петра I — 285 Елисеев Григорий Петрович (1802–1892) — петербургский купец, учредивший вместе с братом С. П. Елисеевым (1806–1879) торговый дом «Братья Елисеевы» — 105 Ермаков Николай Андреевич (? –1897) — заведующий петербургским ремесленным училищем; тайный советник — 154 Ермакова Софья Ильинична (? –1885) — заведующая петербургским приютом Святого мученика Мефодия Патарского на Песках, начальница Мариинского приюта; жена Н. А. Ермакова — 149, 153, 154 Ершова — вероятно, Ершова Елена Сергеевна — председатель Московского благотворительного общества — 244

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   В 1-й половине 60-х гг. резко изменился состав епископата Русской Церкви. Из жизни земной в жизнь вечную уходили архипастыри, родившиеся в XIX в., хиротонисанные во епископы в довоенные и военные годы: председатель Хозяйственного управления при Священном Синоде архиепископ Можайский Макарий (Даев; † 1960); реэмигрант из Китая архиепископ Ростовский и Новочеркасский Никандр (Викторов; † 1961); митрополит Воронежский Иосиф (Орехов; † 1961); митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский), архиерей с 1924 г., в 30-х гг. узник лагерей, много потрудившийся в деле восстановления канонического общения Русской и Грузинской Православных Церквей († 1962); архиепископ Иоасаф (Журманов; † 1962), незадолго до кончины уволенный по болезни на покой с Тамбовской кафедры; митрополит Вениамин (Федченков; † 4 октября 1961 г.), пребывавший на покое в Псково-Печерском монастыре после 1958 г.    28 октября 1962 г. ко Господу отошел архипастырь-исповедник епископ Афанасий (Сахаров), который провел в лагерях и тюрьмах 33 года. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг. в сане иеромонаха, он вместе с академиком Тураевым составил службу праздника всех святых, в земле Российской просиявших, восстановленного Собором. В сан епископа Ковровского он был хиротонисан в 1921 г. После издания «Декларации» 1927 г. отделился от Патриархии и возвратился в послушание Патриархии после избрания первосвятителем Русской Церкви Алексия I, находясь еще в лагере. После освобождения епископ Афанасий поселился в Петушках, совершая богослужение в церкви, устроенной в его маленьком доме. Как пишет митрополит Мануил в своем «Каталоге», «последние годы жизни епископа Афанасия в Петушках были годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу православной Церкви " " . К нему в Петушки стекались посетители со всей России. «Любовь, теплоту и сердечность,— пишет митрополит Мануил,— чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем». Перед кончиной он испытывал большую тревогу за судьбу гонимой Церкви. Последнюю службу свою епископ Афанасий совершил 15/28 июня в день всех святых, в земле Российской просиявших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Евангелие, вторично распинающего Христа. Пусть карающая десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого и да сбудется над ними правда евангельских слов: Взявший меч, от меча погибнет». В 1943 г. вышло 4, а в 1944 г. уже 12 номеров «Журнала Московской Патриархии». В 1943 г. издательством Московской Патриархии выпущен был сборник документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» под редакцией митрополита Николая (Ярушевича).    На заседании Священного Синода 12 февраля 1944 г. митрополит Киевский Николай был перемещен на Крутицкую кафедру, став помощником Патриарха по управлению Патриаршей Московской епархией. Митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины Синод назначил архиепископа Ярославского Иоанна (Соколова). В мае 1944 г. на Ярославскую кафедру был перемещен архиепископ Алексий (Сергеев).    После избрания Патриарха более интенсивными стали контакты Русской Церкви с другими православными и инославными Церквами. На повестке дня стоял вопрос о нормализации отношений с Грузинской Церковью, самочинное отделение которой в 1917 г. не признал ни Патриарх Тихон, ни заседавший тогда Поместный Собор. В октябре 1943 г. в Тбилиси для переговоров с Патриархом Грузии Каллистратом Патриарх Сергий направил архиепископа Ставропольского Антония (Романовского). Эти переговоры увенчались возобновлением канонического общения между Русской и Грузинской Церквами. Русские приходы в Грузии после этого были объединены с грузинскими под единым священноначалием Грузинской Церкви. Но согласованной оценки каноничности акта отделения Грузинской Церкви, совершенного в 1917 г., при этом не было сделано. Сообщая Восточным Патриархам о восстановлении молитвенно-канонического общения с Грузинской Церковью, Патриарх Сергий направил им известительные грамоты с изложением истории событий. С 19 по 28 сентября в Москве пребывала делегация англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским С. Ф. Гарбеттом.    Для консолидации церковной жизни необходимо было установление внутрицерковного мира, преодоление расколов и разделений в российской пастве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О церквях упоминалось в подписях под двумя купчими и в одной рядной записи: под купчей крестьян от 1557 г. подпись: Купчую писал Покровский дьячек Еремка Онфимов " ; под купчей Кожеозерского монастыря от 1563 г.: " Купчую писал Прилуцкой церковной дьячек Еремка Онфимов " ; рядная запись Григория Трофимова от 1660 г. начиналась словами: " Я Григорей Трофимов Прилуцко-Покровского прихода церковной пономарь дал есми запись Покрова Святей Богородицы церковному старосты " (Цит. по: Краткое…, с. 74). Покровская церковь сгорела 26 июня 1864 г. вместе с другими церквями. В приходе издревле существовала церковь во имя Рождества Христова и сщмч. Климента, папы Римского. О ней упоминалось в рядной записи Григория Трофимова от 1660 г. В 1699 г. Климентовский престол, по благословению митрополита Новгородского Иова, был упразднен, а Христорождественский перенесен на другое место (возможно, на середину между прежними двумя рядом стоящими алтарями), после чего церковь была освящена 30.9.1700. Церковь была разобрана по ветхости в 1857 г. В том же году началось строительство новой Христорождественской церкви по благословению Преосвящ. Антония. Предполагалось устроить 3 престола: Рождества Христова, сщмч. Климента, папы Римского, и Живоначальной Троицы. Но, еще не достроенная, эта церковь сгорела 26.6.1864, когда в ней был освящен только Христорождественский престол. Вместо храма сщмч. Климента, существовавшего до 1700 г. в одном здании с Христорождественским, в том же году был устроен и освящен отдельный сначала небольшой храм в честь того же угодника Божия, по благословению Иова, митрополита новгородского. В 1791 г., по благословению Преосвящ. Димитрия, архиепископа Новгородского, над этим храмом был устроен второй этаж и в нем холодный храм, во имя Пресвятой Троицы. Этот двухпрестольный и двухэтажный храм, за ветхостью, разобран в 1857-1860 г.г. Кроме того, существовала кладбищенская церковь в честь преп. Феодосия Тотемского, каменная, построенная в 1828 г. на средства прихожан. Приписная церковь: в д. Канзопенде (Давыдовской), в честь мучч. Кирика и Иулиты, деревянная, построена в 1847 г. вместо часовни, по благословению Пресвященного Варлаама, освящена 16.2.1847.Вместо сгоревших церквей был построен пятипрестольный храм. Престол в честь Рождества Христова освящен 27.1.1869 настоятелем Крестного монастыря, архимандритом Кириллом, второй - Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 28.1.1869, третий - сщмч. Климента, освящен 28.1.1870, четвертый - Живоначальной Троицы и пятый - Тихвинской иконы Божией Матери, освященные 27 и 28 января 1874 г. Особенно деятельное участие в устройстве храма принимали крестьяне Петр Степанов Дьяков, Григорий Матвеев Кузминский, Степан Васильев Воронин и Иван Михайлов Романовский.

http://sobory.ru/article/?object=38889

Приходы и монастыри были не единственным объектом ненависти советской администрации. Согласно директивам, из Москвы по всей стране упразднялись и епархии. Упразднить епархию в своей области для уполномоченных было делом чести. У Церкви отбирались и святыни, например, мощи святителей Тихона Задонского и Феодосия Черниговского. Оказались в руках государства и останки Киево-Печерских преподобных. Параллельно с этим власти нанесли удар и по кадровому составу Церкви. На начало хрущевского правления в стране было две духовные академии (Московская и Ленинградская) и восемь семинарий. В ходе хрущевских гонений академии удалось сохранить, но число семинарий сократилось – были закрыты Киевская, Саратовская, Ставропольская, Луцкая и Жировицкая семинарии. В Русской Церкви осталось только три семинарии – Московская, Ленинградская и Одесская. Качественный состав будущих пастырей тоже контролировался. Поступление в духовные школы было невозможно для людей с высшим образованием, серьезные проблемы создавались и для тех, кто успешно оканчивал школу или отслужил в армии. «В семинарию, – вспоминает Святейший Патриарх Кирилл, – поступали либо люди, имевшие душевное расстройство, либо совсем никчемные, с точки зрения властей, для общества». Большое внимание уделяла советская администрация и кадровому составу епископата. Архипастыри-исповедники, прошедшие лагеря и умевшие дать отпор партийной номенклатуре, постепенно покидали этот мир. В 1955 г. умер епископ Вениамин (Милов) , в 1961 г. не стало архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , в 1962 г. – митрополита Антония (Романовского) и епископа Афанасия (Сахарова) . Уходили и архиереи-реэмигранты, проведшие 1920–1940-е гг. заграницей и в силу сложившегося у них менталитета не привыкшие кланяться властям. В 1952 г. умер архиепископ Сергий (Королев) , в 1958 г. – архиепископ Ювеналий (Килин), в 1961 г. – архиепископ Никандр (Викторов), в 1962 г. – митрополит Нестор (Анисимов) . Теперь власти старались допускать на архиерейские кафедры лишь тех, кто, по их мнению, будет послушно наблюдать за уничтожением Церкви, активно «бороться за мир» и «разоблачать антисоветскую пропаганду». Однако успех в этом направлении содействовал коммунистическому руководству далеко не всегда, и немалая часть архипастырей как могла отстаивала храмы от закрытия, а священников – от преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Булдовский, ярый националист и автокефалист, но потом Зайцев просил архиеп. Григория передать Патриарху, чтобы его не ждали, так как он отказался приехать. Прошло важное дело молитвенного воссоединения с Грузинской Церковью, автокефалия которой не признавалась в течение 25 лет. В Тифлис по этому поводу был откомандирован Патриархом архиеп. Антоний Романовский, он выполнил миссию успешно, за что получил крест на клобук. По предложению Карпова были посланы обследователи в освобожденные от оккупации немцами области: Харьковскую, Смоленскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую, Днепропетровскую, Ворошиловоградскую. Заместитель Карпова Зайцев говорил архиеп. Григорию, что скоро придется послать обследователей и в северо-западный край. Он же просил архиеп. Григория передать Патриарху, что надо подыскать двух священников для отправки на румынский и чехословацкий фронт, в качестве полковых. Когда Патриарх был в Совете по делам РПЦ, у него интересовались организацией духовных миссий за границей. Архиепископу Григорию, как управляющему делами Патриархии, пришлось принимать разных лиц: кандидатов в священники, просящихся на работу в канцелярию Патриархии, желающих работать на курсах или в Богословском институте, а также желающих поступить в в него. За полтора месяца Владыке пришлось много хлопотать. По утрам у него был прием, затем часто были поездки по вопросу топлива, по осмотру здания для института и часто – в Совет по делам РПЦ с делами и докладами. Вечером он просматривал бумаги и резолюции Патриарха и готовил их к исполнению в канцелярии, занимался написанием журналов Синода. «14 мая... Патриарх по общему отзыву чувствовал себя прекрасно. Вечером гулял в саду и намечал с Управделами вопросы для заседания Синода на следующий день. А утром 15 мая (2, V ) в 6ч.50 мин. скончался от кровоизлияния в мозг. Сразу архим. Иоанн известил м[итрополита] Николая, м[итрополита] Алексия, меня и о.Н.Ф.Колчицкого. Мы с м[итрополитом] Алексием прибыли в конце восьмого часа, за нами о.Колчицкий.

http://bogoslov.ru/article/2041545

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010