Но семинарские профессора преподавали большей частию частным образом, хотя не без ведома правления, у которого они для таких случаев испрашивали свои послужные списки, напр. Турчанинов, Масальский, Смирягин (в Коммерч. Учил.), И. Боголюбов, бывший преподавателем в Екатерининском институте; иногда давал при этом письменное обязательство об аккуратности по службе, при совмещении посторонних обязанностей, как напр. Турчанинов, при поступлении учителем гимназии. (1833 г.) Членами правления профессоры и учители не состояли; только, за отсутствием того или другого члена, кто-нибудь из них назначался для присутствования в правлении, по избранию ректора. В 1830 г., по выбытии ректора Нафанаила, его должность исправлял инспектор Николай, а членом правления на место Николая был сделан проф. Н. Турчанинов. В 1839 г., при разборе жалобы протоиерея Романовского на инспектора Антония (см. в главе – Отношение сем. к училищам), вместо него членом правления был назначен проф. С. Галахов, также, как и в начале 1838 г. по назначении ректора Макария в Тверь; Полотебнов в 1840 г. назначался членом, за выходом инсп. Антония. Но, но уставу (§ 33), могли быть и другие случаи. При производстве же каких-либо следствий, или полицейских дознаний, относительно лиц прикосновенных к семинарии, депутаты обыкновенно назначались из профессоров. В 1836 г. проф. Крылов был депутатом при допросе в Каретной части двух воров, задержанных в семинарии письмоводителем и вахтером. В 1839 г. учит. Успенский был депутатом по делу ученика Несвицкого, Андрей Михайлов (1834 г.) – по делу привлеченного к суду воспитанника М. Лакомцева. (См. гл. Воспитание.) Педагогическая и ученая деятельность наставников и их материальное положение будут рассмотрены в своем месте. д) Помощники инспектора Должность помощника инспектора по штатам не полагалась, и до 1830 г. (см. в гл. Воспитание) не была постоянною, хотя в 1828 г. было уже предписание назначать помощников инспектора «из профессоров или учителей, особенно заслуживающих доверие начальства.» Большею частию должность эту исправляли семинарские же наставники, или инспекторы Ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С Патриархом Каллистратом ситуация была особенно пикантной, поскольку у его Церкви с обновленцами взаимное признание и общение имели место с 1920-х гг., а с каноничной Российской Церковью отношения оставались разорванными с 1917 г. Пытаться выработать согласованную с грузинами оценку восстановления в явочном порядке их автокефалии было безнадежным занятием, но расставить все точки над «и» в вопросе их взаимоотношений с обновленцами было можно и нужно. 21 сентября Патриарх Сергий ответил Католикосу телеграммой: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» 667 . 28 октября 1943 г. архиепископ Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) прибыл к Святейшему Каллистрату и официально объявил ему, что «Русская Патриархия не находит возражений против признания Грузинской Церкви автокефальною территориально в границах Грузинской ССР». «Но автокефалия для церковников как Грузинской Церкви, так и для Русской Церкви, – продолжил свою заготовленную речь архиепископ Антоний, – теряет почти всякий интерес, если одновременно не будет восстановлено молитвенное и каноническое общение между нашими двумя Церквами. Препятствием же к восстановлению молитвенного и канонического общения для Русской Церкви может явиться молитвенное общение Грузинской Церкви с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера. (...) Я по долгу своего представительства от Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси почтительнейше прошу Вас, Ваше Святейшество, благоволите ответить исчерпывающе и, по возможности, в письменной форме, на следующий вопрос: в каком отношении Грузинская церковь находится к вышеупомянутым группам?» В ответ Католикос Каллистрат заверил архиепископа Антония, что «находящиеся в Грузинском Католикосате церковные приходы... не имеют никаких антиканонических уклонов, могущих помешать возобновлению молитвенно-канонического общения Русской и Грузинской Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волынские Еп. Варлаам (Шишацкий; 16 окт. 1799 - 20 дек. 1805), еп. Даниил (Натток-Михайловский; 2 февр. 1806 - 6 июня 1813), еп. Стефан (Романовский; 14 сент. 1813 - 24 нояб. 1828), еп. Амвросий (Морев ; 1 дек. 1828 - 1 февр. 1831), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 10 февр. 1832 - 20 янв. 1840, с 25 дек. 1833 в сане архиепископа), еп. Никанор (Клементьевский ; 28 янв. 1840 - 4 нояб. 1848, с 17 янв. 1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, управляющий Волынской епархией), архиеп. Арсений (Москвин ; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860), архиеп. Антоний (Павлинский; 29 авг. 1860 - 17 июня 1866, с 8 апр. 1862 архиепископ), архиеп. Агафангел (Соловьёв; 17 июля 1866 - 8 марта 1876, с 31 марта 1868 архиепископ), архиеп. Димитрий (Муретов; 26 апр. 1876 - 20 февр. 1882), архиеп. Тихон (Покровский ; 6 марта 1882 - 16 апр. 1885), архиеп. Палладий (Ганкевич; 4 мая 1885 - 25 нояб. 1889), архиеп. Модест (Стрельбицкий; 25 нояб. 1889 - 13 апр. 1902, с 15 мая 1892 архиепископ), архиеп. Антоний (Храповицкий; 22 апр. 1902 - 19 мая 1914, с 6 мая 1906 архиепископ), архиеп. Евлогий (Георгиевский; 14 мая 1914 - 15 окт. 1920, с 1918 епархией не управлял), бывш. Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1919-1921). Архиереи, управлявшие Волынской епархией в Польше Митр. Дионисий (Валединский; 1 июля 1921-1933, первоначально в качестве епископа Кременецкого, с 1922 - архиепископа, с 1923 - митрополита Варшавского и Волынского, главы Польской Церкви), митр. Алексий (Громадский; 15 апр. 1934 - 7 мая 1943, первоначально в качестве архиепископа Волынского и Кременецкого в юрисдикции Польской Церкви, с 1940 в юрисдикции РПЦ, с июля 1941 управлял Волынской епархией как митрополит, глава канонической автономной УПЦ). Архиереи, управлявшие Волынской епархией на Украине Еп. Аверкий (Кедров; 1922 - 15 февр. 1930, с перерывами), еп. Максим (Руберовский; 1929), Новоград-Волынский еп. Николай (Пирский; 1931 - 13 мая 1932, в. у.), Новоград-Волынский еп. Вячеслав (Шкурко; 13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934, в. у.). Житомирские архиереи

http://pravenc.ru/text/Житомирская и ...

Из сохранившихся записей бесед Карпова с патриархом Сергием видно, что этот вопрос был одним из самых обсуждаемых. Часть из вакансий заполнялась либо епископами, воссоединенными с Патриаршей церковью, либо рукоположенными из числа вдовствующего белого духовенства. Усилия патриарха Сергия давали результат: уже к концу 1943 года епископат состоял из 25 правящих архиереев, а в марте 1944 года насчитывалось 29 архипастырей. Но этого было недостаточно. И если в первоочередном порядке назначались епископы в епархии на освобождаемой от оккупантов территории, то епископские кафедры в «тыловых» областях страны оставались длительное время незамещенными, или епископам приходилось окормлять приходы в двух, а то и в трех епархиях. Еще одной попыткой решить «кадровый голод» стало стремление патриарха Сергия добиться освобождения иерархов, в разное время осужденных и отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах. Помня слова Сталина на сентябрьской встрече о том, что каждое такое обращение будет рассмотрено, патриарх в октябре 1943 года направил Карпову письмо с просьбой об амнистии ряда иерархов, которых он хотел привлечь к церковной работе. По мере того как церковь возрождалась, встречи Карпова и патриарха Сергия становились все более частыми. Особенно интенсивными они были весной 1944 года. Вот и в этот раз, 5 мая, Карпов принял патриарха по его просьбе… – Простите за настойчивость, Георгий Григорьевич, но я просил о встрече по чрезвычайно волнующему меня вопросу. – Пожалуйста, ваше святейшество, я в вашем распоряжении. – Во-первых, надо согласовать предложения по перемещению иерархов. Архиепископа Тамбовского Луку (Войно-Ясенецкого) надо бы назначить в Тулу, архиепископа Краснодарского Фотия (Топиро) – на какую-либо свободную кафедру, архиепископа Ставропольского Антония (Романовского) – в Краснодар. – Что касается архиепископов Фотия и Антония, у меня нет каких-либо возражений, что же до Луки, то надо бы подождать. – Карпов вытащил из стола документ и положил перед собой. – Я зачитаю фрагмент поступившего к нам сообщения: «Архиепископ Лука в хирургическом госпитале в своем кабинете повесил икону, перед исполнением операций совершает молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

С 1920 г. – священник и благочинный в Кубанской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, стал одним из активных деятелей образованного в 1922 г. Донского епархиального комитета, признавшего Высшее церковное управление (ВЦУ) обновленцев. Настоятель кафедрального собора Новочеркасска. В 1931 г., будучи женатым, хиротонисан митрополитом Вениамином (Муратовским) и А. И. Введенским во «епископа» Темрюковского, викария Кубанской обновленческой епархии. С 1932 г. – «епископ Кубанский», затем «архиепископ», с 1934 г. – «архиепископ Терский», управляющий обновленческой Северокавказской митрополией синодальных церквей. С 1935 г. – «митрополит Северокавказский и Ставропольский». Введенский видел в Кожине своего преемника. В 1937 г. арестован и через семь месяцев пребывания в ставропольской тюрьме освобожден. В 1942 г. эвакуировался в г. Грозный. В 1943 г. – член Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний на Северном Кавказе, в 1944 г. награжден медалью «За оборону Кавказа». Совет по делам РПЦ принял решение о воссоединении обновленческих приходов Северного Кавказа с Патриаршей Церковью. Узнав об этом, Кожин заявил, что не возражает, если останется при этом «руководителем патриарших церквей на Ставрополье» и если это в интересах государства. В 1945 г. через покаяние воссоединен с Московской Патриархией в сане протоиерея архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Романовским). Вслед за ним присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. В 1945 г. архиепископом Антонием разведен с женой, пострижен в монашество с именем Ермоген, с 1946 г. – архимандрит. Служил в г. Грозном. С 1946 г. – епископ Казанский и Свияжский, с 1949 г. – Казанский и Чистопольский, хиротонию возглавил Патриарх Алексий I. С 1947 г. – ректор и профессор Московской духовной академии и семинарии, заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде. С 1948 г. – архиепископ Казанский и Чистопольский. В 1949 г. удостоен степени доктора богословия за совокупность трудов, освобожден от обязанностей ректора и заместителя председателя Учебного комитета. В том же году архиепископ Краснодарский и Кубанский, член нескольких зарубежных делегаций. Похоронен в правом приделе Екатерининского кафедрального собора Краснодара в каменной усыпальнице. 238

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена Сильвестрова 17 мая 2012 г. 15:05 В Москве представлено собрание великопостных проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за последние десять лет Антонина Мага 14 марта 2012 г. 01:00 Концепция и одиннадцатилетняя история музыкального Пасхального фестиваля, который в очередной раз откроется в Москве в день Воскресения Христова, является примером гармоничного взаимодействия Церкви и культуры, которое сегодня особенно важно для нормализации нравственного состояния общества, - заявил митрополит Волоколамский Иларион Антонина Мага 24 февраля 2012 г. 21:22 Долгое время некогда знаменитые иконы " романовских писем " незаслуженно избегались многими специалистами-искусствоведами, поскольку последние видели в них вырождение древних традиций иконописи.  Об уникальных творениях мастеров волжского городка Романова-Борисоглебска (Тутаева) говорили лишь в узком кругу исследователей Дария Подчезерцева 16 февраля 2012 г. 03:45 Появление нового, дополненного издания справочника, впервые вышедшего в свет еще в 2001 году, сначала, конечно, радует: подобные книги появляются нечасто, а количество обителей в Русской Православной Церкви растет. Да и внешне книга выглядит вполне достойно: солидный объем (632 с.), красочная обложка, цветные иллюстрации... Однако количество ошибок в книге измеряется не десятками, а сотнями Евгений Полищук 21 декабря 2011 г. 01:00 Важнейшее положение концепции, формулируемой А.Ю. Митрофановым в монографии " Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья IV–XI вв. " , заключается в следующем: развитие папского примата, особенно ощутимо проявлявшееся с IX века, было в значительной степени предопределено как местной древнеримской христианской традицией IV–V веков, так и специфической позицией Восточной Церкви по отношению к идее папского первенства. Елена Пиотровская 26 октября 2011 г. Способы защиты Святой Горы от вмешательства в ее внутреннюю жизнь обсудили на конференции «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», которая была организована общественным форумом «Диалог цивилизаций» при участии Фонда апостола Андрея Первозванного.

http://e-vestnik.ru/reviews/page/2/

ЖМП 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00 Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011) 16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии Митрофорный протоиерей Алексий Моздор родился 4 марта 1937 года на хуторе Москва Караногайского района Грозненской области в рабочей семье. Выбор жизненного пути определила его встреча с преподобным Кукшей (Одесским). Время было сложное. Мать будущего пастыря Любовь Моздор, глубоко верующая христианка, узнала, что в удаленном монастыре на самой границе с Румынией живет старец, который подвергается преследованию властей, и повезла к нему своего сына. Алексей к тому моменту окончил Училище механизации сельского хозяйства и работал комбайнером. Преподобный дал молодому человеку наказ поступать в семинарию, причем пообещал, что направит характеристику в Киевскую духовную семинарию, которая была еще открыта, и юношу примут с теми, кто поступал в августе. Алексей отказался. Конечно, вера в Бога была важной частью его жизни, но он никогда не думал посвятить себя Церкви. Когда он приехал домой, последующие события заставили его задуматься над словами старца: всё стало валиться из рук, часто он был на волоске от смерти. Эти происшествия он увязал со своим отказом. Тогда он вновь отправился к преподобному Кукше. Но тот сказал ему: «Теперь добивайся сам».         В 1958 году Алексей поступил в Ставропольскую семинарию. Однако вскоре власти неожиданно решили ее закрыть.         Как раз в этот время Алексея направили на медкомиссию от военкомата и процесс затянулся, поэтому перевестись в другую семинарию он не успел. Тогда он написал правящему архиерею митрополиту Антонию (Романовскому) и попросил совета. Митрополит ответил, что прочитал письмо и возрадовался. Он пригласил Алексея приехать и пообещал определить на какое-либо послушание, потому что у него все молодые люди разъехались в другие семинарии и двор опустел. Митрополит Антоний оформил Алексея электриком и определил на хозяйственные послушания, потому что взять молодого человека иподьяконом в то время было проблематично. Затем митрополит Антоний благословил Алексея вступить в брак с девицей Любовью и пообещал рукоположить. Благочестивая, строгая православная семья невесты жила в Ставрополе.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitroforn...

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов. Иеромонах Пимен (на переднем плане) Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский. Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили) Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать ее после возвращения. А в 1936 году она скончалась.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов отметил, что вуз на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с епархией и со временем это сотрудничество только крепнет. С видеопоздравлениями к присутствующим обратились: митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений , заместитель главы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев, депутат Государственной Думы ФС РФ народный артист России Николай Бурляев. Из зоны специальной военной операции с поздравлением обратились военное духовенство и военнослужащие 49-й общевойсковой армии. Присутствующим был показан фильм «Торжество Православия земли Кавказской», созданный медиахолдингом «Культура нации». Завершилось мероприятие театрально-музыкальной постановкой. В этот же день прибывшие на торжества иерархи помолились на могилах ставропольских архипастырей. Выпускник Ставропольской духовной семинарии епископ Сормовский Иннокентий совершил заупокойную литию на могилах митрополита Антония (Романовского), архиепископа Антония (Завгороднего) и митрополита Гедеона (Докукина), покоящихся в некрополе на территории храма апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя. За богослужением молились митрополит Ставропольский Кирилл, митрополит Ростовский Меркурий, митрополит Екатеринодарский Григорий, архиепископ Пятигорский Феофилакт, архиепископ Элистинский Юстиниан, архиепископ Владикавказский Герасим и епископ Георгиевский Гедеон. По окончании литии архиереи возложили цветы на могилы приснопамятных архипастырей. 12 мая в Ставропольском епархиальном управлении состоялось очередное заседание Архиерейского совета Ставропольской митрополии. В состав совета входят: митрополит Ставропольский Кирилл, архиепископ Пятигорский Феофилакт, епископ Георгиевский Гедеон и секретарь совета протоиерей Иоанн Моздор. На повестке дня были следующие вопросы: 1. О проведении юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 180-летия Ставропольской (Кавказской) епархии; 2. О взаимодействии епархий Ставропольской митрополии с Вооруженными силами и правоохранительными органами; 3. О служении духовенства Ставропольской митрополии, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур, в зоне специальной военной операции; 4. Утверждение даты следующего заседания».

http://patriarchia.ru/db/text/6026826.ht...

К 1914 г. при миссии состояли 2 жен. общины - Горненская, основанная архим. Антонином, в к-рой проживали ок. 200 сестер, и Елеонская, учрежденная при Л. в 1906 г.; 11 странноприимных домов или подворий, 19 земельных участков близ Иерусалима, в Галилее, Иудее и др. местах Палестины. В Иерусалиме были устроены приют для 20 правосл. детей-сирот и богадельня для престарелых рус. женщин. В управление миссии были переданы 2 вакуфа. Участок с 2 домами на ул. Пророков в Иерусалиме был передан в 1899 г. в пользу Елеонской общины Марией Васильевной Миловидовой (впосл. мон. Евпраксия, 1-я начальница Елеонского мон-ря). На другом участке на той же улице, приобретенном в 1905 г. Силаевой, в 1911 г. был учрежден вакуф в пользу рус. богомольцев. В Горненской общине ввиду увеличения количества монашествующих построены 24 домика-келлии для сестер, гостиница, трапезная, маслобойня, пчельник, рукодельная, устроено и расширено 8 цистерн для воды; в Яффском саду - 2 монашеских дома, расширена гостиница, отремонтирована церковь; в Хевроне была сделана пристройка к приюту для паломников, возведено новое помещение для начальника миссии. В Бейт-Захарии устроено большое подворье для паломников; нек-рые из старых пещер переделаны в большие цистерны для воды и поставлены новые цистерны. Выкопаны новые пещеры и в одной из них устроен молитвенный дом. В Вифании был построен большой 2-этажный дом для паломников (ныне здание Вифанской школы), в Хайфе - Романовское подворье для паломников, при храме прор. Илии на горе Кармил (Кармель) - домик для начальника миссии и небольшая гостиница, в Тиверии, на участке, приобретенном архим. Антонином,- большой дом для паломников (т. н. «Дом над сводами»). Плодотворная работа РДМ под рук. Л. обратила на себя внимание синодального начальства. В кон. 1912 г. архимандрит был вызван в С.-Петербург и 10 дек. в Царском Селе представлен имп. св. Николаю II Александровичу (Архив РДМ. П. 12. Д. 220). В то же время не в меру ревностная деятельность по расширению владений РДМ, во многом подстегиваемая конкуренцией не только с Иерусалимской Патриархией и инославными миссиями, но и с ИППО, к-рое к этому времени практически полностью взяло на себя обслуживание рус.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010