Я думаю, что по многим вопросам можно было бы договориться с государственной властью, строго установив пределы возможного. 31 августа. Сегодня в 12 ч.30 м. приехали Коля с Ольгой Александровной (сын и невестка) Владыка Флавиан (Иванов, епископ Кубанский и Краснодарский. – Л.А.) прислал 2 машины, на которых и встретил своих гостей. Днем он предложил проехаться с гостями по окрестностям. В 5 1/2 ч. Мы на двух машинах прокатились до Адлера и обратно, посмотрели весь путь курортный – очень красивый. Дорогой преосв. Флавиан рассказывал о своей епархии, в которой он 27 лет живет, говорил о том, что он сделал за это время в смысле открытия церквей (всего у него около 251 приходов, 20 благочиний), в смысле улучшения внешней обстановки быта и архиерейского помещения, в смысле улучшения состава причта. Между прочим, он жаловался на Ставропольского архиеп. Антония (Романовского. – Л.А.), который все время доносил в Учебный Комитет о неплатеже соседними архиереями, а сам не позаботился ставить их в известность о ходе учебного и хозяйственного дела в семинарии. Верная мысль, которую надо провести в Учебном Комитете в отношении всех семинарий, чтобы епископы этих семинарий сообщали отчеты о семинариях тем преосвященным, которые участвуют средствами в их содержании, чтобы приглашали их (или их представителей) знакомиться с жизнью этих семинарий, через участие на актах, на экзаменах и проч. Хорошо также у преосв. Флавиана, что у него дважды в год съезжаются благочинные и с отчетами, и для общих осведомлений. Теперь, например, после Московского Совещания, у него собрались все благочинные, и он сообщил им обо всех вопросах, обсуждавшихся на Совещании, снабдил их даже литературой по ним и, кроме того, надо принять к сведению, как меру очень положительную и помогающую держать все духовенство в курсе текущих церковных событий. Вечером получил от Колчицкого телеграмму, сообщающую, что Святейший выезжает в четверг 2 сентября курьерским номер 9 и будет в Сочи в субботу в 14 часов. 8 часов вечера. Сегодня ночью не спалось, и я записал мысли, какие пришли в голову о ближайших желательных и необходимых делах: 1.Надо поручить Л.Н.Парийскому составить отчет о работе Уч.К-та за истекший учебный год на основании отчетов семинарий и Академий – для Синода и Патриарха. 2.На будущее время годичный епархиальный отчет не мешало бы представлять (в копии) и Совету по делам Церкви. 3. По приезде в Л-д надо рассмотреть внимательно программу занятий по философии (в Семинарии и Академии) в виду всяких разговоров о занятиях марксизмом – ленинизмом. Как, впрочем, надо внимательно рассмотреть и все вообще программы.4.Ознакомиться с вопросом о приготовлениях преподавателей к получению ученых степеней. 5. Побывать на лекциях – особенно у новых преподавателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Антоний Романовский 17(30).11.1924–27.02(12.03).1927: Эриванская 17(30).11.1924–1927: Сухумская, в. у. 27 .02(12.03).1929–1930: Донская 1935–1936: Ставропольская, в. у. 25 .11(08.12).1935–02(15).01.1937: Волгоградская, в. у. 14(27).09.1943–05.1945: Ставропольская 1944–1945: Херсонская, в. у. 05 .1945–25.10(07.11).1962: Ставропольская, паки Антоний Семигановский-Диенти 23 .07(05.08).1923–1923: Сретенская (обн.) Нижне-Удинская (обн.) Антоний Храповицкий 14(27).05.1914–01(14).05.1917: Харьковская 19 .08(01.09).1917–17(30).05.1918: Харьковская, паки 17(30).05.1918–1921: Киевская 1919–1919: Краснодарская и Кубанская, в. у. Антоний 1919–1919: Старорусская Антонии Грановский 22 .12(04.01).1913–16(29).01.1917: Владикавказская 1922–1922: Крутицкая (обн.) 1922–1923: Московская (обн.) 1923–01(14).01.1927: Московская (сцв) Антонин 1934–: Вашингтонская (заруб.) Аполлинарий Кошевой 22 .10(03.11).1917–1919: Рыльская 1919–1921: Белгородская Аполлос Ржаницын 19 .12(01.01).1927–29.01(11.02).1930: Тотемская 29 .01(11.02).1930–29.07(11.08).1931: Няндомская 29 .07(11.08).1931–1931: Архангельская 27 .01(09.02).1937–26.08(08.09).1937: Моршанская 13(26).08.1937–: Тульская Аристарх Николаевский 01(14).03.1920–1923: Оренбургская 1923–30.12(12.01).1923: Чкаловская (обн.) 30 .01(12.02).1924–29.06(12.07).1924: Тамбовская (обн.) 29 .06(12.07).1924–12.1924: Свердловская (обн.) 12 .1924–27.09(10.10).1925: Пензенская (обн.) 27 .09(10.10).1925–12.1925: Курганская (обн.) 12 .1925–01(14).05.1926: Челябинская (обн.) 01(14).05.1926–1927: Чкаловская (обн.), паки 1927–1928: Уфимская (обн.) 1928–1930: Фрунзенская (обн.) 1930–11.1930: Калужская (обн.) 16(29).08.1931–27.07(09.08).1933: Боровичская (обн.) 11 .1933–01(14).12.1937: Сарапульская (обн.) Аркадий Ершов 04(17).03.1924–1927: Кунгурская 04(17).03.1924–: Свердловская, в. у. 04(17).03.1924–1926(7): Пермская, в. у. –1928: Алатырская 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Омская 23 .10(05.11).1930–02(15).06.1931: Чебоксарская 17(30).09.1935–09(22). 10.1935: Мелекесская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В то же заседание съезд слушал: доклад члена своего В.М. Скворцова вопросу о важном значении для пресечения развития сектантства и для возвышения вообще религиозно-нравственной жизни православного народа, – христианского времяпровождения воскресных и праздничных дней. Профессор Ивановский возбудил вопрос о разрешении образовывать единоверческие приходы в таких, например, случаях, когда в селениях есть православные, но не большое количество сравнительно с единоверцами и раскольниками. В заключение обсуждался вопрос о пропаганде сектантства при совместном переселении православных и сектантов и поселении их на новых местах Сибири и др. Десятое заседание посвящено было обсуждению о наилучшей практической подготовке кандидатов священства к пастырскому служению и к деятельности миссионерской в частности, о близости отношений пастырей к народу, и влиянии на развитие сектантства существующего ныне способа обеспечения духовенства, о порядке и обрядах следственного производства по проступкам духовенства и др. В одиннадцатом заседании съезд слушал доклад проф. Ивановского о признаках крайней вредности бегунского толка, а также реферат миссионера Кальнева о тираспольском деле заживо-погребенных, речь епископа Мелетия и доклад преподавателя Вифанской семинарии г. С.Д. Муретова «по поводу новейших полемических приемов современных апологетов раскола». В двенадцатом заседании съезд обсуждал вопрос, какие собрания сектантов считать соблазнительными и запрещенными Высочайше утвержденными мнением комитета министров от 4 июля 1894 г., слушали доклады нижегородского миссионера о. Фиалковского, «о секте немоляк», В.М. Скворцова «о закавказском духоборчестве», екатеринбургского миссионера г. Романовского «о секте иеговистов» или «Сионской вести», сообщение преподавателя С.-Петербургской семинарии В.Н. Прозорова «о секте скакунов». В тринадцатом и последнем заседании вначале было выслушано сообщение проф. Н. И. Ивановск ого об условиях внимания и ведения судебных дел и о судебной экспертизе в процессах по сектантским делам, затем обсуждалось заявление Нижегородских миссионеров об исходатайствовании от св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кайфы. Между Назаретом и Тивериадой в сел. Кане Галилейской также большой сад. В последнем городе, впрочем, находится и большой участок Палестинского Общества. Затем по дороге вблизи горы Фавор, горы Блаженств и долины Насыщения в 1913 г. приобретён участок «Любие». В г. Тивериаде на развалинах старых городских стен, приобретённых ещё покойным архимандритом Антонином, устроен большой дом, а в получасе от него громадный сад на трёх смежных участках в селении Магдала с 3 пресными и 7 минеральными источниками. Из перечисленных участков обстроено и может служить не только местом отдыха, но и для ночлега только Тивериадское подворье. В остальных местах не устроено даже бараков. По дороге на Иордан Духовная Миссия имеет в 6 вёрстах от Иерусалима, в Вифании, очень большой двухэтажный дом, который в настоящее время заканчивается постройкой. Ввиду близости к Иерусалиму это подворье, в качестве приюта, большого значения не имеет. Далее, на половине дороги к Иордану, около местности, носящей название «Добрый Самарянин» (сближение с притчею Спасителя), в 1912 г. куплен был участок и устроена цистерна для воды, но до сего времени участок не приведён в порядок: не окончена ограда и нет бараков. В Иерихоне имеется довольно поместительное подворье, состоящее из каменного двухэтажного дома, навеса для столовой и кухни с кипятильниками. По дороге к Вифлеему и Дубу Мамврийскому Миссия имеет вблизи Вифлеема, хотя значительно в сторону от дороги, участок «Поле Вооза» или «Пастушки», даже неогороженный. Имеются в самом Вифлееме два участка Палестинского Общества, но необстроенные. Затем на половине дороги к Дубу Мамврийскому находится большой участок «Бет-Захария», о котором уже упомянуто ранее. Для паломников здесь имеется большой дом с 2 церквами, из коих одна устроена в вырытых, по распоряжению архимандрита Леонида, новых пещерах. Наконец, на большом участке у самого Дуба Мамврийского имеется довольно поместительное подворье – каменный двухэтажный дом. Кроме перечисленных земельных участков – приютов, принадлежащих Духовной Миссии, имеются ещё три участка с приютами, не входящие в общий план организуемых Палестинским Обществом паломнических караванов. Это Яффский сад, Романовское подворье в Кайфе и подворье на г. Кармил. В Яффском подворье останавливается сравнительно небольшое число поклонников, так как большинство торопится попасть скорее в Иерусалим и сейчас же с пароходов отправляется на железную дорогу и обратно с железной дороги – на пароходы. Число паломников, останавливающихся в Романовском подворье в Кайфе, а равно посещающих участок на г. Кармил с построенной там церковью, совершенно ничтожно, и эти два последние подворья никакого значения в качестве участков-приютов в настоящее время не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В конце февраля Штаб ген. Деникина переехал в Новороссийск. Город был переполнен офицерами, оставившими свои части. По сведениям Штаба, в начале марта (1920 г.), в Новороссийске болталось без дела до 18.000 офицеров. Они бродили по улицам, шатались по притонам, нервничали, суесловили и, конечно, всех и всё критиковали. Эта, отбившаяся от дела, масса начинала внушать опасения. В Новороссийске образовался Союз офицеров тыла и фронта. К счастью, во главе его оказались разумные, серьезные и уравновешенные люди. Но их во всякую минуту могли сменить люди с «темпераментом». Начались митинги. 5-го марта ко мне явился бывший комендант Новороссийска полк. Темников и от имени Союза пригласил меня на имеющий быть в этот день в помещении Банка офицерский митинг, названный им «собранием». Я согласился и предложил полковнику пригласить и митр. Антония, который тут же присутствовал. Митрополит тоже согласился. Митинг начался в 5 час. вечера. Неотложные дела задержали митр. Антония и меня, – мы пришли в 6 ч., что лишило нас возможности услышать самые бурные речи. Потом мы узнали, что до нашего прихода собрание проходило чрезвычайно бурно: страсти бушевали, в выражениях не стеснялись, чтобы обвинить и очернить Главное Командование. В особенности поносили начальника Штаба ген. Романовского. Один молодой офицер, подбежав к председательскому столу, бросил на него свой кошелек, крикнув: «Тут все мои деньги! Отдайте их (тут он прибавил дурное слово) Романовскому! Пусть только поскорее уберется из армии!» Очень резко, задорно, жестоко говорил полковник Ген. Штаба Манакин, только что назначенный ген. Деникиным на должность командира полка. С нашим приходом страсти немного приутихли, и речи стали довольно спокойными. Слово было предоставлено митр. Антонию и мне. Митр. Антоний не угадал момента, запел не в тон, невпопад: завел речь о благочестии, говорил о нарушении офицерами седьмой заповеди и т. п. Меня всегда удивляла какая-то поразительная, феноменальная нечуткость в подобных случаях этого безусловно способного, много знающего, талантливого человека. Не сумел он уловить момент, найти центр, ударить по струнам сердца, захватить внимание слушателей. Пожалуй, в этот раз он говорил, как никогда, неудачно. Говорил так, как будто пред ним стояла толпа деревенских баб, охочих до всякой болтовни, а не очутившаяся пред порогом жизни и смерти взвинченная, озлобленная, ждущая огненного слова, масса. Офицеры слушали его небрежно; некоторые, повернувшись к нему спиною, закурили папиросы... После митр. Антония я сказал несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Митинг закончился решением, что окончательное постановление вынесет выбранная группа, заседание которой было назначено на следующий день. Митр. Антоний и я были приглашены на это заседание. 6 марта состоялось заседание группы. Мы с митр. Антонием пришли к началу заседания. Председательствовал председатель Союза, полковник Арндт (кажется, верно называю фамилию). Присутствовало около 20 человек, – всё серьезные люди, 16 в полковничьих чинах, два генерала (Лазарев, а фамилию другого не помню) и два обер-офицера. Обстановка помещения была кошмарная. Крохотная комнатушка, в крохотной лачужке, более походившей на собачью будку во дворе. Стены завешаны солдатскими палатками. Вместо стульев, какие-то грязные ящики... Но рассуждения шли спокойно и деловито. Некоторое возбуждение внес явившийся полк. Манакин, сообщивший, что его только что вызывал к себе ген. Романовский и объявил ему, что он будет предан военно-полевому суду, если опять позволит себе произнести подобную вчерашней речь. Сообщив об этом, Манакин покинул заседание. Из бывших на этом заседании рассуждений нам стало ясно, что офицерская масса в большом волнении, что она хочет добиться от Главного Командования быстрого проведения каких-то мероприятий, что в противном случае она готова на крайние эксцессы. Была высказана мысль о необходимости отправить к Деникину депутацию с определенными требованиями. Митр. Антоний подхватил мысль о депутации и предложил собранию просить меня взять на себя миссию ознакомить Деникина с желаниями офицерства и просить его принять офицерскую депутацию. Собрание согласилось. Не отказываясь от миссии, я, однако, поставил условие, чтобы собрание уполномочило кого-либо предварительно обстоятельно ознакомить меня: 1) от имени какого офицерства я буду говорить с Деникиным; 2) какие требования предъявляет офицерство; 3) в каком составе будет депутация. Собрание сейчас же избрало депутацию из трех лиц: полк. Арндта, ген. Лазарева и полк. Генерального Штаба Темникова и этим же лицам поручило во всем ориентировать меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

паломников и работу по просвещению правосл. араб. паствы, приводила к конфликтным ситуациям как с представителями греч. духовенства, так и с руководством Палестинского об-ва. Если архим. Антонин основывал странноприимные дома там, где их ранее не было (в портовой Яффе, в Хевроне - у Мамврийского дуба, в Иерихоне - на пути паломников к Иордану), то Л. строил свои подворья там, где уже существовали подворья Палестинского об-ва. Так, в Хайфе, напротив подворья ИППО им. В. А. Сперанского, Л. построил т. н. Романовское подворье (1911-1912), причем М. А. Дьяконов называл в отчете поведение сотрудников миссии РДМ «в высшей степени некорректным». Они встречали паломников и вели их на свое подворье, нарочито «неодобрительно» отзываясь при этом о Палестинском об-ве (АВП РИ. Ф. ИППО. Оп. 873/1. Д. 734. Л. 1-82). В особой записке Л. выдвинул ряд требований, отчасти восходивших еще к коллизиям 60-70-х гг. XIX в., отчасти предвосхищавших деяния Поместного Собора 1917-1918 гг. Так, автор утверждал, что «ввиду светскости деятелей Палестинского общества» «чувствуется отчужденность его от Духовной Миссии», к тому же «Общество даже иногда противодействует Миссии» (Там же. Д. 592а. Л. 13-17а). Более того, ИППО обвинялось в «узком взгляде на свою задачу по отношению к паломникам», поскольку в его услуги не входила, напр., организация жен. богадельни или детских приютов в Иерусалиме. Не устраивало Л. и положение с учебными заведениями ИППО. «Во главе управления школами Палестинского общества должно стоять духовное лицо, иначе сказать, школы Палестинского общества должны быть непременно церковноприходскими». ИППО «необходимо подчиняться Духовной Миссии и в деле духовного руководства паломниками». Палестинское об-во, по мнению Л., «должно делать только то, что желает Духовная Миссия». Автор записки ссылается на авторитет архим. Антонина, который будто бы, «устраивая Палестинское общество, думал в нем видеть себе преданного пособника в делах Миссии» (Там же. Д. 592а. Л. 18-19). Одновременно в МИД поступила несколько отличавшаяся по содержанию записка, восходившая, без сомнения, к Л.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

  1943 г. 29 января . Заходил архим[андрит] Б[орис] Толстоногов. Был в Петровске, в Гремячеве и Везивке, везде очень боятся говорить об открытии храмов, а отец Архангельский из Петровска пишет, что с кем он ни говорил, никто не решается вступить в коллектив и поднимать об этом вопрос. Все боятся ареста. Посоветовал я Борису ехать обратно в Сталинград и пока – до лучших времен – послужить снова где-либо сторожем. Дал ему 300 рублей на хлеб, просил переписываться, может быть, ближе к весне уяснится вопрос о кладбище и, может быть, можно для него что-либо сделать. 27 апреля . Вот и праздник прошел. Отдыхаю. Причт мой, за исключением диакона Лобачева, в конце концов, оказался без голоса: о. Борис и о. Вл. Спиридонов частью от простуды, частью от утомления, о. Дм. Жог совсем истрепался, да еще с астмой, в субботу уже отпросился не служить. Хорошо еще, что в Пасху со мной приехал служить из Энгельса о. Травинский и служили о. Б. Толстоногов, да еще о .о. Выресов и М. Алференко, а то совсем не с кем было бы служить, а причт – против лишнего священника! Службы прошли хорошо, все довольны (прихожане). Крестные ходы прошли очень удачно, спокойно, без давки и без шуму. Я заранее предупредил в пятницу вечером (перед самым выходом), и народ не выходил из храма, не зажигал свеч на галерее собора. Народу было масса. Богослужение, в общем, прошло чинно и благолепно, но это стоило больших нервов. Архиерейской пасхальной службы здесь не было с 1934 года. Кто и знал, тот позабыл, а остальные вовсе не знали особенностей Страстной и Пасхальной служб с архиереем. Приходилось всем все показывать, предупреждать. Помогал порядочно о. Вл. Спиридонов. О. Борис все время служил внизу – отдельно. 2 мая . Вчера с монахом Павлом получил письмо от б[ывшего] Сталинградского еп[ископа] Антония Романовского с просьбой помочь выбраться ему на Кавказ к родным, так как сидит без средств после ссылки и тюрьмы (5 лет). О. Борис обещал дать 2 тысячи. 6 мая. Вчера написал письмо м[итрополиту] Сергию. Еп[ископу] Антонию послал 1000 рублей из своих и белье.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

В личных своих объяснениях по этому вопросу архимандрит Леонид не дал достаточно определенных ответов, и поэтому нельзя установить твердо, все ли эти участки оплачены, не заложены ли некоторые из них, и нет ли вообще каких-либо на них долговых обязательств. Начальник Миссии при этом утверждал, что долгов, собственно, на земельных участках не имеется, он просит деньги лишь на устройство каменных оград и сторожек, на наем сторожей и на обсаживание их плодовыми растениями. Каких-либо записей или дел о покупке этих участков в Миссии мне не было предъявлено, хотя возможно, что такие записи самим начальником Миссии ведутся. В личных своих объяснениях архимандрит Леонид всегда высказывал, что, собственно говоря, приобретенные им участки составляют его личную собственность, и подобно тому, как сделал это покойный архимандрит Антонин с приобретенными им участками, он волен или «завакуфить» их, т. е. укрепить за Миссиею, или передать в пользование другим учреждениям и лицам, или, наконец, даже продать. Так, он говорил мне неоднократно, что будто бы за участок в Вифании с постройками румынский митрополит предлагал ему 100.000 руб. Что касается ценности вообще всех участков, приобретенных архимандритом Леонидом, то относительно их стоимости при покупке сведений мне не было дано, несмотря на мои попытки выяснить эту стоимость. Но архимандрит Леонид представил особую ведомость, в которой, без указания размеров этих участков, поставил оценку их вместе с возведенными на них строениями. Общая стоимость по означенной оценке всех приобретенных архимандритом Леонидом участков составляет свыше 327.000 руб. Без сомнения, эта оценка преувеличена и, кроме того, представляет как бы продажную стоимость помянутых участков и строений. Так, дом Романовского подворья в Кайфе с землею оценен им в 70.000 руб. по приблизительной оценке – по кубическому содержанию дома и стоимости земли – это имущество могло бы оценено не свыше 45.000 руб. Но данная в ведомости оценка, по объяснению архимандрита Леонида, сделана в такой сумме в виду того, что соседний владелец Миллер, у которого о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Если же старец Филарет, живя у игумена, станет еще что-нибудь неприличное говорить — о том надо отписать государю, гласила грамота. Прочтя ее, неглупый Иона тотчас стал верно служить своему узнику Филарету. Тот ни в чем не знал отказа и мог впредь без всякого зазрения толковать исключительно про мирское житье, про ловчих птиц и собак, предаваться воспоминаниям о прошлой своей вольготной жизни. Конечно, Филарет это делал и без спроса, как только сбросил маску, но услужливость смирившейся братии была ему приятна. Позже, будучи патриархом, он попомнил добро и выхлопотал Антониеву Сийскому монастырю беспошлинную продажу соли (доходнейшее дело!). Бедный испуганный Воейков в доносе описал возмутительнейшую особенность поведения воспрянувшего духом узника: Филарет де «всегда смеется неведомо чему!» Смех на Руси не приветствовался, без причины — в особенности. Серьезному человеку вести себя так было совершенно недостойно, зазорно и грешно, а Филарет был одним из серьезнейших людей своей эпохи. Но злая ирония истории била наповал. Романов мог смеяться сутками. Ай да Годунов! Свалил, растоптал величайшие боярские роды Романовых, Шуйских, Мстиславских, Бельских и иже с ними, старался, воевал, строил, кормил нищих тыщами, укреплял свое царство — и на тебе! Явился никому не ведомый молодец, назвался сыном Ивана Грозного от седьмой жены (седьмой, когда закон с трудом признает даже третий брак) — и Рассея-мать падает пред ним на колени, позабыв все зверства и благодеяния царя Бориса! А патриарх Иов вещает Отечеству, что де сей великий человек жил в холопах у Романовых во дворе, да проворовался, и от казни утек в монахи. Сам Иов его возвысил, а двор Годунова вон как приветил! Мало того — потом и польские магнаты, сам король, коли не пролгалось, папа Римский, иноверцы и православные почтили романовского холопа так, как никогда не почитали его господ! То, что мир сошел с ума, было совершенно ясно. Но особенно заставлял Филарета надрывно хохотать тот факт, что бесподобная по смехотворности, но весьма вероятная победа холопа несла освобождение из опалы и возвышение фамилии ближайших родичей вымершей царской династии и лично ему, Филарету Никитичу Романову.

http://sedmitza.ru/lib/text/439757/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010