– А митрополиту Антонию-то что надо было на этом митинге? – Мы с митрополитом Антонием были приглашены возглавляющими офицерский Союз, благонамеренными полковниками и пошли на собрание не затем, чтобы митинговать, а затем, чтобы своим присутствием и словом сколько-нибудь утишить пыл возбужденного собрания и предупредить крайние решения, – ответил я. Осветивши положение дела, я просил Деникина освободить ген. Романовского от должности. – Вы думаете, что это так просто сделать? – с дрожью в голосе сказал Деникин. – Сменить... Легко сказать!.. Мы с ним как два вола, впряглись в один воз... Вы хотите, чтоб я теперь один тащил его... Нет! Не могу!.. Иван Павлович единственный у меня человек, которому я безгранично верю, от которого у меня нет секретов. Не могу отпустить его... – Вы не хотите отпустить его. Чего же вы хотите дождаться? Чтоб Ивана Павловича убили в вашем поезде, а вам затем ультимативно продиктовали требования? Каково будет тогда ваше положение? Наконец, пожалейте семью Ивана Павловича! – решительно сказал я. Деникин после этого нервно вытянулся, закинув руки за голову, закрыв глаза, и почти простонал: – Ох, тяжело! Силы духовные оставляют меня... Офицерскую депутацию Деникин решительно отказался принять. Когда я стал убеждать его, что в депутацию избраны люди почтенные, серьезные, благонамеренные, что стоящие во главе офицерской организации исполнены самого искреннего желания помочь ему, – он категорически заявил: – Не просите! Всё равно не приму. Вы чего хотите: чтобы я совдепы начал у себя разводить? Покорно благодарю! – А мне-то можно посещать офицерские собрания? – спросил я. – Из вашего замечания по адресу митрополита Антония я заключаю, что вы и моего присутствия на офицерских собраниях не одобряете. Я должен предупредить вас, что бывать там мне и неприятно и тяжело. Я считал доселе, что мое присутствие, мое слово может остановить кого-либо. Если вы думаете иначе, я больше не пойду туда. – Нет, можете посещать! – коротко ответил Деникин. На этом наш разговор и кончился.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

особым доверием «думных дворян». Именно их Антонио Поссевино называл «ближайшими советниками» Грозного. Большую часть из них в новое царствование ожидали опалы, ссылки или назначения на воеводства в дальние и провинциальные города. В списке «двора» 1588/89 года были записаны всего два думных дворянина. Перемены, как видим, были серьезными. Означало ли это, что все, сделанное Иваном IV в годы его правления, рассеялось как дым, не оставив никаких следов? Такое представление было бы в корне ошибочным. Происшедшие в правление Ивана IV перемены наложили глубокий отпечаток на характер отношений между государственной властью и дворянским сословием, определив на долгие времена и характер русской государственности, и характер русского общества не только в эпоху Средневековья. Одним из главных последствий проводившейся Иваном IV политики стал резкий рост удельного веса поместных земель. Как показало изучение писцовых описаний конца XVI века, даже в уездах старого центра, где исстари существовало вотчинное родовое землевладение, доля вотчин в общем фонде земель, находившихся во владении дворянского сословия, стала совсем незначительной: в Романовском уезде — 6%, в Малоярославецком уезде — 5%. Русский дворянин этого времени — прежде всего помещик, владеющий своей землей лишь до тех пор, пока власть, от которой он эту землю получил, довольна его службой. Уже эти перемены означали значительное подчинение дворянского сословия контролю и руководству государственной власти. Созданные в ходе реформ 50-х годов органы сословного самоуправления на местах сохранялись, но с течением времени власть на местах постепенно переходила в руки «судей», а затем «воевод» — детей боярских из членов «государева двора», подчинивших себе органы сословного самоуправления и проводивших политику, которая отвечала интересам направившей их туда государственной власти. Посылка на места таких «воевод» началась еще в 70-е годы XVI века и принимала все более широкий размах в последние годы правления Ивана IV и в годы правления его преемников.

http://sedmitza.ru/lib/text/438992/

Не так-ли родилось и жило в сердце своего века братство Рюриковича князя Пожарского и нижегородского мясника Козьмы Минина. Легенда, пышно зацветшая в смутные годы на берегу Волги, смятая и растоптанная новым безвременьем, вновь ожила малым, но ярким цветком на берегу Тибра. Так думал я в старом доме Антонио Кановы, глядя, как князь С. Г. Романовский пожимал руку недавнему еще красноармейцу Володе-певцу из племени российских беспризорников. — Здраствуйте, Владимир Николаевич! — Дозвольте пять, Ваше Высочество! Этот несколько пестрый по стилю обмен приветствиями вызывает удивление только у милого Володи, певшего в то время в ночных остериях Рима нежные песни Есенина под тихий перебор неразлучной с ним гитары. Удивляло его собственное отчество: для всех и «там» и «здесь» этого бесполезного, скорее даже вредного придатка к его имени не существовало. Позже, когда нажим «горячо любимой» родины на наши черепа несколько ослабел, оказалось, что его подлинного, заверенного ЗАГС-ом отца звали не Николаем, а Семеном… Впрочем, и самого Володю звали Гришей… …И вовсе не было Слепцова, А был поручик Пирогов… Да был ли? Справиться бы надо… — писал когда-то Апухтин. Но тогда были иные времена. Теперь не то. Это понимали в Русском Собрании и не «справлялись» о прошлом и не предлагали заполнять, как потом в УНРРА и ИРО, консульских и эмиграционных комиссиях сотен стовопросных анкет. Там просто помогали, помогали россиянину всех племен и наречий, бывших под скипетром и державой Самодержцев Всероссийских. Вероятно, как-раз поэтому мы, «новые», врали там меньше, чем где-либо, вероятно, даже и совсем не врали за наглухо закрытой дверью библиотеки Собрания, где шли долгие беседы его главы с новоприбывшими, ищущими его помощи. Беседы с глазу на глаз. Там свято хранились ключи от многих тайн извивов и мечтаний людей российских. Некоторые из них (иными путями) попадали и ко. мне. Да, и мой собственный пристрелянный на все дистанции глаз подсоветского репортера рассказывал мне кое-что. Вот по залу Собрания проходит известный нам всем услужливый, говорливый духанщик не то из Тифлиса, не то из Пятигорска… Эх, дать бы ему шомпола, какой бы шашлык по-карски он изготовил! — думается, глядя на эту кругленькую, перекатывающуюся на коротких ногах фигурку…

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

Вскоре в состав Главного Совета вошел и Никольский. В годы смуты 1905-1907 г.г. он сблизился с виднейшими деятелями правых – в частности, с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким). В пору своей деятельности в Союзе Русского Народа Никольский, как и многие его друзья и соратники, высказывался за осуществление жестких мер по отношению к революционерам, отмечая при этом тот неоспоримый факт, что огромное их число являлось представителями иудейского племени. В 1910 г. Никольского пригласили заниматься с сыновьями великого князя Константина Константиновича Олегом и Гавриилом. О жизни князя Олега Константиновича, героически погибшего в самом начале Первой мировой войны, Борис Никольский оставил воспоминания, в которых характеризовал молодого человека как прилежного, трудолюбивого и богобоязненного ученика. В 1912 г. Никольский был назначен профессором римского права в Училище правоведения, где также (с 1913 г.) читал курс новейшей русской словесности. В 1912-1913 гг. он работал в Училищной комиссии (Комиссии по народному образованию), занимавшейся обустройством городских училищ С.-Петербурга. Его работа была связана в то время с обустройством Казанской части, с созданием нового мужского четырехклассного училища. В июне 1913 года он изъявил желание возвратиться к преподавательской работе в университете. Помимо деятельности в монархических организациях и на педагогическом поприще, Никольский участвовал в заседаниях юбилейной комиссии по чествованию столетия Отечественной войны 1812 года, готовил, в частности, музыкальную часть празднества. В 1910-1914 гг. он был по-прежнему очень активен. Из письма писателя А.А.Кондратьева, служившего тогда секретарем в канцелярии Государственной Думы, к литератору Б.А.Садовскому от 26 января 1912 года известно, что «его [Б.В.Никольского – Д.С.] даже к телефону трудно бывает обыкновенно получить, так как он занят своей адвокатской деятельностью, лекциями, уроками у великих князей и Русским Собранием». В январе 1913 года Никольский составил проект манифеста «на Романовский юбилей» (по случаю 300-летия дома Романовых).

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/29/...

Для осуществления какой-то малой возможности помочь отцу, его младший сын Виктор, поехал в Казахстан, где устроился прорабом на стройках Новой Караганды. В октябре 1937 г. переписка и свидания прекратились. На запросы родственников получен ответ: «Заключенные переведены в другой лагерь, сведений о них никаких нет». Сщмч. Николай Романовский 7 октября 1937 г. Н.А Романовский арестован УНКВД Карагандинской области по обвинению в том, что «отбывая наказание в Карлаге, Романовский Н.А. в составе группы бывших священников участвовал в организации " истинно-православной церкви " , течение этой направленности не признавало ни советской власти, ни находящегося в СССР церковного управления, считая истинно-православными только восточных патриархов, возглавлялось оно находившимся за границей митрополитом Антонием Храповицким . Одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону «обновленцев» из числа заключенных верующих и духовенства». На допросах протоиерей Николай Романовский «с предъявленными обвинениями не согласился, виновным себя не признал, хотя фактов участия в собраниях бывших священников не отрицал». Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года протоиерей Николай Александрович Романовский осужден по ст. 58-10,11 и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор немедленно приведен в исполнение. По информации БД ПСТГУ, вместе с ним был расстрелян его сын Антоний. Место погребения неизвестно. Дети Н.А. Романовского продолжали разыскивать своего без вести пропавшего отца. В 1955 г. старшая дочь отправила письмо-запрос в управление Карагандинских лагерей МВД в надежде что-то узнать об отце. Ответ был безрезультатным: «такого не было». После неоднократных запросов в июле 1959 г. из Карагандинского райЗАГСа пришло свидетельство о смерти в котором констатирована смерть Н.А. Романовского 20 ноября 1941 г. от крупозной пневмонии. Но эти «официальные» сведения оказались ложными. Запросы в облпрокуратуру г. Николаева также были безрезультатны.

http://drevo-info.ru/articles/13671166.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Романовский, прот. Фотография. 20-е(?) гг. XX в. Александрович Романовский (1869, с. Липецкое Ананьевского у. Херсонской губ.- 20.11. 1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 7 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи протоиерея. В 1889 г. окончил Одесскую ДС по 1-му разряду (Херсонские ЕВ. 1889. 13. Ч. офиц. С. 259). С 1 нояб. того же года служил надзирателем в Одесском ДУ. 4 нояб. 1890 г. рукоположен во иерея к Никольской ц. мест. Касперо-Николаевка Херсонского у. и губ. (ныне с. Кашперо-Николаевка Баштанского р-на Николаевской обл.). В 1891 г. по инициативе Н. были учреждены церковноприходские школы в Касперо-Николаевке и Новобирзуловке, в 1892 г.- в с. Михайловка того же уезда. В 1892 и 1895 гг. избирался членом благочиннического совета Новоодесского округа Херсонской епархии. 22 сент. 1895 г. назначен инспектором церковноприходских школ по району Николаевского отд-ния. 28 дек. 1895 г. был назначен на место 3-го священника в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Новокупеческую) ц. в Николаеве. С апр. 1901 г. служил законоучителем в 1-й Мариинской жен. гимназии в Николаеве (до 1907). 20 окт. 1909 г. перемещен к Свято-Николаевской греческой ц. в Николаеве (Херсонские ЕВ. 1909. 21. Ч. офиц. С. 460). Также служил инспектором городских церковноприходских и воскресных школ. Во время первой мировой войны организовывал сборы пожертвований на устройство госпиталя для раненых, проводил благотворительные концерты церковного хора. 19 янв. 1916 г. был назначен председателем Николаевского отделения Комитета по устройству быта беженцев. Награжден набедренником (1895). Сщмч. Николай Романовский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Романовский. Икона. 10-е гг. XXI в. Н. отличался гостеприимством. Его гостями были и простые, и образованные люди, и интеллигенция. После Октябрьской революции 1917 г. большевики неоднократно требовали от Н. прекратить проповедовать или уйти за штат. Однако он продолжал ревностно служить и делал все возможное, чтобы предотвратить закрытие церкви. В 1931 г. Н. арестован в Николаеве вместе со своим сыном Антонием по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Постановлением особой коллегии Одесского областного суда от 15 авг. 1931 г. приговорен к 8 годам ИТЛ с конфискацией имущества. Был отправлен в Карагандинский ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565814.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (РОМАНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Романовский), архиеп. Ставропольский В январе 1927 года арестован и помещён в Бутырскую тюрьму . Выслан в Марийскую Республику на 2 года. С 27 февраля 1929 до 1930 года - епископ Донской . Был арестован после 1929 г. по доносу хозяина дома в г. Шахты , в котором епископ Антоний снимал комнату. С 1935 года - епископ Сталинградский , также управлял Ставропольской епархией . В краткие периоды пребывания в своих епархиях в промежутках между арестами успешно противодействовал обновленцам , влияние которых на Дону, на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье было весьма велико. Между арестами святитель скрывался в Тбилиси у монахини Марии, затем у неё же в селе Ахкерпи на границе Грузии и Армении. Мать Мария представляла его как старенького сапожника. Не раз появлялись в селе сотрудники НКВД в поисках несгибаемого владыки и не обращали внимания на убогого деда, чинившего обувь. Около 1936 года был вновь арестован, с 1937 года считался уволенным на покой. В целом провел в заключении около 15 лет. 5 апреля 1943 года обратился с письмом к местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Сергию (Страгородскому) , в котором сообщал, что с июля 1942 года находится «в домашних условиях» в Саратове , и просил назначения в какую-нибудь южную епархию. 13 сентября 1943 года назначен на Ставропольскую и Пятигорскую кафедру с возведением в сан архиепископа . Осенью 1943 г. от лица Московского Патриархата вел переговоры со священноначалием Грузинской Православной Церкви о восстановлении молитвенно-канонического общения между Церквами. 10 ноября 1943 года каноническое общение было восстановлено. Был неизменно верен Православию, много потрудился по присоединению обновленческих архиереев и священников к Православной Церкви, у многих лично принимая покаяние. Ссыльных или вернувшихся из заключения священников и монахов архиепископ старался устроить, упокоить. Избавляя их от слишком пристального внимания советской власти, переводил с прихода на приход, “играя, как на клавишах”. Укрепляя епархию, святитель старался заменить обновленческое духовенство православными священниками.

http://drevo-info.ru/articles/23908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Романовский Василий Антонович; 6.03.1886, с. Савинцы Миргородского у. Полтавской губ.- 7.11.1962), митр. Ставропольский и Бакинский. Род. в многодетной семье сельского псаломщика, рано лишился отца. Учился последовательно в церковноприходской школе, Миргородском ДУ, Полтавской ДС, после окончания к-рой в 1909 г. поступил в КДА. 13 авг. 1911 г. принял постриг с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. 15 авг. был рукоположен во иеродиакона, год спустя - во иеромонаха. В 1913 г. окончил КДА со степенью канд. богословия и назначен преподавателем богословских предметов в Тифлисской ДС. В 1919-1921 гг. инспектор семинарии и благочинный рус. мон-рей в Грузии, оставшихся в канонической юрисдикции РПЦ после самочинного отделения Грузинской Церкви. Антоний (Романовский), архиеп. Ставропольский Антоний (Романовский), архиеп. Ставропольский 30 нояб. 1924 г. А. был хиротонисан свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России, в сослужении сщмч. Петра (Полянского) , митр. Крутицкого, во епископа Эриванского и одновременно назначен управляющим Сухумской епархией. В янв. 1927 г. арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Выслан в Марийскую Республику на 2 года. С 27 февр. 1929 до 1930 г. епископ Донской, с 1935 г. епископ Сталинградский. В краткие периоды пребывания в своих епархиях в промежутках между арестами А. успешно противодействовал обновленцам (см. Обновленчество ), влияние к-рых на Дону, на Сев. Кавказе и в Н. Поволжье было весьма велико. В 1936 г. находился в ссылке и заключении, с 1937 г. считался уволенным на покой. 5 апр. 1943 г. обратился с письмом к Местоблюстителю Патриаршего Престола митр. Сергию (Страгородскому) , в к-ром сообщал, что с июля 1942 г. находится «в домашних условиях» в Саратове, и просил назначения в к.-н. юж. епархию. 13 сент. 1943 г. назначен на Ставропольскую и Пятигорскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Осенью 1943 г. по поручению Патриарха Московского и всея Руси Сергия провел успешные переговоры со священноначалием Грузинской Церкви о восстановлении молитвенно-канонического общения, разорванного в 1917 г. 26 мая 1944 г. синодальным решением был назначен на Николаевскую и Херсонскую кафедру, но по настойчивым просьбам А. 6 сент. 1944 г. Свящ. Синод отменил свое решение и оставил А. на Ставропольской кафедре. С 1945 г. архиепископ Ставропольский и Бакинский. 25 февр. 1962 г. возведен в сан митрополита. Скончался от рака печени, в последние дни ежедневно приобщался Св. Таин. Отпевание совершил митр. Краснодарский и Кубанский Виктор (Святин) .

http://pravenc.ru/text/116008.html

Стоя у гроба своей духовной наставницы монахини Фессалоникии, отец Петр в  своем прощальном слове сказал: «Особенно в настоящее время ее вполне можно назвать великой подвижницей в деле спасения души. К вам, многим стоящим здесь, она была близка, дорога, много она говорила на спасение души, как жить по Христу, как нести свой жизненный крест, как бороться с грехами. Помните все это и дорожите, ибо нет больше таких людей в нашем селе, нет во многих городах и селах; нет такого человека, который своей любовью привлек бы к себе такое множество людей и чье бы имя так широко не было известно в народе, как имя молитвенницы...» Позже духовным отцом Петра стал протоиерей Федор Колесов (1882 – 1962 гг.), которого перевели в село Винодельное в 1943 году из Кугульты. По совету духовной матери в 1948 году юноша поступил в Ставропольскую Духовную семинарию. В семинарии царила дружественная обстановка, будущий митрополит, архиепископ Антоний (Романовский), был прост и доступен. Священников архиепископ Антоний учил: «До последнего вздоха нужно хранить себя, быть на своем посту, соблюдая все, что требуется от пастыря, стоять за Церковь Божию». Примечательно, что архиепископ Антоний (Романовский) предупредил Петра о рукоположении лишь за час до совершения таинства, чтобы он не приглашал никого на свою хиротонию. Во время хиротонии архиепископ и рукополагаемый плакали. После хиротонии владыка сказал отцу Петру: «Служить будешь до смерти». (Митрополит Антоний (в миру Василий Антонович Романовский) (1886–1962 гг.)) С 1952 по 1954 гг. отец Петр служил штатным священником в храме во имя святого апостола Андрея (ныне кафедральный собор города Ставрополя), с 1954 по 1959 год служил в селе Малые Ягуры, с июля 1959 года – в селе Рагули, наконец, в 1960 году он был переведен в храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станицу где прослужил тридцать девять лет, исполняя обязанности настоятеля, духовника и с 1982 года – благочинного Ингушетии. Духовные чада из Ставропольского края часто приезжали к нему в Слепцовку. станицу на границе Чечни и Ингушетии жители назвали Слепцовка в память о герое Кавказской войны генерале Слепцове, похороненного на местном кладбище. Официальное название – станица Орджоникидзевская.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Серафим Мещеряков 11(24).08.1933–1934: Лев Черепанов 1935–1936: Антоний Романовский, в. у. 1936–1943: 14(27).09.1943–05.1945: Антоний Романовский 5 .1945–25.10(07.11).1962: Антоний Романовский, паки Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) 12(25).11.1923–1924: Александр Анисимов 1923–1927: Николай Соболев 1928–1932: Алексий Щербаков 1933–1937: Василий Виноградов Ставропольская (на Кавказе) (обн.) 20 .12(02.01).1923–05(18).04.1924: Алексий Марков 25 .01(07.02).1924–07(20).12.1924: Христофор Сокольский 1924–03(16).01.1925: Назарий Андреев 18 .02(03.03).1925–27.09(10.10).1925: Георгий Крашенинников 23 .10(05.11).1925–06(19).04.1926: Серапион Сперанцев 1926–26.03(08.04).1927: Иоанн Кушнев 1927–13(26).01.1928: Алексий Михайлов 08(21).02.1928–1929: Александр Филиппов 05(18).05.1930–1932: Николай Автономов 12 .1932–03.1935: Филипп Власов 1935–1935: Сергий Баженов 22 .11(05.12).1935–1945: Василий Кожин Сталинградская см. Волгоградская Сталинградская (григ.) 1925–1931: Тихон Русинов, в. у. 1927–: Смарагд Яблоков Серафим Поляков Сталинградская (обн.) 1922–1923: Модест Никитин 12(25).06.1924–27.11(10.12).1924: Димитрий Рождественский 03(16).06.1924–29.04(12.05).1925: Сергий Озерецковский, в. у. 19 .05(01.06).1925–29.09(12.10).1927; Иоанн Звездкин 1926(?)–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов, в. у.(?) 09 .1926–10.1928: Константин Спасский 1928–1928: Илия Фокин 11(24).11.1928–11(24).05.1929: Алексий Марков 1929–1929: Алексий Покровский, в. у. 1930–1931: Алексий Златорунский 1931–1932: Василий Виноградов 22 .02(07.03).1932–01(14).08.1932: Михаил Орлинский 1932–1935: Илия Фокин, паки 03 .1935–16(29).10.1936: Александр Шубин 16(29).10.1936–24.12(01.06).1937: Георгий Константиновский, в. у. Сталинская (обн.) 1926–1928: Макарий Быстров 1929–01(14).12.1937: Иоаким Пухальский Станиславская см. Ивано-Франковская Старицкая 17(30).04.1912–07(20).09.1917: Арсений Смоленец 07(20).09.1917–09(22).04.1918: Иоанн Поммер 09(22).04.1918–1919: Серафим Александров 1920–12.1925; Петр Зверев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010