1941–1942: Геннадий Шипринкевич 11(24)06.1942–: Димитрий Маган Донская 10(23).01.1915–1922: Митрофан Симашкевич 1922–1924: 1924–09(22).12.1925: Митрофан Симашкевич, паки 1925–1927: Димитрий Добросердов 04 .1928–1928: Амфилохий Скворцов 27 .02(12.03).1929–1930: Антоний Романовский 1930–1932: 29 .07(11.08). 1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский, в. у. 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский, в. у. 03(16)02.1933–1942: Иосиф Чернов, в. у. Донская (григ.) 1925–1930: Митрофан Симашкевич 1930–18(31).07.1935: Иннокентий Бусыгин Донская (обн.) 1922–17.02(01.03).1924: Митрофан Симашкевич 05 .1922–17.02(01.03).1924: Мелхиседек Николев 1923–1924: Андрей Одинцов 1924(?) –1925: Модест Никитин 1925–1927: 1927–1929: Николай Чудновцев 09(22).09.1929–20.06(03.07).1931: Сергий Киреев 1932–07.1934: Иоанн Острогорский Драгобычская и Самборская см. Самборо-Драгобычская Дриссненская (обн.) 04 .1930–1931: Варлаам Покровский Егорьевская 06(19).08.1921–08(21).04.1923: Вассиан Пятницкий 1923–1927: 1927–1927: Иоанн Петропавловский 15(28).09.1927–18(31).10.1929: Павел Гальковский – 1934: 04(17).09.1934–01.1936: Иоанн Соколов 16(29).08.1937–01(14).09.1937: Алексий Сергеев Ейская 1923–1925: Евсевий Рождественский 1925–1926: Кирилл Соколов 1926–1931: 17(30).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский Ейская (обн.) 11(24).07.1922–14(27).07.1922: Николай Федотов Екатеринбургская см. Свердловская Екатеринодарская см. Краснодарская Екатеринославская см. Днепропетровская Елабужская 30 .01(12.02).1922–1925: Георгий Анисимов 19 .02(04.03).1925–09(22).12.1925: Ириней Шульмин 1926–1929: 1929–02(15).07.1930: Ириней Шульмин, паки 1930–1930: Ириней Шульмин, в трет. раз 01(14).12.1930–1933: Палладий Шерстенников 29 .07(11.08). 1933–02(15).03.1934; Александр Раевский Елабужская (григ.) 09(22).12;1925–1926: Ириней Елгавская 27 .09(10.10).1936–13(26).10.1943: Иаков Карп Елецкая 01(14).10.1914–26.05(08.06).1917: Павел Вильковский 26 .05(08.06).1917–1921: Амвросий Смирнов 17(30).04.1921–1922: Даниил Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

25 мар. 1861 викариатство упразднено. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство «Балтское», с управлением Каменец-Подольского Троицкого монастыря. Епископы Балтские Феогност Лебедев хирот. 22 янв. 1867 из архим. Каменец-Подольского Троицкого монастыря; 27 июня 1870 перев. в Астрахань. Вениамин Павлов назначен 12 окт. 1870 из архим. Новгородского Антониева монастыря, хирот. 8 нояб. Каменецкого Троицкого (архимандрия 12 апр. 1795) [IV, 323]: Архимандриты Даниил Наттон-Михайловский , из Назарета, 1800–1806, 2 февр. хирот. в епископа Волынского. Иннокентий Ставицкий 1806 перев. из Шаргородского; † 1808. Стефан Романовский произведён 25 мар. 1809, а 14 сент. 1813 хирот. в епископа Волынского. Георгий Ящуржинский , 1813–24, 24 авг. хирот. в епископа Полтавского. Сергий , 1824–28. Гедеон Вишневский , из Рязанского Спасского, 1829–34, 29 июля хирот. в епископа Полтавского. Нафанаил Савченко , 1834–39, перев. в Костромские Богоявленский. Софоний , 2 июля 1839, из Мценского Петропавловского; до 1844. Иоасаф Покровский , из Ростовского Богоявленского, 24 авг. 1844; до 1852. Евфимий , 1853–56. Алексий , 1857–60. Палладий , 1861–64. Феогност Лебедев , с 1864, а 22 янв. 1867 хирот. в епископа Балтского, и в 1869 управлял мнтрём. Шаргородского Спасского Николаевского, ныне 1-го класса [VI, 720]: Архим. Иннокентий Ставицкий , с мая 1800, из префектов Киевской акад.; в 1806 перев. в Каменецкий Троицкий. – Феофан Михайловский , 1806–21, 1823–36. С 9 мая 1836 управлял им викарий Подольский. Временно управлял архим. Гавриил , 1858 и 59. В 1860–64 викарий Израиль Лукин . Архим. Ефрем , 1865. – Антоний , 1866–69. Особые заметки III, 348. Бершадский. Строит. Иоасаф , 1744, игум. Иаков ..., строит. Терентий , 1794. (Все в Ист. Иер.). VI, 956. Винницкий. III, 541. Винницкого Благовещенского: Иг-нья Таисия , 1845–55. – Палладия , 1856–69. III, 735. Головчинский. III, 754. Грановский. IV, 650. Коржевецкий. V, 143. Неморовский Николаевский. Иг-нья Августа , 1845. Иг-нья Аполлинария , 1846–66. VI, 34. Сатановский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От трезвона на колокольне положительно звенели стекла в окнах теплого собора, около которого мы стояли. Но вот и эту могучую звуковую волну стала проникать какая-то другая, неопределенная волна звуков. Сила этой волны все увеличивалась, она приближалась, становилась яснее, наконец подкатилась к стенам монастыря, ворвалась за его ограду, и с такою мощью, что, казалось, покрыла, пересилила гул колоколов. То гремело восторженное «ура», вырывавшееся из десятков тысяч грудей стоявшего вне монастыря народа. Он приветствовал подъезжавших к монастырю своих обожаемых Царя, Цариц и других членов Императорской Фамилии. Лишь только остановились экипажи, как смолкли народные клики, прекратился звон колоколов. Воцарилась такая тишина, что, закрыв глаза, можно было подумать, что ни в ограде монастырской, ни около монастыря нет ни души. Среди такой тишины митрополит Антоний обратился к Его Величеству с кратким приветствием от имени святой обители, которое заключил словами: «Гряди с миром, Государь, в святую обитель сию и молитвами прославляемого угодника Божия да будет благословенно от Господа вхождение Твое». Между тем стоявшие в ограде монастыря готовились, со своей стороны, приветствовать радостными кликами имевших войти сюда Царственных Паломников. Снова после краткого перерыва раздался торжественный трезвон... С обнаженною главою вступил Его Величество Государь Император за ограду монастыря в предшествии хора певчих, крестного хода и архиереев. Рядом с Государем Императором, по левую Его сторону, шествовали Их Императорские Величества, Государыни Императрицы – Мария Феодоровна и Александра Феодоровна. Им сопутствовали Их Императорские Высочества: великая княгиня Ольга Александровна, великий князь Сергей Александрович с августейшею супругою великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай Николаевич, Петр Николаевич с августейшею супругою великою княгинею Милицею Николаевною, князь Георгий Максимилианович и княгиня Анастасия Николаевна Романовские, герцог и герцогиня Лейхтенбергские, принц Петр Александрович Ольденбургский. За Их Величествами и Августейшими Особами шла группа высоких придворных чинов – дам и кавалеров, с ними – министры внутренних дел и путей сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Применение этого же принципа мы можем наблюдать во многих других известных палехских иконах – «Антоний Римлянин» Захария Бронина 1823 г. (Антонова, ДИПК, 1966, илл. 134, кат. 115); «Богоматерь Всех Скорбящих Радости» конца XVIII – начала XIX в.; то же – в романовских письмах: икона М. Архиповского «Исаакий Далматский с житием» (1833) (Антонова, ДИПК, 1966, илл 141, кат. 122); наконец, во множестве провинциальных вариантов не только официальной, но и старообрядческой традиционной живописи. Руководствуясь религиозной функцией иконы как главным стилеобразующим началом, автор первой палехской иконы вносит изменения в первую очередь в формы пейзажа, житийные сцены и элементы атрибутики. Его заказчиком был старообрядец, для которого, видимо, было важно подчеркнуть трагическое звучание образа. Поэтому если на ярославской иконе Иоанн Предтеча своим перстом указывает на лежащего в евхаристической чаше жертвенного Младенца, то на палехской иконе в евхаристической чаше помещена уже отрубленная голова пророка (известный, кстати, мотив «отрубленной головы», получивший широкое хождение в искусстве XVII – XVIII вв). Свободная же рука пророка изображена с двуеперстным благословением, что может пониматься и как знак жертвы в пророческом подвиге тех, кто принимал гонения на пути старой веры. Знак двуеперстия усилен подборкой сцен жития по принципу противопоставления рождения и смерти. В композиции ярославской иконы мастер заимствует только сцены «Рождения Иоанна», его воспитание ангелом и «Усекновение», добавляя к ним «от себя» эпизод «Обретение главы Иоанна Предтечи». Стремясь, согласно вкусам заказчика, к конкретности и «историзму», он меняет символику архитектурных форм: на фоне добавлено отсутствующее в ярославском прототипе изображение русских церквей с луковичными куполами и восьмиконечными крестами, что сразу переводит новозаветную драму на Русскую землю. Так цитата оказалась наполненной конкретным историческим содержанием. (илл. 189) Вместе с тем народный ремесленник мог нарушить архитектонику прототипа почти до неузнаваемости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Так как юбилейный день падал, собственно, на 21 число, то и в этот день получено было юбиляром немало приветственных телеграмм и писем. Так на имя преосвященного Трифона прислана была следующая телеграмма из Житомира: «Просим приветствовать юбиляра, Николая Ивановича Субботина , как труженика Христовой церкви, пожелать ему успехов в защите православия. Епископ Антоний (Волынский), миссионер Следников, преподаватели, учившиеся в Московской академии». Затем получены телеграммы: Из Костромы: «Общее собрание членов Костромского Федоровско-Сергиевского Братства, высоко ценя пятидесятилетнюю отлично усердную деятельность Вашего Превосходительства на поприще борьбы с расколом во славу святой церкви, избрало Вас двадцатого сего октября почетным членом Братства. Председатель Собрания Епископ Виссарион». Из Петербурга: «Сердечно поздравляю с достославным юбилеем. Протоиерей Петр Смирнов», (председатель Учебного комитета при Св. Синоде). Из Калуги: «Ученики-Калужане приветствуют дорогого профессора, полвека честно и талантливо служившего словом устным и печатным на пользу православной церкви. Многая лета!» «Священник Казанский, преподаватели: Богословский, Цветков, Воскресенский, Тихомиров, Протасов». Из Вязьмы: «Благовейно приветствую моего бесценного профессора с 50-летним днем ученой деятельности, благодарно с верою возношу горячие молитвы Богу о Вашем здоровье. Законоучитель гимназии протоиерей Михаил Тредиаковский, студент 33-го курса». Из Кубанской области: «Приветствуя Вас в день полувекового служения Вашего церкви, ее миссии, науке и отечеству, молю —546— Господа Бога о продлении дорогой жизни Вашей на многие лета. Благодарный ученик Ваш Ставропольский епархиальный миссионер иерей Симеон Никольский ». Из Костромы: «Примите Ваше Превосходительство от признательного ученика сердечное поздравление с полувековым юбилеем Вашей неутомимой деятельности на благо святой церкви. Преподаватель Семинарии Сергей Романовский». Из Воронежа: «Сердечное приветствие, лучшие благожелания высокочтимому юбиляру, дорогому наставнику, шлет ученик и почитатель. Тихон Рождественский, Воронежский епархиальный миссионер».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Больше всего на свете они [борцы с религией] боятся, что кто-нибудь узнает о настоящем смысле религии, – восклицал А. Шмеман, – об этих потрясающих, освобождающих словах Христа: “в Духе и Истине”!» . «Поклонение в Духе и Истине» до сих пор является для большинства русских людей неизведанной планидой. Вывод по изложенному в статье материалу остается неутешительным – непонимание Руси Россией по-прежнему остается. Великая русская культура до сих пор остается глуха к голосу наследия св. митр. Филарета (Московского) и митр. Антония (Храповицкого), не говоря уже об опыте внутреннего делания старцев, описанном в «Добротолюбии». «Трагическое непонимание» религиозных основ культуры, да не только культуры, а основ самой религии, всегда будет вносить противоречия смыслов между поклонниками высокой культуры и подвижниками веры, оставляя выбор между «третьим Римом» и «вторым Иерусалимом», между А.С. Пушкиным и прп. Серафимом Саровским. Такой взгляд будет вызывать и вызывает непонимание не только у иностранцев, но и у самих русских, ибо «не плоть, а дух растлился в наши дни…» . Лилиенфельд Ф. Восстановление? Нет – возвращение//Литературная газета. 1988. С. 13. Сазонов Д., прот. Церковь и государство: на пути к третьему Риму//Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Материалы конференции. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. С. 25-40. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914–1916. С. 68-69. Антоний (Храповицкий), архиеп. Чей должен быть Константинополь? Ростов-на Дону: Типография «Электра», 1916. С. 8-10. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 67. Страж Церкви Христовой: Священномученик Вениамин (Воскресенский), жизненный путь, письма, документы/Сост. – епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов), И.Г. Менькова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.

http://bogoslov.ru/article/6165892

Епископ Алексий в Семипалатинске. Епископ Рафаил в Семипалатинске. Епископ Иоасаф. Епископ Иов. Епископ Антоний. Епископ Тихон (Шарапов). Епископ Тарасий (Хоров). Глава 17. Протоиерей о. Алексей Ставровский «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. Xv, 13). Митрофорный протоиерей Алексей Андреевич Ставровский родился 2 марта 1834 г. в селе Сижна, Гдовского уезда, С. Петербургской губ. Происходил из древней русской духовной семьи. Окончил в 1861 г. С. Петербургскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия. Один год учительствовал в Александро-Невском духовном училище и в 1862 г. был рукоположен в иереи. За все время своей долгой священнической службы прот. Ставровский служил только в двух церквах. Сначала в Петропавловской церкви Военного Клинического госпиталя, а с 1896 г. по день своей кончины настоятелем С. Петербургского Адмиралтейского собора. (Его перу принадлежит труд: «Санкт Петербургский Адмиралтейский Собор во имя Св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца». История и описание Собора. В двух частях. СПБ. 1906 г). Кроме настоятельства покойный протоиерей был законоучителем в ряде школ, членом бесчисленных комиссий и благочинным с. петербургских морских церквей с 1896 г. до дня своей кончины. За свою выдающуюся деятельность имел не только все духовные награды до митры включительно (последнюю еще в конце прошлого века), но и светские, включая орден св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени. Он был также одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых имели счастье представляться Государю и в память сего получить переходящий в род по старшей линии нагрудный романовский знак. Еще в прошлом веке о. Ставровскому со всеми его детьми было даровано потомственное дворянство. Наконец, после отъезда протопресвитера Г. Шавельского на Юг России, Святейший Патриарх Тихон назначил его исп. д. протопресвитера военного и морского духовенства, в каковой должности он и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Историческое описание кладбища Кизического монастыря 182 . Древнейшие надписи надгробные могли бы служить наилучшими указателями того, насколько Кизический монастырь пользовался уважением граждан с первых-же лет его существования (в конце XVII в.). Но к сожалению, таких памятников всеразрушающее время не пощадило. Оно губительно подействовало и на памятники XVIII века, оно жестоко отнеслось ко многим памятникам XIX века, не пощадило многие и новейшие памятники. Письменные документы тоже не сохранили никаких известий о начале кладбища. Некогда в библиотеке Кизического монастыря сохранялся древний диптих, о котором упоминает в одном своем рапорте архимандрит Гурий (в 1833 году). Но он куда-то исчез. Имеющийся теперь старый диптих, переплетенный в кожу, относится к 1791 году. На первой странице его значится, что он принадлежал коллежской советнице Аграфене Михайловне дочери Овцыной, которая передала его в монастырь в 1793 году. В нем значатся записанными полууставным письмом с киноварными заглавиями роды: Стефана архидиакона Сахарова, полковницы Бутлеровой, Полянскова, А. Ф. Фондани, Чекмаревых, Третьякова, Дряблова, Осокина, Каменева, Колокольникова, иерея И. Васильева, советника Волка, майора Третьякова, секретаря Попова, Анны Романовской, купца Кумина, землемера Белоусова, Μ. М. Удочкиной, коллежского ассессора С. Ионова, Казанской губернии начальника князя Баратаева, Татищевых, казначея иеромонаха Антония, капитана Баранова, землемера Павловского, капитана Шагарова, игумена Серапиона, стряпчего Кизического монастыря Степана Петрова, землемера Пущина-Рюмина, Ждановых, Петрова, Брюма, Желтухина, Н. В. Панаевой, Романовой, купца Павлова. На последней обертке написано: „Помянник сей и синодик Кизического монастыря для тех, кои положены в сем монастыре”. Эта надпись сделана полууставом и повторена скорописью, и, однако ей веры иметь вполне нельзя, так как несомненно, что в роды погребенных при Кизическом монастыре, внесено множество лиц, похороненных и во множестве других мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вообще библиотека Кизического монастыря не представляет ничего особенно замечательного, ибо в ней находятся по преимуществу книги, которые в свое время рассылались и приобретались почти во все церкви и монастыри, но и эти, так сказать, ординарные книги не везде сохранялись, а потому собрание их в Кизическом монастыре за 200-летний период представляет в общем не малую ценность. Некогда в библиотеке Кизического монастыря сохранялся древний диптих, о котором упоминает в одном своем рапорте архимандрит Гурий (в 1833 году). Но он куда-то исчез. Имеющийся теперь старый диптих, переплетенный в кожу, относится к 1791 году. На первой странице его значится, что он принадлежал Коллежской Советнице Аграфене Михайловне дочери Овчиной, которая передала его в монастырь в 1793 году. В нем значатся записанными полууставным письмом с киноварными заглавиями роды: Стефана архидиакона Сахарова, полковницы Бутлеровой, Полянскова, А.Ф. Фондани, Чекмаревых, Третьякова, Дряблова, Осокина, Каменева, Колокольникова, иерея П. Васильева, советника Волка, майора Третьякова, секретаря Попова, Анны Романовской, купца Кумина, землемера Белоусова, М.М. Удочкиной, Коллежского асессора С. Ионова, Казанской губернии начальника князя Баратаева, Татищевых, казначея иеромонаха Антония, капитана Баранова, землемера Павловского, капитана Шагарова, игумена Серапиона, стряпчего Кизического монастыря Степана Петрова, землемера Пущина-Рюлиша, Ждановых, Петрова, Брюма, Желтухина, Н.В. Панаевой, Романова, купца Павлова. На последней обертке написано: «памятник сей и синодик Кизическаго монастыря для тех, кои положены в сем монастыре». Эта надпись сделана полууставом и повторена скорописью и, однако ей веры иметь вполне нельзя, так как несомненно, что в роды погребенных при Кизическом монастыре лиц внесено множество лиц, похороненных в других местах. Все почти записаны из сего синодика были перенесены потом в позднейший синодик 1833 года, украшенный разными картинами и сказаниями, относящимися до загробной жизни и значения поминовения. Из сего же синодика все имена перенесены в новейший литографированный (в 3-х экземплярах) синодик, в котором все множество имен разделено на шесть частей, по числу дней поминания этих имен, начиная с понедельника. При сем как во втором, так и в последнем синодике означено, кто сколько пожертвовал за поминовение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

01. 1959 г. Краткая отчетно-информационная докладная уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Ставропольскому краю. Имел место случай нарушения закона об открытии церкви в селе Камбулат Петровского района. В доме сирот Леляковых, с разрешения их дяди Лелякова И. М. группой верующих был оборудован молитвенный дом (в дом было снесено 22 иконы, сделан аналой). Священник Сухоносов Петр Петрович из села Малые Ягуры приезжал в село Камбулат по требованию верующих, проводил службы и совершал требы. Несмотря на предупреждения Петровского райсполкома о незаконности этих действий, священник Сухоносов продолжал посещать Камбулат и 4 ноября 1958 года совершил в доме Леляковых церковную службу с большим стечением верующих. Организованный самовольно молитвенный дом в селе Камбулат закрыт, а священник Сухоносов Петр Петрович снят мною с регистрации Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви А. Нарыжный». Отец Петр старался собрать прихожан в одном доме для молитвы, совершения треб, поскольку в те годы привлекать к себе внимание частым посещением людей было небезопасно. В результате 2 июля 1959 года батюшка Петр попал в село Рагули, где верующие его хорошо знали как ревностного пастыря высокой духовной и нравственной жизни и просили направить к ним для служения в церковь во имя святого Архангела Михаила. Здесь он на всю жизнь сроднился с семьей благочестивого псаломщика Федора Тимофеевича Гриценко. В Рагулях против отца Петра поднялся директор школы, который добивался перевода священника на другой приход. Наконец, в 1960 году архиепископом Антонием (Романовским) отец Петр был переведен в храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Слепцовская, где и прослужил тридцать девять лет, исполняя обязанности настоятеля, духовника и с 1982 года – благочинного Ингушетии. Для молодых священников старец служил образцом православного священнослужителя. 18 апреля 1965 года архиепископ Михаил (Чуб) возвел отца Петра в сан протоиерея. По жалобам недоброжелателей и из-за требований уполномоченного по делам Русской Православной Церкви Ставропольского района А.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010