Передаем рассказ одного лица, слышавшего о сем первом посещении Сарова от самого о. Антония. «Много хвалили ему обитель эту, как рассадник истинной иноческой подвижнической жизни; много рассказов слышал он о святости некоторых старцев, об их подвигах благочестии, высокой духовной мудрости, нестяжательности и т. д. С другой стороны люди неприязненные монашеству глумились над отзывами благочестивых поклонников и чтителей Саровской пустыни и потрясали его доверие разными клеветами и в особенности обвиняли их в низком лицеприятии уверяя, что они уловляют в свои сети лишь тех, от которых надеются получить пользу. Желая убедиться собственным опытом, он в осеннее дождливое время в рубище нищего явился в обитель (в 1817 г.) и первого встретившегося ему послушника спросил, к кому следует ему обратиться с просьбою о принятии его в число братства? Вопрошаемый подозрительно осмотрел его с ног до головы. Заметив, что грязное рубище слишком резко противоречит всему прочему, послушник, считая его обманщиком и подозревая худые намерения, сказал, что в святой обители нет места таким шатунам, и прибавил, чтобы он поскорее убирался из обители, грозя призвать сторожей, чтобы выпроводить его. Далеко еще не нищий духом, мнимый нищий запальчиво стал обличать послушника за несообразное с его званием лицеприятие и тем еще более убедил послушника в справедливости родившегося в нем подозрения. Но дальнейшие объяснения прерваны были появлением монаха, который, подозвав к себе послушника, увел его для исполнения спешного послушания. Проходящий монастырский работник указал страннику вход к казначею 5 , объяснив, что к нему-то следует обратиться ему со своими нуждами. Казначей занят был делом, и келейник отказался доложить ему. Медведев, услышав в соседней комнате разговаривающих, без доклада вошел туда. Строгим словом остановил казначей дерзкого нарушителя келейного благоприличия. Глубоко и тяжко было разочарование молодого человека, мечтавшего встретить иной прием. Накипевшее чувство выразилось пред изумленным казначеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Сейчас, преосвященнейший, утвердил я мнение консистории, а не ваше. Вы знаете, что я охотнее единогласно с вами поправляю мнения консисторския. Дело идет не о правде или неправде, но о щедрости к причту или о бережливости для надежнейшаго поддержания церковнаго дома и его доходов. Есть ли вы не слишком убеждены в необходимости вашего мнения, то могли бы сказать мне ваши мысли и показать дело, прежде официальнаго изъявления вашего мнения. Сие говорю отнюдь не ограничивая вашей свободы в изъявлении мнений, но предоставляя вам более удобства для случаев недоуменных» (Письма. 1887. С. 34). 21 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Надлежало ли Вам давать в пустыню чье-нибудь изображение, особенно такое, которое не представит подвижникам ничего их достойного? Не вносите ли Вы чуждую молву в их безмолвие? Не довольно ли было дать смиренное имя на память молитвы? – Господь да сохранит простоту и безмолвие рабов Своих ненарушимыми. Что болезнь Ваша облегчилась, то меня успокоило. Желаю знать, что Вы совсем здравы и были ль в Москве. Скоропостижные смерти и в Москве и под Москвою замечены. Что винят в том привозную рыбу, слышал я и от министра внутренних дел. Меня очень занимал пересмотр Катехизиса (который по благости Божией кончен и старейшими принят с благоволением) и перевода правил святых отец» (Письма преподобному Антонию. С. 188. 220). 22 февраля. Письмо епископу Аркадию (Федорову): «Упоминаемое Вашим Высокопреосвященством письмо викария 15 Вашего, в котором он ищет мира и прощения, как мне кажется, показывает, что нежелаемое в отношениях между им и Вами может быть совершенно исправлено, и притом самым тихим образом; есть ли преосвященный продолжит идти путем, на котором Вы его теперь видите, и есть ли Вы с снисхождением и любовию подадите ему руку, чтобы удержать его на сем пути Сделайте милость, обратите все попечение не на взыскание за прошедшее, но на благоуправление человека идти по пути мира и общей пользы Чтобы викарий принимал просьбы с неудовольствиями на местнаго, сию нелепость и представить трудно. Но сделайте милость, показывайте преосвященному его уклонения и наставляйте его на правый путь» (Письма. 1888. С. 97–100).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

11 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Болезнь продолжает обманывать меня. Вчера врачи сказали, что я выздоравливаю, и позволили мне идти в сад и выехать; я не сделал ни того, ни другого, но простудное состояние вновь сказалось ночью» (Письма преподобному Антонию. С. 333–334. 437). 13 июля. Письмо князю C. М. Голицыну: «Врач советует мне не отлагать удаление за город, хотя не довольно еще укрепившемуся. Но есть дела по известному совещательному комитету 208 , которым нужно дать движение при мне» (Письма. 1884. С. 43. 46). 14 июля. Резолюция на консисторском определении об отдаче соборной земли в содержание за плату: «В 6 пункте проекта сказано: в посторонния руки, без согласия соборян, не отдавать. Следственно, дается право отдать в посторонния руки с согласия соборян, только без утверждения начальства. Это и незаконно и вредно. Консистории пересмотреть проект основательно» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 42. 10046). 15 июля. Резолюция на рапорте архимандрита с реестрами жертвуемых церковных облачений: «Есть ли жертвуемыя вещи все довольно благовидны для назначения, составить о них общий реестр и при моем отношении препроводить к преосвященному Илиопольскому, не угодно ли будет ему препроводить оныя в ведомство блаженнейшаго патриарха Антиохийскаго, для нуждающихся церквей, чрез российскаго в Бейруте консула» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 42. 10047). Резолюция на рапорте священника о невозможности брака крестьянина с девицей, рожденной в расколе, но перешедшей в Православие, так как священник Рогожского кладбища не имел свидетельства о ее крещении: «Сказать священнику, что он напрасно приписывает Рогожскому кладбищу официальную важность, ему не принадлежащую» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 43. 10048). Резолюция на выписке из консисторского реестра о превышении сметы на перестройку церкви с согласия священника: «Священнику, за превышение сметы и за изменение расположения строительных работ без разрешения начальства, сделать выговор; и только по уважению к его безпорочной доныне службе не вносить сего в его послужной список» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С.43. 10049).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

19 апреля. Резолюция на документах о деле с прошением диакона о назначении на его место племянника, и раскрывшимся позже обманом: «Дело немедленно остановить. Ученика допросить, каким образом и чрез кого он племянник диакону, и дознать, правда ли» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 28. 10019). 20 апреля. Резолюция на прошении обер-офицерского сына о принятии его на службу в консисторию, хоть сверх штата: «Проситель сам себе приготовляет решение, когда пишет, что штатнаго места нет» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 26. 10016). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что из глубины в день можно видеть звезды, это справедливо: только глубина должна быть узкая и крутая, мало доступная солнечному свету. – Чем глубже человек в смирении, тем лучше видит небо» (Письма преподобному Антонию. С. 323. 421). 22 апреля. Резолюция на консисторском определении о суде уклонившихся в раскол девиц и их родителей: «Поскольку Аннин отец Алексей сказал, что она перекрещена с согласия его, и после вторично попустил ей впасть в раскол: то, на точном основании 48 статьи XIX тома свода законов, передать суду и его» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 26. 10017). Резолюция на прошении диакона об увольнении по старости за штат и о произведении на его место его племянника: «Ученику, который хотел ложным показанием родства и покупкою за деньги получить диаконское место, от места отказать, и только в уважение непринужденнаго признания оставить его без дальнейшаго наказания» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 28. 10020). 23 апреля. Письмо A. Н. Муравьёву: «В субботу после всенощной получено приказание: в воскресенье после литургии начинается исполнение Напечатано: поприще разовьется. Поприше не клубок; и ему несвойственно развиваться. По моему мнению правильнее: поприще откроется. Не нравится мне судьба, которая клеймит огненным клеймом, как клеймят каторжных. Но против судьбы спорить неудобно. На стр. VIII: быть святилищем трех различных религий. Каких? В числе прочих и Магометанской? Обидно не только для Христианства, но и для Иудейства, стоять рядом с Магометанством в сем счете. Что за святилище у религии вовсе не святой? И неправда, будто Иерусалим есть святилище Магометанской религии; ея несвятое святилище в Мекке. Есть ли Вы найдете, что это взгляд слишком церковный, что тут мало терпимости, предаю себя сему нареканию и остаюсь при своем мнении. Вы властны иметь другое Видите, послушание оказано. Есть ли мнящий указывать погрешности, сам не согрешает: то просит прощения» (Письма. 1869. С. 135–137. 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

25 февраля. Резолюция на прошении священника об оправдании его по делу об отказе от захоронения скоропостижно умершего крестьянина: «Как в приложенном предписании Клинскаго духовнаго Правления пропущено важное для дела обстоятельство, врачебное освидетельствование тела, чем священник приведен в сомнение, и как в сем предписании между прочим предписано священнику тело предать земле без погребения, каковое действие буде бы потребовалось, до священника не относится, то подтвердить духовному Правлению, и особенно подписавшему предписание протоиерею, чтобы поступали осмотрительнее» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 110. 9812). Резолюция на рапорте благочинного о передаче прихода запрещенногосвященника: «Запрещеннаго священника, есть ли можно, вскорости отыскать, и ключи церковные отобрать у него, и препроводить по принадлежности; а есть ли сего нельзя вскоре сделать, то велеть при свидетелях открыть сундук, в котором заперты ключи, и ключи и метрическия книги отдать, кому следует; а сундук запечатать печатями находящихся при вскрытии, до хозяина» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 110. 9813). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что степени духов тьмы различны, в том нет сомнения. Приметно, что между ними есть низшие роды, подобные тому, что между людьми малоосмысленные и дикие, или как будто скот духовного мира. Входя в соприкосновение с здешним миром, они делают ребячества и глупости; но едва ли можно сказать, что вреда не сделают. Уже и то вред, что тревожат обитателя чуждой области. Но более опасно то, что могут быть орудиями хитрейших и злейших Посему искушаемому не то должно говорить, что совсем не могут сделать вреда, но что Бог не попустит и Ангел Хранитель не допустит повредить верующему, призывающему имя Божие и крестом ограждаюшемуся К совету не внимать действиям лукавых, а утверждать ум в присутствии Божием и в молитве не нужно ли присовокупить совет испытывать внимательно себя, не удерживает ли человек добровольно какого страстного помысла или чего темного в совести, что открывает дорогу и доступ обитателям тьмы, и тщательно хранить и восстановлять мир совести? Не нужно ли еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения? Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого. Что души умерших под проклятием и некоторые другие приражаются иногда к живущим и производят род беснования, сему встреченный Вами пример не единственный. Мне известны три, с признаками достоверности. Одну женщину беспокоил такой дух и наименовал свою мать, от которой он, кажется, лишил себя жизни, и селение, где она живет. Священник, которому сие открылось, умиротворением совести и таинствами помог страдавшей, а потом наведался о матери, и сказанное подтвердилось» (Письма преподобному Антонию. С. 291. 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ржевский-Крестовоздв. или Воздвижен., II, 893. Ржевы-Володимировы, Твер. г., 1279. Ржищевский-Преобр., Киев. г., I, 392. Ризположенский – Арсениев, Волог. г., II, 621. Ризположенский-Костромской, I, 12. Ризположенский-Суздальский, II, 1114. Римлянина – Антониев – Новгородский, II, 617. Робейский-Ксенофонтов, Новгор. г., II, 902. Роговищский-Новгородский, II, 1309. на Рогоже Преобр., Твер. г., II, 1091. Родионовская – Илозеерская – Озадская, Новг. г., II, 821. Рождеств.-Богор., Калуж. г., II, 1122. Рождеств. – Богор. – Анастасов-Лихвинский, Туль. г., II, 614. Рождеств. – Богород.-Антониев – Новгородский, II, 617. Рождеств.-Богород.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Рождеств.-Богор.-Боголюбов, I, 47. Рождеств.-Богор.-Боровский, II, 1121. Рождеств.-Богород.-Белгор., II, 1023. Рождеств.-Богор.-Гамалеевский, Черн. г., I, 151. Рождеств.-Богор..-Владимир., II, 1120. Рождеств. -Богород. -Возмицкий – Волоколамский, II, 1002. Рождеств.-Богор.-Воротиловская, Твер. г., II, 643. Рождеств.-Богород.-Глинская, Кур. г., II, 765. Рождеств. -Богород.-Голубинская, Волог. г., II, 769. Рождеств.-Богород.-Десятинский – Новгородский, II, 781. Рождеств.-Богор.-Домницкий, Черн. г., I, 174. Рождеств.-Богород.-Исаакова, Яросл.г., II, 835. Рождеств.-Богород.-Кандалашск., Киндаламский или Кокуев, Арх. г., II, 858. Рождеств.-Богор.-Коневецкий, Выборг. г., I, 255. Рождеств.-Богород.-Коренная, Кур. г., II, 883. Рождеств.-Богород.-Коржовец., Подол. г., II, 1132. Рождеств.-Богород.-Курмыш., II, 1131. Рождеств.-Богород.-Лисицкий, Лисичий или Лисий, Новгор. г., II, 908. Рождеств.-Богород.-Лужицкий, Моск. г., II, 910. Рождеств.-Богород.-Лукианова, Влад. г., II, 911. Рождеств.-Богород.-Лысковский, Нижег. г., II, 653. Рождеств.-Богород.-Мальский или на Малах, Пск. г., II, 1133. Рождеств.-Богород.-Медведева, Моск. г., II, 920. Рождеств.-Богород.-Михалицкий на Молоткове-Новгородский, I, 300. Рождеств. – Богород. – Молчанская – Софрониева, II, 933. Рождеств.-Богород.-Паданская, Олон. г., II, 1129. Рождеств. -Богор.-Палеостровский, Олон. г., II, 1035.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дмитрий 23 мая 2023, 18:04 Уважаемая Алла! В США большинство православных священиков вынуждены трудиться на гражданской службе, поскольку приходы не в состоянии их обеспечить. По той же причине и монахи во многих монастырях вынждены трудиться на гражданской службе Анна 23 мая 2023, 14:16 Зачем бежать из своей страны? Чтобы потом быть беженцем? Зачем это лицемерие, Америка постоянно воюет. Мы никому там не нужны. люди теряют все и бегут за мечтами. И не война а СВО, на которой мой брат. А война была с Донбассом 5 лет. Этих людей никто не жалел. Антоний 23 мая 2023, 11:06 Все верно, дорогой брат Владимир. Есть Герои, есть Патриоты, и есть предатели. Так всегда бывает. Едва приходит тяжёлое время, - и отделяет зерна от плевел. Но мы знаем, что с нами Бог, и пусть сейчас американские Хамви идут по нашей Белгородской земле, пусть упал замертво наш отважный пограничник, расстрелянный неонацистами, пусть западное орудие в очередной раз убивает нас, Победа будет за нами. Для нас Родина священна и воинский долг незыблем, как было и для наших отцов и дедов в 1941-м. И мы полны решимости бороться за Русь на фронте и в тылу. А сбежавшим из России в годину испытаний - Бог судья. Такие всегда былии и ранее. Но принять закон, запрещающий называть их беженцами необходимо. Антоний 23 мая 2023, 10:12 В отношении " беженцев " , ищущих уют в Штатах, когда прямо сейчас, когда я пишу этот комментарий, американская бронетехника под управлением неонацистов штурмует Белгородскую область, согласен с Дмитрием Медведевым (http://ria.ru/20221104/rossiya-1829173985.html). Меня будущее России и нашего патриотического народа интересует, наших детей, наших предприятий, наших городов и деревень! P.S. Пора принять закон, запрещающий называть уехавших " беженцами " . Низкий поклон всем, кто остался верен Родине, добросовестно служит Отечеству на фронте и в тылу! Вы - соль земли Русской! Читатель 23 мая 2023, 05:12 Какой мужественный, хороший человек! Сложная ситуация, конечно... Братья и сестры,давайте помолимся об о. Нектарии с братией! Из России мы только это можем сделать.

http://pravoslavie.ru/153776.html

В гостях у митрополита Ионы (Паффхаузен), Вашингтон    Я не принадлежал к этому братству, поскольку в те годы учился в семинарии в Джорданвилле, но когда приехал оттуда, то стал духовным чадом отца Анастасия. Он был мне не только духовным наставником, но и другом. Не приказывал, а давал свободу. Говорил: – Мне кажется, нужно поступить так, но ты решай сам. Он был мне не только духовным наставником, но и другом. Не приказывал, а давал свободу Он также часто давал мне краткие наставления, похожие на поговорки: И другие. Архимандрит Анастасий похоронен у нас в Сакраменто, и это честь для нас. Наш замечательный владыка Антоний (Медведев) Своим духовным наставником я считаю также архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Антония (Медведева; 1908–2000), который 14 лет был моим правящим архиереем. Он меня воспитывал. Я любил советоваться, хотел, чтобы все было правильно и, по правде сказать, надоедал ему своими вопросами, часто звонил. Но он всегда брал трубку – можно было позвонить ему в любое время после службы, и он всегда был доступен, считал своим долгом окормлять молодых священников. Владыка Антоний был большим знатоком литургики. Ему было за 90 лет, а он сохранял ясный ум. Помню, как одна праздничная служба длилась пять часов, а он, в его девяносто, хотел, чтобы она не заканчивалась, – так любил службу. После праздничной трапезы прохожу мимо него, а он чуть хромал, идет с посохом и говорит мне так радостно: – Я сейчас иду домой, и там у меня есть такая замечательная духовная книга – буду ее читать! Владыке Антонию было за 90 лет, а он сохранял ясный ум и выдерживал пятичасовые службы И я думаю: сколько вы уже всего прочитали за все эти годы, дорогой владыка, и все еще читаете и учитесь с таким молодым, живым интересом! Благодаря владыке Антонию я получил хорошее пастырское воспитание и очень ему благодарен. Царствие ему Небесное! Павел Волменский во время крестного хода. Престольный праздник Свято-Вознесенского храма в столице Калифорнии – городе Сакраменто   

http://pravoslavie.ru/141935.html

«Что студентам Академии отец Антоний оказывал не одну материальную помощь, но и духовную, – пишет профессор МДА П.С. Казанский , – знаю это из отношений его к моему покойному брату архиепископу Костромскому Платону 28 , скончавшемуся в один день и почти в один час с отцом Антонием. Отец Антоний узнал брата еще студентом, с 1832 года, и приветливо принимал его к себе ... В 1868 году отец Антоний одно письмо свое к Преосвященному Костромскому Платону заключил такими словами: «Позвольте братски обнять Вас, любезнейший святитель. Верую, что увидимся здесь или там, где не будет пременений 29 , но всюду мне будет в радость». Они встретились на пороге вечности» (3, т. 2, с. 732, сноска). Далее профессор Казанский делится своими личными впечатлениями об архимандрите Антонии: «Для меня лично воспоминание об отце Антонии всегда соединено с чувством глубокой благодарности к нему. Занят ли он был делами, были ли у него гости, лежал ли он в постели, доступ к нему был свободен. На всякую просьбу, обращенную к нему, у него был один ответ: с любовию и не на словах он делал, что мог. Во время неоднократных моих тяжких болезней он по нескольку раз в день навещал, утешал своим словом, помогал известными ему врачебными средствами, сам посылал верст за 25 за опытнейшим врачом, заботился и о духовном врачевании, старался исполнять и прихоти больного. Раз в болезни мне захотелось винограду; в Посаде его не оказалось. Он послал нарочного в Москву (железной дороги не было), чтобы привезти мне винограду. Раз, в бреду, часу во втором ночи я потребовал, чтобы призвали ко мне отца наместника. Бывшие при мне приняли мой бред за серьезное желание и вызвали его ко мне. Между тем я и забыл о своем бреде. Отец Антоний не только не огорчился безвременным призывом, но более часу просидел при моей постели» (3, т. 2, с. 733). Митрополит Филарет советовался с архимандритом Антонием перед принятием решений в некоторых академических делах. «Ректор Академии просил для напечатания проповедь , – писал он в одном из писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

2547 В конце октября – начале ноября 1924 г. в Праге научная общественность ЧСР и русская эмиграция торжественно отметили 80-летие со дня рождения Η. П. Кондакова. 2548 В период с 12 по 21 апреля 1924 г. Η. П. Кондаков находился в Бухаресте, где принял участие в Первом международном византологическом конгрессе. 2549 Тикканен (Tikkanen) Иоганн Якоб (1857–1930), финский историк искусства, археолог, член Археологической комиссии в Гельсингфорсе, профессор Гельсингфорсского – Хельсинкского университета. См. его письма Η. П. Кондакову: ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 418. 11л. 8 писем на франц, яз. 13 декабря 1903 г. – 9 февраля 1916 г. из Гельсингфорса в Петербург – Петроград. 2550 Пий XI (Ахилл Ратти; 1857–1939), папа римский (1922–1939), доктор богословия, в 1912 г. префект Амброзианской библиотеки в Милане, в 1919 г. нунций в Польше, активно выступал за военную борьбу с Советской Россией и с коммунизмом, поддерживал белую эмиграцию. 2551 Муньос (Munoz, печатался также под псевдонимом Aurifex) Антонио (1884–1960), итальян­ский искусствовед, специалист по романскому искусству, художник, архитектор и дизайнер; доктор архитектуры honoris causa. Ординарный профессор Римского королевского (государственного) университета. В ПФА РАН сохранилось большое количество писем Муньоса к Кондакову из Лондона, Алатри, Неаполя, Рима, Палермо, Террачины, Стамбула и Парижа (Ф. 115. Оп. 4. Д. 288, 22 письма, 16 открыток, 2 визитные карточки, 1 конверт; 16 февраля 1905 г. – 1 мая 1917 г. и без даты). 2553 Кондаков Н. П. Чтения по истории античного быта и культуры: Отдел из курса лекций, прочитанных д-ру А. Масарик с 10 ноября 1924 г. по 3 февраля 1925 г./Предисл. А. Масарик//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1931. 32 с. Отд. оттиск из кн.: SK. 1931, Т. 4. С. 3–32 («печатается по запис­кам, составленным С. Н. Кондаковым »). 2554 Толстой, граф Иван Иванович (старший) (1856–1916), археолог, нумизмат, коллекционер монет; почетный член ПАН (1897). Отец филолога-классика акад. И. И. Толстого (младшего). Вице-пре­зидент (1893–1905) и почетный член (1905) Имп. Академии художеств, гофмейстер Имп. Двора. Министр народного просвещения в правительстве С. Ю. Витте (1905–1906). Соавтор и друг Η. П. Кондакова. См. его письма к Η. П. Кондакову: ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 423–426. 267 писем, 8 телеграмм, 1 визитная карточка на русс, и франц. яз. за 7 апреля 1886 г. – 22 марта 1911 г. и без даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010