Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю//., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю//., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Чекмень — короткий полукафтан. Чекмень — короткий полукафтан. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Юфть — бычья кожа особой выделки. Юфть — бычья кожа особой выделки. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Июля 20 он был рукоположен в иеродиакона, а 22 в иеромонаха. Со времени поступления своего в Высокогорскую пустынь о. Антоний находился под непосредственным духовным руководством Ольги Васильевны. Она приучала его к подвигам иноческим, отсекая всякое излишнее желание. Раз, будучи у Ольги Васильевны сказал он ей, что купил очень хороший себе тулуп из овчин калмыцких. Ольга Васильевна призвала купца продавшего тулуп, и велела возвратить данные деньги сказав: с тебя достаточно и простой овчины для защиты от холода. Не оставлял о. Антоний и общения с Саровскими старцами, для которых путь в Москву или Нижний был чрез Арзамас. По временам бывал в Сарове сам о. Антоний. После того, как в 1820 году, о. Серафим разрешил свой обет молчания, он пользовался его советами и наставлениями. Князь Грузинский примирился с тем, что Медведев оставил его, и даже с доверенностью обращался к нему за содействием в своих семейных делах. Одно такое поручение подало повод или вызвало окончательно решимость о. Антония предпринять путешествие к святым русским местам даже до Киева. Это было в 1824 г. Сбираясь в долговременный путь о. Антоний приготовил особую книжку для ведения журнала своего путешествия, но к сожалению запись прекратилась на первой станции по выезде из Нижнего. Но и немногие страницы этого дневника любопытны, так как дают понятие о настроении его духа в то время. «Давно, пишет он, было у меня желание поклониться св. угодникам Божиим в местах, более известных в отечестве или более мною слышанных от посещавших, и передававших много любопытного и назидательного. Было побуждение навестить и некоторые отдаленные пустыни, где знал я еще живущих пустынников, дабы слышать и видеть ясные пути иноческой жизни в живых буквах. Все это приготовило желание души моей пуститься в путь, имея к тому все нужные способы. И наконец, одно здесь умалчиваемое обстоятельство вытолкнуло меня решиться ехать тотчас и писать, что я уезжаю в половине мая месяца или раньше. Собравшись, устроил все нужное для пути, – повозку и три лошади, наняв доброго и смирного кучера; отслушав раннюю литургию очень рано, приняв благословение от строителя, простяся со слезами с братиею я выехал из пустыни с восходящим весенним солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

А после заутрени – канон к причащению и молитвы, и, сколько Господь поможет, прочесть Посланий апостольских и Евангелия по главе и поменее, и с верою к дополняющей все благодати приступайте к Чаше Жизни. А чего сверх этого по уставу обители не выполните, восполните смирением, сознавая свою немощь, любовию к Господу и любовию к сестрам. Не смущайтесь тем, что Вы не можете нести трудов общих. Обитель, как и человек, имеет двойственное бытие, то есть состоит из души и тела. Для бытия тела необходимы телесные потребности и отправление трудов внешних; но не менее того для духовной стороны потребны и важны отправления духовные. Так, когда сестры обители трудятся, Вы встаньте помолиться Господу, да подкрепит их силы, да благословит их мужеством и терпением, миром души и здоровьем, и Вы все время вместе с ними трудиться будете, и столь же полезно для обители, сколь полезно трудятся и они. Медленнее спешите уравняться с их подвижническими привычками. Останавливайте и дочь, чтобы не вдруг бралась за то, чего не может. Лучше медленнее браться, но постоянно удерживать взятое, нежели вдруг на многое решиться и оставить. Дом начинают строить не с крыши и не со стен, а со рва, то есть прежде всего роют землю для фундамента, и чем выше намерены строить дом, тем глубже роют для основания. Так и Вы сами, и в дочери прежде всего приучайте и мысли, и рассуждения к смирению. Никого ни в чем не осуждайте. Не верьте худому заключению о ближнем или об обители, – не только мыслям своим или словам посторонних, но даже и глазам своим. Они первые совратили (праматерь) в раю. Главное: веруйте в Промысл о Вас Божий и призвание в обитель. Уповайте на Его безраздельное милосердие и любовь. Любите Его и в сердце, и в мыслях, и в словах; делите с Ним и Ваши скорби, и Ваши радости так, чтобы два сердца Ваших только к Его, третьему, открыты были и надеждою, и любовью, и Вы обретете мир в душах Ваших. Сколько позволят силы, понемногу дочери давайте приучаться к буквальному монастырскому послушанию» (2, с. 31–34). Письма архимандрита Антония его духовной дочери Е.И.М. относятся к 1870–1874 годам. Госпожа М. хранила их в бархатном переплете с золотым обрезом как драгоценную святыню. О значении для нее этих писем она говорила: «Оставшись вдовой с малолетними детьми, я была убита горем. На меня нашел такой столбняк, что я все молитвы перезабыла. Даже «Отче наш» не могла прочесть. Отец Антоний своими беседами, письмами и частым причащением меня Святых Таин воскресил, оживил меня. Письма его и до сего времени утешают и успокаивают мое сердце и руководят меня на пути к Небесному Царствию». В них отец Антоний говорит преимущественно о едином на потребу, то есть о Боге и вечном спасении. Все они дышат самой нежной любовью отца и друга. Замечательна еще одна черта их: питая с юности особенную любовь к природе, отец Антоний часто для объяснения и подтверждения мыслей берет образы из явлений природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

18-го ноября, в субботу, Владыка говорит своему келейному иеродиакону Парфению, что завтра он будет служить литургию в своей домовой церкви и чтобы все было приготовлено к служению. Старик Парфений, отличающийся прямотой и откровенностью, решился заметить Владыке, что он утомится от служения и не будет, пожалуй, служить во Введеньев день 42 , что лучше бы тогда на Введение отслужил. Но Владыка сказал: «Это не твое дело, скажи, что я завтра служу». Он отслужил литургию и в роковое 19-е число скончался» (37, с. 185–186). По преклонности лет святителя каждый день можно было ожидать его кончины. Поэтому еще 24 июля 1867 года отец Антоний, в ожидании этой горестной для него потери, сделал письменное предложение митрополиту о том, чтобы вместо скита, где была приготовлена для него могила, избрал он себе место вечного упокоения в Лавре, на южной стороне Духовской церкви 43 (4, с. 75). Кончина святителя Филарета, последовавшая 19 ноября 1867 года, в тот именно день, который он предвидел, поразила архимандрита Антония. Со слезами проводив в вечный покой сердечно любимого и высокочтимого святителя, отец Антоний не мог не почувствовать своего сиротства. В одном письме он писал: «Мы осиротели усопшим Владыкою. Я лишен в смерти его не только отца, но друга и покровителя. Да! Он не только Церкви Российской, но всему христианству был светильник. Россия, как дань любви и благодарности, будет повсюду возносить о нем молитвы» (3, т. 2, с. 725). В другом письме он говорит: «Скорбь моя о лишении отца, и друга, и Владыки тяжело легла во мне. Если бы можно, ушел бы в пустынную келлию, устранясь от дел и людей. Не знаю, что будет далее. К Страстной ждем приезда нового Владыки в Москву. Я давно с ним знаком, но для меня все равно кто бы ни был митрополитом, но отца для меня по Боге в настоящей жизни нет и не будет» (3, т. 2, с. 725). Со всем усердием и любовью отец Антоний предался заботам о погребении и поминовении своего великого благодетеля, друга и отца! Во дни поминовения в Бозе почившего архипастыря вся монастырская площадь обыкновенно наполнялась нищими, которым отец наместник предлагал щедрую трапезу в память усопшего (2, с. 39–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

«Однажды отец Антоний, причащавший братию, видел, как два инока-старца, со страхом приступив к чаше со Святыми Тайнами, причастились из нее небесного огня» (2, с. 24). Привлекая богомольцев своим богослужением, архимандрит Антоний духовно привязывал к себе тех, которые искали беседы с ним. Он обладал обильным даром слова и в своих беседах обнаруживал обширные сведения и мудрость суждений. Беседуя с ним и не зная его прошлого, можно было подумать, что он получил образование в одном из лучших учебных заведений. Весьма крепкая память его сохраняла полученные им сведения, и, обыкновенно, одухотворенная его беседа лилась нескончаемым потоком (2, с. 24–25). При его впечатлительной душе, живом воображении часто и сухие факты, облекаясь в живые образы, обставлялись подробностями, все объясняющими. Если он сочувствовал теме рассказа, то как бы сам становился действующим лицом, мимикой оживляя повествование. Редко встретишь такое выразительное лицо, какое было у отца Антония. Всякое душевное движение, всякую залегшую на сердце мысль человек, хорошо знавший отца наместника, мог легко прочитать в его лице, хотя бы он и пытался скрыть их. Обороты его речи имели своеобразный характер: у него были свои оригинальные выражения – меткие, типичные только для него. Потому, был ли он среди светского общества или среди академического братства, он всегда первенствовал в устном слове. «Мы, – пишет профессор П.С. Казанский , – бывало, теснились поближе к нему, чтобы услышать его интересные беседы» (2, с. 25). Во времена архимандрита Антония произошло стихийное бедствие: в 1838 году пожар истребил здание лаврской гостиницы, и на восстановление сгоревших построек потребовались значительные средства. В первые двенадцать лет своего наместничества отец Антоний главным образом обновлял обветшавшее, восстанавливал то, что разрушалось, исправлял недостатки, допущенные прежде. «В 1843 году мы, – пишет профессор П.С. Казанский , – слышали от него следующее: «Меня обвиняют, что за двенадцать лет истратил 2400400 рублей ассигнациями, не сделав ничего видного в Лавре, не считают того, сколько я убил денег в землю, уничтожая грязь и нечистоту и поправляя ветхости. Если и много истратил, зато увеличил доходы Лавры. Капитала, бывшего до меня, не только я не уменьшил, но и удвоил его» (3, май–июнь, с. 277). 3 марта 1844 года случился пожар в келиях архимандрита Антония, огонь быстро затушили братия Лавры. На рапорте наместника о случившемся митрополит Филарет написал: «Благодарение Богу, сохранившему место от большей беды» (26, л. 2, 2 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Московская духовная академия получит почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии 18.10.2011 Супруга президента России Светлана Медведева передала Московской духовной академии каталог на 26 739 книг из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима. " Эти книги по истории религии, теологии, философии были собраны представителями Московской духовной академии в разных уголках Италии " , - сказала она во время церемонии передачи сертификата ректору православной академии архиепископу Евгению. Возглавляемый С.Медведевой Фонд социально-культурных инициатив принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. " Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение " , - убеждена супруга главы государства. Она напомнила, что в марте состоялось открытие Русского культурного центра в Венецианском университете Ка Фоскари. " Тогда библиотекарь Марчианской библиотеки от лица секретаря по христианскому единству, главного дарителя кардинала Курта Коха передал нам сертификат на книги " , - отметила С.Медведева. Сейчас они находятся в Тарквинии, в древней церкви Святого Антония. По завершении процесса каталогизации книг их привезут в Россию, и они будут храниться в библиотеке Московской духовной академии. " Мне очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Воспитывая наших детей, очень важно опираться на традиции и опыт предыдущих поколений, на духовные основы православия, и здесь большая роль принадлежит Русской православной церкви " , - сказала первая леди. Переданный Московской духовной академии каталог, в частности, состоит из книг тайных архивов Ватикана, Папского Восточного института, Папского Латеранского университета, Папского Григорианского университета, Миланской семинарии, общины " Сан Фидели " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.10.2011 19:44:10

http://drevo-info.ru/news/11629.html

– Посылаю ее к Вам: если не имеете возражения, отдайте, пусть посмотрят, захотят ли печатать. 6 сентября 1852 г.» (12, с. 158). «Ректор желает или его располагают взять в эконома бывшего ильинского священника Флегонта. Этот пожелает должности, но не знаю, пожелает ли его должность. Желаю еще иметь Ваше слово, прежде нежели решусь. Августа 27-го 1853 г.» (12, с. 222). По воспоминаниям профессора П.С. Казанского , отец Антоний способствовал развитию богословской науки. «Глубоко памятна для меня его готовность содействовать моим ученым занятиям. Хотя сам он и не получил никакого образования, но действовал так, что и тени его действий не встречается в тех, которые сами занимаются учеными исследованиями, и тем глубже вздохнем об нем. Не говоря о том, что его [собственная] довольно значительная библиотека была открыта для пользования, он облегчал всячески пользование лаврскою библиотекой и лаврским архивом. Капризов у него тут не было. Встречая иногда затруднение доставать книги из лаврской библиотеки или по болезни библиотекаря, или по собственной болезненности затрудняясь ходить в холодную и неблизкую лаврскую библиотеку, пошлешь ему записку о том, что нужна мне такая-то рукопись или книга, – и требуемое чрез полчаса доставлялось. Однажды для некоторых объяснений мне полезно было побеседовать с каким-нибудь иноком, жившим на Афоне и Синае. Я спросил отца Антония, нет ли у него в Лавре или в скиту старца, желаемого мною. «Постараюсь узнать», – был его ответ. Не прошло часа после того, как я предложил просьбу, как ко мне является из скита иеромонах Самуил, долго живший и на Афоне, и на Синае; Отец Антоний успел распорядиться, чтобы приготовили экипаж и послали за сим иеромонахом. Все это делалось с такою готовностью и радушием, что не чувствовалось, что делается великое одолжение. С утратой такого человека начинаешь понимать вполне его цену» (3, т. 2, с. 733–734). Оценка трудов архимандрита Антония в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры В своих письмах святитель Филарет часто выражал благодарность архимандриту Антонию за труды по окормлению Троицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Медведева, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшин, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, президент Российского фонда культуры, председатель Союза кинематографистов России Н.С. Михалков, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, заместитель Главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Главы ВРНС, председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев, ответственный секретарь ВРНС О.В. Ефимов, а также старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий, председатель Центрального духовного управления мусульман верховный муфтий Талгат Таджуддин, главный раввин России А.С. Шаевич, Посол Ватикана в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини и другие представители религиозных общин России, органов власти и общественных организаций, деятели культуры, образования, науки. В адрес организаторов и участников Собора поступили приветствия Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова. 26 мая 2010 года состоялась работа секций XIV Всемирного Русского Народного Собора: «65-летие Победы. Школа и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения», «Права ребенка, поддержка семьи и национальная традиция воспитания», «Межнациональные отношения в школах и вузах: проблемы и решения», «Русский язык, литература и история.

http://patriarchia.ru/db/text/1170651.ht...

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции, помимо прочих соглашений, Рузвельт и Черчилль согласились вернуть в СССР всех военнопленных и гражданских, которые были освобождены союзниками. Американцы особенно не усердствовали. Некоторые американские офицеры сочувствовали русским военнопленным и, понимая, что их ждет, «закрывали глаза» на побеги из лагерей. Те, кто смог избежать выдачи НКВД, рассеивались по разным странам Европы и Америки. Солдаты из американской 42-й пехотной дивизии у вагона с телами узников концлагеря Дахау Что касается англичан, то они даже переусердствовали и выдавали не только советских граждан, но и эмигрантов первой волны, которые покинули Россию во время революции и Гражданской войны и никогда не были гражданами Советского Союза. Где хитростью, где насилием, выдавали всех, кто говорил по-русски, причем даже тех, кто отказывался возвращаться (речь, разумеется, не о военных преступниках, которых, конечно, нужно было судить). Как-то он чинил джип, и пронеслась весть, что едет НКВД. Папа сел в джип и уехал, избежав выдачи Кто-то сам хотел вернуться и верил, что на Родине разберутся и не накажут, у других там оставались родители, жены, дети, дома, квартиры... Папа же был гол как сокол и одинок. К тому же он хорошо помнил Сибирь, и как его близких выгружали из теплушек в снег. Он решил, что нового лагеря не выдержит. Многие из тех, кто также не желал возвращения, пережили репрессии 1930-х годов, когда ночами люди не спали в ожидании черных «воронков» – символов арестов и искалеченных судеб их близких. У папы были золотые руки, и сразу после освобождения он стал помогать американцам: чинил автомобили, разную технику. Как-то он чинил джип, и пронеслась весть, что едет НКВД. Папа сел в джип и уехал, избежав выдачи. Потом вернулся. Освобожденные узники концлагеря Равенсбрюк Моя мама Нужно сказать и о моей маме. Ее девичья фамилия – Медведева . Антонина Ивановна Медведева. Юной девушкой она была принудительно угнана в Германию вместе с другими девушками, как остербайтеры – восточные рабочие. Мама знала немецкий и оказалась на сахарном заводе недалеко от Дрездена. Три года провела в плену.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/25/kak_ot...

Но при всей дружбе, при всей доверительности, при всем почти сыновнем уважении к архимандриту Антонию митрополит Филарет, неизменный в установках своей административной деятельности, настойчиво требовал, чтобы отец Антоний без его ведома и предварительного разрешения не предпринимал ничего. Подробному обсуждению подвергалось всякое предложение со стороны наместника. «Припадем, отец наместник, – писал святитель Филарет 2 сентября 1847 года, – к истинному настоятелю нашему. Преподобному Сергию, с молитвою, чтобы он устроил и сохранил нас послушниками своими единомысленными и единодушными, чтобы Вам дал мир, не нарушимый моими прекословиями, а меня исправил и удержал от прекословий, когда они погрешительны и несправедливы» (11, с. 339). Правда, в текущих делах по управлению монастырем святитель предоставлял наместнику полную свободу. Первые письма митрополита Филарета, несмотря на благодушие, с каким относился он к новому наместнику, отражают характер настоятеля, ревниво заботящегося как о внешнем, так и еще более о внутреннем благосостоянии обители. Но мало-помалу этот тон меняется, содержание писем становится разнообразнее и круг тем все более и более касается предметов, выходящих из непосредственной компетенции отца Антония. Сначала в словах митрополита проглядывают чувства уважения, но вскоре они переходят в изъявление дружбы, не покидавшей их потом в продолжение всей многолетней переписки. «Узнавая ближе и ближе своего наместника, Владыка хотя не оставляет заботиться по-прежнему обо всем, что относится до благоустройства вверенной ему обители, но уже смотрит на отца Антония не только как на умного хозяина Лавры, благодаря распорядительности которого внешнее ее устройство и благолепие улучшается с каждым днем, но и как на мужа духовной деятельности, опытного в иноческом подвижничестве, умудренного и первоначальным руководством блаженного Серафима Саровского , и собственною практикой в жизни созерцательной» (11, с. 8–9). Архимандрит Антоний действительно был полным хозяином Лавры. Он окружил себя людьми, которые беспрекословно ему повиновались. Сам он входил во все тонкости управления, что же касалось конкретных дел, то буквально ни одного гвоздя нельзя было вбить без его дозволения. Он неутомимо выслушивал доклады подчиненных по всем отраслям хозяйства, делал срочные распоряжения, сам следил за их исполнением. Нельзя было даже представить, что какое-то его приказание останется неисполненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010