11 октября. Резолюция на отношении управляющего Московской палатой государственных имуществ с просьбой архипастырского наставления священникам, избранным в наставники приходских училищ: «Целию преподавания поставить не то одно, чтобы передать некоторыя понятия памяти учеников, но то, чтобы в сердцах их утвердить православныя понятия о Боге и Христе Спасителе, благочестие, благоговение к Самодержцу, послушание начальству, благонравие, дабы учение сделалось в них основанием доброй и благополучной жизни С учениками обращаться кротко и с отеческою любовию, чтобы добрый учитель делал приятным учение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 171. 9943). 12 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Погода улучшилась, и я не побоялся бы дороги, чтобы ехать в Лавру; но удерживаюсь ожиданием празднования о крещении Великого Князя» (Письма преподобному Антонию. С. 306. 393). 15 октября. Резолюция на представлении отчета за сентябрь Московского комитета цензуры духовных книг: «Грузинская рукопись, представленная в цензурный комитет от князя Авалова, представлена от комитета Святейшему Синоду, котораго года, месяца, числа и под каким номером? – Сие сведение нужно доставить князю чрез Георгиевскаго, что в Грузинах, священника магистра Руднева для справки в канцелярии Святешего Синода» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 164. 9926). • Письмо наместникуЛавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мой к Вам путь еще не устрояется. Государь мне здесь еще сказал, что крещение Великого Князя назначает 10 числа, но до сих пор нет сведения, что оно совершилось. А мне думается здесь принести о сем молитву с братиею и потом уже идти к Вам» (Письма преподобному Антонию. С. 307. 394). 16 октября. Резолюция на показании запрещенного священника о совершении им служб в чужих приходах для приобретения пожертвований на строительство храма: «Поскольку не раз замечено, что сельские священники в праздники и посты, оставляя служение в своих церквах, приходят совершать оное в Московских, из видов корысти, что священства не достойно, для сельских церквей и приходов вредно и не нужно для церквей Московских, которыя, в случае нужды, могут заимствовать служащих из монастырей и из не состоящих на действительной службе, то предписать, чтобы священники, состоящие на действительной службе при сельских церквах, не были допускаемы до служения в Московских, и особенно в праздники и посты» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 144. 9882).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Письмо E. В. Новосильцевой: «Принести память Вашу и отшедшаго пред Господа мой долг по многим отношениям. Принесите и Вы Ему молитву о мне, как дар любви к ближнему» (Письма. 1911. С. 218). Письмо E. В. Новосильцевой: «Возвращаю письмо. Благословение мира Елисавете Михайловне. Передайте ей сие. Скажите, что если надобно быть терпению, то надобно быть и скорбям; если надобно быть самоотвержению, то надобно, чтобы не все воздавали нам, что кажется должным» (Письма. 1911. С. 218–219). 14 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Как худой век охотнее верит худому, нежели доброму, то соблазн идет скорее назидания и надобно беречься не только зла, но и небрежности, может быть не много виновной, однако питающей соблазн» (Письма преподобному Антонию. С. 293. 367). 17 марта. Резолюция на прошении священника и увещателя Коломенского городнического правления о его защите по причине оскорбления, нанесенного ему подсудимым во время его увещания: «Служителям алтаря приличнее прощать обиду, нежели при начавшемся уже действии правосудия употреблять особенныя усилия против обидевшаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 112. 9817). 18 марта. Письмо московскому гражданскому губернатору И. Г. Сенявину: «...светским присутственным местам строго воспрещается входить в суждение по делам, духовному ведомству предоставленным; в случае же поступления к ним таковых дел обязываются они обращать их немедленно в духовное правительство Посему долгом поставляю отнестись к в[ашему] п[ревосходительств]у, дабы благоволено было обратить внимание, подлинно ли Волоколамским судом предпринято следствие, по предмету, который разсмотрению его не подлежит, и в сем случае остановить действие онаго, и о последующем уведомить» (ДЧ. 1891. Ч. 1. 3. С. 505). 23 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Когда расположение к недоброму мнению готово, всякий случай, сколько-нибудь неблаговидный, усиливает худое мнение. При таких обстоятельствах никакая осторожность не будет достаточна, но тем не менее нужна бдительная осторожность. Такой осторожности не видно в том, что монашествующие на сырной неделе в немалом числе пришли петь всенощную, хотя бы к больной, но в модное семейство, и потом пить чай и петь за чаем стихи всенощнои, которые во время всенощной петь поленились. На всенощной пели бы для Бога, а за чаем, боюсь, не пели ли для увеселения песнь Господню на земли чуждей» (Письма преподобному Антонию. С. 293. 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

16 октября. Резолюция на прошении чиновниц о покупке пономарем их наследственного дома: «Условие о доме и саде на церковной земле без утверждения начальства не имеет силы, особенно же об удалении пономаря от места» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 47. 9685). 17 октября. Резолюция на консисторской справке о просителях на священническое место: «Священник для своего призрения имеет сына служащаго. Что за родство с диаконом – неизвестно; и диакон никакого пособия священнику не обещает. Есть ли позволить священникам передавать место кому хотят, то не будет места награждению достойных, и корыстные виды повредят правильному занятию мест» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 48. 9686). Резолюция на консисторском определении о наказании дьячка за нетрезвое поведение: «Пономаря... исключить из духовнаго звания и препроводить в Губернское Правление на его разсмотрение, между прочим и по касающемуся до него делу о покраденных вещах; Консистории пономаря дьячком не называть, как сделано в сем определении» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 48. 9687). 18 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Княжне Елисавете Дмитриевне 172 посылаю книгу, о которой говорено было. Вам посылаю лоскут ткани на рясу или полукафтанье, как найдете годным, на память обо мне» (Письма преподобному Антонию. С. 276. 343). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О хозяйственных делах Лавры» (Письма преподобному Антонию. С. 277. 344). 20 октября. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Теперь может случиться, что лишусь нынешняго Викария 173 . Пользоваться его добрым сотрудничеством желаю: но не желаю препятствовать, есть ли Господь призовет его к самостоятельному служению на пастве. Желаю только, чтобы он призван был на кафедру, соответственно его службе, достоинству и ожидаемой пользе. Мне же в таком случае утешение бы сделано было, есть ли бы извлекли от пещи железны в Москву Преосвященнаго Рижскаго. А есть ли сие не окажется возможным, то хорош бы был Московской Семинарии Ректор Иосиф 174 , человек благочестивый, рассудительный, с уважением знаемый в Москве, знакомый с местными обстоятельствами» (ЧОИДР. 1868. КН. 2. С. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

6 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О сем я думал, и хорошо, что я не один, – Бог благословит. Иеромонаху Варфоломею быть в ските Бог благословит, как я и прежде сказал, – И Аввакуму» (Письма преподобному Антонию. С. 347. 454). 7 ноября. Резолюция на выписке из консисторского реестра о возможности повенчать отставного капитана с прусской подданной, лютеранкой, если не возникнет препятствий на приходе по ее месту жительства: «Как невеста не принадлежит к православному исповеданию, то не принадлежит и к Николо-щеповскому приходу, и потому публикации в сем приходе не имели бы силы. Надлежит быть браку в приходе, где жительствует жених» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2 С. 62. 10087). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «И душевные расположения братии скита, и расположение служений да управит Господь к миру и спасению. Мысль моя ходит между ими, а между тем жизнь моя проходит в молве, которая, кажется, возрастает и которой конца не видно. Благодарю за слово утешения. – Благо было бы, если бы со дерзновением можно было бы сказать: Ты веси яко люблю Тя, Господи. Тогда нетрудно было бы отдать себя поясать и вести, аможе не хотел бы. Молите о мне Господа, да не совсем лишит меня сего дерзновения, которое Он же дарует» (Письма преподобному Антонию. С. 348. 455). • Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Предложите, отец Ректор, препровождаемую при сем проповедь 214 , цензурному комитету, и не помедлите возвратить с его решением» (Письма. 1888. С.147). 8 ноября. Письмо A. Н. Муравьеву: «Ни от Киевскаго Владыки, ни от Тверскаго ничего не имею. Между тем некоторыя обстоятельства понудили меня отослать в Петербург катехизис, то есть то, что менее важно. От труднаго дня освящения Семинарской церкви занемог, и день Архистратига праздную в келии. Болезнь, однако, менее сделала, нежели угрожала. А угрожала повторением болезни, бывшей летом» (Письма. 1869. С. 146. 106). 9 ноября. Резолюция на объяснении протоиерея, почему он провел катехизическую беседу без представления ее благочинному: «Проповедь не имеет катехизическаго характера, изъяснительнаго и наставительнаго, а начинается прямо обличением, по односторонности понятий подверженным превратному разумению, и неуместным потому, что обращено прямо на господ, тогда как слушатели были, без сомнения, не господа, кроме весьма немногих» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 63. 10088).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

23 ноября. Резолюция на прошении бывшего инспектора хора о разрешении вступить в брак: «Есть ли проситель находит свои обстоятельства разстроенными, то при сем неблаговременно вступать в обязанности брака не имеющему способов содержать жену и детей. По сему советуется ему зрелее обдумать свое предприятие, чтобы не причинить себе большаго разстройства и затруднения (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 64. 10093). Резолюция на показании пономаря о том, что он ранее был отлучен от места по неумению, потом вновь был определен на это же место для поддержания семейства: «Пономарь читает крайне тупо, и потому один причетнической должности исправить не может, и другому помогать мало способен» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 65. 10094). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «За сообщение мне мысли о указателе на проповеди как и за все, что говорите мне откровенно, благодарю. Чтобы находить в них, чего захотят искать, поможет частию данное им разделение, частию оглавление, в котором содержание многих означено. Может быть, не излишне было бы указание некоторых особых предметов или изъяснений некоторых изречений Священного Писания; но указатель сего рода делать теперь некогда и некому, и нельзя знать, заслужит ли книга такое употребление, чтобы стоило труда составлять указатель» (Письма преподобному Антонию. С. 349. 457). 24 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вчера писал я к Вам, отец Наместник, о рождении у графа Дмитрия Николаевича сына Сергия. Мне хочется послать ему икону, и хорошо было бы, если бы Вы доставили мне освященную при мощах Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 349. 25 ноября. Резолюция на консисторском докладе о хранении частных имуществ в церквах: «Хранение в церквах частной собственности может для церквей увеличивать опасность хищения в случае известности о сем, возбуждая алчность людей, склонных к татьбе. В случае похищения оно подвергает похитителей более строгой ответственности, нежели в том случае, когда похищение сделано было бы не из церкви. Но бывают случаи, в которых допущение хранить частную собственность в церквах и церковных ризницах бывает нужно и с порядком сообразно. Таково, например, хранение в церкви принадлежащей частному лицу иконы, привлекаемой некоторое особенное молитвенное усердие, которой полезнее быть в церкви, в смотрении причта, нежели в частном доме без надзора» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 65. 10095).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Мне поручено разделить сии предметы по классам в неделю и назначить в каждое отделение Семинарии Наставников. 26 Апреля я был у Московского Владыки, поведал ему о данном мне поручении и просил в некоторых статьях наставления. Было много драгоценных речей. Не помню их. Вот что записано только: на мою жалобу о исключении Философии и пополнении Семинарии учениями ничтожными и бесполезными Владыка сказал: “Надобно в чем нибудь и им (светским) уступить, чтоб от нетерпеливости не перепортили всего”. О Философии и Математике Владыка сказал: “Науки сии нужны в Семинарии, как оселок испытания, изощрения и приведения в порядок мыслящаго духа”. О Медицине сказал: “Поверхностное знание Семинаристами Медицины бесполезно, даже вредно. Вместо излечения могут увеличить болезнь. До сих пор Священник приходский есть врач духовный. Всякий совет его приемлется за святость. Когда же он будет лечить болезни телесныя лекарствами земными, то может произойти, что его неудачное лечение лишит его доверия даже и в советах духовных. И смертная болезнь иногда начинается легкими припадками. Затем болезнь растет, усиливается, не уступает лекарствам; человек умирает! Тогда родные скажут: Вот больной заболел легко, но батюшка дал ему какое-то лекарство, и он умер!”» (Казанцев. С. 63–64). 25 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Примите, Отец Наместник, вручителя сего в Лавру и приложите старание устроить его на правый путь монашеского жития. Он был в Сергиевой пустыни, но не возмирствовал, как некоторые другие, находя тяжкими поступки одного из старших, которому Настоятель 66 с избытком, по их мнению, доверяет. О честности его я имею весьма убедительные свидетельства» (Письма преподобному Антонию. С. 213. 257). 27 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Будьте великодушны, Отец Наместник. Приимем посещение суда в уповании, что и милостию посетит и посещает уже, нас Господь. Огнь, хотя вещественный, пришел, думаю, на наши душевные плевы, так о себе думаю, да представим себя очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Для утешения скорбящей души отец Антоний пишет и следующие строки: «Не сетуй на слезы: засуха вреднее дождя. Дождь ли сквозь солнце благодати, ненастье ли житейских печалей или просто набежала тучка и разрешилась дождем – пусть покропит! Засуха не только цвет, но и корень убивает. Как роса для цветка, так слеза для души полезна. Я наблюдал иногда в раннее утро летом, как прекрасно и бережливо сердце цветка хранит каплю росы. Пусть и твое сердце, чем бы оно ни было подвигнуто к пролитию слез, знает, что это вода чистительная, вода, размягчающая жестокость самодовольства и самолюбия». С целью успокоить духовную дочь в тревогах ее совести архимандрит Антоний писал: «Замечала ли ты: когда солнечный луч утром проникает в окно, то мириады пылинок и сору плавают по лучу солнечному на всем его протяжении? Это, радость моя, подобие души, озаренной лучом благодати. Когда благодать касается сердца человека, то в разуме, мыслях и сердце как бы некоторая делается тревога, все выказывается неправильное, как пыль по лучу солнца. И это первое побуждение человека к сознанию своих немощей и смирению. Не тот момент вреден для нас, когда мы смущаемся внутренними нашими неприятностями, а тот, когда мы ничего не чувствуем укоряющего нас. Так не бойся таких минут, когда приводится душа в смятение, но молись с усердием ко Господу Иисусу Христу, говоря: «Твоя я, Спаситель мой, спаси меня!» И волны мыслей твоих стихнут в язвах Господа» (2, с. 34–37). В отношении к ближним отец Антоний более всего внушал иметь любовь – основу всех добродетелей. «Любовь есть искра Божественной силы: она дается человеку Духом Святым и требует жизненной разработки в делах человеколюбия и милосердия». «Что в видимой природе солнце, то в сердце человека любовь. Так же она дает жизнь, так же греет, наслаждает и украшает». «Отними у Неба любовь – и Небо будет адом. Распространи любовь на земле – и земля небесным раем сделается» (2, с. 37–38). Благодаря близости с митрополитом Филаретом архимандрит Антоний знал все церковные дела, и это открывало ему возможность принимать мудрые решения в самых разнообразных ситуациях. Сближение с видными представителями Московской духовной академии позволяло ему следить за развитием богословских наук; беседа со всякого рода посетителями Лавры давала ему многообразные сведения о течении жизни в государстве вообще. Конечно, невозможно было для него беседовать со многими из посетителей Лавры, но все интересное, даже из быта простого народа, передавалось ему иноками, служащими при разных послушаниях. Из бесед с иноками, приезжавшими на время в Лавру, с приходившими паломниками он знал состояние всех известных монастырей и имел подробные сведения о всех замечательных подвижниках. Он и сам читал много святоотеческих книг и духовных журналов, иногда заглядывал и в светскую литературу (3, т. 1, с. 408).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Но положение Фельдшера не могло удовлетворить такой натуры, какова была у Андрея Медведева. Метко охарактеризовал его архимандрит Михаил в слове, сказанном при погребении его. «Вдали минувшего видится мне юноша не получивший правильного школьного, даже, кажется, домашнего воспитания, но богато одаренный от природы замечательными душевными качествами, юноша с зачатками ума наблюдательного, крепкого, тонкого, острого и игривого, не любящего останавливаться на поверхности, но стремящегося проникнуть в глубь, с зачатками воли сильной, энергической, упругой и гибкой, с сердцем нежным, впечатлительным и восприимчивым, глубоко чувствующим и отзывчивым, с характером бодрым, деятельным, подвижным, с воображением живым, несколько, поэтическим». Несмотря на молодость, к Фельдшеру Андрею Медведеву многие обращались за врачебною помощью, – и не без пользы. За недостатком врачей прикомандированный к готовившемуся в 1812 г. ополчению нижегородскому он получил формальное дозволение на врачебную практику. Немало врачебной практики доставляла ему Макарьевская ярмарка, которая была в пяти верстах от Лыскова. Купцы московские, которых лечил, Медведев, звали его в Москву. Проезжавший по Волге мимо Лыскова князь Кочубей должен был обратиться за врачебною помощью для больной своей дочери к Медведеву, и когда он облегчил ее страдания, приглашал его сопутствовать ему в Крым, обещая после свое покровительство. Но Медведев на опыте испытывал, как тяжело покровительство вельмож, и охотнее склонился на приглашение московских купцов. Вообще переменить свое положение было у него желание, но всего менее приходил на мысль тот путь, на котором суждено было получить ему известность. Но сначала бессознательно для него самого душа его подготовлялась и как бы случайными впечатлениями и самыми обстоятельствами жизни к новому направлению. Однажды случайно забрел он ночью в нижний этаж княжеского дома, всегда открытого для странствующих монахов. В одном углу его, освещенном лишь лампадою, увидал он послушника стоящего на коленях и молящегося. Завязался разговор. Медведев полюбопытствовал узнать, в чем состоит келейное монашеское правило. Странник предложил совершить его вместе. Душа Андрея усладилась именем сладчайшего Иисуса многократно повторяемым и в каноне и в акафисте. В глубине души Андрея сохранилось это первое благодатное впечатление, однако оно не произвело изменения в образе его жизни и служило лишь точкою опоры для блуждающего воображения и помогало, так сказать, откликаться на призывающий к чему-то и куда-то голос Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Наиболее достоверно выводы «круглого стола» о вине немцев за Катынь подтверждает свидетельство польского поручика Антони Горбика -Антона Горбовского, изложенное в книге партизанского командира Дмитрия Медведева «Сильные духом» (Свердловск, 1952 г.) В ней описывается, как в партизанский отряд Медведева в январе 1943 г. явился польский драгун Антон Горбовский. Он рассказал, что в 1941 он, как военнопленный, находился в лагере НКВД под Смоленском. В июле лагерь захватили нацисты, которые стали предлагать польским офицерам «сначала добровольно, а потом под угрозой расстрела пойти к ним на службу » . Не согласившихся оказалось большинство. Вскоре их стали увозить из лагеря «группами по сто-двести человек неизвестно куда». В одну из ночей настала очередь Горбовского, которого вместе с другими польскими офицерами привезли к огромной яме в лесу. Горбовский удалось незаметно взобраться на дерево и остаться живым, но ему пришлось увидеть, как немцы расстреливали его друзей. Удалось установить, что Антон Горбовский - это польский поручик Горбик Антон Янович, 1913 г.р., до мая 1940 г. содержавшийся в Козельском лагере НКВД для военнопленных. 11 мая 1940 г. А. Горбик по списку-предписанию УПВ НКВД 059/1 от 5 мая 1940 г. был отправлен из Козельска в Смоленск. Персональная табличка поручика Антони Горбика (Antoni Gorbik, ur. 1913), якобы расстрелянного НКВД в 1940 году, присутствует на стене Катынского мемориального комплекса. Данные об А. Горбике были размещены в польской электронной базе «Indeks Represjonowanych». Было указано, что А. Горбик в мае-апреле 1940 г. был расстрелян в Катыни, а в 1944-45 гг. он же содержался (!) в фильтрационном Осташковском лагере НКВД СССР ( ). После публикаций в 2012 году о нелепостях в биографии Горбика, данные о нем из польской базы были удалены. Но скриншот персональной страницы А. Горбика скопирован и хранится в базе интернет-проекта «Правда о Катыни». После такого свидетельства целесообразно обратиться к 14-летнему расследованию Катынского дела, а точнее уголовного дела 159 «О расстреле польских военнопленных из Козельского, Осташковского и Старобельского спецлагерей НКВД в апреле-мае 1940 г.». Оно было принято Главной военной прокуратурой СССР к производству 30 сентября 1990 г. 21 сентября 2004 г. уже Главной военной прокуратурой РФ это дело было прекращено.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Помню, как-то владыка присел в кресло, я вышел ненадолго из комнаты, а в это время на подлокотнике кресла уселся наш здоровенный кот. Он был такой большой, чувствовал себя хозяином квартиры и растянулся на подлокотнике совершенно по-хозяйски, свесившись на старенького владыку всем своим немалым весом. А владыка Антоний был наиделикатнейшим человеком. Кот ему явно мешал, но владыка был совершенно не в состоянии просто спихнуть его с подлокотника. Он начал тихонько дуть на нахальную кошачью морду, надеясь, что кот правильно его поймет и сам спрыгнет на пол, но тому, видимо, понравилось это дуновение – типа, еще и вентилятор включили. Так что когда я зашел, то увидел такую картину: владыка деликатно дует на кота, пытаясь его прогнать, а кот жмурится от удовольствия. Это был такой уютный и трогательный момент, который мне ярко запомнился. Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Стефан Павленко с прихожанами Деликатность владыки и его забота о людях Владыка Антоний был настолько деликатен, так боялся потревожить людей, что никогда не приезжал никуда раньше назначенного времени. Я его часто подвозил – он жил очень скромно. Сам себе стирал и готовил, никогда не имел келейника. Помню, мы с ним поехали в один приход примерно в 50 минутах езды от нас. Он задремал, а когда проснулся – мы уже подъезжали к храму, где нас должны были ждать. Он встревоженно спросил у меня: – А сколько времени? – Без четверти час, владыко. – Ой, остановись скорее! Мы же договорились на час ровно. – Владыко, мы уже практически подъехали! – Нет, остановись, нехорошо раньше времени людей утруждать. Таким образом, мы с ним сидели и ждали назначенного срока в ста метрах от храма, без двух минут тронулись с места и подъехали ровно к часу. Владыка Антоний – миротворец Владыка старался всех примирить. Всегда находил какое-то обстоятельство, оправдывающее даже в чем-то виноватого человека. Говорил, что виновный поступил так по обстоятельствам, а не по испорченности. Если была какая-то размолвка, если владыке казалось, что он кого-то обидел – он сразу просил прощения, сожалел, что упустил обстоятельство, которое могло привести к размолвке и обиде, что не предусмотрел всего.

http://pravoslavie.ru/140660.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010