Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

«С любовью ожидаем в России ваши ответные делегации. Они всегда являются желанными гостями Московского Патриархата», – подчеркнул Его Высокопреосвященство. Управляющий делами Московской Патриархии поблагодарил Святейшего Патриарха Тавадроса за содействие Коптской Церкви в окормлении проживающих в Египте русскоязычных православных верующих, в особенности за предоставление для их нужд храмового комплекса в Каире и за возможность регулярного совершения богослужений в коптских храмах Хургады и Шарм аш-Шейха. Митрополит Дионисий отметил, что эта помощь особо ценна сегодня, когда в странах Африки активно действует Патриарший экзархат Русской Православной Церкви, центр которого находится в египетской столице.  «Хотел бы заверить Вас в том, что дальнейшая его деятельность будет способствовать еще большему упрочению нашей дружбы и взаимодействия», – подчеркнул владыка.  Со своей стороны Московский Патриархат оказывает всестороннее содействие живущим в России коптским верующим, многие из которых сегодня получают высшее образование в учебных заведениях более, чем 30 регионов страны. Действует приход Коптской Церкви в Москве. «Мы рады тому, что в нашей стране присутствует заметная община Ваших верующих. Сотни коптских христиан обучаются сегодня в лучших российских ВУЗах – от Санкт-Петербурга до Барнаула в Сибири. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь поддерживает постоянный контакт с этими молодыми людьми и представителем Вашего Святейшества в России иеромонахом Даудом эль-Антони», – подчеркнул владыка. Митрополит Дионисий выразил Предстоятелю Коптской Церкви глубокую признательность за понимание позиции Московского Патриархата в связи с ситуацией вокруг Украины и за недавнее обращение Святейшего Патриарха Тавадроса в защиту святынь и братии Киево-Печерской лавры. «Особо ценно для нас то, что Коптская Церковь, осознавая всю высоту и ответственность своего служения пред лицем Божиим, последовательно отказывается от любых контактов с представителями украинского раскола. Наиболее ярко проявилось это во время посещения Египта их лидером в начале прошлого месяца. Такая твердая позиция Вашего Святейшества и Вашей паствы встретила благодарность и глубокое уважение миллионов наших верующих, в том числе наших братьев и сестер на Украине», – заявил управляющий делами Московской Патриархии.

http://mospat.ru/ru/news/90292/

После каждой кафизмы приложены покаянные тропари и молитвы. Тропарей после каждой кафизмы обыкновенно по четыре, кроме 19 и 20-й. Но из сих тропарей только немногие находятся в нынешних изданиях Псалтири, и притом большею частью не на тех местах. Так тропари 1 и 2 после 1-й кафизмы, помещаются в печ. Псалтири после 2-й кафизмы 1-м и 3-м. А первые два тропаря в печатной Псалтири после 1 кафизмы, находятся в ркп. после 2-й, третий после 11-й. Два тропаря из помещённых в ркп. после 4 и 5 каф. полагаются ныне в начале утренних молитв. Молитвы после кафизм все иные, кроме помещённой после кафизмы второй, которая сходна с находящеюся в печатной Псалтири после 5 кафизмы, но пространнее. Первая надписывается именем Леона царя Константина града; третья взята из молитвы царя Иудейского Езекии ( Ис. 38:10–21 .); четвертая – принадлежит царю Манассии; девятая ныне помещается между молитвами по осквернении; двенадцатая и шестнадцатая обращены к Божией Матери; четырнадцатая ко св. Ангелу (ныне читается после канона Ангелу хранителю, и другая ему же между вечерними молитвами). Пятнадцатая – св. Иоанну Предтече. Семнадцатая надписывается так: млтва стго феодоси пеерьсчаго за вс кртьнъ. Нач. Влдко ги лвколюбе иже сть врнии ги тверди да бдть врниши того иже сть ты влдко вразми . иже сть погани ги обрати на кртьньство. Впрочем, в сей же молитве между именами Святых воспоминаются и имена стго оца нашего антони и феодоси все рси свтилника. общавшаго молитис за ны. С сею молитвою сходна по содержанию своему и помещённая после 5 кафизмы, где читается также: помили кнз нашего, и всю власть го, – ппа нашего им ннр м дьконъе– инъ – обрати ги на кртьньство. Девятнадцатая молитва приписывается Григорию Богослову . Нач. Ги млтв мою коже азъ знаю. Сверх того, можно примчать, что некоторые молитвы, вместе с чтением Псалтири, назначались для вечернего времени, другие для утреннего. Так молитва 1 и 10 по содержанию – утренние, а 9, 11 и 13 – вечерние. Молитва по окончании чтения Псалтири та же печатается и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

43. ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794–99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. 44. ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671–1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 45. ВЕТРИНСКИЙ (Иродион Яковлевич), воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии и кончил курс бакалавром в 1814 г.; затем был там же преподавателем, а с 1818 г. ординарным профессором; в 1814 — 1822 гг. преподавал историю философии, а в 1823 — 1826 гг. — философию; с 1826 г. был цензором главного цензурного комитета, а с 1834 г. — директором могилевской гимназии. Труды его: «Виргилиевой Енеиды песнь первая» (с латинского, СПб., 1820); «Надгробные слова Флешиера» (с французского, СПб., 1824); «На кончину императора Александра I» (элегия, СПб., 1825); «На кончину государыни Елисаветы Алексеевны» (СПб., 1826); «На кончину императрицы Марии Феодоровны» (СПб., 1828); «Памятники древней христианской церкви или христианские древности» (СПб., 1829 — 1845); «Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам» (СПб., 1848); «Methaphysica» (СПб., 1821). Кроме того, Ветринский издал «Правила высшего красноречия», графа Сперанского (с биографией автора, СПб., 1844). М. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Здесь, под сводами главной семинарии, сошлись будущие деятели униатской церкви, под градом насмешек со стороны поляков – студентов читали журнал «Улей» и, сблизившись, одинаково чувствовали гнёт католицизма и латинства. Я видела, говорил в последствии Антоний Зубко, – что римская церковь носить в недрах своих нужный ей обскурантизм, препятствующий всякому прогрессу, я видел упорное стремление ко всемирному распространению своей власти, охраняемой обскурантизмом, при чем не пренебрегалось никакими средствами, видел, что вся её христианская миссия разносить фанатическую ненависть, видел, что она враждебно вторгается в недра христианского славянства, вооружая в нём одних против других». Окончив университетский курс со степенью магистра, Зубко на время возвратился в Полоцк, был профессором местной семинарии по кафедре философии и посвящён в сан иерея без вступления в брак. Вскоре он отправился в Петербурге в римско-католическую коллегию, где снова встречается с Семашкой, бывшим тогда также членом этой коллегии. Здесь оба знаменитые друга были неразлучны и в занятиях, и в развлечениях; имели общий стол и квартиру, читали все, что было лучшего в русской литературе, спорили и вели систематическую борьбу с членами коллегии, враждебно относившимися к униатам. Когда униатский вопрос стал назревать, когда для умственного подъема униатского духовенства, решено было открыть для Литовской епархии семинарию в Жировицах, то во главе этого духовного рассадника, назначенного для перевоспитания, ополяченного униатского молодого поколения, поставлен был как ректор, член коллегии, протоиерей Антони Зубко. В открытой униатской семинарии приняли устав и все внутреннее устройство православных семинарий, начальник и профессора её, хотя также униаты, но при высоком своём образовании, уже были предрасположены к православию. В декабре 1833 года состоялся указ о бытии Зубко униатским брестским епископом, викарием Литовской епархии. В феврале же следующего года состоялась его хиротония в Петербурге в униатской церкви, которая была совершена митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Осознавая проблему канонического определения, самоназванный «патриарх» Александр вступал в переговоры с разными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью. Эти переговоры были близки к успеху, однако «патриарха» Александра не устроил предлагаемый для «Африканской Православной Церкви» статус миссии. После второй мировой войны и последовавшей вскоре после этого смерти основателя этой религиозной организации численность ее приверженцев пошла на убыль; приходы в Уганде, Кении и Гане перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата, а на Тринидаде и Тобаго – в юрисдикцию Эфиопской Церкви (монофизиты). В настоящее время «АПЦ» имеет 17 приходов и одну семинарию, подчиняется, по некоторым данным, сиро-католическому (униатскому) Антиохийскому Патриархату. Она стала известна также тем, что в 1981 году прославила в лике святых знаменитого джазового саксофониста Джона Колтрэйна. Клириком «Африканской Православной Церкви» был священник Джордж Уэстон, уроженец Антигуа. После окончания военной службы в годы второй мировой войны он, получив в США рукоположение, возвратился на родину. Здесь Уэстон начал вести активную миссионерскую деятельность, основав Африканскую Православную Евангельскую миссию, а также культурный центр и детский сад, стремясь привить детям православную веру и любовь к афро-карибской культуре. Так он трудился до 1971 года, когда вернулся в США, где два года спустя и умер. Антигуанцы похоронили его как героя и дали высокую оценку его трудам в борьбе за независимость страны. В каком сейчас состоянии эта неканоническая православная община на Атигуа, неизвестно. Судя по всему, в стране нет какого-либо присутствия канонического Православия, если не считать приезда на острова редких гостей: например, в 2006 году сюда приплыл известный русский православный путешественник Федор Конюхов. Данные о религиозной принадлежности андоррцев взяты из статьи «Андорра» (Православная энциклопедия, т. II). Андоррский писатель Антони Морель-и-Мора написал документальную книгу «Борис I, король Андорры» (Boris I, rei dAndorra) (ISBN 84-7410-157-3), которую он посвятил своей бабушке, лично знавшей Скосырева.

http://pravoslavie.ru/3166.html

Arhiva Delegaia egumenilor i egumenelor Bisericii Copte a vizitat sfintele odoare ortodoxe din oraul Moscova i regiunea Moscova 16 septembrie 2019 11:18 12-15 сентября 2019 года делегация игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви, находящаяся в эти дни в России с паломнической поездкой по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила храмы и монастыри Москвы и Подмосковья. В составе делегации: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Димитрий, настоятель монастыря Животворящего Креста Господня в Эль-Минье; епископ Марк, настоятель монастыря св. Дамиана в Думьяте; иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Коптской Церкви в России; доктор Антон Милад, представитель Коптской Патриархии; игумения Кирия, настоятельница монастыря св. Меркурия (Каир); монахиня Мартерия, насельница монастыря св. Меркурия; игумения Такла, настоятельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; игумения Эдросис, настоятельница монастыря св. Феодора (Каир); монахиня Иоанна, насельница монастыря св. Феодора; игумения Афанасия, настоятельница монастыря св. Георгия в Звейле; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Звейле; игумения Василия, настоятельница монастырей Пресвятой Девы Марии в Звейле и Эль-Бухейре; монахиня Хельпес, насельница монастыря Пресвятой Девы Марии в Эль-Минье; монахиня Мехрати, насельница монастыря св. Сарры; монахиня Бестес, насельница монастыря св. Дамианы в Альбилиане. Пребывание делегации в Первопрестольном граде началось с посещения Покровского женского ставропигиального монастыря . Гости поклонились честным мощам святой блаженной Матроны Московской и были сердечно приняты настоятельницей игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. 13 сентября участники поездки посетили подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где встретились с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископом Каширским Феогностом . Владыка тепло приветствовал делегацию из Египта, констатировав важность продолжения подобных взаимных визитов для более подробного и внимательного изучения истории и современной жизни, богатого духовного опыта коптского и русского иночества.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5500415...

Но как же в таком случае мы должны смотреть теперь на англиканскую иерархию с точки зрения канонов Вселенской Церкви? Первый вопрос, являющийся при этом, состоит в том: имеем ли мы право предъявлять к англиканству требования с точки зрения древнецерковного законодательства, или судить о нем на основании древних канонов? Проф. Булгаков говорит, что это право дает нам само англиканство своею историей. Просматривая содержание документов, относящихся к первым временам реформации в Англии, легко заметить, что мысль, руководившая реформаторами во время отпадения от Рима, была та, что Англия, как вполне самостоятельное государство, не зависит от иностранных владык ни в каком отношении. Что касается Англиканской Церкви, римский папа имеет в ней так же мало власти, как и всякий другой епископ чужих стран, т. е. не имеет никакой власти. Вселенский Собор выше папы. Ввиду этого провинциальные соборы (конвокации) признали Архиепископа Кентерберийского Примасом и Митрополитом всей Англии. Таким образом на первых порах церковный переворот в Англии был ничем иным, как восстановлением в Англии митрополитанского образа управления с двумя архиепископами во главе. Признавая власть Вселенского Собора высшею властью в Церкви, реформаторы Англии выражают (в принципе) мысль о подчинении этой власти всех поместных церквей, следовательно, о подчинении ей и Церкви Англиканской . 126 Королева Елизавета восстановила в Англии статуты отца своего касательно отношения Англии к Риму, а поэтому все эти статуты имеют значение и в настоящее время. При этом необходимо иметь в виду, что англикане смотрят на себя, как на часть Вселенской Церкви, и хотя отказывают Вселенским Соборам в её непогрешимости в одном из членов своего исповедания веры (XI член), но в принципе не отрицают тех соборных постановлений, которые не противоречат слову Божию 127 . Итак посмотрим, насколько порядок восстановления в Англии самостоятельной иерархии соответствует древнецерковным канонам. Со вступлением на престол королевы Елизаветы в Англии окончилось господство католицизма: все религиозные преобразования, произведенные при Генрихе VIII и Эдуарде VI, были королевою восстановлены. Бывшие в то время на кафедрах епископы (римо-католики по своим воззрениям), хотя и восстали против нового религиозного переворота, но их противодействие не имело никакого успеха: от них потребовали принесения присяги на верность королеве, как верховной правительнице церковных и гражданских сословий, т. е. верховной правительнице Церкви и государства. Что им оставалось делать? Они, за исключением одного епископа, отказались принести предложенную им присягу и остались верными папскому престолу, а потому постепенно были низложены с кафедр. Таким образом страна осталась только с одним законным и полноправным епископом. Это был епископ Ландафский Антони Кигчип.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегацию сопровождают: представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд Эль-Антони, советник Святейшего Патриарха Тавадроса II доктор Антон Милад, насельники египетских монастырей и настоятель приходов Русской Православной Церкви в Египте священник Алексий Машков. Первой остановкой делегации в Восточной пустыне 30 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц, стала лавра преподобного Антония Великого. Эта обитель, построенная в начале IV века у горы, где в пещерной келье подвизался родоначальник монашества, издавна является одним из важнейших мест христианского паломничества. Члены делегации Русской Православной Церкви поднялись на гору, посетили келию преподобного Антония, в которой он подвизался около 70 лет, и совершили там молебное пение. У подножия горы гостей встретил настоятель монастыря епископ Иуст. Затем митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении членов делегации в священном сане совершил Божественную литургию в одном из древних храмов обители. За Литургией молились члены прихода Русской Православной Церкви в Хургаде. По окончании богослужения владыка Дионисий обратился к собравшимся со словом проповеди: «Дорогие о Господе отцы, братия, матери и сестры, Христос Воскресе! В этот радостный воскресный день передаю всем вам приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по Первосвятительскому благословению которого наша делегация находится здесь. Всех, в особенности присутствующих сегодня среди нас сестер, сердечно поздравляю с Неделей третьей по Пасхе, посвященной памяти служивших Господу святых жен-мироносиц, свидетельниц Воскресения Его из мертвых. Каждая из вас несет частицу этого служения святых жен, и в наших глазах, в глазах Святой Церкви каждая из вас — тоже мироносица. Сегодня в сей древней чтимой обители мы совершили Божественную литургию. Это великая милость Божия, потому что место, где мы находимся, воистину святое, наполненное священными воспоминаниями. Собравший нас под своими сводами храм относится к VI веку и находится в монастырской башне. В давние времена во время набегов кочевников-бедуинов в эту башню удалялись подвизавшиеся здесь иноки, молясь Богу, чтобы Господь сохранил их обитель, если будет на то Его святая воля. Еще раньше здесь, над сей обителью, высоко на горе подвизался преподобный Антоний Великий.

http://patriarchia.ru/db/text/6024361.ht...

Возможное дело, что собравшийся за тем собор епископов признает действительность и законность такой хиротонии, не имевшей за себя дотоле твердого канонического доказательства, но по внутренней стороне, по существу – не самочинной, а законной, т. е. с согласия собора совершенной. Так могут быть объяснены крайне редкие случаи признания законным и действительным единолично совершенного рукоположения, на которые ссылается автор. Но обратимся к англиканским рукоположениям. На стр. 7 читаем: «Но статуту Генриха VIII, после состоявшегося избрания… король посылает свою грамоту на имя архиепископа и двух епископов, или же на имя четырех епископов с предписанием, чтобы они утвердили избранного и совершили должным образом его посвящение. В настоящем случае, когда обе архиепископские кафедры были вакантны, королева очевидно должна была прибегнуть ко второму из указанных в статуте способов, т. е. адресовать свою грамоту на имя не менее четырех епископов, которые только в таком количестве могли, по закону, утвердить и посвятить новоизбранного архиепископа. Соответственно таким обстоятельствам, королева и издает свою грамоту. Грамота адресована на имя Кутберта (Тöнсталь) еп. Дöргэмского, Джильберта (Бурн) еп. Бат-Уэлльского, Давида (Пуль) еп. Питерборосского, Антони (Китчин) еп. Лландаффского, Уилльяма (Барлоу) епископа и Джона (Скори) епископа»… Но из этих 6-ти епископов первые три: Тöнсталль, Бурн и Пуль отказались рукополагать Паркера, а потому вскоре же и должны были испытать участь своих собратий (т. е. подвергнуться низложению и аресту) (стр. 7–8). К оставшимся трем впоследствии присоединились еще некоторые и таким обра- —388— зом составилось требуемое статутом число 4-ре» (стр. 10), которые и совершили рукоположение Паркера. Так происходило дело. Теперь спрашивается: можно ли признать канонически законным это рукоположение, совершенное 4-мя епископами? Отвечать на это, по нашему мнению, довольно затруднительно: закон православный в этом отношении строже римского и совершеннее его выражает принцип соборного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010