Эка пояснила: — Все так спрашивают. Маико теперь в церковь как на работу ходит и по воскресеньям в хоре поет. Певунья покраснела. — Ты еще по телевизору объяви. Я забыл зачем пришел и стал расспрашивать с чего это вдруг «такие люди в Голливуде». И Маико довольно скомканно поведала мне вот что. — К нам в школу в 7 классе пришел священник мама Антоний, — тут же уточнив скороговоркой. — Его покровитель Антоний Марткопский. Сказал, что, если у кого какие-то внутренние проблемы, давайте, мол, приходите в такую-то церковь, всегда с радостью выслушает. Мне тогда очень нравился один парень из параллельного класса, который на меня никак не реагировал. Вот я и решила сходить, посоветоваться. Мы тогда, наверное, 2 часа проговорили с мамао о том, как властвовать собой, уметь слушать своего Ангела-хранителя, потом мамао о себе рассказывал. Короче, стала я бегать к нему советоваться на разные темы, то родители на меня давят, то в школе конфликты. Мама Антоний во все вникал, где надо, советовал, а о том, что на службы надо ходить и правило читать и намека не было. Это все как-то само пришло. — А чудеса какие-нибудь были? — Я жаждал услышать что-то сногсшибательное, а этим вроде не пахло. Маико посмотрела на меня, как на туго воспринимающего. — Нет, ничего, такого не было. Думаю, само ожидание чего-то сверхъестественного настраивает человека на то, что ему кто-то что-то должен. Так, в итоге и от церкви можно отпасть. — А что ты Эку в церковь не ведешь? Девчонки опять переглянулись и захохотали. — С меня хватит того, что мама в туда в детстве водила, — фыркнула Эка. (Я и сам наблюдал яростные попытки Наны в этой области не так уж давно.) Маико тактично постаралась закрыть скользкую тему. — Эка пока не готова туда идти. Я за нее подаю просфоры, этого достаточно. Может, когда-нибудь созреет. Я подивился про себя, как у этой хохотушки-толстушки хватает ума не завязнуть в типичных неофитских перекосах, когда так и подмывает спасать человечество, еще не разобравшись с собственной помойкой. Помню себя. Уверовав, я только и делал, что лез ко всем подряд с непрошенными проповедями. И какая была обратная реакция. Сейчас об этом стыдно вспомнить.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-mariya...

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Цель этой видимой ненависти и борьбы святых заключалась в том, чтобы наглядно показать нелепость той взаимной вражды, которая весьма часто в вольном Новгороде по незначительным поводам разделяла между собою братьев-сограждан и приводила их даже к вооруженным и кровопролитным столкновениям. Блаженный Феодор получил от Господа дар прозрения и пророчеств. Иногда, видя умножение беззакония в людях, он говорил: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». Действительно, наступал голод. Иногда же предсказывал: «Все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять». И после того случался пожар. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря: «Молись Богу, даст Бог сына», или: «Молись Богу, даст Бог дочь». О времени своей кончины блаженный Феодор был предуведомлен через Ангела Божия. Обрадованный этим извещением, он продолжал днем юродствовать на улицах, говоря всем: «Прощайте, я далеко иду». Ночи же проводил без сна, обходя храмы и молясь о себе и гражданах. 19 января 1392 года последовала его блаженная кончина. Тело его, как и завещал блаженный, погребено близ торжища при храме святого великомученика Георгия. С течением времени над гробом была выстроена часовня с каменной гробницей, и приходившие с верою больные получали здесь исцеления. В новой каменной часовне, построенной в 1832 году на месте древней, и ныне почивают под спудом мощи блаженного Феодора. Торговые люди Новгорода считают его своим покровителем и особенно чтут его память. Имеется рукописная служба блаженному Феодору, составленная не ранее второй половины XVI века, быть может, одновременно с установлением ему местного церковного празднования, совершаемого 19 января/1 февраля. Антоний, столпник Марткопский, преподобный Преподобный Антоний, столпник Марткопский — один из 13-ти Каппадокийских святых отцов, основателей грузинского монашества (сведения о них помещены 7/20 мая), пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединенной», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

15) Протоиерей I. Поспелов. Блаженный Симон,. Христа ради юродивый Юрьевецкий чудотворец. Кострома. 1891. 16) Жития св. Феодора, Николая и Михаила Новгородских юродивых, помещенные в Новгородских епархиальных ведомостях за 1898 г. в 14, 21 и 24. 17) Епископ Кирион. Жизнь и подвиги преподобного Антония столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис. 1899 г. 18) А. Ф. Семенов. Житие преп. Симеона Дивногорца, по мюнхенской греческой рукописи XI века. Киев. 1898 г. 19) Житие преподобного и Богоносного отца нашего Симеона Столпника (1 Сент.) 1901 г. Москва. Во всех этих сочинениях преобладает влияние нашего Пролога и Четьих-Миней святого Димитрия, митрополита Ростовского, послуживших и для настоящего исследования главными пособиями. Пролог. Прологи (Буслаев пишет – пролога), 2 книги, – назидательное и полезное сочинение, ошибочно так названное. Собственно пролог есть синаксарь святых, т. е. собрание кратких повестей о святых. Прологом же его назвали по предисловию ( πρλογος) к синаксарю. Слово πρλογος – введение к книге показывает по словам Срезневского, что славяно-русский пролог обязан своим происхождением греческим источникам (сведения и заметки о неизвестных и малоизвестных памятниках I, 11–13. 1867 г.). Он переведен в Болгарии и перенесен оттуда в Россию. Древнейшие его списки относятся к XII в., но несомненно, говорит профессор Петров, что они существовали уже в XIII веке (о составе и происхождении славяно-русского печатного пролога; проф. Петров. Киев. 1875 г. стр. 1). Прологи, кроме множества бесед и слов отцов церкви и других проповедников, предлагают самое разнообразное чтение в назидательных повествованиях из Патериков, житий святых, от Старчества и пр. В прологе помещены, между прочим, следующие сказания: под 2-м октября – слово о святом Андреи, како ему сотворися Христа ради юродство; под 3-м октября – слово о святом Андреи юродивом; под 4-м октября – о Андрее, како в видении глагола ему Христос о юродстве и о вечной жизни; под 5-м октября – слово от жития св. Андрея и Епифания, под 8-м октября – о диаконе Рафаиле; под 13-м октября – о милостыни св. Андрея юродивого; под 15-м октября – о святом Андреи, како виде богатого умерша; под 16-м октября – о святом Андреи, како моляшеся Господеви за творящих ему пакости, и како виде рай; под 25-м октября – о некоем блуднице умершем; под 4-м декабря – о черноризце, его же изят блаженный Андрей от диавола; под 27-м апреля помещается «слово о Исакии монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола, и милость Божию получи». Проф. Петров приписывает древнему русскому прологу значение энциклопедического сборника религиозных сведений наших предков (там-же стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1895. 12. С. 15-23; 13. С. 44-21 (отд. отт.: Тифлис, 1899); Обозрение Карталинских церквей Высокопреосвященнейшим Владимиром, экзархом Грузии, с ист.-археол. замечаниями//Там же. 1897. 12. С. 12-19; 13. С. 18-26; 15. С. 8-12; 16. С. 23-26; 17. С. 14-22; 18. С. 14-23; Святой Або, мученик Тифлисский. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1089-1125). Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; Назревший вопрос: Ко дню 100-летия присоединения Грузии к России, 1801-1901 гг. Тифлис, 1900; Давид Гараджели и его лавра. Тифлис, 1901; Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Церковно-полит. сношения Грузии с единоверной Россией//ДВГЭ. 1901. 17/18. С. 11-26; Ананурская Athechga//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 62-64; Колонизация армян в юго-зап. России. Каменец-Подольск, 1903; Народные обычаи и их значение: По поводу вопроса о деканозах//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 3. С. 38-50; Новый вариант творения А. С. Грибоедова//Там же. С. 5-7; Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831-1834 гг.//Там же. Отд. 2. С. 58-61; Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии//Там же. Отд. 6. С. 7-15; Замечательная Карловацкая плащаница 1756 г.//Херсонские ЕВ. 1904. 10. Приб. С. 277-282; Армяно-татарское столкновение перед судом истории. СПб., 1905; Иверийцы как пилигримы и основатели обителей в святых местах Востока. Тифлис, 1905 (То же//История Грузинской Церкви XX-XXI вв. Тбилиси, 2008. Т. 2. С. 249-254); Казбегский миссионер, иером. кн. Виссарион Павленишвили. СПб., 1905; О паломничестве грузин в святые места//Кавк. край. 1905. 12; Церк.-ист. очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность: По поводу его 50-летия, 1853-1903 гг.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

1991, резиденция Католикоса-Патриарха всей Грузии); Антиохия, св. Стефана первомученика (г. Мцхета, жен., основан в сер. VI в. сир. отцами, возобновлен 10 апр. 2002); Гвтаеба, св. Антония Марткопского (гора Иално, в 5 км от с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан в VI в. прп. Антонием Марткопским, закрыт в 1934, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Антония Марткопского); Джвари (Крест), Воскресения Господня (вершина горы у слияния рек Арагви и Куры, близ г. Мцхеты, муж., основан в VI в., возобновлен в янв. 1989); Зедазени, св. Иоанна Зедазнийского (в 8 км к северо-западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Иоанном Зедазнийским; находится могила прп. Евфимия (Кереселидзе)); Ольгинский, св. Екатерины (г. Мцхета, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XIX в. женой рус. инженера Ольгой Горнич, в советское время не закрывался); Шиомгвиме (в 9 км к западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Шио Мгвимским, закрыт в 1932, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Шио Мгвимского); Бетаниа, Рождества Пресв. Богородицы (в 17 км к западу от г. Тбилиси, муж., основан не позднее XI в.; в мон-ре находятся могилы преподобных Иоанна (Маисурадзе) и Георгия (Мхеидзе)); Самтавро, св. Нины (г. Мцхета, жен., основан в 1820, закрыт в 30-х гг. XX в., возобновлен в 90-х гг. XX в.; находятся могилы св. блгв. царя Мириана и его супруги св. Наны); Преображения Господня (г. Тбилиси, р-н Авлабари, жен., основан в 1821-1822, закрыт в 20-х гг. XX в., возобновлен в 1990); св. прор. Илии (г. Тбилиси, Патриархия Грузинской Церкви, жен., основан в 1978 Католикосом-Патриархом Илией II); Дидубе, Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (г. Тбилиси, р-н Дидубе, жен., основан в 1992); Телети, св. Георгия (с. Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Шавнабада, св. Георгия (с. Квемо-Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Рождества св. Иоанна Крестителя (г. Тбилиси, р-н Авчала, жен., основан 27 июня 1994); Цхнети, Успения Пресв. Богородицы (с. Квемо-Цхнети, Тбилисский р-н, жен., основан в 1996); Дзегви, св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

29 Преподобный Георгий Святогорец, Афонский, ктитор. В X веке появился перевод Нового Завета на грузинский язык, сделанный афонским монахом Евфимием; в XI веке перевод этот был переработан Георгием Святогорцем и послужил основой для всех последующих изданий Нового Завета на грузинском языке. – Прим. ред. 30 9 апреля 1989 года в 4 часа утра в центре Тбилиси на проспекте Руставели был разогнан многотысячный митинг представителей национального движения. Военнослужащие применяли неизвестный газ, сапёрные лопатки и тяжёлую технику. В результате: 20 человек погибло, несколько сотен людей были отравлены газом. – Прим. перев. 31 Монастырский комплекс и епископальный центр в Кахетии, в местечке Бодби. Здесь в 335 г. святая равноапостольная Нина отошла ко Господу и по своему предсмертному завещанию была похоронена. Над могилой святой воздвигли храм святого великомученика Георгия Победоносца. – Прим. перев. 32 Область Грузии, расположенная на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. – Прим. перев. 35 В 60-х годах был популярен фильм режиссера Рафаэля Хиля «Королева Шантеклера» (Испания, 1962 г.) Актриса Сара Монтьель, сыгравшая главную роль в этом фильме, стала олицетворением женской красоты. В фильме она много пела и танцевала. – Прим. перев. 36 Джвари (груз. – Крест) – храм, построенный в VI в. на горе у слияния рек Куры и Арагвы, напротив древней столицы Грузии Мцхеты. Строительство малого храма Джвари было начато правителем Восточной Грузии Гуарамом на крутом утёсе, на самом краю скалы, рядом с крестом, воздвигнутым на горе святой равноапостольной Ниной. А в 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для креста святой Нины. Строительство было закончено в 604 году, и храм дошёл до нас почти без изменений. Сейчас монастырь поддерживается силами монахов и послушников. – Прим. перев. 37 Преподобный Антоний, столпник Марткопский (VI в.) – один из 13 сирийских отцов. По преданию, он принёс в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединённой горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединённая», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Последние пятнадцать лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника. По окончании своей земной жизни преподобный Антоний был погребён в устроенном им храме; на его гробнице, привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления. Столп этот, разрушенный временем, сохранялся ещё в XIX столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века. Память святого совершается 19 января/1 февраля и 7/20 мая. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

32 Храмы без купола у Грузин именовались Сионом. Но первоначально давали такое название храмам Божиим, тем, которые посвящались Успению Пресвятой Божией Матери в подражание таковому же Иерусалимскому храму, существовавшему в Гефсимании, и потому еще более что сама Божия Матерь у Пророков таинственно называется Сионом. 33 Груз. церковь совершает память след. Святых: Янв. 8. Св. Або., 14. Св. Просветительницы Нины. 19. Св. Антония Марткопского. 26. Св. Благоверного Груз. царя Давида III. Апр. 15. Св. Муч. Сухии и ближних его. Мая. 7. Св. Иоанна Зедазнийского и всех 13 с ним из Сирии пришедших отцов. 9. Св. Шио Мгвиманского. 13. Эвфимия Афонского. 18. Св. Давида и Таричана. Июн. 21. Св. царей: Муч. Арчила и Луарсаба. 27. Св. Георгия Афонского. Июл. 12. Св. Иоанна и Гавриила. 29. Св. Евстафия Мцхетского. Авг. 3. Св. Раждена. 28. Св. Шушаники. Сент. 13. Св. царицы Кетевани. 15. Св. Иосифа Алавердского. 16. Св. Исаака и Иосиффа. 18. Св. Бидзины и двух братьев Шалвы и ЕлизбараˆОкт. 1. Воспоминание чудес Св. Хитона Господня. 2. Св. Давида и Константина. 5. Св. Григория Хандзойскогоˆ 28. Св. Свящ. Муч. Неофита. – День Св. Великомуч. Георгия. Нояб. 10. Св. Муч. Константина. 17. Св. Михаил Гоброна. 19. Св. Илариона. 29. Св. Авива Еписк. Некресского. Дек. 2. Св. Исе Цилканского. По переходящим праздникам совершается память: 1. В четверток сырная нед. Св. Шио Мгвимского. 2. Во вторник свет. нед. избиенных Шах-Аббасом В. Братий Давидо-Гареджийской пустыни. 3. По Пасце в среду 7 недели Св. Додо. 4. В четверток той же нед. Давида Гарджийского. 34 В горах Осетии других ущельях горских племен видны и теперь разрушенные церкви и каменные груды их развалин. Дремучие леса, крутые скалы и вершины гор Абхазии, Сванетии и Осетии наполнены подобными следами процветавшего некогда христианства. Уважение к сим остаткам питают самые горцы. Осетины особенное оказывают благоговело к церквам Св. Архангела Михаила в Трусовском ущелье; Св. Девы Божьей Матери в Закхинском; Св. Георгия в Жамурском и проч. Они рассказывают о чудесах, которым сами были свидетелями и празднуют христианские праздники. Во время годовых праздников около церкви совершаются договоры и примирения между враждебными фамилиями. Пост пред Рождеством Христовым и весь Великий пост соблюдаются свято и ненарушимо. Им известны дни Ваий, Светлого Христова Воскресения, Благовещенья Господня, день Св. Георгия, имя Пророка Илии и проч. Абхазцы, обитающие на берегах Черного моря, до ныне празднуют три дня Пасху, и употребляют окрашенные яйца; день сошествия Св. Духа, а 25 Декабря празднуют и Рождество Христово. Развалины древних церквей почитаются я у них священными и клятвенными местами, даже в обыкновенных условиях общественного быта, как некогда могила Картлосова на горе Картли для Грузинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Антоний, поселившийся на лесистой горе Марткопской, получившей от его уединения и название Марткопи, уединенной. Долго живя в неизвестности, охотниками оленей найден он в горах, подвизающимся на столпе и питающимся молоком оленей. – На этом месте построена потом церковь ; а на место его столпа воздвигнут в память Святого столп на весьма крутой горе, теперь приходящий в развалины. Церковь Иверская совершает память его 19 Генваря и 16 Августа с великим торжеством и при многочисленном стечении народа, даже из Армян и других иноверцев; до 1760 года жили там пустынники, истребленные в последствие нападениями Лезгин 4) Давид был основателем пустыни Гареджийской получившей название от его подвигов 39 и славной до 1780 года числом подвизавшихся, богатством, пещерами иссечёнными в каменной скале руками монашествующих и множеством церквей Пустыня сия прославлена многими чудотворцами, между коими замечательны Лукиан и Додо ученики Св. Давида. Память Святого празднуется в четверток 7 недели после Пасхи. 5) Исе или Иессей, против воли рукоположенный в Епископа Цилканского, по просьбе царя Парсмана III. – Силе чудес его приписывается проведение воды из реки Ксани на поля Цилканския по начертанным следам пастырского жезла его. Славный высокою святостью, чудотворец сей окончил мирно в Цилкане земную жизнь свою. Преставление его воспоминается Грузинскою церковью 2 Декабря 6) Иосиф, проповедуя веру Христову жителям Восточной Кахетии далеко в ущельях посеял семена Евангелия, скоро, впрочем, подавленные невежеством горцев. Не терпя никаких остатков суеверия и язычества, сей Святой муж предстательствовал у царя и Католикоса об умножении церквей и о ревности к чистоте веры. Память его празднуется 14-го Сентября. Мощи его почивают в огромном храме Алавердском, из всех обширнейшем в Грузии, построенном еще при жизни его во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия 40 . 7) Шио, по месту нахождения и по образу жизни, названный Анахорет, прославленный чудесами и глубочайшим смирением. Живя в пещере, им самим высеченной в скале он питаем был голубицею, доставлявшей к его пещере пищу. Обстоятельство это побудило вельможу Евагрия обратиться к пустыннику с просьбою о принятии и его в уединение. Принятый вельможа по просьбе Святого построил церковь во имя Божией Матери, и основал пустыню, которая заключала некогда множество пустынножителей. Кости сего Святого долго показывались верующим, сами собою исходящими из глубины пещеры, в которой он подвизался. Такое действие дивного Бога церковь воспевает и доныне. Но во время нападения Персов при Шах-Аббасе на Иверии они были изъяты с своего места и перенесены в Персию. Впрочем, пораженные страхом многообразных видений, и моровою язвою, беспрерывно у них свирепствовавшею, Персы с честью и дарами возвратили останки Святого опять в Грузию 41 . Память его празднуется в четверток Сыропустной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). – Авт. 4 Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). – Авт. 6 Паламиты – сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы , архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. – Ред. 7 Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. – Ред. 9 Анфипат – в Римской империи – проконсул, правитель более или менее обширной провинции. – Ред. 14 Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. – Ред. 16 Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. – Ред. 19 Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского – совершается 7/20 мая. – Ред. 26 Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. – Ред. 29 Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. – Ред. 33 Воски – особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем – земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010