Приказание Султана подлежало привести в исполнение в субботу Фоминой недели. В это несчастное для Грузии время Тифлисским митрополитом был Доментий (из князей Орбелиановых), повергнутый таким распоряжением в печаль и уныние. В таком критическом положении святитель Доментий обращается, сопровождаемый Сионским соборным духовенством, к кн. Гиви Амилахвари (1689–1754 г.) прося его заступничества и помощи в деле избавления грузинской церкви и народа от поругания и осквернения мусульманского. Как глубоко религиозный и истинно преданный сын православной церкви, Гиви Амилахвари является сильнейшим защитником отечественной церкви в эту печальную годовщину, восстав против подобного бесчеловечного распоряжения Султана Блистательной Порты, просьбами и угрозой принудил Исаака-Пашу отменить столь унизительный для православного народа и церкви фирман султанский. В ознаменование этого события выдана была кн. Гиви Амилахвари грамота о поминовении его и его потомства в Сионском соборе ежегодно в субботу Фоминой недели 51 . Нашествие Надир-шаха не имело особенно губительных последствий для православной Грузии; хотя и при нем происходили выселения; он благоволил к грузинам 52 после знаменитого Индийского похода, в котором грузинская дружина во главе храброго царевича грузинского Ираклия и опытного полководца Гиви Амилахвари покрыла себя бессмертной славой 53 , за что все до единого были щедро награждены Надиром 54 . Царевич Ираклий, представляясь Надир-шаху в Кандагаре, был поражен неожиданным вопросом: «не примешь ли ты мусульманскую веру?» Как не был молод Ираклий Теймуразович, но не потерялся; он ответил: «Ваше Величество, вольны сделать со мною, что угодно; но изменять вере Христовой, в которой я воспитан, не могу». Тогда Надир, смягчив голос, сказал: «не бойся, я не сделаю тебя мусульманином» 55 . Покоритель Индии и Персии Надир-шах, зная религиозную стойкость Грузин, при посещении монастыря св. Антония Марткопского, обратился к своим наместникам и сказал: «не ожесточайте грузин, сильных военною славою, знакомых с военными потрясениями, многократно колебавшими их царство, но не веру в христианского Бога» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раждену; агиографические сочинения о Раждене, об Иессее Цилканском, о царе Луарсабе, о Бидзине, о Шалве и Элизбаре, о царе Арчиле), Антоний I (Багратиони), Николоз (Магалашвили) (Житие и восхваление новоявленных мучеников Шио и пяти монахов. 1696-1700), Сулхан-Саба (Орбелиани) (с 1698 подвизался в Иоанно-Крестительской пуст. Гареджи, создал песнопение прп. Давиду Гареджийскому - Кекел. А 160), Григол Додоркели (Вахвахишвили) (Мученичество св. царицы Кетеван), Мариам-Макрина (Багратиони) (2 канона-гимна свт. Иосифу Алавердскому), Иессей (Эристави) (канон-гимн Бидзине, Шалве и Элизбару - Кекел. S 3269), Николай (Черкезишвили) (канон-гимн свт. Антонию Марткопскому - Кекел. S 1464), Роман (Эристави) (песнопение св. Додо Гареджийскому - Кекел. А 220). Из каллиграфов Гареджи известны: Закариа Моназони (Кекел. H 1030), Габриел (Сагинашвили) (Кекел. A 130), Иоби (Кекел. A 105, 121, 198, 1348), Давид (Вачнадзе) (Кекел. A 415), Иосеб (Эристави) (Кекел. A 100), Герман (Кекел. A 174), Роман (Эристави) (Кекел. A 220, 914), Порфирий (Кекел. H 902, 1433, 2436), Николоз (Вачнадзе) (Кекел. H 805, 1248, Q 300). В 1699 г. по инициативе родоначальника обновленной гареджийской школы настоятеля Давидгареджийской лавры Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) в мон-ре Иоанна Крестителя впервые был составлен груз. сборник (Кекел. А 160), включающий в основном жития сир. отцов, а также мученичества груз. святых и церковных деятелей. Нек-рые особенности рукописи дают основание предполагать, что часть вошедшего в сборник гимнографического материала была создана в Давидгареджи (напр., песнопения Давиду Гареджийскому Сулхан-Сабы (Орбелиани)). На основе этого сборника были определены принципы составления подобных произведений. Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Более обширный груз. агиографический сборник (оригинал не сохр.; ркп. 1713 г., переписчик - мон. Габриел (Сагинашвили) из Гареджи - Кекел. А 130) был составлен по заказу католикоса-патриарха Доментия IV (Багратиони) и стал образцом для всех последующих аналогичных произведений.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Св. юродивые и св. столпники, не смотри на свое уединение и удаление от мира, приносили и приносят пользу миру. Они служат постоянным воодушевляющим примером в деле нравственного самообразования, которое было совершено ими с величайшею энергией и самоотвержением. Не будь этих подвижников, для мира и человечества не существовало-бы величественных примеров нравственной собранности духа и сурово-самоотверженного ограничения влечений плоти и чувственности. Для мира и человечества не существовало-бы также примеров той замечательнейшей преданности духовному и вечному, которая приводила св. юродивых и св. столпников к охлаждению ко всему чувственному, плотяному. Словом, они служат для мира и человечества возбудителями к перевесу духа над плотью, к господству высших сторон человеческой природы над низшими. Но надлежащее обстоятельное выяснение аскетического значения этих двух аскетических подвигов может составить предмет особой обширной монографии в несколько больших томов. Труд этот требует особой долгой специальной подготовки и продолжительного разностороннего изучения этих подвигов с исторической и моральной стороны. Всякого, желающего выполнить такую грандиозную задачу, преследовать будут непреодолимые трудности, и прежде всего состояние церковно-исторической науки выдвинет перед взявшим на себя такую задачу затруднения, с которыми единолично считаться не в состоянии. Имеем в виду прежде всего отсутствие сочинений, посвященных обстоятельному историческому изображению некоторых аскетических подвигов; все же журнальные статьи, в которых выяснялось значение некоторых аскетических подвигов, преследуют назидательный, а не научный интерес. с. Лысково, Нижег. губ. 1912 г. Августа 22-го дня. 817 О чем есть исследование г. Попадопуло-Керамевса в Визант. Врем, за 1894 г. „Симон Фавмасторит, как песнописец и составитель церковных мелодий», стр. 141–150. 820 Епископ Кирион. Жизнь и подвиги преп. Антония столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис; стр. 16. 1899 г. 831 Кайдалзв упоминает еще о Данииле столпнике, подвизавшемся в Ануфриеве-Тропневе монастыре (выписки из святцев конца XVII в.) и преосв. Сергий о Луке, стоявшем на столпе в Евтропиеве монастыре, Новгор. губ. (стр. 569.) Они не канонизованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала я жалел его, как бедного помешанного монаха, потом радовался, встречая в нём сочувствие и понимание. Потом я удивлялся тому, что этот странный монах знает почти наизусть Ветхий и Новый Завет . Зная, что от многого знания можно лишиться ума, я с ещё большей жалостью стал относиться к нему. Спустя некоторое время я заметил, что он даёт ответы на вопросы, которые я вслух не задавал, но которые меня действительно волновали. Он мог читать мысли. Это меня очень озадачило и в какой-то степени напугало – какая же сила была передо мной? Прошло время, и я убедился, что это была сила, перед которой все преклоняются, сила, которая может укротить не то что грешного человека – самого свирепого льва: сила молитвы и любви. Бог даровал старцу величайшую мудрость и силу, но он мастерски скрывал свои дарования. Я никак не мог понять почему. Сколько раз я пытался доказать людям, что он мудрец и прозорливец, но мне никто не верил. Сам же я много раз убеждался в том, что отец Гавриил – великий старец, вмещающий в себя море любви, мудрости и смирения. Я был готов беспрекословно выполнять все его благословения. Самое главное для меня было находиться рядом с ним. Однажды на рынке он велел мне встать на колени и приложиться головой к куче арбузных корок и не вставать без благословения. Я видел ноги прохожих, останавливающихся возле меня. Наверное, им было интересно узнать, что это за сумасшедший стоит на коленях. Все слова, сказанные старцем, были для меня законом. Но одно его благословение всё-таки озадачило меня. Он сказал: «Сейчас мы на твоей машине поедем в монастырь Антония Марткопского». Я смутился и принялся объяснять, что это невозможно: машина была неисправна, но тут же осёкся, поняв, что ослушаться нельзя. Как старец сказал, так и будет. Что поделаешь – поехали. Я думал, что уже у первого подъёма мы остановимся и нам придётся ночевать в лесу. Мы подъехали к лесу. Вдруг отец Гавриил поднял руки и произнёс: «Не оглядывайся назад, в машине у нас преподобный Антоний Марткопский!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т. 2. С. 38-100). Только в синаксарных редакциях известны Жития прп. Прохора Грузина (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 345-346), Мученичества сщмч. Луки Иерусалимского (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 346), прп. Николая Двали (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 348-351), свт. Антония Марткопского (Кекел. А 1582, XVII-XVIII вв.; 7 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 393-399), свт. Иосифа Алавердского (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 403-406), прп. Додо Гареджийского (Кекел. А 220, 1726 г.- ПГП. Т. 4. С. 415-418), прп. Шио Гареджийского (Кекел. А 1367, 1700 г.- ПГП. Т. 4. С. 440-442; Сабинин. Рай. С. 611-615). Ист.: Полное жизнеописание святых Груз. Церкви/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1871-1873. Т. 1-3; Рай Грузии: Оригинальные и переводные агиогр. тексты/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1882 (на груз. яз.); Житие Петра Ивера//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2. С. 1-5, 59-78; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ. 1911. Кн. 7; он же. Житие Григола Ханцтели. Тбилиси, 1949. Т. 1 (на груз. яз.); Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. (на груз. яз.); Мученичество Евстафия Мцхетского//Там же. 1928. Т. 3. С. 80-94 (на груз. яз.); Мученичество Або Тбилели. Житие Серапиона Зарзмели//Раннефеодальная лит-ра Грузии/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 55-80 (на груз. яз.); Якоб Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тифлис, 1938 (фототипия, 1978) (на груз. яз.); Древние редакции житий сир. подвижников в Грузии/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Житие св. Нины//КЦ. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество Арчила//Там же. (на груз. яз.); Оригинальные тексты кименной редакции/Ред.: И. Абуладзе//ПДГАЛ. 1963. Т. 1-2 (на груз. яз.); Оригинальные тексты метафрастической редакции//Там же. Т. 3 (на груз. яз.); Оригинальные тексты синаксарной редакции/Ред.: Э. Габидзашвили//Там же. Т. 4 (на груз. яз.); Оригинальные кименные и метафрастические тексты XVIII в.//Там же. Т. 5 (на груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Новое нашествие персиян под предводительством Надир-шаха не имело особенно губительных последствий для православной Грузии. На первых порах своего владычества он благосклонно относился к религиозному чувству грузин. Рассказывают, что однажды царевич Ираклий, представляясь Надир-шаху в Кандагаре, был поражён неожиданным вопросом: «Не примешь ли ты мусульманскую веру?» Как не был молод Ираклий Теймуразович, но не потерялся ответить: «Ваше Величество, вольны сделать со мной, что угодно, но изменять вере Христовой, в которой я воспитан, не могу». Тогда Надир, смягчив голос, сказал: «Не бойся, я не сделаю тебя мусульманином»! Сохранился также и отзыв его о грузинском народе, данный им при посещении монастыря св. Антония Марткопского, в присутствии его наместников, которым он сказал: «Не ожесточайте грузин, сильных военной славой, знакомых с военными потрясениями, многократно колебавшими их царство, но не веру в христианского Бога». Однако в конце своего царствования покоритель Индии и Персии Надир-шах переменил свою политику и стал притеснять грузин, в 1747 году наложив на них непосильную дань, и только его смерть избавила Иверию от тяжкого разорения 102 . Несмотря, однако, на все эти ужасы, пережитые Грузией в столь тяжёлые для неё дни, вера в народе и на этот раз была непоколебима, доказательством чего служит следующий факт: в числе пленниц находилась грузинка изумительной красоты. Перс, которому она досталась, вздумал обратить её в мусульманскую веру, но все его усилия были напрасны, и невольница оставалась непреклонной. «Всякий раз, – говорит по этому поводу один персидский историк, – как только заговаривали с нею об этой необходимости, пленница вынимала из кармана маленькие образа и горячо молилась Богу об избавлении её от искушения. Молитва грузинки была так искренна, что обладатель её чуть не сделался сам поклонником этих же образов» 103 . Одновременно с Персией, имевшей в виду преимущественно восточные провинции Грузии, на западные её владения, начиная с 1574 года и до 1754, постоянно нападали турки, внося туда свою культуру и свою религию, беспощадно истребляя на своём пути древнейшие христианские памятники, на местах которых они водружали свои мечети с высокими минаретами, и голос муэдзина сменял собой так много говорящий христианскому сердцу звон церковных колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона. Нач. XXI в. (Патриархия ГПЦ) Преподобные Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона. Нач. XXI в. (Патриархия ГПЦ) Основателями монашеской жизни в Грузии стали прп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов, т. н. вторые апостолы Грузии (VI в.). Как повествует Житие Иоанна Зедазнели, созданное его учеником Василием Зедазнийским, прп. Иоанн подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников. Житие передает, что с известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Грузинскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Св. Иоанн и его ученики обосновались на горе Зедазени, где до проповеди св. Нины находилось капище языческого бога Задени. Прп. Иоанн, исполняя повеление, полученное им во сне, разослал учеников во все пределы Грузии, с тем чтобы они основывали мон-ри и возводили церкви: Авив обосновался в Некреси, Исе (Иессей) - в Цилкани, Иосиф - в Алаверди, Давид - в Гареджи, Шио - в Мгвиме, Антоний - в Марткопи, Пирр - в Брети, Зенон - в Икалто, Стефан - в Хирсе, Михаил - в Улумбо, Фаддей - в Степанцминде, Исидор - в Самтависи ( Абуладзе. Древние редакции житий. С. 193). Оставшись на горе Зедазени со своим учеником диак. св. Илией , прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени и совершил много чудес и исцелений. Сщмч. еп. Авив Некресский обратил мн. огнепоклонников в христианство, основал мон-рь Некреси и принял мученическую кончину от персов. К. Кекелидзе пишет об образованности еп. Авива, разбирая с философской т. зр. его проповедь против зороастризма, в к-рой он пользуется античной теорией о 4 элементах (вода, воздух, огонь, земля) ( Кекелидзе. Этюды. Т. 3. С. 45-49). Прп. Антоний Марткопский подвизался в основанном им мон-ре Марткопи , на вершине Акрианской горы он соорудил башню (столп, где провел 15 лет в уединении).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Судя по многочисленным рукописям, Шиомгвимский Типикон получил повсеместное распространение не только в Грузии, но и за ее пределами - в груз. мон-рях Палестины, Синая и Афона (см.: Кочламазашвили. 2005. С. 9). Тем не менее Великий Синаксарь прп. Георгия Святогорца продолжали переписывать вплоть до XVIII в. Вероятно, к XIII-XIV вв. относится особая груз. редакция Иерусалимского устава, сохранившаяся в Типиконе Кекел. А 647, 1511 г., скопированном с более раннего списка (особенности отмечены в кн.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 511). Эта версия предположительно была составлена груз. монахами на Афоне (к тому времени окончательно перешедшем на Иерусалимский устав в его новой, малоазийской редакции), т. к. в ней имеются памяти святых Евфимия и Иоанна Святогорцев, и сосуществовала параллельно с Шиомгвимским Типиконом. VI. Гимнография XII-XIII вв. Эти века оказались весьма значительны с т. зр. развития национальной груз. гимнографии. Определилась тенденция пополнения новыми песнопениями последований груз. святым и праздникам. Из гимнографов XII в. следует отметить царя Давида Строителя, к-рому принадлежит покаянный канон (см.: Давид IV Строитель...), еп. Иоанна Анчийского, Иоанна Шавтийского, католикоса Николая I (Гулаберисдзе) (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 237-241). Из груз. гимнографов XIII в. следует назвать католикоса Арсения IV (Булмаисимисдзе) (ему принадлежат новая служба св. равноап. Нине, последование прп. Шио Мгвимскому, песнопения Нерукотворному образу Спасителя и прп. Антонию Марткопскому (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 240-242), канон прп. Давиду Гареджийскому (см.: Кавтария. 1977. С. 136-137)), Савву Синкелла (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 243), еп. Чкондидского Арсения (см.: Кавтария. 1999). Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) К XII-XIII вв. относится начало формирования более компактных гимнографических сборников вместо больших и полных компиляций прп. Георгия Святогорца, в частности Садгесасцауло (, аналог Праздничной Минеи), содержащего расположенные в календарном порядке последования Минеи (не на все дни года). Гимнографический материал взят из Минеи прп. Георгия; в позднейших рукописях добавлены соответствующие библейские чтения, а после XVII в.- и синаксарные жития (см.: Кавтария. 1977. С. 39). Выбор памятей для Садгесасцауло нестабилен, в рукописях наблюдается большое разнообразие. В отличие от слав. Праздничной Минеи в Садгесасцауло часто входят нек-рые службы даже малых праздников (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XXVIII). На первом этапе, однако, Садгесасцауло (см., напр., описание ркп. Кекел. А 44: Кавтария. 1977. С. 44-45) содержал лишь последования важнейших праздников и памятей особо чтимых в ГПЦ святых (напр., святых Кирика и Иулитты).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Пр. Макария римского, † 394 или 395 (иначе александрийский или городской). Вас. Петр. Рум. Ев. 106 и 112 (Сирл. 1295. М. Гр. 23 окт. Моск. 8 февр. Иерон. мР. А. У. Н. В. Р. М. Р. янв. 2). Св. муч. Евфрасии девы, † в 303 году в Никомидии. Вас. Петр. Акад. 239. (247. 249 Евпраксии. Вас. втор. 16 марта, 240 и другие 14 марта). Св. Арсения , архиеп. керкирского 8 в. (т. е. в Корфу). Св. 1659. Каппон. М. Гр. Киев. Мес. сн. Филар. Обзор песноп. § 3. II. Пренесение мощей св. Григория Богослова в храм св. апостолов (в Царьград), в 950 г. при Константине Порфирородном (912–959). 239. 1295. Отверзение церковных дверей молитвою св. Василия В. в Никее. Нан. 2. 239. 1295. В слав. пен. прологе сказание 1 янв. Пр. Мелетия Валлисиота, † 1203, (у Никод. Галисиота † 1250). Св. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского, † 1447. (В других 13 янв.). III. Память пр. Макария печерского XII в. Мощи в Антониевой пещере. Преставление блаженного Феодора юродивого в Новгороде, † 1392. Белоз. 493, 516. 51 † Мощи под спудом. Служба есть. Пр. Антония , ученика Иоанна зедазнийского VI в., основателя Марткопской обители в Кахетии и потом столпника. Мощи в Марткоп. соборе. (По афонск. иверск. книгам 17 янв.). IV. Муч. Феодосии . 51. Св. Ианнуария . Син. 1. (может быть африк. мучен. в Иероним. и Р. М.). V. Феодота , еп. кипрского. Вас. LXI. Акад. Слепч. Охр. и др. (2 мар.). Павла пустынника. Неап. (15 янв.). Лукиана, Павла и детей их. Син. 1. Екл. Охр. 1295 (3 июня). Мучч. Валериана и Кандида . 1621. 51 (21 янв.). Пр. Марка афинского. Мил. (5 апр.). Пр. Макария желтоводского. 1621. 51. Белоз. 493. 516 (25 июля). Пр. Евфимия сянжемского. 201 (11 апр.). 20 I. Евфимия Великого. Основатель лавры близ Иерусалима на правой стороне иерихонской дороги, † 473. Все. †. М. 12 в. Каноны I. монаха и Феофана. Стихир. Германа, Студита. Служба. М. Р. (Ев. янв. 21). Свв. мучч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида , † 303 в Никомидии с 5 рабами. Вас. Петр. (Ем. Хлуд. 158 мая 1). Свв. мучч. Инны, Пинны и Риммы . Славяне малой Скифии, ученики ап. Андрея, заморожены в реке. Вас. Петр. В Сербском прологе XIII в. Енен, Нирин и Пень. (Кал. и друг. 20 июня, пренесение, мощей по слав. прологу).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Досточтимому Административному совету Ризарийской Духовной семинарии. Извещаю вас, что второй копт, Михаил Филофеос, отбыл сегодня в Александрию, удрученный незнанием языка и тем, что не может заниматься, ибо, по собственному признанию, обуревается помыслами. Во исполнение предписанного нам Министерством через господина Ф. Георгандаса мы убеждали его продлить свое пребывание здесь хотя бы на месяц, но он, не сдаваясь на уговоры, уехал. Ставя вас в известность об этом, прибавлю, что направил местоблюстителю Патриарха коптов господину Иоанну 190 просьбу, чтобы преемник [выбывшего], если таковой будет прислан, был не моложе двадцати лет и владел греческим языком. Остаюсь со всяческим почтением Директор Нектарий Пентапольский». Административный совет отослал рапорт в Министерство и, со своей стороны, попросил, чтобы и первый копт, Иоанн Халил, был заменен другим, знающим греческий. Во всяком случае, в 1901–1904 годах в Ризарионе обучались еще два иеродиакона-копта: Михаил эль-Макари (Макариадис), 29 лет, и Клавдий эль-Антони (Антониу), 24 лет. Тот и другой прибыли в Афины 27 августа 1901 года и вернулись в Египет в июне 1904-го. Впоследствии Иоанн Халил, нареченный Лукой, стал митрополитом Кенасским 191 , а Клавдий эль-Антони – Патриархом коптов с именем Юсап (Иосиф) II 192 . Обучаясь в Ризарионе, Михаил эль-Макари написал (с помощью Иоанна Халила) на арабском языке сочинение, которое позже самостоятельно перевел на греческий, снабдив посвящением Патриарху коптов Кириллу, и в таком виде напечатал в Афинах под названием: «О жизни Ризарийской Духовной семинарии: в переводе с арабского» 193 . Открывающаяся фотографией владыки Пентапольского, книжица содержала и краткие сведения о нем. Знаменательны следующие строки: «Я захлебнусь от чувств, если не возвещу во всеуслышание о благороднейшем и великодушнейшем нраве Его Высокопреосвященства директора и о той чести, которой мы, без всяких заслуг, по ничтожеству нашему, были им удостоены». 187 Мелетий Апостолопулос из Калавриты, магистр богословия. Первоначально – чредной иерей в Порт-Саиде, после смерти Патриарха Софрония в течение года оставался патриаршим местоблюстителем. По восшествии на Александрийский престол Фотия переехал в Мюнхен, где служил в греческом приходе. Получил известность как канонист и переводчик. Главный труд: «Каноническое право Восточноправославной Церкви» (Афины, 1898). По переезде в Грецию умер от сердечного приступа в 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010