96 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви, как это было в Армении и Сирии, облекается в сан Католикоса (греч. – всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом – Католикос-Патриарх. 97 Святой Вахтанг I Горгасали («Волчья Голова») – царь из династии Хосроидов, управлял страной на протяжении пятидесяти с лишним лет (446–502). При нем Грузия достигла своего могущества. Во время царствованя Вахтанга Горга-сала Грузия вела с Ираном долгую и тяжкую войну, царь вьщуЖден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Успешно отстаивая независимость родины, он Иного сделал для Грузинской Церкви. При нем в V в. Был перестроен Мцхетский собор Светицховели, посвященный Двенадцати Апостолам. В Тбилиси, новой столице, Вахтанг I заложил основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр; были полностью переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета и главные богослужебные книги. В V столетии в Грузии велось интенсивное храмостроительство. Был смертельно ранен в одной из битв с персами. Память 30 ноября (13 декабря). 98 Святой Петр I – первый Католикос-Архиепископ Грузии (в 467– 474 гг.). Память 30 ноября (13 декабря). 99 Память преподобного Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI в.) 3 7 (20) мая. 100 Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, Младший († 596) – пресвитер, подражал подвигу Симеона Старшего. Основал на Дивной горе в окрестностях Антиохии обитель. Св. Симеон назван Дивногорцем по имени горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она назовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. Дни памяти 24 мая (6 июня); в субботу сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Антония, а равно и основанный им Мартмкопский монастырь. Первой заботой преподобного явилось устройство между многочисленными иноками самого порядка общежительной монастырской жизни. Когда это дело было исполнено, св. Антоний выбрал недалеко от своей новой обители уединённое и необитаемое место на высоком утёсе Марткопской горы и воздвиг для себя каменный столб или башню, в 6 сажён высоты, с маленькой церковью во имя младшего Симеона Столпника († 596 г.), собственно по инициативе которого каппадокийские подвижники и отправились в Грузию, – и остаток дней своих провёл на этом высоком столбе. И здесь также уединение преподобного было нарушаемо местными жителями, которые в большом числе приходили сюда молиться пред нерукотворным образом Спасителя, принесённом в Грузию св. Антонием из Сирии 54 . Другие обители – св. Иосифа Алавердского и Стефана Хирского – служили центром просвещения и распространения Христианства в северо-восточной Грузии. Монастыри остальных сирийских отцов, игравшие в судьбе Иверии немаловажную роль, были также построены и освящены при католикосе Грузии Макарии. Миссионерская деятельность свв. сирийских подвижников, этих прямых продолжателей апостольских трудов св. Нины, привела к тому, что христианство прочно утвердилось среди оссов, шапсугов, лазов, абхазцев и других горских племён, входивших в состав грузинского царства. Впрочем, дело это продолжалось, но только в более широком размере, и в последующие века грузинскими иноками, монастыри которых представляли собой миссионерские станции-крепости, где именно и группировались главные силы в борьбе с инославной пропагандой и антинациональными стремлениями. Эти миссионерские станции оказали Грузии великую услугу в деле распространения христианского просвещения в духе православной церкви, укрепляя в многострадальном народе национальное самосознание, расшатанное и поколебленное иноплеменным владычеством, и являясь в то же время рассадником многих ревностных и просвещённых пастырей, учителей, священнослужителей и предстоятелей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был ещё один случай. Этому уже мы были свидетелями, когда были в паломничестве в Грузии 3 года назад. Там есть монастырь Антония Марткопского VI века, одного из 13 святых ассирийских отцов, которые пришли в Грузию и основали там монастыри или кафедры. Они практически все причислены к лику святых. Игумен Вениамин, пожилой человек, рассказывал о том, что он молодым послушником был в Мцхете и имел возможность проводить много времени рядом с отцом Гавриилом. Ему там дали подрясник, и он был послушником или молодым монахом, не помню. Он начал о себе тоже что-то такое думать, что проделал большой и славный путь. Как-то идет Вениамин по двору, и встречает его отец Гавриил, начинает хвалить. Ой, какой у тебя подрясник, какой ты молодец, как ты знаешь устав, как ты молишься, мало спишь, раньше всех приходишь на службу, позже уходишь. Но Вениамин не понимает пока что горделиво, что проговариваются все его мысли. В Грузии есть самый главный древний Собор Светицховели. И вот так отец Гавриил Вениамина хвалит, а потом в конце добавляет, да без тебя купол Светицховели рухнет. И тут Вениамин понимает, что его на самом деле смиряют, ничего же не рухнет без него. Он схватился за голову, осознал, что праведнику открыта его гордыня. После этого Вениамин ушел каяться. После этого ему удается о себе больше такого не думать. Этот опыт, когда человек долго в Церкви и начинает принимать о себе горделивые помыслы, а Зосима был с юности подвижником, рядом с каждым из нас. Особенно Великим постом, когда ты крепко постишься, так легко принять эти мысли. Я в этом году с особым чувством читал это житие . 53 года было авве Зосиме во время первой встречи с Преподобной Марией. Он кричит ей, куда ты бежишь от меня, пожалей меня, ветхого старца. Этими словами назван мой возраст. Видимо, тогда люди жили значительно меньше, в 53 годы человек был уже ветхим старцем. Житие Преподобной Марии, которое, как сказано, явило нам и бездну падения, насколько может пасть человек, и бездну покаяния, в которой Господь может принять человека, омыть его и сделать великим святым.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

В Мегрелии к 20-м гг. XIX в. существовало 4 епархии: Цагерская, Цаишская, Чкондидская и вдовствующая Бедийская. После кончины в 1823 г. епископов Цагерского Иоанна и Цаишского Григория (Чиковани) обе епархии были присоединены к Чкондидской, к-рая с 23 июня 1829 г. стала называться Мингрельской. До кончины в 1828 г. этой епархией управлял митр. Виссарион (Дадиани), после него кафедру занимали митр. Никорцминдский Давид (Церетели; 30 мая 1829 - 9 июня 1834), еп. Георгий (Кухалашвили; 19 мая 1835 - 2 апр. 1842) и еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - 9 дек. 1852). В Гурийском княжестве оставалась вдовствующая Шемокмедская епархия и действующая Джуматская, к-рую до кончины в 1827 г. возглавлял митр. Николай (Шервашидзе). В 1833 г. Джуматская и Шемокмедская епархии были присоединены к Имеретинской, в 1844 г. Джуматская была восстановлена под названием «Гурийская», первым ее епископом стал Евфимий (Цулукидзе ; управлял до 1853; † 4 апр. 1856). В нач. XIX в. территории Абхазского княжества, где до тур. оккупации существовали Бичвинтская (Пицундская), Моквская и Драндская епархии, в церковном отношении были присоединены сначала к Цагерской, а затем к Чкондидской епархии, пока в 1851 г. с вхождением этих территорий в состав России не была образована Абхазская епархия ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Экзарх Иона (Василевский) переустроил и улучшил преподавание в Тифлисской ДС. На благоустройство и украшение существовавших храмов и постройку новых он много жертвовал из личных средств. Известно, что с особой любовью он относился к церковным богослужениям: за 10 лет пребывания в Грузии он не пропустил ни одной службы. 12 марта 1832 г. экзарха Иону сменил еп. Саратовский Моисей (Богданов-Платонов ; † 13 июля 1834). Он оставил о себе память как о кротком, мягком, радушном и общительном архипастыре. 1 сент. 1834 г. в сан архиепископа с назначением экзархом Грузии был возведен еп. Минский и Гродненский Евгений (Бажанов) . 12 нояб. 1843 г. на экзаршем посту его сменил архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) . При нем политика Г. Э., следовавшая либеральному гос. курсу, была плодотворной и отличалась миролюбием. В 1852-1857 гг. на средства, полученные от секуляризации церковных земель, были восстановлены Мцхетский, Алавердский, Кватахевский и Марткопский мон-ри, в 1857 г. при жен. мон-ре Самтавро в Мцхете основано уч-ще для девочек. По указанию экзарха Исидора груз. историк П. Иоселиани привез с Афона груз. рукописи.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Вологды на образе Нерукотворного Спаса стали видны две слезных струи, истекавшие из очей Спасителя. А 18 августа в Грузии в обители преподобного Антония Марткопского начала слезоточить старинная икона Богоматери русского письма (предположительно, Казанская)” . На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году (так это было и в Санкт-Петербурге). Всемирно известная Иверская-Монреальская чудотворная икона, непрестанно источающая святое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как заметил ее хранитель, “у Матери Божией появилась слеза, которая просто держалась и долго не падала”. Сам он тогда еще ничего не знал о событиях в России 22 ноября 1991 года в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери . Вспомним, что Смоленск — древнейший город-крепость с великими святынями, чудотворными образами — многие столетия охранял Русь от нашествий с Запада. Он и ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели (8 декабря) был заключен Беловежский сговор .. Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. “Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах прот. Михаил Помазанский . — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: “Я с вами”? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что “это к нам не относится”. Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!” Очевидно, что обилие совершающихся ныне (1991–1996 гг.) чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Как в 1920е годы, в начале 70-летнего пленения, Господь укреплял и утешал Своих людей, призывая к стойкости и верности до конца, — так и теперь, в эпоху новых раздоров, кровавых войн и разгула зла, во время внутренних и потому более опасных шатаний в Церкви, Господь, с одной стороны, указует на множество грехов и предуготовляет нас ко многим скорбям, а с другой — укрепляет верных Ему, изливает миро Своего милосердия, свидетельствует вновь и вновь об истинности Своей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Вскоре св. Давид мирно окончил свои дни в возлюбленной им пустыне, оставив воспитанных им иноков продолжать на земле иверской святое дело просвещения страны и указывать ей путь к достижению идеального человеческого счастья через борьбу с порочными наклонностями повреждённого грехом сердца 53 . Не менее знаменит был и третий ученик св. Иоанна Зедазнели, преподобный Антоний, основатель Марткопского монастыря. Этот подвижник преимущественно посвятил себя, по приходу своему в Грузию, миссионерской деятельности. Он, прежде всего, отправился в Кахетию на дальний подвиг благовестия среди горцев, около Зедазнийской горы, из которых многих обратил в христианство. Затем, обходя с проповедью разные места Кахетии, перешёл Иално, восточный склон Зедазнийских гор. Здесь он, вместе со своими спутниками, избрал для жительства Лопотское ущелье, где и поселился в соседстве с дидойцами и лезгинами. Своей подвижнической жизнью и чудесами св. Антоний приобрёл между жителями гор много последователей, для которых за рекой Алазань устроил монастырь, а сам, стремясь к уединению, поселился недалеко от местечка Ахмета, но и здесь он недолго оставался в неизвестности. Скоро местопребывание подвижника было открыто местными жителями, и они во множестве стали посещать его, прославляя Бога за те чудеса, которые совершались преподобным Антонием среди них. Отсюда смиренный угодник Божий, не заботясь о славе человеческой, удаляется в лесную и непроходимую гору Акрианскую, получившую впоследствии от его уединённой жизни название Марткопской. Но и здесь этот яркий светильник был найден охотниками, преследовавшими диких ланей, которые питали св. подвижника своим молоком. С этого времени уединённое место отшельника сделалось отрадным убежищем для желающих подвизаться в аскетических подвигах. Отсюда свет высокодобродетельной и строго-нравственной жизни преподобного Антония озарял своими лучами новопросвещённых грузин и утверждал их в вере христианской. Аскетическая, можно сказать, неземная жизнь св. отшельника, дивный дар чудотворений и в изобилии даруемые им исцеления привлекли к нему со всех сторон людей, стремящихся к идеальной жизни и желающих вполне удовлетворить всем высоким запросам своей души, – и эти люди быстро наполнили собой место уединения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одним важнейшим монашеским очагом был на протяжении нескольких веков основанный в Болгарии Григорием Пакуриани Петрицонский (ныне Бачков) монастырь. Здесь подвизался Иоанэ Петрици (ум. ок. 1125), а позднее – богослов и переводчик преподобный Иоанн Чимчимели (конец XII – начало XIII в., память 10/23 февраля). Он перевел «Толкование на книгу Екклесиаста» Митрофана Смирнского, «Толкование на книгу Екклесиаста» Олимпиодора Александрийского, Толкования Евангелия от Марка и Евангелия от Луки Феофилакта Болгарского . Постоянная молитва , иноческие подвиги и уединение являются древними формами монашеской жизни в Грузии. О существовании этой традиции начиная уже с VI века свидетельствуют и жития первых известных монахов, «сирийских отцов», и сами их имена и названия основанных ими монастырей: по крайней мере, Антония Марткопского, 18 лет проведшего на столпе (от марто к’опа – в одиночестве находиться, уединяться), Давида Гареджийского (по трактовке царевича Вахушти 14 .205) от груз. слов гаре еджа – удаленно подвизаться) и Шио Мгвимского, который по месту нахождения и по образу жизни был назван Анахоретом и подвизался в пещере – мгвиме. У зачинателей этой традиции в Грузии всегда были последователи. Не случайно именно здесь, по всей Грузии, старцы Глинской пустыни, изгнанные из своего монастыря, нашли прибежище и смогли продолжить свое служение. Характерной чертой грузинского монашества было соединение разных форм аскезы. Они сочетались одни с другими без конфликта, без внутрицерковной борьбы и крайностей в духовных делах. Немаловажную роль здесь сыграло то обстоятельство, что развитие и расцвет грузинского монашества в самой Грузии и за ее пределами пришлись на эпоху, когда все стороны духовного развития находились в гармонии, и внутреннее делание сочеталось с внешними подвигами и строительством. Еп. Кирион 144 в своей книге «Культурная роль Иверии в истории Руси» отмечает, что когда примерно с 961 г., по инициативе византийских венценосцев Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия и почитаемаго ими Афанасия Афонскаго , началось преобразование монастырской жизни на Афоне и «когда, вместо анахоретской жизни, был заведен быт общежительный с определенным уставом, то исихасты сочли это за ограничение своих прав и восстали против Афанасия как главного виновника и насадителя на Афоне общежительного монашества» 145 . Однако, как заключает еп. Кирион, «в 971 го­ду умиротворены были все афониты, исихасты и монастырники, уставом императора Иоанна Цимисхия» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Замечательна надпись сей иконы, что точно такая же послана была в дар Царю Алексею Михайловичу Теймуразом I; но где она находится теперь в Москве, неизвестно. Память великого Леона ознаменовалась в соборе Алавердском еще богатой иконой Николая Чудотворца и наперстным крестом с мощами, которые также принес с собой из Иерусалима и постоянно имел при себе в течение пятидесятилетнего своего царствования, озарившего лучом славы Кахетию и Палестину. Икальто и Шуамта Мы спешили оставить собор Алавердский, потому что уже вечерело, и провели ночь в Икальто, селении князей Макаевых, из дома коих был Митрополит Иоанн Бодбель. По давнему обычаю страны, гостеприимный хозяин, в лучшей своей одежде и на лучшем коне, проводил нас на следующее утро в соседний монастырь Икальтский, место погребения его предков. Положение обители весьма живописно, на лесистых холмах; только недавно обновил ее старец Митрополит ради памяти Св. Зинона, одного из Сирийских отцов, ее основавшего и в ней почившего. Некогда славилась она своей ученостью, многолюдством братии, ибо тут устроил свое знаменитое училище духовник Царя Давида Возобновителя, игумен Арсений, который сам был в Палестине, собрал все жития святых Грузинских и для многих составил службы. Около его обители основалось по окрестным горам до шестидесяти малых скитов церквей, коих остатки еще видны в лесах, и даже сохранилась народная пословица: «В Икальто шестьдесят церквей без одной». Развалины обширного училища Арсениева, отколе вышли многие светильники Церкви Грузинской, просиявшей и на святой горе Афонской, доселе видны на дворе монастырском. Соборный храм невелик, но приятного зодчества и современен Св. Зинону; празднует же нерукотворному образу Спасову, ибо сию икону принес из Сирии один из тринадцати отцов, Св. Антоний Марткопский, хотя с тех пор не сохранилась самая икона, но списки ее повторяются во всех почти церквах Грузии, по глубокому к ней уважению народа. С благоговением поклонился я гробу святого основателя Зинона, житие коего нам не сохранилось, равно как и житие его сподвижников Иосифа Алавердского и Стефана Хирского; но храмы их служат живой летописью их деяний вместе с исцелениями, доселе истекающими от их раки, потому что одна только проповедь блаженных отцов утвердила Христианство в сих некогда диких пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И. П. также приписывают (Каухчишвили) перевод комментария Михаила Пселла на нек-рые места из гомилий свт. Григория Богослова ( Каухчишвили. Georgica. 1966. Т. 6. С. 260-263; Rayfield. 2000. P. 90) и перевод «Катехизиса» патриарха Антиохийского свт. Анастасия I Синаита ( Rayfield. 2000. P. 25). Исторические произведения И. П. принадлежит перевод первых 15 книг «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Все рукописи XV-XVI вв., содержащие этот текст (Кут. 10; НЦРГ. A 675, S 315-319), восходят к экземпляру католикоса-патриарха Зап. Грузии Евфимия I (Сакварелидзе) (НЦРГ. S 332), в к-ром переписчик Давид (Инанашвили) указывает на авторство И. П. ( Tarchnischvili. 1955. S. 212). Лолашвили на основе филологического анализа анонимного произведения «Жизнь царя царей Давида», посвященного груз. царю св. Давиду IV Строителю, приписывает его И. П. (Лествица добродетелей. 1968. С. 62-63); Панцхава считает И. П. также автором памятника церковного груз. канонического права «Уложение Руис-Урбнисского Собора» ( Панцхава. 1982. С. 58). Агиографические и литургические произведения Груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ( Такаишвили. 1909. Т. 1. Вып. 3. С. 14) считает, что И. П. перевел Жития св. Феодоры Александрийской ( Цагарели. 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158) и метафрастическую редакцию Житий св. Меркурия и вмц. Варвары ( Кекелидзе. 1918. Вып. 1. С. XXIV). И. П. также приписывают сокращенное ямбическое переложение 1-6 песней (сент.-март) «Календаря» гимнографа Христофора Митилинского (XI в.) (7-9 песни (апр.-авг.), согласно рукописи НЦРГ. A 290, составил «его брат Павел», о к-ром больше ничего не известно), а также ямбические прологи в честь каждого святого, упоминаемого в Синаксаре (сент.-янв.), к-рые написаны по образцу аналогичных прологов гимнографа Христофора Митилинского (НЦРГ. A 85. Л. 196-212; A 67. Л. 92-105; A 415. Л. 26; S 379; Tarchnischvili. 1955. S. 213-214). Католикос-патриарх Антоний I считает И. П. автором нек-рых ямбических песнопений, к-рые он выписал из различных сборников гулани, содержащих тексты Минеи и Постной и Цветной Триодей (не сохр.), и поместил в свою Минею (НЦРГ. Н 1339, 1340): это стихиры на «И ныне», к-рые поются на утрене в праздники Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресв. Богородицы, Крещения Господня, в день памяти прп. Антония Марткопского (19 янв.); богородичен, исполняемый в день памяти прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов (7 мая); стихира на «Слава» на утрене в день памяти сщмч. Киприана и мц. Иустины (2 окт.). Все песнопения внесены в совр. богослужебные книги Грузинской Православной Церкви. Экзегетические произведения

http://pravenc.ru/text/471437.html

Иоанна Зедазнийский монастырь в Душетском уезде. Иоанно-Зедазнийский необщежительный монастырь расположен в 42 в. от уездного города Душета и в 30 – от Тифлиса. Содержится эта обитель главный образом на проценты, получаемые с капитала, 10 тыс. рублей, пожертвованного монастырю горийским епископом Александром. Управление игуменское. Иоанно-Крестительская пустынь в Тифлисском уезде. Эта необщежительная пустынь находится в 30 вер. от Тифлиса и управляется викарным горийским епископом. Квабтахевский Успенский монастырь в Горийском уезде. Эта необщежительная обитель находится в 31 в. от уездного города Гори и в 50 вер. от Тифлиса. Она основана в XI веке известным грузинским царем Давидом III Возобновителем, но впоследствии долгое время оставалась в запустении. В 1849 году жители Карталинии и князь Тарханов обратились с просьбой восстановить обитель и ее древний Успенский храм. Ходатайство было удовлетворено, и обитель возобновлена. Управляет ею архимандрит. Кобенский Успенский монастырь в Тифлисском уезде. Кобенская общежительная обитель находится близ посада Коджоры. Она учреждена по определению Св. Синода от 24 октября –3 ноября 1903 г. Храм освящен в честь Успения Богоматери. Марткопский Св. Антония монастырь в Тифлисском уезде. Верстах в 30 от Тифлиса и в 5 в. от селения Марткопи, среди предгорий, в живописной местности, находится причисленный к экзаршему дому монастырь Св. Антония, игравший большую роль в историческом и духовном развитии православной Грузии. Он издревле служил предметом особенно глубокого почитания православного грузинского народа, стекавшегося туда на богомолье обыкновенно два раза в год: 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь которой был главный храм монастыря, и 19 января в день памяти Св. Антония – основателя обители. Основание Марткопского монастыря относится к половине V в. н. э. Св. Антоний, один из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию для утверждения христианства в 445 году, избрал эту местность для своих духовных подвигов. Отсюда свет его добродетелей озарял новообращенный народ грузинский. Строго подвижническая жизнь Св. Антония, сопровождаемая чудесами и исцелениями, привлекала к нему много учеников, для которых он устроял обитель, с храмом во имя Спасителя. Невдалеке от развалин этого храма крутой и узкий вход ведет на высокий утес, где им же создан высокий «столп» или башня, а в ней другой малый храм. Здесь св. угодник провел последние 15 лет своей жизни, за которые в воспоминаниях церкви остался с наименованием столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010