Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары ): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. ( Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17). В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) С течением времени М. разрастался, на его территории появлялись новые строения. Сторожевая башня с колокольней была выстроена в 1699 г. в вост. части комплекса, напротив столпа прп. Антония. На ее сев. и юж. фасадах сохранились 2 надписи (одна сильно повреждена) с именами заказчика работ сына кизикского моурави (князя) Руставского еп. Захарии (Андроникашвили) и известного каменщика того времени Ахверды ( Барнавели. 1961. С. 112-113; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713-714). М. сохранял статус кафедрального центра до нач. XIX в., хотя с 1752 г. жизнь в мон-ре заглохла. Одно из последних упоминаний М. относится к 1803 г. В своем письме кн. А. Орбелиани (10 июля 1803) царица Мария просила князя передать ее матери, чтобы она сделала различные пожертвования в груз. церкви, в т. ч. послала священникам М. средств «на 40 обедень» (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 122). Постоянные нашествия лезгинских племен вынудили последнего епископа Руставского и Марткопского переехать в с. Марткопи. В 1810-1825 гг. в центре села на пожертвования каймакам-паши Египта (представитель османского султана) Ибрагим-бея (грузин по происхождению, Авраам Шинджикашвили) был выстроен новый кафедральный собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Со дня основания М. являлся крупным духовно-просветительским центром. Известны подвизавшиеся и работавшие здесь поэт, литургист и проповедник митр. Николай (Черкезишвили) (XVII-XVIII вв.), архиепископы Руставские библиофилы XVIII в. Иоанн (Кобулашвили) и Стефан (Джорджадзе). До 1752 г. в М. действовало 2-классное приходское уч-ще (позже школа), при котором находилось богатое книгохранилище (духовная лит-ра, церковные документы, в т. ч. грамоты, дарованные М. груз. царями; большинство было уничтожено во время набега персов в 1795). Сохранилась только грамота «Гмртаебис гуджари» (4 авг. 1722), составленная царем Кахети Давидом II (Имам-кули-ханом) (1702-1723) (до 37-го листа); продолжение (37-99 листы) было собрано его сестрой царицей Мариам. Документ является уникальным образцом груз. дипломатии: текст делится на 5 глав, интересных с т. зр. космогонии, теологии, философии, истории; здесь содержатся книги пожертвований М., дана история строительства кафоликона и монастыря со времен царя св. Вахтанга Горгасали (ПГП. 1965. Т. 2. С. 337-384; Менабде. 1992. С. 56; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Однако настоящий расцвет монашеской жизни в самой Грузии, притом одновременно и в уединенной, и в общежительной форме, зафиксирован в исторических документах в связи с приходом в Грузию (Картли и Кахети) «сирийских отцов». Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Бедийский Иоанн, сопровождавший в К-поль дочь Баграта IV (1027-1072) царевну Марту, буд. супругу Михаила VII Дуки (1071-1078) и императрицу Византии; еп. Чкондидский Иоанн, упомянутый в завещании одной рукописи 1085 г. (возможно, Бедийский архиепископ). Во время походов на Грузию персид. хорезмшаха Джелал-ад-Дина (20-е гг. XIII в.) царица Русудан, католикос-патриарх всей Грузии Арсений III и еп. Савва перешли в Зап. Грузию; католикос-патриарх и еп. Савва поселились в мон-ре Гелати . Здесь по просьбе владетеля Хиханской крепости в Аджарии эристава эриставов Вардана Абусерис-дзе, брата гимнографа св. Тбели Абусерисдзе , еп. Савва написал канон «Песнь о провидении и воплощении Христа» ( Тбели Абусерисдзе. 1998. С. 144-152), сохранившийся в литургическом сборнике св. Тбели (НЦРГ. A 85. Л. 293-297, 1233 г.). Произведение посвящено Нерукотворному образу Спасителя, привезенному из Эдессы прп. Антонием Марткопским в VI в. (см. Анчийский Спас ). Икона, весьма почитаемая в нач. XIII в., по представлению гимнографа олицетворяла «мощь и славу» Грузии, подтверждала «богоизбранность» грузинского народа. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно к-рой в протоколе венчания царя на царство кариели занимал 28-е место среди 36 архиереев Мцхетского Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после болнели (Болнисского архиерея) и перед харчашнели (Харчашнийским) и тбилели (Тбилисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства Самцхе-Саатабаго» указано, что архиерей К. е. занимал 11-е место среди 13 епископов Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия), после анели (Анийского) и перед банели (Банским) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245). Кари сильно пострадал от набегов монголов и румских сельджуков. Арм. историк XIII в. Киракос Гандзакеци описывает, как «татары... разорили город, обезобразили прекрасный вид его и угнали в плен жителей... вслед за ними пришли воины ромейского султана, они безжалостно предали мечу и угнали в плен спасшихся от татар» ( Киракос Гандзакеци.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Известны имена настоятелей М. кон. XIX - нач. XX в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648, 64347; Ф. 500. Оп. 4. Д. 11). В М. более 40 лет служил иеродиак. Иосиф (Харазишвили). В кон. XIX в. он оборудовал дорогу к столпу прп. Антония, прежде неприступному. Основываясь на древнем предании о том, что в лесу близ М. была церковь, рядом с к-рой под деревянным крестом погребены мощи 12 убитых братьев-монахов, иеродиак. Иосиф раскопал находившийся рядом с крестом холм и в 1911 г. нашел развалины старой церкви (высота стен чуть больше метра, сохр. черепица зеленого цвета). Под одиночным крупным камнем он обнаружил большую комнату, выстроенную из камня и извести, с выступами в нижней части стены, где в сидячем положении находились скелеты 12 чел. с отрубленными головами (Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 7. С. 2). Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. 27 июня 1918 г. в М. был убит первый после восстановления автокефалии ГПЦ католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) (1917-1918). С установлением в Грузии советской власти (1921) на Церковь начались гонения. Благодаря письмам, посланным католикосу-патриарху Грузии исп. Амвросию (Хелая) (1921-1927) настоятелем М. архим. Германом (Иашвили) (12 и 20 апр. 1923), известно, что члены Марткопско-Норийского исполнительного комитета на Благовещение описали имущество мон-ря, но «народ не давал им арбы и сопротивлялся разорению монастыря». 19 апр. братию М., состоявшую из 12 насельников, разогнали, в М. разрешили жить только «слепым, хромым и старикам»: остались архим. Герман, иером. Харалампий (Хомасуридзе), иеродиак. Айтала (Дзамашвили), слепой мон. Иосиф (Меладзе) (Монастырь Марткопи. 2009. С. 18). 19 июля 1926 г. жители с. Марткопи обратились к председателю ЦИК Грузии с просьбой открыть церковь в М. (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Д. 149. С. 44). Был открыт не только кафоликон, но и сам мон-рь. 9 авг. 1932 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932-1952) еп.

http://pravenc.ru/text/2562482.html

После того как я впервые съездил к старцу, я стал посещать его по несколько раз в неделю, и так продолжалось до самой кончины отца Виталия. Помню, как при первой нашей встрече отец Виталий, отвечая на мой вопрос о дальнейшей жизни, рассказал одну историю. Я, говорит, знал одного молодого человека, он тоже хотел уйти в монастырь, но у него не получилось. Только через два года он смог это сделать. Я тогда ничего не понял, подумал, при чем здесь этот молодой человек? Но потом произошло так, что я вернулся в Сухуми и остался в миру именно на два года. Хотя поехал туда лишь для того, чтобы взять благословение у матери, документы и вернуться в Оптину. Но в Сухуми начались военные действия, и я начал работать в Комитете по правам человека. Мне приходилось участвовать в городских гуманитарных миссиях, а также в совместных российско-грузино-абхазских и ООН-овских миссиях. Когда грузинское население вынуждено было покинуть город, я ушел в монастырь. Прошло именно два года после нашего разговора с отцом Виталием. — Сколько вам было лет? — Двадцать шесть. — Где Вы приняли постриг? — Сухумо-Абхазская епархия была в те годы временно расположена в монастыре Преподобного Антония Марткопского. Там я принял постриг. Настоятелем и духовным руководителем монастыря был владыка Даниил, тогда Сухумо-Абхазский, теперь Чиатурский и Сачхерский, благочинным — иеромонах Исайя, ныне митрополит Цхинвальский. Потом владыку Даниила назначили епископом Зугдидским и Циашским, и часть братии, которую он благословил, перешли в монастырь Успения Божией Матери в селе Корцхели. Это древний монастырь, который был в свое время метохией Крестова монастыря в Иерусалиме. Там нам пришлось делать первые шаги по возрождению монастыря. Нас было четверо. Потом меня перевели в Тбилиси. Я жил при Патриархии, служил в храме Святых Архангелов в Военной академии. После этого меня направили в Лавру Давида Гареджийского. Лавра переживала тогда сложный период, несколько настоятелей монастырей были не согласны с тем, что Грузинская Церковь находится в Совете Церквей и демонстративно покинули монастыри. Это был 97-й год. Меня назначили настоятелем в Гареджи. В то время там не было ни электричества, ни дороги. Из братии нас было двое иеромонахов и двое послушников. Потом стало на одного монаха больше. Духовником у меня был владыка Даниил, и, конечно, мы всегда советовались со Святейшим, потому что Лавра является ставропигиальным монастырем, и все вопросы по устроению обители мы решали только с благословения Патриарха. Еще писали письма отцу Иоанну (Крестьянкину). Батюшка наставлял нас и укреплял в вере.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083881...

– Где вы приняли постриг, владыка? – Я был пострижен в монастыре преподобного Антония Марткопского и был там послушником и монахом. Потом был переведен в Западную Грузию, в Зугдиди. Там есть древний монастырь в селе Корцхели. Этот монастырь был некогда подворьем грузинского Крестового монастыря в Иерусалиме. Годы, проведенные там, были очень тяжелые. Страна оправлялась после гражданской войны. Особенно Западная Грузия. И остро чувствовались проблемы во всем: в продовольствии, в медикаментах. Люди тоже были под тяжелым впечатлением от всего произошедшего. Но те годы были очень интересные и многое дали мне лично в духовном плане. Я думаю, и той братии, с которой мы вместе молились и подвизались. – Какие послушания вы несли в этих монастырях? – Послушания, которые благословлялись… Знаете, мысль, с которой я шел в монастырь, была такова, что я должен иметь смирение. И вот эта мысль была как бы центральной во мне, и послушания, которые мне давались, – эти послушания не были для меня тяжелыми (я не говорю физически) в духовном и моральном плане. Это всегда воспринималось мною как естественная ситуация для монаха. Как обязанность монаха. Преданность воле Божией через преданность воле настоятеля или духовника. Я в монастыре нес послушание и в хлеву монастырском, и поваром был монастырским, и при храме послушания были, и по всем другим послушаниям, которые были в монастыре, прошел: и уборка, и огород, и дрова – все, на что благословляли. По послушанию мне также приходилось читать лекции о житиях святых. Проходил и послушание псаломщика. XII-XIIIb. Кватахеви – Владыка, в чем, для вас заключается значимость монашества? – Монашество для меня – это самый короткий путь к истинному человечеству. Прийти в состояние истинного человека, прийти в состояние Адама. Через Христа и личный свой подвиг. Я вижу в христианстве истинное возвращение к человечности. А монашество – самый короткий путь. – А когда вы стали священником? И где служили? – Я был рукоположен патриархом Илией в 1996 году и направлен из монастыря на служение в храм святых архангелов в Тбилиси. Это был храм при Военной академии. Позже меня направили в Давидо-Гареджийскую лавру. Там ушел настоятель монастыря. И Его Святейшество благословил меня нести послушание игумена в лавре преподобного Давида Гареджийского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Когда в Грузии каждый день проводились митинги, он говорил мне: «Идём, я должен успокоить их» – и, встав среди митингующих, проповедовал, и все как-то успокаивались. Однажды мы собрались отлучиться из монастыря. Старец предупредил: «Не уезжайте – будут неприятности». Мы не поверили и поехали. В дороге мы попали в аварию и только чудом остались живы. Когда вернулись, старец сказал, что он много молился, чтобы мы вернулись живыми. Однажды он рассказывал: «Когда я был маленьким, мне захотелось побывать на могиле преподобного Антония Марткопского 37 . По дороге я очень проголодался. Валясь с ног от усталости, я заснул прямо на земле, а когда открыл глаза, увидел мужчину. Он дал мне хлеб и воду и исчез. Когда я добрался до монастыря и увидел икону Антония Марткопского, то понял, что человеком, спасшим меня от голода, и был сам преподобный Антоний. С тех пор вот уже много лет я хочу отслужить молебен на его могиле». К сожалению, он этого так и не смог сделать. В этом виновата и я. У меня не нашлось времени отвезти его на могилу Антония Марткопского, хотя он об этом меня не раз просил. Бог да простит всех, кто в чём-то провинился перед ним, ведь мы до конца не понимали, кто он, и не оказывали должного уважения этому удивительному старцу. Монахиня Параскева (Ростиашвили) Однажды мне приснился сон, будто меня назначили келейницей отца Гавриила: я ухаживаю за ним, а он учит меня богоугодной жизни. На следующий день владыка Даниил позвал меня к себе и, по рекомендации игуменьи Кетевани, поручил ухаживать за больным старцем. Я тут же с радостью побежала к отцу Гавриилу и рассказала ему о своём сне и о благословении. Тогда я очень мало знала о монашеской жизни. Мои знания исчерпывались всего лишь несколькими духовными книгами, прочитанными мной. Поэтому я с большим интересом наблюдала за отцом Гавриилом и сравнивала его жизнь с жизнью святых. Помню такой случай. Принесли трапезу. Это была рисовая каша. Мне очень хотелось есть. Старец, который в это время чистил рамы икон, поднял голову и сказал: «Ешь, если хочешь», затем, взяв маленькую миску, тряпкой почистил её и подал мне. Я попробовала кашу – она сильно пахла керосином, но я молча, через силу, всё съела. Старец взял у меня миску, понюхал её и, улыбаясь, спросил: «Кажется, тряпка была в керосине, как же ты ела?». Потом спросил, хочу ли я учиться. Я сказала, что хочу. «Но тогда хорошо запомни, что ты сама желаешь учиться», – сказал старец и ещё раз попросил меня чётко повторить мой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От страха у меня волосы стали дыбом. Мне захотелось оглянуться, но он строго предупредил: «Внимательно смотри вперёд и крепко держи руль». Машина еле двигалась. Но вдруг машина помчалась так, что на поворотах по разбитой дороге я с трудом успевал крутить руль. У меня было такое ощущение, как будто тысяча человек толкали сзади машину. Мне снова захотелось хоть через зеркальце посмотреть назад, но не успел я подумать об этом, как старец ещё раз предупредил: «Не смотри назад!». Ворвавшись на огромной скорости во двор монастыря, машина заглохла. Нас с большим почтением и любовью встретил настоятель монастыря отец Иосиф (Киквадзе) и пригласил на трапезу. Скоро во дворе монастыря послышались крики пришедших из ближайшей деревни молодых людей. Они скандалили и угрожали, требуя встречи с монахами. Я хотел вмешаться, но старец осёк меня взглядом. Он вышел сам с распростертыми руками и громко сказал: «Если жаждете крови, стреляйте в меня! Моей крови, крови монаха Гавриила, пусть будет для вас достаточно, а других не трогайте. Моё убийство простит вам Бог , но, если убьёте их, этого Он не простит». Как оказалось, скандалисты знали всех братьев монастыря и, когда они увидели старого, незнакомого монаха, смутились, не зная, что делать. Постепенно они успокоились, некоторые даже попросили прощения. Так предвидел старец, что Марткопский монастырь ожидают неприятности, и поэтому неожиданно для всех решил ехать туда. Сам великий святой преподобный Антоний Марткопский благословил старца уберечь монастырь от беды. Владыка Тадеоз вспоминал: «Я видел, как отец Гавриил обеими руками держал оголённый электрический провод, как сверкали искры, когда провода прикасались друг к другу, а старец оставался невредимым». Владыка Иосиф 48 рассказывал: «В Шио-Мгвимском монастыре перед всенощным бдением не могли открыть двери храма. Старец подошёл, перекрестил – двери открылись от лёгкого прикосновения». Старец в полдень так смотрел на солнце, как мы смотрим ночью на луну. Когда его об этом спрашивали, он отвечал: «Это ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церкви: в честь Рождества Пресв. Богородицы (1527, построена еп. Руставским Иларионом на престоле более древней церкви); во имя вмч. Георгия (кон. XVII в.); в честь Успения Пресв. Богородицы (дата неизв.; возможно, XIX в.). В нач. XXI в. в М. были построены и возведены на фундаментах древних храмов еще несколько церквей: в 2005-2006 гг.- во имя св. Иоанна Предтечи, в 2015 г.- во имя прп. Антония Марткопского и во имя св. Иоанна Предтечи (обе на столпе прп. Антония), во имя вмч. Георгия (на древнем фундаменте), во имя вмц. Варвары, во имя свт. Николая, еп. Мирликийского. Строится ц. во имя св. Иоанна Предтечи на вершине Швиндадзе. Столп прп. Антония находится на горе к востоку от М. По преданию, святой построил его, скрепляя камни оленьим молоком и яичным желтком. Строение выдержало множество переделок. Среди исторических зданий мон-ря выделяется 4-этажная колокольня (в вост. части комплекса), выстроенная из известкового камня и кирпича. Внешне она похожа на колокольни мон-ря Никорцминда и тбилисского храма Анчисхати , оформлена ромбами, крестами и стрельчатыми арками, выполненными кирпичной кладкой, характерной для позднесредневек. груз. архитектуры. М. Сахлтхуцишвили Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. 1: 1578-1613 гг.; Иоселиани П. Описание Марткопского мон-ря, составленное надворным советником и кавалером П. Иоселианом. Тифлис, 1847; он же. То же/Сост., пер. с рус. яз.: Х. Марушашвили. Тб., 2009 (на груз. яз.); Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie en 1847-1848. St.-Pt., 1850. Vol. 2; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Кн. 1); Мон-рь Марткопи и его состояние//Дроеба (Времена). Тифлис, 1883. 165. 21 авг. С. 1-2 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 11. С. 9-10 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторический сб. Тифлис, 1913. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тб., 1961 (на груз. яз.). Лит.: Арджеванидзе И. От Тбилиси до Алазанской долины. Тб., 1958. С. 69-70 (на груз. яз.); Матиашвили А. Марткопский мон-рь Гвтаеба. Тб., 1963 (на груз. яз.); он же. Акриани-Мартомкопи-Марткопи-4500: Природа, прошлое, быт. Тб., 1998. 3 т. (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Менабде Л. Древнегрузинские культурные очаги. Тб., 1992 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Родина ассирийских отцов и Грузия. Тб., 2002 (на груз. яз.); Мерквиладзе Д. Ассирийские отцы. Тб., 2006. Т. 1 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2009. 8. 5-11 марта. С. 17-20 (на груз. яз.); Мачуришвили Г., Тогонидзе Л. Жизнь и деятельность духовных лиц XVIII-XX вв. Тб., 2012. Т. 1 (на груз. яз.); Архим. Харлампий (Хомасуридзе), 1874-1960//Сапатриаркос уцкебани. 2013. 4. 24-30 янв. С. 18-20 (на груз. яз.); Ассирийские отцы: Сб. Тб., 2013 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010