Итак, Грузия стала великим православным царством. Сознание того, что их страна есть удел Самой Девы Марии, укрепляло души и сердца грузин в радости непоколебимой Христовой веры. В V веке великий и славный царь Вахтанг I добился независимости Грузинской Православной Церкви, но все же еще какое-то время епископы присылались сюда из Антиохии. Царь Парсман VI, находившийся под покровительством византийского императора Юстиниана I , сделал следующий шаг: по разрешению императора и восточных патриархов иверские епископы стали сами выбирать себе католикосов. И это всегда уже был грузин, часто из родовитых дворян, князей и представителей царствующего Дома. Все они хорошо знали состояние и нужды своей Церкви. Греки, назначавшиеся до этого из Антиохии, не знали ни народа Иверии, ни языка. Было даже время, когда в молодые годы Вахтанга I персы завоевали некоторые грузинские области, хотя и ненадолго, – зороастрийские маги бродили по горам Кавказа и старались отвратить народ от Христовой веры. Слава Богу, царь Вахтанг, собравшись с силами, изгнал персов вместе с их магами вон. Наступил VI век. Иверскому католикосу (напомним, что так назывался в Грузии патриарх), пребывавшему во Мцхете, однажды явился Ангел Божий и привел его в сильное изумление. «Вот идет Господень раб Иоанн с учениками своими, – сказал он. – Идет не на время, а для того, чтобы слиться с твоим народом. Они идут по стопам святой Нины, но уже не насаждать, а укреплять веру Христову». Католикоса звали Евлалий (Евлавий). Ангел велел ему выйти на дорогу. «Встреть их со всем радушием, ибо они посланы Самой Богородицей», – сказал Ангел. Облачившись в ризы, Евлалий собрал свой клир и вышел на дорогу. Долго он ждал, вглядываясь в даль. Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как-то я собиралась отлучиться из монастыря по делам и самонадеянно думала, что быстро управлюсь. Когда я подошла за благословением к старцу, он сказал: «Бог укрепит и сохранит тебя Своей благодатью», а потом сурово добавил: «Мудрость Соломона!». Я поняла, что отец Гавриил, разгадав мои горделивые помыслы, напомнил мне, что человек предполагает, а Бог располагает. Помню, я привела к старцу свою тётю. В этот день он был очень слаб. Но, несмотря на это, он, с трудом открыв глаза, шёпотом благословил. Даже когда он был болен, никогда не говорил «не могу». Он всегда скорбел, когда кто-то уходил из монастыря. «Вместе с одной монахиней половина благодати из монастыря уходит», – говорил он. Сам же он смиренно осознавал себя самым последним грешником. «Я – мусор, даже мусор лучше, чем я», – говорил он. Прошло время. Отец Гавриил умер. Я очень переживала его кончину, сожалела, что ничему не научилась у него, не ценила должным образом его при жизни. Я испытывала горькое чувство утраты. Но, увидев однажды в его келье икону, которую я подарила ему, вдруг почувствовала великое утешение и уверовала в то, что старца нет с нами только телом, а духом он никогда не оставит нас, всегда будет молиться о нас перед Богом. Нам, смертным, трудно понять, как можно полюбить Бога так, чтобы в каждом человеке суметь увидеть Его образ; молиться о спасении того, кто не то что не любит тебя, а издевается над тобой, а старец это умел. Благодарю Бога, даровавшего мне такого удивительного старца – отца Гавриила, который помог мне встать на тяжёлый, но благодатный монашеский путь. Монахиня Нино (Пеикришвили) Меня крестили в день памяти святого Антония Марткопского. Иеромонах, крестивший меня, сказал: «Вырастет – будет о нас молиться». Я выросла и начала искать Бога. Однажды мне приснился сон: я летала по окружённому цветущим миндалём небу, собирала книги, которые были написаны на непонятном мне языке. Вскоре я поняла значение этого сна. Моя соседка попросила меня быть крёстной её умирающего ребёнка. У батюшки я увидела книгу, написанную такими же буквами, как и в моём сне. Видя, с каким изумлением и вниманием я смотрю на книгу, священник протянул мне её со словами: «Читай, Господь научит». Эта книга была Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. 16, 18; 1889. 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. 23-24; 1890. 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. 789. С. 2-3; 790. С. 3; 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. 1. С. 13-14; 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др. Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Крестово-купольное сооружение (20×13 м), неоднократно реставрировался. Окончательный архитектурный облик храм получил в сер. XIX в. Здание выстроено из тесаного камня, входы с запада и с юга. Барабан имеет 12 окон, на фасадах - 8 ( Матиашвили. 1963. С. 5-6). Алтарь 3-частный, с запада над основным входом сооружены хоры. В сев. части храма находится главная святыня монастыря - могила прп. Антония, над которой был установлен белый мраморный камень с грузино-русской билингвой: «Преподобный отче, молись за нас» (Там же. С. 50). В кон. XX в. (очевидно, в 1989) камень был заменен аналогичным с орнаментальной каймой и груз. надписью: «Святой Антоний Марткопский». Оформление фасадов соответствует стилистике груз. архитектуры 2-й пол. XIX в. Все фасады венчают фронтоны. Вост. фасад 4 низкими пилястрами делится на 3 плоскости. На средней плоскости вырезано окно с округлым верхом, которое опоясано двойной орнаментальной рамкой. Над окном, на малом пьедестале, помещен крест с медальоном посередине, рукава завершены трифолиями. К средней части сев. фасада пристроена малая часовня с независимым перекрытием (венчается отдельным небольшим фронтоном), в интерьере это помещение является продолжением сев. рукава. Пристройка имеет большое окно с округлым верхом в профилированной рамке. Над окном помещен небольшой крест с округлыми рукавами; его обрамление соединяется с наличником окна. Над крестом расположено небольшое округлое окно. По бокам от пристройки находятся 2 окна, обрамленные крупным орнаментом, сохранились следы рельефов. Зап. фасад делится пилястрами на 3 плоскости. Посередине расположен главный вход, над к-рым помещено рельефное изображение головы ангела, выше - удлиненное окно, над ним - равноконечный крест в медальоне. Аналогично устроен юж. фасад: над входом помещены рельефное изображение головы ангела и окно. По бокам от входа находятся 2 крупных окна, на наличниках видны поврежденные рельефные изображения голов ангелов. Очевидно, такие же изображения были и на окнах сев. фасада. Фасады также украшены малыми рельефными изображениями виноградной лозы, крестов и звезд. Искусствоведческое исследование храма не проводилось. Другие строения

http://pravenc.ru/text/2562482.html

На Светлой седмице 1991 г. в церковь святителя Николая Московской Николо- Перервинской обители принесли икону Божией Матери “Державная”. Она благоухала и источала святое миро. Свидетелями этого чуда, продолжавшегося не менее двух недель, стали клир и прихожане церкви (Россия перед вторым пришествием. С. 197). Летом 1991 г. в одном из старинных храмов Вологды на образе Нерукотворного Спаса стали видны две слезных струи, истекавших из очей Спасителя, а 18 августа в Грузии, недалеко от Тбилиси, в обители преп. Антония Марткопского начала слезоточить старинная икона Богоматери русского письма, предположительно Казанская (Россия перед вторым пришествием. С. 264). В середине июня 1992 г. источали миро иконы церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе: Иверская, Господь Вседержитель, “Взыскание погибших”. Все они написаны около ста лет назад на Святой Горе Афон. В сентябре 1992 г. начала мироточить икона Христа Спасителя. Миро струилось от рук Господа и со страниц Евангелия, изображенного на иконе. Через помазывание благоуханным миром исцелялись болящие (Православная беседа. 1997. 1. С. 9; Россия перед вторым пришествием. С. 265). 22 ноября 1991 г. в Смоленске, во время Литургии в Одигитриевском приделе Свято-Успенского собора, священнослужители обнаружили на Казанской иконе Божией Матери (на горнем месте) слезу, истекавшую из правого ока. Когда настоятель снял ее, алтарь наполнился благоуханием. Священный Синод, рассмотрев представленный акт, признал происшедшее знаком особой милости Божией и благословил совершать молитвенное воспоминание этого события 22 ноября (Глаголы жизни: Православный журнал. 1992. 1. С. 68). В 1992 г., на праздник святителя Николая Чудотворца, в Тамбовской епархии произошло явление плачущей Божией Матери. Ее образ, напоминающий икону “В родах Помощница”, возник на оконном стекле гинекологического и терапевтического отделений центральной больницы с. Гавриловки. Видение было отчетливым и продолжалось около часа, его наблюдали медицинский персонал и пациенты. Подробно о чуде писали в местной газете “Сельские новости” от 7 января 1993 года (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 12. С. 4).

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Общая стоимость работ в Сиони составила 40 тыс. р. (Там же. С. 82-84). По инициативе И. были восстановлены и др. груз. монастыри. Узнав о монастыре Марткопи от одного из чиновников синодальной конторы, побывавшего на празднике в день Нерукотворного образа Спасителя и наблюдавшего «необыкновенное стечение народа, грузин и армян», поклонявшегося Нерукотворному образу и мощам прп. Антония Марткопского , И. посетил полуразрушенный монастырь и договорился с населением окрестных деревень о помощи в восстановлении обители. Тут же была открыта подписка на пожертвования, собрано более 400 р. серебром, крестьяне обещали бесплатно доставлять к монастырю, расположенному в горах, строительные материалы. Возвратившись в Тифлис, И. внес предложение о восстановлении монастыря в синодальную контору, и экзарх, «всегда готовый на доброе дело», выдал 3 сборные книжки: местному архимандриту, чиновнику и крестьянину из расположенного вблизи Марткопи с. Норио. В Тифлисе было собрано ок. 3 тыс. р. серебром. Губ. архитектор, согласившийся безвозмездно руководить реставрационными работами, объявил, что восстановить древний собор невозможно; за неск. лет был выстроен новый, проложена дорога от мон-ря в Тифлис. Марткопи стал любимой обителью И.: тяжело перенося тифлисскую жару, он с 1849 г. каждое лето жил в мон-ре и приезжал в Тифлис лишь в присутственные дни. Он исследовал историю мон-ря и составил «Сказание о нерукотворной копии с Нерукотворного образа Спасителя» (Там же. 6. С. 231-235). В мемуарах И. рассказал об обстоятельствах возобновления мон-ря Кватахеви: потомки захороненных там князей Тархан-Моурави, жившие в это время в России, получили разрешение императора восстановить обитель; на выделенную синодальной конторой сумму ок. 30 тыс. р. церковь и монастырские строения были отреставрированы; синодальная контора выделила обители земли из числа церковных имений. И. описал одну из святынь мон-ря - деревянное блюдо, которое, по грузинскому преданию, Господь использовал во время Тайной вечери. И. упоминал и о других христианских святынях, хранящихся в Грузии: о хитоне Господнем, о копии, которым на кресте был пронзен Иисус Христос, о камне от Гроба Господня, о частицах Животворящего Креста, о кресте св. равноап. Нины и др. (Там же. С. 235-236).

http://pravenc.ru/text/674987.html

Одну ночь переночевали в Сакени и ранним утром начали подниматься на перевал, в ту ночь ночевали в лесу. Помню, мороз был такой сильный, что, когда сидели у костра, лицо огонь обжигал, а спину мороз, и мы вертелись, как шашлыки. На второй день мы перешли через перевал, прибыли в село Чубери, а на перевале выпал снег, многие люди замерзли насмерть по дороге. Восемь дней мы оставались в Чубери, помогали «Красному кресту», я и послушник Мамука варили кашу, раздавали горячую пищу беженцам. На восьмой день ситуация в Чубери разрядилась, почти все нашли, кому куда пойти. Может, за все эти дни кто-нибудь и улыбнулся, но я этого не помню. Как будто на небе висела угрюмая черная грозовая туча. Но когда на восьмой день было назначено массовое крещение на реке Чубери, как будто солнце выглянуло, светло стало. Владыке Даниилу достали резиновые рыбацкие сапоги, он вошел в реку – и Мамука и я стали подавать детей на крещение владыке. Оглашенные в основном были дети, их было более шестидесяти. Народ смотрел на зрелище и с моста, и с обоих берегов... Когда владыка Даниил окунал детей, они сразу начинали плакать, а все остальные смеялись радостно. И мальчишки лет десяти – двенадцати мужественно входили в воду, стараясь не заплакать, но после погружения не выдерживали. Нам подали одну двенадцатидневную девочку, с высокой температурой. Я подумал, что она сильно заплачет, но так спокойно, без единого возгласа, никто не крестился. А потом, когда всех крестили, мы с Мамукой решили окунуться, зашли в воду, и я смог окунуться всего один раз и понял, почему плакали дети. А Мамука героически трижды омылся в воде. Потом на вертолете полетели в Кутаиси, оттуда на машине добрались до Мцхета. Патриарх благословил временную резиденцию Абхазской епархии разместить неподалеку от Тбилиси, в монастыре преподобного Антония Марткопского. В этом монастыре через год мы постригались в монахи, я был рукоположен в иеродиакона, потом в иеромонаха, и целый год был настоятелем этого монастыря. Это было время больших трудностей, инфляция прогрессировала настолько стремительно, что, выходя из монастыря с деньгами, невозможно было понять: большой или маленькой суммой ты располагаешь. Древняя епархия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Ивер (Ибер), еп. Майумский Газа; ум. 491 или 492. Житие и творения 187 . 1896 . [Марр Н. Житие Петра Ивера (Ибера). Груз. текст с рус. переводом//Правосл. Палестинский сборник. СПб. 1896. 16]. 188 . 1961 . [Петр Иверский. Труды. Перевод Ефрема Мцире. Издание с исследованием и лексиконом подготовлено Энукашвили С. Тбилиси 1961]. Исследования 189 . Нуцубидзе Ш. И. Тайна Псевдо-Дионисия-Ареопагита. Тбилиси 1942. 190 . Нуцубидзе Ш. И. Руставели и Восточный Ренессанс//Собр. соч. в 6 тт. 4. Тбилиси 1987. 333. 191 . 1975 . [Нуцубидзе Ш. И. Петр Ивер и античное философское наследие//Труды. 5. Тбилиси 1975]. 192 . Chabot J.-B. Pierre l’Ibérien//Revue de l’Orient Latin. 1895. 3. 193 . Esbroeck M. van. Peter the Iberian and Dionysius the Areopagitë Honigmann’s thesis revisited//OCP. 1993. 59. 217–227. 194 . Esbroeck M. van. L’opposition entre Pierre l’lbère et Pierre le Foulon (482–491)//Caucasica. J. of Caucasian Studies. 1998. 1. 60–67. [См. 14 .195]. 195 . Honigmann E. Pierre l’Ibérien et les écrits du pseudo-Denys l’Aréopagite. Bruxelles 1952. (Académie Royale de Belgique, Classe des Lettres-Mémoires. 47:3). 196 . Lang D. M. Peter the Iberian and his biographers//JEH 1951. 2. 197 . Peeters P. La basilique des Confesseurs à Édesse. Encore S. Pierre de Manouma.//AB 1940. 58. 104–125. 198 . Raabe R. Petrus der Iberer. Leipzig 1895. 199 . Rufus John. Plérophories/Ed., transl. Brière М., Nau F.//PO 1912. 8. 200 . Tarchnisvili M. Pietro Ibero//Enciclopedia Cattolica. 9. Rom. 1952 . Sp. 1937. Иоанн Mocx VI-haч. VII вв., ум. ок. 619. По многим данным был грузинским монахом, подвизавшимся в Иерусалимском м-ре Феодосия, затем в лавре Саввы Освященного. См. о нем и его гл. творении «Луг духовный» отд. рубрику в разд. 4 ; изд. груз. версии «Луга духовного» см. ниже, 14 .319. Сирийские отцы Иоанн Зедазнийский (нач. VI в., пам. 7 мая) и его 12 учеников: священномученик Авив Некресский (пам. 29 ноября), Антоний Марткопский (пам. 19 января и 16 августа), Давид Гареджийский (пам. в четверг 7-й недели после Пасхи), Исэ (Иессей) Цилканский и др. Жития

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

по 6 сент. (Гос. архив новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 1. Л. 59). В кон. 1944 г. храм был открыт официально, прот. Александр назначен настоятелем. 3 февр. 1952 г., со смертью католикоса-патриарха Каллистрата, Манглисская кафедра овдовела. В 1959-1972 гг. ею управлял епископ (с 1962 - митрополит) Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани), в 1972-1974 гг.- он же, в сане католикоса-патриарха (Давид V (VI)) . 13 янв. 1974 г. во епископа Манглисского был хиротонисан настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси) прот. Георгий Гонгадзе (без перемены имени), 1 окт. 1980 г. его сменил архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (до 25 авг. 1986). В 1982 г. в М. е. служили 2 священника. С 25 авг. 1986 г. по 15 мая 1992 г. епархией управлял митрополит Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе), с 17 мая 1992 г. по 25 дек. 1992 г.- еп. Иов (Акиашвили). С 25 дек. 1992 г. епархию возглавляет архиеп. Анания (Джапаридзе) (с 15 нояб. 2001 - митрополит). В сент. 1995 г. на XIII Соборе ГПЦ на основе М. е. и Агарак-Цалкской епархии были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В 1998 г. в Манглисско-Цалкской епархии действовали 8 храмов: собор в Манглиси, церкви во имя св. Архангелов в Алгети, во имя свт. Николая в Тетри-Цкаро, в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Цалка, во имя вмч. Георгия в Бешташени, во имя равноап. Нины в Коде, во имя св. Архангелов в Гумбати, во имя Св. Троицы в Санти. Образование Манглисско-Тетрицкаройской епархии По решению Синода от 11 окт. 2013 г. из территории Манглисско-Цалкской епархии был выделен муниципалитет Цалка и учреждена Цалкская епархия, оставшаяся территория получила наименование Манглисско-Тетрицкаройской епархии. Она охватывает территорию муниципалитета Тетри-Цкаро и с. Манглиси, с северо-востока граничит с Мцхетско-Тбилисской, с запада - с Цалкской, с севера - с Самтависско-Каспской, с юго-востока - с Марнеульско-Худжабской, с юго-запада - с Дманисской, с юга - с Болнисской, с востока - с Гардабанско-Марткопской епархиями ГПЦ. В наст. время в епархии действуют 17 церквей и 4 муж. мон-ря: Гударехи в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - архим. Торникий (Нацвлишвили)), Кабени в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - иером. Иоанн (Чхеидзе)), Гоубани во имя 40 Севастийских мучеников (настоятель - игум. Антоний (Хуцишвили)), Цклулети в честь Иверской иконы Божией Матери (настоятель - схиигум. Николай (Цабадзе)). В состав духовенства входят архимандрит, схиигумен, игумен, 2 иеромонаха, 4 протоиерея, 6 иереев, 2 протодиакона, а также схимонах и 4 монаха. Архиереи восстановленной М. е.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010