В помощь этому епископу Мартусевичу, управлявшему обширнейшей епархией, а также и для наблюдения за его действиями, был назначен Иосиф – викарным епископом и вместе председателем Белорусской консистории, с наименованием епископом Мстиславским и с оставлением присутствующим в коллегии, во время нахождения в Петербурге. Униатская церковь еще не была устроена в то время в Петербурге, 66 и Иосиф был посвящен в сан епископа, к своему прискорбию, в католическом костеле св. Екатерины митрополитом Булгаком, епископом Мартусевичем и латинским епископом Гедройцем, выбросив при сем из присяги, с согласия Государя, многое, противное его совести. Иосиф посвящен в сан епископа 8 августа 1829 года. За несколько дней до хиротонии во епископа «старший соборный протоиерей» Иосиф Семашко был пострижен в монашество без перемены имени. Через три дня после посвящения, посвящавшие и новопосвященный епископ были представлены Государю в Елагинском дворце. Во время этой замечательной аудиенции, подробно записанной Иосифом, Государь весьма милостиво к нему отнесся, много и с полным знанием дела говорил о ненормальном и бедственном положении униатской церкви, о замыслах латинян и о своем твердом намерении устроить надлежащий порядок в униатской церкви, в чем он просил содействия со стороны митрополита и униатских епископов. Очарованный умом, приветливостью и вниманием Государя, Иосиф написал письмо обо всем слышанном из уст Государя к своему другу, ректору Жировицкой семинарии, протоиерею Антонию Зубко. Содержание этого письма было передано Зубкою и многим другим лицам, отвечавшим планам Иосифа. Тогда же Иосиф получил в дар от Государя архиерейское облачение по форме, существующей у православных епископов. III. 1830–1832 1830–1831 годы. Первое обозрение Иосифом Белорусской и Литовской епархий. Впечатление, произведенное им на униатское духовенство. Иосиф полагал, что на первых порах не следует касаться сильно обрядов и других внешностей. Отправление лучших униатских воспитанников в духовную академию и в русские университеты. Польское восстание, закрытие базилианских монастырей и светских базилианских училищ. Подтверждение о восстановлении восточного обряда в униатских монастырях. Происки провинциала Жарского и назначение его ревизором базилианских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3. 115 стр. 223). Но униатское дело предшествовавшею деятельностью Иосифа и системой правительственных мероприятий было подвинуто теперь уже настолько, что его не могла затушить никакая оппозиция. В 1838 г. случилось происшествие, двинувшее униатское дело к окончательной развязке. В этом году в одно почти время скончались митрополит Булгак на 80-м году от роду и викарный епископ литовский Иосафат Жарский. Первого все знали как твердого латинянина, а после смерти последнего на столе у него найдена бумага, в которой он объявляет себя непричастным всем действиям по униатской церкви» (ч. 3, 113 стр.). Таким образом само время устранило по униатской иерархии два бывших препятствия делу воссоединения. Теперь остались одни надежные деятели, которым суждено было совершить это воссоединение. Этими деятелями были три епископа: Иосиф Семашко , Антоний Зубко и Василий Лужинский . Первый из них в том же году по случаю кончины председателя греко-униатской духовной коллегии, митрополита Иосафата, был назначен на его место. Почувствовав себя главой униатского дела, Семашко стал настаивать на решительном общем воссоединении униатов. В декабре того же 1838 г., новый председатель греко-униатской коллегии подал записку 23) «о способах порешить окончательно воссоединение униатов с православной церковью», где между прочим писал: «Плоды постоянных усилий в отношении приготовления униатов к православию очевидны. Для верного удостоверения об образе мыслей греко-униатского духовенства потребованы от него в настоящем году собственноручные объявления о готовности присоединиться к греко-российской церкви и такие обязательства получены уже от 775 священников литовской епархии. да из остальных 160 священников только небольшое число полагается сомнительными. За сим, если принять в уважение таковую, почти общую готовность греко-униатского духовенства присоединиться к греко-российской церкви, если сообразить, что остальные униаты состоят из простого народа, вовсе неспособного разбирать религиозные мнения и следующего страдательно своим пастырям: то необходимо согласиться, что между униатской и греко-российской церквами существует уже действительно духовное единение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

216 Зато иногда заседали в коллегии два епископа, со званием один члена, а другой присутствующего, как, например, в 1830 году, епископы: пинский епископ Кирилл Сероцинский и Мстиславский Иосиф Семашко . Число заседателей также не всегда было полно и в 1838 году случилось даже, что в коллегии присутствовали всего только председатель и один заседатель. В продолжение царствования Николая I были: председателями коллегии: 1) митрополит Иоасафат Булгак (с 1825–1838), 2) литовский архиепископ Иосиф Семашко (с 1838–1843 г.) и 3) самое короткое время присутствовавший в синоде Гедеон, епископ полтавский: членами из епископов: 1) упомянутый выше Кирилл Сероцинский (с 1829–1830), 2) Иосиф Семашко (с 1829–1832 присутствующий, а с 1832–1838 член коллегии); из архимандритов: 1) гродненского базилианского монастыря настоятель Василий Полонский (с 1826–1828), 2) мелецкого базилианского монастыря архимандрит Ианнуарий Быстрый (с 1828–1832), 3) Лещинского монастыря архимандрит Иоасафат Жарский (с 1832–1834). Наконец, заседателями из протоиереев были: 1) Антоний Зубко (с 1826–1834), 2) Иосиф Семашко , в бытность его еще прелатом-схоластиком (с 1826–1829), 3) каноник Василий Маркевич (с 1826–1838); младшие соборные протоиереи: 4) Игнатий Пильховский (с 1829–1843), 5) Василий Лужинский (с 1830–1834), 6) Иоанн Конюшевский (с 1838–1843), 7) Лев Паньковский (с 1838–1843). 217 Прокуроров коллегии во все царствование Николая I было трое: Крыжановский (с 1826–1829), Иванов (с 1829–1834) и Серно-Соловьевич (с 1834–1843). Булгак был человек добрый, ласковый и доступный, но слабый характером, нерешительный и не чуждый не только честолюбия, но даже и некоторого наивного тщеславия. Рассказывают, что когда ему был пожалован орден св. Андрея, он пришел в такой восторг, что показывал всем приходившим к нему Андреевскую звезду, говоря: «Посмотрите-ка, что я заслужил от Государя и чего удостоился от Него». Естественно, что, при таком настроении, действия Булгака всегда соответствовали видам нашего правительства и он неуклонно и безоговорочно исполнял все ему указываемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XL. Епархия Литовская Литовская (Литовская и Виленская) епархия, второклассная (в порядке четырнадцатая) учреждена в 1840 г. 328 1. Иосиф Семашко , бывший еписк. униатский, с 25 мар, 1839 архиепископ православный; 30 мар. 1852 пожалован в митрополита; † 23 нояб. 1868. 2. Макарий Булгаков , архиепископ, 10 дек. 1868 перев. из Харькова. Викарии Литовской Епархии I. «Епископы Брестские» 1. Антоний Зубко , бывший епископ Брестский униатский, приобщён 6 мар. 1839; 28 янв. 1840 перев. в Минск. Михаил Голубович , с 28 янв. 1840, из викариев Пинских; 1 мар. 1848 перемещён на Минскую епархию. Игнатий Железовский 20 мая 1848 хирот. из архим. Гродненского Борисоглебского монастыря; 27 июня 1870 уволен, за болезнью, туда-ж; † 31 мар. 1872. 4. Евгений Шерешилов хирот. из ректоров Литовской семинарии 9 авг. 1870; 10 февр. 1875 перев. в епископы Ковенские. 5. Владимир , ректор Самарской семинарии, хирот. 1875 … II. «Епископы Ковенские» 1. Платон Городецкий 8 сент. 1843 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 6 нояб. 1848 перев. в Псковские викарии. 2. Евсевий Ильинский 1 янв. 1849 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 29 мар. 1851 перемещён на Каменец-Подольскую епархию. 3. Филарет Малышевский , ректор Литовской семинарии, 28 мая 1851 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 13 сент. 1860 перемещён на Уфимскую епархию. 4. Александр Добрынин 21 нояб. 1860 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 14 авг. 1868 перев. на Минскую епархию. 5. Иосиф Дроздов 11 сент. 1868 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Смоленск. 6. Евгений Шерешилов перемещён с епархии Брестской 10 февр. 1875. 328 Эта епархия и 8 следующих, по Туркестанскую включительно, в рукописи П. М. Строева помещены под особой рубрикой: «прибавление». Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Весьма я доволен, что Хотя несколько мог служить к вашему успокоению в Питере и что не так чуждым вам показалось с первой минуты в северной столице под родным кровом преп. Сергия, где воспоминается как и в Москве имя нашего владыки. Жаль только, что я вас там не увижу, ни на перепутьи в Москве по обычаю, ибо я здесь должен оставаться до половины Октября по случаю обновления Андреевской церкви. Тяжкое семейное горе нас постигло и с кончиною брата (Михаила Николаевича) многого мы лишились, да и Россия не меньше. Много будет вам хлопот в Полоцке; но я думаю добрым вам советником послужит сосед ваш преосвящ. Антоний Смиоленский 607 и другой Антоний (Зубко) 608 , бывший Минский, живущий на покое. Поклонитесь от меня в Витебске Вице-губернатору Мезенцову и напишите оттуда по призде, чтобы не прекращалось наше письменное общение». В преосвященном Антонии, епископе Смоленском, о котором упоминает в своем письме Андрей Николаевич, действительно нашел было я доброго и почтенного соседа, но, к сожалению, он очень недолго оставался моим соседом: в ноябре того же 1866 г. он переведен был на Казанскую кафедру. С преосвящ. Антонием лично познакомился я за несколько дней до моего назначения на Полоцкую паству, в Троицкой Лавре в доме его родственника профессора Московской дух. академии, Е. В. Амфитеатрова . В это время он призжал в Москву и Лавру для поклонения тамошней святыне. 18-го июня, в день храмового праздника Высокопетровского монастыря в честь Боголюбской иконы Б. Матери, преосвященный присутствовал при литургии, мною совершаемой, и затем кушал у меня. С этого времени между нами начались добрые взаимные отношения. Когда я прибыл в Витебск, он не замедлил написать ко мне очень дружественное письмо. Вот что писал мне преосвященный от 27-го сентября: «Преосвященнейший Владыко, милостивый архипастырь и возлюбленный во Христе брат и сослужитель! Приветствую вас на новом месте вашей службы, на кафедре древнего и славного княжества полоцкого и витебского. Да поможет Вам Господь все благоустроить наилучшим образом в этой пастве, состоящей из столь разнородных элементов, надолго отчужденной от общего строя всероссийской церкви и в последнее время очень немало находившейся в руках администрации, не вполне нам родной... Полагаю, что много и много вам труда, и забот, и печалей. Да укрепит вас Господь и утешит благими успехами во всем этом!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

был проведен Собор униат. духовенства (см. Полоцкий Собор ), главными деяниями к-рого стали подписание соборного акта о воссоединении униат. Церкви с православной и составление соответствующего прошения на Высочайшее имя. Под соборным актом стояли 24 подписи, принадлежавшие всем 3 греко-католич. епископам (И., еп. Василию Лужинскому и еп. Антонию Зубко) и важнейшим начальствующим лицам униат. Церкви в России. Также к акту прилагались собственноручные «подписки» униат. духовенства (1305) о присоединении. 1 марта 1839 г. обер-прокурор Протасов представил эти документы императору, к-рый 25 марта утвердил постановление Синода о слиянии греко-униат. Церкви с правосл. Церковью. 30 марта члены Синода вручили И. грамоту к воссоединенным епископам с паствой, сопроводив это деяние торжественным лобзанием нового собрата. Одновременно с актом воссоединения И. был возведен в сан архиепископа, назначен правящим архиереем Литовской и Виленской епархии (6 апр. 1840) и председателем синодальной коллегии, переименованной из Греко-униатской в Белорусско-Литовскую. При этом его духовником оставался униат. священник, проживавший в Троицком мон-ре. Кампания не встретила сопротивления, за исключением отдельных районов Гродненщины и Белосточины; воссоединились более 1,5 млн униатов. Медленнее, чем на белорус. территориях, в 1839-1840 гг. процесс воссоединения проходил в 3 юго-западнорус. губерниях: Киевской, Волынской и Подольской, на ситуацию в к-рых не сразу обратили внимание духовные власти. В них к 1839 г. оставалось 38 униат. приходов и одновременно действовали десятки безместных униатских священников, при поддержке помещиков совершавших богослужения в римско-католич. храмах. Решительно воспротивились воссоединению, в частности, безместные священники - родственники И.: его дядя по матери свящ. Андрей Иванович, проживавший в с. Бугаёвка Таращанского у. Киевской губ., и находившийся при нем родной брат архиерея свящ. Иоанн Семашко. В письме от 1 июля 1840 г. свящ. Иоанн Семашко заявлял И.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Дукора. Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не позже 1929. Адрес: Минская область, Пуховичский р-н, а/г Дукора, ул. Смиловичская, 2 Координаты: 53.669249, 27.95353 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Однозначно можно утверждать, что первые Дукорские храмы были издревле православными. Так, в «Актах, издаваемых Виленскою комиссиею для разбора древних актов» присутствует «Жалоба священника Дукорской церкви…» датированная «1595 года марта 27». Из более позднего документа видно: «в 1765 году в местечке Дукора находилось две церкви: Петро-Павловская и Ильинская, в пользу обеих церквей дано было разрешение для сбора пожертвований». С течением времени здания церквей ветшали, перестраивались, претерпевали различные изменения, а приходы переименования. Строительство нового каменного здания православной церкви было начато в мае 1840 года помещиком имения Дукора Львом Ошторпом. Помещик исповедовал католичество и в строительстве православного храма заинтересован не был, поэтому всячески старался затянуть время постройки. По требованию руководства краем, под воздействием генерала губернатора князя Николая Андреевича Долгорукова строительство храма было завершено в 1845 году. 19 июня 1846 года Архиепископом Антонием (Зубко) церковь освящена по обряду восточной церкви в честь Святых апостолов Петра и Павла. При храме в 1889 году начато строительство церковно-приходской школы, которая была открыта в 1891 году. В 1922 году Дукорская Петро-Павловская церковь сгорела в результате вспыхнувшего по неясной причине пожара. В 1925 году было получено разрешение властей на восстановление храма. После неимоверных трудностей с помощью прихожан церковь была восстановлена к Пасхе 1929 года. 5 февраля 1930 года храм был насильственно отобран у верующих, а в здании был открыт «Народный дом» клуб, затем общежитие. В 2004 году СПК «Дукора» передает здание в собственность прихода. В 2005 году начался капитальный ремонт храма. 8 августа 2007 года по благословлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета в храме возобновлено совершение регулярного богослужения. http://kin-thefigvam.livejournal.com/87733.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=55267

Из числа выпускников Витебской семинарии четверо получили епископский сан – Василий (Лужинский), Антоний (Зубко), Филарет Павел Ректор семинарии в 1879–1882 гг. – магистр богословия и бывший законоучитель Полоцкой военной гимназии вдовый протоиерей Алексей в 1882 г. принял монашеский постриг с именем Анастасий, был возведен в сан архимандрита, а затем рукоположен в сан епископа и назначен на Выборгскую кафедру. В 1901 г. бывший ректор семинарии архимандрит Константин был рукоположен в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Преподаватель основного, нравственного и догматического богословия в 1917–1918 гг. протоиерей Владимир Шевалеевский в 1928 г. был рукоположен в сан епископа, получив в монашестве имя Ректор семинарии профессор Ксенофонт Говорский был в числе основоположников исследования истории Полоцкого Выпускник семинарии 1888 г. Д. И. стал известным историком-архивистом, членом Витебской ученой архивной комиссии, ученым секретарем археографической комиссии, научным сотрудником института истории АН БССР. Автором серии научных исследований по истории родного края стал выпускник 1895 г. военный врач и эпидемиолог, доктор медицины П. М. Красавицкий. В. И. Яцкевич, окончивший семинарию в 1882 г., в 1910 г. был назначен директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, организовывал перенесение мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк, обеспечивал подготовку проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., став его членом. Выпускники 1899 г. священник Александр Стальмашевский и В. В. Богданович также были избраны членами Поместного собора. Преподаватель Витебской семинарии в 1903–1907 гг. В. В. Богданович в 1919 г. занял должность ректора Виленской духовной семинарии, в 1922–1939 гг. он состоял православным членом Сената Речи Посполитой. Протопресвитером военного и морского духовенства стал выпускник 1891 г. Георгий Шавельский, в 1915–1917 г. состоявший членом Святейшего Синода, а в 1917–1918 гг. – товарищем председателя Поместного собора и членом Высшего церковного совета Российской Православной

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010