Здесь, под сводами главной семинарии, сошлись будущие деятели униатской церкви, под градом насмешек со стороны поляков – студентов читали журнал «Улей» и, сблизившись, одинаково чувствовали гнёт католицизма и латинства. Я видела, говорил в последствии Антоний Зубко, – что римская церковь носить в недрах своих нужный ей обскурантизм, препятствующий всякому прогрессу, я видел упорное стремление ко всемирному распространению своей власти, охраняемой обскурантизмом, при чем не пренебрегалось никакими средствами, видел, что вся её христианская миссия разносить фанатическую ненависть, видел, что она враждебно вторгается в недра христианского славянства, вооружая в нём одних против других». Окончив университетский курс со степенью магистра, Зубко на время возвратился в Полоцк, был профессором местной семинарии по кафедре философии и посвящён в сан иерея без вступления в брак. Вскоре он отправился в Петербурге в римско-католическую коллегию, где снова встречается с Семашкой, бывшим тогда также членом этой коллегии. Здесь оба знаменитые друга были неразлучны и в занятиях, и в развлечениях; имели общий стол и квартиру, читали все, что было лучшего в русской литературе, спорили и вели систематическую борьбу с членами коллегии, враждебно относившимися к униатам. Когда униатский вопрос стал назревать, когда для умственного подъема униатского духовенства, решено было открыть для Литовской епархии семинарию в Жировицах, то во главе этого духовного рассадника, назначенного для перевоспитания, ополяченного униатского молодого поколения, поставлен был как ректор, член коллегии, протоиерей Антони Зубко. В открытой униатской семинарии приняли устав и все внутреннее устройство православных семинарий, начальник и профессора её, хотя также униаты, но при высоком своём образовании, уже были предрасположены к православию. В декабре 1833 года состоялся указ о бытии Зубко униатским брестским епископом, викарием Литовской епархии. В феврале же следующего года состоялась его хиротония в Петербурге в униатской церкви, которая была совершена митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

В 1833 г., когда в Униатской иерархии оставались только два епископа – престарелый Митрополит Булгак и молодой Иосиф Семашко , этот последний посоветовал посвятить еще трех униатских надежных епископов и рекомендовал для этого протоиерея Василия Лужинского 207 , Архимандрита Иоасафата Жарского 208 и протоиерея Антония Зубко 209 . Преосвященный Иосиф взял от рекомендованных им на епископские кафедры кандидатов письменные обязательства, что они во всякое время готовы присоединиться к православной церкви. Подписка протоиерея Зубко изложена в брошюре Графа Толстого 210 ; в ней Зубко выражает решительную готовность присоединиться к православной церкви. В каком смысле даны подписки прочими кандидатами, неизвестно. Преосвященный Иосиф, глубоко проникнутый мыслию о воссоединении Унии с православием, со времени рукоположения своего во епископа (в 1829 г.), посвятил на осуществление этой благой мысли все свое время и все своп силы. Постоянно составлял разные записки и проэкты по этому важному делу и представлял их правительству; ежегодно почти объезжал не только свою епархию, но и весь западный край; со всеми, как духовными православными, так и светскими властями, входил в объяснения и совещания; пастырскими беседами и наставлениями подготовлял умы униатского духовенства к воссоединению с Православною церковию; особенную прилагал заботу к учреждению и заведению духовных школ, по образцу русских православных училищ, и строго наблюдал за направлением преподаваемых в них наук; очищал униатское богослужение от латинской примеси и восстановлял, по возможности, древние православные обряды; украшал храмы иконостасами и снабжал необходимыми утварями; распространял по церквам православные богослужебныекниги Московской печати и проч... В марте 1838 г., по смерти униатского Митрополита Булгака, преосвященный Иосиф назначен был председателем Греко-Униатской Коллегии, а 1-го декабря того же года подал записку о необходимости безотлагательно присоединить униатов к православной церкви. 12-го февраля 1839 г., в неделю Православия, состоялось в Полоцке соборное постановление о воссоединении униатской церкви с православною, а 25-го марта последовала на докладе о сем Св. Синода резолюция Государя: «Благодарю Бога и принимаю»...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Управляющий Дубенским деканатом священник Григорий Ненадкевич, по случаю крайней бедности, до которой он доведён воспрещением со стороны Римско-католического духовного начальства отправлять Греко-униатскому духовенству богослужение в Римских костёлах, просит пастырского моего пособия в его крайнем положении. Снисходя к таковому прошению священника Григория Ненадкевича, я назначаю его исправляющим должность настоятеля Черняховского прихода, остающегося праздным после перемещения заседателя консистории Горбацевича к Антопольскому приходу, и предлагаю консистории сделать надлежащее по сему предмету распоряжение. Что же касается церквей, Дубенский деканат составляющих, то Консистория имеет причислить оные к деканату Олыкскому и подчинить благочинному сего последнего деканата Стефану Жирицкому, сделав надлежащее распоряжение о передаче ему, Жирицкому, всех деканальных дел, введении священника Ненадкевича состоящих. Литовской Греко-униатской консистории, от 5 февраля за 32, о совершившемся посвящении в епископский сан архимандрита Жарского и протоиерея Зубко В 21 день истекшего января и 4 сего февраля месяца, вспомоществующу Всевышнему и по чину нашей Церкви, воспоследовало посвящение в сан епископский викариев Литовской Греко-униатской епархии: преосвященных, Пинского Иосафата Жарского и Брестского Антония Зубко, в домашней церкви Греко-униатской духовной коллегии. Предлагаю о сём консистории для надлежащего сведения и объявления всему духовенству Литовской нашей епархии. Литовской Греко-униатской консистории, от 16 февраля за 42, о снабжении восьми монастырей экземплярами двойного пения обедни, для руководства Из числа взятых из С.-Петербурга преосвященным епископом Брестским Антонием десяти экземпляров двойного пения обедни я предназначил по одному экземпляру для монастырей: Виленского, Борунского, Гродненского, Супрасльского, Кобринского, Бытенского, Тороканского и Мелецкого; для чего предлагаю консистории сии нотные пения от преосвященного Антония принять, оные по принадлежности препроводить к настоятелям означенных монастырей, вменить им в обязанность завести у себя по таковому руководству согласное пение обедни, равно взыскать с них следуемые за сии экземпляры деньги и возвратить таковые преосвященному Антонию. Викарному епископу Антонию Зубко, от 19 февраля за 45, о поручении ему рукоположить приготовленных к священству ставленников, и снять священнический сан с иеромонаха Лавриновича

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1833 г., когда в Униатской иерархии оставались только два епископа – престарелый Митрополит Булгак и молодой Иосиф Семашко , этот последний посоветовал посвятитъ еше трех униатских надежных епископов и рекомендовал для этого протоиерея Василия Лужинского 898 , Архимандрита Иоасафата Жарского 899 и протоиерея Антония Зубко 900 . Преосвященный Иосиф взял от рекомендованных им на епископские кафедры кандидатов письменные обязательства, что они во всякое время готовы присоединиться к православной церкви. Подписка протоиерея Зубко изложена в брошюре Графа Толстого 901 ; в ней Зубко выражает решительную готовность присоединиться к православной церкви. В каком смысле даны подписки прочими кандидатами, неизвестно. Преосвященный Иосиф, глубоко проникнутый мыслью о воссоединении Унии с православием, со времени рукоположения своего во епископа (в 1829 г.), посвятил на осуществление этой благой мысли всё свое время и все свои силы. Постоянно составлял разные записки и проекты по этому важному делу и представлял их правительству: —119— 1868 г. ежегодно почти объезжал не только свою епархию, но и весь западный край; со всеми, как духовными православными, так и светскими властями, входил в объяснения и совещания; пастырскими беседами и наставлениями подготовлял умы униатского духовенства к воссоединению с Православною церковью; особенную прилагал заботу к учреждению и заведению духовных школ, по образцу русских православных училищ, и строго наблюдал за направлением преподаваемых в них наук; очищал униатское богослужение от латинской примеси и восстановлял, по возможности, древние православные обряды; украшал храмы иконостасами и снабжал необходимыми утварями; распространял по церквам православные богослужебные книги Московской печати и проч... В марте 1838 г., по смерти униатского Митрополита Булгака, преосвященный Иосиф назначен был председателем Греко-Униатской Коллегии, а 1-го декабря того же года подал записку о необходимости безотлагательно присоединить униатов к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На мероприятием присутствовали преподаватели и студенты Минской духовной семинарии и духовенство Новогрудской епархии . Согласно решению Синода Белорусской Православной Церкви от 3 сентября 2012 года ежегодно в храмах Белорусского экзархата совершается поминовение митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Традиция ежегодного молитвенного поминовения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) сложилась в Белорусской Православной Церкви еще прежде решения Синода. Так, в Минских духовных школах оно и ранее совершалось в день преставления владыки Иосифа — 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. В этот день в стенах Минских духовных школ традиционно проходит вечер памяти этого выдающегося церковного иерарха, где преподаватели и студенты выступают с докладами по истории Белорусской Православной Церкви, краеведению и другим темам. Эти мероприятия являются знаком глубокого уважения к памяти митрополита Иосифа (Семашко), стараниями которого была открыта Литовская духовная семинария в Жировичах (ныне Минская духовная семинария) и возвращен Матери-Церкви Жировичский Успенский монастырь. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в Неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Белоруссии и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4708312...

Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Для увековечивания их духовного подвига и ради всенародного почитания Синод установил 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. день ежегодного молитвенного поминовения в храмах Белорусской Православной Церкви иерархов Божиих: Высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Высокопреосвященного архиепископа Василия (Лужинского), епископа Оршанского, управляющего Полоцкой и Белорусской архиепископией (преставился архиепископом Полоцким и Витебским), и Преосвященного Антония (Зубко), епископа Брестского, викария Литовской епархии (преставился архиепископом Минским и Бобруйским), и иных их сподвижников, потрудившихся в деле упразднения Брестской церковной унии и воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2453308...

А. А. Турилов Часть архивов мон-ря и протоигумена василианского ордена в 20-х гг. XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей. В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении жировичскому провинциалу находилось 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежало 376 крепостных. В Жировичах монастырь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел. В 20-х гг. XIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 муз. инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др. В 30-х гг. XIX в. началось «очищение» вост. обряда униатов от католич. наслоений, в храмах Ж. м., как и в храмах всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину правосл. Церкви. 12 февр. 1839 г. Собор униат. духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литовских униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко) , архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской ц. и прот. Плакид Янковский в приписанной к Ж. м. кладбищенской Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/182311.html

213 В том же году было закрыто десять римских кляшторов и вместо них устроено несколько православных церквей в городах и селениях, – Письмо епископа Платона к Иннокентию в «Трудах Киевской духовной академии», 1892 год, 7, стр. 459. 214 «Чтения в Московском обществе истории и древностей», 1870 год, III, 238–242. «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, 61–63. «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 335–343. 215 Преосвященный Антоний, ревизовавший мужской и женский базилианские монастыри в 1836 году, тогда же подать мысль, как было сказано выше, об упразднении этих обоих монастырей. Мужской монастырь уцелел, но женский погиб, можно сказать, естественною смертью, оставив нелестную память в потомстве о последних годах своей жизни. По словам преосвященного Антония, достаточно было настоятельнице монастыря запретить слишком частые свидания (в парляториуме и в кельях) базилиан с их соседками базилианками, для того, чтобы несколько монахинь вышли в римско-католический обряд, а одна – приняла православие. Архив митрополита Иосифа. Дело 216 «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 149, 256, 335–339; III, 730; «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, стр. 74. Дело Литовской консистории, 1839 года, 528. Из переписки преосвященного Михаила. Извлечено П. Н. Жуковичем из Гродненского архиерейского архива. 217 Между Тринополем и Верками, в живописном сосновом лесу, над крутыми оврагами, прорезываемыми быстрым ручьем Кедроном, расположено множество каменных римско-католических часовен с незатейливыми изображениями внутри их всей истории страданий Спасителя, Некоторые часовни находятся в нескольких шагах от архиерейского дома и православной церкви. Ежегодно, около Духова дня, сюда собираются десятки тысяч паломников – не только католиков, но и православных – даже из дальних западных окраин. Здесь, в лесу, они странствуют группами, под руководством особых вожатых, от одной часовни до другой, с громогласным пением польских гимнов в память страстей Господних и потом поднимаются на высокую гору, в Кальварийский костел. Это и есть столь известная в Западном крае Кальвария. Прошло уже около полвека с того времени, как Иосифу удалось твердою рукою водрузить знамя православия почти в центре свято чтимой католиками Кальварийской земли. Но из года в год, возрастающее паломничество в латинскую Кальварию и на поклонение еще более славной святыне и также принадлежащей ныне латинянам – Островоротной иконе Божией Матери доселе служит выражением силы и значения польского католичества в Северо-Западном крае и неограниченного влияния польского хостела на массы белорусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ближайшими сподвижниками многотрудной деятельности Иосифа явились бывшие воспитанники Виленской Главной семинарии, униатские епископы Василий Лужинский и Антоний Зубко, неутомимые и бесстрашные труженики, беззаветно преданные воодушевлявшей их идее «апостольства» среди заблуждающихся, перенесшие много нравственных мук и печали в непосредственных столкновениях с многочисленными противниками православия и даже с своими пасомыми. Навсегда останутся памятными также заслуги архипастырей Михаила Голубовича, Игнатия Железовского и Филарета Малишевского. Вышедшие из стен той же Виленской семинарии, истые белорусы по своему происхождению, – также как Антоний Зубко и Василий Лужинский , отличавшиеся высшим взглядом на жизнь и посвятившие себя подвигу церковного и народного объединения западных своих братьев с восточными, они сначала с профессорских кафедр в Литовской униатской семинарии, а потом на архиерейских кафедрах старались рассеять в молодом и старом униатском духовенстве вкоренившиеся веками предрассудки и предубеждения против православной церкви и воспитать в духовенстве и народе твердую веру в историческую и вселенскую правду православия восточной церкви. Когда мы в своей юности всматривались в величественные лики престарелых иерархов-воссоединителей, когда мы замечали их патриотизм, любовь к порядку и к изящному в природе и искусствах, когда мы были свидетелями их глубокого религиозного воодушевления и видели их истинно апостольскую простоту и смирение, нам сразу становился понятным успех «уловления ими в апостольские сети» (слова архиепископа Василия) столь многочисленных пастырей и пасомых. Не прошло и 10 лет от начала преобразования унии, как почти все низшее униатское духовенство с покорностью и доверием откликнулось на отеческий зов глубокочтимых своих архипастырей и старейших своих сочленов и возвратилось в лоно православия. Мирно совершившееся воссоединение униатов лучше всего опровергает мнение некоторых о неподготовленности к нему низшего духовенства, значительная часть которого присоединилась, будто бы, не вследствие свободного и разумного убеждения в истине православия, а по разным сторонним побуждениям и расчетам. Заслуга Иосифа и его сподвижников в том и состоит, что, не дожидаясь, через, десятки лет, замещения всех приходов молодыми священниками, воспитанными в семинарии в духе православия, он сумел, силою своего высокого нравственного авторитета, при помощи искусно-подобранных им сотрудников, привлечь на свою сторону и заставить действовать по своим видам людей равнодушных, предубежденных, и даже противников своей идеи, впоследствии сознательно раскаявшихся в своем старом заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010