170 Как сам Иосиф, так и ближайшие его сотрудники, преосвященные Василий Лужинский и Антоний Зубко, с восторгом и благодарностью приписывают успешное совершение начатого Иосифом дела воссоединения сильной поддержке и покровительству Государя Николая Павловича, которого они называют, в порыве глубокой преданности, «истинным и главным виновником воссоединения униатов с православною церковью». «Записки митрополита Иосифа», I, стр. 45. «Записки Василия Лужинского , архиепископа Полоцкого», стр. 16–17. «Архиепископ Антоний», брошюра, 1884 год, Вильна, стр. 101–104. 171 О М. Н. Муравьеве Иосиф так отозвался в записке, поданной обер-прокурору в 1834 года: «не все сановники так ясно видят, так усердно соблюдают пользы отечества, как истинный сын оного, верный слуга Государя, непоколебимый в правилах М. И. Муравьев». «Записки Иосифа митрополита Литовского», II, 685. 172 Записки графа М. Н. Муравьева в «Русской Старине» 1881 год, IV, стр. 424. «Записки митрополита Иосифа», I, стр. 262. Князь Н. А. Долгоруков, бывший тогда в большой силе по доверию и расположению к нему Императора, считал воссоединение униатов мерою преждевременною и рекомендовал среднюю меру – отобрать недвижимые имущества у католиков и оставить у униатов, чтобы поселить взаимную вражду между теми и другими. Долгоруков женат был вторым браком на разведенной польской графине Забелло, урожденной Вавржецкой, и за этот брак попал в немилость, перемешен из Вильны в Харьков (1840) и умер там в опале в 1846 году. «Чтения в Московском Обществе истории и древностей», 1864, I. Смесь, стр. 165–167. 173 К Литовской епархии, кроме того, причислены от Полоцкой следующие древле-православные церкви, расположенные в тогдашней Виленской (обнимавшей и Ковенскую) губернии: Виленская Благовещенская церковь с одним протоиереем и двумя священниками, Ковенская Александро-Невская с одним протоиереем, Подубисская, Видзская, Новоалександровская. Евейская, Кронская, Вилькомирская и Юрбургская, – всего перечислено 9 церквей с духовенством. Всех древле-православных в тогдашней Виленской губернии было немного более полуторы тысячи, не считая в этом числе чиновников и военных города Вильны и уездных городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

86 При восстановлении древней православной Полоцкой епархии в 1832 году в состав её вошли: а) Витебская губерния, в которой было монастырей 3, соборов и церквей 70 и при них причтов 100, жителей обоего пола 122.938; б) Виленская губерния – монастырей 3, церквей 4 и при них причтов 3, жителей православного исповедания 3.709; в) Курляндская – церквей 2, жителей православного исповедания 1.092. «Обзор событий воссоединения». И. А. Чистович , 1889 год, стр. 9. 87 «Вестник Европы», 1872 г. август, стр. 525–529. «Обзор воссоединения», И. А Чистович, стр. 13. «Я желал бы, писал преосвященный Смарагд правителю канцелярии князя Хованского, Глушкову, чтобы при правлении князя сия враждебная уния вовсе истребилась, каковое событие много украсило бы достойное правление сей страны Его Сиятельством». И в другом письме к тому же Глушкову: «при вашем содействии... уния расползается, как ветхий и дырявый мешок», «Русский Архив», 1891 год, т. I, стр. 374. 91 Книги эти первоначально были приняты в руководство и наставление в обрядах богослужения, а не для изменения догматов веры. 93 Под актом совещания подписались, кроме митрополита Булгака, преосвященные: Иосиф Литовский, Василий Оршанский, Иосафат Пинский, Антоний Брестский и асессоры коллегии протоиереи В. Маркевич и Пильховский. 95 «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, издание Святейшего Синода, стр. 69. – Разносившие ночью по домам прошение дня подписи уверяли, будто оно составлено «по собственному внушению епископа Семашки». 103 «Письма епископа Полоцкого Смарагда к князю Н. Н. Хованскому», в Русском Архиве, 1891 год, т. II, 430–431. 105 Там же, I, стр. 374–375. Письма епископа Смарагда к правителю канцелярии князя Хованского И. Ф. Глушкову. 108 Кроме данных уже прежде подписок со стороны униатских иерархов, первые подписки были получены (в 1833–1834) от следующих лиц, большею частью бывших воспитанников Главной семинарии, от заседателя коллегии В. Маркевича, председателя Литовской консистории А. Тупальского, вице-председателей Литовской и Полоцкой консисторий Голубовича и Конюшевского, ректоров Жировицкой и Полоцкой семинарий И.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1845-1846 гг. М. обозревал неск. благочиний Гродненской губ. По словам архиерея, ревизия принесла ему «сердечное удовольствие»: «Духовные уже хорошо поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев... помещиков и... убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами... в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом… В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православным», особенно в Кобринском и Пружанском уездах, где как будто «не было унии». М. донес также, что римско-католич. священники, к-рые содержатся во мн. помещичьих домах, имеют «весьма пагубное влияние на православных своими проповедями, личным внушением» ( Киприанович. 1897. С. 287-288). В 1845 г. семинария, преобразованная в православную в 1839 г., по ходатайству архиеп. Иосифа (Семашко) была переведена из Жировицкого мон-ря в Вильну с сохранением названия «Литовская». Еп. Минский и Бобруйский Антоний (Зубко), «утомленный от напряженных трудов», уже в 1841 г. просил отправить его на покой. По указанию архиеп. Иосифа на его место 1 марта 1848 г. был определен М. 19 апр. 1853 г. он был возведен в сан архиепископа. Большое внимание М. уделял делу просвещения. С первых же дней управления Минской епархией епископ занялся устройством духовных уч-щ. В сент. 1848 г. Синод принял решение не закрывать Слуцкое ДУ, но перевести его в Пинск, что предполагал сделать еп. Антоний и с чем не согласился М., несмотря на крайнюю тесноту и аварийное состояние 4 из 6 помещений уч-ща. В келейном корпусе пинского Братского в честь Богоявления монастыря , где находилось народное уч-ще, разместили только казеннокоштных учеников Слуцкого уч-ща. Вместе с тем было переведено в Пинск духовное уч-ще при Ляданском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , фактически лишенное собственных помещений. В Пинск передали его денежные средства, архив и б-ку. Тем самым было положено начало Пинскому ДУ, к-рое в 1857 г. разместилось в 2 каменных домах в монастырской ограде.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Все это передавали мы нашем братьям, и дело воссоединения униатов совершилось собственно по вдохновению Божию и заботами Николая I». 17 Объясняя эго последнее обстоятельство, преосвященный Антоний Зубко в одном из своих донесений Иосифу, когда последний был самостоятельным Литовским греко–униатским епископом, а Антоний – его викарием, пишет: чуждый обряд завелся в семействах греко–униатского духовенства не столько от того, что наши духовные поженились на девицах издревле римско–католического исповедания, сколько от того, что жены и дочери священников оставили свой прародительский греко–униатский обряд и перешли в римско–католический в то время, когда последний считался «панскою верой». 24 Зап. митр. Иосифа, т. I. 579. 1. Из поездки своей в это время по епархиям преосвященный Иосиф приводит один курьезный случай, характеризующий монахов картезианцев, которые руководствовались весьма строгим уставом. На пути из Жировиц в Кобрин он заехал в весьма богатый монастырь картезианцев, которые пригласили его откушать с ними. «Между прочими кушаниями, – пишет преосвященный Иосиф, – мне подали борщ с весьма незавидною говядинкой, картезианцам же суп с индейкою, мне подали и жаркое из такой же говядинки, а им жаркое из индейки. Мне пришло на мысль, что надо мною подшучивают, но, наконец, спросил, отчего эта разность в кушаниях? Ведь мы обязаны к посту, – отвечал старший со смирением, – мясное нам запрещено; по правилам дозволяется только в пищу водяная птица, а как ее теперь трудно достать, то милостивое начальство дало разрешение и на другую птицу. Чрез полчаса, – продолжает свой рассказ Иосиф, – я убедился, что добрые картезианцы отступают иногда от этого строгого поста. В одной из келий я застал нечаянно одного монаха с трубкою во рту, а возле него лежал оставшийся от обеда кусок свинины» (T.I, 69 стр.). Этот случай еще более увеличил его предубеждение против римлян. 33 По поводу этого происшествия в Новогрудке, была напечатана в Париже статья в «gazette de France», в искаженном виде передававшая известие о нем, и в которой, между прочим, говорилось, что за это прошение многие священники были отправлены Иосифом в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Преосвященный Иосиф, при самом вступлении в управление Литовскою епархией, ввел в Жировицах правильное богослужение. Определенные к кафедральному собору духовные обучали богослужению вызываемых настоятелей монастырей, благочинных и других лиц из влиятельного духовенства, дабы, научившись сами, они могли руководить в том же прочее духовенство. Иосиф с удовольствием заметил, что почти все означенные духовные не только без отвращения, но даже охотно обучались забытому, а некоторым совершенно неизвестному, нашему прекрасному богослужению и им восхищались. При осмотре епархии преосвященный Иосиф убедился, что многие священники не понимают славянского языка и богослужения, не знакомы с церковным пением, а иные – даже с чтением. Подобные священники не могли конечно воспользоваться вновь введенным служебником московской печати. Малосведущих священников, а также оказавших, по невежеству, сопротивление вводимым преобразованиям, Иосиф приказал вызывать в Жировицы и обучать их чтению и пению церковному в учрежденном здесь в 1834 году училище для дьячков, а богослужению – при кафедральном соборе, и, когда они достаточно изучат чтение и пение, – выдавать им, для их церквей, по экземпляру новых служебников. Преосвященный Иосиф, желая дать более постоянства и силы мерам, предпринятым для восстановления во всей чистоте постановлений и обрядов богослужения восточной церкви по Литовской епархии, признал нужным учредить комиссию из нескольких просвещенных и благонамеренных духовных сановников. Эта комиссия должна была испытывать в способностях и познаниях всех предназначаемых к священно-и-церковно-служительским местам, а также к другим должностям по епархиальному управлению. В состав комиссии вошли следующие лица: викарий Литовской епархии Антоний Зубко, председатель консистории протоиерей Антоний Тупальский, вице-председатель Михаил Голубович, инспектор семинарии протоиерей Гомолицкий, учитель семинарии Фома Малишевский и иеромонах Иона Завадовский. Заметив, что общее распоряжение об устройстве в униатских церквах иконостасов приводится в действие не с надлежащею поспешностью, Иосиф обязал 229 лучших приходских церквей в епархии устроить иконостасы и престолы в течение года (от 9 октября 1834 г.); таких церквей назначено им по Гродненской губернии 122, Минской 80, Виленской 11 и по Белостокской области 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Если мои силы позволят, то займусь не одним этим фактом для обнаружения истины. А впрочем я был всегда в этом спокоен – время и само покажет истину. Будьте здоровы с Вашей супругой. Ваш Иосиф 3 8 марта 1862 г. Дней пять, как я получил Ваше письмо с двумя приложениями. Профессор Бодянский, редактор «Чтений» в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, поместит в них, при первой возможности, доставленные Вами сведения, с полной к Вам признательностью. Мы доставим Вашему Высокопреосвященству 3–4 десятка, а угодно и больше, отдельных оттисков. Жаль, что Вам не угодно было составить историческую записку о ходе всего дела. He касаясь первых на Унию ополчений Православного Казачества, ни (благодаря Хмельницкому и присоединению Малороссии к матери отчизне) ослабление униатских (а пуще иезуитских) успехов в совращении волей, неволей, русского люда; не говоря о действиях Екатерины II к уничтожению униатства в Подольском и Волынском крае, ни даже о возникшей в царствование Александра I и постоянно лелеемой мысли: слить Унию с Православием, можно бы приступить прямо (после этой или подобной оговорки) к беглому рассказу, с нашего лично времени, то есть: 1). Совещания в Жировицах, Гродно и других местах о том как подготовить дело. 2).Действующие лица: Ваше Высокопреосвященство М.Н. Муравьев, Кн. H. А. Долгоруков, Преосвященный Антоний (Зубко) и другие из духовенства унитского и православного. 3). Действия Св. Правит. Синода и Министерства Внутренних Дел: Филарет, Митрополит Московский, Гр. Н.А. Протасов, Гр. Д.Н. Блудов. 4). Отправка Скрипицына в Полоцк. Собор. Воссоединение. Медаль. 5). Указание мельком на гул против воссоединения в Европе и на ответы Ваш и мой (в «Чтениях»): «Мнимая мученица» и две Ваши бумаги, которые напечатаются, до получения желаемой от Вас записки, так как на это нужно Вам время. 6). Последствия по сей час: сближение в семинариях детей обеих церквей (так я в Минске тотчас слил обе семинарии в одном доме), браки между лицами Православного и бывшего унитского исповеданий; сближение, стало быть, литовцев и поляков с русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Принимались решительные меры для отделения униатов от католиков: униатским священникам запретили служить в католических храмах, а униатским монахам – проживать в католических монастырях; кандидаты священства не могли жениться на католичках, униатам не разрешалось крестить детей у ксендзов. В 1834 году из церковного употребления стали изыматься униатские служебники и заменяться служебниками московской печати. Униатские церкви снабжались православными иконостасами, крестами, дароносицами. Униатское богослужение тщательно очищалось от всех заимствований из латинского обряда. В 1835 году для подготовки соединения в Петербурге был учрежден секретный комитет по униатским делам в составе: Московского митрополита Филарета, епископа Иосифа (Семашко) , обер-прокурора Нечаева и министра внутренних дел Блудова. Дела униатской церкви были переданы из ведения министерства внутренних дел обер-прокурору Синода, а униатские семинарии, подобно православным, подчинены Комиссии Духовных училищ. Тем временем в униатских приходах умножилось число переходивших в Православие. За 4 года – с 1833 по 1837 годы – в отеческую веру вернулось до 150 тысяч белорусов и украинцев. Православный Полоцкий епископ Смарагд (Крыжановский) начал проводить воссоединение целых приходов, но епископ Иосиф считал более целесообразным не воссоединять отдельные приходы, а исподволь готовить полное воссоединение всей униатской церкви. Среди униатских епископов у преосвященного Иосифа были искренние сторонники: его план поддерживал Оршанский епископ Василий (Лужинский) и викарий епископа Иосифа ректор Жировицкой семинарии Антоний (Зубко). Однако подготовке воссоединения противодействовал униатский митрополит Иосиф (Булгак), занимавший Полоцкую кафедру, а также епископ Иоасафат (Жарский). В 1838 году оба противника воссоединения скончались. В этом же году униатской коллегией были затребованы от подведомого духовенства собственноручные заявления о желании присоединиться к Греко-Российской Церкви. Епископ Иосиф разъезжал по униатским приходам, проводил беседы с клириками, разъяснял, увещевал. Большинство священнослужителей высказалось за воссоединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Под такое же донесение от того же числа, о состоянии духовных училищ Вербиловского, Оршанского, Ляденского, Супрасльского и Кобринского. Кому для обозрения действий за 1837 год недовольно было бы настоящих Записок и приложений к ним, тот должен обратиться к моим протоколам за этот год. Это замечание, впрочем, может относиться и ко всем других годам. В 1838 году случилось происшествие, долженствовавшее необходимо двинуть Униатское дело к развязке. В начале сего года скончался митрополит Булгак на восьмидесятом году от роду. Я тогда сам был болен и не знаю, кто подал мысль похоронить тело его в Православной церкви Сергиевской пустыни. Погребение совершал преосвященный Лужинский, случившийся тогда в Петербурге. Этим погребением хотели представить покойника Православным, и благоприятно подействовать на умы. Но едва ли не последовало противного. Все знали покойного, как твёрдого Латинянина; и погребение его в Православной церкви равнодушные приняли как фарс, ревнители же Латинства – как верный знак готовящегося воссоединения Униатов. Действительно, с этого времени возникло по Белорусской епархии большее против прежнего противодействие Униатского духовенства всем преобразованиям, а противодействие это, как известно, возбуждалось и поддерживалось Латинскими помещиками и ксёндзами. В одно почти время с митрополитом Булгаком скончался и викарный епископ, Иосафат Жарский, возведённый в сей сан, как сказано прежде, по уважению сторонних обстоятельств. На столе у него после смерти найдена бумага, в которой он объявляет себя непричастным всем действиям по Униатской Церкви. Таким образом, само время устранило по Униатской епархии два бывшие препятствия делу воссоединения. Остались одни надёжные деятели, которым суждено совершить это воссоединение, именно – епископы Антоний Зубко и Василий Лужинский и я, недостойный. Эти деятели, изволением Господним, при всех тягостных испытаниях прожили вот уже двадцать два года после воссоединения, видимо, для поддержания и утверждения оного. Во 2 день марта 1838 года именным Высочайшим указом, по случаю кончины председателя Греко-Униатской духовной коллегии, митрополита Иосафата, повелено мне председательствовать в оной – приложение под В сем же году удостоен я ордена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На содержание помянутых викарных епископов имеется в виду: для Лужинского – фундуш Борисоглебского монастыря, за упразднением сей обители; для Жарского – Бытенский монастырь, с присоединением к нему фундуша монастыря Лещинского и капиталов Антопольского монастыря и всех так называемых сумм провинциальных, то есть, состоявших в непосредственной, распоряжении провинциалов; а для Антония Зубко 1.000 руб. сер. из числа отпускавшихся от казны покойному епископу Яворовскому. Впрочем, означенное содержание удобнее будет определить особыми Высочайшими Вашего Императорского Величества повелениями, независимо от указов о назначении помянутых кандидатов викарными епископами. 17 ноября 1833 года Коль ни неприятно говорить самому за себя, но я нахожусь в необходимости просить Ваше Высокопревосходительство об улучшении фундуша Литовских епископов. Впрочем, прошение сие не покажется неприличным, если примете в уважение, что настоящее моё делание, по всей вероятности, продолжится едва несколько лет и, следовательно, я ходатайствую не столько за себя, сколько за своих преемников. Они обречены на целые ещё столетия на борьбу с могущественными Римлянами, и им необходимы будут достаточные средства поддерживать себя с подобающим приличием. Сверх того меня осмеливает оставление до сих пор за мною столовых денег – а они назначены мне Всемилостивейше в 1827 году: «пока откроется духовная бенефиция, коей доходами мог бы я себя безбедно содержать». Если Вашему Высокопревосходительству благоугодно будет оказать мне в сем отношении знак своей благосклонности, то я осмеливаюсь представить фундуш Виленского базилианского монастыря, как самый удобнейший для предположенной цели – ибо во-первых , фундуш сей, в соединении с нынешним, поставит Литовских Православных епископов, относительно содержания, почти наравне с местным Римским Виленским епископом; во-вторых, состоя в окрестностях города Вильна, доставит через несколько лет удобство перевести сюда местопребывание Литовского Православного епископа, с переименованием его Виленским и Гродненским;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

61 Семинария эта первоначально (с 1803 года) помешалась в Струни, в 6 верстах от Полоцка, а вскоре переведена (в 1807) в Полоцк. Первоначально она состояла из пяти классов с одними общеобразовательными предметами. По окончании пяти классов семинарии, семинаристы ходили для дальнейшего образования в Полоцкую коллегию, иди академию. После изгнания иезуитов, при Полоцкой семинарии учрежден был богословский класс. В Полоцкой семинарии получили первоначальное образование Василий Лужинский и Антоний Зубко. 62 Более состоятельные священники посылали своих сыновей в польские гимназии. Не оканчивая последних классов гимназии, большинство кандидатов священства поступали в так называемые ставленнические семинарии (большею частью при базилианских монастырях). Здесь они обучались церковному уставу и приобретали механический навык в совершении богослужения. От такой постановки дела выходило то, что низшее униатское духовенство было мало образовано и к тому же часто проникнуто базилианским польско-католическим духом. П. Н. Жукович. «Христианское чтение», 1892 год, май. 396 стр. 63 Белое духовенство встретило все преобразования в униатской церкви с признательностью; служились молебны за здравие Государя, говорились речи. Викарий Брестской епархии, прелат Тупальский, по прочтении в церкви известного указа 22 апреля 1828 года, говорил речь, в которой, между прочим, произнес к слушателям: «нам даровано новое бытие... отрите слезы, нищетой исторгнутые; отныне дети служителей церкви будут воспитываемы на иждивении, Всемилостивейше дарованном… отныне вы будете иметь правителей, которые потребуют от вас только рачительного исполнения обязанностей вашего сана и соблюдения основных обрядов вашей веры». (Вестник Европы 1872 года, июнь. 393 стр.). Впрочем, Полоцкий епископ Мартусевич и его консистория не отозвались признательностью на последний Высочайший указ. 66 Ново устроенная впоследствии униатская церковь имела вид православной, т.е. имела иконостас, престол посреди алтаря и не имела органов; 21 февраля 1831 года она была освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая. В иконостасе поставлены были иконы святых, признаваемых восточною церковью. Утварь церковная и облачения и все прочее было устроено в точности по уставу греко-российской церкви, – Священник М. Я. Морошкин, «Вестник Европы», 1872 год, июль, 98 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010