Как и само духовенство Литовской епархии вообще несведуще в приличном церковном пении и правильном отправлении богослужения по обряду Греко-восточной Церкви, то я не нахожу другого средства снабдить Греко-униатские церкви моей епархии знающими дьячками, как завести при Жировицком кафедральном соборе дьячковскую школу. А потому, представляя о сём на благоуважение коллегии, долгом поставляю просить оную: не благоугодно ли будет, при преднамеренном вследствие Высочайшего Его Императорского Величества повеления улучшении состояния Литовской епархиальной семинарии, предназначить средства и для содержания при оной по крайней мере тридцати церковнослужителей ниже двадцатилетиям возраста, кои бы, обучившись здесь чтению, чистописанию, катехизису и арифметике, а особенно церковному пению и обрядам богослужения, могли быть назначаемы в дьячки к приходским церквам, не имеющим оных. При сём долгом считаю присовокупить, что в сей дьячковской школе необходимая настоит надобность и Жировицкому кафедральному собору, в коем сии тридцать дьячков, изменяясь в своём комплекте, будут составлять постоянную певческую взамен органов и инструментальной музыки, в оном соборе употреблявшихся. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 2 декабря за 358, об исходатайствовании возведения архимандрита Жарского и протоиерея Зубко в звание викарных епископов Литовской епархии С кончиной епископов Головни, Яворовского и Сероцинского, не осталось уже ныне ни одного викария по состоящей в моём управлении Литовской Греко-униатской епархии. Между тем восемьсот церквей сей епархии, в нескольких губерниях состоящие, требуют неоднократного личного посещения, дабы, как самые церкви, так и духовенство оных, устроить соответственно благим намерениям Всемилостивейшего Государя. Посему, считая необходимым иметь благонамеренных сотрудников, осмеливаюсь просить ваше высокопревосходительство об исходатайствовании Высочайшего Его Императорского Величества соизволения на возведение членов Греко-униатской коллегии, архимандрита Лещинского монастыря Иосафата Жарского и ректора Литовской семинарии соборного протоиерея Антония Зубко, в звание викарных епископов Литовской Греко-униатской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Еще в 1827 г. государь, уже проникавший в действительное положение дел униатской церкви, воспретил принимать в униатское монашество чистых латинян и указал усилить средства на образование униатского белого духовенства. В том же году Семашко представил для государя записку, в которой, изложил историю унии и все происки Рима к ея облатынению, указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католич. коллегии, открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо 4-х оставить только две униатских епархии, – Белорусскую и Литовскую, – улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить совращение униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию». Записка эта встретила сочувствие имп. Николая I, наградившего Семашко бриллиантовым крестом. 22 апр. 1828 г. последовал Высочайший указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации. Членами ея были назначены Семашко, Лужинский и Зубко. Лужинский был ректором полоцкой униатской академии и доктором богословия. Антоний Зубко – профессором полоцкой семинарии, с 1824 г. – священником. Последовало закрытие нескольких базилианских монастырей, подчинение всех епархиальной власти, основание униатской семинарии в Жировицах и нескольких духовных училищ. В 1829 г. Иосиф Семашко посвящен был в сан епископа Мстиславского, помощника полоцкого епископа, и назначен председателем белорусской консистории, с оставлением членом коллегии. Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830–31 гг., в котором ксендзы и базилиане явились главными участниками. Ряд больших базилианских монастырей был закрыт, часть из них передана православным, в том числе Почаевский монастырь. Согласно с прежней запиской владыки Иосифа, оставлены только две епархии – Литовская, епископом которой в 1833 г. был назначен сам Иосиф, и Белорусская, вверенная митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иосафата Жарского, несмотря на покровительство Новосильцева, отвергнут. 30 апр. 1833 г. была образована правосл. Полоцкая епархия во главе с еп. Смарагдом (Крыжановским) . Миссионерская активность Полоцкого епископа сочеталась с недоверием к униат. духовенству, в т. ч. к И. При поддержке обер-прокурора Нечаева, не знавшего о подготовке общего воссоединения, еп. Смарагд развернул широкомасштабную миссионерскую кампанию по присоединению униатов к Православию. В 1833 г. в Белоруссии из унии в Православие обратилось до 30 тыс. чел. (РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 418. Л. 22). И., посетивший летом 1833 г. Белоруссию и досконально изучивший ситуацию, опасался, что в частных присоединениях, к-рые, по его мнению, затрагивали лишь малое количество униатов, а остальных безвозвратно «отталкивали в латинство», имп. Николай I может увидеть альтернативу уже осуществлявшемуся проекту. В этих условиях, получив заверения Блудова в неизменности ранее намеченного курса, И. в записке на имя обер-прокурора «О ходе Униатского дела и о частном присоединении Униатов Православным духовенством» (25 окт. 1833) обратил внимание на неконструктивный характер деятельности еп. Смарагда и повторил свое предложение подчинить Греко-униатскую духовную коллегию Синоду. Ответа вновь не последовало. 16 нояб. 1833 г. в целях укрепления позиции сторонников общего воссоединения в руководстве униат. Церкви И. ходатайствовал перед имп. Николаем I о рукоположении во епископов единомышленных с ним безбрачных священников - ректора Литовской ДС прот. Антония Зубко и председателя консистории Полоцкой епархии свящ. Василия Лужинского. Одновременно И. просил и о посвящении в архиерейское достоинство архим. И. Жарского - ярого противника воссоединения. Таким неординарным ходом И. стремился нейтрализовать его как своего оппонента, удовлетворив амбиции архимандрита, и несколько ослабить подозрительность василиан. В янв. 1834 г. Зубко и Жарский были хиротонисаны в викарных епископов униат. Литовской епархии, а Лужинский - в викарного епископа Белорусской епархии.

http://pravenc.ru/text/578547.html

С этого времени и началась его деятельность, направленная к воссоединению униатов с православной церковью. Пользуясь своими полномочиями в полоцкой епархии, прот. Лужинский убеждал как духовных, так и светских лиц к воссоединению и с тех, которые изъявили свое согласие, брал подписки, что они добровольно присоединятся к православию вместе с своими архипастырями, когда настанет для этого благоприятное время. В октябре 1883 года полномочия прот. Лужинского еще более были усилены назначением его вт. председатели полоцкой консистории с оставлением за ним и прежней должности ассесора греко-униатской коллегии. Пред этим главному руководителю всего дела воссоединения, преосвящ. Иосифу он писал следующее: «Исполняя желание вашего преосвященства, спешу сим объявить, что я разность по вере между восточной и западной церквами считаю плодом мудрствований человеческих, а не существенными истинами христианствам, и что из любви ко благу церкви и отечества готова, во всякое время присоединиться к прародительской нашей греко-российской церкви, – впрочем полагаюсь совершенно на благоразумие начальства, что сей поступок мой будет способствовать общему во присоединению греко-униатского народа к оной же церкви, а не возбуждать в нем отвращения к единокровным своим братьям и собственному отечеству – России». 28 янв. 1834 года пр. Василий Лужинский хиротонисан был митр. Булгаком, преосвящ. Иосифом Семашко и преосвящ. Иоасафом Жарским. Другой не менее великий сотрудник, преосвящ. Иосифа Антони Зубко, – сына, униатского священника, – уроженец Ленельского уезда, Полоцкой епархии, мальчиком – сиротой поступил, в полоцкую семинарию. По окончании курса учения в последней, он перешёл в иезуитскую академию, где вместе с другими униатскими учениками перенёс массу неприятностей и преследований от польских студентов – католиков. Тогда именно запала в душу Зубки сильнейшая антипатия к иезуитам и их политике. Образование свое Зубко довершил, на богословском факультете Виленского университета, где в первый раз познакомился с Семашкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

16 ноября 1833 г. в целях укрепления позиций сторонников общего воссоединения в руководстве Униатской Церкви владыка Иосиф ходатайствовал перед императором Николаем I о рукоположении в епископский сан известных ему по годам обучения в Главной семинарии и единомышленных с ним безбрачных священников – Антония Зубко, ректора открытой в 1828 г. в Жировичском Успенском монастыре Литовской духовной семинарии, и председателя консистории Полоцкой епархии Василия Лужинского . Одновременно Семашко просил и о посвящении в архиерейское достоинство архимандрита Иосафата Жарского – ярого противника воссоединения. Таким неординарным ходом преосвященный Иосиф стремился нейтрализовать его как своего оппонента, удовлетворив его амбиции, и несколько ослабить подозрительность базилиан. В январе 1834 г. указанные лица были рукоположены и назначены на должности викариев: Антоний Зубко и Иосафат Жарский – Литовской епархии; Василий Лужинский – Белорусской. Перед хиротонией преосвященный Иосиф взял от них подписки о готовности присоединения к Православию в любое время. Такую подписку дал и Иосафат Жарский, что заставляет задуматься об искренности его конфессиональных убеждений. Опираясь на поддержку новых епископов, Семашко 7 февраля 1834 г. без ведома Д.Н. Блудова провел через Греко-униатскую духовную коллегию подписанное всеми греко-католическими архиереями постановление, которым предписывалось: 1) принять в руководство служебник и книгу молебных пений издания Московской синодальной типографии; 2) устроить во всех униатских храмах иконостасы; 3) ввести в использование при богослужении облачений и утвари, свойственных Православной Церкви. Во исполнение этих решений преосвященный ходатайствовал перед Св. Синодом о предоставлении униатским епархиям по 10 000 р. на строительство иконостасов в беднейших храмах и по 1500 экз. указанных книг. Постановление встретило настороженность со стороны Д.Н. Блудова и поставленного в известность о подготовке воссоединения свт. Филарета Московского , опасавшихся массовых протестов, как со стороны униатского духовенства, так и со стороны простого народа. Преосвященному Иосифу удалось убедить их в своевременности и гарантированном успехе своих шагов. Согласно его намерению, постановление коллегии от 7 февраля должно было напомнить императору Николаю I о проблеме общего воссоединения униатов, подтолкнуть его к тому, чтобы остановить возглавляемых епископом Смарагдом Кржижановским православных миссионеров и подчинить униатов Св. Синоду, тем самым однозначно сделав выбор в пользу общего воссоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В храмах Белорусского экзархата вознесены молитвы о упокоении митрополита Иосифа (Семашко) и всех потрудившихся в деле преодоления Брестской унии 7 декабря 2012 г. 18:30 6 декабря 2012 года во всех храмах Белорусской Православной Церкви были вознесены молитвы о упокоении митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Ежегодное молитвенное заупокойное поминовение было установлено решением Синода Белорусского экзархата от 3 сентября с.г.  Кроме того, принимая во внимание важность для белорусского народа исторической памяти о воссоединении униатов с Матерью-Церковью, Синод постановил служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. или в ближайший воскресный день благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу. В Белорусской Православной Церкви хранится традиция ежегодного молитвенного поминовения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Так, в Минских духовных школах оно совершается в день преставления владыки Иосифа — 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. В этот день в стенах Минских духовных школ проходит вечер памяти этого выдающегося церковного иерарха, где преподаватели и студенты выступают с докладами по истории Православной Церкви в Белоруссии, краеведению и другим актуальным темам. Эти мероприятия являются знаком глубокого уважения к памяти митрополита Иосифа (Семашко), стараниями которого была открыта духовная семинария в Жировичах (ныне  Минская духовная семинария ) и возвращен Матери-Церкви Жировичский Свято-Успенский монастырь. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2637992.ht...

С преобразования в 1828 году четырёх, тогда бывших Греко-Униатских епархий в две – Белорусскую и Литовскую, имелось шесть епископов сего обряда, из коих – четыре викарных: один по Белорусской, а три по Литовской епархии. Ныне не осталось уже ни одного викарного; и ненадёжное состояние здоровья митрополита Иосафата Булгака заставляет опасаться, что вскоре может остаться один только Греко-Униатский епископ, Иосиф Семашко . Обстоятельство сие, по моему мнению, вовсе не может почесться благоприятным, ибо Униаты, лишённые собственных пастырей, подвергнутся непременно сильнейшему влиянию местного духа и будут переходить беспрепятственно в недра Римской Церкви. Посему я полагаю весьма полезным рукоположить посредством нынешнего митрополита Булгака ещё нескольких Греко-Униатских епископов, чтобы впоследствии не иметь уже надобности сноситься с Римским двором ни о назначении нового митрополита, ни о поставлении Униатских епископов. Но для сего нужно избрать кандидатов, совершенно благонадёжных и вполне соответствующих намерениям правительства в отношении Униатской Церкви. Таковыми кандидатами я осмеливаюсь представить Вашему Величеству членов Греко-Униатской коллегии: исправляющего должность председателя Белорусской консистории протоиерея Василия Лужинского , архимандрита Лещинского монастыря Иосафата Жарского, и ректора Литовской семинарии протоиерея Антония Зубко – на викарных епископов: первого Белорусской, а последних двоих Литовской епархии. Об образе мыслей протоиерея Лужинского и архимандрита Жарского удостоверяют две прилагаемые бумаги; за ректора же семинарии Антония Зубко, как за самого благонадёжнейшего, ручается епископ Иосиф Семашко . Если Вашему Величеству благоугодно будет изъявить согласие на сии мои предположения, то я полагал бы, что для успешного хода Униатского дела не бесполезно будет отстранить, сколько возможно, влияние правительства на избрание означенных выше кандидатов и назначить их викарным епископами по представлениям епархиальных начальников митрополита Булгака и епископа Семашко.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

полоцкий архиепископ Иоанн Красовкий. Оба они были из белого духовенства и являлись сподвижниками митр. Ираклия. По интригам базилиан, Красовский, заведуя делами митрополии, не получил митрополичьего сана, был даже оклеветан пред правительством, лишен кафедры и почти до самой смерти находился под судом. Умер он в 1827 г. Митрополитом в 1817 г. был поставлен Иоасафат Булгак, еп. брестский, католического направления. Но торжество латинской партии на этот раз запоздало. Благодаря деятельности Лисовского и Красовского, в среде белого духовенства успели воспитаться новые деятели, которые продолжали их дело, несмотря на все препятствия. Это были Иосиф Семашко, Василий Лужинский и Антоний Зубко, главные деятели общего воссоединения униатов. (Знаменский). Иосиф (Семашко), (1798-1868 г.), был сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника. Детство он провел среди православных. Воспитанный в условиях жизни простого малороссийского народа, он проникся особенностями его быта и увлекался местными песнями, сказками и преданиями. Окончил он немировскую гимназию (в Подольск. губ). Василий (Лужииский), (1788-91 - 1879 г.), происходил из дворян Червонной Руси, учился в белорусской униатской семинарии и Полоцкой иезуитской Академии. Антоний (Зубко) род. 1797 и ум. 1884 г., сын униатского священника Витебской губ., учился в полоцкой униатской семинарии и иезуитской академии. Потом все трое учились в главной семинарии при виленском университете (богословский факультет), протектором которого был князь Адам Чарторыжский, не любивший иезуитов и католический фанатизм. Он много способствовал развитию в учениках и наставниках семинарии весьма либерального отношения к злоупотреблениям римского духовенства. Семашко, самый младший из них и более всего проникнутый православными симпатиями, был наиболее талантливым и способным к практической деятельности. В 1821 г. он был посвящен в Луцке в священники и назначен был воспитателем семинарии и асессором членом луцкой дух. консистории. В следующем году его, как знавшего русские язык и законодательство, назначили присутствовать в униатском департаменте римско-католической коллегии в С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

8 В женевском издании жизнеописания высокопреосвященного Василия, сказано: «Tout en consacrant son temps aux sciences et aux occupations de son état, Monseigneur Basile avait alors presque atteint quarante ans. Son activité et son érudition attirèrent sur lui 1’attention particulière d’ un saint Evèque, vieillard encore vert, qui avait fait des études profondes à Rome et était président du Collège ecclésiastique Grec-Uni; e’ etait le Métropolitain Josaphat Boulgak»; но это ошибоч­но. Высокопреосвященный Василий был связан самой тесной друж­бой не с митрополитом Иосафатом Булгаком, а с архиепи­скопом Иоанном Красовским, первым, самым усердным и энергическим деятелем, в деле воссоединения унии к право­славию, поплатившимся, как говорит еще свежее предание, жиз­нью за свое верное служение Церкви и отечеству. Вот, что го­ворят об нем современник, также деятель этой важной эпо­хи, архиепископ Антоний (Зубко), в своей заметке о греко­-униатской церкви в западном крае, напечатанной в Русском Вестнике за минувший год. «По смерти Императора Павла, ум­ный и энергический священник, из белого духовенства, Иоанн Красовский, снискавший доверенность и уважение полоцкого гре­ко-униатского архиепископа Лисовского, исходатайствовал, посред­ством его, аудиенцию у Императора Александра I, во время ко­торой Красовский представил на вид существование около двух миллионов греко-униатов, страдающих от насильственного преобладания римско-католиков. С этого времени, рус­ское правительство стало покровительствовать не только римско-католикам, но и греко-униатам. Из каждой епархии греко-униат­ской был назначен ассесор в римско-католическую коллегию (2-й Департамент); Лисовский был назначен в униатского митрополита, а затем пополнилась и остальная греко-униатская иерархия. Главным деятелем, по внушению умного Красовского, был митрополит Лисовский, путешествовавший в Иерусалим». Ред. 9 Высокопреосвященный Антоний (Зубко), бывший минским архиепископом, а ныне на покое, в своей записке о Греко-уни­атской церкви в западном крае, говорит: «В 1834 году были рукоположены в С.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

1854 г. по прочтении Высочайшего манифеста. Вильна, 1855; Слово, произнесенное 1 нояб. 1853 г. по прочтении Высочайшего манифеста о войне с турками. Вильна, 1855; Два приветствия и одно слово. Вильна, 1858; Слова и приветствия. СПб., 1860. Вильна, 18683; Слово, произнесенное 25 марта 1864 г. в память 25-летия после воссоединения униатов с правосл. Церковью//Странник. 1864. Т. 1. Апр. Отд. 4. С. 3-8 (отд. отт.: Вильна, 1864); Записки. СПб., 1883. 3 т.; Семь проповедей, говоренные при важнейших случаях служения, и О греко-униатской Церкви в Зап. крае России: Восп. архиеп. Антония (Зубко). СПб., 1889; Письма к еп. Брестскому Михаилу Голубовичу: (К 100-летию со дня рождения митр. Иосифа 25 дек. 1798-1898 гг.). Вильна, 1898. Лит.: Коялович М. О. Литовская церк. уния. СПб., 1859. Т. 1; 1861. Т. 2; он же. О заслугах митр. Иосифа в деле рус. образования в Западной России//ЖМНП. 1868. Т. 140. 12. С. 896-905; он же. О почившем митр. Литовском Иосифе//ХЧ. 1868. Ч. 2. 12. С. 915-926; 1869. Ч. 1. 1. С. 92-134 (отд. отт.: СПб., 1869); он же. История воссоединения западнорус. униатов старых времен. СПб., 1873; он же. [Рец. на:] Записки Иосифа, митр. Литовского. СПб., 1884; он же. К предстоящему 50-летию воссоединения зап.-рус. униатов 1839 г.//ЦВ. 1889. 9. С. 153-155; 10. С. 173-176; 11. С. 193-196; 12. С. 213-216; 13. С. 233-235 (отд. отт.: СПб., 1889); Антоний (Зубко), архиеп. О греко-униатской Церкви в Зап. крае//РВ. 1864. Т. 53. 9. С. 279-342; Муравьёв А. Н. Рус. Вильна. СПб., 1864. С. 47; Предложения Литовского митр. Иосифа литовскому духовенству//ПО. 1864. Т. 13. Янв. С. 43-46; 25-летняя годовщина воссоединения униатов в Литве//Там же. Апр. С. 220-222; Вигель Ф. Ф. Воспоминания//РВ. 1865. Т. 60. С. 477-478 (отд. изд.: М., 1865. Ч. 7. С. 137-138); Некрасов В. П., свящ. Виленский Св.-Никольский кафедральный собор. Вильна, 1868. С. 19-27; [По случаю кончины Литовского митрополита, преосв. Иосифа]//Литовские ЕВ. 1868. 22. С. 964-991; 23. С. 1017-1060; 24. С. 1065-1068, 1074-1095; Некролог: Высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/578547.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010