111 Первым Епископом в новооткрытую (в 1850 г.) Самарскую епархию был назначен Ректор С.-Петербургской Академии, Евсевий, бывший уже в сане Епископа с званием Викария Винницкого, (в Каменец-Подольской епархии); воспитывался он в Московской Академии, где и был (с 1832 г. по 1848 г.) в должностях Бакалавра, Инспектора и Ректора Московской Академии, а затем, два года в Петербургской. Литературных произведений, действительно, вышло из-под пера его весьма много, начиная со времени епископства в Самаре и оканчивая в Могилеве, – где он и скончался. 112 Беседа была, нужно заметить, во время проходки но Голосеевскому лесу и, между прочим, на одной вышке близ ограды, откуда прекрасный открытый вид на Лавру и весь Киев. Об этом будет речь еще в своем месте при повествовании о жизни в Бозе почившего в Киеве и, в частности, о пребывании его в Голосеевой Пустыни. 113 О Слово «котловина» очевидно разумелось здесь, как переводное самого слова – «Казань», которое, если справедливо исторически-филологическое производство, значит котель, так как у Татар есть именно слово казань, что значить котель. 115 Странник. 1866 г., Август. Отдел Современной Хроники. Заглавие этой статьи, впрочем, не совсем точно; в ней говорится о положении не Татар только, но и других инородцев и в частности Чуваш. 116 Пробел этот, вероятнее всего, произошел не от того, что сам высокопр. Филарет не сообщил своему собрату о таком важном предмете, – а от утраты, быть может, самых писем, или почему либо не попавших в руки доставителя их – (Ректора Москов. дух. Академии А. В. Горского). 117 Письмо от 13 Марта 1833 г., следовательно ровно через год после того, как преосв. Кирилл был проездом в Каменец-Подольск у высокопр. Филарета в Казани с 6-го по 9-е Марта 1832 г. См. сведения, прежде сказанные. 119 См. «Православный Собеседник1867 г. кн. 1. Слово, сказанное преосв. Антонием, епископом Казанским, при вступлении на паству Казанскую и первом служении его 25-го Декабри 1866 г. Приведенные сейчас слова поставлены нами эпиграфом в первой вступительной главе настоящего тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Таким образом, во всех трех областях киевский православный епископат, придавая значение протекторату России для защиты Православия, в то же время оставался в канонической зависимости от Константинополя. Такое временное управление православными приходами продолжалось недолго. В 1676 г. умер епископ Иосиф. Король еще при его жизни назначил ему помощником епископа Львовского Иосифа (Шумлянского). В 1676 г. король назначил Иосифа (Шумлянского) главой православных, а епископа Антония (Винницкого) переместил на его прежнюю кафедру в Перемышль, где тот вскоре тоже умер (1679). Но епископ Мефодий (Филимонов) по возвращении из Москвы проявил себя как сторонник константинопольской юрисдикции, и решение все той же канонической проблемы было задержано еще на несколько лет. Междоусобицы имели место на Киевской земле в последующие годы, вплоть до 1686 г. В то же время происходило усиление униатского влияния в Польше. В 1676 г. сейм запретил ставропигиальным братствам поддерживать связи с Патриархом Константинопольским и представлять ему для решения дела, касавшиеся вопросов вероучения. Братства должны были подчиниться местным епископам, а в случае отказа исполнить это требование должны были представлять спорные вопросы на обсуждение гражданских судов. Это постановление было нежелательно для православных в том отношении, что сковывало активность мирян, оставляя всю власть епископу. В случае принятия епископом унии братства уже не могли обращаться к патриарху и не имели никакой внешней церковной опоры. В октябре 1679 г. король Ян Собеский пригласил митрополита, епископов, настоятелей монастырей и все духовенство, как православное, так и униатское, а также мирян в Люблин на совещание, где предполагалось разрешить все несогласия и споры между униатами и православными. На самом же деле король «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати (преобразовать. —Авт.)». Съезд был назначен на 14 (24) января 1680 г. Православные настороженно отнеслись к этому совещанию и дали своим депутатам указание не идти на соглашение с униатами. Православные

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

Честнейшее же отношение Братств к митрополитам, как экзархам патриаршим было следующее: а) Митрополит, как патриарший экзарх, имел над Барством право власти, по полномочию от патриарха и потому Братства должны были повиноваться его суду и управлению 217 . б) Заботился о благоустройстве Братств, исправляя вкравшиеся в них безпорядки 218 . в) Решал, соборно с епископами, споры и несогласия Братств с епископами 219 . г) Наконец митрополит рукополагал и благословлял, по выбору и представлению Братств, священников к Братским церквам и игуменов к Братским монастырям 220 . Братства находились в непрестанных сношениях с митрополитом, как по собственным своим делам, так и еще более, по нуждам всей Церкви. – Митрополиты в своих многочисленных грамотах к Братствам поддерживали их ревность к Вере православной, то утешая среди напастей и гонений, то давая им советы в затруднительных обстоятельствах, то восхваляя их дела, подъятые на пользу Церкви и в защиту Веры православной 221 . Вообще митрополиты смотрели на Братства, как на своих ближайших помощников в защите Веры православной, как на главнейший оплот Православия, противу всех враждебных действий католиков и униатов. Митрополит Антоний Винницкий не иначе называл членов Львовского Братства как «cooperarii propagators et defensores в вертограде Христовом» 222 . 3) К епископам. Братства, как мы уже видели, совершенно изъяты от власти местных епископов. Правда, сначала священники Братств находились под благословением местных епископов, то есть ими рукополагаемы и посвящаемы, по собственному и добровольному выбору Братств; но впоследствии (с 1590 года), когда местные епископы стали противиться этому выбору и не хотели посвящать священников, избранных и предлагаемых Братствами, от чего Братские церкви оставались без богослужения; то и это право отнято от них и предоставлено митрополитам. Так, по крайней мере было в Львовском Братстве 223 . Не имея, таким образом, сами по себе никакого влияния на Братства, епископы, между тем поставлены были в некоторую от них зависимость: а) Братства имели первый после духовенства голос при выборе местных епископов 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Испрашивая себе и своей церкви отеческого и святительского благословения Вашего, с глубочайшим уважением и сыновнею преданностию честь имею быть Вашего Высокопреосвященства нижайшим послушником Архимандрит Антонин. Константинополь. 31 марта 1864 г. XLII. Письмо архиепископа иркутского Евсевия Архиеп. Евсевий, в мире Евфимий Поликарпович Орлинский, сын диакона тульской еп., обучался сначала в тульской семин., затем в москов. академии; в 1832 г. – магистр; 29 мая того же года – пострижен, 1 июля – иеродиак., 3 июля – иером., 29 авг. – инсп. вифанск. семин..; 25 нояб. 1834 г. – инсп. москов. семин.; 21 авг. 1838 – бакалавр и инспект. москов. акад.; того же года окт. 15 – архим.; 17 ноября 1841 г. – рент. моек, акад.; 9 апр. 1842 г. – настоятель москов. богоявлен, м.; 31 авг. 1845 г. – наст, высокопетровск. м.; 17 янв. 1847 г. – еп. винницкий, настоят, шаргород. Николаев, м. и рек. Петербург, акад., хиротон. 9 марта; 10 декабря 1850 г. – еп. самарский; 3 нояб. 1856 г. – еп. иркутский; 31 марта 1858 г. – архиеп.; 29 авг. 1860 г. – архиеп. могилевский; 16 апр. 1878 г. – чл. С. Синода; 6 окт. 1882 г. уволена» на покой с званием члена С. Синода Сконч. 21 февр. 1883 г. CCLXXV Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Мысленно так часто я бываю в Москве, и так часто вижу Вас, дражайший Архипастырь, что, не знаю, прошел ли день во все время пребывания здесь, когда бы этого не было. Наилучшие дни моего служения протекли под сению Вашего Святительского покрова; потому и естественно это живое памятование наилучшего в моей жизни минувшего. А в светлые праздники тем естественнее бывает это оживление минувшего, чем душа свободнее может и хочет утешительное настоящее соединять в мыслях с подобным – наилучшим в минувшем времени с смешанным чувством. – Так естественно моей душе в светлые праздники мысленно являться пред лице Вашего Высокопреосвященства с сыновним приветствием и благожеланием. Примите, Высокопреосященнейший Владыко, мое искреннейшее приветствие с приближающимися светлыми праздниками во славу Христа Спасителя и Бога, ради нашего спасения благоволившего родиться в Вифлеемском вертепе и явиться во зраке раба и с Божественною славою на Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

В нояб. 1663 г. в Корсуне на выборах нового митрополита вместо скончавшегося Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол: архиереи избрали митрополитом Перемышльского еп. Антония (Винницкого) , другие участники собрания, духовные и светские (правосл. шляхта и казаки), во главе со слуцким архим. Феодосием (Василевичем) выступили за поставление И. Их позиция была настолько единодушной, что гетман П. И. Тетеря рекомендовал польск. политикам, у к-рых И. вызывал недоверие, все же дать ему королевский привилей на митрополичью кафедру. 15 нояб. 1663 г. Тетеря обратился к населению гетманства с универсалом, в к-ром сообщил об избрании И. митрополитом и о необходимости ему повиноваться. Одним из первых актов И. было назначение 3 дек. 1663 г. Феодосия (Василевича) митрополичьим наместником в Великом княжестве Литовском. Хотя епископы письменно протестовали против избрания И. и отказывались признать его митрополитом, И. получил 22 нояб. 1663 г. королевский привилей на митрополичью кафедру с сохранением за ним титула «архимандрит лещинский» и должности управляющего Белорусской (Могилёвско-Мстиславской) епархией. Однако через 2 дня аналогичный привилей был выдан королем Антонию (Винницкому); в привилее говорилось, что И. должен титуловаться не митрополитом, а только епископом Белорусским. Несмотря на это, гетман Тетеря 23 нояб. 1663 г. издал универсал к духовенству и мирянам, в к-ром уверял, что признает И. Киевским митрополитом. Принимались меры, чтобы получить для И. благословение в К-поле, но посланца, отправленного Тетерей и Выговским, не пропустил молдав. воевода. В нач. 1664 г. (по другим данным, в июне), когда на Правобережной Украине началось восстание против польск. власти, закончившееся казнью Выговского, И. и архим. Трехтемировского мон-ря «старец» Гедеон (бывш. гетман Ю. Б. Хмельницкий), обвиненные в сношениях с восставшими, были арестованы польск. гетманом С. Чарнецким и заключены в крепость в Мальборке (по мнению А. Мироновича, арест стал следствием интриг Тетери).

http://pravenc.ru/text/578527.html

«Ни один москаль мне так остро не говаривал», – повторял гетман и прислал к Тяпкину с требованием, чтобы сейчас же отдал ему долг – 1000 золотых польских. Но резидент упросил его чрез иезуитов, чтобы подождал еще месяц. Тяпкин не мог нахвалиться обращением с собою короля: «Сам велел мне у себя всегда быть в покоях, как будет надобность, разговаривает со мною очень милостиво, когда помяну имя великого государя, всегда снимает шапку и говорит о нем, государе, любезно со всякою учтивостию». Впрочем, резидент скоро оставил короля и возвратился во Львов. Здесь он подружился с епископом львовским Иосифом Шумлянским и вошел в переписку с Антонием Винницким, епископом перемышльским. Антоний прислал к нему своего секретаря, который в тайном разговоре начал просить совета, как бы у великого государя получить митрополию Киевскую, потому что Тукальский умер, а он, Антоний, имеет привилегию на митрополию от двух королей польских. «Как господин епископ, – отвечал Тяпкин, – верно великому государю служит и его государскую милость помнит, такую может за свои заслуги и награду получить». В письме своем к Антонию резидент объяснился подробнее, выразил удивление свое, что епископ только теперь припомнил милость великого государя, за которую, неизвестно, заплатил ли хотя одною молитвою или одною бескровною жертвою, и только теперь отозвался с своим служебным желанием. Мы видели, как австрийские послы играли роль посредников при заключении мира между Россиею и Польшею, когда дело шло об избрании царя Алексея в преемники Яну-Казимиру. После неблагоприятный оборот дел, сильное желание окончить войну, истощавшую вконец государство, заставляли царя снова обращаться к посредничеству императора Леопольда. Но это обращение было похоже на старание утопающего схватиться за соломину и происходило от очень недостаточного знания тогдашних европейских дворов и их отношений. Польское правительство, более опытное, отклоняло австрийское посредничество. Венский двор объяснял это интригами польской королевы-француженки, которая хочет видеть родственника своего, французского принца, на польском престоле, объяснял союзом Яна-Казимира с ханом крымским, а чрез хана и с султаном турецким, что все ставило Польшу во враждебные отношения к Австрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с вынесением украинским судом обвинительного приговора в отношении митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана Служба коммуникации ОВЦС, 09.08.2023. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана. Предстоятель Русской Православной Церкви направил обращения Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что «7 августа Винницким городским судом вынесен приговор в отношении правящего архиерея Тульчинской и Брацлавской епархии Украинской Православной Церкви – митрополита Ионафана (Елецких)». Как отметил Святейший Владыка, «этому беззаконному решению предшествовали многочисленные попытки оказать давление на владыку Ионафана, который несмотря ни на что оставался верен своей Церкви и собратьям по вере Христовой». По словам Его Святейшества, пожилой и тяжело больной архиерей, широко известный в православном мире церковный композитор, «приговорен к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по абсурдным обвинениям, включающим " действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти " , а также " посягательство на территориальную целостность Украины " ».

http://mospat.ru/ru/news/90608/

п. обязанностей, от которых всё время было освобождено католическое духо­венство. При всём этом, следует опять же заме­тить, что, как и в прежние времена, воплощение в жизнь принятых договорённостей во многом зависело от политической ситуации. А она вско­ре после подписания этого договора стала скла­дываться не совсем благоприятно для право­славных. В 1660 г. Польша заключила со Шве­цией, которая оккупировала ранее часть её территории, так называемый Оливский мир и стала затем предпринимать действия по возвра­щению земель, завоёванных Россией. В том же году казацкий гетман Юрий Хмельницкий пре­дал Москву и перешёл на сторону Речи Посполитой. Это вызвало внутренние волнения и междоусобицу в Малороссии. Начались внут­ренние неурядицы и в Речи Посполитой. Затем в 1667 г. между Польшей и Московским госу­дарством было достигнуто соглашение, т.н. Андрусовский мир (а вернее перемирие на 13,5 лет), по которому Россия отказалась от завоёван­ной ранее Литвы, но сохранила за собой Смоленск, Северскую землю, Левобережную Украи­ну и г. Киев (сроком на два года), находившийся на правом берегу Днепра. Таким образом, юри­дически было закреплено разделение Малорос­сии на Левобережную и Правобережную, что не могло не отразиться на положении церков­ных дел в Киевской митрополии. Ещё перед этим, в 1663 г. скончался митро­полит Дионисий (Балабан). Его наследником на митрополичью кафедру киевское духовенство и казаки предложили Мстиславского владыку ИОСИФА (Нелюбович-Тукальского). Епископы же епархий, находящиеся в пределах польского влияния, выдвинули своего кандидата – Антония (Винницкого), епископа Перемышльского. Выборы состоялись 9 ноября 1663 г. в Корсуни, но консенсуса достичь на них не удалось, и каждая сторона представила на утверждение королю своего избранника. И король принял весьма примечательное решение: «чтобы удов­летворить обе группы. 22 ноября выдал «привилей» (грамота, содержащая пожалование; прим. автора) на управление митрополиту Тукальскому. А спустя два дня – Винницкому, запретив вместе с тем употребление этого титула владыке Мстиславскому (Белорусскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, мужи и подданные заявили жалобу, что Гурки делали им притеснения и грабежи, вследствие чего они пришли в бедность и разорение (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 76:77). 16 Село Обаров – как имение Киево-Печерского монастыря – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня архимандрита Киевского с Обарова (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 112). Ещё оно – как имение того же монастыря – угомоняется в акте от 1593 года 24 апреля в описи движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего Киево-Печерскому монастырю, составленное при передаче этого монастыря архимандриту Никифору Туру; в числе недвижимого имущества этого монастыря упоминается на Волыни под Ровно в повете Луцком село Грудек, село Обаров и селище Лобковщина, относящееся к нему (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 387). Ещё оно – как имение Киево-Печерской архимандрии и митрополии – упоминается в акте от 1681 года 18 марта в одном из пунктов (14-м), определяющих льготы и права, жалуемые униатам, и постановленных комиссией, назначенною королём для этой цели (Архив, ч. 1, т 4, стр. 45), Ещё это село упоминается в акте от 1712 года 8 апреля в мандате короля Августа II, требующем в асессорский суд вдову Волынского кастелана Франциска Ледуховского – за самовольное присвоение имений Гродка и Обарова, принадлежавших Киево-Печерской архимандрии и, вместе с титулом Киево-Печерского архимандрита, пожалованных королём Перемышльскому униатскому епископу Юрию Винницкому (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 351). 17 Село Тынное – как имение дворян Антония Любенецкого жены его Варвары, урождённой Куберской – упоминается в акте от 1508 года 11 февраля в сознании возного о том, что он арестовал в селе Кушковцах крестьян, бежавших из имения дворян Любенецких, в том числе и села Тынного, и вместе с тем вручил владельцам Кушковец, дворянам Глуховским, позов, требующий их к суду за передержку этих крестьян (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 20 и 21). 18 Местечко Александрия – как имение коронного подстолия, князя Станислава Любомирского – упоминается в акте от 1768 года 28 марта в явке составленного в 1758 году инвентаря имения князя Станислава Любомирского, села Тупалец с перечислением крестьян, их рабочего скота и всякого рода даней и повинностей причём здесь замечено, что этот инвентарь был составлен в Александрии в 1758 году 29 мая (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 544).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

— Насколько свободно сейчас прихожанам и священнослужителям Украинской Православной Церкви на Украине? В последние годы стало проще или тяжелее? — Слава Богу, мы не проходим через те испытания, с которыми пришлось столкнуться нашей Церкви в прошлом веке, имею в виду большевистские репрессии. Однако все же следует отметить, что нашим священникам и верующим часто приходится иметь дело с нарушениями их прав и свобод. К сожалению, наблюдаются и факты прямого насилия и агрессии в отношении паствы канонической Церкви. После ухода Порошенко с поста Президента ситуация несколько улучшилась, но соответствующие проблемы никуда не исчезли. Все просто повисло в воздухе. И любой внешний фактор, те же итоги визита Патриарха Варфоломея в Украину, могут вновь усугубить обстановку в церковной сфере. — В каких областях сегодня складывается наиболее неблагополучная ситуация с захватом храмов и притеснением канонической Церкви? Какова динамика в целом по стране — ситуация ухудшается при Зеленском? Сколько было захватов храмов за последние месяцы, в чем их причины? Возможен ли возврат к временам Порошенко? — Наиболее часто новости о соответствующих правонарушениях приходят из Западной Украины. Во многом это объясняется действиями определенных представителей местной власти или радикальных политических сил, заинтересованных в поддержании своего рейтинга. Стоит отметить, что участились факты незаконной перерегистрации уставов общин нашей Церкви в юрисдикцию «ПЦУ». Кстати, именно такое должностное преступление, совершенное чиновником Винницкой областной государственной администрации, совсем недавно привело к попытке захвата храма Украинской Православной Церкви в селе Вербовец. Представители «ПЦУ» пытались проникнуть в здание силовыми методами. Они били, выталкивали священника и верных канонической Церкви из храма, сорвали с настоятеля крест, угрожали заточенной арматурой «резать» верующих УПЦ «как свиней». При этом присутствовавшие при попытке захвата правоохранители Национальной полиции не вмешивалась в действия представителей «ПЦУ». И этот момент по-настоящему удручает. Ведь беззаконие порождает еще большее беззаконие, создавая условия для дестабилизации религиозной ситуации во всей стране.

http://patriarchia.ru/db/text/5838013.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010